Научная статья на тему 'Оплата труда - приоритет приоритетов экономической и социальной политики'

Оплата труда - приоритет приоритетов экономической и социальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
867
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА / ТАРИФИКАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ЛАТЫ / БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REMUNERATION OF LABOUR / PRODUCTIVE AND INCENTIVE FUNCTIONS OF REMUNERATION OF LABOUR / TARIFFING OF REMUNERATION OF LABOUR / POVERTY / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волгин Н. А.

Рассмотрены социально-экономические функции оплаты труда и проблемы их реализации в практике современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMUNERATION OF LABOUR - THE MAIN PRIORITY OF ECONOMIC AND SOCIAL POLICY

Social and Economic functions of remuneration of labour and problems of its realization in modern Russian society are examined.

Текст научной работы на тему «Оплата труда - приоритет приоритетов экономической и социальной политики»

Методологические положения по статистике. - Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1996.

Методологические положения по статистике. - Вып. 2. - М.: Госкомстат России, 1996.

Обратить реформы на благо всех и каждого. Бедность и неравенство в странах Европы и Центральной Азии.- Вашингтон: Всемирный банк, 2001.

Равайон, М. Сравнительные оценки бедности. Вашингтон. Всемирный банк, 1999.

Статистика: учебник / под ред. А.Е.Суринова. - М.: Изд-во РАГС, 2005 г.

Суринов, А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений.-М.: Финансы и статистика, 2000.

Уровень жизни населения Российской Федерации. Правовая основа преодоления бедности /под ред. В.А. Январева, В.Г. Зинина, В.Н. Бобко-ва. - М.: Издательство ВЦУЖ, 2004.

© Ю.И. Сорокина © А.Е. Суринов

Н.А. Волгин

ОПЛАТА ТРУДА - ПРИОРИТЕТ ПРИОРИТЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛГИН Николай Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой труда и социальной политики РАГС, президент НАСТиС (e-mail: volgin@ur.rags.ru)

Аннотация. Рассмотрены социально-экономические функции оплаты труда и проблемы их реализации в практике современного российского общества.

Ключевые слова: оплата труда, воспроизводственная и стимулирующая функции оплаты труда, тарификация заработной латы, бедность, социальная политика.

1. Немного теории для лучшего понимания практики

Оплата труда - по природе уникальная категория, призванная обеспечивать по своей миссии решение как минимум двух крупных жизненно важных проблем: а) воспроизводства рабочей силы и человека; б) мотивации к труду, а значит, заинтересованности работников в результативности функ-

ционирования своих организаций, в развитии экономики регионов, страны и общества в целом.

В свою очередь эта двуединая уникальная направленность оплаты труда вытекает из двух ключевых ее функций, которые зарплата должна и обязана выполнять - воспроизводственной и стимулирующей.

Воспроизводственная функция оплаты труда - свойство, способность и возможность заработной платы (прежде всего по своему уровню) компенсировать затраты (физические, умственные, интеллектуальные и другие), которые имели место в процессе труда работника.

Стимулирующая (мотивационная) функция оплаты труда - это ее свойство, способность и возможность направлять интересы работников на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т. д.) за счет прежде всего обеспечения взаимосвязи размеров заработной платы человека и его трудового вклада.

Таким образом, степень реализации воспроизводственной функции и эффективность воспроизводства работника зависит в основном от размера оплаты труда. Степень же стимулирующей (мотивационной) функции зависит от меры взаимосвязи размеров заработной платы и фактических результатов работы человека. При этом учитываются: его квалификация, профессионализм и т. д. (а не только размер оплаты труда, как часто интерпретируется содержание стимулов и мотивов).

Отметим также, что с теоретической точки зрения признание главенства двух функций оплаты труда в общей ее миссии (а этот тезис безупречен среди ученых и практиков), видимо, ни в коей мере не противоречит отражению в ее характеристике сущности и содержания (т.е. в определении) как минимум двух оттенков: 1) воспроизводственного и 2) стимулирующего. Это соответствует классическим определениям любого процесса или явления - отразить в них прежде всего их главные функции.

Что касается практического (правового) обоснования содержания заработной платы, необходимо обратиться к тексту ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации ( ТК РФ). Из него следует, что заработная плата -это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера

В этом определении нет и намека на имманентность заработной плате воспроизводственной функции. Речь, как видим, идет только о стимулирующих параметрах. Оплата труда, по ТК РФ, - это лишь вознаграждение за труд (мотив, стимул), а не средство для воспроизводства рабочей силы. Значит, ее, видимо, можно не вовремя выплачивать, устанавливать ниже прожиточного минимума и т. п.

