Научная статья на тему 'Определение государственных задач и их влияние на социальную структуру общества: исторический аспект'

Определение государственных задач и их влияние на социальную структуру общества: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение государственных задач и их влияние на социальную структуру общества: исторический аспект»

от конъюнктуры мировых цен на нефть отнюдь не гарантирует стабильно высоких доходов в будущем.

При этом новая партия вряд ли сможет собрать под свои знамена весь оппозиционный электорат. Для радикалов она столь же чужда и враждебна, как и партия власти. (Это ярко иллюстрируется элиминированием из руководящего состава «Родины» Д. Рогозина.)

Борьбу с так называемым «политическим экстремизмом» Кремль проигрывает уже сейчас, при достаточно благоприятной экономической конъюнктуре. Любое серьезное экономическое потрясение не только похоронит создаваемую сейчас двухпартийную систему, но и многократно усилит как левых, так и правых радикалов. Тогда у партии власти останется лишь два пути: либо возврат к компрадорской прозападной политике 1990-х годов, либо поиск союзников внутри страны.

Первый путь в условиях глобализующегося мира окончательно лишит Россию суверенитета, превратив ее в сырьевой придаток развитых западных стран. На втором пути вновь стоит выбор: союз с левыми или

с правыми. Можно с уверенностью утверждать, что крупная буржуазия вряд ли пойдет на сотрудничество с ультралевыми марксистами. (Так как те наверняка не откажутся от тезиса об экспроприации крупной частной собственности, нажитой в процессе развала страны.) Сближение же крупного капитала и правых радикалов более реалистично, но будет означать крах существующей политической системы. наша страна вновь окажется перед выбором: многопартийность или однопартийность?

список литературы

1. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Тип. И.Д. Сытина, 1892. 810 с.

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Юридическая литература, 1986. 48 с.

3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. Д. А. Васи-лика. М.: УИЦ «Гардарики», 1999. 590 с.

4. Федеральный Закон «О политических партиях» 11 июля 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2001.№ 29. С. 5739-5770.

определение государственных задач и их влияние на социальную структуру общества: исторический аспект

Т. В. ЮРИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории

Изменение социальной структуры общества предполагает движение по двум направлениям: по горизонтали и по вертикали. Под горизонтальным направлением изменения социальной структуры следует понимать движение по линии «деревня - город». Горизонтальное распределение населения по линии «деревня - город» является традиционным и представляет собой отражение в социальной структуре общества развития основных отраслей экономики - сельского хозяйства и промышленности.

Под вертикальным направлением мы понимаем социально-имущественное расслоение внутри категории, в нашем случае крестьян и горожан. Естественно, данная схема представляет несколько упрощённую трактовку происходивших процессов, поэтому в тексте исследования предстоит детализировать анализ происходивших процессов внутри каждой из вышеуказанных категорий.

Уникальность хронологических рамок 19201930-х годов заключается в том, что верхний предел позволяет рассмотреть мозаику из социальных статусов до- и послереволюционной ситуации, а нижний -сделать вывод о том, насколько изменилась социальная структура советского общества, под воздействием каких факторов происходили эти изменения, и насколько соответствовала социальная структура государственным интересам.

Точкой отсчёта нашего исследования мы выбрали государственные задачи периода 1920-1930-х гг.

Именно степень решённости тех или иных государственных задач позволяет нам делать выводы об изменении социальной структуры.

Важным условием существования любой государственной власти является степень соответствия целей и задач её существования уровню готовности социума. В контексте нашего исследования это означает то, в каком соотношении находились цели и задачи советской власти с потребностями основной массы населения на период 1920-1930-х гг. Партия в начале 1920-х годов находилась в сложной ситуации, когда в любой момент на фоне потери авторитета могла потерять и государственную власть. Учитывая специфику взаимодействия партийных и государственных органов Советской России, важно отметить общность целей партийной линии и государственной политики. Острые антиправительственные настроения основной массы населения в начале 1920 -х годов влияли на формирование и иерархичность государственных задач.

