РЕТРО
УДК 331
Тодосийчук А.
ОПЛАТА ТРУДА ПЕРСОНАЛА В БЮДЖЕТНЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье осуществлен анализ кадрового потенциала научно-технической сферы, проблем оплаты труда персонала в различных бюджетных организациях, а также сформулированы предложения по премированию научных работников.
Ключевые слова.оплата труда, премирование в бюджетных научных организациях.
Анализ кадрового потенциала научно-технической сферы
Россия за период с 1991 по 1998 гг. понесла огромные потери - разрушено около 60% научно-технического потенциала. Особенно велики потери в кадровой политике научно-технической сферы, о чем свидетельствует статистика [1, 2].
Ниже в таблице 1 приведены данные о численности работников научных организаций за 1990-1997 годы (тыс. чел.)
Структура специалистов свидетельствует о повышении среднего возраста ученых, старении высококвалифицированных научных кадров. Средний возраст специалистов, выполняющих НИОКР, приближается к пенсионному, а средний возраст докторов наук, профессоров, академиков уже перешел этот рубеж. Особую тревогу вызывает отсутствие притока талантливой молодежи, малочисленность ученых среднего возраста от 30 до 45 лет. Подобная статистика наблюдается и в вузах [3, стр.4]. Эти факты ярко свидетельствуют об утрате преемственности поколений в науке, образовательной сфере. Все это следствие резкого сокращения ассигнований на науку из всех источников финансирования и главным образом из бюджетов разных уровней, снижения спроса со стороны общества на новые знания. Наряду с этими негативными явлениями в последние годы наблюдается рост числа кандидатов и докторов наук из-за резкого снижения требований к
докторским и кандидатским диссертациям, неоправданной либерализации в сфере подготовки научных кадров. Согласно этому [4, стр.3] произошло увеличение количества диссертационных советов по их защите. Если в 1987 г. в СССР было 1400 докторских советов, то сейчас в России их уже 1620, и количество докторов наук в 1997 году превысило их уровень 1990 года в СССР. Особенно велики темпы роста по гуманитарным наукам.
Статистика говорит об увеличении организаций, имевших аспирантуру, аспирантов и докторантов, по сравнению с началом 90-х годов, когда финансирование науки было значительно выше [2, 5, 6] (таблица 2).
Особенно активно готовят докторантов вузы: их число увеличилось с 1179 чел. в 1991 году до 2658 чел. в 1997 году. В научных организациях, наоборот, снижается численность докторантов: с 655 чел. в 1991 году до 524 чел. в 1997 году.
Преуспели вузы и в подготовке аспирантов: их число увеличилось с 39,1 тыс. чел. в 1990 году до 73,7 тыс. чел. в 1997 году. Для научных организаций характерно снижение их численности: с 24,0 тыс. чел. в 1990 до 14,5 тыс. чел. в 1997 году.
Ситуация, характерная резким ростом числа докторантов и аспирантов в образовательной сфере, связана со значительной коммерциализацией этой сферы, что открывает дополнительный доступ в науку людям, не имеющим достаточных способнос-
Таблица1
Численность работников научных организаций за 1990-1997 годы, (тыс. чел.)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Всего: 1943,4 1677,8 1532,6 1315,0 1106,3 1061,1 990,7 946,0
В том числе: - специалисты, выполняющие НИОКР 1227,4 1079,1 984,7 778,8 640,9 620,1 572,6 535,8
- вспомогательный персонал 512,5 416,6 382,2 379,4 291,3 274,9 260,0 241,8
- прочие 203,5 182,1 165,7 156,8 174,1 166,1 158,1 168,4
130
© Тодосийчук А., 2014
Таблица2
Количество организаций, имевших аспирантуру, аспирантов и докторантов
Показатели Годы
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
1. Число организаций,
имевших аспирантуру, ед. 1232 1288 1296 1338 1332 1334 1323 1332
2. Индекс численности
организаций, в %: - к предыдущему году - к 1990 году 100 104,5 104,5 100,6 105,2 103,2 108,6 99,6 108,1 100,2 108,3 99,8 107,4 100,7 108,1
3. Число аспирантов, тыс. чел. 63,1 59,3 51,9 50,3 53,5 62,3 74,9 88,2
4. Индекс численности
аспирантов, в %: - к предыдущему году - к 1990 году 100 94,0 94,0 87,5 82,3 96,9 79,7 106,4 84,8 116,5 98,7 120,2 118,7 117,8 139,6
5. Число докторантов, чел. 1774 1834 1644 1687 1850 2190 2554 3182
6. Индекс численности
докторантов, в %: - к предыдущему году - к 1990 году 100 103,4 103,4 89.6 92.7 102,6 95,1 109,7 104,3 118.4 123.5 102,9 144,0 124,6 179,4
тей, таланта, присущих будущему ученому. Выпуск таких псевдоученых таит большую социальную опасность - ведь они будут участвовать в подготовке кадров следующих поколений. Следует рассмотреть проблему пополнения научного сообщества.