На наш взгляд, социально-экономическое понимание ( содержание) заработной платы точнее бы отражало сущность этой категории в следую-

щей формулировке: заработная плата как цена труда или рабочей силы -это основная часть фонда жизненных средств работников, которая распределяется между ними с учетом количества и качества труда и зависит от конечных результатов работы предприятий.

В данном определении совершенно иначе трактуются такие проблемы, как крайне низкие размеры оплаты труда (например, ниже прожиточного минимума), и задержки ее выплаты на 2-3 и более месяцев. Можно ли это допускать работодателям и государству в отношении основной (не редко единственной) части фонда жизненных средств работников? Ответить на этот вопрос утвердительно можно лишь с высокой степенью цинизма, поскольку речь при такой «отмашке-разрешении» допускает возможность воспроизводства работников со знаком минус.

Казалось бы, простая, но теоретически ошибочная запись определения социально-экономической категории, может серьезно обострить решение практическим проблемам и неприятностям. Надо внести, как можно быстрее, на мой взгляд, соответствующие поправки в статью 129 ТК РФ.

2. Девять проблем в оплате труда

Для того чтобы быть достаточно объективным в анализе состояния оплаты труда в современных условиях, нельзя не отметить некоторые позитивные сдвиги в данном секторе экономики и социальной политики. Их невозможно не заметить, ибо они реально ощущаются частью российского населения. В частности, не так решительно, как хотелось бы, но тем не менее достаточно динамично и последовательно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Совсем недавно он составлял примерно 10 % от прожиточного минимума (ПМ), а сегодня он уже достиг не менее 2/3 от ПМ. Повышаются средние зарплаты по стране, отраслям, регионам, организациям.

К сожалению, проблем в оплате труда сегодня гораздо больше, чем достигнутых результатов. Об этом свидетельствуют опросы населения*.

Вопрос 1: Ваша общая оценка состояния с оплатой труда в российских организациях и учреждениях

Ответы Процент опрошенных экспертов

Вполне нормальное, ближе к позитивному 1,7

Не очень хорошее, но допустимое 48,3

Тревожное, негативное, не допустимое 50,0

Затрудняюсь ответить 0,0

* В анализе использованы результаты экспертного опроса (см. вопросы 1-4). В опросе участвовали эксперты-участники Международного «круглого стола» на тему «Оплата труда в России и современном мире: проблемы, действия» 27 марта 2009 г

Ответы на вопросы показывают, что плата труда исходно не выполняет те две основополагающие функции (воспроизводственную и стимулирующую), которые рассматривались ранее. Отсюда вытекают серьезные проблемы, чреватые острыми социальными последствиями.

По большому счету можно назвать девять наиболее принципиальных проблем в оплате труда: Отставание МРОТ от ПМ

Низкие размеры заработной платы, тормозящие процесс воспроизводства рабочей силы

Слабая зависимость размеров оплаты труда от фактического трудового вклада работника, сдерживающая его мотивацию в производительном и качественном труде

Задержки с выплатой заработной платы Недооценка организации оплаты труда Уравниловка в оплате труда

Необоснованно высокая дифференциация в оплате труда Низкая доля оплаты труда в совокупном доходе работника Несовершенство или отсутствие механизмов формирования фондов оплаты труда предприятий

Эти проблемы обостряются в геометрической прогрессии и осложняются в условиях мирового финансового кризиса. Конечно, этих проблем может быть гораздо больше. Здесь перечислены лишь самые главные из них, решив которые, можно автоматически решить и все остальные.

При большой значимости каждой из отмеченных проблем две из них отличаются особой остротой. Это бедность и расслоение (пропасть) россиян по доходам, уровню и качеству жизни. Это подтверждается ответами на поставленные вопросы:

Вопрос 2: Отметьте самые острые, с вашей точки зрения, проблемы в оплате труда в настоящее время (можно было отметить несколько вариантов ответов)

Ответы Процент опрошенных экспертов

Низкий размер оплаты труда 60,3

МРОТ ниже прожиточного минимума 48,3

Уравниловка в оплате труда 17,2

Не обоснованная чрезмерная дифференциация

в оплате труда 50,0

Нет связи оплаты труда с фактическими результа-

тами работы человека 31,0

Задержки с выплатой заработной платы 15,5

несовершенства в организации оплаты труда 37,9

Затрудняюсь ответить 0,0

Другие проблемы 1,7

3. Бедность и расслоение работающего населения -главный социальный грех современной России

