Научная статья на тему 'Определение эффективности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий'

Определение эффективности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
314
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАСТРОЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ / УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ / ВЕТХИЙ / АВАРИЙНЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иваненко Л.В., Файзрахманова Я.И.

Настоящая статья посвящена определению эффективности взаимодействия органов власти. В работе выявлены особенности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий. Предложены показатели для оценки эффективности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий. Целью исследования является формирование системы оценочных показателей для определения эффективности взаимодействия органов власти с учетом особенностей, характерных для процесса управления развитием застроенных территорий. Приведен практический пример определения эффективности взаимодействия органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иваненко Л.В., Файзрахманова Я.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of efficiency of interaction of authorities in the process of development of the built-up territories

The present article is devoted to the determination of efficiency of interaction of authorities. Features of interaction of authorities in the process of development of the built-up territories are marked out. Indicators for an assessment of efficiency of interaction of authorities in the process of development of the built-up territories are suggested. Research objective is the formation of the system of estimated indicators for the determination of efficiency of interaction of authorities taking into account features, characteristic for the process of management by the development of the built-up territories. A practical example of definition of effectiveness of interaction of authorities is presented.

Текст научной работы на тему «Определение эффективности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий»

Иваненко Л.В., Файзрахманова Я.II.

Определение эффективности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий // Вестник Самарского горударственного университета. 2015. № 2 (124). С. 215—224

УДК 332.143

Л.В. Иваненко, Я.И. Файзрахманова *

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Настоящая статья посвящена определению эффективности взаимодействия органов власти. В работе выявлены особенности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий. Предложены показатели для оценки эффективности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий. Целью исследования является формирование системы оценочных показателей для определения эффективности взаимодействия органов власти с учетом особенностей, характерных для процесса управления развитием застроенных территорий. Приведен практический пример определения эффективности взаимодействия органов власти.

Ключевые слова: застроенные территории, управление городскими территориями, улучшение жилищных условий, ветхий, аварийный фонд.

В современных условиях чрезвычайно обострена проблема ветхого и аварийного фонда жилья с неудовлетворительным состоянием инженерной и транспортной инфраструктур. В таком жилом фонде проживает значительное количество людей. Данные проблемы характерны для каждого субъекта РФ и традиционно относятся к домам первых массовых серий. При этом во многих городах осваиваются новые территории для строительства, а проблема ветхого жилья усугубляется год от года.

Следует отметить, что решение указанных проблем возможно путем развития уже застроенных территорий. Вторичное использование территорий, занятых ветхим и аварийным, подлежащим сносу фондом, позволит значительно снизить социальную напряженность за счет переселения граждан в новые дома из ветхого и аварийного фонда, а также увеличить объемы ввода нового жилья, удовлетворяющего современным требованиям к его качеству, улучшить состояние инфраструктуры и архитектурный облик города.

На развитие застроенных территории и на деятельность участников данного процесса в значительной мере оказывает влияние государство через управление и регулирование.

Государственное управление в узком смысле — это управленческая деятельность государственных органов и должностных лиц, реализация государственной власти во всех ее формах и всеми методами [1].

В государственном управлении существуют две группы форм: организационные и правовые. Правовые используются в процессе принятия и реализации управ-

* © Иваненко Л.В., Файзрахманова Я.И., 2015

Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Файзрахманова Яна Искандаровна (yafa02@mail.ru), кафедра финансового менеджмента в строительстве, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.

ленческих решений и включают в себя следующие действия: подготовку и издание законов и иных нормативных правовых актов, заключение договоров, регистрацию, лицензирование, использование мер административного воздействия. Организационные формы охватывают: принятие управленческих решений (и стратегических, и тактических), определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер реагирования в кризисных ситуациях.

Эффективно развивать застроенные территории возможно только при наличии эффективного взаимодействия органов власти. В связи с этим в статье рассмотрены работы некоторых авторов [2—4], посвященные вопросу определения оценки эффективности взаимодействия органов власти и органов управления строительной сферы. Проведенный анализ позволяет утверждать, что Постановления различного уровня ориентируются на достижение установленных показателей. Для этого проводят рейтинговую оценку и тем самым показывают эффективность деятельности органов власти. Другие авторы, как правило, рассматривают эффективность взаимодействия на уровне предприятий по показателям, характеризующих структуру, количество звеньев и др.

