Научная статья на тему 'Определение энергетических затрат при озонировании воздушного заряда во впускном коллекторе дизеля'

Определение энергетических затрат при озонировании воздушного заряда во впускном коллекторе дизеля Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Вершина Г.А., Пилатов А.Ю.

Предложен метод определения энергетических затрат в двигатель, который позволяет установить численную взаимосвязь между заранее установленным требуемым количеством озона в объемном соотношении с воздухом на впуске в цилиндр и энергетическими затратами, идущими на диссоциацию части молекул кислорода и генерацию процессов синтеза озона в потоке на впуске.Данный метод может быть применен в двигателестроении при проектировании и компоновке средств обработки воздушного заряда, применяемых с целью более качественного воздействия на воздушный заряд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper proposes a method for determination of electric power expenses for an engine. This method makes it possible to determine numerical inter-relation between the pre-determined and required ozone amount in volume relation with air at cylinder intake and electric power expenses that are used for dissociation of some oxygen molecules and generation of ozone synthesis processes in the intake flow.The given method can be applied for engine manufacturing while designing and arranging means for air charge treatment that are used with the purpose to obtain more qualitative impact on an air charge.

Текст научной работы на тему «Определение энергетических затрат при озонировании воздушного заряда во впускном коллекторе дизеля»

УДК 546.214:621.43

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРИ ОЗОНИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО ЗАРЯДА ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ ДИЗЕЛЯ

Канд. техн. наук, доц. ВЕРШИНА Г. А., асп. ПИЛАТОВ А. Ю.

Белорусский национальный технический университет

В последнее время существенно возрос интерес к проблеме использования в качестве обработки свежего заряда на впуске озонирования воздушного заряда путем пропускания воздушного потока через тлеющий разряд определенной мощности. Согласно имеющимся на данном этапе сведениям и исходя из физико-химических свойств озона известно, что он является высокоактивным окислителем. Повышение его концентрации в воздушном коллекторе двигателя до 2 % по объему существенно улучшает пусковые качества двигателя, повышает реакционную способность смеси, полноту сгорания и мощность двигателя [1].

Вопросу практической реализации и описанию соответствующих устройств уделено достаточное внимание в исследованиях. В то же время согласно законам химической кинетики применительно к процессам образования и одновременного распада озона известна достаточно явно выражаемая неустойчивость химического соединения О3. Таким образом, одновременно с образованием озона в тлеющем разряде идет его распад. В связи с этим встает вопрос об обеспечении или сохранении требуемых концентраций озона в воздушном потоке в коллекторе двигателя, что на сегодняшний день остается малоизученным. Поэтому следует обратить внимание на точное определение уровня энергии озонирования воздушного заряда с целью сохранения при последующем неизбежном повышении температуры свежего заряда с использованием наддува и последующего сжатия необходимой объемной концентрации озона в воздушном потоке для обеспечения необходимой заранее установленной концентрации озона в потоке воздушного заряда, осуществляющего более качественное протекание рабочего процесса дизельного двигателя.

Как отмечено, концентрация до 2 % по объему во впускном коллекторе дизеля может существенно повысить качество рабочего процесса дизеля. В данной работе предлагается метод,

согласно которому определяется требуемое количество энергии для обеспечения указанной концентрации озона в объеме коллектора с учетом его неустойчивости и повышенной склонности к распаду, особенно при росте температуры.

На практике считается, что при прохождении через зону разряда молекулы кислорода частично в общем случае диссоциируют по схеме:

02 + е ^ 20 + е; 0 + 02 ^ 0* + М ^ 03 + М;

0 + 03 ^ 202; О + О + М ^ О2 + М,

где М - любая третья частица, представляющая один из благородных газов и выступающая в

роли акцептора; 03 - возбужденная молекула

озона.

Первая реакция является схемой диссоциации молекулы кислорода в электрическом поле. Затем образовавшийся атомарный кислород реагирует с молекулой кислорода, образуя озон. Параллельно этому процессу идет соединение атомарного кислорода с трехатомным озоном и образованием двух молекул кислорода. Конкуренция этих двух реакций ограничивает возможность увеличения концентрации озона в газе свыше 5-7 % по объему [2]. Также в литературных источниках отмечается, что озон является весьма неустойчивым соединением. При этом процесс его распада может ускоряться с повышением температуры. Поэтому при применении озонирования следует учитывать возможность его распада путем расчета по законам химической кинетики с учетом действующих констант скорости реакций (1) первого и второго порядка, а также зависимость последних от температуры, что особенно важно при использовании наддува.

Исходя из литературных данных, во второй и четвертой реакциях схемы (1) в качестве не-

обходимого акцептора М могут выступать с различной эффективностью молекулы N2, С02, Лг, Не, ^0 и др. В ряде проводимых исследований [3] установлена возможность протекания следующих реакций:

О + 02 + N ^ 03 + О + О + N 2 ^ О 2 + N 2.

