Научная статья на тему 'Описание снаряжения воинов в эпосе "Манас" кыргызского народа и его значение'

Описание снаряжения воинов в эпосе "Манас" кыргызского народа и его значение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1763
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ / MILITARY EQUIPMENT / ВОИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЭПОХА / MILITARY DEMOCRATIC ERA / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MATERIAL CULTURE / ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ / TRADITIONAL KNOWLEDGE / СТИЛЬ ХИЩНИКА / PREDATOR STYLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анарбаева Гульназ Араповна

В нашем небольшом исследовании повествуется о воинском снаряжении воинов в известном всем народам мира эпосе «Манас». Подробно описываются традиционные орнаменты, нанесенные на это снаряжение, способы их изготовления и историческое значение. Такие ценные материалы и сегодня вызывают интерес среди многих исследователей. Также многие стили этих снаряжений сохранены и в нашем современном обществе. Так как эпос «Манас» героический, среди одежд в нем много говорится о воинских снаряжениях. Особенно много упоминается ак олпок вид боевой верхней одежды с толстым слоем шерсти или ваты, которую надевали, когда шли в разведку, при сражении один на один, при сражении на поле боя, т.е. ак олпок является защитной одеждой баатыра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание снаряжения воинов в эпосе "Манас" кыргызского народа и его значение»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОПИСАНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ ВОИНОВ В ЭПОСЕ «МАНАС» КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Анарбаева Г.А. Email: Anarbaeva17109@scientifictext.ru

Анарбаева Гульназ Араповна - кандидат исторических наук, доцент, Ошский государственный университет, заведующая кафедрой, кафедра общественных наук, Финансово-юридический колледж, г Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в нашем небольшом исследовании повествуется о воинском снаряжении воинов в известном всем народам мира эпосе «Манас». Подробно описываются традиционные орнаменты, нанесенные на это снаряжение, способы их изготовления и историческое значение. Такие ценные материалы и сегодня вызывают интерес среди многих исследователей. Также многие стили этих снаряжений сохранены и в нашем современном обществе. Так как эпос «Манас» - героический, среди одежд в нем много говорится о воинских снаряжениях. Особенно много упоминается ак олпок - вид боевой верхней одежды с толстым слоем шерсти или ваты, которую надевали, когда шли в разведку, при сражении один на один, при сражении на поле боя, т.е. ак олпок является защитной одеждой баатыра.

Ключевые слова: воинское снаряжение, воинская демократическая эпоха, материальная культура, традиционные знания, стиль хищника.

DESCRIPTION OF THE EQUIPMENT OF WARRIORS IN THE EPOS "MANAS" OF THE KYRGYZ PEOPLE AND THEIR VALUE

Anarbaeva G-А.

Anarbaeva Gulnaz Arapovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, OSHSTATE UNIVERSITY, Head of the department, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, FINANCE AND LAW COLLEGE, OSH, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: in our small study, we are talking about the military equipment of soldiers in the epic Manas known to all the peoples of the world. Details describe the traditional arnaments applied to these equipment, the methods of their manufacture and historical significance. Such valuable materials are still of interest to many researchers today. Also many styles of these outfits are preserved in our modern society. Since the epic "Manas" is a heroic one, many clothes are mentioned about military equipment. Especially a lot of mention is given to akulp - a kind of combat outerwear with a thick layer of wool or cotton wool, which was worn when going to reconnaissance, during a one-on-one battle, when fighting on the battlefield, ie. As a gift, it is the protective clothing of the baatyr. Keywords: military equipment, military democratic era, material culture, traditional knowledge, predator style.

УДК: 159.9:39:395.6

В настоящей статье мы решили рассмотреть не только снаряжение кыргызских воинов в эпосе «Манас» , но и современную одежду мужчин. В эпосе мы находим много зарисовок о том, как изготавливаются эти снаряжения, об их видах, а также о том, что одевались люди того общества в соответствии с тем положением в обществе, которого они занимали. Например, есть там следующие строки [5, с. 256]: Вид у него как у короля, Падышалык керку бар,

Голова украшена золотом, волосы вплетены Башы папик алтын чок в косу.

Т.е. слово Борк (шапка) в тюркском языке означает головной убор. В эпосе Манас много встречаются названий черная шапка, красная шапка. Такая информация отмечается в китайских письменных источниках следующим образом: «Кыргызские предводители зимой надевали шапку из собольего меха, а летом надевают головной убор в золотой оправе в виде конуса сверху, а снизу отвороженный вверх. А другие надевают обычные калпаки».