Оно может расти только за счет образованной части населения. Правомерно привести следующую гипотезу М. Малкея [7]: скорость прироста научных кадров в единицу времени пропорциональна числу контактов между научным сообществом и образованной частью населения, не относящейся к ученым (т.е. потенциальными учеными).
Несомненно, что в качестве потенциальных ученых могут выступать и выступают выпускники вузов. Низкая базовая подготовка, нерегулярное, фрагментарное участие студентов в учебном процессе, поверхностное овладение ими учебным материалом не позволяют последним в должной мере освоить знания более высокого порядка и, как следствие, влиться в состав потенциальных ученых. Из сказанного также следует: число контактов с такого рода специалистами не будет способствовать пополнению научного сообщества из-за наличия своеобразного образовательного разрыва.
Как следует из теории науковедения, в условиях сокращения финансирования научно-технической сферы в принципе невозможен рост научных результатов высокого качества, так как, чем глубже исследователь проникает в тайны природы, человека, общества, тем больше возрастает сложность состава решаемых научно-технических проблем, что приводит к удорожанию стоимости проводимых
НИОКР.
Выполнение эффективных НИОКР, направленных на получение и применение новых знаний, возможно только в условиях надлежащей материально-технической и информационной оснащенности науки, надлежащей оплаты труда научных работников.
По экспертным оценкам [8], среднестатистический российский ученый обеспечен оборудованием, необходимым для проведения исследований, в 80 раз, и информацией - в 100 раз хуже американского. Крайне низка заработная плата занятых в научно-технической сфере: в 1998 году зарплата главного научного сотрудника бюджетной организации (тарифная ставка плюс доплата за степень доктора наук) составила 961 рубль, или примерно 46 долларов США, в конце года. Вместе с тем мировое сообщество в лице ООН давно признало, что заработная плата ниже 3 долларов в час является предельной, обрекающей человека на полуголодное существование [9, стр.22]. Сравнение показывает, что зарплата главного научного сотрудника (при том, что цены на большинство товаров и услуг в России приближены к американским, а то и превышают их) ниже предельной в 11-12 раз, не говоря уже о зарплате начинающих ученых.
Система оплаты труда работников бюджетных научных организаций
В данной работе акцентируется внимание на бюджетных научных организациях, так как пока по форме собственности большая часть организаций (54,3%) государственные, более 30% используют
смешанную форму [10, стр.3].
Система оплаты труда работников бюджетных научных организаций включает в себя следующие элементы:
- тарифные ставки (оклады), рассчитанные на основе Единой тарифной сетки (ETC) по оплате труда работников бюджетной сферы (утверждена постановлением Правительства РФ от 24 августа 1995 г. № 823 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы»);
- оклады за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, отраслевых академий, доплаты за ученые степени доктора наук и кандидата наук установлены в размерах двадцати, десяти, четырнадцати, семи, пяти и трех минимальных размеров оплаты труда соответственно (установлены постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N° 807 «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук»);
- повышения, надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные действующими условиями оплаты труда; исчисляются в процентах к размеру тарифной ставки (оклада), установленному в соответствии с разрядом оплаты труда ETC (Разъяснение от 25 июня 1997 г. № 3 Минтруда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 585 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы»); в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»).
