Научная статья на тему 'Оппозиционные механизмы в развитии ассоциативных связей текстовых единиц'

Оппозиционные механизмы в развитии ассоциативных связей текстовых единиц Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЛОВНЫЕ АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ / INTER WORD'S ASSOCIATIVE LINKS / ТЕКСТОВАЯ ЕДИНИЦА С АКТУАЛИЗИРУЕМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ (ГОЛОГРАММА) / ТЕКСТОВАЯ ЕДИНИЦА С АКТУАЛИЗИРУЮЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ (СТИМУЛЯТОР) / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / HOLOGRAM / STIMULATOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Виктория Михайловна

В статье анализируются особенности ассоциативных механизмов в развитии семантики слов; определяется их роль в процессе формирования семантического потенциала единиц языка и текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oppositional Mechanisms in the Development of Associative Links between Text Units

The article deals with the analysis of the features of the associative methods in the development of the words’ meaning; determines the part of the methods in the process of forming of the semantic potention of language’s units and text.

Текст научной работы на тему «Оппозиционные механизмы в развитии ассоциативных связей текстовых единиц»

Lingua mobilis №3 (29), 2011

ОППОЗИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В РАЗВИТИИ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ТЕКСТОВЫХ ЕДИНИЦ

В. М. Швецова

В статье анализируются особенности ассоциативных механизмов в развитии семантики слов; определяется их роль в процессе формирования семантического потенциала единиц языка и текста.

Ключевые слова: межсловные ассоциативные связи, текстовая единица с актуализируемым значением (голограмма), текстовая единица с актуализирующим значением (стимулятор), моделирование.

В настоящее время проблема актуализации системы ассоциативных ресурсов в отношении различных уровней языка вызывает у лингвистов наибольший интерес. В условиях текстовой репрезентации она выполняет особую роль. Ассоциации и возникающие на их основе связи принимают активное участие в моделировании текстовой семантики слова.

По нашему мнению, в данном процессе принимают участие два типа единиц: текстовая единица с актуализируемым значением (т.е. голографическая единица; именно ее содержание расширяется) и текстовая единица с актуализирующим значением (т.е. стимулятор, на основе которого развивается новое содержание) [8. С. 205-206]. Следовательно, характер возникающих между ними ассоциативных связей определяется нами как межсловный. Они могут устанавливаться на основе оппозиционных отношений, семантически определяющих связь между вещами, признаками и пр.

То есть в значении одной из указанных единиц репрезентируется положительное содержание, в другой - отрицательное. Таким образом «фиксируются» крайние точки (или информационные пределы) существования одного и того же предмета, признака и пр. или результаты их проявлений. Следовательно, при установлении ассоциативных связей между такими информационно разноплановыми компонентами появляется больше возможностей (много общих точек пересечения в значениях) для формирования на их основе расширенной текстовой семантики голограммы.

Более детально данный процесс формирования указанного типа межсловных ассоциативных связей, на основе которых впослед-

90

Языкознание

ствии развивается текстовая семантика голограммы, можно рассмотреть на следующем примере.

Во всем облике бабушки было нечто религиозное, не ханжески-богомольное, не иступленное, а проникновенно-религиозное, спокойное, даже отрешенное [7. С. 54].

В данном тексте значение голограммы нечто религиозное значительно шире того, что представлено в рамках словарных дефиниций. Ср.: религиозный - «верующий» [4. С. 626]; «обряд веры; верующий, твердый в вере» [3. С.90 - 91]; нечто - «что-либо, что-то, что-нибудь, чтобы ни было; кое-что, несколько, одна часть» [2. С. 561]; «что-то (в перен. знач. нечто удивительное)» [4. С. 367].

По нашему мнению, содержание исследуемой текстовой единицы актуализируется за счет взаимодействия стимуляторов не ханжески-богомольное, не иступленное, проникновенно-религиозное, спокойное, даже отрешенное. Следует отметить, что данные единицы делят смысловое поле текста на два вертикальных информационных участка, в которых репрезентируется противоположная семантика. Грамматически это выражается при помощи противительного союза а и отрицательной частицы не. Первый информационный участок: нечто религиозное - не ханжески-богомольное - не иступленное; второй информационный участок: нечто религиозное - а проникновенно-религиозное - а спокойное - даже отрешенное.