Самым старинным из головных уборов считается мужской головной убор куло -конусообразная шапка. По сведениям, дошедшим до нас, такой убор применялся вплоть до начала XIX века. Их в основном сшивали из тонкой материи белого света. Кроме кыргызов в тюркских народах Средней Азии они готовились в разных формах. Как головной убор они предназначались только мужчинам. А в эпосе описывается одежда дервиша, именуемая «ак куло» (белая шапка). Значит куло - конусообразная шапка дервиша с острой кверху конечностью. Наверное из-за того, что они обычно готовились из белой материи, и вытекает название - ак куло [4, с. 8].

В эпосе также встречаются сведения о поясах-кушаках, которыми опоясывались сверху одежды, принадлежащие мужчинам. Они изготавливались из широкого, плотного ремня с нанесением на него различных арнаментов, с прекреплением золота, серебра и др. различных драгоценных камней. Пояс, называющийся Бото кур - (дословно - пояс из шкуры верблюженка), являлся статным, торжественным изделием, которым опоясывались главы родов:

Узорный калпак, желтые штаны, Саймалуу калпак, сары шым,

Позвякивающий мешочек, бото кур Шалдыркан кисе, бото кур.

Подковки золотые, каблуки медные, Наалысы алтын, жез екче,

Сын Айдаркана Кокчо баатыр. Айдаркан уулу Эр Кекче.

Такие пояса в сражениях выполняли также функцию защиты поясницы. Также описывается как знак власти, богатырства. При приеме представителя другого народа наличие бото кура в поясе у принимающего было обязательным. Снятие бото кура с пояса или наложение его на шею означало признание поражения. Это можно заметить в строках «Бото куру мойнунда, Эки колу боорунда», означающий «Пояс на шее, руки сложены на животе (выражение покорности)» [6, с. 7].

Рассмотрим общую этимологию слова пояс. Древнее Енисейское слово кеш [8, с. 97] (пояс) хранится в кыргызском слове кешене (кушак). По археологическим данным нам известно, что древние тюрки обматывались тонким поясом с крючками, на которые вешали различные мелкие, но необходимые вещички: огниво, точильный брусок, мешочки для ножей, бритв и др. Харатерные для тюрков такие украшения, мешочки были найдены и в Чуйском [10, с. 119] и Таласском [1, с. 97] долинах Кыргызстана. Как отмечает К.К. Юдахин: «В некоторых местах были найдены поясы из шкуры, украшенные кольцами и называемые илгич (вешалка)» [11, с. 28]. По словам Ф.В. Пояркова: «В поясе у мужчины закреплялись огниво, шила, расческа для бороды и другие вещи. Опоясываемые ранее поясы с мешочками теперь мало применяются, их можно встретить только у стариков. В поясе с мешочками в расстоянии от 2 до 3 укумов (укум - мера длины, равная расстоянию между концом большого пальца и согнутого указательного) с краю ремня выводятся отверствия; справа на поясе прикреплялся мешочек из кожи с накрытием, куда ложат расчесанные жилы, принадлежности для оседлания, а слева прикреплялись нож и другие вещички. Ранее все это украшалось серебром, медью, оловою и железом» [1, с. 97]. Таким же именем кисе художник П.М. Кошаров описывал кожаный мешок, куда ложились мешочек с порохом и пулями, а также огниво [1, с. 97]. Схожим этому слову названием «юсе-кур» (пояс с мешочками) Ч.Ч. Валиханов описывает кушаки казахов. Значит, пояса, которые применялись кыргызами и казахами, в обоих случаях применялись для вешания на них различных мешочков и вещей в соотвествии со временем и событиями.

Среди обувей в эпосе упоминается о жекесан - украшенном сапоге баатыров: Он описывается в эпосе следующим образом: На ногах красуется жекесан, Жекесан бутта чойкоюп,

А в руках изящное копье с флажком. ЖелектYY найза койкоюп [5, с. 53б].

Также в эпосе говорится об изящном торжественном сапоге, шитый из кожи и именуемый кок жеке - дорогая мужская обувь, которую носили только правители. Его изготовление, украшение, предназначение хорошо описано в «Заботах Каныкея»:

Отделивая золотом, вставляя серебро, Алтындатып чордотуп, айнегин KYMYШ

Отделив подошву сыромятной тесьмой. орнотуп,

Всюду в подошву прикрепив золото, Такасынын кыюусун, тасмал менен

Прочный сапог с бубенчиками. куратып,

Широкий каблук для ступни (чтоб свободно Таманынын баарына, сары алтын салып стоял), буратып,

Пара бубенчиков звенят, приятные взору, Конгуроолуу кек жеке, он кесилген бек

Сорок сапогов для сорок чоро (сподвижиники жеке.