(2)

Так, в воздушном потоке концентрация азота N превалирует по массе и объему над концентрацией других указанных газов, суммарное содержание которых находится в пределах 1 %, в разработанном методе принимается допущение, что осуществление реакций синтеза озона (1) происходит в среде N2 который и является в свою очередь акцептором в указанных реакциях. Таким образом, схема (1) с учетом (2) может быть записана в виде:

0

О + 02 + N -

О + 03

0 + 0 + N

•20 + е;

->03 + N2;

202;

->02 + N2,

(3)

(4)

(5)

(6)

где к1 - константа скорости реакции (4); к2 - то же (5); к3 - то же (6).

Массовый расход воздуха через двигатель определяется по формуле

О =

30 г

Рк ФаПи ,

(7)

где г - тактность; п - частота вращения коленчатого вала; - рабочий объем двигателя; рк -плотность свежего заряда; фа - коэффициент продувки; 1 - число цилиндров; пи - коэффициент наполнения.

Масса воздуха, проходящего через впускной коллектор двигателя, определяется

Мв =

(8)

где А^ - время впуска.

Объем воздуха, входящего в цилиндры двигателя:

V = Мв

в

Рв

(9)

где рв - плотность воздуха на впуске.

Плотность воздуха на впуске определяется из уравнения Клайперона - Менделеева

Рв =

ЯТ

(10)

где рв - давление воздуха на впуске; Я - газовая постоянная для воздуха; Тв - температура в воздушном потоке.

Мольную концентрацию кислорода по объему в рассматриваемом воздушном потоке рассчитаем

(

= 0,23

Мв (1 - По )

^О,

тт, (11)

где цО - молярная масса кислорода; п0 - процентный выход по массе атомарного кислорода в озонаторе.

Мольная концентрация атомарного кислорода по объему в потоке, проходящем через тлеющий разряд и принимающем участие в реакциях (1), определяется следующим образом:

СО = 0,23

(МвПо ^ 1

Цо

(12)

где цО - молярная масса атомарного кислорода. Мольную концентрацию азота можно найти

а = 0,79

(„г

М

(13)

где ц^ - молярная масса молекулы азота.

Процесс образования и одновременного распада молекул озона может быть описан с помощью системы дифференциальных уравнений, задающих закон С0 = / (^) изменения

концентрации озона во времени. Численно определив характер его протекания, можно рассчитать по исходным начальным условиям (11)—(13) концентрацию в конечный момент времени и в то же время решить обратную задачу по заранее установленной концентрации в конечный момент времени можно определить исходные необходимые для воздействия озона на рабочий процесс концентрации атомарного СО молекулярного С0 кислорода. С целью определения объемных концентраций озона в текущий момент времени следует записать исходя из законов химической кинетики на основании (1) систему дифференциальных уравнений. В качестве начальных условий используется начальная объемная концентрация молекулярного (11) и образованного атомарного кислорода (12):

2

в

дСо

дл

дС0

дл

дС03 дл

-к\ (С02 С0 ) Ск2 - (С0С03 ) - к3 (Со ) Ск2; : к2 (С0С03 ) - (С02 С0 ) СК2 + к3 (С0 ) СК2 ; : к1 (С02 С0 ) СК2 - к2 (С0С03 ) ,

(14)

где С0 - мольная объемная концентрация озона.

Константы скорости реакций определены в [3]. Система (14) описывает процесс синтеза озона в озонаторе. Одним из ее решений является зависимость С0 = / (л), что дает возможность (в предлагаемой методике за конечный момент времени принимается время окончания такта впуска, начальный момент времени отнесен к моменту воздействия тлеющего разряда на рассматриваемую массу свежего заряда) определить начальные концентрации атомарного С0 молекулярного С0 кислорода, обеспечивающие получение в конечный момент времени требуемую концентрацию озона в коллекторе. Зависимость значения концентрации озона в момент окончания такта впуска от массового соотношения атомарного и молекулярного кислорода в начальный момент времени представлена на рис. 1.

4.0

О*

моль/м3 3,0

2,5

2,0

1,5

1,0

0,5

0,2

0,4

0,6

Лс, 10-3

1,0

Рис. 1. Изменение текущей концентрации озона в воздушном потоке на впуске в зависимости от массового соотношения атомарного и молекулярного кислорода: а - 10 % О и 90 % О2; б - 20 % О и 80 % О2; в - 30 % О и 70 % О2; г - 40 % О и 60 % О2

Учитывая склонность озона к распаду при повышении температуры [1, 2, 4-10] на втором этапе согласно предлагаемому методу количественно оценивается часть массы озона, которая не может находиться в цилиндре в момент воспламенения топливовоздушной смеси к кон-

цу такта сжатия вследствие ее термического разложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема термического разложения озона описана в [3] и представляется следующим уравнением:

а + 0,

к (л )

^•30,

(15)

Константа скорости реакции разложения озона как функция температуры описывается законом Аррениуса

к(Л)=|0-,4ехр{4л})' (|6)

где Еа - энергия активации реакции (15); Я -универсальная газовая постоянная; Т(Л) - закон изменения температуры в ходе впуска и сжатия.

