Определение эффективности оптимизации конструкции дорожной одежды с использованием армирования асфальтобетонных покрытий
Бобнева Алена Николаевна
руководитель проекта, АО «Петербургские дороги», bobneva@mail.ru
Целью данной статьи является изучение проблемы конструирования прочной, долговечной и экономически эффективной дорожной одежды в условиях действующей методики, согласно ПНСТ 542-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования». В статье рассматривается вопрос практического применения геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных покрытий при новом строительстве автомобильных дорог на примере реального объекта. Выполнены расчеты конструкций дорожных одежд с учетом армирования асфальтобетонного покрытия георешетками различной прочности и относительной деформацией при разрыве с использованием программного обеспечения автоматизированного проектирования. Определено влияние и экономическая эффективность армирования асфальтобетонного покрытия на современные конструкции дорожных одежд. Даны рекомендации о необходимости разработки новой методики по определению влияния армирования асфальтобетонных покрытий геосинтетическими материалами, учитывающей разнообразие инновационных видов георешеток и их различную работу в дорожной конструкции, а также обновленные рецепты асфальтобетонных смесей.
Ключевые слова: расчет дорожной одежды, геосинтетические материалы, геосетка, плоская георешетка, армирование, асфальтобетонное покрытие, расчет асфальтобетона на изгиб.
Введение
Согласно пятилетнему плану строительства дорог до 2027 года в Российской Федерации планируется построить или модернизировать более четырех тысяч километров современных дорог. Стоимость реализацией данного плана напрямую зависит от всестороннего, взвешенного подхода к проектированию конструкции дорожной одежды, стоимость строительства которой зачастую составляет до 75-80 % от стоимости строительства дороги в целом [1].
Действующий с 1 июня 2021 года ПНСТ 542-2021 «Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования» [2] внес значительные изменения в методику расчета на изгиб асфальтобетонного покрытия. Использование новой номограммы рис. Е.52 [2] для гладкого контакта в совокупности с измененными показателями нормативного значения предельного сопротивления растяжению при изгибе Д0 и усталостного коэффициента т для верхнего слоя основания из асфальтобетона привело к значительному увеличению его толщины для соблюдения требуемого коэффициента прочности при расчете на растяжении при изгибе. При этом запас прочности по критерию расчета на упругий прогиб превышает требуемый. Отсутствие сбалансированности в коэффициентах запаса прочности свидетельствует о необходимости поиска иного решения в конструировании дорожной одежды в условиях действующей методики [2].
В предыдущем исследовании [3] был описан один из возможных способов оптимизации конструкции дорожной одежды, такой как исключение верхнего слоя основания
из асфальтобетона из конструкции дорожной одежды. Увеличенная при этом толщина нижнего слоя покрытия, имеющего более высокие расчетные характеристики обеспечивает в расчете сбалансированные коэффициенты запаса прочности. При необходимости укладки нижнего слоя покрытия толщиной более 10 см, требуется его разделение на 2 слоя с последующим перерасчетом конструкции дорожной одежды по всем критериям.
Целью данной работы является поиск альтернативного решения по конструированию прочной, долговечной и экономически эффективной дорожной одежды с использованием армирования слоев асфальтобетонного покрытия геосинтетическими материалами.
Методы и материалы
В состав методов, используемых в работе, входили анализ существующей нормативной документации, изучение и интерпретация ранее действующих методик по применению геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонных слоев, проведение требуемых расчетов конструкций дорожных одежд с использованием различных по показателям геосеток и плоских георешеток с последующим анализом полученных результатов и оценкой возможности их практического применения.
Результаты и обсуждения
Благодаря десятилетнему исследованию [4,5] в 2009 году на основании распоряжения Росавтодора был выпущен ОДМ 218.5.001-2009 «Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев совершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог» [6]. Несмотря на отсылку названия данного документа к применению армирования асфальтобетонных слоев при капитальном ремонте и ремонте дорог, в Разделе 1 «Область применения» определено, что настоящий документ может быть использован при армировании (усилении) дорожных одежд городских улиц и дорог на участках строительства и реконструкции. Необходимо обратить внимание, что данные методические рекомендации фактически утратили силу в соответствие с распоряжение Росавтодора от 5 мая 2022 года № 1414-р. В связи с отсутствием введенных взамен нормативных документов и методик, в данной работе анализ ведется в соответствии с ранее действующей методикой.
