Научная статья на тему 'ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛХОЗОВ В 1930-1960-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ)'

ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛХОЗОВ В 1930-1960-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛХОЗ / КОЛХОЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КОЛХОЗНОЕ КРЕСТЬЯНСТВО / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА / ТРУДОДЕНЬ / ОПЛАТА ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / COLLECTIVE FARM / COLLECTIVE FARM PRODUCTION / COLLECTIVE FARM PEASANTRY / COLLECTIVE FARM CHAIRMAN / WORKDAY / REMUNERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изюмова Лариса Владимировна

Актуальность и цели . На протяжении 1930-1960-х гг. в ходе развития колхозного строя вносились серьезные коррективы в оплату труда колхозников. Цель работы - проследить эволюцию в оплате труда руководителей колхозов. Изучение данного вопроса позволяет проанализировать политику государства в отношении различных категорий колхозного крестьянства, осветить некоторые аспекты взаимоотношений колхозной верхушки и рядовых колхозников. Материалы и методы . Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Российского государственного архива экономики, Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Вологодской области, Вологодского областного архива новейшей политической истории. Особое место занимают опубликованные нормативно-правовые акты и материалы статистики. Методология исследования построена на принципах системного подхода в рассмотрении вопросов истории советского общества. Методологический потенциал включает сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет сопоставить размеры оплаты труда различных категорий колхозников Европейского Севера России, и статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с изучением материального положения населения. Результаты . Исследована эволюция форм и механизмов оплаты труда руководителей колхозов в 1930-1960-е гг., проведено сопоставление их материального положения с другими категориями колхозников. Уделено внимание проблеме взаимоотношения внутри колхозного социума, в том числе связанной с вопросами оплаты труда различных категорий колхозников. Выводы . Система оплаты труда колхозных руководителей отличалась от оплаты труда рядовых колхозников. Председатели колхозов гораздо раньше других категорий колхозников получили сначала гарантированную оплату в трудоднях, а затем были переведены на денежную оплату. К концу 1960-х гг. происходило приближение оплаты труда в колхозах к уровню и формам, сложившимся на государственных, прежде всего сельскохозяйственных, предприятиях. Сохранялась почва для недовольства колхозников своим материальным и статусным положением, так как уровень заработной платы работников сельского хозяйства значительно отставал от уровня заработной платы в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE FARMS MANAGERS’ REMUNERATION IN THE 1930-1960S (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA)

Background . During the 1930s and 1960s, during the development of the collective farm system, serious adjustments were made to the remuneration of collective farmers. The aim of the work is to trace the evolution in the remuneration of heads of collective farms. The study of this issue allows us to analyze the policy of the state in relation to various categories of collective farm peasantry, to highlight some aspects of the relationship between the collective farm elite and ordinary farmers. Materials and methods . The realization of research objectives has been achieved through usage of documents retrieved from the collection of the Russian state archive of economy, State archive of the Russian Federation, the State archive of Vologda region, Vologda regional archive of recent political history. Special attention is given to the published legal acts and statistical materials. The methodology of the study is based on the principles of a systematic approach to the consideration of the history of Soviet society. Methodological potential includes: comparative-historical method, the use of which allows to compare the remuneration of different categories of collective farmers of the European North of Russia; statistical method, the importance of which is obvious for the analysis of data related to the study of the financial situation of the population. Results . The evolution of forms and mechanisms of remuneration of collective farm managers in the 1930-1960s is investigated, and their financial situation is compared with other categories of collective farmers. Attention is paid to the problem of relations within the collective farm society, including those related to the issues of the remuneration of various categories of collective farmers. Coclusions . The system collective farms managers’ remuneration differed from the remuneration of ordinary farmers. Chairmen of collective farms much earlier than other categories of collective farmers received first guaranteed payment in workdays, and then were transferred to cash payment. By the end of 1960-ies there was an approximation of wages in collective farms to the level and forms prevailing in the state, primarily agricultural, enterprises. There was still discontent of collective farmers of their financial status position, as the wages of agricultural workers lagged far behind the level of wages in industry.

Текст научной работы на тему «ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛХОЗОВ В 1930-1960-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ)»

УДК 94(47).084

Б01 10.21685/2072-3024-2020-2-7

Л. В. Изюмова

ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛХОЗОВ В 1930-1960-е гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ)

Аннотация.

