социальных решений, способ привлечения властных структур разных уровней к решению вопросов, которые по тем или иным причинам остались незамеченными. Хорошо информированное и мотивированное общество активно участвует в определении приоритетов для себя, а также в принятии и осуществлении решений. Такой подход позволяет наилучшим образом использовать имеющиеся людские ресурсы, укреплять самоценность личности, поощряя самостоятельное приобретение знаний и оказание социальной поддержки.
Администрация района и ФГУ ЦГСЭН в Дедович-ском районе осуществляют формирование информационного пространства методами активного рассмотрения вопросов санитарно-эпидемиологической значимости насанитарно-противоэпидемической комиссии в ведомствах, организациях, учреждениях, на заседаниях общественных организаций, конференциях и других общественно значимых мероприятиях, в том числе организовывая мероприятия по гигиеническому обучению работников различных сфер деятельности. В этом мы находим понимание и оказываем взаимную поддержку.
Уровень знаний людей, способность их к соответствующему мышлению повышают уровень мотивации и заинтересованности в осуществлении выбора и принятии альтернативных решений в пользу развития профилактического направления здравоохранения.
Поэтому так важны межотраслевые действия как основа усиления возможностей для укрепления профилактически направленных мероприятий во всех конкретных условиях и средах социальной жизни населенных пунктов, мест работы, отдыха и проживания, в образовательных и воспитательных учреждениях.
Безусловно, уровень исполнения решений санитар-но-противоэпидемических комиссий, межведомственных совещаний, комплексных планов явно недостаточен. Не все разработанные и утвержденные программы финансируются. В условиях настоящего социально-экономического кризиса приходится выбирать приоритеты. Между тем созданное совместными усилиями информационное пространство повышает значимость и результативность, влияет на принятие финансовых, социальных и политических решений районной администрацией и собранием депутатов, руководителями хозяйствующих субъектов.
В процессе формирования взаимодействия, доступности к обмену информацией для обеспечения политических деятелей и руководителей, работников и заинтересованных граждан по вопросам состояния санитарно-эпидемиологического обеспечения населения важными задачами являются:
— выявление общих и взаимных интересов муниципальных образований и ЦГСЭН, связанных с решением проблем санитарно-эпидемиологического обеспечения населения;
— включение центров в единое информационное пространство, сопровождающее деятельность органов местного самоуправления;
— формирование собственного многопланового экономически и социально обусловленного информационного потока, необходимого для квалифицированного анализа и принятия ответственных решений;
— адаптация представляемых материалов к аудитории, которой подлежит рассмотрение и принятие политических, экономических и социальных решений. Соответствие представленных материалов выделенным проблемам и приоритетам, формирующим устойчивые взгляды о необходимости свести различные компоненты задач в согласованную программу действий, стимулирующую решение вопросов санитарно-гигиенического обеспечения населения на муниципальном уровне;
— внедрение целевых инновационных образовательных программ в подготовку и переподготовку муниципальных служащих, руководителей хозяйствующих субъектов, направленных на развитие способности к объективной оценке многоплановой значимости вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Их высокой сопряженности и взаимной обусловленности с политическими, экономическими и социальными аспектами развития общества;
— использование средств массовой информации (печати, радио, телевидения) для формирования общественного мнения о необходимости выделения в качестве приоритетов вопросов, связанных с деятельностью учреждений ГСЭН;
— рассмотрение вопросов санитарно-эпидемиологической значимости во властных структурах, общественных организациях на межведомственных и внутриведомственных совещаниях, проводимых на территории муниципального образования;
— организация, проведение и участие в научно-практических конференциях, краткосрочных обучающих семинарах, организация и оказание консультативной и практической помощи муниципальным образованиям в рассмотрении вопросов, имеющих взаимосвязь с актуальными проблемами, рассматриваемыми ЦГСЭН;
— установление прямых контактов с руководителями предприятий, организаций, учреждений, индивидуальными предпринимателями для обеспечения организации исполнения мероприятий санитарно-эпидемиоло-гической значимости.
