Научная статья на тему 'Определение браковочных характеристик и влияние повреждений на работоспособность вагонов-цистерн'

Определение браковочных характеристик и влияние повреждений на работоспособность вагонов-цистерн Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
906
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАКУВАЛЬНі ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПОШКОДЖЕННЯ / ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / REJECTION CHARACTERISTICS / DAMAGE / PERFORMANCE / БРАКОВОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПОВРЕЖДЕНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мойкин Д. А.

Рассмотрена классификация браковочных характеристик по местонахождению и влиянию на работоспособность вагонов-цистерн, а также влияние вмятинообразных дефектов днища котла на возможность его эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINATION OF ACCEPTANCE OF THE CHARACTERISTICS AND THE INFLUENCE OF DAMAGE ON THE PERFORMANCE OF TANK CARS

The paper presents the results of simulation of the strain-stress fields in the bottom of a tank-car with different damages. Aims of the further research are formulated.

Текст научной работы на тему «Определение браковочных характеристик и влияние повреждений на работоспособность вагонов-цистерн»

УДК.629.463.3

Д.А. МОЙКИН, ст. научн. сотр., ПГУПС (Россия)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРАКОВОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ВЛИЯНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВАГОНОВ-ЦИСТЕРН

Розглянута класифжащя бракувальних характеристик по мюцезнаходженню i впливу на працездатшсть BaroHiB-цистери, а також вплив дефектiв, що призводять до вм'ятин, днища котла на можливють його екс-плуатаци.

Рассмотрена классификация браковочных характеристик по местонахождению и влиянию на работоспособность вагонов-цистерн, а также влияние вмятинообразных дефектов днища котла на возможность его эксплуатации.

The paper presents the results of simulation of the strain-stress fields in the bottom of a tank-car with different damages. Aims of the further research are formulated.

Вагон-цистерна представляет собой сложнейший технический объект, который эксплуатируется в самых различных, зачастую весьма жестких условиях. Вагоны-цистерны к настоящему моменту составляют 13% общей численности вагонного парка, причем 83% из них составляют вагоны-цистерны для перевозки нефтепродуктов. При этом учесть все нюансы условий эксплуатации на стадии проектирования и даже опытной эксплуатации не представляется возможным. В связи с этим существенная часть цистерн рабочего парка имеет повреждения, в некоторых случаях приводящие к отказу. Одним из наиболее опасных типов повреждений являются повреждения несущей конструкции цистерны, и, в частности, наиболее ответственного узла несущей конструкции - котла цистерны. Установлено, что в настоящее время в эксплуатируемом парке около 2% нефтебен-зиновых цистерн имеют повреждения несущей конструкции котла, а в случае цистерн для перевозки химических продуктов доля поврежденных цистерн еще больше. В тоже время существует обратная ситуация, когда цистерна, подлежащая списанию по сроку службы, обладает значительным неизрасходованным ресурсом. Таким образом, решение проблемы повышения безопасности и экономической эффективности перевозок грузов вагонами железнодорожного транспорта может заключаться в дифференцированном подходе к назначению межремонтных, полных и новых сроков службы вагонов на основе выбора комплекса браковочных характеристик и методики выявления повреждений несущих конструкций вагонов.

На первом этапе был произведен выбор комплекса браковочных характеристик повреждений несущих конструкций вагонов-цистерн.

Повреждения несущих конструкций вагонов-цистерн имеют весьма разнообразные причины возникновения и места локализации. В результате обобщения статистической информации о повреждениях несущих конструкций вагонов-цистерн и данных сравнительных испытаний можно выявить основные закономерности появления и развития повреждений (табл.).

В связи с тем, что самый большой ресурс в конструкции вагона-цистерны имеет её котел, в дальнейшем будет рассматриваться определение браковочных характеристик котлов нефте-бензиновых вагонов-цистерн.

В настоящий момент в существующем парке железнодорожных цистерн преобладают цистерны с котлами 62 калибра, собранными из продольных листов (модели 15-1443, 15-1547, 15-1672). Основным материалом для изготовления этих котлов служит низколегированная сталь 09Г2С, гораздо реже, в основном у котлов старой конструкции, встречается сталь 09Г2 или ВСт3сп5. В связи с этим в дальнейших исследованиях конструкция котла модели 15-1443 изготовленного из стали 09Г2С принимается за основную.

Основными вопросами, возникающими при определении браковочных характеристик вагонов-цистерн, являются оценка степени влияния повреждений на несущую способность вагонов и определение изменения остаточного ресурса вагона с повреждениями относительно неповрежденного вагона. При этом необходимо учитывать, что сложившаяся практика капитальных и капитально-восстановительных ремонтов предполагает восстановление ресурса вагона-цистерны путем замены поврежденных рам и ремонтом котла как наиболее ценной части вагона.