Самой серьезной и хронически больной проблемой является, на наш взгляд, отставание МРОТ от физиологического ПМ. Сегодня, по разным оценкам, эти показатели в среднем по России составляют, соответственно, как 4330 и около 5000-6000 руб. Для тех, кто входит в разряд бедных и получает заработок в размере от МРОТ (и ниже) до ПМ (а таких немало -это сотни тысяч работников сельского хозяйства; текстильной промышленности; бюджетной сферы; низкой квалификации, но нужных экономике из других ее отраслей; в условиях кризиса их число растет как снежный ком с горы), этого заработка не хватает для того, чтобы восстановиться и банально выжить. Ведь главная воспроизводственная функция оплаты труда в том и состоит, что она (зарплата) должна быть достаточной для компенсации тех затрат (физических, физиологических, интеллектуальных и т. п.), которые имеет человек в процессе своей трудовой деятельности и жизни как таковой (ведь чтобы жить, надо питаться, одеваться, лечиться, восстанавливаться и т. д.). Парадокс заключается в том, что тем самым работодатель и государство сами дают добро (государство устанавливает параметры МРОТ) на возможность не выживания значительной части населения своей страны Для этой части населения доход размером ниже ПМ является единственным. Ник5акими причинами и проблемами, в том числе ссылками на кризис нельзя объяснить официальное разрешение и допущение выплаты работодателями наемному работнику заработной платы, недостаточной для выживания. Это главный социальный грех современной России, который не поддается никакому осмыслению и оправданию.

Нельзя согласиться с теми, кто призывает не драматизировать и не обострять оценку ситуации утверждая, что тех, кто получает реальный доход ниже ПМ, очень небольшое количество. Эти утверждения не соответствуют действительности. Бедных в России миллионы! А в условиях кризиса их численность каждый день возрастает. Но даже если бы крайне обедневших под воздействием реформирования насчитывались единицы, проблему следовало бы решать срочно, а не размеренно, не спеша, так как она относится к числу позорящих Россию как великую державу! Ведь бедные - это не только те, кому до 30-ти, но и люди предпенсионного возраста.

Доведение МРОТ до прожиточного минимума при одновременном (временном) замораживании зарплаты (ставок, окладов) тех, у кого она значительно выше ПМ, может, кстати, также создать условия для сокращения дифференциации в оплате труда, которая приобрела необоснованно высокие и даже социально опасные масштабы. Согласно западным методикам превышение разрыва в оплате труда более чем в 30 раз - критическая масса, которая не гарантирует социального спокойствия и социальной безопасности в обществе, где она допущена. Россия в настоящее время вплотную приблизилась к этому взрывоопасному показателю, который и является одной из главных причин расслоения населения, в том числе работающего, на бедных и богатых, голодных и сытых, живущих в дворцах и бомжей. Это, на наш взгляд, второй социальный грех современной России

Пропасть между участием людей в производстве и участием в потреблении - это вторая острейшая проблема из двух перечисленных выше. В ней заключается одна из главных причин слабого развития социально партнерства в России. Не могут быть настоящими партнерами наемные работники и работодатели, труд и капитал, ибо уж слишком глубоко сегодня их расслоение по материальным, имущественным, моральным интересам, потребностям и возможностям.

Примером лидерства космической дифференциации является сравнение доходов в профессиональном спорте, прежде всего, в футболе, хоккее, некоторых других видах. Конечно, известные выдающиеся спортсмены-профессионалы, игру которых с наслаждением, порой фанатизмом смотрят миллионы болельщиков на стадионах, по телеканалам, вправе иметь высокие и очень высокие заработки. Эти люди отстаивают спортивную честь страны, подвержены постоянным рискам, могут терять здоровье и т. д. И тем не менее ни с научной, ни с любой другой точки зрения нельзя объяснить фантастические (в сравнении с обычными) оклады Рональдо, Бекхэма, Аршавина, Овечкина, Павлюченко и тысяч других звезд профессионального спорта, достигающие 200, 300 тысяч, полмиллиона и больше долларов или евро в месяц. Если эти цифры разделить на 4330 руб. -дух захватывает, не от радости за числитель и обиду за знаменатель, а от растерянности за результат деления в 2, 3, 5 тыс. раз. Порядок дифференциации именно такой - тысячи раз. Ни классики (Смит, Кейнс, Маркс), ни экономикс, ни тем более, современные экономические науки не помогают разобраться в обоснованности такой циничной статистики. Все можно было бы в принципе пережить и допустить, если бы это не происходило в одном обществе, на одной планете, на фоне известных проблем в оплате труда, глобальной бедности и нищеты, ежедневного ухода из жизни людей по банальной причине голода. Поэтому при всех возможных объяснениях, прежде всего, супер доходности данного бизнеса, иначе как безнравственной и циничной эту проблему назвать сложно.