Поступила 14.10.02
Методы гигиенических исследований
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 614.72:556.1241-074
В. М. Боев, Н. Н. Верещагин, В. Н. Дунаев
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ СНЕГОВОГО ПОКРОВА
Оренбургская государственная медицинская академия
Оценка загрязнения атмосферного воздуха и риска неблагоприятных последствий для здоровья населения при воздействии токсикантов, поступающих в организм человека аэрогенным путем, является одной из актуальных задач гигиенической науки с целью обоснования и принятия необходимых профилактических мер.
Анализ деятельности по контролю качества атмосферного воздуха как предприятий-источников атмосферного загрязнения, так и надзорных организаций позволяет сделать вывод о недостаточной информативности результатов исследований воздушной среды. В Оренбургской области только в 5 городах из 11 функциони-
руют стационарные посты наблюдения и контроля загрязнения атмосферного воздуха, анализируется не весь перечень приоритетных химических поллютантов, посты наблюдения многих крупных предприятий перестали эксплуатироваться или работают по сокращенной схеме. Отбор проб воздуха на маршрутных постах производится, как правило, однократно, и результаты не могут быть сравнены со среднесуточной ПДК определяемого вещества. При организации лабораторных исследований в целом отмечается недоучет такой важной составляющей антропогенной нагрузки, как загрязнение воздушной среды. Удельный вес исследований атмосферного воздуха в структуре всех исследований не превышает 7,5—9%, при этом ежегодно регистрируется превышение ПДК по таким потенциально опасным веществам, как бенз(а)пи-рен, формальдегид, большая группа металлосоединений, относящихся к группе канцерогенов [4].
Для оценки потенциального воздействия на человека загрязнения среды обитания применяются различные модели поступления в организм химических веществ из разных сред (воздуха, воды, почвы, продуктов питания) при вдыхании, перорально и через кожу, расчет ведется с применением коэффициента проникающего воздействия. Этот коэффициент представляет собой математическое выражение, включающее информацию о физиологических параметрах человека (возраст, частота дыхания, масса и поверхность тела, среднее потребление питьевой воды и разных видов пищевых продуктов), о частоте воздействия (сутки, год) и переводит концентрацию загрязнителя в различных средах в хроническую суточную дозу, эквивалентную дозу всему периоду жизни человека [3,6].
Среднесуточная доза загрязнителя в атмосфере выражается уравнением
ссдп« ^ • с, + /;. с„
где ССДП — хроническая суточная доза, мг/кг/сут; Р, — коэффициенты проникающего воздействия загрязнителей в газообразной (а) и твердой (г) фазах, (мг/кг/ день)/(мг/м3); С„, С, — концентрация загрязнителей в газообразной (а) и твердой (г) фазах, мг/м1.
Коэффициент проникающего воздействия для газообразных веществ (У^) и твердых частиц (/■",) атмосферного воздуха составляет соответственно 0,39 и 0,31 м'/кг/ день.
Учитывая, что загрязнители атмосферного воздуха осаждаются и аккумулируются в снеговом покрове, предлагается методика расчета поступления химических веществ в организм человека по содержанию их в снеговом покрове. Количественная характеристика загрязнения атмосферных осадков зимнего периода позволяет достаточно точно определить не только пространственную дифференциацию химических веществ, а соответственно и антропогенный источник, но и количественно оценить уровень загрязнения воздушного бассейна на значительных территориях |1, 2].
Вместе с тем оценка аэрогенной нагрузки по содержанию химических веществ в снеговом покрове не позволяет применять абсолютные концентрации, экстраполированные на воздух, из-за больших значений неопределенностей, а значит, возникают большие сложности при определении суточной дозы воздействия загрязнителя. Актуальность метода оценки суточного поступления химических веществ с воздухом по результатам определения содержания этих веществ в снеговом покрове определяется не только тем, что мониторинг качества атмосферы проводится на стационарных постах в основном только в городах, а на большей части селитебной территории контроль или не проводится, или проводится только за счет маршрутных наблюдений, но и тем, что в климатических условиях районов Севера, Сибири, Урала снеговой покров сохраняется на протяжении длительного времени, что позволяет в соответствии с основными методическими принципами геохимического картирова-
ния территории проводить анализ загрязнения за весь зимний период |2].
