Научная статья на тему 'Оппозиция «Образованный / необразованный человек» как объект описания в лингвокультурологическом словаре концептов'

Оппозиция «Образованный / необразованный человек» как объект описания в лингвокультурологическом словаре концептов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1992
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / ЛЕКСИКОГРАФИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / КОНЦЕПТ / SEMANTICS / LEXICOGRAPHY / LINGUOCULTURAL DICTIONARY / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронина Татьяна Михайловна

Предлагается описание оппозиции «образованный / необразованный человек», выполненное в рамках работы над словарным проектом «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии)», реализуемым межвузовской проблемной группой «Русский глагол» под руководством проф. Л.Г. Бабенко. Моделируется структура концептов «образованный» и «необразованный» по схеме, разработанной Л.Г. Бабенко. Ментальные составляющие концепта выводятся из семантико-прагматических особенностей, репрезентирующих концепт языковых средств: лексических (в том числе синонимических) и фразеологических. Рассматриваются сходства и различия языковых единиц репрезентантов данных концептов, особенности выражаемой ими информации. Показывается место данной оппозиции в структуре денотативно-идеографической сферы «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opposition educated person / uneducated person as the object of description in the linguocultural dictionary of concepts

The whole set of ideas about scholarship as an intellectual and social quality of people is an important part of the conceptual world picture and the language world picture. In particular, it is proved by the sizeable number of language means of representation of the opposition educated person/uneducated person. There are lexical including synonymic means of representation of this opposition, and also phraseological and proverbial ones. The description of this opposition proposed in the article was made by working on the project of the Linguocultural Dictionary of Concepts under the supervision of Prof. L. Babenko. As the study showed, the concepts educated person and uneducated person are structured similarly, but not identically; the differences concern either the number of representations, or information they express. The main cognitive feature of these concepts is asymmetry. Educated means high or very high degree of manifestation of this quality, whereas uneducated means insufficient or zero degree. Near-kernel cognitive features are retrieved, first of all, from the meanings and the role structures of words base representations of the concepts, and also from the standard contextual circumference. On the one hand, the opposition education / lack of education is conceptualised as an intellectual quality. On the other hand, it is conceptualised as a socially important quality. Besides, the other near-kernel cognitive feature of the considered concepts is the concretisation in terms of presence of retro-situation: for the concept educated there is a way of getting education, for the concept uneducated there is a case of lack of education. In the nearest periphery of these concepts the sphere education crosses with the spheres general social notions and categories, professional and labour activities, science, and in the superposed cognitive features these concepts are structured symmetrically. The peripheral features of these concepts are, first of all, metaphors like light / darkness, richness, value, strength, energy / weakness, static nature. National-cultural and appraisal peripheral features are represented, first of all, in the semantics of proverbs. Scholarship is appraised from the utilitarian point of view, because it does good to somebody, it gives him/her an advantage over an uneducated person. There may be a negative appraisal, because mastering of knowledge is connected with difficulties and entails responsibility. So, the concurrent research of means of representation of concepts educated and uneducated makes it possible to see their opposition and correlation.

Текст научной работы на тему «Оппозиция «Образованный / необразованный человек» как объект описания в лингвокультурологическом словаре концептов»

Т.М. Воронина

ОППОЗИЦИЯ «ОБРАЗОВАННЫЙ / НЕОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК» КАК ОБЪЕКТ ОПИСАНИЯ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ КОНЦЕПТОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (проект № 16.740.11.0413) и АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)» (проект № 2.1.3. /14060).

Предлагается описание оппозиции «образованный / необразованный человек», выполненное в рамках работы над словарным проектом «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и па-ремиологии)», реализуемым межвузовской проблемной группой «Русский глагол» под руководством проф. Л.Г. Бабенко. Моделируется структура концептов «образованный» и «необразованный» по схеме, разработанной Л.Г. Бабенко. Ментальные составляющие концепта выводятся из семантико-прагматических особенностей, репрезентирующих концепт языковых средств: лексических (в том числе синонимических) и фразеологических. Рассматриваются сходства и различия языковых единиц - репрезентантов данных концептов, особенности выражаемой ими информации. Показывается место данной оппозиции в структуре денотативно-идеографической сферы «Образование».

Ключевые слова: семантика; лексикография; лингвокультурологический словарь; концепт.

Совокупность представлений об образованности / необразованности как интеллектуальном и социально значимом качестве человека - важный фрагмент концептуальной и языковой картины мира. Об этом свидетельствует, в частности, значительное количество языковых средств репрезентации названной оппозиции -лексических, в том числе синонимических, а также фразеологических, паремиологических.