Кстати, такие же аналогии прослеживаются в отношении ряда направлений шоу-бизнеса и банковской системы. Государствам (естественно, вместе с боссами профессионального спорта, шоу-бизнеса и т. д.) настало время сообща выработать приемлемые справедливые механизмы приведения в порядок деформированной ситуации, а сэкономленные ресурсы направить на решение проблем сокращения нищеты и бедности. При должном обосновании сути процесса и сами спортсмены (пусть не все) с пониманием воспримут такие действия.

Обозначив остроту этой проблемы и выход ее на социальную поверхность общества лишь частично, мы предлагаем ученым, коллегам по профессии в ближайшее время совместно и более глубоко исследовать проблему оплаты труда в России в целом.

Возвращаясь к вопросу выравнивания МРОТ и ПМ, логично задать вопрос - где взять деньги для этого? Конкретные источники - это прежде всего известные фонды и ресурсы, которые, к сожалению, тают в условиях кризиса, но пока еще остаются. Плюс дивиденды от продажи земли в «особых зонах», типа Жуковки, Барвихи в Московской зоне и др., возможные сборы от налогов на роскошь, дискуссия о необходимости которых ещё не закончилась и прочие.

Резерв повышения МРОТ до уровня ПМ кроется в самой оплате труда, а точнее - в ее организации. Половина работающего населения России сегодня далеко не в полной мере реализует свой потенциал (физический, творческий, умственный, интеллектуальный и т. д.). Это относится и к работникам реального сектора экономики, и отраслей социальной (бюджетной) сферы, и организаций государственной и муниципальной службы. Причин здесь несколько, но главная - отсутствие должной зависимости оплаты труда от фактических результатов работы персонала с учетом его квалификации и профессионализма. По-прежнему в сфере распределительных отношений господствует уравниловка. Нужна новая организация заработной платы, новые мотивационные модели оплаты труда, заинтересовывающие людей больше и лучше работать. По нашим расчетам, обеспечив жесткую зависимость размера оплаты труда от результатов работы человека, можно быстро в 1,8 - 1,9 раза увеличить объем ВВП. Часть этих средств (например, 30-40%) можно использовать для выравнивания МРОТ и ПМ.

Причем новые современные эффективные формы и системы оплаты труда должны не только мотивировать работников в полноте реализации своего творческого потенциала и человеческого капитала, но и, что не менее важно, интегрировать интересы труда и капитала, интересы наемных работников, собственников, работодателей и менеджмента. К выполнению таких функций в организации оплаты труда ближе, например, системы «плавающих окладов», отдельные разновидности бестарифных моделей и некоторые другие.

В данном контексте может быть интересна и следующая нестандартная система оплаты труда, по которой имеются методические и практические наработки. Суть ее заключается в том, что заработная плата работников предприятия выражается в форме доли (процента) от дохода предприятия или выручки от реализации продукции. Например, на предприятии «Х» зарплата работника «А» установлена не в виде должностного оклада в 10 тыс. руб., а в 0,15% от дохода предприятия (или 1,2; 0,83% и т. д., цифры условные). В данном случае кардинальным образом меняется система приоритетности интересов труда и капитала. Социально ответственные наемные работники становятся не менее экономически заинтересованными, чем работодатели. Ибо от экономических показателей (выручки, дохода предприятия) прямо пропорционально зависит их заработок. Вместе с тем работодатели не по команде сверху и не ради моды на деле становятся заинтересованными и социально ответственными.

Резюме:

как ни парадоксально и непривычно может звучать один из выводов, но работодатели будут заинтересованы в повышении заработной платы персонала, так как, изменения приоритетности интересов труда и капитала позволят работодателям получать дополнительные доходы и прибыль. Со своей стороны наемные работники станут заинтересованными в росте эффективности труда и производства, поскольку это становится источником фиксированного повышения их заработка.