Согласно методике [6], влияние армирующей прослойки на расчет дорожной одежды по критерию расчета на растяжение при изгибе учитывается добавлением в основные расчетные формулы (1, 2) двух коэффициентов ка в формуле определения предельного напряжения при изгибе (Ди) и кМр в формуле определения коэффициента к1, учитывающего снижение прочности, вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки.
Я0к1к2ка(1-Уя1) (1)
где Д0 - нормативное значение предельного сопротивления растяжению при изгибе для нижнего слоя асфальтобетона (принимают по таблице Г.5 приложения Г [2]); к1 - коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки; к2 - коэффициент, учитывающих снижение прочности во времени от воздействия природно-климатических факторов (таблица 8 [2]); ка - коэффициент, учитывающий повышение сопротивления растягивающим температурным напряжениям и сопротивления растяжению при изгибе (таблица
8 [6]) (см. табл. 1); 7Й - коэффициент вариации прочности асфальтобетона на растяжение при изгибе, равный 0,1; ь - коэффициент нормированного отклонения (таблица В.3, приложение В [2]).
К = а (2)
где, а - коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения (принимают по таблице Г.5 приложения Г [2]); т - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого слоя (принимают по таблице Г.5 приложения Г [2]); £Л/р - суммарное расчетное число приложений приведенной расчетной нагрузки на полосу движения за срок службы дорожной одежды до проведения капительного ремонта; кМр - коэффициент, учитывающий уменьшение влияния усталостных процессов на прочность вследствие армирования асфальтобетонного покрытия госеткой (таблица 8 [6]) (см. табл. 1).
Коэффициенты ка и кМр зависят от прочности и относительной деформации геосетки при разрыве (см. табл. 1) [6].
Таблица 1
Прочность геосетки (плоской георешетки) Ии (Ити), кН/м Относительная деформация при разрыве £1Нтах (ЕГНтах), % Ка Кыр
Менее 50 Не более 4 1,00 1,00
Более 4 1,00 1,00
50 Не более 4 1,05-1,10 0,80-0,90
Более 4 1,00-1,05 0,90-1,00
100 Не более 4 1,10-1,20 0,50-0,75
Более 4 1,05-1,10 0,75-0,90
150 и более Не более 4 1,20-1,50 0,25-0,50
Более 4 1,10-1,20 0,60-0,75
Согласно [6] промежуточные значения коэффициентов армирования по прочности определяют методом интерполяции.
Меньшие и большие значения коэффициентов применяют в соответствии с до-рожно-климатическими зонами. Меньшие значения Ка и большие значения Кыр для I дорожно-климатической зоны и большие значения Ка и меньшие значения Кыр для IV-V дорожно-климатических зон.
В программном комплексе Топоматик Robur - Дорожная одежда (Сертификат соответствия ТП 208-21. Срок действия до 28.06.2024 г.), предназначенном для расчета конструкций дорожных одежд жесткого и нежесткого типа были произведены расчеты конструкций дорожной одежды согласно [2,6] без использованием армирования асфальтобетонных слоев и применяя различные типы геосеток и плоских георешеток для усиления пакета из асфальтобетона.
В качестве исходных данных использовались значения для расчета конструкции дорожной одежды, основанные на реальном проекте:
- категория дороги - магистральная улица районного значения (II категория);
- тип дорожной одежды - капитальный;
- дорожно-климатическая зона - 11-1;
- тип расчетной нагрузки - А-11.5 (Р = 0.8 МПа);
- срок службы, лет - 24;
- уровень надежности - 0,95;
- суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки - 2 722 189.
В качестве верхнего слоя покрытия применен SMA 16 по ГОСТ Р 58401.2 [7] на битумном вяжущем PG 76-28 по ГОСТ Р 58400.1 [8], в качестве нижнего слоя покрытия - SP-22Т по ГОСТ Р 58401.1 [9] на битумном вяжущем PG 70-28 [8], в качестве основания использована щебеночная смесь С4 по ГОСТ 25607-2009 [10], грунт рабочего слоя - песок мелкий. Материалы определены техническим заданием.
