ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ
12 3
Хакимов Р.М. , Ибрагимов Б.Д. , Айрапетов Д.А.
1Хакимов Равшан Муминович - кандидат технических наук, и.о. профессора, кафедра транспортных энергетических установок; 2Ибрагимов Ботир Дастамович - PhD, старший преподаватель, кафедра автомобиля и автомобильного хозяйства;
3Айрапетов Дмитрий Алексеевич - ассистент, кафедра транспортных энергетических установок; Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: защита металлической поверхности антикоррозионным покрытием является самым распространенным и оправданным с экономической точки зрения методом антикоррозионной защиты. Целью данной работы является разработка технологии расчёта экономической эффективности от внедрения ранее разработанного многофункционального антикоррозионного покрытия. Рассмотрена, описана и предложена единая расчётная формула для оценки экономической эффективности антикоррозионных мероприятий и приведен натурный пример.
Ключевые слова: антикоррозионные мероприятия, экономический эффект, экономическая эффективность, покрытие, антикоррозионное покрытие, многофункциональное покрытие, коррозия.
DETERMINATION OF ECONOMIC EFFICIENCY FROM THE INTRODUCTION OF A MULTIFUNCTIONAL ANTI-CORROSION COATING
123
^kimov R.M. , Ibragimov B.D. , Ayrapetov D.A.
1Hakimov Rovshan Muminovich - Candidate of Technical Sciences, acting Professor, DEPARTMENT OF TRANSPORT POWER PLANTS; 2Ibragimov Botir Dastamovich - PhD, Senior Lecturer, Department of Automobile and Automobile Economy;
3Ayrapetov Dmitriy Alekseyevich - Assistant, DEPARTMENT OF TRANSPORT POWER PLANTS, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: protection of a metal surface with an anti-corrosion coating is the most common and economically justified method of anti-corrosion protection. The purpose of this work is to develop a technology for calculating the economic efficiency from the introduction of a previously developed multifunctional anti-corrosion coating. A single calculation formula for evaluating the economic efficiency of anti-corrosion measures is considered, described and proposed, and a full-scale example is given.
Keywords: anti-corrosion measures, economic effect, economic efficiency, coating, anti-corrosion coating, multifunctional coating, corrosion.
УДК621.793: 338.45.01
Коррозия металлов - это самопроизвольное разрушение вследствие химического или электрохимического взаимодействия с компонентами окружающей среды [1].
Коррозия кузова и деталей автомобиля, помимо уменьшения срока их эксплуатации и увеличения затрат на их ремонт, может нанести серьезный ущерб окружающей среде [2-6].
Автомобильная техника постоянно подвергается электрохимической, химической и другим видам коррозии. Долговечность металлических деталей автомобиля зависит, прежде всего, от коррозионных процессов [7, 8].
Согласно статистике, потери металлов от коррозии могут составлять около 8-10% от первоначальной массы металла. Все это говорит об необходимости борьбы с коррозией металлов и высокой значимости научно-исследовательских работ в данной области.
В предыдущих наших научных работах, было получено новое многофункциональное антикоррозионное полимерное покрытие на основе эпоксиполиуретан с добавкой (пластификатор), которое было синтезировано на основе местного и вторичного сырья и определены основные показатели качества [9-12].
Проведённые исследования качества нашего антикоррозионного покрытия показали [6, 9], что наше покрытие хорошо защищает от коррозии и значительно снижает шум и вибрацию [8, 11].
Экономическая эффективность - это оценочная категория, которая связана с соотношением ценности результата и ценности затрат, т.е. отображает полученные результаты и использование всех имеющихся ресурсов за определенный промежуток времени (например, месяц, квартал, год) [13].
Экономический эффект - это разница между результатами экономической деятельности и затратами, используемыми для его получения [14].
Эксплуатационные испытания проводили в натурных условиях на перевале «Камчик» (Узбекистан, Наманганская область Папский район).
Были взяты под контроль 4 автомобиля. Самосвал MAN CLA 26.280 и три дорожные машины MAN CLA 18.280 на балансе СДЭУП «Камчикавтойул». На них было испытано разработанное ранее в лабораторных условиях антикоррозионное покрытие и снижение шума и вибрации благодаря многофункциональному антикоррозионному покрытию.