Представляется необходимым обратить внимание и на эффективность внутренней системы государственного устройства, оценить правильность распределения обязанностей. Достижение показателей, как правило, является следствием эффективного взаимодействия органов власти и внешних благоприятных факторов.

В статье выделены особенности, которые необходимо учитывать в расчетах по определению эффективности взаимодействия органов власти в процессе развития застроенных территорий:

— необходимость внесения поправок в документацию, обязательную для выставления на аукцион;

— прибыль, получаемая органами власти от реализации права на развитие застроенной территории, определяется от конечной стоимости площадки, сформировавшейся по результатам проведенного аукциона, а не от результата деятельности коммерческой организации, как рассмотрено в работах;

— в процессе развития застроенных территорий, а также внесения поправок, структурные подразделения Администрации городского округа задействованы не полным штатом, а отдельными отделами, в отличие от коммерческих организаций, где структура организации едина;

— изменение численности муниципальных и государственных служащих, задействованных в процессе развития застроенных территорий, а в коммерческих организациях численность фиксирована.

Кроме того, необходимо отметить то, что расчеты следует производить в условиях наличия максимального и минимального числа поправок, а также планируемых и фактических поступлений по результатам реализации площадок, выделенных под развитие на аукционах. От количества поправок, зависящих от согласованности и квалификации экспертов, определяется объем финансовых затрат, которые несет бюджет из-за увеличения трудозатрат специалистов, времени, необходимого на подготовку площадки и выставления ее на торги. Фактические поступления зачастую не соответствуют запланированным из-за недобросовестности инвесторов, победивших на аукционах, что может вызвать расторжение договора и повторного выставления площадки на аукцион. В связи с этим, процесс реализации заключенного договора на право развития застроенной территории и ввод в действие необходимых квадратных метров жилья затягивается.

Для характеристики эффективности деятельности органов власти и их взаимодействия со структурными подразделениями в процессе развития застроенных территорий выбраны следующие показатели.

1-й показатель. Общая рентабельность деятельности органов власти по развитию застроенных территорий будет рассчитываться по формуле (1.1):

Робщ = (ПРзА>1««% а1);

где, ПРзт — прибыль от реализации права на развитие застроенной территории (ожидаемая и фактическая), руб.;

Зсп — общие затраты на функционирование задействованных структурных подразделений по количеству поправок, руб.

2-й показатель. Прибыль, приходящаяся на каждого муниципального и государственного служащего в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий определяется по формуле (1.2):

пл = Пр:Чм (1.2);

где, ЧМ _ среднесписочная численность муниципальных и государственных служащих, задействованных в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий при максимальном и минимальном значении, чел.;

3-й показатель. Затратоемкость муниципальных и государственных служащих, задействованных в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий будет рассчитываться по формуле (1.3):

З^ = (ТЗсл:У)х100% (1.3.);

где, ТЗсл — трудозатраты муниципальных и государственных служащих, задействованных в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий по количеству поправок, чел.-ч;

У — объем финансовых средств, поступивших в бюджет от реализации права на развитие застроенной территории в стоимостном выражении (ожидаемое и фактическое), руб.;

4-й показатель. Удельный вес затрат содержания муниципальных и государственных служащих, задействованных в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий в общих затратах на содержание аппарата управления рассчитывается по формуле (1.4):

Уз = (Зсл:Зау)х100% (1.4);

где, Зсл — затраты на содержание муниципальных и государственных служащих, задействованных в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий, руб.;

Зау — общие затраты на содержание аппарата управления, руб.

Можно предположить, что не совсем достоверным будет удельный вес затрат содержания муниципальных и государственных служащих, задействованных в подготовке и реализации права на развитие застроенных территорий в общих затратах на содержание аппарата управления; а также затраты на содержание одного сотрудника управления, вследствие того, что в управлении развитием застроенных территорий задействованы служащие из различных подразделений аппарата управления.

Причем в каждом структурном подразделении задействовано различное количество сотрудников. Данные показатели возможно рассчитывать при выведении размера почасовой оплаты труда задействованных служащих и затрат труда на процесс подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий, однако в условиях закрытости информации, расчет произвести не представляется возможным.

5-й показатель. Коэффициент реализации управленческих решений по развитию застроенных территорий определяется по формуле (1.5):

Кур = Рфц:Рф (1.5);

где Рфц — количество принятых решений при выполнении основных функций аппарата управления на верхних уровнях, ед.;

Рф — общее количество принятых решений при выполнении основных функций управления на всех уровнях управления, ед.

