Научная статья на тему 'Определение градиента целевой функции в задаче о минимуме концентрации напряжении на основе метода конечных элементов'

Определение градиента целевой функции в задаче о минимуме концентрации напряжении на основе метода конечных элементов Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
406
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Гришин В. И., Рыбаков Ф. В.

Рассматривается задача оптимизации формы упругого тела с целью минимизации концентрации напряжений. Приводится методика вычисления градиента целевой функции по параметрам, определяющим форму тела, основанная на представлении контура конструкции в виде неявных функций. Исследуется влияние положения внутренних узлов конечно-элементной модели на точность вычисления градиента и даются рекомендации по применению методики к решению практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение градиента целевой функции в задаче о минимуме концентрации напряжении на основе метода конечных элементов»

________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Том XXI 1990

№ 3

УДК 629.7.015.4.023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАДИЕНТА ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ В ЗАДАЧЕ О МИНИМУМЕ КОНЦЕНТРАЦИИ НАПРЯЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

В. И. Гришин, Ф. В. Рыбаков

Рассматривается задача оптимизации формы упругого тела с целью минимизации концентрации напряжений. Приводится методика вычисления градиента целевой функции по параметрам, определяющим форму тела, основанная на представлении контура конструкции в виде неявных функций. Исследуется влияние положения внутренних узлов конечно-элементной модели на точность вычисления градиента и даются рекомендации по применению методики к решению практических задач.

Одним из наиболее эффективных методов обеспечения прочности элементов авиационных конструкций является поиск форм деталей, минимизирующих коэффициент концентрации напряжений ^(¿)=тахст/р, где а — максимальное главное напряжение

для плоских или интенсивность напряжений по Мизесу для осесимметричных элементов конструкций; Г — контур варьируемой поверхности; р — номинальное напряжение; < — вектор проектных переменных.

Задача оптимизации может быть решена методом наискорейшего спуска [1]. При этом точность нахождения минимума и сходимость итерационного процесса зависят главным образом от точности вычисления градиента целевой функции. Для анализа чувствительности обычно используется один из трех методов, встречающихся в литературе— это метод прямого дифференцирования [2], метод конечных элементов (МКЭ) [3] и метод «скоростей» [4].

Очевидно, что при варьировании формы концентратора напряжений локальное изменение поверхности тела в области концентратора может привести к заметным изменениям его жесткостных свойств лишь в окрестности концентратора. Поэтому при вычислении градиента целевой функции с некоторой степенью точности можно ограничиться рассмотрением только конечных элементов, примыкающих к варьируемой поверхности. В литературе встречаются подходы, как учитывающие перемещения внутренних узлов [4], так и основывающиеся на варьировании положения только граничных узлов [5]. При этом, как правило, оценка допускаемых погрешностей не выполняется.

В данной работе для анализа чувствительности применяется конечно-элементный подход с использованием 8-узлового изопараметрического конечного элемента с квадратичной аппроксимацией поля перемещений. Вместо обычно используемого вычисления производных от координат путем простого численного дифференцирования предложен аналитический метод. Приводится исследование точности вычисления градиента целевой функции в задаче оптимизации формы тела при варьировании:

а) только граничных узлов конечно-элементной модели;

б) граничных узлов и непосредственно примыкающих к ним промежуточных узлов в граничном слое элементов;

в) как граничных, так и внутренних узлов подконструкции. Даются рекомендации по применению того или иного метода варьирования координат. Постановка задачи оптимизации и метод ее решения, используемый в данной работе, приводятся в [1]..

1. Конечно-элементный подход к определению градиента целевой функции.

Рассмотрим систему уравнений равновесия конструкции

ки=и,

тде К — матрица жесткости конструкции; £/ — вектор узловых перемещений; Н — вектор внешних сил.

Дифференцируя по параметру оптимизации tj, получаем

(1.1)

Если варьируемая граница тела не нагружена внешними силами, то из (1.1) получаем

ди

ді

£;и)- <1Л>

Для каждого изопараметрического конечного элемента, используя стандартную методику определения матрицы жесткости [6], получаем для плоского элемента:

і і

дК1 ГС Г дВт дВ д | У П

А-= I —— | У | + В7 — | УI + Вт ОВ

і .) J і ді) 1 діі ді) ]

ді

-ї -і

или для осесимметричного элемента: і і

ді

1 Г С [дВ дВ а ІУ І

г2’ і і кг>в|'|,'+а’0^ІЛг+г,І0Я^Г+

-1 -1

+ ВТ IУ1 ~1 ¿5 Л) ,

™)

где В — матрица деформаций,

/5 — матрица упругости,

]У|—определитель Якобиана преобразования координат,

г — координата текущей точки элемента вдоль радиуса (для осесимметричного тела).