На рис. 1 приведены результаты расчета конструкции дорожной одежды, рассчитанной по методике [2] без армирования асфальтобетонного слоя. Стоимость указана в ценах мая 2022 года по базе данных ТСНБ «ГОСЭТАЛОН 2012» - территориальные сметные нормативы Санкт-Петербурга.
£тМЛШк
^//Рвдочий сло0'\ ;
*•/песжжтшЫ
У/ЩШМШй. К по,- 1.35/Кпот. --1.20
Растяжение при иш5е К пр.= 100 / Кпр.тр. = 1.00
СдШ К пр- 1.02/Кпр.тр. - 100 Статика Кпр.: 102/Кпр.тр. -- 1.00
^тшшшь, руб/н1 • 7 Н7Л5\
Рис. 1 Результаты расчета конструкции дорожной одежды без армирования асфальтобетонного покрытия
Рассчитанная конструкция дорожной одежды не сбалансирована по коэффициентам запаса прочности. Расчет на упругий прогиб показывает 12,5 % превышения запаса прочности относительно требуемого, что ведет к удорожанию стоимости строительства дорожной одежды.
Учитывая возможное отсутствие у строительных организаций технической возможности уплотнить слой асфальтобетона более 10 см до требуемого коэффициента уплотнения, слой в 14 см будет укладываться в 2 слоя. Минимальный слой уплотнения асфальтобетона SP-32Т согласно [11] рассчитывается исходя из 2,5 кратного превышения наибольшей фракции, что составляет 8 см. Соответственно, потребуется либо укладка двух слоев по 8 см асфальтобетона SP-32Т, либо укладка слоя SP-22Т - 6 см и слоя SP-32Т - 8 см. Все эти действия ведут к еще большему удорожанию конструкции дорожной одежды.
Рассмотрим результаты расчетов конструкции дорожной одежды с армированием асфальтобетонного покрытия геосетками и плоскими георешетками (рис. 2, 3, 4). В анализе не участвуют геосетки с прочностью менее 50 кН/м, так как предполагают коэффициенты равные 1,00, что не окажет влияния на результаты расчета.
В таблице 2 определены значения коэффициентов армирования для II дорожно-климатической зоны.
Таблица 2
Значения коэффициентов армирования для II дорожно-климатической зоны
Прочность геосетки (плоской георешетки) Ии (Ити), кН/м Относительная деформация при разрыве £1Нтах (ЕТНтах), % Ка Кыр
50 Не более 4 1,067 0,833
Более 4 1,017 0,933
100 Не более 4 1,133 0,583
Более 4 1,067 0,800
150 и более Не более 4 1,300 0,333
Более 4 1,133 0,650
Етр=368Л9 МЛа
Я Л. V .• ■'5' ^ "5?; ЗГ : ^ • <
УФУ;. У Я .у--.у<!у
У У- уV-&У-.ОР>У 5
З'-фу'1?. .5?. .у уг^: V ;; У :^ ^/У. У. у'тУ & К
. Рабочий слой. [
Упругий прогиб К пр. -1.35/Кпрлр. ■
1.20
Георешетна 50 иН/м, более I Растяжение при изгибе к пр.- т/кпр.тр. -- щ
Шиг Кпр.= 1.02/Кпр.тр. ■ Стишка Кпр,= 1.02 / Кпр.тр. ■
Стр=368Л9НПа
Ш 1.00
77.1.7:7*7
?? V У ;УТ уу У У У У V: У. .Л V .УУ У' у-~ Л! У 9 ' V ТТ-УУ.^'У^ 7 7^ УУУ УУУУ
7 у Уу у-ууУуу7 V.
7 V УУ'У У:Уу ^ V
улттгтшт
,--Робочш слсиу
Чпругий прогиб К по. 7 129/Кю.т -- 120
Георешетна 50 иН/м, не более -4 \ Растяжение при изгибе К пр.- 105/Кпр.тр. -- гда
Шаг /гл/;.--1.00/кпр.щ>. -- т Статика К пр.-1.01 /Кпр.тр. = 1.00
{Стаипосаь, щЩ -
Рис. 2 Результаты расчета конструкции дорожной одежды с армированием асфальтобетонного покрытия георешеткой прочностью 50 кН/м
Епш=368А9 МПа
У-У; У, У-. У'У V.