баатыра). Таканын ичин ойдурган, таманды калын

койдурган,

Кош жылаажын салдырган, кийсе кыба кандырган,

Кырк чорого кырк етYK.

Обычно обувь приспосабливались для езды верхом, они изготавливались с высокими подошвами, длинными голенищами, с узким, чуть приподнятым вверх носом. Сапоги такой формы носили и девушки, и джигиты.

Так как эпос «Манас» - героический, среди одежд в нем много говорится о воинских снаряжениях. Особенно много упоминается ак олпок - вид боевой верхней одежды с толстым слоем шерсти или ваты, который надевали, когда шли в разведку, при сражении один на один, при сражении на поле боя, т.е. ак олпок является защитной одеждой баатыра. Он изгатавливался таким стойким, что пуля не сможет пробить, копьё не сможет пролезть, меч не сможет прорубить. Как говорится в эпосе:

Воротник из золота, рукава из меди Жакасы алтын, жени жез,

Медный панцирь с мелкими колечками. Жез бадана торгой кез.

Двойной панцирь с мелкими колечками, Кош бадана торгой кез,

Воротник в позументах, широкая безрукавка, Келеме жака кен ^рме.

Пуля не пробет, Копьё не продырявит, Керишке кийсе ок етпес,

Нар кескен (мечь) не прорубит. Найзанын учу тешпеген.

Нар кескен огу кеспеген.

Такое одеяние надевали на себя баатыры, как Манас, главы родов, знаменитые, авторитетные люди. Ак олпок изнутри отделывался шелком или другой материей, снаружи сшивался войлоком и отделанной шкурой. На наружной стороне зарисовывались различные силуэты хищних животных (дракона, змеи, льва, тигра). Об этом многократно упоминается в эпосе. Например:

При встрече с врагом, Астындан душман кез келсе,

Чтоб он испугался. ЖYрегY чыгып кетсин деп.

Снаружи ак олпок, Ак олпоктун сыртына,

Нарисовал узором, Кара чаар жыландын.

Грозную черную змею. Бедерин салып койгонмун.

Такие сведения можно находить и у древних скифов, саков. В У1-П веках до нашей эры на воинские одеяния наносили силуэты хищников. Было поверие, что нарисованные животные являются святыми, которые оберегают от беды. Ак олпок изготавливался подходящим конному воину, не мешающим его движениям, с коротким полом, прямым воротником, спереди и сзади замкнутый, бока завязывались специальными завязками. Наряду с ним надевались чарайна (железные латы), чопкут (вид боевого одеяния, близкого к олпок), обвязывались кушаком. Также надевались такие виды воинского одеяния как кандагай (спайка из меди или железа), кок жеке (дорогой мужской обувь), туулга (шлем).

В эпосе об олпоке сказано: один подол постелил, а другою покрыл себя. Это подтверждает то, что олпок состоит из двухчастей. Слова олпок также имеет смысл постели. Ну а слова ак (белый) означает не только цвет, но и что-то священное [5, с. 59]. Слова «Ак олпок» в переводе с манчжурского означает (олбок) «кольчуга», «попона». Знаменитый ак олпок Манаса искусницы во главе с Каныкей шили из шерсти и хлопка, изнутри отделали прочной и дорогой материей, чтоб пуля не пробила, в него зашивали железную пластинку. Об этом упоминаются и в трудах К. Айдаркулова [2] и И. Молдобаева.

Кыргызы с давних времен выделивали кожу и высоким мастерством шили одеяния из кожи. Среди них есть кандагай шым - мужские штаны из кожи горного козла, лося и др. животных, они специально изготавливались для баатыров. Их надевали, когда шли на врага, на бой всадников на пиках, на сваливание. Они доходил до пяток, в боковую часть длиною около пяди накладывалась двойная накладка, во швы зашивалась кантики в виде очищенной от шерсти и

закрашенной в другой цвет кожи, а сами швы зашивались двойной жилой. В спине обматывался кожаным гашником.

В эпосе Манас Кошой богатырь в борьбе участвовал в таких штанинах. Чтоб добыть шкуру для изготовления этой штанины, по слухам о том, что шкура горной козы местности Дандун-баш, расположенный за Анжыяном (современный Андижан) и до Айым-Мунсок бывает плотным, Каныкей специально отправила туда 60 охотников во главе с Абыке с заданием, чтобы не портить шкуру, убить коз только выстрелом в глаз. Она сушила их в недоступном солнечному лучу месте, обделывала шесть месяцев в медном ведре, держа в закваске для дублирования кожи из коры яблони. Затем штанины зашили 90 ткачих во главе с Кайып кызы Арууке. Изнутри обделала дорогой материей, защила стальной колпачок. Кандагай (штанина) пришел в пору Кошою, а он в знак благодарности благославляет Каныкея [6:207-208].