При расчете данного коэффициента необходимо рассматривать принятые решения в сфере развития застроенных территорий.

6-й показатель. Коэффициент надежности механизма управления развитием застроенных территорий рассчитывается по формуле (1.7):

Кнм = 1-(Кн:Кобщ) (1.7);

где, Кн — количество нереализованных решений, охватывающих процесс развития застроенных территорий, ед.;

Кобщ — общее количество решений, принятых в системе управления, ед.

7-й показатель. Количество документов на одно структурное подразделение (Ед) в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий определяется по формуле (1.8):

Ед = Ео:п (1.8);

где, Ео — общее количество входящих и исходящих документов за определенный период в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий, ед.;

п — число структурных подразделений аппарата управления, участвующих в обработке информации, ед.

8-й показатель. Количество документов на одного работника управления (Е) в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий рассчитывается по формуле (1.9):

Е = Ео:Чм (1.9).

Расчет 7-го и 8-го показателей осложняется тем, что в процессе развития застроенных территорий принимают участие сотрудники различных структурных подразделений и очень сложно четко отследить объемы корреспонденции именно по данному вопросу для конкретного сотрудника.

В результате предлагается 7-й и, связанный с ним, 8-й показатели рассчитывать путем отношения объема внешней исходящей и входящей корреспонденции по развитию застроенных территорий к общему потоку информации, что определит удельный вес данного вопроса по отношению к другим.

Определим эффективность взаимодействия органов власти в процессе развития застроенной территории на примере г. о. Самара.

Окончательное решение о развитии выбранной площадки и выставления ее на аукцион принимается Главой г.о. Самара. Затем в работу включаются Департамент строительства и архитектуры, Департамент экономического развития, Правовой департамент, Управление торгов, а также Департамент управления имуществом.

В г.о. Самара над развитием застроенных территорий трудятся от 60 до 92 человек муниципальных и государственных служащих в зависимости от сложности площадки.

В представленной таблице 1 не учтены отделы, занимающиеся подготовкой нормативно-правовых актов, которые в дальнейшем проходят необходимые стадии согласования для вступления документов в силу. Связано это с тем, что, как правило, принимаемые законы в сфере градостроительства и бюджеты на каждый год содержат в себе позицию «Развитие застроенных территорий» как элемент или отдельная статья, поэтому данные трудозатраты необходимо учитывать при общем бюджетировании, разработке законопроектов и т. д.

Среднемесячная заработная плата гражданских и муниципальных служащих в 2013 году в Самарской области выросла в среднем на 1,6—1,8%. По данным статистического ведомства, зарплата служащих органов исполнительной власти в регионе составила 37 562 рубля, территориальных органов федеральной исполнительной власти — 22 917 рублей; органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями — 23 657 рублей.

Таблица 1

Информация об участии государственных образований в процессе развития застроенных территорий за период 2010—2012 гг.

№ Наименование органов власти Кол-во Вид Выс- Время согласования вопроса при формировании

п/п сотрудников занятости тавлено площадки и выставления на аукцион

занятых РЗТ, чел. площадок Без поправок С одной поправкой Кол-во-поправок

1 Администрация г.о. Самара 4 частично 30 15 дн. 30 дн.

2 Департамент строительства и архитектуры 8 полностью 30 30 дн. 60 дн. от1 до п

о О Ростехинвентразация 4-8 частично 30 30 дн 60 дн. от 1 до п

4 Земельная кадастровая палата 4-8 частично 30 60 дн. 90 дн. от 1 до п

5 Департамент управления имуществом 4-8 частично 30 30 дн. 60 дн. от1 до п

6 Единый расчетный центр 4-8 частично 30 30 дн. 60 дн. от1 до п

7 Министерство строительства и ЖКХ 4-6 частично 30 30 дн.

8 Министерство 4-8 частично 30 30 дн.

имущественных отношении

9 Архитектурно-планировочное бюро 4-8 частично 30 30 дн.

10 Комитет градостроительства и архитектуры 4-8 частично 30 30 дн.

11 Департамент экономического развития 4 частично 30 10 дн.

12 Правовой департамент 4 частично 30 10 дн. 20 дн.

13 Управление торгов 8-10 частично 30 40 дн.

01 то

►й тз о =е то

Л си

то

о

о

то то

Чз ?!