дВт дВ д |УI дг Производные ------ ; -— ; ——; -— легко могут быть выражены через проору д{] (И^ а2у

изводные от узловых координат. Их значения для двумерных тел приводятся в [7], а для осесимметричных получаются аналогично.

Определив все вышеизложенные величины и производные из уравнения (1.2), по-

ди

лучаем вектор -— и, далее, дифференцируя известные соотношения МКЭ, получаем д1)

производные от деформаций е и от напряжений а

дв дВ . ди1 да де.

— =----- и1 + В ■— , — = О — .

д1] дtj дЬ)

дв да

Через величины г— и — легко получить выражение для производных любой це-дЬ) дЬ]

левой функции задачи оптимизации. Приведем выражения для производной от максимального главного напряжения ач в случае плоской задачи

да1 1 I дах дау ______________________________________________________________________________________

ді) 2 \д£у д^ V (ах + ау)3 — 4 ( ах ау — ^ху)

и производной от интенсивности напряжений 01 в случае осесимметричном задачи

дн ] Г ЪЕ д 1 — 2^ ' д 7

^7 = 2^ [2(1 + .) й, (°г £г + °г £г + £0 + 1гг) ~ 2(1+.) М) + °г + °в)1'

где

/ЪЕ 1 — 2ч

2 (1 -)- м) (аг Ег +Зг Е* + а8 Е6 + Тег) — 2 (1 + м) (аг + аг + ае) ’

Е — модуль упругости материала, V — коэффициент Пуассона.

Величина (Гг получена через энергию формоизменения, являющуюся разностью потенциальной энергии и энергии изменения объема. В данной работе в качестве целевой функции задачи оптимизации использовались главное напряжение О! для плоских задач и интенсивность напряжений Яг для осесимметричных задач. И в том и в другом случае величины Ст1 и а, нормировались на некоторое номинальное напряжение р. Особенности применения метода подконструкций к вычислению производных от напряжений излагаются в работе [1].

2. Метод варьирования координат. Пусть форма контура концентратора напряжений в некоторой местной системе координат (ОХ^ ) задана уравнением

ф (*М, 9 =0 ’ <2Л>

где хм = [х1м, х1) — координата точки,

¿ = (<1, ¿2. ••■> *п) — вектор конструктивных параметров, и пусть переход из местной системы координат к исходной осуществляется по формуле

х = Ахм + Ь ,

где х — координата точки в исходной системе координат, А — матрица преобразования системы координат, Ь — вектор начала местной системы координат в исходной системе координат.

Пусть / — единичный вектор, определяющий направление трансляции контура. В местной системе координат это будет вектор 1Ж=А~Ч. Рассмотрим некоторую точку контура с координатами в местной системе координат при значении вектора

параметров *= ¿л) и возьмем приращение параметра Ыр тогда точка

п л дХуд

хи перейдет в точку хм = Так как направление трансляции за-

дх1

дается вектором /м> то вектор —— параллелен вектору /м, т. е.

д(]

дхм

^М = М. (2.2>

Для определения коэффициента пропорциональности (1 рассмотрим уравнение контура при значении параметра = $ + Ы] :

Ф (+ 1и? ы*’ * ■" $ + М'.. *”) = ° ’

Разложим функцию Ф в ряд Тейлора, ограничившись лишь линейными членами

*(<<•)+(ч*.-57)

дФ I

Учитывая (2.1) и (2.2), получаем Л= — — /(у-Км'Мм).

I

дФ

,

т е' (Ч,ф-'-) "•

Или в исходной системе координат

дх

=-Л

дФ діу

дЬ " (Ч,Ф’Ч

/м .

(2.3)

Если в качестве вектора /м взять вектор у* нормальный к контуру, то получаем

дФ

Ж)

V*.ф-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2.4)

Выражения (2.3) или (2.4) определяют производную от координат произвольной точки варьируемого контура. При варьировании внутренних узлов подконструкции необходимо также определить производные от координат этих узлов.

