УДК 629.5.01
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОСТОЙЧИВОСТИ МАЛОГО РЫБОЛОВНОГО ТРАУЛЕРА ПРИ ВАРИАЦИЯХ ЕГО ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ
П. Р. Гришин, С. В. Дятченко, В. П. Иванов, А. В. Нефедов
DETERMINATION OF STABILITY CHARACTERISTICS OF A SMALL FISHING TRAWLER DURING VARIATIONS OF ITS MAIN ELEMENTS
P. R. Grishin, S. V. Dyatchenko, V. P. Ivanov, A. V. Nefyodov
В настоящее время необходимо восстановление всего промыслового флота страны в кратчайшие сроки с возможно минимальными затратами. При этом России нет необходимости, как это было раньше, иметь многочисленные типы мало-, средне- и крупнотоннажных судов. Вариационные расчеты показывают, что отклонение основных характеристик судов на 10-15 % от оптимума по основным экономическим критериям не оказывает значительного влияния на значения основных экономических показателей судна. Опыт эксплуатации малых рыболовных судов в Калининградском регионе показал, что в качестве базовых вариантов для создания современных конкурентоспособных судов с размерным рядом 20-25,5 м можно использовать МРТК «Балтика», а для судов 25-30 м - МРТР типа «Гируляй». Имеющаяся в наличии проектно-конструкторская документация по этим проектам судов, опыт их эксплуатации, данные по гидрометеорологическим условиям в районах промысла Балтийского моря и запасам морепродуктов, инфраструктура предприятий и способы сохранения и обработки улова, а также современные тенденции в мировом судостроении обеспечивают возможность создания эффективных проектов новых отечественных судов. С учетом вышесказанного, ФГБОУ ВО «КГТУ» приступило к разработке методического обеспечения для создания современных отечественных проектов малых рыболовных траулеров. Рассмотрение промыслового судна с позиции системного подхода предусматривает создание расчетных схем и моделей для определения наилучших мореходных качеств, необходимых характеристик прочности и вибрации, а также экономических показателей. В качестве объекта исследований выбран МРТР типа «Гируляй», имеющий расчетную длину 29,6, ширину 8,8, высоту борта 5,95 м. Целями вариационных исследований являлось определение влияния изменения главных размерений судна на характеристики остойчивости.
судостроение, малое рыболовное судно, системный анализ, основные элементы судна, теоретический чертеж, нагрузка масс, остойчивость, критерий погоды
At present, it is necessary to restore the entire fishing fleet of the country as soon as possible with the lowest possible cost. Moreover, Russia does not need, as it was before, to have numerous types of small, medium and large vessels. Variational calcula-
tions show that a deviation of the main characteristics of the vessels by 10-15 % from the optimum according to the main economic criteria does not significantly affect the values of the main economic indicators of the vessel. The experience of operating small fishing vessels in the Kaliningrad region showed that MRTK Baltika can be used as a basic version for creating modern competitive vessels with a size range of 20-25.5 m, and MRTR of the Giruliai type can be used for ships 25-30m long. Available design documentation for these projects, operating experience of these vessels, data on hydro-meteorological conditions of their operation in the Baltic Sea fishing areas and seafood stocks, enterprise infrastructure and methods for catch preserving and processing, as well as current trends in world shipbuilding provide an opportunity for creating effect-tive projects for new domestic vessels. In view of the foregoing, FSEI HE "KSTU" has begun to develop methodological support for the creation of modern domestic projects of small fishing trawlers. Consideration of a fishing vessel from the position of a systematic approach involves creation of design schemes and models to determine their best seaworthiness, necessary characteristics of strength and vibration, as well as economic indicators. The Giruliai type MPTR, with an estimated length of 29.6, a width of 8.8 m, a side height of 5.95 m was chosen as the object of research. The purpose of the variational studies was to determine the effect of changes in the main dimensions of the vessel on the stability characteristics.
