Научная статья на тему 'Определение индивидуальной конфликтности у спортсменов различной квалификации и пола'

Определение индивидуальной конфликтности у спортсменов различной квалификации и пола Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
304
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение индивидуальной конфликтности у спортсменов различной квалификации и пола»

1. В процессе обучения в образовательных школах главными задачами следует считать укрепление здоровья школьников, формирование здорового образа жизни, развитие творческих и мыслительных способностей за счет ежедневных занятий физическими упражнениями, а не памяти, как это принято сейчас. В воскресные дни проводить школьные соревнования или туристские походы с экологической направленностью.

2. Обеспечить школьников полноценным питанием, так как двигательная активность и питание определяют здоровье молодежи.

3. В средних и высших профессиональных учебных заведениях планировать и проводить три обязательных занятия в неделю продолжительностью по 2 часа каждая на протяжении всех лет обучения.

4. Принять соответствующие меры для материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.

5. Обеспечить качественный ежегодный медицинский осмотр всех учащихся.

6. Расширить сеть спортивных школ, обеспечив их соответствующими спортивными сооружениями и спортивным оборудованием.

7. Предусмотреть повышение не менее в 2 раза заработной платы работникам системы образования.

8. Необходимо, начиная с 2008-2009 гг., увеличить ежегодный бюджет Министерства образования и науки РК, предусмотрев его в размере не менее 10% от ВВП и включив этот пункт в Закон РК «Об образовании».

9. Предусмотреть повышение заработной платы работникам образования и науки, имеющим ученые степени и ученые звания в 3 раза по сравнению с настоящим тарифом, включив этот пункт в Закон «Об образовании».

10. Предусмотреть беспроцентные кредиты сроком на 10-20 лет всем желающим получить высшее профессиональное образование, как это делается в развитых странах. Платное образование, существующее сейчас, доступно только богатым и ограничивает возможности развития человеческого потенциала у других слоев населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» №319-111 ЗРК.

2. Кошаев, М.Н. Экономические проблемы физической культуры и спорта в Республике Казахстан / М.Н. Кошаев. - Алматы : Lem, 2006. - 220 с.

3. Орехов, Л.И. Оздоровление нации по-американски / Л.И. Орехов, Е.Л. Караваева // Вестник физ. культуры. -1999. - № 1-2. - С..38-40.

4. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. - М. : Наука, 1975. - С. 5-67.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОЛА

С.Н. Монастырев

А.Я. Анцупов (2005), давая определение конфликтности личности, понимает ее как интегральное свойство, отражающее частоту вступления человека в межличностные конфликты [1].

В задачу настоящего исследования входило определение степени индивидуальной конфликтности спортсменов и выявление ее взаимосвязи с данными спортивного паспорта, куда входили показатели стажа занятия спортом, биологический возраст, а также квалификация.

Для определения степени и уровня личностной конфликтности спортсмена была выбрана методика (тест) самооценки собственной конфликтности [3, 4, 5].

В обследовании приняли участие 1695 человек, из которых 1105 спортсменов и

590 спортсменок различного возраста, имеющих спортивную квалификацию от ЗМС и МСМК до спортсменов 2-х и 3-х разрядов.

Анализ по переменным пол - конфликтность позволил выявить порядок распределения спортсменов по диапазонам степеней конфликтности.

Полученные данные исследования, представленные в графическом изображении (рис. 1), дают основание утверждать, что показатели индивидуальной конфликтности спортсменов подчиняются законам нормального распределения величин с левосторонней положительной асимметрией, при которой частота случаев со средней конфликтностью является преобладающей при повышенном количестве случаев с выраженной конфликтностью.

Анализ распределения индивидуальной конфликтности показал, что наибольшее количество спортсменов (как мужчин - 49,3%, так и женщин - 42,4%) попадают в диапазон средней степени конфликтности. Необходимо отметить, что количество спортсменов-мужчин значительно превышает показатели спортсменок.

•/. 44 5

чо /

/ 4: 4

/г—

/ 24 ‘ 27.:

20.3

16.3

а

,.4 ШГІ шП у

1 2 3 4 5 6

■ Мужчины Жсшшшы Рис. 1. Распределение индивидуальных показателей по диапазонам степеней конфликтности (в %)

Примечание.

Диапазоны степеней конфликтности в баллах: 1 - очень высокая (60-70 баллов); 2 - выраженная конфликтность (50-59); 3 - средняя (40-49); 4 - низкая (30-39); 5 - очень низкая (20-29); 6 - избегание конфликта (19 и ниже).

Вторым по численности является диапазон с выраженной степенью конфликтности, где наблюдается преобладающее большинство женщин - 27,2%. У мужчин этот показатель равен 24,9% от общего числа спортсменов.