Конечно, эти и другие современные технологии целесообразно внедрять не в административном режиме, а в координатах коллективно-договорного регулирования и социального диалога социальных партнеров.

Таким образом, не только в теории, но и, что очень важно, на практике достигается интеграция и гармония интересов бизнеса, наемных работников и государства. А в таких условиях намного проще решать любые экономические, политические и социальные проблемы как в нормальных форматах, так и в «волнах» мирового финансового кризиса.

4. Оплата труда бюджетников и госслужащих: некоторые субъективные оценки

Заменять старое новым имеет смысл лишь тогда, когда есть уверенность, что новое превосходит прежнее по ключевым параметрам и свойствам. Это очевидный тезис, который можно бы и не повторять. Но приходится, в частности, для предварительной оценки эффективности новых отраслевых систем оплаты труда, на которые, как известно, перешли российские бюджетники с 1 декабря 2008 г. взамен Единой тарифной сетки (ЕТС). Лучше ли стало стимулирование учителей, врачей, ученых, преподавателей

вузов, работников сферы культуры и т. д. в новых условиях? К сожалению, желаемого позитивного ответа на этот вопрос получить не удалось:

Вопрос 3. Какие изменения произошли для работников с переходом бюджетной сферы с 1 декабря 2008 г. с ЕТС на отраслевые системы оплаты труда (можно было отметить несколько вариантов ответов)?

Ответы Процент опрошенных экспертов

В новых условиях стимулирования проблем Больше меньше

в оплате труда бюджетников больше - меньше 29,3 5,2

Заработная плата стала заметно Больше меньше

больше - меньше 6,9 12,1

Эффективно, больше и качественно работать Более менее

теперь более - менее интересно, так как это интересно интересно

адекватно отражается на динамике зарплаты 8,6 8,6

Система оплаты труда стала проще, нагляднее проще, нагляднее сложней

и понятней - сложней и запутанней и понятней 0,0 и запутанней 36,2

Ничего не изменилось ни в лучшую,

ни в худшую сторону 27,6

Затрудняюсь ответить 19,0

Другие изменения 0,0

Да и можно ли было получить высокое качество вновь вводимого моти-вационного продукта, когда он создавался наспех, без нужных государственных рекомендаций и методических пояснений, доводился до конечной кондиции самими организациями и учреждениями не всегда профессионально, часто на кустарном уровне.

Бесспорный плюс - это уход от единства и слепого однообразия в стимулировании разного труда. Понятно, что труд в образовании, здравоохранении, культуре и т. д. серьезно отличается, а ЕТС «загоняла» его в единые мотивационные координаты. Теперь в этом плане - отраслевые подходы. Это правильно. Однако практически почти все имевшие место недостатки ЕТС перешли в новые отраслевые системы оплаты труда. К тому же появились еще и дополнительные проблемы. С одной стороны, они связаны с новыми аспектами уравниловки (часто, работников бывших первых, вторых и третьих разрядов ЕТС включают в один первый профессионально-квалификационный уровень, естественно с выплатой одинаковых вознаграждений-ставок и окладов). С другой стороны - усилились возможности для необоснованной завышенной дифференциации оплаты труда между руководством организаций и работниками невысокой квалификации, но по роду своих функций нужных учреждениям. Это происходит прежде всего за счет введенной нормы 1:5 - максимального разрыва в оплате труда пер-

вого руководителя в сравнении со средней зарплатой основных работников организации. Здесь как минимум два вопроса и нюанса.

Первый: почему в сравнении со средней зарплатой, а не минимальной, ведь тем самым формируется благоприятная мотивационная среда для установления низких и очень низких размеров оплаты труда, дальнейшего углубления бедности в бюджетной сфере?

Второй: почему дифференциация 1:5 учитывает только так называемый основной персонал организации? Как следствие такой нормы (в это, кстати, не все верят, но это, к сожалению, так) установление в штатных расписаниях окладов и ставок сотрудников (у многих из них других выплат в общей структуре оплаты труда не имеется) ниже не только уровня ПМ, но и МРОТ. Конкретные примеры - оклады в 1200, 2400, 2800 руб. и т. д., весьма основательно не дотягивающие до МРОТ в 4330 руб. Легко можно назвать и соответствующие конкретные организации. Но здесь речь идет уже не о бедности, а о другом более опасном явлении, какое в условиях ЕТС даже не припоминается. Конечно, есть и отдельные позитивные примеры в этом плане. Однако общий вывод сводится к тому, что новая система оплаты труда в бюджетной сфере не радует и уже на этом этапе нуждается в срочном серьезном совершенствовании, а может быть, и в реформировании.

