Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туранова Н.К.

В статье определяется понятие внутренней среды и присущих ей характеристик - сильных и слабых сторон организации. Рассматриваются пять подходов к выделению элементов внутренней среды. На основе анализа позиций различных авторов разрабатывается собственный подход к определению структуры внешней среды организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE ELEMENTS OF THE INTERNAL BUSINESS ENVIRONMENT: THEORETICAL ASPECTS

In this article we consider five different approaches to identifying the elements of the internal business environment. We analyze the advantages and disadvantages of different authors’ positions and develop our own method for identifying the elements of the internal business environment.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 338.001.36

Туранова Н.К. студент 4 курса

факультет корпоративной экономики и предпринимательства

научный руководитель: Петухова С.В.,

доцент

кафедра корпоративного управления и финансов Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Аннотация: В статье определяется понятие внутренней среды и присущих ей характеристик - сильных и слабых сторон организации. Рассматриваются пять подходов к выделению элементов внутренней среды. На основе анализа позиций различных авторов разрабатывается собственный подход к определению структуры внешней среды организации.

Ключевые слова: менеджмент, стратегический менеджмент, стратегический анализ, внутренняя среда организации

Turanova N.K.

4-year student, Economics faculty Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk Research supervisor: Petukhova S. V. Candidate of Economic Sciences, Docent Associate Professor at the department of Corporate Management and

Finance

Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk IDENTIFYING THE ELEMENTS OF THE INTERNAL BUSINESS ENVIRONMENT: THEORETICAL ASPECTS Annotation: In this article we consider five different approaches to identifying the elements of the internal business environment. We analyze the advantages and disadvantages of different authors' positions and develop our own method for identifying the elements of the internal business environment.

Key words: management, strategic management, strategic analysis, internal business environment

Как известно, характеристикой каждой организации является ее зависимость от внутренней и внешней среды. Как открытая система, организация не может существовать изолированно, она постоянно испытывает влияние тех или иных факторов внешней среды. Внутренняя среда зависит, в основном, от принятых в организации управленческих

решений.

Соответственно, внутренняя среда организации — это ни что иное, как совокупность взаимосвязанных переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на уровень ее управляемости [1].

В процессе анализа внутренней среды организации выделяют ее сильные и слабые стороны. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширить и укрепить.

Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них [2].

Исследователи в области менеджмента по-разному характеризуют состав и структуру внутренней среды организации. Рассмотрим некоторые из существующих подходов.

По классификации И. Ансоффа такими элементами деятельности являются: общее управление, финансовое управление, маркетинг, производство, НИОКР [3].

Существует подход, выделяющий такие элементы как производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж предприятия [4]. Таким образом, два вышеперечисленных подхода практически полностью отождествляют элементы внутренней среды с функциональными направлениями организации.

Стрикленд и Томпсон утверждают, что главные внутренние условия следующие: сильные и слабые стороны компании, конкурентные возможности, личные амбиции, философия и этика управляющих, общая культура компании и общие ценности. Хорошая стратегия в идеале должна четко соответствовать всем этим условиям [5].

Модель МакКинси (7S) анализирует 7 ключевых элементов микросреды организации и позволяет сделать выводы о том: насколько правильно выстроены и налажены бизнес-процессы внутри компании, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы. Модель состоит из следующих элементов: совместные ценности (sharedvalues), стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), сотрудники (staff), сумма навыков (skills), стиль управления (style). В концепции «7-S» соединены жесткие (стратегия, структура, системы), мягкие (сотрудники, стиль, сумма навыков) характеристики с центральной интегрирующей характеристикой (совместные ценности) [6].

Помимо вышеперечисленных, существует еще несколько различных взглядов на определение структуры внутренней среды. Один их них включает во внутреннюю среду цели и задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную культуру [7].

На основе анализа существующих подходов к выделению элементов внутренней среды, мы можем сформулировать собственную позицию по

этому вопросу. Элементы внутренней среды представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Элементы внутренней среды организации

Элемент внутренней среды Характеристика

Философия и ценности организации Миссия организации, ценности, принципы поведения в отношении всех групп стейкхолдеров

Система управления Стиль руководства, организационная структура, степень централизации власти, стратегия, цели и задачи

Репутация и имидж организации Имидж организации как работодателя, репутация на рынке

Персонал организации Организационная культура, квалификация и навыки персонала

Производственная система Технологии производства, ассортимент продукции

Финансовая система Структура финансов, доступность инвестиционных ресурсов, управление затратами

Маркетинговая система Конкурентоспособность продукции, сбытовая политика, реклама, исследование внешней среды

Таким образом, мы проанализировали подходы различных исследователей к выделению элементов внутренней среды организации и на их основе сформулировали свой собственный. Описание и структурирование внутренней среды необходимо, в первую очередь, для эффективного проведения ее анализа, и, впоследствии, для разработки успешной стратегии.

Использованные источники:

1. Внутренняя среда организации, внешняя среда организации [Электронный ресурс] URL: http://manageconom.ru/org-theory/internal-external-environment.htm.

2. Тютюшкина Г.С. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие [Электронный документ] URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/189/45189/21967?p page=7.

3. Ковалева Т. В. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1293-1296. — URL https://moluch.ru/archive/116/31886.

4. Внутренняя и внешняя среда организации [Электронный ресурс] URL: http://finansi-credit.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizatsii.

5. А.А. Томпсон, мл., А.Дж. Стрикленд, III. Стратегический менеджмент [Электронный документ] URL: artemtabolin.narod.ru/tomp_str.doc.

6. Работает ли ваша компания идеально? Модель McKinsey 7S [Электронный ресурс] URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/mckinsey-7s-model.

7. Внутренняя среда предприятия [Электронный ресурс] URL: https://www.e-reading. club/chapter.php/103 848/6/Tyurina -

_Teoriya_organizacii konspekt_lekciii.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.