Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ ПРОСТРАНСТВА АЛТАРЯ И ХОРА В "ОТКРОВЕНИЯХ БЛАЖЕННОЙ АНДЖЕЛЫ" И ЦЕРКОВЬ САН ФРАНЧЕСКО В ФОЛИНЬО'

ОПИСАНИЕ ПРОСТРАНСТВА АЛТАРЯ И ХОРА В "ОТКРОВЕНИЯХ БЛАЖЕННОЙ АНДЖЕЛЫ" И ЦЕРКОВЬ САН ФРАНЧЕСКО В ФОЛИНЬО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТАЯ АНДЖЕЛА / САН ФРАНЧЕСКО В ФОЛИНЬО / ФРАНЦИСКАНЦЫ / АЛТАРЬ / ХОР В ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЕ / ПАПА ГРИГОРИЙ IX / АССИЗИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковальчук Лада Игоревна

Статья посвящена особенностям организации пространства алтаря и хора в церкви Сан Франческо в Фолиньо и описанию сакрального пространства в «Откровениях блаженной Анджелы», оставленных неким францисканцем Арнальдо в начале XIV в. Внимание уделяется не только личности святой Анджелы из Фолиньо, но и истории текста «Откровений», его переводу на русский язык, осуществленному Л.П. Карсавиным в 1918 г., а также ракурсам его изучения. Упоминания о пространстве церкви в тексте «Откровений», безусловно, относятся к реальному пространству церкви конвента Сан Франческо в Фолиньо (ок. 1256 г.), с которым была тесно связана святая Анджела. Именно свидетельство Анджелы позволяет выдвинуть гипотезу о том, что планировка церкви Сан Франческо предполагала размещение хора перед алтарем, в пространстве наоса. Это важно, поскольку францисканское зодчество в Умбрии, подражая планировке главной базилики ордена в Ассизи, по всей видимости, обладало исключительной конформностью в расположении хора в пространстве апсиды. Зона пресвитерия в базилике Сан Франческо в Ассизи, в свою очередь, заимствовала планировку папских базилик в Риме, в которых алтарь располагался в средокрестии, а хор и трон папы находились вдоль дуги апсиды. Одновременно с этим выявляется отличие структуры прямоугольной в плане апсиды Сан Франческо в Фолиньо от формы полигональной апсиды, распространенной в других умбрийских церквях францисканцевАссизи, Орвието, Тоди, Спелло, Сансеполькро, Читта-ди-Кастелло и др.). Кроме того, церковь францисканцев в Фолиньо рассматривается в художественном и архитектурном контексте города. В статье делается предположение, что бросающееся в глаза отличие интерьера церкви Сан Франческо в Фолиньо могло быть связано с динамикой социально-политической жизни города и окрестностей, обусловленной главным образом взаимоотношениями сторонников папы и императора, а также с ролью францисканцев в этих процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF THE ALTAR AND CHOIR SPACE IN THE “REVELATIONS OF BLESSED ANGELA” AND THE CHURCH OF SAN FRANCESCO IN FOLIGNO

