Научная статья на тему 'Описание стенда для изучения динамических характеристик упорного подшипника скольжения с неподвижными подушками при переходных процессах'

Описание стенда для изучения динамических характеристик упорного подшипника скольжения с неподвижными подушками при переходных процессах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
189
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ СТЕНД / УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК / ПЕРЕХОДНЫЙ ПРОЦЕСС / MEASURING BENCH / THRUST BEARING / TRANSIENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Соколов Н. В., Хадиев М. Б., Серазутдинов М. Н.

В статье изложена целесообразность применения упорных подшипников скольжения с неподвижными подушками в винтовых и центробежных компрессорах. Приведены достоинства и недостатки подшипников. Описывается экспериментальный центробежный компрессор, испытуемый упорный подшипник с неподвижными подушками и способы снятия показаний с измерительного стенда. Намечены перспективы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Соколов Н. В., Хадиев М. Б., Серазутдинов М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows advisability of fixed-pad thrust sliding bearings applications for the screw and centrifugal compressors. Advantages and drawbacks of the above bearings have been set forth. Experimental centrifugal compressor, tested fixed-pad thrust bearing and methods for taking readings of measuring bench have been described. Prospects for future investigations have been outlined.

Текст научной работы на тему «Описание стенда для изучения динамических характеристик упорного подшипника скольжения с неподвижными подушками при переходных процессах»

Н. В. Соколов, М. Б. Хадиев, М. Н. Серазутдинов

ОПИСАНИЕ СТЕНДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ

ПРИ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССАХ

Ключевые слова: измерительный стенд, упорный подшипник, переходный процесс.

В статье изложена целесообразность применения упорных подшипников скольжения с неподвижными подушками в винтовых и центробежных компрессорах. Приведены достоинства и недостатки подшипников. Описывается экспериментальный центробежный компрессор, испытуемый упорный подшипник с неподвижными подушками и способы снятия показаний с измерительного стенда. Намечены перспективы исследования.

Key words: measuring bench, thrust bearing, transient.

The article shows advisability of fixed-pad thrust sliding bearings applications for the screw and centrifugal compressors. Advantages and drawbacks of the above bearings have been set forth. Experimental centrifugal compressor, tested fixed-pad thrust bearing and methods for taking readings of measuring bench have been described. Prospects for future investigations have been outlined.

Повышение надежности работы, ресурса эксплуатации и других эксплуатационных характеристик винтовых [1] и центробежных компрессоров остается актуальной задачей для компрессорной техники в настоящее время. Эти параметры в первую очередь определяются динамическими характеристиками подшипников и уплотнений.

Поэтому одной из главных задач при проектировании компрессоров является выбор типа и определение статических и динамических характеристик подшипников [2].

В винтовых и центробежных компрессорах и быстроходных мультипликаторах широкое

распространение находят осевые подшипники с неподвижными подушками. Они обладают следующими преимуществами: конструктивно

просты, имеют малое количество деталей,

допускают пуск и остановку под нагрузкой, имеют малые потери мощности на трение и низкую температуру смазочного слоя по сравнению с подшипниками с самоустанавливающимися

подушками. К положительным качествам этих подшипников следует отнести также возможность повышения жесткости их смазочного слоя уменьшением глубины клинового зазора.

К недостаткам этих подшипников следует отнести изменение характеристик вследствие износа клиновых скосов и трудности получения клиновых скосов малой глубины. Первый недостаток может быть сведен к минимуму обеспечением качественной смазкой и снижением шероховатости. Второй недостаток устраняется при изготовлении клиновых скосов механическим путем с помощью специальных приспособлений.

В процессе исследования необходимо изучить поведение упорного диска подшипника и давление в смазочном слое, а также входного и выходного давления компрессора, при переходных (нестационарных) режимах - при пуске компрессора, останове, а также при сильных

вибрациях с низкой частотой (помпаж), в режиме «реального времени», т.е. в зависимости от времени проведения эксперимента.

Стенд для проведения испытаний находится в боксе №4 ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа» (рис. 1, 2).

Рис. 1 - Стенд для испытания

подшипников скольжения

упорных

Рабочий агент - воздух.

Давление максимальное на нагнетании - 0,3

МПа.

Обороты максимальные ротора ступени -25 000 об/мин.

Диаметр колеса - до 300 мм.

Расположение колеса - консольное.

Мощность электродвигателя - 500 (700) кВт.

Измерительный стенд первоначально предназначен для исследования газодинамики центробежных ступеней. С целью изучения динамических характеристик упорного подшипника изготовлен испытательный образец с отверстиями под датчики и установлен на посадочное место быстроходного ротора мультипликатора стенда. Упорный подшипник (рис. 3) двухсторонний, с неподвижными подушками. Подушки имеют клиновой скос определенной глубины, количество подушек - 8. Подшипники являются

односторонними по направлению прикладываемой нагрузки и имеют определенное направление вращения.

