Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикоррозионные мероприятия / экономический эффект / экономическая эффективность / покрытие / антикоррозионное покрытие / многофункциональное покрытие / коррозия. / anti-corrosion measures / economic effect / economic efficiency / coating / anti-corrosion coating / multifunctional coating / corrosion.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Хакимов Равшан Муминович, Ибрагимов Ботир Дастамович, Айрапетов Дмитрий Алексеевич

защита металлической поверхности антикоррозионным покрытием является самым распространенным и оправданным с экономической точки зрения методом антикоррозионной защиты. Целью данной работы является разработка технологии расчёта экономической эффективности от внедрения ранее разработанного многофункционального антикоррозионного покрытия. Рассмотрена, описана и предложена единая расчётная формула для оценки экономической эффективности антикоррозионных мероприятий и приведен натурный пример.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Хакимов Равшан Муминович, Ибрагимов Ботир Дастамович, Айрапетов Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF ECONOMIC EFFICIENCY FROM THE INTRODUCTION OF A MULTIFUNCTIONAL ANTI-CORROSION COATING

protection of a metal surface with an anti-corrosion coating is the most common and economically justified method of anti-corrosion protection. The purpose of this work is to develop a technology for calculating the economic efficiency from the introduction of a previously developed multifunctional anti-corrosion coating. A single calculation formula for evaluating the economic efficiency of anti-corrosion measures is considered, described and proposed, and a full-scale example is given.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ

12 3

Хакимов Р.М. , Ибрагимов Б.Д. , Айрапетов Д.А.

1Хакимов Равшан Муминович - кандидат технических наук, и.о. профессора, кафедра транспортных энергетических установок; 2Ибрагимов Ботир Дастамович - PhD, старший преподаватель, кафедра автомобиля и автомобильного хозяйства;

3Айрапетов Дмитрий Алексеевич - ассистент, кафедра транспортных энергетических установок; Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: защита металлической поверхности антикоррозионным покрытием является самым распространенным и оправданным с экономической точки зрения методом антикоррозионной защиты. Целью данной работы является разработка технологии расчёта экономической эффективности от внедрения ранее разработанного многофункционального антикоррозионного покрытия. Рассмотрена, описана и предложена единая расчётная формула для оценки экономической эффективности антикоррозионных мероприятий и приведен натурный пример.

Ключевые слова: антикоррозионные мероприятия, экономический эффект, экономическая эффективность, покрытие, антикоррозионное покрытие, многофункциональное покрытие, коррозия.

DETERMINATION OF ECONOMIC EFFICIENCY FROM THE INTRODUCTION OF A MULTIFUNCTIONAL ANTI-CORROSION COATING

123

^kimov R.M. , Ibragimov B.D. , Ayrapetov D.A.

1Hakimov Rovshan Muminovich - Candidate of Technical Sciences, acting Professor, DEPARTMENT OF TRANSPORT POWER PLANTS; 2Ibragimov Botir Dastamovich - PhD, Senior Lecturer, Department of Automobile and Automobile Economy;

3Ayrapetov Dmitriy Alekseyevich - Assistant, DEPARTMENT OF TRANSPORT POWER PLANTS, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: protection of a metal surface with an anti-corrosion coating is the most common and economically justified method of anti-corrosion protection. The purpose of this work is to develop a technology for calculating the economic efficiency from the introduction of a previously developed multifunctional anti-corrosion coating. A single calculation formula for evaluating the economic efficiency of anti-corrosion measures is considered, described and proposed, and a full-scale example is given.

Keywords: anti-corrosion measures, economic effect, economic efficiency, coating, anti-corrosion coating, multifunctional coating, corrosion.

УДК621.793: 338.45.01

Коррозия металлов - это самопроизвольное разрушение вследствие химического или электрохимического взаимодействия с компонентами окружающей среды [1].

Коррозия кузова и деталей автомобиля, помимо уменьшения срока их эксплуатации и увеличения затрат на их ремонт, может нанести серьезный ущерб окружающей среде [2-6].

Автомобильная техника постоянно подвергается электрохимической, химической и другим видам коррозии. Долговечность металлических деталей автомобиля зависит, прежде всего, от коррозионных процессов [7, 8].

Согласно статистике, потери металлов от коррозии могут составлять около 8-10% от первоначальной массы металла. Все это говорит об необходимости борьбы с коррозией металлов и высокой значимости научно-исследовательских работ в данной области.

В предыдущих наших научных работах, было получено новое многофункциональное антикоррозионное полимерное покрытие на основе эпоксиполиуретан с добавкой (пластификатор), которое было синтезировано на основе местного и вторичного сырья и определены основные показатели качества [9-12].

Проведённые исследования качества нашего антикоррозионного покрытия показали [6, 9], что наше покрытие хорошо защищает от коррозии и значительно снижает шум и вибрацию [8, 11].