"у дг .;У ^ $ 5?" Я! ^ ^ ^! У: У:: -У: У -'У' ГУ У; V ч у ."учусу' -У- у •'У--УУ:У_У.У
V у У-.
■ xr-.it Щ у.; у'у-У:^ ;у; у- у:у .у УУ ^-У'-У -у 4 Vу-.у-У-57
[ [ Ряр.'ч^б слой .
пес/ж, решу, к
Упругий прогиб К пр. = 1,29 / Кпр.тр. -- Ш
Георешетка 100 кИ/м. более 4 % Растяжение пои изгибе К пр. = 106/Кпртр - 100
Сдбиг К пр.- 100/Кпр.тр. = 1.00 Стайка К пр. - 1.01/Кпр.тр, -1.00
Ешо=368А9МПа
У У Г. 7 7 А Т 7
у у у у-у'уу у: V ^ V У "7 г С "7' т: у ? В V V
7? 7 У: 77 777/ " У:УУ УУУУУ У у уу. ^УЛУ У-? V, УУУ 1? УУ V ~ ' 7 У Уу 77 77 7 УУ
5 ^ Я дуУ у у; ? у|
;;Рабочий 1Ю11 мелкий:
\ Стоимость, рцб/м1 -7296.7 \
Упругий прогиб к пр.; 1.21/Кпр.тр, -- гг»
Гд^гше^жя 100 кН/м, не долее 4 % Растяжение при изгибе Кор- Ш/Кпр.тр - ЮО
Сдбиг Кпр -- 101/Кпртр --100 Статика Кпр -1.05/Кпр.тр. - 1,00
¡Стоимость, рцб/м1 -6817.2Ц
Рис. 3 Результаты расчета конструкции дорожной одежды с армированием асфальтобетонного покрытия георешеткой прочностью 100 кН/м
Рис. 4 Результаты расчета конструкции дорожной одежды с армированием асфальтобетонного покрытия георешеткой прочностью 150 кН/м
В расчете стоимости дорожной одежды стоимость георешеток принята усредненная по производителям и составляет: георешетки прочностью 50 кН/м - 120 руб./м2, георешетки прочностью 100 кН/м - 190 руб./м2, георешетки прочностью 150 кН/м -240 руб./м2.
По результатам расчета георешетка прочностью 50 кН/м с относительной деформацией при разрыве более 4 % не влияет на толщину асфальтобетона верхнего слоя основания и незначительно увеличивает запас прочности при расчете на растяжение при изгибе.
Георешетки прочностью 50 кН/м с относительной деформацией при разрыве не более 4 % и прочностью 100 кН/м с относительной деформацией при разрыве более 4 % дают одинаковый результат с уменьшением толщины слоя асфальтобетонного покрытия на 1 см, сохраняя несбалансированность коэффициентов прочности по критериям расчетов.
Армирование асфальтобетонного покрытия георешками прочностью 100 кН/м с относительной деформацией при разрыве не более 4 % и прочностью 150 кН/м с относительной деформацией при разрыве более 4 % в данном случае дают сбалансированные коэффициенты запаса прочности.
Применение для армирования асфальтобетонного покрытия георешетки прочностью 150 кН/м с относительной деформацией при разрыве не более 4 % не способствует дальнейшему уменьшению толщины асфальтобетонного покрытия, и лишь увеличивает запас прочности при расчете на растяжение при изгибе, так как определяющим критерием в данном случае является расчет на упругий прогиб.
Учитывая увеличение стоимости георешеток по мере увеличения прочности при заданных исходных данных оптимальным решением является применение для армирования асфальтобетонного покрытия георешки с прочностью 100 кН/м с относительной деформацией при разрыве не более 4 %.
При необходимости, по рекомендации строительной организации, устройства асфальтобетонных слоев толщиной не более 10 см для обеспечения возможности уплотнения материала до требуемого коэффициента уплотнения, конструкция дорожной одежды может быть рассчитана с увеличением на 1 см нижнего слоя покрытия и соответсвенного уменьшения верхнего слоя основания.
По результатам расчета наиболее оптимальные конструкции дорожной одежды с применением армирования асфальтобетонного покрытия показаны на рис. 5.