В первом информационном участке возникают ассоциативные связи, основанные на оппозиционных отношениях, которые определяют связь между признаками. В тексте изначально констатируется, что понятие нечто религиозное устанавливается через стимуляторы ханжеское, богомольное, иступленное (по нашему мнению, в данном случае единицы нужно рассматривать как текстуальные синонимы). Именно это содержание противопоставляется в значении голограммы (в качестве установленного факта) во втором информационном участке. Следовательно, стимуляторы семантически определяют предельные точки проявлений признаков одного понятия, фиксируя оппозиционную связь между ними. Ср.: отрицательная оценка понятия: нечто религиозное - ханжеское; ханжески-богомольное; иступленное; положительная оценка понятия: нечто религиозное -проникновенно-религиозное; спокойное; даже отрешенное.

В первом информационном участке взаимодействуют стимуляторы ханжеский, богомольный, иступленный, формируя на основе собственного содержания расширенное значение 1: ханжеский -

91

Lingua mobilis №3 (29), 2011

см. ханжа - «крайний лицемер» [4. С. 808]; «притворно набожный, лицемерный» [3. С. 542]); богомольный - «набожный» [6. С. 162]; «прилежно и часто молящийся; исполняющий все внешние обряды церкви; искренне молящийся, богобоязненный» [1. С. 104]. Следовательно, ханжески-богомольный - «притворно молящийся; но фанатично исполняющий обряды церкви с какой-то целью (личной, как правило, корыстной)»; иступленный - «фанатичный, свирепый; страстный сверх меры, выходящий за пределы рассудительного» [2. С. 36]. Таким образом, в границах первого участка актуализируется информация, связанная с обманом, ложью, подлостью, безрассудством. Следовательно, сформированное на ее основе расширенное значение 1 имеет следующий вид: «чувство, разрушающее в человеке истинную веру, подрывающее ее нравственные основы».

Во втором информационном участке значение голограммы нечто религиозное актуализируется за счет взаимодействия стимуляторов проникновенно-религиозное, спокойное, даже отрешенное. В опоре на их семантическое развитие формируется базовое значение 2: проникновенный - «с большим внутренним убеждение, волнующе искренний» [4. С. 566]; следовательно, проникновенно-религиозный

- «истинно верующий; имеющий веру в своей душе»; спокойный

- «находящийся в состоянии покоя, лишенный тревог; ведущий себя тихо, не беспокоящий; не раздражающий, мягкий» [4. С. 702]; «тихий, кроткий, миролюбивый; не тревожный, не взволнованный, ничем не возмущенный» [3. С. 294]; отрешенный - «отчужденный, проникновенный» [4. С. 431]; «отделившийся; исключенный» [3. С. 753]. Следует отметить, что наречие даже, входящее в состав стимулятора, усиливает данное семантическое направление: не просто отчужден от кого-то или чего-то кем-то другим, а отчужденный до предела (по своему желанию), от всего, что мешает его духовной свободе. Из всего вышеизложенного следует, что при участии системы стимуляторов в расширенном значении 2 реализуется следующая семантика: «внутреннее ощущение душевного покоя».

Таким образом, сформированные стимуляторами значения 1-2 разделяют лексико-семантическое поле голограммы нечто религиозное на две противоположных информационных зоны: не сумевший понять и принять истину в своей душе озлобляется на всех; он мечется в своем безрассудстве (через значение 1) — постигший истинную веру спокоен, лишен тревог; он духовно отчужден от пороков несовершенного материального мира; он находится в гармонии с собственным внутренним миром (через значение 2).

92

Языкознание

Следовательно, в формирование текстовой семантики голограммы оказывается вовлеченной система ассоциативных отношений, семантически определяющая связи между признаками, которые зафиксированы в значениях 1-2. То есть нечто религиозное - «озаряющее светом, нравственном чистотой; истинно святое».

Необходимо отметить, что в тексте есть единицы, непосредственно не принимающие участие в процессе семантического развития данной голограммы, но подтверждающие ее расширенное значение: бабушка и облик. Образ бабушка в человеческом сознании ассоциируется с обожанием внуков: в ее глазах всегда светится, озаряя все вокруг, вселенская любовь и доброта.