В диапазоне низкой конфликтности, третьим по численному представительству испытуемых, также наблюдается большее количество женщин-спортсменок (20,3%), тогда как мужчины-спортсмены были представлены в 16,3% случаев. Диапазоны с очень высокой степенью конфликтности характеризуются малым количеством индивидуальных показателей и незначительным преимуществом представительства спортсменов (4,5%) над спортсменками-женщинами (4,2%).

Рассматривая распределение индивидуальных показателей в диапазоне очень низкой степени конфликтности и в границах, определяющих степень избегания конфликта, необходимо отметить очень малое количество испытуемых по сравнению с другими диапазонами. Здесь наблюдается незначительное преимущество женщин-спортсменок.

Анализ по переменным пол - квалификация - конфликтность давал возможность определить порядок распределения спортсменов различной квалификации по

диапазонам степеней конфликтности и выявить в них наибольшее (характерное) представительство испытуемых. Для этого все испытуемые были сгруппированы по следующим квалификационным категориям: 1-я группа - спортсмены, имеющие почетное звание ЗМС, а также МСМК и МС (высшая квалификация); 2-я группа - КМС и перворазрядники (среднее звено) и 3-я группа - спортсмены 2-го и 3-го разрядов (массовые разряды).

Рассматривая процентное распределение спортсменов в каждой квалификационной группе по диапазонам степеней конфликтности (таблица 1), необходимо обратить внимание на тот факт, что наибольшее количество испытуемых - как спортсменов высшей категории, так и низших разрядов, попадают в диапазон средней степени конфликтности с максимальным показателем у мужчин высших разрядов (58,1%). У представителей массовых разрядов этот показатель равен 44,9%. Спортсмены 1-х разрядов и КМС занимают срединную позицию между испытуемыми других разрядных групп (50,5%).

Таблица 1

Распределение показателей индивидуальной конфликтности _____спортсменов по квалификационным группам (в %)______________

Диапазоны индивидуальной конфликтности Квалификация

МСМК и МС n=350 КМС и 1-й разряд n=770 2-й и 3-й разряды n=565

муж. n=155 жен. n=195 муж. n=505 жен. n=265 муж. n=445 жен. n=120

Очень высокая 3,3 2,6 5,9 5,4 3,4 4,2

Выраженная конфликтность 16,1 20,5 22,8 27,3 30,3 37,5

Средняя 58,1 41,0 50,5 41,8 44,9 45,8

Низкая 12,9 28,2 16,8 21,8 16,8 4,1

Очень низкая 6,4 5,1 2,9 1,9 2,2 4,4

Избегание конфликта 3,2 2,6 1,1 1,8 2,4 4,0

Вторым по количеству представленных спортсменов являлся диапазон с выраженной степенью конфликтности. Здесь наибольшее представительство имеют испытуемые низших разрядов (30,3%). Распределение спортсменов других квалификационных групп находилось в обратной зависимости от их разрядного статуса (1-й разряд и КМС - 22,8%; МСМК и МС - 16,1%). Необходимо отметить количество спортсменов, попавших в диапазон низкой степени конфликтности. Здесь в равных долях представлены спортсмены средней и низшей разрядных групп (16,8%), когда как мужчины высшей квалификации составляли меньшинство - 12,9%.

В диапазоне очень высокой степени конфликтности, в который попало малое количество спортсменов из общей выборки испытуемых, наибольшие показатели - у КМС и перворазрядников (5,9%). У спортсменов высших и низших разрядов эти показатели были, соответственно, равны 3,3% и 3,4%. В диапазоне очень низкой степени конфликтности и избегания конфликта в основном преобладают показатели спортсменов высших разрядов. Их значения равны, соответственно, 6,4% и 3,2%.

У женщин-спортсменок наблюдается та же тенденция, что и у мужчин, с той только разницей, что в диапазоне средней степени конфликтности преобладают показатели спортсменов низших разрядов (45,8%). В том же диапазоне наибольшие показатели - у женщин средней (41,8%) и высшей (41,0%) разрядных групп из их общего числа. Преобладающее большинство высококвалифицированных спортсменок отмечается в диапазонах низкой (28,2%) и очень низкой (5,1%) степеней конфликтности. У женщин перворазрядниц и КМС отмечаются относительно большие процентные показатели в диапазоне очень высокой степени конфликтности (5,4%), чем у представительниц других разрядных групп, тогда как в диапазонах очень низкой степени конфликтности и избегания конфликта они имели самые низкие показатели.

Обобщая данные, полученные в ходе предварительных исследований, была предпринята попытка выявить степень взаимосвязи между показателями индивидуальной конфликтности у мужчин и женщин с данными их спортивного паспорта (квалификацией, стажем занятия спортом и биологическим возрастом).

Для математической обработки показателей была взята частная классификация корреляционных связей, которая ориентирована на уровень значимости коэффициента корреляции при большом объеме выборки. В исследованиях применялся коэффициент линейной корреляции г К. Пирсона.