Для решения этих вопросов были проведены теоретические исследования по оценке несущей способности котлов нефтебензиновых цистерн со следующими типами повреждений: деформации днища котла; коррозионный износ котла.

Вмятины на днище котла являются одним из весьма распространенных типов повреждений котлов цистерн. По некоторым экспертным оценкам до 30% цистерн, приходящих на

Таблица.

Повреждения несущих конструкций четырехосных нефтебензиновых вагонов-цистерн

№ Повреждение Причина возникновения Развитие и последствия

1 2 3 4

1 Вмятины и трещины в зоне продольного сварного шва, соединяющего панели обечайки котла, в верхней части опоры котла - конструктивная концентрация напряжений; - превышение грузоподъемности цистерны в эксплуатации; - повышенные скорости соударений при маневровых работах - открытие течи; - развитие трещины и разрушение обечайки;

2 Трещина вдоль нижней образующей котла в зоне опоры - те же - те же.

3 Трещины обечайки котла в зоне сливного прибора - конструктивная концентрация напряжений; - открытие течи.

4 Трещины в зоне приварки кронштейнов лестницы к котлу - концентрации напряжений в сварных швах приварки - развитие трещины и открытие течи.

5 Трещины обечайки в зоне приварки фасонных лап крепления котла к раме - высокий уровень напряжений в зоне лап при маневровых работах; - начальные трещиноподобные дефекты сварных швов. - открытие течи; - развитие трещины и разрушение обечайки котла; - нарушение связи "рама - котел" и сброс котла.

6 Трещины обечайки в зоне приварки горловины люка-лаза. - конструктивная концентрация напряжений; - дефекты сварных швов. - нарушение герметичности котла.

7 Трещины в зоне соединения обечайки котла с днищем - высокие напряжения от гидроудара; - дефекты сварных соединений. - развитие трещины и нарушение целостности котла.

8 Деформации днища котла - аварийные ситуации; - нарушение габаритных ограничений; - нарушение правил погрузки и крепления грузов. - снижение прочности и устойчивости оболочки.

9 Трещины в зоне шкворневого узла рамы цистерны - многоцикловая усталость вследствие боковой качки вагона; - малоцикловая усталость при продольных эксплуатационных нагрузках; - дефекты сварных соединений. - возможно развитие трещин и разрушение хребтовой балки.

10 Трещины хребтовой балки в зоне крепления тормозного цилиндра - конструктивная концентрация напряжений; - инерционные нагрузки при маневровых соударениях. - То же.

Продолжение таблицы 1.

1 2 3 4

11 Локальная потеря устойчивости верхней полки хребтовой балки - внецентренное приложение нагрузок сжатия при деформировании задних упоров автосцепного устройства; - передача ударных сжимающих нагрузок через ударную розетку при деформировании задних упоров и корпуса поглощающего аппарата. - причины возникновения повреждения приводят в дальнейшей эксплуатации к искривлению хребтовой балки в целом.

12 Искривление консольной части хребтовой балки - то же - потеря хребтовой балкой несущей способности.

13 Выпучивание верхнего листа хребтовой балки в районе автосцепного устройства - маневровые соударения с значительным эксцентриситетом приложения продольной нагрузки. - отрыв верхнего листа хребтовой балки; - перекос и повреждение поглощающего аппарата; - деформации задних упоров автосцепного устройства

14 Трещины сварных швов крепления фасонных лап рамы к хребтовой балке. - высокий уровень напряжений в зоне лап при маневровых работах; - начальные трещиноподобные дефекты сварных швов. - в некоторых случаях развитие трещины на хребтовую балку.

промывочно-пропарочные станции, имеют вмятины на днище различной глубины и местоположения.

Для определения влияния такого повреждения был проведен комплекс исследований, решающий следующие задачи:

- анализ статической прочности днища котла цистерны с вмятиной и определение наихудших параметров вмятины с точки зрения прочности;

- анализ процесса деформирования днища котла при квазидинамическом нагружении и определение критических параметров на-гружения с точки зрения обеспечения прочности котла;

- анализ развития микроповреждений днища котла в зоне вмятины при квазидинамическом нагружении и влияния их на остаточный ресурс котла.