В 1921 году наиболее острыми, проблемными вопросами, требовавшими немедленного разрешения являлись:

* законодательное оформление основных принципов взаимоотношения власти и социума;

* восстановление экономики;

* снижение степени социальной напряжённости.

Однако на фоне вышеуказанных т. н. стратегических определяется сверхзадача - во что бы то ни

стало остаться у власти. На первый взгляд, данный тезис кажется несколько упрощённым, поэтому важно определить, каким образом и под влиянием каких факторов должна была быть решена т.н. сверхзадача. Основновополагающим элементом решения данной задачи становится изменение социальной структуры по линии перекачки населения из деревни в город с целью укрепления социальной опоры, так как именно приоритетное положение рабочего класса и городского населения в целом решало сразу несколько т. н. степенных задач:

• при преобладающем положении городского населения наиболее последовательно развивается экономический компонент современного общества, а именно промышленный сектор;

• появляется широкая сеть культурно-образовательных и научных учреждений, деятельность которых определяется наличием интеллигенции и служащих;

• усиление внутреннего промышленного потенциала создаёт возможность решить проблему внешнеполитической безопасности, которая стала непременным атрибутом исследуемого периода.

Характерным элементом периода середины 1920-х годов становится тот факт, что государственная власть становится обладателем инициативы в процессе формирования социальной структуры и реально воздействует на социально-экономические процессы и их отражение в социальной структуре. Решение т. н. степенных задач позволило государственной власти действовать дальше в направлении укрепления своего положения или статуса. Появляются т. н. статусные задачи:

• восстановление экономики путём допущения частного капитала имело своим результатом создание материальной базы, именуемой впоследствии социалистической собственностью, что привело к появлению новой задачи - перераспределения собственности путём усиления налогообложения и конфискации имущества.

• обладание всеми рычагами власти позволило проводить политику уничтожения неугодных социальных прослоек, таких как нэпманы и кулаки, и создавать основы для роста рабочего городского населения.

Таким образом, условно задачи, стоявшие перед государством в начале 1920-х - 1930-е годы можно отразить в схеме:

Сверхзадача:

• удержаться у власти

1. Стратегические задачи:

а) законодательное оформление основных принципов взаимоотношений власти и социума;

б) восстановление экономики;

в) заложить основы роста рабочего городского населения.

2. Степенные:

а) развитие государственного промышленного сектора экономики;

б) появление сети культурно - образовательных и научных учреждений;

в) укрепление внешнеполитического положения;

3. Статусные задачи:

а) передел собственности;

б) изменение социальной структуры.

В результате последовательной реализации данных задач происходило изменение социальной структуры советского общества. Необходимо отметить, что появление и формулировка вышеуказанных задач оформлялись не одновременно. Более того, решение задач влияло на изменение социальной структуры как по горизонтали, так и по вертикали. Достижение сверхзадачи требовало горизонтального изменения социальной структуры, что в свою очередь приводило к появлению т. н. «социальной ревности» селян к горожанам. Государственная же политика формировала установку на антагонистическую борьбу внутри как селян, так и горожан. Столкновение интересов между такими группами, как кулаки, середняки и бедняки в деревне, нэпманы, служащие и рабочие в городе, было не более чем результатом формального деления общества на полярные категории.

Практическая реализация стратегических задач нашла своё отражение в комплексе мероприятий, получивших общее название «новая экономическая политика». В рамках проведения данной политики государство позволило себе путём компромисса с частным капиталом достичь неплохих результатов по основным направлениям. Прежде всего на основе нормотворческих актов были определены основные принципы взаимоотношений между властью и социумом. Данная задача теснейшим образом была связана с задачей восстановления экономики.

Для того, чтобы проследить схему решения государственных задач, необходимо остановится на основных направлениях законодательства 1920-х годов, характеризующих экономическую ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве. При обзоре экономического законодательства 1920-х годов наиболее важно проследить законотворчество по следующим направлениям:

- собственности;

- бюджетно-кредитной;

- финансовой политики;

- ценового регулирования.