Анализ результатов показал (таблица 2), что у женщин уровень конфликтности в среднем диапазоне находится в обратной значимой зависимости от показателей спортивного результата и биологического возраста спортсменок (р<0,05), то есть, чем выше уровень конфликтности, тем ниже спортивная квалификация и возраст спортсменок, и наоборот. В этом же диапазоне у них наблюдается тенденция к отрицательной корреляции между показателями стажа и уровня индивидуальной конфликтности, но она не столь значительна и не достигает уровня статистической значимости. В диапазоне очень низкой степени уровень индивидуальной конфликтности значительно зависит от возраста и стажа спортсменок (р<0,05). Отсюда следует, что чем больше возраст и время занятия спортом, тем выше уровень конфликтности.

Таблица 2

Взаимосвязь общегрупповых показателей в диапазонах степеней ______конфликтности с данными спортивного паспорта (г)_______________

Диапазоны Данные спортивного паспорта

индивидуальной конфликтности Квалификация Возраст Стаж

Очень высокая 0,181 0,166 0,224

0,339 0,259 0,024

Выраженная конфликтность - 0,036 - 0,097 - 0,110 - 0,026 - 0,022 - 0,142

Средняя 0,043 - 0,153* 0,062 -0,146* 0,037 - 0,129

Низкая -0,082 0,030 0,082

-0,053 - 0,015 0,085

Очень низкая 0,312 0,287 0,323 0,453* 0,317 0,456*

Избегание конфликта -0,267 -0,183 -0,126 -0,365 -0,136 -0,271

Примечание:

1. г - коэффициент корреляции К. Пирсона;

2. - в числителе - показатели мужчин, в знаменателе - показатели женщин;

3 - * - значение г при р<0,05

У мужчин во всех диапазонах степеней индивидуальной конфликтности была выявлена незначительная корреляция между исследуемыми показателями, не достигающая уровня статистической значимости.

Определяя взаимосвязь всех общегрупповых характеристик индивидуальной конфликтности как у мужчин, так и у женщин с данными спортивного паспорта (таблица 3), необходимо отметить отрицательную корреляционную связь между изучаемыми показателями.

Так, у женщин наблюдается высокая значимая корреляция между индивидуальной конфликтностью, с одной стороны, и спортивной квалификацией, стажем и биологическим возрастом спортсменок - с другой (р<0,01), то есть, чем ниже степень индивидуальной конфликтности, тем выше спортивное мастерство, которое связано с опытом испытуемых.

Таблица 3

Взаимосвязь общегрупповых показателей индивидуальной

конфликтности с данными спортивного паспорта (г)_______________

Пол Данные спортивного паспорта

Квалификация Возраст Стаж

Мужчины, п=1105 -0,020 - 0,151** - 0,072*

Женщины, п=590 -0,120** - 0,118** - 0,116**

Примечание:

1) г - коэффициент корреляции К. Пирсона

2) * - значение г при р<0,05; ** - значение г при р<0,01.

У мужчин высокая отрицательная корреляция индивидуальной конфликтности связана с возрастом спортсменов (р<0,01), тогда как конфликтность и стаж находятся в отношениях значимой корреляции при уровне статистической значимости, равной р<0,05. Отсюда можно констатировать, что чем больше биологический возраст спортсмена, тем ниже индивидуальная конфликтность.

ВЫВОДЫ

1. Результаты анализа показали, что наибольшее количество спортсменов обоих полов имеют среднюю степень индивидуальной конфликтности. Вторым и третьим по процентному отношению являются диапазоны с выраженной и низкой степенью конфликтности.

2. Спортсмены, имеющие среднюю степень индивидуальной конфликтности, имеют перспективу достижения результатов высокого уровня, тогда как женщины, обладающие такой степенью конфликтности, склонны к показу результатов 2-х и 3-х разрядов.

3. У женщин низкий уровень индивидуальной конфликтности, который во многом зависит от стажа занятия спортом и от возраста спортсменок, способствует достижению высоких спортивных результатов.

4. У мужчин показатель уровня индивидуальной конфликтности не влияет на спортивные результаты (квалификацию спортсменов), тогда как с приобретением опыта занятий спортом наблюдается тенденция к снижению конфликтности спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб. : Питер, 2005. - 288 с. : ил.

2. Кубланов, М.М. Психолого-педагогические особенности конфликта в спорте : монография / М.М. Кубланов, С.Н. Монастырев. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2005. -269 с.

3. Леонов, Н.И. Конфликтология : учеб. пособие / Н.И. Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 225 с.

4. Ложкин, Г.В. Практическая психология конфликта : учеб. пособие / Г.В. Ложкин. - 2-е изд., стереотип / Г.В. Ложкин, Н.И. Повякель. - Киев : МАУП, 2002. -178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сулейманов, И.И. Основы спортивной конфликтологии : монография / И.И. Сулейманов. - Омск : Изд-во Сиб. ГАФК, 1997. - 344 с.

ИГРО- И ПСИХОГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

В.М. Немеровский

В педагогической и психологической литературе дошкольный период детства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.