The article covers the peculiarities of the organization of the altar space and choir in the Church of San Francesco in Foligno and the description of the sacred space in the “Revelations of Blessed Angela” recorded by a certain Franciscan Arnaldo in the early 14th century. The author deals with Saint Angela of Foligno, the history of the text of the “Revelations”, its translation into Russian by L.P. Karsavin in 1918, and various perspectives of its study. The church space in the text of the “Revelations” undoubtedly refers to the space of the church of the convent of San Francesco in Foligno (ca. 1256), with which Saint Angela was closely associated. It is her testimony that allows us to hypothesize that in the layout of the Church of San Francesco the choir was supposed to be in front of the altar, in the space of the naos. This is important since the Franciscan architecture in Umbria, imitating the layout of the main basilica in Assisi, apparently had exceptional conformity in the arrangement of the choir in the space of the apse. The presbytery area of the Basilica of San Francesco in Assisi, in its turn, repeated the design of the papal basilicas in Rome, where the altar was located in the middle of the cross-shaped layout, while the choir and throne of the pope were placed along the apse curve. The article reveals the difference between the rectangular apse of San Francesco in Foligno and polygonal apses in other Umbrian Franciscan churches (in Assisi, Orvieto, Todi, Spello, Sansepolcro, Citta di Castello, etc.). In addition, the Franciscan church in Foligno is examined in the artistic and architectural context of the city. The author argues that the striking difference of the interior of the Church of San Francesco in Foligno could be determined by the dynamics of the socio-political life of the city and its surrounding area, mainly due to the relationship between supporters of the pope and the emperor and involvement of the Franciscans in these events.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ ПРОСТРАНСТВА АЛТАРЯ И ХОРА В "ОТКРОВЕНИЯХ БЛАЖЕННОЙ АНДЖЕЛЫ" И ЦЕРКОВЬ САН ФРАНЧЕСКО В ФОЛИНЬО»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2020. № 5

Л.И. ковальчук*

описание пространства алтаря и хора в «откровениях блаженной анджелы» и церковь сан франческо в фолиньо

L.I. Kovalchuk

DESCRIPTION OF THE ALTAR AND CHOIR SPACE IN THE "REVELATIONS OF BLESSED ANGELA" AND THE CHURCH OF SAN FRANCESCO IN FOLIGNO

Аннотация. Статья посвящена особенностям организации пространства алтаря и хора в церкви Сан Франческо в Фолиньо и описанию сакрального пространства в «откровениях блаженной Анджелы», оставленных неким францисканцем Арнальдо в начале XIV в. Внимание уделяется не только личности святой Анджелы из Фолиньо, но и истории текста «откровений», его переводу на русский язык, осуществленному Л.П. Карсавиным в 1918 г., а также ракурсам его изучения. Упоминания о пространстве церкви в тексте «откровений», безусловно, относятся к реальному пространству церкви конвента Сан Франческо в Фолиньо (ок. 1256 г.), с которым была тесно связана святая Анджела. именно свидетельство Анджелы позволяет выдвинуть гипотезу о том, что планировка церкви Сан Франческо предполагала размещение хора перед алтарем, в пространстве наоса. Это важно, поскольку францисканское зодчество в Умбрии, подражая планировке главной базилики ордена в Ассизи, по всей видимости, обладало исключительной конформностью в расположении хора в пространстве апсиды. Зона пресвитерия в базилике Сан Франческо в Ассизи, в свою очередь, заимствовала планировку папских базилик в риме, в которых алтарь располагался в средокрестии, а хор и трон папы находились вдоль дуги апсиды. одновременно с этим выявляется отличие структуры прямоугольной в плане апсиды Сан Франческо в Фолиньо от формы полигональной апсиды, распространенной в других умбрийских церквях францисканцев (в Ассизи, орвието, Тоди, Спелло, Сансеполькро, Читта-ди-Кастелло и др.). Кроме того, церковь францисканцев в Фолиньо рассматривается в художественном и архитектурном контексте города. В статье делается предположение, что бросающееся в глаза отличие интерьера церкви Сан Франческо в Фолиньо

* Ковальчук Лада Игоревна, аспирант кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Kovalchuk Lada Igorevna, Postgraduate Student, Department of Art History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University +7-985-600-97-45; ladakovalchuk@yandex.ru

могло быть связано с динамикой социально-политической жизни города и окрестностей, обусловленной главным образом взаимоотношениями сторонников папы и императора, а также с ролью францисканцев в этих процессах.

Ключевые слова: святая Анджела, Сан Франческо в Фолиньо, францисканцы, алтарь, хор в церковной архитектуре, папа Григорий IX, Ассизи.