Косозубая Упорный подшипник

передача скольжения

Рис. 2 - Мультипликатор и расположение датчика осевого перемещения

Стенд представляет собой установленный на раме мультипликатор в сборе, включающий в себя корпус со встроенной зубчатой передачей и расположенной консольносменной центробежной ступенью, безлопаточный диффузор, кольцевую сборную камеру и отводящий трубопровод, а также электропривод. К мультипликатору могут устанавливаться сменные ступени для испытания различных вариантов рабочих колес. Мультипликатор и электродвигатель соединены зубчатой муфтой.

Привод осуществляется от двигателя постоянного тока с переменным числом оборотов. Опора - мультипликатор, одноступенчатый, с эвольвентным зубчатым косозубым зацеплением. Служит для повышения оборотов ротора ступени. Стенд имеет большую мощность привода (500 кВт), позволяет испытывать упорный подшипник в широком диапазоне частот - до 25000 об/мин.

скольжения с неподвижными подушками

Система автоматики обеспечивает контроль над параметрами и аварийную остановку стенда при

превышении заданных величин определенных значений. Она спроектирована таким образом, что состоит из двух отдельно функционирующих современных измерительных систем - снятие характеристик проточной части компрессора посредством многоканальной аппаратуры СаШаи и измерение характеристик упорного подшипника скольжения с фиксированными клиньями посредством измерительного блока МвСр1ш, позволяющего одновременно получать и обрабатывать различные параметры. Все данные записываются на жесткий диск компьютера в зависимости от времени проведения эксперимента для их дальнейшей обработки. По результатам экспериментов в дальнейшем необходимо совместить основную характеристику компрессора с замеренными параметрами самого подшипника, чтобы определить поведение масляного слоя при переменном нагружении.

В процессе исследования упорного подшипника необходимо произвести замеры следующих величин:

1. амплитуду осевого перемещения упорного диска подшипника при переходных процессах под влиянием знакопеременной нагрузки - при пуске компрессора, выбеге, а также в зоне помпажа и при стационарной работе компрессора, при помощи вихретокового датчика перемещения, приложенного к торцу быстроходного вала мультипликатора;

2. измерение статического и динамического давления масляного слоя по среднему радиусу в двух радиально расположенных подушках рабочей и нерабочей сторон подшипника. Всего в 4-ех рабочих точках;

3. давление на входе и выходе из ступени при помощи манометров Метран;

4. температуру масляного слоя по среднему радиусу посредством впаянных термопар.

Перед исследованиями проведены измерения геометрии испытуемого образца упорного подшипника с целью проверки изготовления клиновых скосов и чистоты проведения эксперимента.

Для измерения давления масляного слоя используются пьезорезистивные датчики марки ТДАС-006-5-Д(А) ООО НПФ «Интелсенс» (рис. 4). Они позволяют измерять давление до 100 кгс/см , имеют малые габариты (диаметр 3,6 мм) и способны работать в широком диапазоне температур.

Рис. 4 - Датчик давления ТДАС-006-5-Д(А)

Предполагается разработать новую методику расчета упорных подшипников скольжения как с фиксированными клиньями, так и с

самоустанавливающимися подушками. Необходимо провести параметрический анализ составленной программы расчетов и сверить с полученными экспериментальными данными.

Изучение переходных процессов поможет решить проблему увеличения ресурса работы при пуске и останове существующих моделей подшипников, а также в зоне помпажа, что значительно увеличит ресурс и улучшит конструкцию будущих моделей подшипников центробежных и винтовых компрессоров высокого давления.

Литература

1. Хисамеев, И.Г. Создание винтовых компрессорных установок нового поколения/ И.Г. Хисамеев, М.Г. Абдреев, Ю.А. Паранин, М.Т. Садыков, Р.Р.

Якупов//Вестник Казан. технол.ун-та. - 2011. - №17. - С.

199-203.

2. Максимов, В.А. Разработка и утверждение СТП «Упорные подшипники винтовых компрессоров. Типы, основные параметры и размеры»./ В.А. Максимов, М.Б. Хадиев, Л.С. Юхневич //Технический отчет № 1214-78. СКБ по компрессоростроению, г. Казань, 1978. - С. 6065.

3. Хадиев, М.Б. Изготовление подпятников с плоско-

клиновой рабочей поверхностью./ М.Б. Хадиев, В.А. Максимов. //Информационный листок № 375-74

Татарского ЦНТИ, 1978. - С. 30-35.

4. Хадиев, М.Б. Расчет подпятников с плоско-клиновой рабочей поверхностью для винтовых компрессорных машин. / М.Б. Хадиев, В.А. Максимов. //Тезисы докладов IV Всесоюзной научно-технической конференции по компрессоростроению, сумы, 1974. - С.

200-210.

5. Максимов, В.А. Компрессорное и холодильное машиностроение на современном этапе/ В.А. Максимов, А.А. Мифтахов, И. Г. Хисамеев //Вестник Казан.технол.ун-та. - Казань. - 1998. - №1. - С. 50-100.

© Н. В. Соколов - инженер-конструктор III кат., ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа», [email protected]; М. Б. Хадиев - д-р техн. наук, проф. каф. компрессорных машин и установок КНИТУ, [email protected]; М. Н. Серазутдинов -д-р техн. наук, проф., зав. каф. теоретической механики и сопротивления материалов КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.