Ето=тЛ9МПа ЫШ5МПа
77 V V V ? V Ь ><7<7 V V 9 Т ?
> утру у. - ^ -7 V. Т
Ш>&чии слои . '■- яециг мелкий:-
Упоиш прогиб Кпр.= 1.21/ Кпрмр. --1.20
Георешетна 100 кН/м, не более 4 % Рас/Ряжение при изгибе К пр. = 1.06/Кпр.тр. --1.00
Сдбиг К пр. = 1.01/Кпр.тр. = 1.00 Статика Кпр.= 1.05/Кпр.тр --1.00
[Стайность. руд/г/ - 6 817.Щ
Етр=ШЛ9МПа ЕН52.88 МИа
11 ултть I 11ГТП
ЩЩЯШ
..........щщщ
5Г '.'7777 *7 ^ У .77? V ? 7 7 77 7' V V Т7 V V V V V V У V V т>
г-' ч :7 т*-7 77 V 77 ■
.Т.:
•: Т> Т У:? 7 77 „у.'Я. тг
7 7 у 7 V
7 ? ТГ- *?7 'г ? ?? 777 "
ШЙ .. - -.-Рпбо'чии слои
Чппигий прогиб К пр.-123 / Кпр.тр. -- Ш
[еорешетна 100 кН/м, не Ионее 4 % Растяжение при изгибе К пр. = 1.06/Кпр.тр. = 1.00
Шиг К пр.- 101/Кпртр --1.00 Статика Кпр.= 1.05/Кпрлр. -1.00
Стоимость, руб/н2 - 6 8№.25\
Рис. 5 Результаты расчета конструкции дорожной одежды с армированием асфальтобетонного покрытия
Следует отметить, что расчет конструкции дорожной одежды по методу исключения верхнего слоя основания из асфальтобетона и увеличение толщины нижнего слоя покрытия с разделением на 2 слоя [3] является наиболее экономичным вариантом и сокращает стоимость дорожной одежды на 17 % относительно конструкции дорожной одежды без армирования асфальтобетонного покрытия и на 11 % относительно армированной конструкции дорожной одежды.
Выводы
Рассчитывая конструкцию дорожной одежды по действующей методике ПНСТ 542-2021 [2], важно обращать особое внимание на соблюдение баланса коэффициентов запаса прочности по каждому из критериев расчета.
Применение армирования асфальтобетонного покрытия при новом строительстве не имеет в настоящее время большой популярности, однако, произведенные расчеты показали, что армирование асфальтобетонного покрытия при расчете традиционной конструкции дорожной одежды с применением верхнего слоя основания из асфальтобетона имеет положительный экономический эффект и позволяет уменьшить толщину асфальтобетонного покрытия в расчетном случае на 3 см, тем самым снизив стоимость строительства дорожной одежды на 7 %.
Отдельно стоит обратить внимание, что в настоящее время в качестве армирующей прослойки могут быть использованы геосетки и плоские георешетки из различных материалов, таких как полиэтилен, полиэфир, поливинилалкоголь и стекловолокно. Методика введения двух дополнительных коэффициентов в расчет не учитывает разнообразие инновационных видов георешеток и их свойств, также как и не учитывает обновленные рецепты асфальтобетонных смесей.
Разработка новой методики расчета армированных конструкций дорожных одежд, учитывающей все современные материалы и методы, позволит расширить возможности применения геосинтетических материалов для армирования, обеспечив экономическую эффективность, долговечность и прочность конструкции дорожной одежды.
Литература
1. Иванов, Н.Н. Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд - М.: Транспорт, 1973. - 328 с.
2. ПНСТ 542-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования. - Введ. 01.06.2021 - М.: Стандартинформ, 2021.
3. Бобнева, А. Н. Алгоритм подбора конструкции дорожной одежды с учетом особенностей расчета на изгиб слоев асфальтобетона / А. Н. Бобнева // Экономика строительства. - 2022. - № 11. - С. 80-89.
4. Сиротюк, В. В. Применение геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонных покрытий / В. В. Сиротюк // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2010. - № 4(18). - С. 23-28.