В связи с высокой сложностью аналитического описания напряженно-деформированого состояния днища котла с повреждением типа вмятины в процессе исследования использовался метод конечных элементов (МКЭ), реализованный на базе рабочей станции с процессором Intel Coopermine с применением прикладного программного обеспечения МКЭ Ansys 5.5.1. Адекватность использованных алгоритмов данного программного продукта подтверждена сертификатом ISO 9001. Для исследования ста-

тического линейного напряженно-деформированного состояния в конечно-элементной модели использовались оболочечные конечные элементы с переменным порядком полинома функции формы (р-элементы). Применение таких элементов позволило в процессе исследования получать напряженно-деформированное состояние модели с заданной вычислительной погрешностью. Сетка конечных элементов формировалась адаптивно с увеличением плотности сетки в зоне повреждения с учетом вероятных градиентов напряжений. В исследовании анализировалось напряженно-деформированное состояние котла, при первом и третьем режимах нагружения согласно «Норм по расчету и проектированию грузовых вагонов...». При первом режиме котел одновременно нагружался:

- продольным ускорением 3,5x9,81 м/с2 и соответствующим гидравлическим квазидинамическим давлением груза, распределенным по оболочке котла по линейно нарастающему вдоль продольной оси вагона закону;

- собственным весом и весом груза, распределенным по оболочке котла как гидростатическое давление.

При третьем режиме котел нагружался:

- продольным ускорением 1x9,81 м/с2 и соответствующим гидравлическим квазидинамическим давлением груза, распределенным

по оболочке котла по линейно нарастающему вдоль продольной оси вагона закону;

- собственным весом и весом груза, распределенным по оболочке котла как гидростатическое давление, с учетом коэффициента динамики, который рассчитывался по формуле 2.1 «Норм...».

- боковым ускорением и соответствующим гидравлическим квазидинамическим давлением груза, распределенным по оболочке котла по линейно нарастающему по горизонтали перпендикулярно продольной оси вагона закону; величина ускорения рассчитывалась из расчетного значения рамной силы и боковых сил (согласно «Норм.»). Для обеспечения адекватных условий закрепления в модели была реализована часть опоры с опорными брусками и площадкой их опира-ния. Свойства материала конечных элементов имитирующих опорные бруски принимались в соответствии с приложением 15 «Норм.» (лиственница).

Закрепления к расчетной схеме прикладывались в узлах соответствующих зонам опира-ния брусков на опоры и верхний лист шкворневой балки в направлении перпендикулярном поверхности опирания.

Кроме указанных выше было проведено исследование влияния на несущую способность длинноразмерных изменений формы и износа обечайки котла, которые возникают в результате: перегрузки вагона вследствие перевозки нефтепродуктов тяжелых марок в бензиновых цистернах; нарушения правил эксплуатации при проведении разгрузочных и промывочно-пропарочных работ; неисправности впускного клапана и коррозионный износ обечайки котла. В результате были получены допустимые глубины вмятинообразных повреждений котла цистерны, при различных толщинах элементов её обечайки.

В результате проведенных теоретических исследований установлено следующее: 1. все многообразие повреждений несущей конструкции котлов нефтебензиновых цистерн можно разделить на две категории: изменения формы оболочки котла и трещи-

ны сварных швов и основного металла. В свою очередь изменения формы оболочки можно разделить на деформации, вызванные нарушением условий эксплуатации (вмятины днища и обечайки), и вмятины в зоне лежневых опор, вызванные систематическим перегрузом цистерн;

2. днища котлов цистерн с вмятинами глубиной не более 300 мм и радиусом перехода металла вмятины к основному металлу днища не менее 100 мм имеют значительный запас прочности по критериям предельных деформаций (более 5), статического трещинообразования (2,42) и усталостного трещинообразования (4,09);

3. оценка возможности эксплуатации котлов с вмятинообразными повреждениями днища должна производится из условий отсутствия значительных трещин в зоне сварных швов, затронутых вмятиной, и в местах наклепа и перегиба металла днища, а также из условий коммерческой допустимости уменьшения полезного объема котла;

4. наиболее опасным видом вмятинообразных повреждений обечайки котла являются длинноразмерные изменения формы котла, соответствующие первой форме потери устойчивости (проседание и наклон верхней части обечайки, вмятость боковой части). При этом основным критерием несущей способности котла является устойчивость оболочки под действием внешнего давления;

5. полученные в результате исследований зависимости допускаемой глубины вмятино-образных повреждений днища обечайки от толщины ее частей позволяют с необходимой точностью оценить возможность эксплуатации цистерн с данным видом повреждений.

В дальнейших исследованиях предполагается выявить влияние местоположения и величины вмятинообразных дефектов цилиндрической части котла на его устойчивость в зависимости от величины коррозии его элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.