Древние народы Сибири считали Хандагая (лося) святым животным. Термин «Кандагай» не встречается в родственных тюркских языках, но в тунгуско-манчжурских и монголских языках данное слово встречается в видах кандагаа-кандака (в языках эвенков), кандахан (в манчжурском языке), кандага-канагай (в древнемонгольском языке) хандагай (бурятском языке), что означает «бугу» (олень), «кулжа» (горный баран).

Во время войн кыргызы надевали на себя кольчужные одеяния. Он предназначался для защиты от таких орудий войны, как пуля, копьё, мечь. Кольчуга сплетался в виде платья из сплетения стальных колечек. В эпосе об этом снаряжении повествуется так: «Бравый молодец белый панцирь одел вплотную» [7, с. 10, 24].

Одеяния, снаряжения кыргызских воинов, их описание по материалам эпоса «Манас» подробно отражены в трудах ученых Ю.С. Худякова [9, с. 7-8], А. Бакирова [3, с. 107-109].

И. Молдобаев одеяния кыргызского воина, отправляющегося на войну, расшифровывает следующим образом: белдемчи - пояс, военное одеяние из железа, предназначен для защиты живота, паха. Может быть изготовлен из металла, обделанной кожи, иногда из прочного войлока. Бадана - панцирь, кольчуга, чопкут - боевое одеяние, близкое к олпок. Карыпчы -надевающийся в боях нарукавник. Чарайна - (латы), у этого одеяния есть несколько видов. Первый - боевое одеяние, надевающийся вплотную сверху нательного белья, изготавливается из металла или плотной кожи. Второй - специальные железки, натягивающиеся между лопатами баатыров. Третьий - шкура в виде верхнего одеяния. Кроме этого из боевых одеяний есть еще ак олпок (один из видов боевого одуяния, см. выше), жеке (мужской обувь), жекейбоз (пояс богатыря), курооко - верхнее одеяние, панцирь. Белый панцирь, жавороний глаз, Ак курееке торгой кез,

Воротник из желтого золота. Жакалыгы сары алтын

Все пуговицы также из золота Туймесунун баары алтын [6: 245-247].

Боевые одеяния курооко (панцирь), кубо (непроницаемый для стрелы халат, панцирь), чайинги тон (один их видов верхнего халата), встречающиеся в эпосе соответствуют боевым одеяниям Енисейских кыргызов. Еще один вид боевого снаряжения, упоминающийся в эпосе, жеке, жекей - означает украшенный мужской сапог из кожи.

По сюжетам эпоса можно отметить, что жена Манаса Каныкей была искусницей. Она сама со своими подручными узницами изготавливала специальные такие боевые одеяния для Манаса и его сорока чоро, как кыяк (латы), карыпчы (боевые нарукавники на плечевую часть руки), бадана, курооко (панцирь), жекей (сапог), соот (кольчуга), чопкут (боевое одеяние, близкое к олпок), белбоо, белдемчи (боевой пояс), тон (халат) и др. Этим она вносила свой вклад в дело охраны кыргызского народа от внешних и внутренних врагов.

Список литературы / References

1. Абрамзон С.М. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Б., 1999.

2. Айдаркулов К. Боевое одеяние «Ак олпок» // научные чтения, посвященные памяти академика АН Кирг. ССР. С.И. Ильясова. Фрунзе: Илим, 1969.

3. Бакиров А. «Эпос Манас» - источник изучения военного искусство кыргызов // Эпос «Манас» как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса «Манас». Б., 1995.

4. Манас. 1книга. Ф., 1978.

5. Манас. 2 книга. Ф., 1980.

6. Эпос «Манас». По варианту Сагымбай Орозбак уулу. 3 книга. Ф., 1981.

7. «Манас» и кыргызские обычаи. // Международный сход. YрYмЧY, 2015.

8. Руденко С.И., Кузеев Р.Т. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменные организации башкир в 17-18 вв, Уфа 1957 // Абрамзон С.М. Кыргыз жана кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер. Б., 1999.

9. Худяков Ю.С. Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье (к вопросу о возможности идентификации некоторых реалий из эпоса «Манас») // Эпос «Манас» как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса «Манас». Б., 1995.

10. Щербак А.М. Названия домашних и диких животныз в тюркских языках // Историческое развитие лексики тюркских языков. М., 1961.

11. Юдахин К.К. Кыргызско-русский словарь. Ф., 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.