Abstract. The article covers the peculiarities of the organization of the altar space and choir in the Church of San Francesco in Foligno and the description of the sacred space in the "Revelations of Blessed Angela" recorded by a certain Franciscan Arnaldo in the early 14th century. The author deals with Saint Angela of Foligno, the history of the text of the "Revelations", its translation into Russian by L.P. Karsavin in 1918, and various perspectives of its study. The church space in the text of the "Revelations" undoubtedly refers to the space of the church of the convent of San Francesco in Foligno (ca. 1256), with which Saint Angela was closely associated. It is her testimony that allows us to hypothesize that in the layout of the Church of San Francesco the choir was supposed to be in front of the altar, in the space of the naos. This is important since the Franciscan architecture in Umbria, imitating the layout of the main basilica in Assisi, apparently had exceptional conformity in the arrangement of the choir in the space of the apse. The presbytery area of the Basilica of San Francesco in Assisi, in its turn, repeated the design of the papal basilicas in Rome, where the altar was located in the middle of the cross-shaped layout, while the choir and throne of the pope were placed along the apse curve. The article reveals the difference between the rectangular apse of San Francesco in Foligno and polygonal apses in other Umbrian Franciscan churches (in Assisi, Orvieto, Todi, Spello, Sansepolcro, Citta di Castello, etc.). In addition, the Franciscan church in Foligno is examined in the artistic and architectural context of the city. The author argues that the striking difference of the interior of the Church of San Francesco in Foligno could be determined by the dynamics of the socio-political life of the city and its surrounding area, mainly due to the relationship between supporters of the pope and the emperor and involvement of the Franciscans in these events.

Keywords: Saint Angela, San Francesco in Foligno, Franciscans, altar, choir

in church architecture, Pope Gregory IX, Assisi.

* * *

В тексте «Откровений блаженной Анджелы», составленном в начале XIV в., можно обнаружить редчайшее описание пространства церкви Сан Франческо в Фолиньо. Это свидетельство оказывается чрезвычайно важным в контексте всей архитектурной традиции умбрийских францисканцев. Представляется, что текстологическая критика оставленного свидетельства вместе с анализом художественно-архитектурной среды Фолиньо позволят уточнить происхождение уникального устройства алтаря и хора и наметить контур для дальнейших исследований.

0 самой святой Анджеле из Фолиньо1 (ок. 1248-1309) известно немного2. В основном сведения о ее жизни и личности реконструируются исследователями из книги ее видений и наставлений, записанных на латыни неким монахом-францисканцем, братом Арнальдо3. Почитание Анджелы (в том числе прижизненное), по-видимому, культивировалось прежде всего среди ее ближайших францисканских соратников. Молчание средневековых источников и отсутствие даже кратких упоминаний об Анджеле в текстах XIV в. не агиографического характера (за исключением «древа распятой жизни Христа» францисканского спиритуала Убертино да Казале) наталкивало исследователей на мысль о том, что Анджела и вовсе может являться выдуманным персонажем, порожденным фантазией францисканских спиритуалов (trompe-lœil biographique). Такое мнение высказывал, например, Жак Даларен, крупнейший знаток письменной традиции ранних францисканцев4. Если принять эту точку зрения и допустить, что Анджела может являться плодом литературного творчества, то суждения и ракурс мировосприятия созданного персонажа уместно транслировать на автора (или авторов) текста, что само по себе интересно и востребовано при изучении нарративной традиции францисканцев.

Фигура Анджелы привлекала внимание авторов разных взглядов и с разных ракурсов, от Жоржа Батая5 до представителей французской феминистической волны6, не говоря уже о специальных иссле-

1 Анджела была причислена к лику святых в 2013 г. папой Франциском посредством эквиполентной канонизации (canonizatio aequipollens), при этом без подтверждения факта совершения чудес после беатификации (1701) и укоренившегося народного почитания блаженной. См.: Ткачев Е.В. Канонизация II Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 348-349.