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 543 «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации» установлена с 1998 года для научных работников, имеющих ученую степень и работающих на постоянной основе в научных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук и отраслевым академиям наук, ежегодная компенсация в 10-кратном размере предусмотренной законом минимальной оплаты труда для приобретения научной литературы и оплаты научно-информационных услуг в пределах средств, выделяемых указанным органам и академиям из федерального бюджета на проведение научно-исследовательских и опытно-конст-
рукторских работ.
Анализ действующей системы оплаты труда научных работников бюджетной сферы показал:
1) тарифные ставки (оклады) жестко фиксированы и с 1 сентября 1995 года не повышались вплоть до 1 апреля 1999 года1 (за исключением частичных корректировок первых пяти разрядов ETC);
2) повышения, надбавки и доплаты компенсационного характера исчисляются в процентах к размеру тарифной ставки (оклада);
3) оклады за звания действительных членов и членов-корреспондентов академий наук, имеющих государственный статус, доплаты за ученые степени доктора наук и кандидата наук непосредственно зависят от минимального размера оплаты труда, предусмотренного действующим законодательством;
4) не учитывает текущие результаты научного труда;
5) не обеспечивает молодым ученым без степеней и званий даже официально установленного прожиточного минимума (например, оклад младшего научного сотрудника согласно 11-му разряду ETC по состоянию на 01.03.1999 г. составляет 270,6 руб.).
Теперь встает вопрос о том, как изменить в лучшую сторону ситуацию с оплатой труда в бюджетных организациях научно-технической сферы.
Разумеется, можно и необходимо говорить о том, чтобы государство существенно увеличило объемы финансирования науки. Но рассчитывать на положительный исход здесь не приходится, так как мы знаем состояние экономики, параметры федерального бюджета на 1999 год2.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на локальные меры, которые в состоянии принять каждая организация в рамках действующего законодательства для стимулирования научных работников. Речь идет об усилении роли премирования в повышении творческой активности ученых, стимулировании других работников, занятых в научно-технической сфере. Необходимо внедрять такие системы оплаты труда и поощрения занятых в отрасли «Наука и научное обслуживание», которые основаны на учете их действительного вклада в получение и применение новых знаний.
Механизм премирования занятых в научно-технической сфере
Стимулирующее воздействие на улучшение качественных показателей деятельности бюджетных научно-технических организаций (НТО) может быть усилено с помощью премиальной системы. Механизм премирования включает обоснование источников премирования, определение круга премируемых, показателей и условий премирования, дифференциацию размеров премирования, установление порядка выплаты премий [11].
1. Источники премирования Премиальный фонд НТО образуется за счет средств от экономии по смете расходов, целевых средств вышестоящих органов, спонсорских взносов и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
2 Определение круга премируемых Дирекция НТО по согласованию с советом трудового коллектива премирует не отдельных работников, а коллективы подразделений за конкретные результаты, полученные в процессе проведения НИОКР, за обеспечение целостности и непрерывности исследовательского процесса.
Коллективы и отдельные работники, виновные в невыполнении договорных обязательств, в несоб-
людении стандартов и технических условий, не премируются.
Премирование работников производится поквартально, с учетом выполнения показателей премирования.
Дирекция НТО вправе премировать отдельных работников за выполнение особо важных заданий.
3. Показатели премирования
Показатели премирования дифференцируются в зависимости от характера и способа измерения результата: они нацелены на улучшение промежуточных и конечных результатов, прямых и косвенных показателей эффективности. Характер показателей определяется спецификой деятельности структурных подразделений (таблица 3).