Слово облик («оклад и черты лица, общность вида и выражения лица» [2. С. 596]) в условиях смыслового поля данного текста ассоциируется с понятием святой лик. Ср.: святой — «духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения. Святые делятся церковью на лики, разряды» [3. С. 160]; лик - «лицо, облик, об-личие; выражение лица; образ» [2. С. 252]; «лицо человека (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах» [5. С. 297]).

Кроме того и в семантическом плане между ними прослеживается определенная близость: «лицо или образ кого-то». Следовательно, в смысловом поле данного текста у единицы облик доминантным является следующее значение: «нравственно и духовно чистый образ; лицо человека, излучающего свет, любовь и вселяющего веру (так на иконах изображены лики святых)». Единицы бабушка и облик, опираясь на собственные содержательно-ассоциативные ресурсы, поддерживают сформированную стимуляторами текстовую семантику голограммы нечто религиозное: «нравственно и духовно чистое, поражающее святостью, но поистине человечное, а не сверхъестественное; озаряющее все вокруг верой, истиной».

Определяемый нами тип межсловных ассоциативных связей возникает в результате взаимодействия единицы с актуализируемым значением и стимуляторов на базе оппозиционных отношений, семантически определяющих связь между вещами, признаками и пр. Голограмма в процессе функционирования, опираясь на подобную систему ассоциативных представлений и связей, формирует собственную расширенную семантику.

93

Lingua mobilis №3 (29), 2011

Список литературы

1. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. И. Даль. - М. : Рус. яз. - Медиа, 2003. - Т. 1: А - З,

2003. - 699 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. И. Даль. - М. : Рус. яз. - Медиа, 2003. - Т. 2: И - О. -2003. - 799 с.

3. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. И. Даль. - М. : Рус. яз.

- Медиа, 2003. - Т. 4: Р - У. - 2003.

- 688 с.

4. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь: Около 35000 слов:70000 словосочетаний [Текст] / В.В. Лопатин. - 7-е изд.

- М. : Рус.яз., 2001. - 877 с.

5. Ожегов, С. М. Словарь русского языка: ок. 57000 слов [Текст] /

С.М. Ожегов. - Изд. 11, стереотип. - М. : Рус.яз., 1975. - 847 с.

6. Толковый словарь русского языка. Т.1 [Текст] /под ред. Д.Н. Ушакова. - М. : Астрель: АСТ, 2000. - 748 с.

7. Рыбаков. А. Тяжелый песок [Текст] /А. Рыбаков. - М. : Изд-во «Известие», 1981. - 331 с.

8. Швецова. В. М. Лексико-ассоциативные ресурсы текстовых единиц [Текст] / В.М. Швецова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. № 1 (11). - Волгоград : ВолГУ, 2010. - С. 205-210.

List of literature

1. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' ve-likorusskogo jazyka: V 4t. [Tekst] / V. I. Dal'. - M. : Rus. jaz. - Media, 2003. - T. 1: A - Z, 2003. -699 s.

2. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' ve-likorusskogo jazyka: V 4t. [Tekst] / V. I. Dal'. - M. : Rus. jaz. - Media, 2003. - T. 2: I - O. - 2003.

- 799 s.

3. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' ve-likorusskogo jazyka: V 4t. [Tekst] / V. I. Dal'. - M. : Rus. jaz. - Media, 2003. - T. 4: R - Y. - 2003.

- 688 s.

4. Lopatin, V. V. Russkij tolkovyj slovar': Okolo 35000 slov:70000 slovosochetanij [Tekst] / V.V. Lopatin. - 7-e izd. - M. : Rus.jaz.,

2001. - 877 s.

5. Ozhegov, S. M. Slovar' russkogo jazyka: ok. 57000 slov [Tekst] /

5. M. Ozhegov. - Izd. 11, stereotip.

- M. : Rus.jaz., 1975. - 847s.

6. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. T.1 [Tekst] /pod red. D.N. Ushakova. - M. : Astrel': AST, 2000.

- 748 s.

7. Rybakov. A. Tjazhelyj pesok [Tekst] /A. Rybakov. - M. : Izd-vo «Izvestie», 1981. - 331 s.

8. Shvecova. V. M. Leksiko-asso-ciativnye resursy tekstovyh edinic [Tekst] / V.M. Shvecova // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2. Jazykoz-nanie. № 1 (11). - Volgograd : Vol-GU, 2010. - S. 205-210.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.