Говоря об основных принципах лексикографической параметризации концепта в словаре «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации», Л.Г. Бабенко пишет: «Концепт как ментальная сущность и его репрезентации связаны нерасторжимой связью: концепт репрезентируется различными единицами, которые, в свою очередь, в совокупности формируют определенное ментальное поле. Вследствие этого исследование ментальной сущности концепта предполагает изучение его репрезентаций, и наоборот: исследование различных репрезентаций концепта приводит к обобщениям, касающимся его ментальной сущности» [1. С. 10]. Рассмотрим когнитивные признаки, составляющие структуру концептов «образованный» и «необразованный», по схеме, предложенной Л.Г. Бабенко: «...структуру концепта формируют следующие типы когнитивных признаков: 1) основные, среди которых выделяются ядерные (базовые) и при-ядерные (конкретизирующие); 2) сопряженные (включенные); 3) прагматические ассоциативно-образные, среди которых разграничиваются метафорически-образные (основаны на внутрисловных ассоциациях) и культурологические (основаны на внешних ассоциациях); 4) модально-оценочные» [Там же. С. 11].

Как показало исследование, названные концепты структурированы сходным, но не абсолютно идентичным образом, различия касаются как количества репрезентантов, так и информации, выражаемой ими.

1. Ядерные (базовые) когнитивные признаки (извлекаются из семантики базового репрезентанта концепта): образованный - имеющий образование, получивший разносторонние знания в какой-либо области или в разных областях; необразованный - не имеющий образования или не имеющий достаточного образования. Как видим, уже на уровне базовых когнитивных признаков наблюдается асимметрия. «Образованный»

предполагает высокую или очень высокую степень проявления признака, ср. синонимический ряд с соответствующей доминантой: образованный, высокообразованный, начитанный, просвещенный, эрудированный, разг. ученый; тогда как «необразованный» - недостаточную или нулевую, ср. синонимический ряд: необразованный, безграмотный, малограмотный, малообразованный, невежественный, неграмотный, некультурный, непросвещенный, неразвитой, полуграмотный, темный, разг. дремучий, разг. неученый, разг. серый. В соответствии с этим, кстати, прилагательные неграмотный, безграмотный не умеющий читать и писать’ входят в ряд необразованный (т е. не умеющий читать и писать человек является необразованным), а прилагательное грамотный ‘умеющий читать и писать’ не входит в ряд образованный (т.е. умение читать и писать не означает образованности). Конечно, степень образованности - понятие относительное, зависит от общего уровня какого-либо общества, группы людей, а также от эпохи, культурной традиции. Так, в среде людей, не умеющих читать и писать, образованным будет считаться человек, окончивший несколько классов школы; образованный человек в XXI в. владеет другими знаниями и в другом объеме, чем, например, в XVIII в., и т.п. Однако эта относительность не является составляющей семантики слов ряда образованный, подобные смыслы могут лишь наводиться контекстом, ср.: Саша здесь считался самым образованным - кончил девятилетку (А. Рыбаков); Хаим был для своего времени - и для нашего городка - человеком довольно образованным, хотя и самоучка (А. Рыбаков). (Приводимые контексты извлечены из Национального корпуса русского языка: ruscorpora.ru.) Кроме того, количество единиц в синонимических рядах с доминантами образованный (6 слов) и необразованный (14) соответствует общеязыковой тенденции номинировать и характеризовать «отклонения от нормы».

Приядерные когнитивные признаки отображают «представления о различных существенных для понимания концепта аспектах конкретизации именуемого им факта, явления, события и т.д., таких как субъект-ность, объектность, обусловленность, интенсивность, форма, размер, длительность и др.» [1. С. 12]. Эти признаки извлекаются прежде всего из семантики и роле-

вой структуры слов - базовых репрезентантов концепта и связанных с ними грамматически и / или семантически, а также из типового контекстного окружения. Образованным называют человека (субъект), имеющего глубокие разносторонние знания в какой-либо области или в разных областях, те. образованность - прежде всего интеллектуальное качество человека: наличие в его памяти, опыте совокупности знаний, данных, познаний, сведений и умение ими пользоваться в научной или практической деятельности. Ср.: Это был высокообразованный человек, обладающий энциклопедическими знаниями, феноменальной памятью (газ.). При этом в высшей степени образованна, знает четыре языка, выступает с лекциями (Ю. Трифонов). Соответственно, необразованный человек характеризуется отсутствием или недостаточностью знаний. Совсем не учившийся или мало учившийся человек может не уметь читать и писать, не знает основных правил речи и письма, делает много ошибок, не владеет даже элементарными знаниями. Мало учившийся человек не имеет достаточных знаний, чтобы разбираться в чем-либо, обычно понятном для большинства людей. Ср.: Бонифаций был безграмотен и, если писал своим корявым почерком, то в каждом слове делал чуть ли не по три ошибки (А. Ростовский). - <...> порет мне тут: «Одежа, обутка, ризетка, зв’онит, пальц’ами,