Что касается оплаты труда государственных гражданских служащих, то здесь заслуживают внимания только два, опять же чисто субъективных, момента. Первый: активно выдвигаемую идею высшего руководства России о введении в системы стимулирования российских чиновников механизмов оплаты по результатам реализовать на практике не удалось.. Об этом свидетельствуют и результаты экспертного опроса.

Вопрос 4: Можно ли считать, что государственные служащие перешли (переходят) на оплату по результатам, о чем ставились задачи высшим руководством страны?

Ответы Процент опрошенных экспертов

Да 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее да, чем нет 8,6

Скорее нет, чем да 46,6

Нет 29,3

Затрудняюсь ответить 15,5

Второй: сомнительно в целом, что особая система организации оплаты труда для российских госслужащих, действующая сегодня, оправдана и справедлива. Во многих странах и госслужащие, и учителя, и врачи, и ученые, и другие работники госбюджетной сферы оплачиваются по одним и тем же алгоритмам и схемам. Это логично и воспринимается позитивно

не только работниками бюджетных учреждений России, но и обществом в целом.

5. Влияние оплаты труда на ключевые направления социальной политики

Оплата труда и ее состояние влияют, часто решающе, на развитие практически всех других направлений социальной политики и возможность пользования услугами отраслей социальной сферы (см. схему 2).

Услуги ЖКХ

........................................> Услуги образования

ОПЛАТА Услуги здравоохранения

............ .> Уровень и качество жизни

ТРУДА ^—* Здоровый образ жизни

Сокращение бедности

Динамика пенсий

Схема 1. Изменение оплаты труда на реализацию направлений социальной политики

От уровня заработная плата учителей, врачей и т. д. во многом зависит уровень развитости и качество образования и здравоохранения; уровнем зарплаты работника определяется возможность полноты и качества получения нужного образования, медицинских услуг, услуг ЖКХ, будущих пенсий и т. д., наконец, его уровень и качество жизни, здоровье нации в целом.

Поэтому отношение к оплате труда со стороны государства и бизнеса должно быть справедливым и адекватным ее значимости.

Схема 2. Оплата труда - предложения на перспективу

Заработная плата, правильно организованная и продуманная, может во многом помочь экономическому развитию страны, регионов и предприятий. Но она не прощает ошибок и непрофессионализма. В связи с этим

целесообразно и обоснованно включение оплаты труда (наряду с бедностью, пенсионной системой, образованием, здравоохранением, ЖКХ, демографией и др.) в разряд официальных приоритетов социальной политики и приоритетных действий органов власти и управления России. Абсолютно справедливым было бы также придать оплате труда статус очередного (пятого) национального проекта. Кроме этого данная категория давно заслуживает разработки и принятия специального Федерального закона «Оплата труда в Российской Федерации» (см. схему 3). Соответствующие разработки в научном сообществе имеются. Нужна только заинтересованность и поддержка властей.

Список литературы

Волгин, Н.А., Кокин, Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России: анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления: Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

Волгин, Н.А. Оплата труда - болевая точка сегодняшней экономики // Человек и труд. -2009.- №7.

Оплата труда в России и современном мире: проблемы, действия:/ под общ. ред. В.И. Плакси, Р. Крумма, Н.А. Волгина. - М.: Полиграф сервис, 2009.

Социальная политика в трудовой сфере: учебное пособие / под. общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2009.

Социальные последствия мирового финансового кризиса / под. общ. ред. Н.А. Волгина, А.И. Щербакова. - М.: Изд-во РАГС, 2009.

© Волгин Н.А., 2010

Б.К. Злобин

ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ: НАУЧНАЯ АБСТРАКЦИЯ И РАЛЬНОСТЬ

ЗЛОБИН Борис Константинович - доктор экономических наук, профессор кафедры социологии РАГС (е-таП:Ьк^1оЫп@таП.ш)

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы научного предвидения и моделирования поведения человека как субъекта рыночных отношений в условиях трансформации социально-экономической системы России. Ключевые слова: человек экономический, интерес, деятельность, капитал, товар, рабочая сила, предприниматель, имущественное и социальное неравенство, социальное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.