shipbuilding, small fishing vessel, system analysis, main elements of the vessel, lines, mass load, stability, weather criterion
ВВЕДЕНИЕ
Требования рыночной экономики к техническим и экономическим характеристикам промысловых судов обуславливают необходимость применения системного подхода на стадиях их проектирования. Анализ литературных источников показал, что гидрометеорологические условия эксплуатации изложены в работе [1], методология проектирования водоизмещающих судов - [2, 3], методика проектирования рыболовных судов - [4-6]. Методические положения для определения формы корпуса и обеспечения мореходных качеств судов, в том числе остойчивости, представлены в работах [5-9], методика определения нагрузки масс для судов различного назначения - [10, 11]. Анализ технической литературы показал, что имеются необходимые теоретические и методические основы, позволяющие перейти к системным исследованиям элементов и характеристик промыслового судна с целью улучшения его технико-экономических характеристик. Результатом системных исследований мореходных, прочностных, вибрационных, технологических и экономических качеств судна должен стать новый объект морской техники, полученный по результатам оптимизационных расчетов. Структурная схема исследований остойчивости малого рыболовного траулера представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема исследований малых рыболовных судов Fig. 1. Structural diagram of research of fishing vessels
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ С учетом разработанной структурной схемы (рис. 1) собрана статистика отечественных судов, которые могут быть использованы в качестве прототипа или аналогов для создания малого рыболовного траулера для Калининградского региона (табл. 1).
Таблица 1. Статистические данные по малым рыболовным судам
Table 1. Small fis^
ling vessels statistics
№ п/п Номер проекта Главные характеристики
длина габаритная длина расчетная ширина расчетная осадка в грузу высота борта водоизмещение дедвейт
1г,м ¿ХХ,м В,м T, м Нм Дт Dw т
1 1328 25,50 22,00 6,8 2,37 3,30 174,0 30,0
2 B-410 25,80 23,00 7,20 2,70 3,50 н/д 60,0
3 B-403 26,27 23,00 7,20 2,70 3,50 н/д 69,0
4 TR -27 29,15 26,23 7,50 2,90 4,00 н/д 100,0
5 B-280 26,78 23,50 7,40 3,20 3,65 н/д 126,0
6 1296 35,72 29,60 8,80 3,30 5,95 550,0 150,0
7 1331 34,00 30,05 7,80 2,88 3,70 367,0 97,0
8 388M 33,91 29,04 7,00 2,88 3,61 318,0 93,0
9 01340РС 31,85 27,80 6,90 2,10 3,15 318,0 93,0
10 1282 31,80 29,00 7,20 2,76 3,50 318,0 88,0
11 В-275 29,80 26,37 8,00 3,24 6,17 383,0 89,0
12 С0-300 28,80 25,00 6,20 2,37 3,00 203,0 47,0
13 1336 27,54 24,81 6,70 2,98 3,70 262,7 37,0
14 РБ-150 27,20 24,00 5,50 1,84 2,50 149,0 31,0
15 1330 26,50 22,90 6,50 2,27 3,05 181,0 63,0
16 13303 26,48 22,39 6,50 2,32 3,00 176,0 60,0
17 БЧС-300 26,07 23,20 6,00 2,33 3,00 162,0 31,0
Анализ основных элементов малых отечественных рыболовных судов, представленных в табл. 1, показал, что габаритная длина изменяется в диапазоне 25,5 < Ьг < 35,72, расчетная длина - 22,0 < ¿ц,< 30,05, расчетная ширина суд-
на - 6,0 < В < 8,8, а высоты борта - 3,0 < Н < 6,17. Из табл. 1 видно, что изменение водоизмещения малых отечественных рыболовных судов находится в диапазоне 149 < й < 550, а дедвейта 30< й < 150. Результаты анализа основных элементов отечественных рыболовных судов показали, что диапазон их изменений достаточно широк. Поэтому для выбора базового проекта судна учитывались район промысла, время и анализ гидрометеорологических условий эксплуатации [1], а также наличие проектно-конструкторской документации. В качестве базового проекта выбран рыболовный траулер рефрижераторного типа «Гируляй» пр.1296 расчетной длиной 29,6, шириной 8,8, высотой борта до верхней палубы 5,95 и осадкой на миделе 3,3 м.
Для проведения вариационных исследований были построены девять теоретических чертежей, включающих базовое судно и суда с измененными основными элементами. Теоретические чертежи учитывали равномерное изменение расчетной длины и ширины судна от базового варианта.
В табл. 2 представлены основные элементы, соответствующие вариантам построенных теоретических чертежей. Как видно из таблицы, они имели отличия по расчетной длине, ширине судна, высоте борта и его осадке. Мощность главного двигателя и численность экипажа для всех построенных вариантов исследований не изменялись.