После смены весной 1921 года парадигмы государственной политики с тотально- государственной на рыночно-ориентированную, постепенно начинает формироваться законодательная база, закрепляющая принцип многоукладности экономики. Этот процесс занял не более трёх лет, после чего государство снова стало ориентироваться на политику с ярко выраженными признаками государственного регулирования в многочисленных сферах деятельности. Подобное хронологическое ограничение не было случайным, поскольку достижения по основным показателям народного хозяйства позволяли судить о первичном восстановлении, что позволило проводить дальнейшее развитие при ограничении многоукладности.

Вслед за процессом всеобщей национализации в 1921 году начался процесс разгосударствления собственности. Толчок к либерализации отношений собс-

твенности был дан постановлением ЦК РКП (б) от 14 мая 1921 года «Хозяйственная политика ВСНХ в связи с продналогом» [1], где были закреплены следующие принципы:

• отказ от всеобщей национализации промышленности;

• признание роли частной мелкой и кустарной промышленности;

• отказ от госмонополии на заготовку сырья;

• отмена системы твёрдых цен и допущение свободного товарообмена.

В мае 1921 года эти принципы были законодательно закреплены, расширены и конкретизированы в декретах СНК, которые гарантировали свободу торговли, деятельности частных и кооперативных предприятий, кустарей и мелких производителей [2].

В июле - августе 1921 года принимается ещё ряд постановлений и решений правительства, которые конкретизировали и дополняли вышеуказанные. В частности, 7 июля 1921 года было принято совместное постановление ВЦИК и СНК «О кустарной и мелкой промышленности», которое оговаривало, что мелкопромышленные предприятия не подлежат национализации и муниципализации, а их имущество реквизиции и конфискации [3]. Это решение было напрямую связано с пакетом документов, регулирующих арендные отношения в промышленности, поскольку государство сдавало в аренду в первую очередь ранее национализированные не действовавшие предприятия, находящие в госсобственности [4].

К лету 1921 года в политике уже явно преобладала тенденция к рациональному использования госсобственности, заключавшаяся в освобождении от второстепенных, с государственной точки зрения, расходов. Помимо аренды это выразилось в постепенном снятии с госснабжения предприятий различных отраслей промышленности, а также переводе предприятий на хозрасчёт. Параллельно с переводом на хозрасчёт происходило тестирование промышленности, но в нормативных актах 1920-х годов эти процессы рассматриваются как единое целое. Предприятия, работавшие на принципах хозрасчёта, находились в двойственном положении. С одной стороны, они располагали определённой самостоятельностью, с другой - руководство трестов, системы ценообразования на готовую продукцию утверждались госорганами в лице ВСНХ или ГСНХ. Это в значительной мере ограничивало самостоятельность предприятий и ставило их в зависимость от государственных органов. Эти же нормы были подтверждены в положениях о трестах 1923 и 1927 года [5].

Следующий этап законодательной политики по отношению к т. н. «непролетарским» слоям общества относится уже к 1920-м годам. 21 марта 1921 года на X съезде РКП (б) определяющее значение для восстановления и развития сельского хозяйства сыграл доклад В. И. Ленина о продовольственном налоге, заменявшем продовольственную разверстку продналогом. На заседании СНК 1921 года был прослушан проект декрета об обложении сельских хозяев натуральным

налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов, принято постановление: 1. Излишки и уравнительность (ст. 17, 12 и др. закона о социализации земли); 2. Полная экспроприация буржуазии;

3. В отношении богатого крестьянства не экспроприация, а обложение; 4. Среднего крестьянства - мягкое обложение; 5. Беднейшего - никакого. Процент бедноты свести к 40 %, среднего - к 20 %. (6)

Статья 2 говорит о сумме налога, которая должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично - заводские и кустарные продукты [7].

Налог взимался в виде процентов или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов, исходя из учёта урожая, числа едоков и наличия скота в нём. Немаловажное значение имела статья 8, где говорилось о запасах продовольствия, остающихся у земледельца после выплаты налога. Советская власть законодательно утвердила полное распоряжение запасами, которые могут быть использованы земледельцами [8]. Соответственно допущение свободного распоряжения, а с осени 1921 года свободной розничной торговли сыграло немаловажную роль в процессе взаимоотношений и допуска «непролетарских» слоёв в социальную структуру общества.