ЕЗ 3

Со г:

01 01

г:

3 о

то

§ 3

Со «

ЕЗ 01

ТО К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

о к

э о

а: ^

а: то

О" Кг

й 1

3 01

^то г:

« 3 Со

о а

Чз а

г: о

Кг 01

Ю чо

Отметим, что, по данным регионального статистического издания «Самарский статистический ежегодник», средний уровень зарплаты в губернии в настоящее время составляет 16 638 рублей.

Всего с 2010 г. по 2012 г. было проведено 30 аукционов и заключено 25 контрактов. Общая сумма поступлений в бюджет должна была составить 324 200 тыс.р., однако перечислено только 17 644 тыс.р., что связано с невыполнением условий по оплате права на заключение договора. Предъявлены претензии по 10 договорам из 25-и и по 4-м договорам направлены иски в суд. Среди главных нарушителей выступает МП «Спецкомбинат ритуальных услуг».

Учитывая все вышеперечисленное, можно определить эффективность деятельности представленных департаментов и их взаимодействие со структурными подразделениями.

Рассматривая представленные затраты, можно рассчитать рентабельность деятельности муниципальных служащих по развитию застроенных территорий с учетом ожидаемых и фактических поступлений, а также без поправок и с учетом одной поправки, причем их количество может быть разным:

Робщ.ожид. без поправок=324200:52б3б=6,1б;

Робщ. ожид. с 1 поправкой=324200:85167=3,8;

Робщ. факт. без поправок=17644:52636=0,33;

Робщ. факт с 1 поправкой=17644:85167=0,21.

Количество изменений зависит от конкретной площадки, а также от числа договоров социального найма, представленных ФГУП «Ростехинвентаризация» — Федеральное БТИ. Связано это с отсутствием полной и обновленной базы данных.

По результатам расчетов видно, что чем больше будет поправок, тем больше будет затрат, а следовательно ниже рентабельность.

При фактическом поступлении денежных средств в бюджет от инвесторов за право на развитие застроенной территории, общая рентабельность деятельности органов власти достаточно низкая, однако оставшаяся часть финансов должна поступить в перспективе. В противном случае, договор расторгается и площадка выставляется на аукцион повторно. В процессе размещения участвуют:

— Департамент строительства и архитектуры (подготавливает документы для аукциона);

— Правовой департамент (согласует договор на право развития застроенной территории, входящий в состав аукционной документации);

— Департамент экономического развития (согласует заявку на размещение, входящий в состав аукционной документации);

— Управление торгов (проводит аукцион, согласно представленной аукционной документации).

С учетом этого затраты при повторном размещении заказа на право развития застроенной территории составят в среднем примерно 19 млн. р. (таблица 2). Такие затраты не может покрыть сумма обеспечения заявки, которую выплачивает победитель в бюджет и стоимость получения права, зафиксированная при проведении аукциона (начальная цена каждой площадки установлена в размере 1 000 000 руб.). Все это еще раз указывает на необходимость учета данного аспекта в законодательстве с возможностью отслеживания ситуации органами местного самоуправления. В данном случае наблюдается риск несвоевременного выполнения или неисполнения обязательств по договору на право развития застроенных территории, как финансовых обязательств перед бюджетом, так и в части строительства жилых объектов.

По расчету прибыли, приходящейся на каждого муниципального и государственного служащего в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных

территории, с учетом их минимальнои и максимальной численности, можно утверждать, что она оптимальная и даже при максимальном количестве человек, занятых в процессе организации выставления права на развитие застроенных территорий показатели достаточно хорошие. Следовательно, организационно процесс достаточно хорошо выстроен.

Псложид с min=324200:60=5403,33 т.руб./чел.;

П™ожид с max =324200:92=3523,91 т.руб./чел.;

Псл факт с min =17644:60=294 т. руб./чел.;

Псл факт с max =17644:92=191 т. руб./чел.

Затратоемкость муниципальных и государственных служащих, задействованных в процессе подготовки и реализации права на развитие

застроенных территорий увеличивается в результате отсутствия поступления в бюджет суммы в полном объеме от стоимости выставляемых площадок, обозначенной по результатам проведенных аукционов. В случае расторжения договоров на право развития застроенной территории и повторного размещения площадок на аукционе, трудозатраты будут увеличиваться, способствуя увеличению и затратоем-кости и, как следствие, возникают трудности окупаемости трудозатрат служащих.

Зсложид. без поправок=3000х30 площадок:324000=0,27 чел.-ч/т.руб.