Экономическая эффективность - это оценочная категория, которая связана с соотношением ценности результата и ценности затрат, т.е. отображает полученные результаты и использование всех имеющихся ресурсов за определенный промежуток времени (например, месяц, квартал, год) [13].

Экономический эффект - это разница между результатами экономической деятельности и затратами, используемыми для его получения [14].

Эксплуатационные испытания проводили в натурных условиях на перевале «Камчик» (Узбекистан, Наманганская область Папский район).

Были взяты под контроль 4 автомобиля. Самосвал MAN CLA 26.280 и три дорожные машины MAN CLA 18.280 на балансе СДЭУП «Камчикавтойул». На них было испытано разработанное ранее в лабораторных условиях антикоррозионное покрытие и снижение шума и вибрации благодаря многофункциональному антикоррозионному покрытию.

Экономический эффект от внедрения разработанных полимерных материалов в виде покрытия определяли путем сравнения годового материального ущерба, наносимого производству коррозией и шумом до и после нанесения покрытия по методике, изложенной в работе [15].

Зуд = (С1уд * Т) - (С2уд * Т),сум/1авто

где: С - удельные затраты на лакокрасочное покрытие, сум/кг;

уд

С уд - удельные затраты на получение антикоррозионного покрытия + лакокрасочный материал, сум/кг;

Т - трудовые расходы, сум.

При определении удельных затрат учитываются следующие затраты: на приобретение сырья и материалов; на производство антикоррозионного покрытия; на энергоносители; на заработную плату; на покупку и комплектацию технологического оборудования; на непредвиденные затраты.

Сырьё для получения антикоррозионного покрытия: эпоксидная смола - 75%; отвердитель ПЭПА -10%; пластификатор Дибутилфталат - 10%; растворитель р-4 - 5%.

Цена на сырье: эпоксидная смола - 58000 сум/кг; отвердитель ПЭПА - 65000 сум/кг; пластификатор Дибутилфталат - 30000 сум/кг; растворитель р-4 - 18700 сум/кг. Сап = цена антикоррозионного покрытия, сум/кг Слкм = цена лакокрасочного материала, 50 000 сум/кг Ran = расход антикоррозионного покрытия = 2,5 кг на 1 автомобиль Rji™ = расход лакокрасочного материала = 3,9 кг на 1 автомобиль

Сап=58000*75%+65000*10%+30000*10%+18700*5%= 53935 сум/кг С2уд= 53 935 * 2,5 +50 000 * 3,9 = 329 837,5 сум/ 1 авто (на 3 года)

С1 (L1) = удельные затраты на лакокрасочное покрытие сум/кг С:уд= Сл^лкм*= 50 000 * 7,8 = 390 000 сум/ 1 авто (на 1 год)

R™* = расход лакокрасочного материла без антикоррозионного ниже лежащего слоя = 7,8 кг на 1 автомобиль (покрывать автомобиль необходимо 1 раз в год).

Эуд = 390000 * 3 - 329837,5 = 840162.5сум/1авто

на 3 года,

Экономический эффект составит 280 054 сум 1 авто за 1 год

* 3 = коэффициент который зависит от того, что наше антикоррозионное покрытие выполняет свои свойства 3 года, а без антикоррозионного покрытия ЛКМ необходимо покрывать раз в год.

*Р*Драб

Зсут = зарплата рабочего за сутки, (зарплата рабочего на данном предприятии составляет от 2 200 000 до 3 000 000, рабочая смена 15 дней в месяц) = 173 333 сум в 1 день

Р = количество рабочих, (минимальное количество для снятия старого слоя ЛКМ и нанесения) 2 чел. Драб = дней работы по очистке поверхности от краски и нанесению ЛКМ, 4 дня. Т = 173 333 * 2 * 4 = 1 386 650 сум

Эуд = (С1уд (L ) * T) - (С^ (Ь2) * Т), суж / \авшо

Эуд = (3990000+13866 50) *3 - 329837,5 +1386650=

5329950-17164875 = 36134625с>у/1авшо

на 3 года

Экономический эффект от внедрения нашего антикоррозионного покрытия составит порядка 1 204 487,5 сум на 1 автомобиль на 1 год.

Общая экономическая выгода составит Эуд

* -Атр

Атр= количество автомобилей на АТП, 60 авто. 1 204 487,5 * 60 = 72269250 сум в год.

Применяя результаты эксперимента, можно сэкономить до 280054 сумов в год на каждой транспортно-технологической машине только за счет расхода материалов. В то же время — это как

минимум в 4 раза экономит затраты на лакокрасочные материалы и рабочую силу для транспортных средств, что составит экономию до 1 204 487,5 сумов на каждый автомобиль в год.