Для того чтобы определить воздействие на организм загрязняющих веществ при вдыхании по концентрации их в снеговом покрове, необходимо учесть коэффициент осаждения. Коэффициент осаждения включает прилипание загрязняющих веществ к конденсированным атмосферным осадкам (дождь, снег). Этот вид осаждения составляет 80—90% всей массы загрязняющих веществ. Скорость осаждения загрязняющих веществ колеблется в больших пределах, однако, по мнению Т. МсКопе и J. Daniels, средняя скорость осаждения для газообразных веществ составляет 600 м/сут, для твердых частиц размером менее 5,0 • 10"' м — 500 м/сут.
Известное значение средней скорости осаждения твердых частиц (500 м/сут) делает возможным определение средних концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе за зимний период по результатам определения концентраций данных веществ в снеговом покрове.
В целом формула расчета может быть представлена в следующем виде:
Свс ' тг ' 1000 ' h
г — "с
где САЗ — средняя концентрация вещества в атмосферном воздухе за зимний период, мг/м3; Ск — концентрация вещества в снеге, мг/л. У, — объем талой воды, л; К. — объем снега, л; 1000 — коэффициент расчета объемной массы (учитывая плотность воды 998,2—999,8 кг/м3, можно принять примерное равенство: 1 кг воды = 1 л воды); А — высота снежного покрова; v — скорость осаждения частиц (для металлов и металлосоединений 500 м/сут), п — количество дней снегостояния (от первого постоянного снега до отбора проб).
По результатам многолетних наблюдений максимальная продолжительность снежного покрова в Оренбургской области составляет 180 сут, средняя — 140 сут. Максимальная высота снежного покрова составляет 0,77 м, средняя — 0,52 м. Плотность снега сушествено колеблется от 80—190 кг/м3 в свежевыпавшем снеге до 200—800 кг/м3 в сыром снеге. В связи со значительными колебаниями этих параметров, а также для уменьшения ошибки при проведении расчетов целесообразно их определять при каждом исследовании (отборе проб), в расчете необходимо применять объемные единицы (л), а не весовые (кг), что также упрощает установление количества снега при отборе проб, и устанавливать плотность в каждой пробе снега.
Для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха предложенным способом были проведены исследования снежного покрова. Отбор проб снега проводили на открытой площадке, не доступной для загрязнения твердыми и жидкими отходами. В каждой выбранной точке отбирали 3 пробы снега на всю глубину снежного пласта, не захватывая почвы. Отбор проводили в тару с крышками и инструментом, которые выполнены из материала, допущенного для контакта с пищевыми продуктами и питьевой водой. В местах забора проб снега также измеряли высоту снежного слоя. На месте непосредственно после отбора проб фиксировали объем пробы снега. Таяние снега происходило при комнатной температуре, без подогрева, в той же таре, после чего измеряли объем талой воды. Исследования проводили на содержание 5 веществ атомно-абсорбционным методом (5]. Время для отбора проб выбирали в конце зимнего периода, но до начала снеготаяния для предотвращения транслокации загрязняющих веществ в почву.
Расчетные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по результатам исследований снегового покрова позволили рассчитать хроническую суточную дозу кадмия, кобальта, никеля, свинца и хрома (см. таблицу). Результаты проведенных исследований были
Содержание загрязняющих веществ в снсгс и атмосферном воздухе, хроническая суточная доза (ССД„) веществ, поступающих в организм человека при вдыхании
Вещество ССДП, мг/кг/сут Содержание загрязняющих веществ
в снеге, мг/л в воздухе по расчету, мг/м' в воздухе по маршрутным наблюдениям, мг/м1
Кадмий 1,46- 10-" 0.33 ± 0.07 0.00047 ± 0,00006 0,00043 ± 0,00002
Кобальт 3,78 • 10"* 0,86 ±0.11 0,00122 ± 0,00023 0,00007 ± 0,00001
Никель 4,62 • Ю-4 1,05 ± 0.09 0.00149 ± 0,00008 0,0019 ± 0,00032
Свиней 8,15- I0"4 1,85 ± 0,14 0,00263 ± 0,00012 0,00084 ± 0,00006
Хром 13,05- Ю-4 2.96 ± 0.65 0.00421 ± 0,00055 0,0038 ± 0,00027
сравнимы с концентрациями данных веществ, полученных при маршрутных наблюдениях, но, на наш взгляд, более достоверно отражали реальные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Таким образом, представилось возможным установить средние концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе за зимний период по результатам химических исследований снегового покрова. Данный методический подход позволил оценить и сравнить уровень аэрогенной нагрузки на организм человека и рассчитать риск для здоровья населения при воздействии широкого спектра химических веществ при отсутствии их контроля в атмосферном воздухе.
