Научная статья на тему 'Оппортунистические инфекции у больных туберкулёзом лёгких'

Оппортунистические инфекции у больных туберкулёзом лёгких Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
118
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шибанов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оппортунистические инфекции у больных туберкулёзом лёгких»

АДАПТАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ КАРДИОВАСКУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Широлапов И.В., Пятин В.Ф., Лавров О.В., Горбачев Д.О.

Самарский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии, кафедра общей гигиены, г. Самара

Аннотация. В работе исследованы особенности реакций кардиоваскулярной системы студентов (n=203) в условиях воздействия экзаменационного стресса. Установлен симпатикотонический характер вегетативных ответов двух категорий: с устойчивым ростом вегетативного индекса Кердо (у 53% испытуемых в нашем исследовании) и без устойчивого роста вегетативного индекса Кердо (у 47% студентов).

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, вегетативный индекс Кердо.

Воздействие стрессорных факторов вызывает изменение параметров функциональной активности физиологических систем организма, в том числе различные адаптивные изменения в сердечно-сосудистой системе. В период экзаменационной сессии у студентов могут регистрироваться выраженные изменения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы [1, 3]. Целью настоящего исследования было изучить особенности реакций кардиоваскулярной системы человека в условиях воздействия экзаменационного стресса. Исследование выполнено на группе молодых условно здоровых добровольцев (стартовая группа испытуемых включала 203 человека - студентов медицинского вуза). Группу контрольных данных составили результаты предварительного обследования испытуемых вне экзаменационной сессии. В перечень регистрируемых вегетативных реакций входило измерение систолического и диастолического артериального давления, определение частоты сердечных сокращений и вегетативного индекса Кердо. На уровне средних значений отклонений определяемых показателей вегетативных реакций студентов после экзамена от таковых до экзамена достоверных изменений выявлено не было. В связи с этим авторами были изучены частоты встречаемости отклонений и диапазонов анализируемых отклонений у студентов до и после экзамена от контрольных значений, полученных до экзаменационной сессии у тех же студентов. Согласно результатам исследования, характер отклонения от контроля уровней систолического и диастолического артериального давления примерно одинаков и сдвинут в сторону повышения. Для систолического артериального давления частота регистрации сдвигов до и после экзамена составляет, соответственно, 30% и 35%, а диастолического - 50% и 44%. Повышение уровней артериального давления при экзаменационном стрессе отмечалось не у всех студентов, при этом степень отклонения систолического была относительно невелика (у трети студентов), но носила устойчивый характер. При этом увеличение диастолического артериального давления отмечено в большем количестве случаев (у половины студентов) и только в 6% случаев носило транзиторный характер, быстро восстанавливаясь после экзамена. Увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у 66% студентов и носило довольно стабильный характер, поскольку практически не снижалось после экзамена. Согласно результатам нашего исследования, при оценке экзаменационного стресса по показателям вегетативных реакций необходимо ориентироваться на отклонения вегетативного индекса Кердо (р<0,05 для частоты встречаемости и степени отклонения вегетативного индекса Кердо у студентов до и после экзамена). Повышение вегетативного индекса Кердо свидетельствует о преобладании симпатикотонического характера ответных кардиоваскулярных реакций у студентов. Устойчивый рост вегетативного индекса Кердо до экзамена и после экзамена, определенный на индивидуальном уровне, наблюдался у 53% студентов. Таким образом, вегетативные реакции при стрессе можно разделить на две категории: с устойчивым ростом вегетативного индекса Кердо (у 53% испытуемых в нашем исследовании) и без устойчивого роста вегетативного индекса Кердо (у 47% студентов). В заключение следует отметить, что длительное и предельное по силе психоэмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического (в большинстве случаев) или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию транзиторных состояний, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций кардиоваскулярной системы на стресс [1, 2].

Литература:

1. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс. 1992. - 165 с.

2. Isowa T., Ohira H., Murashima S. Immune, endocrine and cardiovascular responses to controllable and uncontrollable acute stress // Biol. Psychol.- 2006.-Vol.71.N2.- P.202-213.

3. McEwen B.S. Physiology and Neurobiology of Stress and Adaptation: Central Role of the Brain // Physiol. Rev.- 2007.- Vol.87.- Р.873-904.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

7. Сборник научных тезисов и

8. Сборник научных тезисов и

9. Сборник научных тезисов и

10. Сборник научных тезисов и

11. Сборник научных тезисов и

12. Сборник научных тезисов и

13. Сборник научных тезисов и

14. Сборник научных тезисов и

статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование

в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.