Существовала система продналога всего два года, с 1921 по 1923-й г., а затем по декрету ВЦИКА и СНК от 10 мая 1923 года трансформировалась в единый прямой сельскохозяйственный налог, который установился в твёрдой валюте и стал взиматься в денежной форме.

Замена развёрстки продналогом создавала для крестьян материальные стимулы для улучшения земледелия и увеличения производства сельхозпродуктов.

Вводя новую налоговую политику и новую налоговую систему, Советская власть вовсе не собиралась идти на уступки, она использовала временное отступление для того, чтобы стать на ноги и получить экономическую помощь и политическую выгоду для своего укрепления.

Проведение нэпа потребовало установления во всех областях жизни законопорядка. Были приняты кодексы: Гражданский, КЗоТ и ряд других не менее значительных для общества законодательных актов.

Принятый в октябре 1922 года Гражданский кодекс РСФСР должен был решать проблемы в имущественных отношениях, в основе которых лежала идея социалистического регулируемого рынка. Кодекс гарантировал имущественные права граждан, защиту государства и определял объекты имущественных отношений.

В праве собственности Кодекс разделял право владения, пользования и распоряжения, устанавливал виды собственности: государственную, кооперативную, частную. Подобное законодательное закрепление

экономических основ позволило развиваться в рамках страны нескольким социальным категориям.

С увеличением плановых начал в промышленности (1923-1924 гг.) государство ориентирует общество на развитие и расширение предприятий тяжёлой индустрии. Это становится стержневой линией в политике партии и правительства. Естественно, что одного перераспределения средств бюджета в пользу предприятий, производящих средства производства, было недостаточно. Поэтому государство уже 1926 году начинает широкое кредитование. В развитии промышленности этого периода прослеживается интересная тенденция развития госпредприятий и уменьшения других форм собственности в промышленности, что является результатом решения такой государственной задачи, как развитие государственного промышленного сектора экономики.

Для этого периода также характерна ситуация, когда основная часть предприятий оставалась непосредственно под контролем госорганов, а хозяйственная самостоятельность постепенно уменьшалась. Целью государства было следующее: попытаться с наименьшими для себя потерями стабилизировать положение в промышленности, включая незначительное допущение других форм собственности. Это подтверждает и развитие законодательства по кооперативной форме собственности.

Формирование пакета документов по кооперации началось уже в 1921 году. Государство стремилось создать альтернативу частному сектору в лице союза с кооперативным сектором, который в перспективе должен был заменить частников. После признания в

1921 году равноправия государственной и кооперативной форм собственности [9], к середине 1920-х годов постепенно формируется политика государства не только в отношении сельскохозяйственной, кредитной и потребительской кооперации [10, но и таких ее видов, как промысловая, рабочая (потребительская), инвалидная, жилищная [11].

С 1922 года государство постепенно возвращает кооперативным обществам имущество, которое в 1918-1921 годах находилось в госсобственности [12]. Ограничение свободы деятельности кооперации в сфере промышленности начинается в 1926-1927 годах, что нашло отражение в обязательной закупке товаров у госпромышленности, госзаказах.

Политика государства по отношению к частному капиталу в промышленности и сельском хозяйстве определялась конкретными политическими и экономическими условиями. В 1921-1923 гг. государство было вынуждено признать допущение частного капитала в промышленность. Более того, постфактум законодательно оформляло существующую торговлю. Но уже с 1924 года наблюдается целенаправленное ужесточение условий для функционирования частных промышленных заведений, а с 1927 года ориентация государства на частный капитал в промышленности прекращается.

С 1921 года допускалось создание мелких частных промышленных предприятий с количеством наёмных рабочих не более 20 человек [13]. Как правило, част-

ники расширяли свой потенциал за счёт предприятий, сдаваемых в аренду. Часто предприятия сдавались в аренду бывшим хозяевам, но как выбор сдаваемого предприятия, так и его будущий арендатор выбирались непосредственно местными исполнительными органами [14]. В целом по стране только 26 % предприятий попали в руки бывших владельцев. В Среднем Поволжье этот показатель был меньше - 19 % [15].