Структурные подразделения
(вид деятельности)
Показатели
1. Научные лаборатории
2. Аспирантура
3. Библиотека
4 Редакционно-издательский отдел 5. Бухгалтерия
6. Планово-экономический отдел
7. Юридическое бюро
8. Отдел материально-технического снабжения
9. Отдел кадров
10. Отдел экспертизы НИР
11. Инженер по охране труда технике безопасности
12. Канцелярия отдел)
(общий
13. Дирекция (директор, его заместители)
Досрочное выполнение тематического плана НИР (при условии обеспечения высокого качества результатов НИР), создание научного задела Выполнение плана по приему и выпуску специалистов с защитой диссертаций, соответствующих требованиям ВАК России Полнота библиотечного фонда, читаемость и обращаемость книжного фонда Выполнение плана выпуска литературы (номенклатура, тираж), уровень качества выпускаемой литературы
Обеспечение правильной организации бухучета, контроля за целевым использованием бюджетных средств, качественное составление и предоставление в срок отчетности, отсутствие пени за несвоевременные взносы платежей в бюджет, внебюджетные социальные фонды Своевременная разработка квартального финансово-экономического плана, своевременное и качественное предоставление оперативно-статистической отчетности, своевременный расчет цен на научно-техническую продукцию (стоимости проектов НИР), редакционно-издательские услуги
Уровень качества юридической экспертизы заключаемых НТО договоров на создание научно-технической продукции, своевременное представление имущественных исков к лицам, не выполняющим договорные обязательства, своевременное обжалование незаконных решений и постановлений административных, судебных, арбитражных и иных органов в установленном порядке
Отсутствие простоев в подразделениях по вине складского снабжения хозяйства, отсутствие нарушений требований по приемке, хранению и выдаче материалов
Снижение числа нарушений трудовой дисциплины, темпов текучести кадров по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, уровень качества кадрового планирования, своевременное оформление приема и увольнения работников
Уровень качества состава и структуры научно-технических работ на всех этапах научно-исследовательского цикла
Выполнение мероприятий по охране труда и технике безопасности, снижение числа нарушений правил техники безопасности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
Соблюдение сроков прохождения корреспонденции, отсутствие нарушений по ведению архивного дела
Результаты работы НТО в целом (объем выполненных работ, уровень нолученных результатов, состояние научно-технического потенциала) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
4. Дифференциация размеров премирования
Премиальный фонд НТО распределяется в соответствии с вкладом каждого структурного подразделения и личным вкладом работника в улучшение показателей эффективности работы коллектива НТО в целом. Пример распределения премиального фонда НТО между подразделениями может быть представлен следующим образом:
- научно-исследовательские подразделения (основное производство) - 60%
- подразделения управления и организации НИ-ОКР (инфраструктура) - 15%
- дирекция - 25%
Итого: - 100%
Для определения вклада дирекции в премиальном фонде НТО целесообразно использовать следующие критерии:
- замедление темпов развала научно-технического потенциала (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) - 13 %;
- недопущение снижения научно-технического уровня разработок (в процентах от общего объема выполненных НИОКР) - 12%.
Распределение суммы премий между научно-
исследовательскими подразделениями производится по видам работ, в зависимости от объема и сложности каждого вида работ, в следующих размерах (в процентах от установленной премии) (таблица 4).
Премирование руководителей структурных подразделений производится по результатам работы подразделения и устанавливается в процентном отношении от соответствующего премиального фонда.
Премия руководителям НТО (дирекции) выплачивается лишь при 100% выполнении показателей деятельности учреждения в целом.
Размер премии работника определяется его вкладом в создание научно-технической продукции, обеспечение целостности и непрерывности исследовательского процесса, повышение общей эффективности функционирования учреждения в целом. Вклад конкретного работника в решение задач, стоящих перед НТО, определяется методом балльных оценок по критериям оценки его труда. Балльный метод оценки труда научных работников использовался в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР [12].
Критерии оценки труда научного работника приведены в таблице 5.
Таблица4
Распределение суммы премий между научно-исследовательскими подразделениями
№ Вид работ Доля в %
1. Фундаментальные исследования 30-50
2. Теоретико-прикладные исследования 20-40
3. Разработки 10-30
Итого: 100
Таблица5
Критерии оценки труда научного работника
№ Наименование критериев Баллы
1. Выполнение календарного плана:
а) в срок + 1
б) с опозданием -1
2. Научно-технический уровень полученных результатов:
а) получены принципиально новые результаты, не известные науке (новые теории, + 5
законы и т.д.)