Актуальность и цели. На протяжении 1930-1960-х гг. в ходе развития колхозного строя вносились серьезные коррективы в оплату труда колхозников. Цель работы - проследить эволюцию в оплате труда руководителей колхозов. Изучение данного вопроса позволяет проанализировать политику государства в отношении различных категорий колхозного крестьянства, осветить некоторые аспекты взаимоотношений колхозной верхушки и рядовых колхозников.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Российского государственного архива экономики, Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Вологодской области, Вологодского областного архива новейшей политической истории. Особое место занимают опубликованные нормативно-правовые акты и материалы статистики. Методология исследования построена на принципах системного подхода в рассмотрении вопросов истории советского общества. Методологический потенциал включает сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет сопоставить размеры оплаты труда различных категорий колхозников Европейского Севера России, и статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с изучением материального положения населения.

Результаты. Исследована эволюция форм и механизмов оплаты труда руководителей колхозов в 1930-1960-е гг., проведено сопоставление их материального положения с другими категориями колхозников. Уделено внимание проблеме взаимоотношения внутри колхозного социума, в том числе связанной с вопросами оплаты труда различных категорий колхозников.

Выводы. Система оплаты труда колхозных руководителей отличалась от оплаты труда рядовых колхозников. Председатели колхозов гораздо раньше других категорий колхозников получили сначала гарантированную оплату в трудоднях, а затем были переведены на денежную оплату. К концу 1960-х гг. происходило приближение оплаты труда в колхозах к уровню и формам, сложившимся на государственных, прежде всего сельскохозяйственных, предприятиях. Сохранялась почва для недовольства колхозников своим материальным и статусным положением, так как уровень заработной платы работников сельского хозяйства значительно отставал от уровня заработной платы в промышленности.

Ключевые слова: колхоз, колхозное производство, колхозное крестьянство, председатель колхоза, трудодень, оплата труда, заработная плата.

© Изюмова Л. В., 2020. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

L. V. Izyumova

COLLECTIVE FARMS MANAGERS' REMUNERATION IN THE 1930-1960s (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA)

Abstract.

Background. During the 1930s and 1960s, during the development of the collective farm system, serious adjustments were made to the remuneration of collective farmers. The aim of the work is to trace the evolution in the remuneration of heads of collective farms. The study of this issue allows us to analyze the policy of the state in relation to various categories of collective farm peasantry, to highlight some aspects of the relationship between the collective farm elite and ordinary farmers.

Materials and methods. The realization of research objectives has been achieved through usage of documents retrieved from the collection of the Russian state archive of economy, State archive of the Russian Federation, the State archive of Vologda region, Vologda regional archive of recent political history. Special attention is given to the published legal acts and statistical materials. The methodology of the study is based on the principles of a systematic approach to the consideration of the history of Soviet society. Methodological potential includes: comparative-historical method, the use of which allows to compare the remuneration of different categories of collective farmers of the European North of Russia; statistical method, the importance of which is obvious for the analysis of data related to the study of the financial situation of the population.

Results. The evolution of forms and mechanisms of remuneration of collective farm managers in the 1930-1960s is investigated, and their financial situation is compared with other categories of collective farmers. Attention is paid to the problem of relations within the collective farm society, including those related to the issues of the remuneration of various categories of collective farmers.

Coclusions. The system collective farms managers' remuneration differed from the remuneration of ordinary farmers. Chairmen of collective farms much earlier than other categories of collective farmers received first guaranteed payment in workdays, and then were transferred to cash payment. By the end of 1960-ies there was an approximation of wages in collective farms to the level and forms prevailing in the state, primarily agricultural, enterprises. There was still discontent of collective farmers of their financial status position, as the wages of agricultural workers lagged far behind the level of wages in industry.

Keywords: collective farm, collective farm production, collective farm peasantry, collective farm chairman, workday, remuneration, remuneration.

Оплата труда колхозного крестьянства в период 1930-1960-х гг. имела ряд особенностей. Во-первых, вплоть до конца 1950-х гг. подавляющее большинство колхозников было лишено гарантированной заработной платы и было ориентировано на распределение продукции по трудодням после получения урожая, при условии выполнения всех обязательств перед государством, оплаты натурой работы МТС по договорам и создания обязательных колхозных фондов. Во-вторых, материальное положение различных категорий колхозного социума не являлось однородным и во многом определялось статусным, профессиональным положением членов колхоза. В данной статье анализируются изменения в оплате труда колхозных руководителей в 1930-1960-е гг.

