УДК 328.123
МОЛОКОВА М.А. Оппозиция как актор современной
политической жизни российского социума
В данной статье рассматривается один из важных аспектов политической жизни российского общества: становление современной политической оппозиции, правовой базы российских выборов, политическая деятельность и роль оппозиции в ходе данного процесса.
В статье прослеживается история формирования и развития российской политической оппозиции с конца 80-х гг. прошлого века по настоящее время, упоминаются организации, представляющие оппозицию и полуоппозицию в России, анализируется влияние эволюционного процесса формирования избирательного законодательства на современную политическую оппозицию.
Ключевые слова: политическая оппозиция, партии, власть, государство, выборы.
Современный этап в политической истории человечества характеризуется постоянно расширяющимся участием граждан в общественной жизни, множеством и разнообразием субъектов политического процесса, бурным развитием средств массовой информации и коммуникации. Неуклонное возрастание на протяжении XX столетия роли и значения этих факторов внесло качественные изменения во всю систему политических отношений, потребовав как принципиально иных способов легитимации власти, так и новых форм политической организации масс в целях обеспечения их поддержки в борьбе за власть.
В демократически развитых странах политические партии выступают посредниками между обществом и государством. Они выполняют роль механизма саморегуляции общественной системы, благодаря которому социально-политические конфликты удерживаются в безопасных пределах, а борьба между конкурирующими партиями способствует выработке демократическим путем национальных интересов и целей. Исключительно велико значение политических партий в формировании и деятельности парламентов и правительств - этих органов государственной власти, составляющих основы современных демократических режимов. По образ-
ному выражению Г. Файнера, современные «партии - это власть, стоящая за каждым троном. Какой бы ни была форма государства, партии управляют благодаря тому, что в их руках сосредоточена энергия, приводящая в действие весь механизм... Партии перестали быть невидимым правительством, они стали не только видимым, но и признанным субъектом правления в демократических системах. Все прочнее их статус в законах и конституциях различных стран»1.
Однако если по общим проблемам партийного генезиса мы имеем значительный научный потенциал, то материалы о политической оппозиции зачастую даже отсутствуют в большинстве учебников истории и теории политики.
Согласно так называемой социологической модели понимания политической оппозиции современное общество не может существовать без оппозиции, источником возникновения которой является факт: индивиды не могут реализовать свои потребности через признаваемые ими системы ценностей и потому вынуждены «строить» свое поведение, исходя из действий официальных или фактически господствующих политических или правовых норм и институтов.
В современной социологической и политологической литературе отсутствует
единое мнение относительно теоретического обоснования понятия «политическая оппозиция»; сложность теоретического осмысления термина «оппозиция» усугубляется отсутствием его юридического закрепления. Конституцией РФ в главе «Основы конституционного строя» признаются принципы идеологического, политического и партийного многообразия, а в современном российском законодательстве термин «оппозиция» (по состоянию на начало 2010 г.) использовался лишь в менее чем десятке документов, среди которых нет ни одного, где термин получал бы лингвистическую и юридическую расшифровку и комментирование. Указанное относится даже к таким важнейшим политико-нормативным актам, как постановления Конституционного суда России, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и т.п.
В «Политической энциклопедии» дается, например, следующая трактовка «оппозиции»: «Оппозиция - противодействие, сопротивление определенной политике, политической линии, политическому действию; организация, партия, лицо, выступающее против господства, мнения, права, системы власти, конституции, политической системы в целом»2. В «Социологической энциклопедии» находим следующее определение: «Оппозиция - 1) противодействие, сопротивление определенной политике, политической линии, политическому действию; 2) организация, партия, лицо, выступающее против господствующего мнения правительства, системы власти, конституции, политической системы в целом»3.
Понятно, что здесь однозначное толкование оппозиции, и, более того, данные энциклопедии утверждают, что термин «оппозиция» чаще всего употребляется для характеристики одного из институтов современного парламентаризма.
Широко распространенным является определение, по которому оппозиция - это противостояние различных субъектов политической жизни (социальных групп, классов, общественных движений) государственной власти, которая во внутренней и внешней политике не учитывает и не реализует их интересы4.
Развитие политических институтов и политического процесса на рубеже тысячелетий отнюдь не является и не может быть прямолинейным. Даже самая тиражируемая «западная» модель политических институтов допускает различные национальные варианты и отнюдь не представляет собой чего-то законченного, достигшего состояния завершенности и совершенства.
В сущности, дилемма «государство -партия» всегда имеет противоречия. В истории многих государств есть основные парадигмы решения данной проблемы. С признанием современным конституционным правом политических партий как важнейшего политического правового института положение существенным образом изменилось. Для новых и новейших конституций многих государств характерной чертой стало включение норм, регламентирующих в той или иной форме участие политических партий в процедуре прежде всего формирования правительства.