б) установлены некоторые общие закономерности, разработаны новые методы, + 3
способы и алгоритмы
в) найдены положительные решения поставленных задач на основе простых + 2
обобщений, проведен анализ отдельных связей между факторами
г) описаны отдельные элементарные факторы, сделаны реферативные обзоры + 1
3. Творческая активность (выдвижение новых идей) + 2
4. Ученая степень:
а) доктор наук + 2
б) кандидат наук + 1
5. Активное использование в работе зарубежной научной литературы + 1
6. Публикация результатов исследования в центральных изданиях + 1
Максимальное количество баллов, набранных научным работником, может достигать двенадцати. Количество баллов, набранных научным работником, определяется следующим образом:
Vj = Z
где:
V - количество баллов, набранных ^м работником ¡-го подразделения;
vK .. - оценка 1-го работника .-го подразделения по к-му критерию;
п - количество критериев. Вклад научного работника в решение поставленных задач определяется руководителем соответствующего подразделения.
Тогда размер премии, выплачиваемой научному работнику, определяется с помощью формулы вида:
W:
=
-К
j=1
где:
- премия 1-го работника .-го подразделения; Wj - премиальный фонд .-го подразделения; т - количество работников подразделения, подлежащих премированию. Величина премиального фонда .-го научного подразделения определяется как
W = a W
j j НИР'
где:
а^ - доля .-го подразделения в премиальном фонде, выделенном на стимулирование научных работников (определяется решением дирекции с участием руководителей научных подразделений);
W
премиальный фонд научных подразделе-
ний (определяется совместным решением дирекции и совета трудового коллектива).
Количество баллов, набранных работником инфраструктуры, определяется как разность между максимальным значением, равным десяти, и числом баллов, характеризующих некачественное выполнение работы, недобросовестное отношение к своим должностным обязанностям (минус один балл за каждый случай нарушения).
Размер премии, выплачиваемой работникам инфраструктуры, определяется по аналогии с работниками научных подразделений. 5. Порядок выплаты премий 1. Основание для выплаты премий - данные бухгалтерской отчетности, а также оперативного учета. Основанием для подготовки приказов по НТО о премировании работников служат представления руководителей структурных подразделений, в которых определена степень их участия (в баллах) в решении стоящих перед НТО задач, а также соответствующие расчеты финансово-экономических служб.
2. Учет премий в себестоимости научно-технической продукции производится за тот период, по результатам которого они начислены, независимо от срока их выплаты.
3. Основные нормативные акты, регулирующие экономические отношения в научно-технической сфере, изложены в [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Эффективная система оплаты труда персонала даже в условиях бюджетных ограничений способствует снижению темпов развала кадрового потенциала науки.
2. Премиальный фонд НТО необходимо распределить по степени весомости вклада работников в получение промежуточных и конечных результатов, для чего необходимо разработать соответствующие критерии оценки научного труда.
3. С помощью премиального фонда НТО необходимо обеспечить молодым ученым оплату труда на уровне, не ниже прожиточного минимума.
4. Ситуация с ростом числа докторов и кандидатов наук в условиях непрерывного сокращения затрат на науку выглядит абсурдной.
Примечания
1 Федеральным законом Российской Федерации от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» установлена с 1 апреля тарифная ставка (оклад) первого разряда ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 110 рублей.
2 На 1999 г. из федерального бюджета на науку запланировано выделить примерно 11,4млрд. руб. (в 1998 г. - примерно 11,2 млрд. руб.), несмотря на повышение цен в конце 1998 г. более чем в два раза.
Библиографический список
1. Российский статистический ежегодник. М., Госкомстат России. 1994, с.143, 144.
2. Россия в цифрах. Статистический сборник. М., Госкомстат России, 1998, с.280, 281.
3. «Поиск», 1998, № 48.
4. «Поиск», 1998, № 50.
5. Россия в цифрах. Статистический сборник. М., Госкомстат России, 1995, с. 91.
6. Россия в цифрах. Статистический сборник. М., Госкомстат России, 1997, с.508.
7. Яблонский А.И. Математические модели в исследовании науки. М., Наука, 1986.
8. Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки. «Вопросы философии». 1998, № 1, с. 17.
9. «Экономика и жизнь», 1997, № 15.