Экономическое положение колхозной верхушки отличалось тем, что оплата труда этого слоя практические с момента образования колхозов была выше оплаты труда основной массы рядовых колхозников. В начале 1930-х гг. работа председателя колхоза оплачивалась в трудоднях: решением общего собрания устанавливалось фиксированное количество трудодней в месяц. Как правило, размер оплаты зависел не от производственных показателей, а от размеров общественного хозяйства. Так, постановление Наркомзема СССР от 28 февраля 1933 г. установило, что председатели крупных колхозов должны получать по два трудодня в день, а небольших колхозов (с числом хозяйств от 25 до 50) - по 1,75 трудодня в день [1, л. 2]. Решением Наркомзема СССР от 25 января 1934 г. было установлено, что в небольших колхозах, где образованы одна-две бригады, председатель колхоза одновременно исполняет обязанности бригадира. В этом случае он получал оплату труда как бригадир и дополнительно ему начислялось 10-12 трудодней в месяц за работу председателя колхоза [1, л. 3].

Отметим, что вопрос о механизме и размере оплаты труда колхозных руководителей являлся больным вопросом и для самих председателей колхозов, и для земельных органов. В апреле 1935 г. эта проблема обсуждалась в Москве на специальном совещании по вопросу оплаты труда председателей колхозов. Открывая совещание, работник Наркомзема СССР Володкович заявил, что «оплата председателя колхоза не всегда соответствует тем требованиям, которые ставятся перед ним как руководителем крупного хозяйства. <...> Нужно повысить авторитет председателя и создать ему материальные условия с тем, чтобы председатели колхозов не бежали, как это имеет место в отдельных колхозах. Есть случаи, когда председатели колхозов отказываются работать только потому, что материальные условия работы их не удовлетворяют.». Перед участниками совещания ставилась задача «обсудить эти вопросы, вскрыть имеющиеся недостатки и найти правильное решение» [1, л. 5, 6]. В ходе обсуждение предлагались различные варианты оплаты труда председателей колхозов. Например, предлагалось ввести гарантированный минимум оплаты (т.е. учесть опыт оплаты труда механизаторов), начислять трудодни в зависимости от доходности колхоза и т. п. При подведении итогов работы совещания было заявлено, что оплата труда должна производиться трудоднями, чтобы председатель колхоза был заинтересован в повышении стоимости трудодня. В то же время признавалось, что «какую-то гарантию председателю нужно дать, но не в направлении минимальной гарантийной стоимости трудодня, а в определенной ставке в месяц. При всех условиях стоимости трудодня он должен получать известный гарантийный минимум деньгами, т.е. месячную ставку» [1, л. 173].

В некоторых колхозах страны уже в середине 1930-х гг. были введены ежемесячные денежные доплаты председателям, хотя такой порядок не приветствовался районными, областными и особенно центральными властями. В колхозах Вологодской области, например, в конце 1930-х гг. размер доплаты составлял от 20 до 45 руб. в месяц [2, л. 11]. В отдельных колхозах помимо ежемесячной денежной доплаты председателю вводились фиксированная выдача сельскохозяйственной продукции (например, по одному литру молока в день) и бесплатное пользование жильем.

Многие председатели не были довольны размерами оплаты в колхозах, поэтому искали возможность подсобных заработков: работали на лесозаготовках, занимались кустарными промыслами и т.п. В свою очередь районные и областные руководители были обеспокоены тем, что председатели колхозов часто отвлекались от своей основной работы по руководству общественным хозяйством. В докладной записке Вологодского обкома партии в ЦК (1939) сообщалось, что работа председателя на лесозаготовках в период осенне-зимнего сезона приводила к тому, что колхоз оставался длительное время без руководства, а это затрудняло проведение зимовки и подготовку к весеннему севу. Руководство области считало, что «установление денежной доплаты председателям колхозов сыграет большую роль в закреплении их, а следовательно, и увеличении всей работы в колхозах...» [3, л. 149, 150].