ст’иральная машина!», позорница необразованная, торгашка! (Н. Коляда). - Я бы не позволил себе так выразиться, говоря с человеком неразвитым, - сказал адвокат, - но полагаю, что для нас это понятно (Л. Толстой). Существуют особые наименования людей, отличающихся большими знаниями (ученый, энциклопедист, эрудит, разг., шутл. знайка) и, с другой стороны, наименования людей, отличающихся недостаточностью или отсутствием знаний (невежда, неграмотный, профан, разг. невежа, разг. недоучка, разг. незнайка, разг. неуч, разг. полузнайка и под.), заметим, что последний ряд снова более насыщен, в том числе единицами метафорическими, стилистически и оценочно маркированными: разг. серость, разг. темнота, разг.-сниж. валенок,разг.-сниж. лапотник, разг.-сниж. лапоть, разг.-сниж. сапог, разг.-сниж. тундра. Субъект -носитель признака может быть и коллективным: образованным, просвещенным / необразованным, непросвещенным, невежественным, темным называют также общество, народ, государство, отличающиеся распространением / нераспространением образования и высоким / низким развитием культуры, т. е. имеется в виду образованность как качество социально значимое. Еще одним приядерным признаком рассматриваемых концептов является конкретизация в плане наличия «ретроситуации». Для концепта образованный это способ получения образования: образованным человек становится обычно в результате систематического обучения - в учебном заведении, под чьим-либо руководством, с чьей-либо помощью. Возможно также приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя, руководителя (самообразование); человека, получившего образование самостоятельно, называют самоучкой. Как один из основных источников образованности, эрудиции, широкой осведомленности в какой-либо области или в разных областях рас-

сматривается чтение книг (Чтение - лучшее учение); образованный человек много читает и хорошо знает прочитанное (начитанный). Для концепта необразованный это причина отсутствия образования, например недостаточность средств на обучение, невозможность или нежелание учиться и т. д.

2. Ближайшую периферию концепта, по Л.Г. Бабенко, формируют сопряженные (включенные) когнитивные признаки «из других когнитивных сфер, которые регулярно совмещаются с базовыми когнитивными признаками» [1. С. 13]. В случае рассматриваемых концептов сфера «Образование» пересекается со сферами «Общие социальные понятия и категории», «Профессионально-трудовая деятельность»,

«Наука», причем на уровне совмещенных когнитивных признаков концепты образованный и необразованный структурированы симметрично. Образованный человек кроме владения знаниями может иметь навыки, умения, практический опыт в какой-либо области; обладать основательными знаниями в какой-либо сфере, обычно профессиональной, как специалист: компетентный, грамотный, знакомый, знающий, осведомленный, сведущий. Ср. совмещенные репрезентации концепта необразованный: некомпе-

тентный, безграмотный, малограмотный, малокомпетентный, малосведущий, невежественный, неграмотный, несведущий, полуграмотный. Образованный человек, как правило, отличается высоким уровнем культуры, пытливым умом; обычно занимается интеллектуальным трудом. Необразованный человек обычно отличается низким уровнем культуры, недостаточным воспитанием, низким уровнем умственного, духовного развития, не читает книг или мало читает, не интересуется культурной жизнью; обычно занимается физической неквалифицированной работой. Например: Он был человек высокообразованный: любил книги, науки, художества, музыку, картины, ваяние (П. Вяземский). Она была малообразованна, строила жизнь на двух-трех общепринятых понятиях... (В. Набоков). Все думают, что в вахтеры идут исключительно малограмотные люди, ни на что более не годные - словом, совершенные валенки! (А. Васильев). Сама жизнь убедительно доказывает, - пишет президент, - что только образованное, просвещенное общество оценит все преимущества демократического развития и, наоборот, малообразованные, невежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитарную систему» (А. Яковлев). Отметим, что обращение к контекстным реализациям слов - репрезентантов концептов - в современном публицистическом дискурсе показывает пересекаемость и с другими сферами. Так, образованный человек в современном представлении - это человек обычно молодой, талантливый, амбициозный, неординарный, счастливый, богатый. Необразованный человек характеризуется как провинциальный, недалекий, бедный, терпимый к несправедливости и унижениям.