Частный капитал внёс оживление в промышленность и сельское хозяйство уже в 1922-1923 гг. В это время появляется ряд документов, подтверждающих собственность государства на ранее национализированные предприятия [16]. Это было неслучайно, поскольку в годы гражданской войны и хозяйственной разрухи часть документов о национализации предприятий была утрачена, и бывшие хозяева требовали возврата предприятий, которые до революции находились в их собственности. В этом стремлении в начале 1920-х годов они часто находили поддержку в лице органов власти [17]. Хотя случаи возвращения предприятий их бывшим хозяевам были нечастым явлением.

К 1928 году судьба частного капитала в промышленности была решена. В 1927 году было принято три нормативных акта, которые, по существу, решали судьбу частного капитала - «Об утверждении сводного закона о реквизиции и конфискации имущества». Это документ позволил государственным органам производить реквизиции без разрешения суда [18]. «Об учёте деятельности частного капитала» и «Об ответственности частных предпринимателей за непредставление ведений об их предприятиях» [19].

Одним из важнейших элементов государственной политики, влияющих на процесс изменения социального состава населения, являлась финансовая политика.

При полном расстройстве финансовой системы после периода «военного коммунизма» перед государством встала задача восстановления товарно-денежных отношений, главным содержательным воплощением которой стала ограничительная финансово-кредитная политика. В нашем случае следует остановиться на трёх важнейших составляющих финансовой политики: бюджетной, кредитной политике и денежной реформе.

Бюджетная политика государства была наиболее важным элементов общей стабилизации финансовой системы. Именно к реорганизации налоговой системы в целом относят начало нэпа как реально действующей политики.

Проблема реорганизации налоговой системы стала одной из основных. Важным для нашего исследования является анализ налогообложения различных социальных групп. В июне 1921 года был введён промысловый налог с торговых и промышленных предприятий и личных промыслов. С 1923 года была введена дифференциация по уплате этого налога для частных, государственных, кооперативных предприятий; повышается обложение частных, предоставляются налоговые льготы кооперативным предприятиям [20]. Предусматривалось снижение налогообложения кустарей, не применявших наёмный труд. С 1925 года происхо-

дит усиление обложения предприятий, производящих предметы роскоши и осуществляющих торговлю ими.

В 1922 году был введён подоходно-имущественный налог. Для рабочих и служащих устанавливался определённый необлагаемый минимум. В 1923 году этот налог был разделён на «основной» и «дополнительный» Все плательщики разделялись на категории:

А - рабочие и служащие с заработной платой не менее 75 рублей в месяц (необлагаемый минимум);

Б - лица, получающие доход от личного труда не по найму;

В - лица, имеющие нетрудовые доходы (максимальный оклад для плательщиков категории А равнялся 15 рублей, категории Б - 18 рублей, категории В - 72 рубля). В 1924 году подоходно-промысловый налог был преобразован в подоходный. В бюджете советского государства имелись следующие прямые налоги: сельхозналог, подоходный, промысловый, рентный налог с земель в городских поселениях, пошлины на ввозимые товары, гербовый сбор. В 1924 году на душу сельского населения падало около 4 рублей 27 копеек налога, из которых на сельхозналог приходилось 2 рубля 27 копеек, на акцизы и прочие налоги -2 рубля. На рабочего в городе приходилось 14 рублей, остальное городское население, кроме рабочих, платило 42 рубля [21]. Страна же оставалась преимущественно крестьянской, около 85 % составляло сельское население [22].

Таким образом, политику государства в области налогообложения отдельных социальных групп можно охарактеризовать как политику наибольшего благоприятствования росту доходов рабочего населения, поскольку именно ему предоставлялись самые значительные налоговые льготы.

Кредитная политика государства в середине 1920-х годов была тесно связана с бюджетной политикой и была подчинена одной цели - стабилизации финансовой системы.