Постепенно происходит изменение в порядке оплаты труда председателей колхозов в сторону увеличения денежной ее части и натуральных выплат, в зависимости от эффективности работы общественного хозяйства. Уже в предвоенные годы изменились условия и размеры оплаты труда председателей колхозов в отдельных регионах страны. Так, постановлением Совета министров (СМ) СССР и ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1940 г. для председателей колхозов восточных районов страны был установлен размер ежемесячной оплаты в трудоднях в пределах от 45 до 90 трудодней в зависимости от посевной площади в колхозе и ежемесячная денежная доплата в пределах от 25 до 400 руб. в зависимости от денежного дохода в общественном хозяйстве. Затем в течение 1940 г. рядом постановлений правительства такой порядок оплаты был распространен на председателей колхозов многих регионов страны.

Постановление СМ СССР от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах» предусматривало оплату труда председателей колхозов в трудоднях в зависимости от площади посева, от количества поголовья скота на животноводческих фермах и денежную доплату в зависимости от годового денежного дохода. Также колхозам было рекомендовано дополнительно начислять трудодни в зависимости от стажа работы: председателям, работающим в колхозе третий год, - в размере 5 %, работающим четвертый и пятый год -в размере 10 %, работающим пять лет и более - 15 % от количества ежемесячно начисляемых трудодней [4, с. 314, 315].

Согласно постановлению СМ СССР от 9 июля 1950 г. «О задачах партийных и советских организаций по дальнейшему укреплению состава председателей и других руководящих работников колхозов», председатели колхозов из числа специалистов и практиков первые три года работы получали гарантированную ежемесячную оплату в размере от 700 до 1300 руб. для лиц со средним образованием, от 850 до 1600 руб. - с высшим образованием. Предполагалось, что при умелом руководстве экономика колхоза в течение двух лет могла в значительной мере укрепиться, а стоимость трудодня - повыситься. С третьего года работы денежная доплата председателя могла быть снижена на 10 % по усмотрению общего собрания колхозников. На четвертый год работа председателя должна была оплачиваться в соответствии с постановлением СМ СССР от 19 апреля 1948 г., т.е. в трудоднях и деньгами в зависимости от размера хозяйства и годового денежного дохода. Кроме того,

этой категории председателей предоставлялись льготные кредиты для постройки дома и приобретения скота, льготы по сельскохозяйственному налогу и обязательным поставкам сельскохозяйственных продуктов. Причем, если председателем укрупненного колхоза становился опытный практик, к моменту избрания уже состоявший членом колхоза, на него не распространялись перечисленные выше льготы и порядок оплаты.

Необходимо отметить, что разный порядок в оплате труда и социальном обеспечении руководителей колхозов приводил к недовольству тех председателей, на кого не распространялись гарантированная денежная оплата и социальное обеспечение, а также приводил к нарушению законодательства об оплате труда: практиковалась незаконная и завышенная денежная оплата руководителей колхозов. Довольно часто под давлением районных властей вновь избранным председателям назначалась денежная оплата, хотя они не имели на это права, так как по социальному статусу являлись членами колхоза. Например, решением райисполкома от 23 марта 1953 г. № 174 было рекомендовано общему собранию колхоза «Искра» Сямженского района Вологодской области установить на первые три года денежную оплату труда председателю колхоза Голубеву, несмотря на то что на момент избрания он состоял членом соседнего колхоза «Яхреньга» [5, л. 63].

Проверки на местах, проведенные Советом по делам колхозов с целью выяснить отношение колхозников к председателям из числа специалистов и практиков, состоявших на денежной оплате, показали, что, когда председатели колхозов недобросовестно относились к работе, колхозники требовали или их отстранения от дел, или перевода с денежной оплаты на трудодни. Так, 8 февраля 1953 г. на отчетном собрании в колхозе «Огибаловец» Вожегод-ского района Вологодской области колхозники резко критиковали председателя колхоза Дробоздина, избранного по рекомендации районных организаций как практика (до этого работал директором районного пищекомбината). Колхозники заявили, что «хотя Дробоздин работает только год, но к колхозным делам относится халатно, его мало тревожат общественные дела.». Особенно рядовых колхозников возмутила позиция председателя: «Как хотите работайте, но я свое получу, а ваше останется на поле и сгниет». На собрании было принято решение в течение двух месяцев выплачивать председателю 25 % от заработной платы деньгами, а 75 % - в трудоднях, а потом перевести на оплату в трудоднях. Дробоздин не согласился с этим решением колхозников, отказался от руководства колхозом и через некоторое время был исключен из партии [6, л. 120].