Данный метод экономически выгоден, адекватен существующей системе наблюдения за качеством атмосферного воздуха, достаточно достоверен в оценке со-
держания металлов и металлосоединений в воздушной
среде селитебных зон за зимний период.
Литература
1. Безель В. С, Большаков В. И., Воробейник £ Л. По-пуляционная экотоксикология. — М., 1994.
2. Боев В. М. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 40-42.
3. Боев В. М. // Там же. - 1998. - № 6. - С. 3-8.
4. Боев В. М., Куксанов В. Ф., Быстрых В В Химические канцерогены среды обитания и злокачественные новообразования. — М., 2002.
5. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. РД 52.04.186-89. - М., 1991.
6. МсКопе Т. Е., Daniels J. I. // Regul. Toxicol. Pharmacol. - 1991. - Vol. 13, N 1. - P. 36-61.
Поступила 02.10.02
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 613.5:725.51-078
Е. В. Воробейчиков, Г. М. Курцер, О. П. Мисников, А. Ж. Василенко
ОПТИМИЗАЦИЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВОЗДУХА В ГОСПИТАЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
ГНЦ НИИ особо чистых биопрепаратов, Санкт-Петербург; НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастсра, Санкт-Петербург
В настоящее время большинство госпитальных помещений в России не имеют систем приточно-вытяжной фильтровентиляции воздуха. Поэтому такие помещения можно рассматривать как практически невентилируемые закрытые пространства, что способствует распространению возбудителей внутрибольничных инфекций. В этих условиях для оценки микробиологического состояния воздуха идеальным методическим подходом считается мониторинг физико-биологических параметров аэрозоля в реальном времени. Однако ни один из известных биологических принципов обнаружения микроорганизмов в воздухе пока не позволил создать прибор, который бы в масштабе реального времени регистрировал количественные и качественные характеристики микробного аэрозоля [1,5, 6].
Оптимизация микробиологического контроля воздуха возможна за счет увеличения информативности оценки параметров аэрозоля и их адекватной интерпретации. Это может быть достигнуто, например, путем определения доз микробных тел и вероятности их попадания в организм человека при известных концентрациях аэрозоля.
Пути увеличения информативности результатов микробиологического контроля воздуха. Одним из путей решения этой задачи является получение информации о значениях концентрации микробного аэрозоля (Q в различных точках исследуемого пространства с помощью методов, основанных на выделении дисперсной фазы аэрозоля или без ее выделения. Общая модель процесса измерения величины С при условии С = С(х, у, z, I), С * const может быть представлена следующими выражениями:
для методов с выделением дисперсной фазы аэрозоля —
С(х,у, г, /) = Щх, у, г, !)К, (1)
для методов без выделения дисперсной фазы аэрозоля —
С(Х, у, г, I) = Щх, у, г, 1)К„ (2)
где х, у, г,' — пространственно-временные координаты; N — неизвестное количество микробных тел, находящихся в объеме воздушной среды; К — коэффициент, связанный с техническими параметрами используемого прибора, характеризующий режим проведения пробоот-бора; К, — коэффициент, имеющий зависимость от времени пробоотбора, характеристик прибора и вида физического поля, используемого для измерения неизвестного количества микроорганизмов (частиц).
Дальнейшие оценки параметра С на основе выражений (1) или (2) предполагают получение значений концентраций аэрозоля в пространственно-временных координатах. Однако на пути получения таких данных существует ряд ограничений, которые не позволяют решить задачу с достаточной точностью.
Так, методы, основанные на выделении дисперсной фазы аэрозоля и связанные с искусственной импакцией частиц, имеют высокую погрешность измерений параметра С порядка 50% [4]. Поэтому с помощью таких средств пробоотбора измерять с высокой точностью концентрацию микробного аэрозоля в объеме воздушного пространства невозможно. В данном случае необходимо использование математических моделей, описывающих распределение частиц в пространстве и механизмов статистической обработки результатов измерений, которые