Пусть конечно-элементная модель подконструкции, описывающей область концентратора, является топологическим прямоугольником (см. рис. 1). Рассмотрим произвольный внутренний узел І, который лежит на линии 1—/г, где к — узел на варьируемой границе Г, 1 — узел на противоположной неподвижной границе подконструкции.

дхь

Производную от координат узла к — найдем по выражению (2.4). Представим вектор

01)

дхк дхк

^5—в виде = /а , где і — единичный вектор направления трансляции узла, ори-

01]'. ОС)

вотированный внутрь тела, а — скалярная величина, определяющая длину вектора про-

дхі

изводной и его направление по отношению к вектору ]. Тогда производную —— найдем по выражению

дх-,

ді)

хі-1 - ■*

І+1

(¿-1)

(£ - 1) .

(2.5)

Таким образом, формулы (2.4) — (2.5) определяют производные от координат любого узла подконструкции, конечно-элементная модель которой меняется при изменении параметров оптимизации.

В случае если варьировать только граничные и промежуточные узлы в слое элементов, расположенных вдоль границы, в качестве производной координат промежуточ-

200

р— л

" X

а)

Рис. 1

Рис. 2

ного узла (наприме, узла к—1 на рис. 1), возьмем половину производной от координат соседнего граничного узла, т. е. для узла й—1 (рис. 1) принимаем

__ дхи

2

3. Численный анализ влияния учета перемещений внутренних узлов на точность вычисления градиента. Для оценки точности в вычислении градиента проведен численный эксперимент на примере пластины с отверстием (рис. 2, а). Из условия симметрии рассматривалась четверть пластины. Расчеты проводились для двух конечно-элементных моделей (КЭМ) № 1 (рис. 2,6) со 150 степенями свободы и № 2 (рис. 2, в) с 366 степенями свободы и трех размеров отверстия диаметром а!=20 мм, 30 мм, 40мм.

Форма одной четверти отверстия аппроксимировалась кривой второго порядка, уравнение которой имеет вид:

у2 + Аху Сх2 + йх + Еу + 0 = 0

с фиксированными точками М и N (рис. 2, а) на концах контура, с горизонтальной касательной в точке М и вертикальной касательной в точке N. В качестве параметра оптимизации ^ выбрана ордината точки контура с абсциссой а( = 0,71а, поделенная на а, где а — радиус исходного отверстия. Рассматривались формы отверстия с параметром ¿т = 0,710-^0,860, с шагом Д£ = 0,025.

Градиент целевой функции 1ЯХ1Р’ где —-максимальное главное напря-

жение на отверстии, р — номинальное растягивающее напряжение (рис. 2, а), вычислялся с помощью трех вышеуказанных подходов к дифференцированию координат

/ дРлт дР*т

1 обозначим соответствующие величины производных —— , —— , —— 11 а также

V дt дЬ д1

методом прямого дифференцирования, то есть по формуле

дРт

дt

т + 1 '

т—1

Ошибки

= 2, 3,..., 6 в вычислении градиента определялись по от-

ношению к величине, полученной методом прямого дифференцирования, т. е., например:

дРя

=

т

дЬ

д_1т

дt

100%

Итоговые усредненные по пяти значениям параметра ¿т = 0,735; 0,760; 0,785; 0,810;

0,835 ошибки е“р, £®р, £®р, полученные на двух конечно-элементных моделях, для трех размеров диаметра приводятся в табл. 1. Из таблицы видно, что наибольшая точность достигается при учете перемещений внутренних узлов. В этом случае точность вычисления градиента в 5—10 раз выше, чем при учете перемещений только граничных узлов. В табл. 2 для каждого способа варьирования координат приводится среднее время процессора ЭВМ ЕС-1055, необходимого для вычисления значения целевой функции и градиента один раз (величины ^а, тб, тв). Из табл. 1 и 2 видно, что первый способ вычисления производных, т. е. с учетом перемещения только граничных узлов не пригоден, так как по сравнению со вторым способом при равных временных затратах дает в 2—3 раза большую ошибку. Что же касается оставшихся двух способов, то учет перемещений всех внутренних узлов подконструкций для более грубых моделей дает заметное увеличение точности (до 5 раз), при увеличении же густоты разбиения конечно-элементной модели точность вычисления градиента этими двумя способами сближается. Предпочтение следует отдать третьему способу, учитывающему перемещение всех внутренних узлов, так как его совокупные характеристики лучше, чем у первых.

