Т.М. Воронина
ОППОЗИЦИЯ «ОБРАЗОВАННЫЙ / НЕОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК» КАК ОБЪЕКТ ОПИСАНИЯ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ КОНЦЕПТОВ
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (проект № 16.740.11.0413) и АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)» (проект № 2.1.3. /14060).
Предлагается описание оппозиции «образованный / необразованный человек», выполненное в рамках работы над словарным проектом «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и па-ремиологии)», реализуемым межвузовской проблемной группой «Русский глагол» под руководством проф. Л.Г. Бабенко. Моделируется структура концептов «образованный» и «необразованный» по схеме, разработанной Л.Г. Бабенко. Ментальные составляющие концепта выводятся из семантико-прагматических особенностей, репрезентирующих концепт языковых средств: лексических (в том числе синонимических) и фразеологических. Рассматриваются сходства и различия языковых единиц - репрезентантов данных концептов, особенности выражаемой ими информации. Показывается место данной оппозиции в структуре денотативно-идеографической сферы «Образование».
Ключевые слова: семантика; лексикография; лингвокультурологический словарь; концепт.
Совокупность представлений об образованности / необразованности как интеллектуальном и социально значимом качестве человека - важный фрагмент концептуальной и языковой картины мира. Об этом свидетельствует, в частности, значительное количество языковых средств репрезентации названной оппозиции -лексических, в том числе синонимических, а также фразеологических, паремиологических.
Говоря об основных принципах лексикографической параметризации концепта в словаре «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации», Л.Г. Бабенко пишет: «Концепт как ментальная сущность и его репрезентации связаны нерасторжимой связью: концепт репрезентируется различными единицами, которые, в свою очередь, в совокупности формируют определенное ментальное поле. Вследствие этого исследование ментальной сущности концепта предполагает изучение его репрезентаций, и наоборот: исследование различных репрезентаций концепта приводит к обобщениям, касающимся его ментальной сущности» [1. С. 10]. Рассмотрим когнитивные признаки, составляющие структуру концептов «образованный» и «необразованный», по схеме, предложенной Л.Г. Бабенко: «...структуру концепта формируют следующие типы когнитивных признаков: 1) основные, среди которых выделяются ядерные (базовые) и при-ядерные (конкретизирующие); 2) сопряженные (включенные); 3) прагматические ассоциативно-образные, среди которых разграничиваются метафорически-образные (основаны на внутрисловных ассоциациях) и культурологические (основаны на внешних ассоциациях); 4) модально-оценочные» [Там же. С. 11].
Как показало исследование, названные концепты структурированы сходным, но не абсолютно идентичным образом, различия касаются как количества репрезентантов, так и информации, выражаемой ими.
1. Ядерные (базовые) когнитивные признаки (извлекаются из семантики базового репрезентанта концепта): образованный - имеющий образование, получивший разносторонние знания в какой-либо области или в разных областях; необразованный - не имеющий образования или не имеющий достаточного образования. Как видим, уже на уровне базовых когнитивных признаков наблюдается асимметрия. «Образованный»
предполагает высокую или очень высокую степень проявления признака, ср. синонимический ряд с соответствующей доминантой: образованный, высокообразованный, начитанный, просвещенный, эрудированный, разг. ученый; тогда как «необразованный» - недостаточную или нулевую, ср. синонимический ряд: необразованный, безграмотный, малограмотный, малообразованный, невежественный, неграмотный, некультурный, непросвещенный, неразвитой, полуграмотный, темный, разг. дремучий, разг. неученый, разг. серый. В соответствии с этим, кстати, прилагательные неграмотный, безграмотный не умеющий читать и писать’ входят в ряд необразованный (т е. не умеющий читать и писать человек является необразованным), а прилагательное грамотный ‘умеющий читать и писать’ не входит в ряд образованный (т.е. умение читать и писать не означает образованности). Конечно, степень образованности - понятие относительное, зависит от общего уровня какого-либо общества, группы людей, а также от эпохи, культурной традиции. Так, в среде людей, не умеющих читать и писать, образованным будет считаться человек, окончивший несколько классов школы; образованный человек в XXI в. владеет другими знаниями и в другом объеме, чем, например, в XVIII в., и т.п. Однако эта относительность не является составляющей семантики слов ряда образованный, подобные смыслы могут лишь наводиться контекстом, ср.: Саша здесь считался самым образованным - кончил девятилетку (А. Рыбаков); Хаим был для своего времени - и для нашего городка - человеком довольно образованным, хотя и самоучка (А. Рыбаков). (Приводимые контексты извлечены из Национального корпуса русского языка: ruscorpora.ru.) Кроме того, количество единиц в синонимических рядах с доминантами образованный (6 слов) и необразованный (14) соответствует общеязыковой тенденции номинировать и характеризовать «отклонения от нормы».