Первыми важными мероприятиями в кредитной политике государства являлись переход госпредприятий на хозрасчет и образование в октябре 1921 года Государственного банка [23].

Особое внимание привлекает проблема ценового регулирования и пропорционального роста заработной платы и производительности труда. На протяжении периода нэпа действовали различные системы ценообразования. В первой половине 1920-х годов предприятия, работающие на хозрасчёте, продавали свою продукцию в значительной степени по свободным ценам. Чрезмерная свобода в отношении регулирования цен в 1923 году привела к кризису сбыта, когда монопольные объединения производителей (тресты) настолько подняли цены на промышленные изделия, что население (прежде всего крестьяне) просто перестало покупать их. Другая система ценообразования существовала для некоторых предприятий отраслей тяжёлой промышленности, где существовал госзаказ, что предполагало ограничение на цены производимых товаров. Эти системы ценообразования естественным образом влияли на уровень доходов предприятий, что

сказалось на уровне доходов рабочего населения. В целом же государство стремилось нивелировать разницу в доходах рабочего класса посредством заключения отраслевых коллективных договоров, где устанавливались соответствующие ограничения.

Особая роль в формировании государственной политики ценового регулирования связана с попыткой административного установления розничных цен в рыночных условиях. Крайностью в этом отношении явилось постановление СТО от 2 июля 1926 года «О снижении розничных цен», в котором предусматривалось снижение на 10 % розничных цен на некоторые промышленные товары». Подобное административное решение не привело к каким-либо действенным результатам в 1926 году. Однако уже через год подобное направление ценовой политики превратилось в настоящую агитационную кампанию, проводимую ЦК ВКП (б), по итогам которой государственные органы приняли ряд постановлений об очередных мерах по снижению розничных цен [24].

Политика в области заработной платы была также неоднородна на протяжении всего периода нэпа. Поначалу государство стремилось повышать заработную плату рабочих вне зависимости от уровня производительности труда. Это делалось за счёт эмиссии, перераспределения средств в пользу рабочих. Начиная с 1923-1924 хозяйственного года постепенно в документах правительства начинают появляться формулировки о необходимости пропорционального роста заработной платы рабочих в зависимости от роста производительности труда. Во многом стараниями председателя ВСНХ Ф. Э. Дзержинского это мероприятие удалось провести в жизнь в 1924-1925 и 1925-1926 хозяйственных годах [25]. Однако уже в конце 1925-

1926 года от политики пропорционального роста заработной платы и производительности труда отказались, поскольку в отрасли тяжелой промышленности государство стало вкладывать значительные средства, а предприятия этих отраслей могли дать отдачу только через несколько лет. Это условие действовало в ситуации, когда заработная плата рабочих тяжёлой промышленности была выше, чем рабочих лёгкой промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, подводя итог анализу нормативных актов 1920-х годов в сфере собственности и финансов, необходимо отметить, что комплекс мер по проведению жёсткой финансовой политики при допущении мно-гоукладности в экономике дали свои положительные результаты, выразившиеся не только в повышении реального уровня жизни рабочих, но и в благоприятном развитии народного хозяйства. Но эта тенденция в значительной мере была характерна для первой половины 1920-х годов, тогда как во второй половине 1920-х годов, делается поворот в сторону развития отраслей тяжёлой промышленности. То есть происходит переход к решению следующей группе государственных задач.

Интерес к трудовому законодательству и его связь с процессом социальной дифференциации определяется тем фактом, что период нэпа и последовавший

процесс его свёртывания, коллективизации и индустриализации были тесно связаны с трудовыми отношениями. Связь государства и основной массы населения была основана на процессе воспроизводства народного богатства, а также перераспределении этих продуктов. В годы нэпа вопрос о трудовом законодательстве был актуален ещё и потому, что в системе народного хозяйства присутствовали частные и государственные арендованные предприятия, что в значительной мере усложняло процесс регулирования социальной структуры.

Трудовое законодательство, как и всё нормотворчество, отражало классовую направленность политики советской власти с явными приоритетами в пользу рабочего класса.