Экономический эффект от внедрения разработанных полимерных материалов в виде покрытия определяли путем сравнения годового материального ущерба, наносимого производству коррозией и шумом до и после нанесения покрытия по методике, изложенной в работе [15].
Зуд = (С1уд * Т) - (С2уд * Т),сум/1авто
где: С - удельные затраты на лакокрасочное покрытие, сум/кг;
уд
С уд - удельные затраты на получение антикоррозионного покрытия + лакокрасочный материал, сум/кг;
Т - трудовые расходы, сум.
При определении удельных затрат учитываются следующие затраты: на приобретение сырья и материалов; на производство антикоррозионного покрытия; на энергоносители; на заработную плату; на покупку и комплектацию технологического оборудования; на непредвиденные затраты.
Сырьё для получения антикоррозионного покрытия: эпоксидная смола - 75%; отвердитель ПЭПА -10%; пластификатор Дибутилфталат - 10%; растворитель р-4 - 5%.
Цена на сырье: эпоксидная смола - 58000 сум/кг; отвердитель ПЭПА - 65000 сум/кг; пластификатор Дибутилфталат - 30000 сум/кг; растворитель р-4 - 18700 сум/кг. Сап = цена антикоррозионного покрытия, сум/кг Слкм = цена лакокрасочного материала, 50 000 сум/кг Ran = расход антикоррозионного покрытия = 2,5 кг на 1 автомобиль Rji™ = расход лакокрасочного материала = 3,9 кг на 1 автомобиль
Сап=58000*75%+65000*10%+30000*10%+18700*5%= 53935 сум/кг С2уд= 53 935 * 2,5 +50 000 * 3,9 = 329 837,5 сум/ 1 авто (на 3 года)
С1 (L1) = удельные затраты на лакокрасочное покрытие сум/кг С:уд= Сл^лкм*= 50 000 * 7,8 = 390 000 сум/ 1 авто (на 1 год)
R™* = расход лакокрасочного материла без антикоррозионного ниже лежащего слоя = 7,8 кг на 1 автомобиль (покрывать автомобиль необходимо 1 раз в год).
Эуд = 390000 * 3 - 329837,5 = 840162.5сум/1авто
на 3 года,
Экономический эффект составит 280 054 сум 1 авто за 1 год
* 3 = коэффициент который зависит от того, что наше антикоррозионное покрытие выполняет свои свойства 3 года, а без антикоррозионного покрытия ЛКМ необходимо покрывать раз в год.
*Р*Драб
Зсут = зарплата рабочего за сутки, (зарплата рабочего на данном предприятии составляет от 2 200 000 до 3 000 000, рабочая смена 15 дней в месяц) = 173 333 сум в 1 день
Р = количество рабочих, (минимальное количество для снятия старого слоя ЛКМ и нанесения) 2 чел. Драб = дней работы по очистке поверхности от краски и нанесению ЛКМ, 4 дня. Т = 173 333 * 2 * 4 = 1 386 650 сум
Эуд = (С1уд (L ) * T) - (С^ (Ь2) * Т), суж / \авшо
Эуд = (3990000+13866 50) *3 - 329837,5 +1386650=
5329950-17164875 = 36134625с>у/1авшо
на 3 года
Экономический эффект от внедрения нашего антикоррозионного покрытия составит порядка 1 204 487,5 сум на 1 автомобиль на 1 год.
Общая экономическая выгода составит Эуд
* -Атр
Атр= количество автомобилей на АТП, 60 авто. 1 204 487,5 * 60 = 72269250 сум в год.
Применяя результаты эксперимента, можно сэкономить до 280054 сумов в год на каждой транспортно-технологической машине только за счет расхода материалов. В то же время — это как
минимум в 4 раза экономит затраты на лакокрасочные материалы и рабочую силу для транспортных средств, что составит экономию до 1 204 487,5 сумов на каждый автомобиль в год.
В заключении можно сделать выводы, что применения результатов исследования к аналогичным предприятиям системы, условия работы которых подходят объекту исследования, то ожидаемая экономическая эффективность может составить до 72 269 250 сумов в год.
Список литературы /References
1. Киселев В.Г., Медяный С.А. Экспресс-оценка экономической эффективности антикоррозионных мероприятий // Известия вузов. Проблемы энергетики, 2009. № 3-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspress-otsenka-ekonomicheskoy-eifektivnosti-antikorrozionnyh-meropriyatiy/ (дата обращения: 30.08.2022).