2 Биографическая линия «откровений» описана и повторена во многих изданиях, см., например: КарсавинЛ.П. Предисловие переводчика II откровения блаженной Анджелы I Пер. с лат. и ит. Л.П. Карсавина, А.П. Печковского. Киев, 1996. С. 3-35; Tomkinson D.V Angela of Foligno's Spiral Pattern of Prayer II Franciscans at Prayer I Ed. by T.J. Johnson. Leiden; Boston, 2007. P. 198-201.

3 о роли брата Арнальдо и связанных с ним возможных искажений концепции Анджелы см.: Mooney C. M. "tte Authorial Role of Brother A. In the Composition of Angela Foligno's Revelations II Creative Women in Medieval and Early Modern Italy: a Religious and Artistic Renaissance I Ed. by E. A. Matter, J. W. Coakley. Philadelphia, 1994. P. 34-63.

4 Dalarun J. Angèle de Foligno a-t-elle existé? II "Alla Signorina". Mélanges offerts a Noëlle de la Blachardière. 1994. N 204. P. 59-97.

5 БатайЖ. Внутренний опыт I Пер. с франц., послесловие и коммент. С.Л. Фокина. СПб., 1997. С. 189-196.

6 об этом с указанием специальной библиографии см.: Mazzoni C. Feminism, Abjection, Transgression: Angela of Foligno and the Twentieth Century II Mystics Quarterly. 1991. N 17 (2). P. 61-70.

дованиях по истории средневековой религиозности7. Существенно меньше и скорее формально ее откровениями интересовались историки искусства8. Впрочем, в последнее десятилетие интерес к ее личности и творениям заметно вырос, даже в искусствоведческой среде. Так, в 2013 г. в палаццо Тринчи в Фолиньо под емким слоганом «от видимого к невыразимому» проходила выставка умбрийских распятий и живописи на досках со сценами Распятия, оплакивания и снятия с креста. Концептуальный замысел подчеркнуто камерной выставки заключался в том, что памятники, избранные кураторами для показа, так или иначе были связаны с жизнью и мистикой Анджелы9.

В отечественной исторической науке об Анджеле и ее религиозном опыте вспоминают нечасто, обычно лишь в связи с выходом новых переводов сочинений жанра откровений и видений10. Вместе с тем перевод книги видений на русский язык появился в Советской России в 1918 г., когда за несколько лет до своей эмиграции Л.П. Карсавин задумал создать книжную серию «Библиотека мистиков» (и даже подготовил первый ее том11), что в условиях советских реалий являлось задачей практически невыполнимой12.

Логически противоречивая по стилю изложения, лишенная законченности и стройной последовательности мистика Анджелы с трудом поддается индоктринированному анализу, и эта особен-

7 Среди относительно недавних и полных библиографических списков следует отметить соответствующий раздел монографии: Vedova M. Esperienza e dottrina. Il Memoriale di Angela da Foligno. Roma, 2009. P. 19-37.

8 Bisogni F. L'iconografia della beata Angela da Foligno // Sante e beate umbre tra il XIII e il XIV secolo. Chiara d'Assisi, Agnese d'Assisi, Margherita da Cortona, Angela da Foligno, Chiara da Montefalco, Margherita da Città di Castello: mostra Iconografica. Foligno, 1986. P. 129-139, 144-185; Acosta-Garcia P. Shouting at the Angels: Visual Experience in Angela of Foligno's Memoriale // Mirabilia. 2014. N 17. P. 115-139.

9 См. каталог, изданный к выставке: Dal visibile all'indicibile: crocifissi ed esperienza mistica in Angela da Foligno / A cura di M. Bassetti, B. Toscano. Spoleto, 2012.

10 Топорова А.В. Религиозная жизнь средневековой Италии в зеркале литературы. М., 2018. С. 63-74.

11 Откровения блаженной Анджелы / Пер. и вступ. ст. Л.П. Карсавина. М., 1918 (1996). Карсавин работал с текстом dossier Анджелы, включенного в первый том «Деяний святых» (Acta sanctorum), изданного болландистами в 1643 г. День памяти Анджелы отмечается 4 января и приходится на начало мартиролога. См.: De B. Angela de Fulginio // Acta Sanctorum. Parisiis, 1864. Januarii. T. 1. P. 186-234.