Во многих колхозах рядовые члены были недовольны тем, что на оплату председателя уходила значительная часть денежного дохода. Например, в колхозе «Путь Ленина» Вожегодского района Вологодской области колхозники заявили на собрании: «Хоть есть мнение районных руководителей оставить Орехова, да и мы не сможем подобрать лучшего, все же платить ему деньгами не согласны, так как председатель забирает почти все деньги. Колхозу ничего не остается.». Многие колхозники считали, что когда председатель колхоза «будет работать за трудодни, то больше будет заботиться о колхозном хозяйстве, о повышении доходов» [6, л. 119]. В колхозе «Вперед» Усть-Кубинского района этой же области расходы на оплату труда председателя Фомичева составили 22 % к годовому денежному доходу всего

колхоза. В этом колхозе на производственные нужды в течение года было израсходовано 16 313 руб., а на оплату председателя - 12 000 руб. [7, л. 311].

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25 марта 1955 г. «О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами» председателям экономически слабых колхозов на первые три года работы была предусмотрена доплата за счет государства. Размер доплаты составлял 1500 руб. в течение первого года работы, 1200 руб. - в течение второго, 1000 руб. -в течение третьего года работы. Однако быстрого подъема экономики колхозного производства не произошло, поэтому Совет министров СССР постановлением от 8 декабря 1958 г. № 1340 продлил на 1959 г. ежемесячную доплату из государственного бюджета председателям экономически слабых колхозов [8, л. 1]. Таких колхозов в Архангельской области насчитывалось 106, в Вологодской области - 349, в Коми АССР - 66, в Карельской АССР - 15, в целом по РСФСР - 7335 [8, л. 4].

В конце 1950-х гг. властными инстанциями признавалось, что действовавший порядок оплаты труда председателей колхозов во многом устарел, так как не учитывал количество и качество произведенной колхозами продукции и не создавал заинтересованности у руководителей в увеличении выхода продукции. Предлагалось колхозам самим выбирать наиболее приемлемый для их условий порядок оплаты труда председателей и других руководящих работников, например в зависимости от суммы годового денежного дохода, в зависимости от стоимости произведенной в течение года валовой продукции и т.п. [9, л. 10-13]. Начиная с середины 1960-х гг. работа председателя колхоза оплачивалась по аналогии с оплатой труда директора совхоза.

Во второй половине 1960-х гг. оплата труда председателей колхозов, как и оплата труда всех категорий колхозников, имела устойчивую тенденцию к росту. Материалы бюджетных обследований свидетельствуют, что начиная с 1960-х гг. доля доходов, получаемая семьей от колхоза, возрастает, а значение личного приусадебного хозяйства в приходе двора сокращается. Если к началу 1960-х гг. доля дохода от колхоза в семьях вологодских колхозников не превышала 1/3 совокупных поступлений, то в первой половине 1970-х гг. доход от колхоза начал стабильно превышать 50-процентный рубеж и стал основной статьей в формировании доходов колхозного двора [10, с. 51].

В 1960-е гг. сохранялся значительный разрыв в оплате труда руководителей колхозов с другими категориями колхозников. Например, в 1964 г. оплата труда председателя в 3,5-5 раз превышала размеры средней оплаты труда по колхозу, впоследствии этот разрыв несколько сократился, но оставался весьма значительным. Так, в 1967 г. в Архангельской области оплата труда председателя была в 3 раза выше средней оплаты по колхозу, в Вологодской области соответственно в 3,4 раза, в Коми АССР - в 2,6 раза, в среднем по колхозам РСФСР - в 3,5 раза [11, с. 213, 239].

Экономическое положение колхозной верхушки отличалось тем, что ее представители имели гораздо большую возможность, по сравнению с другими категориями колхозного социума, распоряжаться и пользоваться общественной собственностью. Известны факты, когда руководители колхозов сдавали общественную землю и колхозные помещения в аренду, продавали общественный скот частным лицам и часто денежные средства, вырученные

в ходе этих операций, не передавали в кассу колхоза, а присваивали [5, л. 61, 62]. У руководителей колхозов было больше возможностей использовать экономический потенциал общественного производства для развития собственного приусадебного хозяйства. Например, в 1947 г. областным властям стало известно, что председатель колхоза «Новый быт» Петриневского района Вологодской области А. В. Веселов пользовался на протяжении нескольких лет двумя приусадебными участками общей площадью более 0,70 га [12, л. 22]. В указанном примере особенность ситуации связана с тем, что колхоз располагался в районном центре и местные руководители (секретарь райкома, ответственные работники райисполкома и др.) были прекрасно информированы о нарушении со стороны Веселова, однако никаких мер не принимали.