В заключении можно сделать выводы, что применения результатов исследования к аналогичным предприятиям системы, условия работы которых подходят объекту исследования, то ожидаемая экономическая эффективность может составить до 72 269 250 сумов в год.

Список литературы /References

1. Киселев В.Г., Медяный С.А. Экспресс-оценка экономической эффективности антикоррозионных мероприятий // Известия вузов. Проблемы энергетики, 2009. № 3-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspress-otsenka-ekonomicheskoy-eifektivnosti-antikorrozionnyh-meropriyatiy/ (дата обращения: 30.08.2022).

2. Shadimetov Yu., Ayrapetov D. Botir E. Transport, ecology and health / International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology 2021 VOLUME 8, ISSUE 4, 33 17226-17230 pp. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijarset.com/upload/2021/april/33-botir-28.PDF/ (дата обращения: 30.08.2022).

3. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Актуальные вопросы стратегии экологически устойчивого транспорта // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2022. 4(97). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13343/ (дата обращения: 30.08.2022).

4. Апасов Р.Т., Шошаева З.А. Исследование эффективности применения новых антикорозийных ингибиторов // Инновации в науке, 2017. № 1 (62). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-effektivnosti-primeneniya-novyh-antikoroziynyh-ingibitorov/ (дата обращения: 30.08.2022).

5. Sobirjonov А., Alimova Z, NiyazovaG., Ayrapetov D., Siddikov R. Prevention of corrosion and accelerated wear of agricultural machinery // Ilkogretim Online - Elementary Education Online, 2021. Vol. 20 (Issue 5): Pp. 7482-7486. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilkogretim-online.org/index.php?mno=83048/ (дата обращения: 30.08.2022).

6. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Вафаев О., Айрапетов Д.А. Антикоррозионная защита металлических деталей транспортной техники полимерным покрытием на основе эпоксиуретана // CHEMISTRY AND CHEMICAL ENGINEERING: (Химия и химическая технология). Vol. 2021. № 3. Article 8. 46-49 pp. DOI: 10.51348/AMIW3430.

7. Собиржонов А., Ниязова Г.П., Айрапетов Д.А. Современное состояние межсезонного хранения сельскохозяйственной техники // Проблемы современной науки и образования, 2022. № 3 (172). С. 1115. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48382157/ (дата обращения: 30.08.2022).

8. Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Айрапетов Д.А. Снижение шума и вибрации транспортно-технологических машин многофункциональным антикоррозионным покрытием // Проблемы современной науки и образования, 2022. № 5 (174). С. 6-11. DOI 10.24411/2304-2338-2022-10501.

9. Dzhalilov A.T., Nurkulov.N.F. & Vafaev O.Sh. Primeneniya dvuhslojnogo antikorrozionnogo pokrytiya na osnove epoksipoliuretana i hlorsul'firovannogo polietilena [Application of a two-layer anticorrosive coating based on epoxy polyurethane and chlorosulfonated polyethylene. International Scientific and Technical Conference "INNOVATION 2013"] Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya "INNOVACIYA 2013", 2013. Pp. 116-117.

10. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Собирова Д.К., Абдукаримова Г.У. & Айрапетов Д. А . (2020). Проблема использования отходов лакокрасочных материалов и их утилизация. Известия Томского политехнического университета Инжиниринг георесурсов. 331(9). 179-185. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestiya.tpu.ru/archive/article/view/2821/ (дата обращения: 30.08.2022).

11. Хакимов Р., Ибрагимов Б. и Айрапетов Д., 2022. Возможность снижения шума и вибрации транспортно-технологических машин путем нанесения многофункционального антикоррозионного покрытия. Общество и инновации. 3, 6/S (июл. 2022). 188-194. DOI: https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss6/S-pp188-194.

12. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Тиллаев А., Айрапетов Д.А. Характеристика лакокрасочных материалов для разметки автомобильных дорог на основе местного сырья // Проблемы современной науки и образования, 2022. № 1 (170) С. 7-11. DOI 10.24411/2304-2338-202210101.

13. Терехов В.Н. Оценка экономической эффективности предприятия // МНИЖ, 2013. №10-3 (17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskoy-effektivnosti-predpriyatiya/ (дата обращения: 30.08.2022).

14. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалев. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. 256 с.

15. Javliyev Sirojiddin, Negmatova Komila, Abed Nodira, Negmatov Sayibjan, Ulmasov Tulqin, Tulyganova Vasila, Ysupbekov Ahmedjan, Ylchieva Surayo, Babahanova Mukhiba, Ikramova Muqaddas. Research of

vibration-absorbing properties of epoxy composite materials on the basis of epoxy resin and powdery elastomeric // Advanced Material (ISSN 1662-8985. Vol.1151. AMR.1151.108 Switzerland April, 2019. C. 108-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.