Россия переживает переходный период, главное содержание которого состоит в трансформации политического процесса и политических институтов в условиях включения нашей страны в мировые гло-бализационные процессы. Поэтому одной из важных теоретических и практических проблем этого переходного периода в истории России (конец ХХ-начало XXI века) выступает построение стабильной и эффективной политической системы, адекватной общемировому политическому развитию, способной сохранить целостность Российского государства и отвечающей как современным нуждам, так и долгосрочным интересам России.
Современная конфигурация российской политической оппозиции начала формироваться с распадом СССР и становлением российской государственности. Однако предпосылки формирования основных направлений современной российской политической оппозиции возникли еще в 1960-80-е гг., в последнюю эпоху советской истории, в виде диссидентского или так называемого правозащитного движения.
В марте 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР и стали легально
№ 2 2010 г.
возникать политические объединения, называвшие себя «партиями».
Необходимо определить, что процессы оформления политических оппозиционных партий проходили прежде всего в центре. Если, скажем, движения различного рода групп появлялись не только в Москве, но и активно множились на периферии, то уже оформление политических партий происходило только в Москве, и уже оттуда эмиссары формировали партийные организации на местах.
Для понимания современной российской политической оппозиции, необходимо определить общие этапы формирования политической партийной системы в России:
1. 1989-1991 гг. - появление первых неформальных объединений, а затем и оппозиционных политических партий, объединенных единой целью - борьбой с КПСС. В это же время происходит формирование политических партий вне КПСС, выступающих в поддержку коммунистической идеологии и сохранения СССР.
2. 1991 г - первая половина 1993 г - период наивысшего влияния либеральных партий.
3. Вторая половина 1993 г. - 1995 г. -резкое снижение влияния либеральных партий, усиление позиций ЛДПР, начало возрождения КПРФ.
4. 1996-1999 гг. - усиление КПРФ на местах, центральная власть контролируется либеральными партиями.
5. 1999-2003 гг. - основное противостояние «левых» и «правых» постепенно меняется соперничеством «левых» КПРФ и центристов («Единство», «Единая Россия»). Происходит снижение влияния КПРФ и усиление позиции «партии власти».
6. С 2004 г.- усиление и контроль «Единой Россией» центральной и региональной власти. Структурные изменения в оппозиционной составляющей.
В связи с этим хотелось бы отметить, что в институциональном разрезе сложно анализировать критерии оппозиционности той или иной партии, прежде всего потому, что даже в Федеральном законе «О политических партиях» нет упоминания об оппозиционности. Поэтому здесь подход, по сути один: есть партия власти, и есть соответственно оппозиционные партии.
В настоящее время, согласно мнению известного политолога В. Гельмана5, произошло «вымирание» оппозиции. Партийные выборы 2003, 2007 годов в полной мере высветили тенденцию к монополизации партийно-политического поля федеральной бюрократией и оттеснению на задний план спонсируемых крупным бизнесом партий. Эта тенденция стала одним из проявлений укрепления федеральной вертикали и наступления на политико-финансовые кланы.
Главными причинами поражения партий, в той или иной степени приближавшихся по своим типологическим характеристикам к классическим и олицетворявших правую и левую оппозицию в партийно-политической системе России, являются неразвитость организационной и региональной инфраструктуры, узость членской базы и партийного актива, ослаблявшие электоральный потенциал данных партий.
Другой причиной, безусловно, стала и новая избирательная система, которая, по сути, привязала оппозиционные партии к очень жестким рамкам поведения. Последние выборы в очередной раз показали, что главной для отечественных партий (как и для их западных аналогов) является функция обретения и удержания политической власти. Несмотря на радикальное изменение своего облика (организационной структуры, методов управления и продвижения и т.д.), партии по-прежнему остаются ключевым инструментом формирования властного истеблишмента и являются важнейшим институтом политической партийной демократии.
Именно выборы в определенной степени влияют на дальнейшее развитие партии и перспективу на 4-5 лет. И мы видим, как после 2003 года произошло явное ослабление позиций всех без исключения оппозиционных партий, и затем все это еще повторилось в 2007 году, как, впрочем, и отсутствие значимых альтернатив на президентских выборах в 2007 и в 2008 годах. По сути дела сложилась такая экспертная оценка. «В нынешней российской политической системе нет оппозиции - как системной, выступающей за смену политических сил, стоящих у власти, так и несистемной, отвергающей сложившиеся правила политической игры»6.