В 1920-е годы существовал ряд вопросов, регулируемых непосредственно трудовым законодательством:

- проблема заработной платы;

- коллективные договоры;

- рабочее время;

- социальные гарантии;

- трудовые конфликты.

Важнейшим нормативным актом 1920-х годов, регулирующим трудовые отношения, являлся Кодекс законов о труде 1922 года [26]. КЗоТ 1922 года принципиально отличался от предыдущего Кодекса 1918 года, так как был ориентирован не на нужды государства эпохи «военного коммунизма», а на нужды государства, ориентированного на иные приоритеты. Более того, этот документ предусматривал довольно широкие социальные трудовые гарантии: положение о 8-часовом рабочем дне (ст. 94), об ограничении работ для подростков (ст. 95), а также для всех работников в ночное время (ст. 96), об ограничении сверхурочных работ 120 часами в год (ст. 106). Помимо этих социальных гарантий в обязательном порядке устанавливался очередной отпуск не менее двух недель (ст. 114), ограничивалось применение женского и детского труда на вредных и тяжёлых работах (ст. 129).

Одним из важнейших достижений в области законодательно-оформленных трудовых отношений стал вопрос найма рабочей силы. Трудовая повинность, широко применяемая в годы «военного коммунизма», допускалась лишь в исключительных случаях (стихийные бедствия и т. д.). Обязательным атрибутом найма работника становились трудовые договора, заключаемые непосредственно нанимателем и нанимаемым, а также коллективные договора, заключаемые профсоюзом от лица рабочих и нанимателем от лица администрации предприятия. Ст. 47 КЗоТ строго ограничивала возможности увольнения рабочих и служащих по их вине. Было предусмотрено три случая: в случае профнепригодности, систематического невыполнения своих обязанностей, неявки на работу в течение трёх дней подряд или 6 дней в месяц без уважительной причины.

Коллективными и трудовыми договорами определялся размер оплаты труда, минимальный размер которой также регулировался государством. Выдача

вознаграждения должна была производится не реже, чем каждые две недели (ст. 65), причём не только в денежной форме, но и в натуральной. Непосредственная защита интересов рабочих перед администрацией возлагалась на профсоюзы (ст. 158).

Положения КЗоТа законодательно закрепляли довольно широкие социальные трудовые права рабочего класса, чью идеологию защищала правящая партия. Естественно, что помимо этого документа существовал довольно широкий перечень нормативных актов о труде, однако все они дополняли и разъясняли КЗоТ, а тот в свою очередь являлся для них «рамочным» законом.

Необходимо отметить, что с 1924-1925 хозяйственного года обостряется проблема безработицы, а потому трудовое законодательство регулирует эту важную для государства проблему, с чем связано большое количество нормативных документов. Ещё в

1922 году постановлением ВЦИК была установлена обязательная бронь для подростков. Согласно этому документу, администрация предприятий была обязана предоставить от 2,5 % до 13 % всех рабочих мест подросткам [27]. В 1924-1925 году был принят ряд документов ВЦИК и СНК СССР по регулирования рынка труда: «О порядке найма рабочей силы», «О трудовых артелях», «О предприятиях и коллективах, организуемых комитетом и биржей труда для оказания трудовой помощи безработным» [28].

Трудовое законодательство аналогично допускало присутствие частника и регламентировало взаимоотношения с наёмными работниками. Следующим шагом в развитии трудового законодательства явилось постановление Совнаркома СССР от 10 октября

1927 года, в котором были установлены признаки предпринимательского хозяйства. В частности, указывалось, что отношения с наёмными рабочими должны соответствовать требованиям КЗОТ в хозяйствах промышленного типа, к которым причислялись хозяйства, где одновременно применялся труд не менее трёх сельскохозяйственных рабочих в течение одного сезона [29].

Важным моментом для определения направления развития трудового законодательства в 19201930 е годы является понимание расстановки государственных приоритетов в сторону повышения статуса рабочего класса.