Кроме того, образованность как социальная категория имеет свои критерии, официально закрепленные: выделяются различные ступени образования (начальное, среднее, высшее и т. п.); по результатам обучения человеку может присваиваться определенная квалифи-

кация, категория, научная степень (например, бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор наук); существуют специальные документы, подтверждающие наличие образования (например, аттестат, диплом, свидетельство).

3. Периферийные признаки концепта связаны с субъективным восприятием действительности, в частности с ассоциативно-образным ее представлением (извлекаются из внутренней формы слов, фразеологизмов, паремий). Основными метафорами, характеризующими образованного / необразованного человека, являются метафоры света / темноты (просвещенный / непросвещенный, серый, темный, дремучий; Ученье -свет, а неученье - тьма), богатства, ценности (обогатить свои знания, свой опыт чем-либо; Золото добывают из земли, а знания - из книги; Учение - лучшее богатство) и силы, энергии, движения / слабости, статичности (сильный специалист / слабый студент; Знание - сила; Незнайка лежит, а знайка далеко бежит). В соответствии с метафорой движения знания могут уподобляться вещам, необходимым человеку в пути (багаж), причем не особенно обременительный, но полезный (Знание да наука на вороту не виснут).

Как национально-культурные компоненты отметим следующие. В русском национальном сознании овладение знаниями осмысляется как сопряженное с трудностями, требующее от человека упорства и настойчивости (Без терпенья нет ученья; Кто хочет много знать, тому надо мало спать), но в результате много ему дающее (Корень ученья горек, да плод его сладок). Образованный человек предстает как интересный, инициативный, способный добиться успеха и повести других за собой в какой-либо деятельности, распространять прогрессивные идеи, поделиться своими знаниями, посоветовать что-либо и т.п.; необразованный человек - как неинтересный, ограниченный, зависимый (Аз да буки избавят нас от скуки; Кто грамоте горазд, тот маху не даст; Ученый водит, а неученый следом ходит). При этом считается, что образованность накладывает на человека определенную ответственность (Кто много знает, с того много и спрашивается). Отсюда возможность ссылок на необразованность как способ добиться снисхождения, снять с себя ответственность, ср. высказывания типа мы универси-

тетов не кончали, мы люди темные, что с нас взять и под. Образование рассматривается как способ организации ума, развития интеллекта: Учить - ум точить; Мудрым никто не родился, а научился. Однако интеллект и образованность не отождествляются: в пословицах отражено представление о том, что образование не может заменить собой природного ума, способности к самостоятельному мышлению и т.д.: Лучше не учен, да умен, нежели учен, да глуп; Книга книгой, а и своим умом двигай.

4. Человек, обладающий знаниями, образованный оценивается положительно, причем часто образованность оценивается с прагматической точки зрения как дающая преимущество перед необразованным человеком (За ученого трех неученых дают); приносящая пользу, обеспечивающая безбедное существование (Кто грамоте горазд, тому не пропасть). При этом стремление к знаниям часто поощряется в модальности совета, рекомендации: Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду. С другой стороны, так как овладение знаниями связано с трудностями и предполагает ответственность, иногда возможна и отрицательная оценка: Меньше знаешь - крепче спишь. Всегда отрицательно оцениваются или высмеиваются претензия на образованность и неумение применять знания в жизни: книжная моль; книжный червь; профессор кислых щей.

Таким образом, параллельное рассмотрение способов репрезентации концептов образованный и необразованный позволяет видеть не только их противопоставленность, но и взаимосвязь при концептуализации определенного фрагмента сферы «Образование». Как справедливо отмечает Л.Г. Бабенко, «...для семантического пространства языка одинаково важными являются как отношения противопоставления, тесно связанные с категоризацией мира, с горизонтальной ипостасью пространства, так и отношения дифференциации и тождества, связанные с глубиной семантического пространства, его вертикальной ипостасью. Поиск тождественных и противоположных сущностей - один из важнейших процессов познания, отраженно присутствующий на разных уровнях языковой системы» [2. С. 15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко Л.Г. Предисловие // Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и

паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 3-19.

2. Бабенко Л.Г. Картина мира в зеркале словаря (на материале идеографического словаря синонимов русской речи) // Мир русского слова и

русское слово в мире. Т. 4 : Язык, сознание, личность : материалы ХІ Конгресса МАПРЯЛ. Sofia : Heron-press, 2007. С. 15-22.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 7 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.