Приядерные когнитивные признаки отображают «представления о различных существенных для понимания концепта аспектах конкретизации именуемого им факта, явления, события и т.д., таких как субъект-ность, объектность, обусловленность, интенсивность, форма, размер, длительность и др.» [1. С. 12]. Эти признаки извлекаются прежде всего из семантики и роле-
вой структуры слов - базовых репрезентантов концепта и связанных с ними грамматически и / или семантически, а также из типового контекстного окружения. Образованным называют человека (субъект), имеющего глубокие разносторонние знания в какой-либо области или в разных областях, те. образованность - прежде всего интеллектуальное качество человека: наличие в его памяти, опыте совокупности знаний, данных, познаний, сведений и умение ими пользоваться в научной или практической деятельности. Ср.: Это был высокообразованный человек, обладающий энциклопедическими знаниями, феноменальной памятью (газ.). При этом в высшей степени образованна, знает четыре языка, выступает с лекциями (Ю. Трифонов). Соответственно, необразованный человек характеризуется отсутствием или недостаточностью знаний. Совсем не учившийся или мало учившийся человек может не уметь читать и писать, не знает основных правил речи и письма, делает много ошибок, не владеет даже элементарными знаниями. Мало учившийся человек не имеет достаточных знаний, чтобы разбираться в чем-либо, обычно понятном для большинства людей. Ср.: Бонифаций был безграмотен и, если писал своим корявым почерком, то в каждом слове делал чуть ли не по три ошибки (А. Ростовский). - <...> порет мне тут: «Одежа, обутка, ризетка, зв’онит, пальц’ами,
ст’иральная машина!», позорница необразованная, торгашка! (Н. Коляда). - Я бы не позволил себе так выразиться, говоря с человеком неразвитым, - сказал адвокат, - но полагаю, что для нас это понятно (Л. Толстой). Существуют особые наименования людей, отличающихся большими знаниями (ученый, энциклопедист, эрудит, разг., шутл. знайка) и, с другой стороны, наименования людей, отличающихся недостаточностью или отсутствием знаний (невежда, неграмотный, профан, разг. невежа, разг. недоучка, разг. незнайка, разг. неуч, разг. полузнайка и под.), заметим, что последний ряд снова более насыщен, в том числе единицами метафорическими, стилистически и оценочно маркированными: разг. серость, разг. темнота, разг.-сниж. валенок,разг.-сниж. лапотник, разг.-сниж. лапоть, разг.-сниж. сапог, разг.-сниж. тундра. Субъект -носитель признака может быть и коллективным: образованным, просвещенным / необразованным, непросвещенным, невежественным, темным называют также общество, народ, государство, отличающиеся распространением / нераспространением образования и высоким / низким развитием культуры, т. е. имеется в виду образованность как качество социально значимое. Еще одним приядерным признаком рассматриваемых концептов является конкретизация в плане наличия «ретроситуации». Для концепта образованный это способ получения образования: образованным человек становится обычно в результате систематического обучения - в учебном заведении, под чьим-либо руководством, с чьей-либо помощью. Возможно также приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя, руководителя (самообразование); человека, получившего образование самостоятельно, называют самоучкой. Как один из основных источников образованности, эрудиции, широкой осведомленности в какой-либо области или в разных областях рас-
сматривается чтение книг (Чтение - лучшее учение); образованный человек много читает и хорошо знает прочитанное (начитанный). Для концепта необразованный это причина отсутствия образования, например недостаточность средств на обучение, невозможность или нежелание учиться и т. д.
2. Ближайшую периферию концепта, по Л.Г. Бабенко, формируют сопряженные (включенные) когнитивные признаки «из других когнитивных сфер, которые регулярно совмещаются с базовыми когнитивными признаками» [1. С. 13]. В случае рассматриваемых концептов сфера «Образование» пересекается со сферами «Общие социальные понятия и категории», «Профессионально-трудовая деятельность»,
«Наука», причем на уровне совмещенных когнитивных признаков концепты образованный и необразованный структурированы симметрично. Образованный человек кроме владения знаниями может иметь навыки, умения, практический опыт в какой-либо области; обладать основательными знаниями в какой-либо сфере, обычно профессиональной, как специалист: компетентный, грамотный, знакомый, знающий, осведомленный, сведущий. Ср. совмещенные репрезентации концепта необразованный: некомпе-
тентный, безграмотный, малограмотный, малокомпетентный, малосведущий, невежественный, неграмотный, несведущий, полуграмотный. Образованный человек, как правило, отличается высоким уровнем культуры, пытливым умом; обычно занимается интеллектуальным трудом. Необразованный человек обычно отличается низким уровнем культуры, недостаточным воспитанием, низким уровнем умственного, духовного развития, не читает книг или мало читает, не интересуется культурной жизнью; обычно занимается физической неквалифицированной работой. Например: Он был человек высокообразованный: любил книги, науки, художества, музыку, картины, ваяние (П. Вяземский). Она была малообразованна, строила жизнь на двух-трех общепринятых понятиях... (В. Набоков). Все думают, что в вахтеры идут исключительно малограмотные люди, ни на что более не годные - словом, совершенные валенки! (А. Васильев). Сама жизнь убедительно доказывает, - пишет президент, - что только образованное, просвещенное общество оценит все преимущества демократического развития и, наоборот, малообразованные, невежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитарную систему» (А. Яковлев). Отметим, что обращение к контекстным реализациям слов - репрезентантов концептов - в современном публицистическом дискурсе показывает пересекаемость и с другими сферами. Так, образованный человек в современном представлении - это человек обычно молодой, талантливый, амбициозный, неординарный, счастливый, богатый. Необразованный человек характеризуется как провинциальный, недалекий, бедный, терпимый к несправедливости и унижениям.