Дифференциальное уравнение, описывающее ход течения реакции (15), выглядит как

дл

:-к (Т (Л ))(С03 )2, (17)

где к(Т (л)) - функциональная зависимость

константы скорости реакции (15) от температуры в ходе впуска и сжатия, зависящей в свою очередь от времени.

Ход распада молекул образовавшегося на впуске озона по (17) отражен на рис. 1 в зависимости от температуры во впускном коллекторе для двигателя рабочим объемом V^ = = 4,75 дм3.

Согласно полученному решению уравнения (17) в интервале времени такта сжатия определено, что существенное повышение температуры в конце такта сжатия и в момент начала воспламенения не способно существенным образом интенсифицировать распад образованных на впуске молекул озона.

В конце по известной и определенной на первой стадии расчета мольной концентрации атомарного кислорода, образованного диссоциацией молекул кислорода в воздушном потоке на впуске и необходимого для генерации реакций синтеза озона, определяется количество энергии, выделяющейся в разрядном промежутке озонатора, идущей на разрыв межатомных ковалентных связей молекулы кислорода и необходимой для создания требуемой концентрации атомарного кислорода в воздушном потоке на впуске.

Затраты энергии на разрушение молекулы кислорода зависят от способа воздействия на связь. При термическом воздействии на связь она разрушается при энергии 5,13 эВ, а при механическом воздействии на связь достаточно затратить 2,56 эВ энергии. Поскольку диссоциация молекулы кислорода в озонаторе - механический, а не термический процесс, то в качестве энергии нужно принять 2,56 эВ. При этом энергия возбуждения одного из кислородных атомов до метастабильного состояния равна 1,96 эВ.

Количество диссоциированных атомов можно оценить как

N = Мл (С02 - С02 V, (18)

где МЛ - число Авогадро; С, - мольная концентрация молекулярного кислорода при полном отсутствии диссоциации; С, - то же за

вычетом определенной части диссоциированных его молекул.

Затраты энергии на диссоциацию требуемого количества молекул кислорода и образования в последующем синтеза озона, который посредством своего воздействия на рабочий процесс повышает его качество протекания, определятся как

Р = ЕМ1, (19)

где Еа - энергия разрыва молекулярной связи молекулы кислорода; 1 - число тактов в единицу времени.

В Ы В О Д

Разработанный метод определения энергетических затрат в двигатель позволяет установить численную взаимосвязь между заранее известным требуемым количеством озона в со-

отношении с воздухом во впускном коллекторе в цилиндр и энергетическими затратами, идущими на диссоциацию части молекул кислорода и генерацию процессов синтеза озона в входном потоке воздуха. Данный метод может быть применен в двигателестроении при проектировании и компоновке средств обработки воздушного заряда, применяемых с целью более качественного воздействия на воздушный заряд.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Адамович, Б. А. Способ улучшения пусковых характеристик, повышения мощности и уменьшения токсичности отходящих из камеры сгорания газов двигателей внутреннего сгорания и устройство для его реализации: пат. 2180051 РФ / Б. А. Адамович // Бюл. изобр. - 2002. -№ 6.

2. Разумовский, С. Д. Озон и его реакции с органическими соединениями / С. Д. Разумовский, Г. Е. Заиков. -М.: Наука, 1974.

3. Кондратьев, В. Н. Константы скорости газофазных реакций / В. Н. Кондратьев. - М.: Наука, 1970.

4. Лунин, В. В. Физическая химия озона / В. В. Лунин, М. П. Попович, С. Н. Ткаченко. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

5. Самойлович, В. Т. Физическая химия барьерного разряда / В. Т. Самойлович, В. И. Гибалов, К. В. Козлов. -М.: Изд-во МГУ, 1989.

6. Masuda, S. A ceramic-based ozoniser using high frequency discharge / S. Masuda // IEEE Trans. Ind. Appl. -1988. - № 2. - Р. 45-67.

7. Филиппов, Ю. В. Электрическая теория озонаторов. Статические вольтамперные характеристики озонаторов / Ю. В. Филиппов, Ю. М. Емельянов // ЖФХ. -1958. - № 12. - C. 54-63.

8. Филиппов, Ю. В. Об активной мощности озонаторов / Ю. В. Филиппов, Ю. М. Емельянов // ЖФХ. -1959. -№ 5. - C. 23-35.

9. Энгельшт, В. С. Высокочастотный озонатор: пат. 2075433 РФ / В. С. Энгельшт // Бюл. изобр. - 2001. - № 33.

10. Энгельшт, В. С. Устройство для инициирования физико-химических реакций: пат. 2080171 РФ / В. С. Эн-гельшт // Бюл. изобр. - 2001. - № 33.

Поступила 25.05.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.