Научная статья на тему 'Опорные конспекты как средство повышения качества образования'

Опорные конспекты как средство повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3577
804
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опорные конспекты как средство повышения качества образования»

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ.

С.А. ГЛАЗУНОВ

Опорный конспект - любая наглядная конструкция, которая состоит из обозначений расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию. Содержание опорного конспекта - информация, считываемая с опорного конспекта. Текст опорного конспекта - совокупность обозначений составляющих опорный конспект. Ключевые слова - понятия, составляющие смысловую основу содержания опорного конспекта.

Преподаватели относятся к использованию опорных конспектов по - разному. Одни полагают, что опорные конспекты - оптимальное средство решения чуть ли не всех проблем гуманитарного образования, другие считают, что работа с конспектами ведет к схематизации знаний и представлений, что подобные способы передачи информации неприемлемы в преподавании гуманитарных предметов. При этом и приверженцы, и противники опорных конспектов непременно связывают саму идею конспектов с методической системой В. Ф. Шаталова. И вполне естественно, что те кому не нравится эта система, отвергают и саму идею опорного конспекта, сторонники же шаталовской методики, как правило, абсолютизируют роль конспектов в усвоении учебного материала и переоценивают возможности работы с опорным конспектом.

А между тем опорный конспект совсем не обязательно должен выглядеть именно так, как у В. Ф. Шаталова. Использование конспектов возможно в рамках различных методических систем.

Хотя при всех видимых достоинствах данная система имеет и определенные недостатки. Использование опорных конспектов трактуется как проявление творческой педагогики, но при этом преподавателю навязываются алгоритмы работы. Очень часто опорный конспект, призванный быть наглядной конструкцией, позволяющей быстро передать и воспринять информацию, превращается в запутанную шараду. С помощью опорного конспекта пытаются решить задачи, которые таким образом решать невозможно или нецелесообразно.

Преодоление этих противоречий способно сделать работу с опорным конспектом приемлемой и эффективной для каждого преподавателя. Следует только определиться, как же должен выглядеть и использоваться опорный конспект.

Прежде всего, следует четко обозначить сферу применения опорного конспекта, главное и бесспорное достоинство которых - эффективная передача информации. Опорный конспект необходимо применять по прямому назначению, не приписывая ему свойств универсального средства обучения. Работающий с опорным конспектом преподаватель сознательно допускает явное преобладание иллюстративно -объяснительного изложения материала. Необходимо также иметь в виду, что опорный конспект должен быть не только лаконичным, структурированным, выразительным, но и динамичным, многоуровневым.

Опорный конспект нужен не сам по себе, а для того, чтобы передать определенное содержание. Поэтому единого алгоритма работы с опорным конспектом при изучении различных тем, при преподавании в различных группах на разных специальностях быть не может. Варианты использования опорного конспекта определяются склонностями преподавателя, уровнем

подготовки группы, а так же задачами, которые ставит преподаватель.

Итак, для того, чтобы опорный конспект стал эффективным методическим средством,

необходимо изменить саму концепцию конспекта. Опорный конспект должен быть опорной, наглядной конструкцией, которая содержит сигналы, помогающие быстро извлечь информацию из памяти. Важно чтобы основа опорного конспекта была понятна каждому с первого взгляда, а сигналы легко воспринимались теми, кто их использует, облекает в слова.

Одним из важнейших принципов опорного конспекта должна быть его читаемость. Другой принцип, который обязательно нужно учитывать в опорном конспекте - динамичность. Чтобы показать события и явления в развитии, чтобы изобразить процессы, необходимо использовать обозначения, передающие характер действий и отношений. Следующий принцип -

многоуровневость. Традиционные конспекты внутренне ограничены, в предлагаемой же системе каждый из конспектов можно развернуть, написав дополнительные опорные конспекты к отдельным обозначениям или смысловым блокам.

Не менее важным звеном в работе с опорным конспектом - является составление формулы темы. Формула предлагается преподавателем или выводится учащимися самостоятельно по мере усвоения содержания по следующей схеме:

а) выделение от 3 до 10 ведущих понятий;

б) соотнесение выделенных понятий с обозначениями;

в) определение главного понятия, определяющего основную идею темы;

г) размещение обозначений или слов вокруг главного.

Формула должна быть выразительной, броской, яркой.

Еще одной составляющей опорного конспекта являются Ключевые слова.

Список ключевых слов может служить подробным планом, а при необходимости слова уточняются и трансформируются в понятия.

И в заключении о системе работы с опорным конспектом. Как правило, она делится на два основных этапа:

1) Работа в аудитории под непосредственным руководством преподавателя, по ходу усвоения нового материала.

2) Дома во время самостоятельной работы с конспектом, когда он расширяется, раскрывается, дополняется новыми ключевыми словами и понятиями.

В свою очередь на первом этапе выделяют несколько стадий работы с опорным конспектом:

а) постановка целей, задач, усвоение обозначений.

б) определение основных элементов опорного конспекта. Составление конспекта по ходу объяснения нового материала.

в) работа с ключевыми словами.

г) составление формулы конспекта.

Это только приблизительная схема работы, в которую каждый преподаватель может вносить свои изменения и поправки. Характер использования опорного конспекта определяется как спецификой его содержания, так и особенностями личности преподавателя, студентов. Если творческой деятельности учащихся предшествует систематическое изложение материала на основе опорного конспекта, мы сможем достичь несколько важнейших целей образования: обеспечить усвоение минимума информации и создать условия для самостоятельной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.