Таким образом, анализ государственной деятельности в период первой половины 1920-х годов позволяет судить о том, что в этот период были осуществлены наиболее важные мероприятия, позволившие решить т. н. стратегические задачи и приступить к осуществлению дальнейшей политики по достижению сверхзадачи.

список литературы и примечания

1. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. Т.1. 1917-1928. С. 229-232.

2. Там же. С.232-234.

3. СУ. 1921. № 53. Ст. 323.

4. СУ. 1921. № 313, Там же. № 62. Ст.455; ГАПО. Ф.442. Оп.1. Д.1232.

5. СУ. 1923. № 29. Ст.336;Нэп и хозрасчёт. М.1991. С.117-132.

6. РГАСПИ. Ф.82. Оп. 2. Д. 1417. Л. 120.

7. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О замене продовольственной развёрстки натуральным налогом» 21 марта 1921 года // Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 71.

8. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О замене продовольственной развёрстки натуральным налогом» 21 марта 1921 года // Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 72.

9. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О замене продовольственной развёрстки натуральным налогом» 21 марта 1921 года // Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 72.

10. Постановления IX всероссийского съезда Советов от 28 декабря 1921 года «О сельскохозяйственной кооперации»// Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. С.287-289;Постанов-ления ЦИК и СНК СССР от 28 декабря 1923 года «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства»// Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. С. 385; Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 мая 1924 года «О потребительской кооперации» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. С. 412-416.

11. Постановление ЦИК и СНК СССР от 19 августа 1924 года «О жилищной кооперации» // СЗ. 1924. № 5. Ст.60; Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 июля 1926 года «Об утверждении Положения о кооперативных объединениях инвалидов» // СУ.№ 41. Ст.317.

12. ГАПО. Ф.442. Оп.1. Д.1232. Л.165 об.

13. СУ.1921.№53.Ст.323.

14. ГАПО. Ф.442. О.1 Д.1232. Л.62.

15. Там же. Л.165 об.

16. СУ. 1922. № 72. Ст.583; СУ.1923.№ 24. Ст.28.

17. ГАПО. Ф.442. Оп.1. Д.1232. Л.62 и др.

18. СУ. 1927.№ 38. Ст. 248.

19. СЗ. 1927. № 39. Ст. 391; СУ. 1927. № 124. Ст. 837.

20. СУ. 1924. № 16. Ст. 150.

21. Лифшиц М. Налоговая политика Советского государства и новый сельскохозяйственный налог. М., 1926. С. 13.

22. Там же.

23. СУ. 1921. № 75. Ст. 677.

24. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.1. С. 575-585, 611-613, 614-623.

25. Там же С.435-438.

26. СУ. 1922. № 70. Ст.903.

27. СУ. 1922. № 39. Ст. 447.

28. 1924. №2. Ст.16;СЗ.1926. №1. Ст.4; СЗ. 1925. №2.Ст.16.

29. Рогалина Н.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути. М., 1989. С. 89.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВСЕ ЛУЧШЕЕ - СЕБЕ. БЕНЧМАРКИНГ

Е. А. АКИМОВА А. А. АКИМОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий

Завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт и получить большую прибыль хотят все. Можно решать подобные задачи самостоятельно, но есть и другой путь - воспользоваться опытом успешных компаний. Для этого и существует бенчмаркинг - технология изучения и внедрения лучших методов ведения бизнеса.

Бенчмаркинг (от англ. Benchmark - «начало отсчета», «зарубка») - это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия - в логистике, маркетинге, управлении персоналом и т. д.

Последние несколько лет бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных фирмах. Причина подобной популярности легко объяснима - бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Он позволяет понять,

как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов. Ценность бенчмаркинга не только в том, что отпадает необходимость изобретать велосипед. Внимательно изучая достижения и ошибки других конструкторов, можно разработать и собрать собственную модель велосипеда, которая будет максимально эффективна на дорогах именно вашего бизнеса.

Эффективность бенчмаркинга уже оценили такие компании, как Xerox, General Electric, DuPont и многие другие. Идея о заимствовании чужого опыта близка и российским компаниям «Нижфарм», концерн «Калина»и др. Словом, польза бенчмаркинга понятна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.