12 Слава Карсавина как «советского» переводчика францисканской мистики обсуждалась не только в России: Bartolomei Romangnioli A. Prefazione // Il Libro di Angela da Foligno e le sue traduzioni / А cura di A. Bartolomei Romagnioli, M. Vedova. Spoleto, 2019. P. XIX. В этом же издании см. небесспорную по аргументации и выводам статью А. Клестова: Klestov A. La traduzione in russo del Liber Lelle di Lev Karsavin // Ibid. P. 121-145.

ность текста не единожды отмечалась в историографии13. Вероятно, именно этим вызвано то, что откровения Анджелы редко находят отклик среди исследователей женской мистики Средневековья. Верно и то, что мистические переживания Анджелы меркнут на фоне более позднего «активного мистицизма» Екатерины Сиенской14 или крайнего аскетического реализма немецкой мистики жанра сестринских книг15.

История текста откровений запутана и сложна. Сегодня считается, что «Книга блаженной Анджелы» ("Liber beatae Angelae", известна также под заглавием "Liber sororis Lelle") состоит из двух основных условно выделяемых сочинений: «Воспоминаний» (Memoriale)16, наиболее полной версии записанных откровений, и «Наставлений» (Instructiones)17, включающих также посмертные добавления к записи брата Арнальдо18. «Воспоминания» в свою очередь также известны по разным спискам и зафиксированы в краткой19 и пространной редакциях, при этом более оригинальной сегодня считается последняя20.

13 Топорова А.В. Указ. соч. С. 69.

14 Екатерина Сиенская. Письма I Изд. подг. А.В. Топорова. М., 2013. С. 281.

15 Имеется в виду радикальные мистико-аскетические практики, описанные цюрихской доминиканкой Элсбет фон ойе в ее «откровениях»: Распятая возлюбленная распятого Сына: Немецкая мистика позднего Средневековья. очерк традиции II Штагель Э. Житие сестер обители Тёсс I Изд. подг. М.Ю. Реутин. М., 2019. С. 424-429.

16 Книга «Воспоминаний» охватывает период приблизительно с 1285 по 1291 г. она неоднократно издавалась отдельно. В настоящей статье цитирование производится по изданию: Angela da Foligno. Memoriale II La letteratura francescana. Testo latino a fronte. La mistica. Angela da Foligno e Raimondo Lullo I A cura di F. Santi. Milano, 2016. Vol. 5. P. 28-233.

17 Древнейший из сохранившихся список «Наставлений» относится к 1496 г. и в настоящее время хранится в монастыре Святой Схоластики в Субиако (cod. 112). Strózynski M. "tte Composition of the Instructiones of St. Angela of Foligno II Collectanea Franciscana. 2018. N 88. P. 198-200.

18 Tomkinson D.V. Op. cit. P. 197. Впервые в такой последовательности откровения Анджелы были критически изданы в: Il libro della Beata Angela da Foligno. Edizione critica II A cura di L. "ttier, A. Calufetti, O.F.M. Grottaferatta, 1985. Издатели полагали, что пространная редакция «откровений» была развита на основе краткой (и аутентичной) версии, которая относится к «бельгийской группе» манускриптов. Эта точка зрения была пересмотрена. Подробнее об истории изучения рукописной традиции текста см.: Strózynski M. Op. cit. P. 188-191.

19 Цитирование этой версии «откровений» приводится по изд.: Angela de Fulgineo. Vita et opuscula II Ristampa anastatica dell'edizione del 1714 curata da Giovan Battista Boccolini I E. Menestô, nota introduttiva. Spoleto, 2014. P. 6-129.