Таблица 2. Основные элементы рыболовных траулеров по результатам построения теоретических чертежей
Table 2. Main elements of fishing trawlers according to the results of drawing the lines
№ Наименование основных Расчетные основные элементы рыболовного
п/п элементов траулера по вариантам
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Длина судна между перпендикулярами, м 29,6 27,1 24,6 29,6 27,1 24,6 29,6 27,1 24,6
2 Ширина, м 8,8 8,06 7,31 7,92 7,25 6,58 9,24 8,45 7,68
3 Высота борта, м 5,95 5,45 4,95 5.95 5,45 4,95 5,95 5,45 4,95
4 Осадка, м 3,3 3,3 3,3 3,02 3,02 3,02 3,3 3,3 3,3
5 Мощность ГД, кВт 425 425 425 425 425 425 425 425 425
6 Экипаж, чел. 16 16 16 16 16 16 16 16 16
На рис. 2 и 3 представлены теоретические чертежи, которые соответствуют вариантам 1 и 2, приведенным в табл. 2.
Для всех вариантов рыболовного траулера выполнены расчеты гидростатических кривых. В табл. 3 представлены гидростатические кривые для вариантов 1 и 2.
Рис. 2. Теоретический чертеж малого рыболовного судна типа «Гируляй»
с расчетной длиной 29,6 м Fig. 2. Lines of a small fishing vessel of the Giruliai type with an estimated length
of 29.6 m
Рис. 3. Теоретический чертеж малого рыболовного судна типа «Гируляй»
с расчетной длиной 27,1 м Fig. 3. Lines of a small fishing vessel of the Giruliai type with an estimated length
of 27.1 m
Таблица. 3 Гидростатические кривые для вариантов 1 и 2 Table. 3 Hydrostatic curves for options 2 and 2_
Т, м M, т V, м3 Xc, м zc, м S, м2 xf , м r0, м Rq, м Zrn0^
Вариант №1
1,00 75,40 73,60 -0,394 0,645 125,900 0,429 6,288 49,7 6,933
1,50 147,10 143,50 0,005 0,944 151,600 0,357 4,691 35,9 5,635
2,00 230,00 224,30 0,063 1,236 171,300 0,028 3,681 30,0 4,917
2,50 323,70 315,90 -0,082 1,530 193,400 -0,766 3,059 29,3 4,589
3,00 429,30 418,80 -0,374 1,831 215,700 -1,674 2,661 29,6 4,492
3,50 544,70 531,40 -0,718 2,132 233,200 -2,302 2,372 28,4 4,503
4,00 665,70 649,40 -1,002 2,426 242,000 -2,452 2,096 25,4 4,522
Вариант №2
1,00 67,60 66,00 -0,264 0,642 110,800 0,412 5,465 42,4 6,107
1,50 130,60 127,40 0,037 0,938 132,700 0,246 3,988 31,3 4,926
2,00 203,40 198,40 0,038 1,230 150,800 -0,188 3,127 27,0 4,357
2,50 286,80 279,80 -0,181 1,528 173,000 -1,117 2,663 27,5 4,190
3,00 380,40 371,10 -0,510 1,829 191,500 -1,899 2,331 26,9 4,160
3,50 481,10 469,30 -0,827 2,127 202,100 -2,218 2,018 24,4 4,144
4,00 585,70 571,40 -1,062 2,417 207,700 -2,199 1,756 21,4 4,173
Примечание: Т - осадка, м; М - массовое водоизмещение, т; V - объемное водоизмещение, м3; X - абсцисса центра величины, м; zc - аппликата центра величины, м; xf - абсцисса центра тяжести площади ватерлинии, м; S - площадь ватерлинии, м2; г0 - поперечный метацентрический радиус, м; R0 - продольный метацентрический радиус, м; zm0 - аппликата поперечного метацентра, м.
Для определения нагрузки масс однотипных судов в их состоянии порожнем использовано методическое обеспечение Cost1 [7], в соответствии с которым получены нагрузки масс для всех вариантов по заданным показателям судна прототипа.
В табл. 4 представлены результаты расчетов нагрузки масс для трех вариантов судна в его состоянии порожнем.