Зсложид. с поправками=4400х30 площадок:324200=0,407 чел.-ч/т.руб.

Зсл факт. без поправок=3000х30 площадок:17644=5,1 чел.-ч/т.руб.

Зсл факт. с поправками=4400х30 площадок :17644=7,48 чел.-ч/т.руб.

В процессе развития застроенных территорий задействованы служащие из многих подразделений аппарата управления городского округа Самара. В Департаменте строительства и архитектуры есть специальный отдел, а также в сопутствующих процессах подготовки документов участвуют дополнительные штатные единицы. Остальные департаменты не имеют специализированных подразделений, а выделяют сотрудников, исполняющих свою же работу, но по развитию застроенных территорий.

Для расчета коэффициента надежности механизма управления в качестве нереализованных решений будем рассматривать нормативные документы, охватывающие процесс развития застроенных территорий, которые были отменены, но взамен которых были приняты новые с изменениями и дополнениями.

Законодательство по развитию застроенных территорий охватывает в большей степени управленческие решения в процессе реализации самой целевой программы, а также ее приложений в отношении финансирования.

Так, целевая программа по развитию застроенных территорий была принята 11 декабря 2008 года №674, изменений на сегодняшний день четыре от №819 от 17 ноября 2009 г., №845 от 29 декабря 2009 г., №901 от 29 апреля 2010 г. и ноября 2010 г.

Если рассматривать период, равный 2 годам, то коэффициент надежности в отношении данного документа составит:

Кнм=1-(Кн:Кобщ)=1-(4:5)=0,2

Полученный результат в 20% показывает, что нормативно-правовая база недостаточно проработана и многое учитывается впоследствии, что влияет на объемы финансирования и, следовательно, на количество принимаемых решений по внесению изменений в принятые программы, что влечет дополнительные трудозатраты по внесению поправок и на оплату труда служащих.

Показатели, характеризующие количество документов на одно структурное подразделение (Ед) и на одного работника управления (Е), в процессе подготовки и реализации права на развитие застроенных территорий будут определяться следующим образом.

Таблица 2

Информация по финансовым и трудовым затратам муниципальных и государственных служащих в процессе подготовки и размещения на аукционе права на развитие застроенных территорий по 30 площадкам

Средняя з/п 23657 руб за 192 чел.-ч при 24 рабочих днях в месяц 123.21 за 1 чел.-ч

№ п п Кол-во сотрудников, Время согласования, дн. Время на согласование, час. Всего з/п, руб. на 30 площадок

Наименование органа власти занятых РЗТ без поправок с 1 поправкой

пнп шах без поправок с 1 поправкой без поправок с 1 поправкой пнп шах пип шах

1 Администрация г о Самара 4 15 30 120 240 1 774 275.00 1 774 224.00 3 548 448,00 3 548 448,00

2 Департамент строительства и архитектуры т.о. Самара 8 30 60 240 480 7 097 100.00 7 096 896.00 14 193 792,00 14 193 792,00

3 Ростехинветттаризация 4 8 30 60 240 480 3 548 550.00 7 096 896.00 7 096 896,00 14 193 792,00

4 Земельная кадастровая палата 4 8 60 90 480 720 7 097 100.00 14 193 792.00 10 645 344,00 21 290 688,00

5 Департамент управления имуществоом 4 8 30 60 240 480 3 548 550.00 7 096 896.00 7 096 896,00 14 193 792,00

б Единый расчетный центр 4 8 30 60 240 480 3 548 550.00 7 096 896.00 7 096 896,00 14 193 792,00

7 Министерство строительства и ЖКХ 4 6 30 30 240 240 3 548 550.00 5 322 672.00 3 548 448,00 5 322 672,00

8 Министерство имущественных отношений 4 8 30 30 240 240 3 548 550.00 7 096 896.00 3 548 448,00 7 096 896,00

9 Архитектурно-планировочное бюро 4 8 30 30 240 240 3 548 550.00 7 096 896.00 3 548 448,00 7 096 896,00

10 Комитет градостроительства и архитектуры 4 8 30 30 240 240 3 548 550.00 7 096 896.00 3 548 448,00 7 096 896,00

11 Департамент экономического развития 4 10 10 80 80 1 182 850.00 1 182 816.00 1 182 816,00 1 182 816,00

12 Правовой департамент 4 10 20 80 160 1 182 850.00 1 182 816.00 2 365 632,00 2 365 632,00