20 Древнейшая рукопись с текстом «Книги откровений» (cod. 342) хранится в городской библиотеке в Ассизи и датируется 1309 г. См.: Bartoli LangeliA. Il Codice di Assisi, ovvero il Liber sororis Lelle II Angèle de Foligno: Le Dossier. Texte remanié des communications présentées à la table ronde de Rome (1er-2 décembre 1995) I Éd. par G. Barone, J. Dalarun. Roma, 1999. P. 7-27. К сожалению, в настоящий момент я не располагаю факсимильным изданием рукописи: Il "Liber" della beata Angela da Foligno.

Тексту откровений в целом присуще использование разного рода пространственных категорий, хотя привычная иерархия сакрального здания крайне редко фиксируется в повествовании21. Так, сильнейшее мистическое переживание Анджела испытала, еще не войдя внутрь базилики Сан Франческо: в тексте подчеркивается, что видение было ниспослано святой, когда она находилась «в притворе церкви» (in in-troitu ostii ecclesia)22. Важно, что в воспоминаниях Анджелы описание интерьера зачастую ограничивается отстраненным перечислением, а какие-либо детали фиксируются опосредованно, например, при описании хода мессы.

Об алтарном пространстве, алтаре и совершаемых на престоле действиях, прежде всего о таинстве причастия и Евхаристии, в тексте упоминается не единожды. Говоря об алтаре, Анджела подразумевает именно престол (mensa), при этом в тексте различается реальный алтарь, находящийся в физическом пространстве церкви и используемый во время освящения гостии, и алтарь мистический (mensa spiritualis23), или же таинство алтаря как таковое (sacramento altaris). Также для передачи конкретного расположения престола или рассказчика относительно престола используются предлоги с однозначным пространственным значением (super mensam, ad mensam, in mensa). Алтарь употребляется в синонимичных значениях и с теми же пространственными смыслами (super altare, in altari, juxta altare).

Подобно тому, как условно можно выделить циклы богородичных и страстных видений, в отдельной части книги (De sacramento altaris) наиболее полно и последовательно раскрывается евхаристическая тема24. Именно в этой части «Откровений» содержится

Edizione in fac simile e trascrizione del ms. 342 della Biblioteca Comunale di Assisi, con quattro studi / A cura di E. Menesto. Spoleto, 2009.

21 Описание пространства у Анджелы имеет мало общего с литературным жанром экфрасиса. Об архитектурном экфрасисе см. прежде всего: Webb R. The Aesthetic of Sacred Space. Narrative, Metaphor and Motion in Ekphrasis of Church Buildings // Dumbarton Oaks Papers. 1999. N 53. P. 59-74; Виноградов А.Ю., Захарова А.В., Черноглазов Д.А. Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников. СПб., 2018. С. 57-64. В контексте «Откровений» более уместно, пожалуй, говорить об описании литургического пространства (C. Синдинг-Ларсен), тогда как те или иные архитектурные наблюдения или перечисления компонентов храмового интерьера приводятся в тексте скорее опосредованно. См.: Sinding-Larsen S. Iconography and Ritual. A Study of Analytical Perspectives. Oslo, 1984. P. 88-90.

22 Откровения блаженной Анджелы...С. 62-63; Angela da Foligno. Op. cit. P. 58.

23 Ibid. P. 106.

24 В таком виде евхаристические видения Анджелы упорядочены в сокращенной редакции, с которой работал и Карсавин. См.: Откровения блаженной Анджелы. С. 96-100. В пространной версии эти же рассказы распределены в иной последовательности и переданы в других формулировках.