Таблица 4. Результаты расчетов нагрузки масс судна в его состоянии порожнем для трех вариантов
Table 4. Calculation results of the mass load of the vessel in its empty state for three options_
Код Базовое Второй Третий
статьи Наименование статей нагрузки масс судно вариант судна вариант судна
нагрузок масса, т масса, т масса, т
1 2 3 4 5
01 Корпус голый 214,8 173,5 137,35
0101 Корпус металлический 154,45 122,6 95,23
0102 Подкрепления и фундаменты 11,8 9,5 7,55
0103 Дельные вещи 8,47 7,4 6,42
0105 Покрытия и окраска 6,18 5,1 4,19
0106 Изоляция, зашивка 31,36 26,8 22,48
02 Оборудование помещений 14,39 12,1 9,92
03 Устройства судовые 40,24 32,9 26,45
0301 Рулевое 5,01 4,3 3,59
0302 Якорное 5,86 5,04 4,27
0303 Швартовное, буксирное 1,22 1,03 0,86
0304 Спасательное 0,82 0,76 0,7
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5
0306 Грузовое 3,35 3,22 3,12
04 Системы 28,39 22,4 13,2
05 Установка энергетическая 38,31 38,31 38,31
0501 Главные двигатели 10,7 10,7 10,7
0502 Движители 0,60 0,6 0,6
0503 Системы главной
и вспомогательной установок 0,85 0,85 0,85
06 Электрическая установка, связь и управление 31,54 26,71 22,24
07 Вооружение 5,01 4,17 3,4
08 Снабжение и имущество 5,51 4,6 3,8
09 Жидкие грузы 5,85 4,91 4,04
10 Запас водоизмещения, твердый балласт 9,8 8 6,5
Масса судна порожнем 393,8 327,5 269,91
Для всех вариантов основных элементов рыболовных траулеров, представленных в табл. 2, выполнены расчеты нагрузки масс судна в его состоянии возвращения с промысла со 100 % груза и 10 % запасов. В табл. 5 показан расчет нагрузки масс судна для второго варианта. Получены характеристики статической и динамической остойчивости судна. Выполнены расчеты проверки остойчивости по требованиям правил РМРС. В статье представлены результаты расчетов остойчивости по критерию погоды. На рис. 4 показаны результаты расчетных исследований для трех вариантов расчетной длины судна.
Таблица 5. Сводная таблица весовой нагрузки при работе судна по выпуску охлажденной продукции (для второго варианта)
Table 5. Summary table of the weight load during the operation of the vessel for the production of chilled products (for the second option)_
№ Наименование Возвращение с промысла со 100 % груза, 10 % запасов
п/п разделов нагрузки Р, т x, м У, м z, м Mx, тм My, тм Mz, тм
масс
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I Водоизмещение
судна порожнем 327,5 -1,67 0,00 3,62 -546 1,4 1186,7
II Дедвейт 93,685 -0,19 -0,02 3,33 -18,2 -1,8 312
1 Экипаж с багажом 2,1 7,45 0,44 4,82 15,6 0,9 10,1
2 Провизия 0,13 -10,30 -2,47 4,94 -1,3 -0,3 0,6
3 Питьевая вода 1,05 -8,90 0,00 1,84 -9 0 2
4 Мытьевая вода 0,86 -8,80 0,00 1,84 -7,6 0,0 1,6
цистерна №1 0,43 -8,8 1,78 1,84 -3,8 0,8 0,8
цистерна №2 0,43 -8,8 -1,78 1,84 -3,8 -0,8 0,8
5 Промысловое снаряжение 18,28 -5,87 0,32 5,95 -107 6 109
6 Перевозимый груз 62,2 2,88 0,00 2,67 179 0 166
ящики деревянные 9,6 3,53 0,00 2,37 33,9 0,0 22,7
рыба в ящиках 31,9 3,53 0,00 2,37 112,6 0,0 75,6
лед в ящиках 15,9 3,53 0,00 2,37 56,3 0,0 37,8
бочка на палубе 0,7 -4,78 0,00 6,16 -3,6 0,0 4,6
Окончание табл. 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9
отходы, пересыпанные пиросульфитом натрия 4,1 -4,78 0,00 6,16 -19,6 0,0 25,3
8 Запас топлива 8,24 -10,23 -0,79 2,72 -84 -7 22
цистерна №6 5,2 -13,2 -2,07 3,04 -69 -11 16
цистерна №7 1,18 -12,5 1,77 2,58 -15 2 3
отстойная цистерна 1,86 -0,3 1,17 1,93 -0,65 2,17 3,59
9 Запас масла 0,8 -4,38 -2,10 0,75 -3,50 -1,68 0,60
запас масла 0,2 -7,6 -2,76 1,93 -1,5 -0,6 0,4
отработанное масло 0,6 -3,3 -1,88 0,35 -2,0 -1,1 0,2
III Водоизмещение судна в грузу 421,2 -1,34 0,00 3,56 -564,2 -0,35 1499
а) б) в)
Рис. 4. Зависимости изменения критерия погоды от ширины корпуса на расчетных длинах судна: а) 24.6 м; б) 27,1 м; в) 29,6 м Fig. 4. Dependence of changes in the weather criterion on the width of the hull by the estimated length of the vessel: a) 24.6 m; b) 27.1 m; c) 29.6 m
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статье выполнен статистический анализ малых рыболовных судов, выбраны суда-прототипы и разработана структурная схема исследований остойчивости судна при изменении его основных элементов.
