Научная статья на тему 'Определение эффекта синергии при слиянии компаний'

Определение эффекта синергии при слиянии компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / СЛИЯНИЕ / ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ / VALUE OF BUSINESS / RESTRUCTURING / MERGER / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иевлева Н.В. Кузьмина Ю.О.

В статье рассматривается эффект синергии при слиянии компаний. Исследуются мотивы слияний и факторы, определяющие эффект синергии. В статье приведена формула расчета эффекта синергии при слиянии компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение эффекта синергии при слиянии компаний»

Иевлева Н.В. Кузьмина Ю.О. ©

К.э.н., магистрант, кафедра экономики и менеджмента, Волжский Политехнический институт (филиал) ВолгГТУ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТА СИНЕРГИИ ПРИ СЛИЯНИИ КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье рассматривается эффект синергии при слиянии компаний. Исследуются мотивы слияний и факторы, определяющие эффект синергии. В статье приведена формула расчета эффекта синергии при слиянии компаний.

Ключевые слова: стоимость бизнеса, реструктуризация, слияние, эффект синергии. Key words: value of business, restructuring, merger, synergy

В условиях современной экономики актуальной задачей бизнеса является наращивание стоимости компании, выступающей гарантом успешности и стабильности развития.

Реструктуризация кроет в себе огромное разнообразие способов, помогающих достичь максимизации стоимости бизнеса. Особенно интересным представляется исследование изменения стоимости компаний в процессе слияния. На рынке возрастающей конкуренции компаниям не хватает финансов, кадров, практики управления и многого другого для выхода на международный рынок. Слияние - как метод укрупнения, увеличения влияния - дает экономическую и социальную выгоду, так как крупным объединениям, имеющим вес в экономическом и политическом мире легче найти методы взаимодействия со всеми действующими субъектами.

Изучив отечественный и зарубежный опыт компаний можно систематизировать мотивы слияний по множеству параметров, остановимся на некоторых из них. На рисунке 1 представлена группировка мотивов слияний в три основные группы.

Рисунок 1 - Основные мотивы слияний и поглощений компаний

Первоочередным желанием при осуществлении слияния является стремление получить синергетический эффект, некую совокупность взаимодополняющих потенциалов, суммарный результат которой намного превышает конечный результат каждого отдельно взятого предприятия. Синергетический эффект может быть основан на экономии, обусловленной масштабами деятельности, комбинировании взаимодополняющих ресурсов, финансовой экономии за счет снижения транзакционных издержек, возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции, взаимодополняемости в области НИОКР и многих других аспектах. Однако, эффект синергии может быть как положительным, так и отрицательным.

В экономике эффект синергии проявляется как превышение капитализации объединенной компании над суммой капитализации компаний до их объединения. Другими словами рыночная стоимость объединенного бизнеса Vi+2 больше суммы рыночных стоимостей бизнеса V1 и бизнеса V2 на некоторую величину синергии S за вычетом издержек:

S= Vi+2 - (Vi + V2) - P - E (1)

где P — премия за компанию-цель;

E — расходы на процесс слияния и поглощения.

©© Иевлева Н.В. Кузьмина Ю.О., 2012 г.

Сделка имеет смысл только в том случае, если возникающая за счет синергии дополнительная стоимость превышает затраты на интеграцию.

Особенность синергии состоит в том, что выявить и рассчитать отрицательный эффект синергии зачастую очень проблематично.

Причинами недостаточного эффекта синергии могут стать: несовпадение стратегий компаний; культурные и социальные различия компаний (особенно в случае транснациональных слияний); не до конца проработанная и организованная интеграция компаний; неточные расчеты; завышение реальной стоимости компании.

Сложность проведения слияний заключается в наличие многих факторов, нуждающихся в учете и анализе. Всегда следует брать во внимание воздействие факторов, определяющих величину эффекта синергии, рисунок 2.

Анализ эффектов синергии должен проводиться как с качественной, так и c количественной стороны. Качественный анализ предполагает, что нужно создать своего рода "список заявок" на эффекты синергии, а затем оставить в списке потенциальных причин возникновения синергии (применительно к конкретной сделке) только наиболее вероятные. Для этого понадобится провести стратегическую оценку возможностей каждой компании, выявив потенциал комбинирования ресурсов.

Получение положительного эффекта синергии зависит не только от качественного проведения финансового анализа сделки, но и тот способности менеджера правильно трактовать полученные результаты.

Рисунок 2 - Факторы, определяющие величину эффекта синергии от слияния компаний

Получение положительного эффекта синергии является одной из главных целей объединения компаний, так как этот эффект является единственным преимуществом недоступным для повторения конкурентов компаний и выражается в увеличении рентабельности предприятия, уменьшении различного рода издержек, появлении новых конкурентных преимуществ.

В работе предлагается оценивать величину эффекта синергии на основе показателя «чистый приведенный эффект синергии» (NPVS). Предлагаемая формула расчета выглядит следующим образом:

NPVS = , (2)

где: NPVS - чистый приведенный эффект синергии;

- оценочная величина формы проявления _]-го эффекта синергии в 1-ом году; Д I! - дополнительные инвестиции на реструктурирование; ге - доходность акционерного капитала интегрированной компании; 1 - номер года прогнозного периода; п - последний год прогнозного периода; Р - премия, выплачиваемая акционерам компании-цели; Е - трансакционные издержки.

Используя данную формулу можно определить влияние эффекта синергии на стоимость бизнеса. Предложенную методику можно использовать как инструмент оценки целесообразности слияний.

Литература

1. П. Гохан Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007, 741 с.

2. С. М. Ищенко Оценка эффекта синергии при слияниях и поглощениях компаний: Автореф. дис. канд. эконом. наук. - Екатеринбург, 2011. - 27 с.

3. Г.А.Краснов - Условие возникновения синергетического эффекта при интеграции экономических систем В.В. Виноградов // Вестник Нижегородского университета. - 2009. - №4 - С. 219-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.