фрагмент, который интересен в контексте планировки церкви Сан Франческо в Фолиньо. Повествуя об одном из своих походов на мессу, Анджела сообщает, что вошла в хор для того, чтобы причаститься25. Внимание привлекает прежде всего траектория ее движения внутри пространства церкви. Соблюдая устав терциариев, Анджела как женщина едва ли могла находиться во время богослужения в хоре с братьями и канониками. К началу XIV в. пространственно-планировочные принципы устройства францисканских церквей обуславливались стремлением к тотальному ограничению прихожанок или представительниц религиозных общин, при этом социальные и коммуникативные ограничения, накладываемые именно на женские монастыри, оказывались даже более суровыми, чем аналогичные обязательства мужских конгрегаций и, соответственно, более строго контролировались. В частности, эта норма отражена в булле "Periculoso", изданной папой Бонифацием VIII (1294-1303). Булла предписывала строгое соблюдение затворничества (clausura) для всех женских общин и конвентов, при этом ответственность за соблюдение постановления относилась к прерогативам местного епископата26. Устав кларисс, подтвержденный в 1264 г. папой Урбаном IV, не ограничивал доступ во францисканские церкви, но запрещал коммуникацию монахинь с братьями и прихожанами, во всяком случае — публичную.

В этой связи более правдоподобным кажется, что Анджела могла слушать мессу в «нижнем нефе», т.е. за пределами высокой стены алтарной преграды, а к моменту причастия переместилась в предалтарную зону27. Описанная здесь планировка церкви Сан Франческо предполагает такое устройство интерьера, когда алтарь расположен в трансепте или непосредственно перед апсидой, а хор выступает в неф. Именно в такой конфигурации движение Анджелы к алтарю через хор кажется правдоподобным (рис. 1). В исследовательской литературе эта особенность упоминалась, но лишь фрагментарно, как пример редкого и не слишком важного исключения из

25 "Et antequam intrarem intus in chorum ad communicandum, dictum fuit michi ita: "Modo est in altari Filius Dei secundum humanitatem et divinitatem, et est associatus cum multitudine angelorum". Angela da Foligno. Op. cit. P. 158.

26 Makowski E. Canon Law and Cloistered Women: Periculoso and its Commentators, 1298-1545. Washington, D.C., 1997. P. 80-85.

27 О францисканской (и доминиканской) традиции сооружения преград tra-mezzo см.: КовальчукЛ.И. Алтарные преграды в итальянских церквях ранних францисканцев // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб., 2019. С. 513-524.

Рис. 1. Фолиньо, церковь Сан Франческо в XIII в., план автора. A — алтарь; C — хор;

S.Mat. — капелла Сан Маттео

удивительного единообразия архитектурной практики умбрийских францисканцев28.

Следует отметить, что понятие хора в храмовой архитектуре Средневековья многозначно. К примеру, если для французской готики термин «хор» (choir) применяется для травей между трансептом и апсидой, а "chevet" относится ко всему восточному завершению (т.е. апсиде с обходом и радиальными капеллами)29, то в системе францисканских церквей "chorus" (choro, coro) включает в себя сразу два параметра: функциональное значение (месторасположение конкретных сидений хора) и пространственное (зона церкви, предназначенная для целебрантов, т.е. группы кардиналов, клириков,

28 Cooper D. Franciscan Choir Enclosure and the Function of Double-Sided Altar-pieces in Pre-Tridentine Umbria // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 2001. N 64. P. 32, n. 86.

29 Bony J. French Gothic Architecture of the 12th and 13th Centuries. Berkeley; Los Angeles; London, 1983. P. 6, 49-60.

монахов, сопровождающих папу, епископа или священника во время проведения мессы или ежедневного богослужения). В контексте центрального для францисканства памятника — базилики Сан Франческо в Ассизи — «хор» понимается также двояко: во-первых, как пространство трансепта и апсиды (поскольку между трансептом и апсидой отсутствует промежуточная зона); и, во-вторых, в значении присутствия клира (т.е. расположение сидений) в заалтарном пространстве апсиды.

Примечательно, что описанная выше деталь о движении к алтарю через хор приводится только в пространной версии «Откровений» (Мешопа1е), тогда как в более поздней и сокращенной редакции, которую, в частности, использовал и Карсавин, это же описание было сформулировано несколько иначе:

Et antequam intrarem intus in chorum ad commu-nicandum (курсив мой. — Л.К.), dictum fuit michi ita: «Modo est in altari Filius Dei secundum huma-nitatem et divinitatem, et est associatus cum multi-tudine angelorum»30.