Построены теоретические чертежи при изменении основных элементов для базового проекта малого рыболовного траулера типа «Гируляй». Построены гидростатические кривые для девяти вариантов рыболовного траулера.
Выполнены расчеты нагрузки масс для вариантов судна порожнем и расчеты нагрузки масс и координат центра тяжести судна для нагрузки возвращения с промысла со 100 % груза и 10 % запаса. Определены статическая и динамическая остойчивости судна при вариациях его главных размерений. Построена зависимость изменения критерия погоды от ширины корпуса на расчетных длинах судна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуализированное комплексное исследование основных требований к главным характеристикам и параметрам функционирования современных ско-
ростных морских рыбоохранных судов неограниченного и ограниченного районов плавания / отчет о НИР / ФГБОУ ВПО «КГТУ». - Калининград, 2015. - 155 с.
2. Гайкович, А. И. Теория проектирования водоизмещающих кораблей и судов / А. И. Гайкович: в 2 т. - Санкт-Петербург: Изд-во НИЦ МОРИНТЕХ, 2014. - Т.1. Описание системы «Корабль». - 819 с.
3. Гайкович, А. И. Теория проектирования водоизмещающих кораблей и судов / А. И. Гайкович: в 2 т. - Санкт-Петербург: Изд-во НИЦ МОРИНТЕХ, 2014. - Т.2. Анализ и синтез системы «Корабль». - 812 с.
4. Дятченко, С. В. Определение основных элементов и характеристик средних рыболовных траулеров на начальных этапах проектирования / С. В. Дятченко, Н. Х. Лыонг // Вестник АГТУ. Морская техника и технология. - 2009. - №2. -С. 19-25.
5. Ногид, Л. М. Проектирование формы судна и построение теоретического чертежа / Л. М. Ногид. - Ленинград: Судпромгиз, 1962. - 243 с.
6. Раков, А. И. Проектирование промысловых судов / А. И. Раков, Н. Б. Севастьянов. - Ленинград: Судостроение, 1981. - 376 с.
7. Дятченко, С. В. Математическая модель для оценки остойчивости средних траулеров на ранних стадиях их проектирования / С. В. Дятченко, В. А. Ко-робчинский, А. А. Лисицын // Морские интеллектуальные технологии. - 2017. -Т. 2, № 4(38). - С. 49-55.
8. Малышев, А. Н. Плавучесть и остойчивость промысловых судов / А. Н. Малышев. - Москва: Мир, 2003. - 272 с.
9. Мореходность судов и средств океанотехники. Методы оценки: монография / науч. ред. И. К. Бородай; ФГУП «Крыловский государственный научный центр». - Санкт-Петербург, 2003. - 256 с.
10. Маслюк, Е. В. Проектирование морских судов. Расчеты нагрузки масс водоизмещения порожнем судов различного назначения / Е. В. Маслюк, А. Ф. Иконников. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2008. - 47 с.
11. Степанова, Л. А. Конкурентоспособность организаций и продукции судостроительной промышленности: учеб. пособ. / Л. А. Степанова, Е. В. Маслюк. -Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2011. - 263 с.
REFERENCES
1. Aktualizirovannoe kompleksnoe issledovanie osnovnykh trebovaniy k glavnym kharakteristikam i parametram funktsionirovaniya sovremennykh skorostnykh morskikh rybookhrannykh sudov neogranichennogo i ogranichennogo rayonov plavaniya: otchet o NIR [Updated comprehensive study of the main requirements for the main characteristics and parameters of the functioning of modern high-speed marine conservation ships of unrestricted and restricted navigation areas: research report]. Kaliningrad, FGBOU VPO "KGTU", 2015, 155 p.