Осесимметричный пример. Проведен аналогичный анализ влияния учета перемещений внутренних узлов конечно-элементной модели на точность вычисления градиента при оптимизации формы галтельного перехода для осесимметричного образца. Геометрия образца и его конечно-элементная модель показаны на рис. 3, размеры приводятся

Таблица 1

КЭМ № 1 К ЭМ № 2

с1 *ср 4> *ср *СР 4 £ср

20 6,08 3,55 0,74 2,88 1,33 0,36

30 6,44 2,92 0,64 1,49 0,41 0,40

' 40 4,48 1,14 0,29 1,03 0,48 0,55

Таблица 2

КЭМ № 1 К Э М № 2

а Та Т® Тв Та Т® тв

20 1'02" 59" Г 59" 2'49" 2'50" 5'49"

30 59" Г02" 1'57" 2'47" 2'47" 5'33"

40 59" Г 00" Г55" 2'50" 2'50" 5'39"

в миллиметрах. На трех участках заданы распределенные внешние нагрузки Ри р%= = 0,128ри р3=1,25р1 (см. рис. 3).

Рассматривались эллиптические формы перехода (участок МЫ, рис. 3) с фиксированной величиной одной полуоси а=3,5 мм и переменной другой Ь = 1а, где t — безразмерный параметр оптимизации. Точка М фиксирована, положение точки N меняет-

3/ **• «у

ся при изменении параметра t. Целевая функция /'=—5125- представляет собой отноше-

Р\

ние максимальной интенсивности напряжений ч шах на контуре МЫ к номинальному напряжению р4 (рис. 3). Рассматривались формы перехода, соответствующие значениям

параметра <=1,00-5-1,30 с шагом Д<=0,05. Ошибки в вычислении градиента Ет’ >

Рис. 3

£т' т=2. 3,..6 усреднялись по пяти значениям параметра /то = 1,05; 1,10; 1,15; 1,20; 1,25; 1,30. В итоге получены средние относительные ошибки е®р = 31,7%; =

=4,69%, £ср =3,15%. Наилучшие результаты дает третий способ. Соответствующее время процессора, требуемое для вычисления один раз целевой функции и градиента в этих случаях, составляет та = 9'56", тб = 9'43", т® = 14'34" .

Таким образом, проведенные исследования показали, что при вычислении градиента целевой функции методом конечного элемента с использованием квадратичных изопараметрических конечных элементов, наиболее эффективным является способ, учитывающий перемещения всех внутренних узлов подконструкции. Если при вычислении производной от матрицы жесткости интегрирование производить только по элементам, примыкающим к варьируемой границе, то обязательно нужно учитывать перемещения промежуточных узлов этих элементов. Увеличение густоты разбиения конечно-элементной модели приводит к тому, что точность вычисления градиента целевой функции при учете перемещений только узлов варьируемого контура и промежуточных узлов приближается к точности, получаемой при учете перемещений всех внутренних узлов.

В заключение отметим, что в приведенных выше примерах по сравнению с традиционными исходными радиусными отверстиями и переходом оптимизация формы концентратора напряжений позволяет снизить концентрацию напряжений на 21—28%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришин В. И., Рыбаков Ф. В. Оптимизация формы элементов авиационных конструкций с концентраторами напряжений. — Ученые записки ЦАГИ, 1985, т. 16, № 6.

2. В otkin М. Е. Shape optimization of plape and shell structures.— AIiAA Paper, april 1981, 81-0553.

3. Ramakrishnan С. V. and Francavilla A. Structural shape optimization using penalty functions. — J. of Structural Mechanics, 1975, vol. 3, N 4.

4. H о u J. W., Chen J. L. and Sheen J. S. Computational method for optimization of structural shapes. — AIAA Journal, June 1986, vol. 24, N 6.

5. К r i s t e n s e n E. S., Madsen N. F. On the optimum in—plane loading cases. — Int. J. for Numerical Methods in Engineering, 1976, vol. 10, N5.

6. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. — М.: Мир,

1975.

7. .Francavilla A., Ramakrishnan С. V., Z i е n k i е-w i с z О. С. Optimization of shape to minimize stress concentration. — J. Strain Analysis, 1975, vol. 10, N 2.

Рукопись поступила 13/V 1988 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.