5. Левашов, Г. М. Проектирование дорожных одежд с армированным асфальтобетонным покрытием / Г. М. Левашов, В. В. Сиротюк // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2011. - № 2(20). - С. 21-28.
6. ОДМ 218.5.001-2009 Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог / Ро-савтодор. - М.: ФГУП "Информавтодор", 2010. - 80 с.
7. ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования (с Поправкой). -Введ. 01.06.2019 - М.: Стандартинформ, 2019.
8. ГОСТ Р 58400.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации (с Поправкой). - Введ. 01.07.2019 - М.: Стандартинформ, 2019.
9. ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования (с Поправкой). - Введ. 01.06.2019 - М.: Стандартинформ, 2019.
10. ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия. - Введ. 01.01.2011 - М.: Стандартинформ, 2018.
11. СП 34.13330.2021 Автомобильные дороги. Введ. 01.07.2013 - М.: Госстрой России, 2013.
Determination the effectiveness of optimizing the pavement structure using asphalt concrete reinforcement Bobneva A.N.
JSC "Peterburgskie dorogi"
The purpose of this article is to study the issue of designing strong, durable and cost-effective pavement under the current methodology, according to PNST 542-2021 "Automobile roads in general use. Flexible pavement. Design rules". The article considers the question of the practical application of geonets and flat geogrids for reinforcing asphalt concrete pavements when new roads are designed using the example of a real project. Calculations of pavement structure were performed taking into account the reinforcement of the asphalt concrete pavements with geogrids of various strengths and relative deformations at break using automated design software. The influence and economic efficiency of the reinforcement of the asphalt concrete pavement on modern pavement structures were determined. Recommendations were given on the need to develop a new methodology for determining the effect of reinforcing asphalt concrete pavements with geosynthetic materials, taking into account variety of innovative types of geogrids and their different work in pavement structure, as well as new recipes for asphalt concrete mixtures.
Keywords: calculation of pavement structure, geosynthetic materials, geonets, flat geogrid, reinforcement, asphalt concrete
pavement, bending calculations. References
1. Ivanov, N.N. Design and calculation of non-rigid pavement - M.: Transport, 1973. - 328 p.
2. PNST 542-2021 Public automobile roads. Non-rigid clothes. Design rules. - Input. 06/01/2021 - M.: Standartinform, 2021.
3. Bobneva, A. N. Algorithm for selecting pavement structure taking into account the features of bending calculations for asphalt concrete layers / A. N. Bobneva // Construction Economy. - 2022. - № 11. - Pp. 80-89.
4. Sirotyuk, V. V. The use of geosynthetic materials for the reinforcement of asphalt concrete pavements / V. V. Sirotyuk // Bulletin of Siberian State Automobile and Road Academy. - 2010. - № 4(18). - Pp. 23-28.
5. Levashov, G. M. Pavement design with reinforced asphalt concrete pavements / G. M. Levashov, V. V. Sirotyuk // Bulletin of Siberian State Automobile and Road Academy. - 2011. - № 2(20). - Pp. 21-28.
6. ODM 218.5.001-2009 Guidelines for the use of geonets and flat geogrids for reinforcing asphalt concrete layers of improved types of pavements during the overhaul and repair of roads / Rosavtodor. - M.: FGUP "Informavtodor", 2010. - 80 p.
7. GOST R 58401.2-2019 Roads for public use. Asphalt-concrete road mixes and crushed-stone-mastic asphalt concrete. Volumetric-functional design system. Specifications (as amended). - Input. 06/01/2019 - M .: Standartinform, 2019.
8. GOST R 58400.1-2019 Public automobile roads. Materials knitting oil bituminous. Specifications taking into account the operating temperature range (as amended). - Input. 07/01/2019 - M .: Standartinform, 2019.
9. GOST R 58401.1-2019 Public automobile roads. Mixes asphalt concrete road and asphalt concrete. Volumetric-functional design system. Specifications (as amended). - Input. 06/01/2019 - M .: Standartinform, 2019.
10. GOST 25607-2009 Crushed stone-gravel-sand mixtures for pavements and foundations of highways and airfields. Specifications. - Input. 01/01/2011 - M .: Standartinform, 2018.
11. SP 34.13330.2021 Automobile roads. Input. 07/01/2013 - M.: Gosstroy Rossii, 2013.