2. Gaykovich A. I. Teoriya proektirovaniya vodoizmeshchayushchikh korabley i sudov [Design theory of the displacement-type ships]. Saint-Petersburg, izd-vo NITS MORINTEKH, 2014, vol. 1, 819 p.
3. Gaykovich A. I. Teoriya proektirovaniya vodoizmeshchayushchikh korabley i sudov [Design theory of the displacement-type ships]. Saint-Petersburg, izd-vo NITS MORINTEKH, 2014, vol. 2, 812 p.
4. Dyatchenko S. V., Lyong N. H. Opredelenie osnovnykh elementov i kharak-teristik srednikh rybolovnykh traulerov na nachal'nykh etapakh proektirovaniya [Identification of the main elements and characteristics of the average fishing trawlers in the early stages of design]. Vestnik AGTU. Morskaya tekhnika i tekhnologiya, 2009, no. 2, pp. 19-25.
5. Nogid L. M. Proektirovanie formy sudna i postroenie teoreticheskogo cher-tezha [Designing the vessel shape and drawing the lines]. L., Sudpromgiz, 1962, 243 p.
6. Rakov A. I., Sevastyanov N. B. Proektirovanie promyslovykh sudov [Design of fishing vessels]. L ., Sudostroenie, 1981, 376 p.
7. Dyatchenko S. V., Korobchinskiy V. A., Lisitsyn A. A. Matematicheskaya model' dlya otsenki ostoychivosti srednikh traulerov na rannikh stadiyakh ikh proektirovaniya [A mathematical model for estimating the stability of medium trawlers in the early stages of their design]. Morskie intellektual'nye tekhnologii, 2017, vol. 2, no. 4(38), pp. 49-55.
8. Malyshev A. N. Plavuchest' i ostoychivost' promyslovykh sudov [Buoyancy and stability of fishing vessels]. Moscow, Mir, 2003, 272 p.
9. Boroday I. K. Morekhodnost' sudov i sredstv okeanotekhniki. Metody otsenki [Seaworthiness of ships and ocean technology. Methods of evaluation]. Saint-Petersburg, FGUP "Krylovskiy gosudarstvennyy nauchnyy tsentr", 2003, 256 p.7.
10. Maslyuk E. V., Ikonnikov A. F. Proektirovanie morskikh sudov. Raschety nagruzki mass vodoizmeshcheniya porozhnem sudov razlichnogo naznacheniya [Designing of sea-going ships. Calculations of the mass load of displacement of empty vessels for various purposes]. Kaliningrad, Izd. FGBOU VPO "KGTU", 2008, 47 p.
11. Stepanova L. A., Maslyuk E. V. Konkurentosposobnost' organizatsiy i produktsii sudostroitel'noy promyshlennosti: uchebnoe posobie [Competitiveness of organizations and products of the shipbuilding industry: textbook]. Kaliningrad, izd-vo FGBOU VPO "KGTU", 2011, 263 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гришин Павел Романович - Калининградский государственный технический университет; аспирант кафедры кораблестроения; E-mail: [email protected]
Grishin Pavel Romanovich - Kaliningrad State Technical University; Post-graduate
student of the Department of Shipbuilding; E-mail: [email protected]
Дятченко Сергей Васильевич - Калининградский государственный технический
университет; доктор технических наук, доцент; заведующий кафедрой кораблестроения; E-mail: [email protected]
Dyatchenko Sergey Vasilievich - Kaliningrad State Technical University;
Doctor of Technical Sciences, Associate Professor; Head of the Department of Shipbuilding; E-mail: [email protected]
Иванов Владимир Павлович - Калининградский государственный технический университет; кандидат технических наук, доцент; E-mail: [email protected]
Ivanov Vladimir Pavlovich - Kaliningrad State Technical University; PhD in Technical Sciences, Associate Professor; E-mail: [email protected]
Нефедов Артем Витальевич - АО ПСЗ «Янтарь»; инженер-технолог;
E-mail: [email protected]
Nefyodov Artyom Vitalievich - Baltic Shipyard "Yantar"; Process Engineer;
E-mail: [email protected]