10. «Поиск», 1998, М51-52.
11. Гендлер Г.Х. Премирование в социально-куль-
v
турных отраслях. Текст лекций. Л., ЛЭФИ, 1988. дловск, Знание, 1974.
12. Азарх М.А. Оплата труда научного персона- 13. О науке и инновациях. Основные норматив-
ла е зависимости от эффективности его труда. Свер- ные акты. Нормативный сборник. М., Буквица, 1998.
Todosiychuk А.
REMUNERATION OF STAFF IN THE BUDGET SCIENTIFIC ORGANIZATIONS
The article analyzes implemented personnel potential scientific and technical sphere, issues of pay staff in the various budget organizations, as well as a proposal for awarding researchers. Keywords .wages, bonuses in budgetary research institutions.
УДК 351
Уханов О.А.
СТОИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье приводятся аргументы в пользу позиции, согласно которой, обучение граждан бесплатно и за плату не должно различаться по сумме, а иметь только различный источник финансирования. Определена авторская позиция о необходимости принятия законов о праве на информацию и ее защиту.
Ключевые слова: стоимость образования, образовательные услуги, объем оплаты, обеспечение информационной безопасности, охрана интеллектуальной собственности.
В Общество защиты прав потребителей образовательных услуг очень часто обращаются студенты или их родители с вопросом обоснованности стоимости обучения. Интересуются данным вопросом обучающиеся не только в негосударственных образовательных учреждениях, но и в государственных. С одной стороны, ответ прост - стоимость обучения определяется затратами образовательного учреждения на образовательный процесс, включая затраты на заработную плату преподавательского состава, учебно-материальную базу, арендные платежи за учебные помещения и т.д. С другой стороны, имеется определенная проблема. Анализ ситуации, создавшейся с предоставлением платных образовательных услуг государственными образовательными учреждениями, показал, что государство несет затраты на обучение студентов, оплачиваемые из федерального бюджета, во много раз меньше, чем сам гражданин, следовательно, при осуществлении основной своей деятельности у некоммерческой организации образуется прибыль. Если это так, то имеет место нарушение действующего законодательства, завышается стоимость обучения, нарушаются права потребителей образовательных услуг.
На такую мысль нас натолкнули материалы ревизий финансовой деятельности образовательных учреждений, публикуемые в журнале «Образование в документах». Так, в его .№5 за 1999 г. был опубликован отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Иркутского государственного медицинского университета в 1997-1998 гг. В разделе отчета, посвященном формированию внебюджетных источников поступления, указывается, что проверяемое образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые
средства за счет предоставления платных образовательных услуг. Для проверяемого медицинского университета это обучение студентов на контрактной и договорной основе, следовательно, все внебюджетные поступления были только от этой деятельности (об иной в отчете упоминания нет). Всего на платной основе обучалось 223 студента. Анализ в отчете дается за 9 месяцев 1998 г. Далее указывается, что сумма превышения доходов над расходами в размере 2 820 тыс. рублей расходовалась без сметы, что является нарушением Инструкции Министерства финансов СССР от 12.06.81 .№ 120. Полагаю, что именно эта сумма была заплачена 223 студентами сверх истиной стоимости их обучения. Она была истрачена для «... депозитных вложений в коммерческий банк «Радиан» через покупку простых векселей». Получается, что некоммерческая организация - образовательное учреждение - при реализации основной своей деятельности имела прибыль, которая не использовалась на образовательный процесс, чем нарушалось положение законодательства об образовании. Постараюсь это пояснить и обосновать.
Обучение оплачивалось из расчета 1200 долларов США в год. В отчете есть ссылка, что эта сумма устанавливалась на основании приказа Минздрав-медпрома России .№ 17 от 31.01.95г. Было бы интересно ознакомиться с этим документом, но, видимо, он не был опубликован и не прошел регистрацию в Минюсте России, так как в Бюллетене министерств и ведомств за 1995 г. его нет. Как и почему он применяется? Соответствует ли он закону? На все эти вопросы может ответить пока только прокуратура. Мы же выскажем следующие соображения.
В соответствии с Законом Российской Федера-
136
© Уханов О.А., 2014