Кроме того, образованность как социальная категория имеет свои критерии, официально закрепленные: выделяются различные ступени образования (начальное, среднее, высшее и т. п.); по результатам обучения человеку может присваиваться определенная квалифи-
кация, категория, научная степень (например, бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор наук); существуют специальные документы, подтверждающие наличие образования (например, аттестат, диплом, свидетельство).
3. Периферийные признаки концепта связаны с субъективным восприятием действительности, в частности с ассоциативно-образным ее представлением (извлекаются из внутренней формы слов, фразеологизмов, паремий). Основными метафорами, характеризующими образованного / необразованного человека, являются метафоры света / темноты (просвещенный / непросвещенный, серый, темный, дремучий; Ученье -свет, а неученье - тьма), богатства, ценности (обогатить свои знания, свой опыт чем-либо; Золото добывают из земли, а знания - из книги; Учение - лучшее богатство) и силы, энергии, движения / слабости, статичности (сильный специалист / слабый студент; Знание - сила; Незнайка лежит, а знайка далеко бежит). В соответствии с метафорой движения знания могут уподобляться вещам, необходимым человеку в пути (багаж), причем не особенно обременительный, но полезный (Знание да наука на вороту не виснут).
Как национально-культурные компоненты отметим следующие. В русском национальном сознании овладение знаниями осмысляется как сопряженное с трудностями, требующее от человека упорства и настойчивости (Без терпенья нет ученья; Кто хочет много знать, тому надо мало спать), но в результате много ему дающее (Корень ученья горек, да плод его сладок). Образованный человек предстает как интересный, инициативный, способный добиться успеха и повести других за собой в какой-либо деятельности, распространять прогрессивные идеи, поделиться своими знаниями, посоветовать что-либо и т.п.; необразованный человек - как неинтересный, ограниченный, зависимый (Аз да буки избавят нас от скуки; Кто грамоте горазд, тот маху не даст; Ученый водит, а неученый следом ходит). При этом считается, что образованность накладывает на человека определенную ответственность (Кто много знает, с того много и спрашивается). Отсюда возможность ссылок на необразованность как способ добиться снисхождения, снять с себя ответственность, ср. высказывания типа мы универси-
тетов не кончали, мы люди темные, что с нас взять и под. Образование рассматривается как способ организации ума, развития интеллекта: Учить - ум точить; Мудрым никто не родился, а научился. Однако интеллект и образованность не отождествляются: в пословицах отражено представление о том, что образование не может заменить собой природного ума, способности к самостоятельному мышлению и т.д.: Лучше не учен, да умен, нежели учен, да глуп; Книга книгой, а и своим умом двигай.
4. Человек, обладающий знаниями, образованный оценивается положительно, причем часто образованность оценивается с прагматической точки зрения как дающая преимущество перед необразованным человеком (За ученого трех неученых дают); приносящая пользу, обеспечивающая безбедное существование (Кто грамоте горазд, тому не пропасть). При этом стремление к знаниям часто поощряется в модальности совета, рекомендации: Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду. С другой стороны, так как овладение знаниями связано с трудностями и предполагает ответственность, иногда возможна и отрицательная оценка: Меньше знаешь - крепче спишь. Всегда отрицательно оцениваются или высмеиваются претензия на образованность и неумение применять знания в жизни: книжная моль; книжный червь; профессор кислых щей.
Таким образом, параллельное рассмотрение способов репрезентации концептов образованный и необразованный позволяет видеть не только их противопоставленность, но и взаимосвязь при концептуализации определенного фрагмента сферы «Образование». Как справедливо отмечает Л.Г. Бабенко, «...для семантического пространства языка одинаково важными являются как отношения противопоставления, тесно связанные с категоризацией мира, с горизонтальной ипостасью пространства, так и отношения дифференциации и тождества, связанные с глубиной семантического пространства, его вертикальной ипостасью. Поиск тождественных и противоположных сущностей - один из важнейших процессов познания, отраженно присутствующий на разных уровнях языковой системы» [2. С. 15].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенко Л.Г. Предисловие // Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и
паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 3-19.
2. Бабенко Л.Г. Картина мира в зеркале словаря (на материале идеографического словаря синонимов русской речи) // Мир русского слова и
русское слово в мире. Т. 4 : Язык, сознание, личность : материалы ХІ Конгресса МАПРЯЛ. Sofia : Heron-press, 2007. С. 15-22.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 7 ноября 2011 г.