Таким образом, материальное положение колхозной верхушки являлось предметом постоянной заботы со стороны государства. Экономическое положение председателей колхозов отличалось тем, что эта категория колхозников, по сравнению с другими категориями колхозного населения, гораздо раньше перешла на денежную систему оплаты труда, а также имела наибольшую возможность в распоряжении и пользовании общественной собственностью.

Библиографический список

1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7486. Оп. 19. Д. 399.

2. Вологодский областной архив новейшей политической истории (ВОАНПИ).

Ф. 2522. Оп. 2. Д. 183.

3. ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп. 2. Д. 162.

4. История колхозного права: сборник законодательных материалов СССР и РСФСР, 1917-1958 : в 2 т. - Москва : Госюриздат, 1959. - Т. 2. - 539 с.

5. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 1705. Оп. 9. Д. 1394.

6. РГАЭ. Ф. 9476. Оп. 1. Д. 1310.

7. ГАВО. Ф. 1705. Оп. 9. Д. 1630.

8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-310. Оп. 1. Д. 1892.

9. ГАВО. Ф. 1705. Оп. 9. Д. 2556.

10. Гулин, К. А. Бюджет и имущество крестьян Европейского Севера России второй половины ХХ века / К. А. Гулин, Т. М. Димони, С. Г. Карпов. - Вологда : Русь, 2003. - 211 с.

11. Основные экономические показатели по производительности и оплате труда колхозов РСФСР за 1961-1968 гг. : в 3 ч. - Москва, 1969. - Ч. 1. - 258 с.

12. ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп. 11. Д. 65.

References

1. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv ekonomiki (RGAE) [Russian State Archive of Economics]. F. 7486. Op. 19. D. 399. [In Russian]

2. Vologodskiy oblastnoy arkhiv noveyshey politicheskoy istorii (VOANPI) [Vologda Regional Archive of Recent Political History]. F. 2522. Op. 2. D. 183. [In Russian]

3. VOANPI. F. 2522. Op. 2. D. 162.

4. Istoriya kolkhoznogo prava: sbornik zakonodatel'nykh materialov SSSR i RSFSR, 19171958: v 2 t. [The history of collective farm law: a collection of legislative materials of the USSR and the RSFSR, 1917-1958: in 2 volumes]. Moscow: Gosyurizdat, 1959, vol. 2, 539 p. [In Russian]

5. Gosudarstvennyy arkhiv Vologodskoy oblasti (GAVO) [State Archive of Vologda region]. F. 1705. Op. 9. D. 1394. [In Russian]

6. RGAE. F. 9476. Op. 1. D. 1310.

7. GAVO. F. 1705. Op. 9. D. 1630.

8. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. A-310. Op. 1. D. 1892. [In Russian]

9. GAVO. F. 1705. Op. 9. D. 2556.

10. Gulin K. A., Dimoni T. M., Karpov S. G. Byudzhet i imushchestvo krest'yan Evro-peyskogo Severa Rossii vtoroy poloviny XX veka [Budget and property of peasants in the European North of Russia in the second half of the XX century]. Vologda: Rus', 2003, 211 p. [In Russian]

11. Osnovnye ekonomicheskie pokazateli po proizvoditel'nosti i opiate truda kolkhozov RSFSR za 1961-1968 gg.: v 3 ch. [The main economic indicators for productivity and wages of collective farms of the RSFSR for 1961-1968: in 3 parts]. Moscow, 1969, part 1, 258 p. [In Russian]

12. VOANPI. F. 2522. Op. 11. D. 65.

Изюмова Лариса Владимировна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра отечественной истории, Вологодский государственный университет (Россия, г. Вологда, ул. Ленина, 15)

E-mail: ilvvologda05@rambler.ru

Izyumova Larisa Vladimirovna Candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of Russian history, Vologda State University (15 Lenina street, Vologda, Russia)

Образец цитирования:

Изюмова, Л. В. Оплата труда руководителей колхозов в 1930-1960-е гг. (по материалам Европейского Севера России) / Л. В. Изюмова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2020. - № 2 (54). - С. 57-64. - БОТ 10.21685/2072-3024-2020-2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.