Научная статья на тему 'Определение индуктивности ротора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором'

Определение индуктивности ротора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1915
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Завьялов Валерий Михайлович

Рассмотрены теоретические предпосылки и методика определения индуктивности ротора на основе использования математической модели двигателя и рекуррентного метода наименьших квадратов с экспериментальной проверкой на реальном двигателе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Завьялов Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение индуктивности ротора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»

20

В.Г. Каширских, В.М. Завьялов

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 621.313.333.045.028

В.Г. Каширских, В.М. Завьялов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ РОТОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

Данная статья является продолжением публикаций [1,2] и посвящена определению индуктивности ротора асинхронного двигателя (АД) в реальном времени с использованием рекуррентного метода наименьших квадратов на основе измеряемых фазных токов статора и предварительно рассчитанных величин потокосцепления и индуктивности цепи намагничивания [1, 2]. Следует отметить, что представленный метод применим только для двигателей, работающих со статической, либо с медленно изменяющейся нагрузкой.

Рассмотрим векторную диаграмму, отражающую роторные переменные АД с короткозамкнутым ротором (рис.1), представленного в виде обобщенной электрической машины [3]. Угол между током и потокосце-плением ротора в установившемся режиме работы при отсутствии подводимого к ротору напряжения будет равен 90°. Для определения потокосцепле-ния ротора воспользуемся уравнениями перехода от непод-

вижной системы координат а, Д к координатам и, V, вращающимся с частотой вращения поля:

¥2и = ¥2а сО8У + УгрЫЪУ,] W2v = У2а8ІП У - ¥2Д сое у, |

(1)

где ^2ы , ^2л> -составляющие

потокосцепления ротора по осям и и V; ^2СС , ^2р - со-

ставляющие потокосцепления ротора по осям Си Д; у - угол между координатными осями а, Д и и, V.

Привязав ось и к вектору тока ротора, как это показано на рис.1, получим зависимости:

І2а • г2Д

СО$,у=^-> 8Шу = —— ’

12 12 где І2а , І2Д - составляющие

тока ротора по осям а и Д ; І2 -модуль вектора тока ротора.

Приняв во внимание то, что составляющая потокосцепления ротора по оси и равна нулю, представим первое уравнение из (1) в виде:

Ч/2аІ2а + ¥2ДІ2Д = °. (2) Значения потокосцеплений определяются зависимостями:

¥2с = І1аІ^т + І2аІ^2, (3) ¥2Д = І1 ДЬт + І2 ДЬ2. (4) Подставив (3) и (4) в уравнение (2), получим:

^ {І1аІ2а + ЧрЬр)

= _L2 (a +i2P)

(5)

ротора асинхронного двигателя

где iia , iiP - составляющие тока статора по осям Си Д.; Lm

- индуктивность цепи намагничивания; Ь2 - индуктивность ротора.

Составляющие тока ротора можно определить из выражений:

i2a =

¥ma

L

i1a''

m

¥шр

г2р = ~Т------71р’

Тш

где Уша , Ушр - составляю-

щие потокосцепления цепи намагничивания по осям а и р. Введем обозначения:

У = Тш (г1аг2а + КрЬр) ,

z =

(a + ^p)

тогда уравнение (5) примет вид: y=L2Z .

Чтобы при решении этого уравнения сгладить ошибку, вызванную погрешностью системы измерения, воспользуемся рекуррентным методом наименьших квадратов. При этом будем пользоваться следующим алгоритмом расчета индуктивности ротора АД:

1. Определение индуктивности ротора в момент времени

t+Tk :

L2(t + Tk) = L2(t) + P(t)z(t + Tk) х

„ [ y(t + Tk) - z(t + Tk) L2(t)]

2

P(t) z 2(t + Tk) + p

где Tk - время дискретизации; P(t) - дисперсия ошибки оцен-

ки индуктивности ротора в мо-

мент времени t; p - коэффици-

ент забывания - выбирается в диапазоне 0<p <1.

Электротехнические комплексы и системы

21

2. Определение дисперсии ошибки оценки индуктивности ротора в момент времени t+Tk:

Р^ + Тк) = ^ -

Р .

P 2(t) 2 2(t + Tк)

р[ P(t) 2 2(t + Tk) + Р]

3. Переход момента времени t к следующему моменту времени t+Tk и возращение к первому пункту с последующим повторением цикла.

Следует отметить, что в начальный момент времени неизвестна оценка величин [ и Р, поэтому они задаются следующим образом: [ (0) — произвольное действительное число, которое желательно выбирать ближе к предполагаемому значению индуктивности ротора; Р(0) - рекомендуется принимать достаточно большим действительным числом [4].

При выборе коэффициента забывания р следует обратить внимание на то, что при его увеличении улучшается сгла-

4AX90L4Y3

живание ошибки, вызванной погрешностью измерения, но в то же время ухудшается отслеживание определяемого параметра в случае его изменения во времени.

Результаты применения рекуррентного метода наименьших квадратов для определения в реальном времени индуктивности ротора представлены на рис.2. Процедура оценки была

проведена при р=0.998, Р(0) =1000000, Т (0)=0.175.

Большие отклонения оцениваемого параметра на начальном участке вызваны неточным заданием [2 (0)= и Р(0), при

этом определение индуктивности ротора осуществляется в пределах 80 мс, что вполне приемлемо для практических целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каширских В.Г., Завьялов В.М., Соколов Д.В. Идентификация параметров асинхронного электродвигателя с помощью метода наименьших квадратов // Вестн.КузГТУ, 2002. - №2. - С. 17-19.

2. Каширских В.Г., Завьялов В.М. Идентификация параметров обмотки статора и цепи намагничивания асинхронного двигателя с помощью расширенного фильтра Калмана // Вестн. КузГТУ, 2002. №3.

- С. 17-21.

3. Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов.-М.: Энергоатомиздат, 1985. 560с.

4. Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления. Оценивание параметров и состояния. М.: Мир. 1975. 687с.

УДК 621.313.333.045.028

В.Г. Каширских, В.М. Завьялов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ АКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И ПОТОКОСЦЕПЛЕНИЯ РОТОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЕГО РАБОТЕ В УСТАНОВИВШЕМСЯ РЕЖИМЕ

Развивающиеся в последнее время системы векторного управления АД требуют знания информации о векторе потокосцепления ротора. Прямое его измерение труднодоступно, поэтому на практике используют расчетные методы определения потокосцепле-ния ротора по уравнениям динамики, измеряя фазные токи, напряжения статора и скорость вращения

ротора [2]. При этом точность определения по-токосцепления напрямую зависит от точности задаваемых параметров двигателя, которые, как правило, определяются из каталожных данных, являющихся усредненными для партии или серии двигателей.

Использование датчика скорости также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.