13 Управление торгов 8 | 10 40 40 320 320 9 462 800.00 11 828 160.00 9 462 528,00 11 828 160,00

Итого: 60 92 375 550 3000 -1400 52 636 825,00 85 162 752,00 76 883 040,00 123 604 272,0(1

I §

?! О

Ьч

Ьэ

&

Кг ►й а

I

0

01 а

Среднее арифметическая з/п на 30 площадок:

68 899 788,50

100 2-13 656,00

Общая корреспонденция по обращениям граждан и юридических лиц по вопросам землеустройства, определения границ земельных участков, жалобам и др. составляет в месяц примерно 12 350 обращений. Ед=300:12350=0,02

Тем самым, в общем потоке информации, проходящей через аппарат управления всех подразделений, на процесс развития застроенных территорий приходится только 2%.

По количеству документов на одного сотрудника можно дать только приближенный расчет, выполненный путем определения отношения входящей и исходящей корреспонденции к числу задействованных людей, хотя необходимо учитывать, что Департамент строительства и архитектуры будет доминировать по поступлению писем над остальными, так как играет значительную роль по организации самого процесса развития застроенных территорий, координируя разные подразделения структур.

При проведении инвентаризации объектов, формировании и согласовании документов, а также переписка по некоторым вопросам между Департаментами, ежемесячно проходит порядка 300 документов в месяц, учитывая, что подразделение состоит из 8 человек, то количество документов на 1 сотрудника в месяц составит:

Е=300/8=38 документов на одного служащего (доминирование Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара).

Результаты расчетов указывают на эффективность механизма управления. Однако есть отрицательные факторы, которые ее снижают. Среди них: неотработанность нормативно-правовой базы, что отражается на количестве вносимых поправок, неотрегулированность отношений между инвесторами и органами местного самоуправления, отсутствие механизма определения начальной цены на право по развитию застроенной территории, что вызывает повторное выставление площадок, подлежащих развитию на аукцион.

Организационная структура, как упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, является эффективной постольку, поскольку она обеспечивает эффективность целесообразных взаимоотношений между элементами структуры, что является залогом эффективности функционирования органов власти.

Библиографический список

1. Голощапов, Р.В. Государственное управление: учебное пособие / Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Хабаровск: ДВАГС, 2005. 183 с.

2. Рязанов, М. А. Совершенствование организационных структур предприятий с учетом вопросов стимулирования исполнительной дирекции [Электронный ресурс] / М. А. Рязанов. 2009. URL: http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/rasanov.html

3. Симонов А.В. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы: дис. ...канд. эк. наук: 08.00.05 / Симонов Алексей Владимирович. — Санкт-Петербург, 2008. — 192 с.

4. Об оценке деятельности органов исполнительной власти. Распоряжение правительства Белогородской области от 13.07.2009 №205-рп. Сборник нормативных правовых актов Белогородской области. 2009. № 17.

5. Файзрахманова Я.И., Иваненко Л.В. Определение эффекта реализации права на управление развитием застроенной территории. Вестник университета. Теоретический и научно-методический журнал. М.:Издательский дом ГУУ. ФГБОУВПО «Государственный университет управления», 2014. Вып.14. С. 236—242.

6. Файзрахманова Я.И., Иваненко Л.В Создание организационной системы управления развитием застроенной территории. Вестник университета. Теоретический и

научно-методический журнал. М.:Издательский дом ГУУ. ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2013 Вып.12. С. 137—147.

References

1. Goloshchapov R.V., Pyatkov A.G. Public administration: tutorial. Khabarovsk, DVAGS, 2005, 183 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ryazanov M.A. Improving organizational structures of enterprises, taking into account issues of stimulation of executive management. Retrieved from: http://www.aeli.altai.ru/nauka/ sbornik/2000/rasanov.html [in Russian].

3. Simonov A.V. Formirovanie i otsenka effektivnosti organizatsionnoi struktury upravleniia vkompaniiakh investitsionno-stroitel'noi sfery: dis. ...kand. ek. nauk: 08.00.05 [Formation and evaluation of effectiveness of organizational structure of management in the companies of investment and construction sphere: Candidate's of Economics thesis: 08.00.05]. St. Petersburg, 2008, 192 p. [in Russian].