2. Shadimetov Yu., Ayrapetov D. Botir E. Transport, ecology and health / International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology 2021 VOLUME 8, ISSUE 4, 33 17226-17230 pp. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijarset.com/upload/2021/april/33-botir-28.PDF/ (дата обращения: 30.08.2022).
3. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Актуальные вопросы стратегии экологически устойчивого транспорта // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2022. 4(97). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13343/ (дата обращения: 30.08.2022).
4. Апасов Р.Т., Шошаева З.А. Исследование эффективности применения новых антикорозийных ингибиторов // Инновации в науке, 2017. № 1 (62). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-effektivnosti-primeneniya-novyh-antikoroziynyh-ingibitorov/ (дата обращения: 30.08.2022).
5. Sobirjonov А., Alimova Z, NiyazovaG., Ayrapetov D., Siddikov R. Prevention of corrosion and accelerated wear of agricultural machinery // Ilkogretim Online - Elementary Education Online, 2021. Vol. 20 (Issue 5): Pp. 7482-7486. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilkogretim-online.org/index.php?mno=83048/ (дата обращения: 30.08.2022).
6. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Вафаев О., Айрапетов Д.А. Антикоррозионная защита металлических деталей транспортной техники полимерным покрытием на основе эпоксиуретана // CHEMISTRY AND CHEMICAL ENGINEERING: (Химия и химическая технология). Vol. 2021. № 3. Article 8. 46-49 pp. DOI: 10.51348/AMIW3430.
7. Собиржонов А., Ниязова Г.П., Айрапетов Д.А. Современное состояние межсезонного хранения сельскохозяйственной техники // Проблемы современной науки и образования, 2022. № 3 (172). С. 1115. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48382157/ (дата обращения: 30.08.2022).
8. Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Айрапетов Д.А. Снижение шума и вибрации транспортно-технологических машин многофункциональным антикоррозионным покрытием // Проблемы современной науки и образования, 2022. № 5 (174). С. 6-11. DOI 10.24411/2304-2338-2022-10501.
9. Dzhalilov A.T., Nurkulov.N.F. & Vafaev O.Sh. Primeneniya dvuhslojnogo antikorrozionnogo pokrytiya na osnove epoksipoliuretana i hlorsul'firovannogo polietilena [Application of a two-layer anticorrosive coating based on epoxy polyurethane and chlorosulfonated polyethylene. International Scientific and Technical Conference "INNOVATION 2013"] Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya "INNOVACIYA 2013", 2013. Pp. 116-117.
10. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Собирова Д.К., Абдукаримова Г.У. & Айрапетов Д. А . (2020). Проблема использования отходов лакокрасочных материалов и их утилизация. Известия Томского политехнического университета Инжиниринг георесурсов. 331(9). 179-185. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestiya.tpu.ru/archive/article/view/2821/ (дата обращения: 30.08.2022).
11. Хакимов Р., Ибрагимов Б. и Айрапетов Д., 2022. Возможность снижения шума и вибрации транспортно-технологических машин путем нанесения многофункционального антикоррозионного покрытия. Общество и инновации. 3, 6/S (июл. 2022). 188-194. DOI: https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss6/S-pp188-194.
12. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Тиллаев А., Айрапетов Д.А. Характеристика лакокрасочных материалов для разметки автомобильных дорог на основе местного сырья // Проблемы современной науки и образования, 2022. № 1 (170) С. 7-11. DOI 10.24411/2304-2338-202210101.
13. Терехов В.Н. Оценка экономической эффективности предприятия // МНИЖ, 2013. №10-3 (17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskoy-effektivnosti-predpriyatiya/ (дата обращения: 30.08.2022).
14. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалев. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. 256 с.
15. Javliyev Sirojiddin, Negmatova Komila, Abed Nodira, Negmatov Sayibjan, Ulmasov Tulqin, Tulyganova Vasila, Ysupbekov Ahmedjan, Ylchieva Surayo, Babahanova Mukhiba, Ikramova Muqaddas. Research of
vibration-absorbing properties of epoxy composite materials on the basis of epoxy resin and powdery elastomeric // Advanced Material (ISSN 1662-8985. Vol.1151. AMR.1151.108 Switzerland April, 2019. C. 108-112.