Действительно, на протяжении 1990-х годов политические оппозиции (сначала антикоммунистическая, а затем коммунистическая) оказывали структурирующее воздействие как на «спрос», так и на «предложение» на российском политическом рынке. Но в 2000-е годы они не просто уступили место новым, более «успешным игрокам», а практически исчезли с политической сцены, будучи вытеснены на периферию политического процесса. Хотя оппозиционные партии сохранились как организации со своими лидерами, идеологиями, территориальными структурами и (заметно сузившимися) рядами сторонников, они перестали оказывать существенное влияние как на принятие важнейших политических решений, так и во многом на результаты голосований на федеральных и региональных выборах. Ко второй половине 2000-х годов можно констатировать, что, хотя политическая оппозиция в России существует как социальный феномен, она перестала играть роль значимого политического актора.
Данный феномен обусловлен комплексом институциональных и социально-политических причин. Одна из них - это недостаточное дистанцирование оппозиционных партий от официальной политики, что привело к «неотличимости» оппозиции. Другая - институциональный дизайн современного Российского государства, делающий центральным местом политической конкуренции пост президента, а не парламент. В результате партия или коалиция, достигшая успеха на думских выборах, но потерпевшая неудачу на президентских, оказывается в глазах избирателей «слабой», неспособной реализовать свою программу и теряет свой электорат.
Значимые аспекты взаимоотношений лежат в различных плоскостях. Прежде всего это, безусловно, связано с реальными отношениями в рамках политической структуры общества, практического участия в органах власти. В последние годы заметно усилились тенденции к объединению усилий политических партий, общественных организаций и государственных структур в решении общественно полезных задач на федеральном уровне, появилась потребность взаимного ин-
формирования, совместного приложения сил в различных сферах. Приобрел новое звучание вопрос о взаимодействии института власти различных уровней с политическими партиями.
С одной стороны, власть, как показывает практика, не расположена активно содействовать формированию полноценной партийной системы, которая, как это делается в цивилизованных демократических странах, обеспечивала бы партийный контроль над властными структурами. С другой - именно властные структуры прилагают немалые усилия, чтобы «прибрать к рукам» в ущербной российской демократии еще не окрепшие политические партии. В этом плане, как показывают результаты изучения проблемы, российские власти как на федеральном, так и на региональном уровнях действуют довольно активно.
Бесспорно, в условиях современного российского парламентаризма стала более значимой роль фракций. Сохранились полномочия лидеров в формировании списка, а следовательно, сохранилось решающее влияние в определении политической позиции инструкций по голосованию, распределению депутатов по комитетам и т. д. Фракционный механизм обеспечивает сплоченность фракции при голосовании,позволяет заблаговременно выработать и согласовать позиции. Принадлежность депутата к фракции предопределяет модель его поведения, отличающуюся гораздо большей организованностью и предсказуемостью.
Выводы. 1. Политические партии (правящая и ведущие оппозиционные) в современном российском обществе по-прежнему остаются значимыми субъектами политического процесса. Ключевую роль в политической жизни все более начинают играть определившиеся системные силы - «партия власти» и оппозиция, на основе взаимодействия которых и происходит в последнее время формирование некоего подобия «двухпартийной» системы, в орбиту которой оказываются вовлеченными не только партийные, но и корпоративные (отраслевые, региональные и прочие) интересы.
№ 2 2010 г.
2. На данном этапе стоит задача закрепить достигнутое путем надлежащей правовой институциализации политического процесса, преодоления серьезных правовых пробелов в сфере регулирования вопросов этих взаимоотношений, разработки и внедрения в политическую практику правовых норм, способных направить развитие многопартийности в парламентское русло, подчинить деятельность партий и органов власти нормам и принципам демократии.
3. В настоящее время партии и власть имеют большие возможности для постепенной трансформации в более ответственную модель функционирования. Для этого необходимо сочетание нескольких факторов: прежде всего желание и политическая воля власти работать со всеми партиями как элементом гражданского общества и реальная деятельность партий не ради самосуществования, а для разрешения существующих проблем в обществе.
4. Наконец, необходимо отметить, что политический процесс и институциональная трансформация в России как на федеральном, так и на региональном уровнях не могут идти в отрыве от процесса политической глобализации мира. Реальное
продвижение России по пути интеграции в глобальный мир связано в первую очередь с осуществлением таких первостепенных шагов, как дальнейшее вхождение в международные политические, торговые и экономические организации и налаживание конструктивных политических отношений с различными государствами. При этом эффективная трансформация политического процесса и политических институтов в России в условиях политической глобализации мира может совершиться лишь при опоре на существующие в российском обществе традиции.
1 Шаран П. Сравнительная политология. М.: Прогресс, 1992. С. 105.
2 Политическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2 / Рук. проекта Т.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. С. 81.
3 Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2 / Рук. проекта Т.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. С. 109.
4 Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1995. С. 21.
5 Гельман В. Перспективы доминирующей партии в России // Pro of Contra. 2006. Т. 10. С. 62-71.
6 Гельман В. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид / В. Гельман // Полис. 2004. № 4. С. 53.