4. On the evaluation of activity of executive authorities. Government decree of the Belgorod Region dated 13.07.2009 №205-rp. Sborniknormativnykhpravovykh aktovBelgorodskoi oblasti [Collection of normative legal acts of the Belgorod Region], 2009, no. 17 [in Russian].

5. Fayzrahmanova Ya.I., Ivanenko L.V. Determining of the effect of realization of the right to control the development of built-up area. Vestnik universiteta. Teoreticheskii i nauchno-metodicheskii zhurnal [Vestnik of the University. Theoretical and methodological journal]. M., Izdatel'skii dom GUU. FGBOUVPO «Gosudarstvennyi universitet upravleniia», 2014, Issue 14, pp. 236 — 242 [in Russian].

6. Fayzrahmanova Ya.I., Ivanenko L.V. Creating of organizational development management system by the built-up area. Vestnik universiteta. Teoreticheskii i nauchno-metodicheskii zhurnal [Vestnik of the University. Theoretical and methodological journal]. M., Izdatel'skii dom GUU. FGBOUVPO «Gosudarstvennyi universitet upravleniia», 2013, Issue 12, pp.137 — 147 [in Russian].

L.V. Ivanenko, Ya.I. Fayzrakhmanova*

DETERMINATION OF EFFICIENCY OF INTERACTION OF AUTHORITIES

IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE BUILT-UP TERRITORIES

The present article is devoted to the determination of efficiency of interaction of authorities. Features of interaction of authorities in the process of development of the built-up territories are marked out. Indicators for an assessment of efficiency of interaction of authorities in the process of development of the built-up territories are suggested. Research objective is the formation of the system of estimated indicators for the determination of efficiency of interaction of authorities taking into account features, characteristic for the process of management by the development of the built-up territories. A practical example of definition of effectiveness of interaction of authorities is presented.

Key words: built-up territories, management by urban areas, housing improvement, shabby, failing housing fund.

Статья поступила в редакцию 22/I/2015. The article received 22/I/2015.

* Ivanenko Larisa Viktorovna (ivanenko_lv@mail.ru), Department of Economics of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Fayzrakhmanova Yana Iskandarovna (yafa02@mail.ru), Department of Financial Management in Civil Engineering, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.

Лукьянова В.В.

Повышение эффективно сти деятельности одганов власти в результат в внедрения аутсорсинга // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 Н124). С. 225—228 225

УДК 338.24

В.В. Лукьянова *

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНЕДРЕНИЯ АУТСОРСИНГА

В статье говорится о том, что ни одна организация не обладает полным набором внутренних возможностей и ресурсов для достижения стоящих перед ней целей. Это побуждает организации искать новые формы совершенствования своей деятельности. В частности, осуществляется привлечение ресурсов из внешней среды или используются возможности аутсорсинга. В настоящее время существует тенденция широкого применения аутсорсинга в органах власти государственного и муниципального уровня.

Ключевые слова: органы власти, аутсорсинг, бюджетная система, государственная служба, муниципальная служба.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов встает вопрос о более экономном и более эффективном расходовании имеющихся объемов бюджетного финансирования, об изыскании какого-либо внутреннего финансового «резерва», который получен может быть от более экономного расходования финансовых ресурсов. Перед властными органами появляются задачи совершенствования управления на базе внедрения принципов, действующих на современном рынке, а также формирования новых форм в муниципальном управлении. Более того, жесткое разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы приводит к увеличению нагрузки на местные бюджеты. Не хватает средств на поддержание объектов социальной сферы, на ремонт инженерной инфраструктуры. Происходит стабильное ухудшение состояния всего хозяйства.

В этих условиях актуальность использования механизмов, позволяющих обеспечивать экономность и эффективность расходования бюджетных средств, очень высока. На наш взгляд, действенным механизмом, позволяющим государству проводить работу в системе управления расходами, планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов, является аутсорсинг, который может помочь в решении следующих задач:

— устранение избыточных и неэффективно реализуемых полномочий органами власти;

— повышение качества принимаемых решений;

— экономия средств бюджетов;

— повышение эффективности оказываемых услуг населению;

— содействие занятости населения;

— создание необходимых условий для развития добросовестной конкуренции;

— развитие приоритетных отраслей производства и их максимально возможное их привлечение к решению государственных и муниципальных задач.

Аутсорсинг достаточно подробно исследован в бизнес-процессах, чего не представляется возможным сказать об отрасли государственного и муниципального

* © Лукьянова В.В., 2015

Лукьянова Валентина Васильевна (vv2724@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.