Memoriale, 60, 12

Et quando appropinquabam ad communicandum, dictum est mihi ita: «Modo est super Altare Filius Dei, et secundum humanitatem, et secundum divinitatem, et est associatus cum mul-titudine Angelorum»31.

Vita et Opuscula, V, 4

А когда приближалась я к причастию, сказано мне было так: «Теперь на алтаре Сын Божий и по человеству, и по Божеству, и окружен он множеством ангелов»32. откровения, 117 (Пер. Л.П. Карсавина)

Расхождения в двух версиях «Откровений», как видно, не затрагивают общей повествовательной канвы и сути рассказа. По-видимому, в более поздней редакции пропуск был сделан переписчиком случайно и впоследствии не был замечен. Как кажется, герменевтическая особенность данного пропуска заключается в том, что эта деталь, будь она фикцией или выдумкой Анджелы (точнее, ее «редактора» Арнальдо), едва ли привнесла бы в текст повествования сколько-нибудь значимый дополнительный смысл. Более убедительным кажется то, что ремарка о движении к алтарю через хор могла отражать привычную планировку церкви и первоначально транслировалась автором непроизвольно, как итог привычного восприятия конкретного пространства церкви. Незначительное, по сути, искажение в поздней версии откровений можно было бы

30 «Прежде чем я вошла в хор для причащения, мне было сказано так: "Теперь на алтаре Сын Божий и по человечеству, и по божеству, и в окружении множества ангелов"». Цит. по: Angela da Foligno. Op. cit. P. 158.

31 Angela de Fulgineo. Op. cit. P. 106.

32 Откровения блаженной Анджелы. С. 98.

A Altar of the Holy Apostles (SS. Peter and Paul?) H High altar С Doinenico da San Severino's choir (1491- M Altar of St Michael

1501) P Papal throne

Рис. 2. Ассизи, базилика Сан Франческо, план верхней церкви (Д. Купер)

и вовсе проигнорировать, если бы эта деталь не сигнализировала о существенном отличии церкви Сан Франческо от распространенной типологии францисканских церквей в Умбрии33.

Дело в том, что в этих постройках хор располагался в пространстве апсиды (retrochoir), т.е. за алтарем, который в свою очередь относился к трансепту или нефу34. Впервые модель заалтарного пространства с хором вдоль линии апсиды и епископским троном по центральной оси была воспринята и использована именно в интерьере верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи (рис. 2)35. Иконографически такая композиция происходила от интерьера папских базилик в Риме, прежде всего Сан Пьетро и Сан Джованни ин Латерано36. В папских базиликах конфигурация хора

33 Schenkluhn W. Architektur der Bettelorden. Die Baukunst der Dominikaner und Franziskaner in Europa. Darmstadt, 2000. S. 56-59; Cooper D. Op. cit. P. 32-39.

34 О расположении и специфике францисканских алтарей в самом общем виде см.: Gardner J. Some Franciscan altars of the 13th and 14th centuries // The Vanishing Past. Studies in Medieval Art Liturgy and Metrology Presented to Christopher Hohler / Ed. by A. Borg, A. Martindale. Oxford, 1981. P. 29-38.

35 Об этой и других возможных коннотациях устройства верхней церкви базилики Сан Франческо см. прежде всего: Schenkluhn W. La basilica di San Francesco in Assisi: Ecclesia specialis. La visione di papa Gregorio IX di un rinnovamento della Chiesa / Trad. di C. Bolleri. Milano, 1991. P. 129-156.

36 О композиции алтаря и хора в римских базиликах см. прежде всего: Blaauw S., de. The Lateran and Vatican Altar Disposition in Medieval Roman Church Interiors: A Case of Models in Church Planning // Actes du Colloque a l'occasion du cinquantenaire

развивалась на протяжении нескольких столетий и лишь в XIII в. получила окончательное оформление, просуществовавшее до реформ Тридентского собора. Начиная с конца VII в. в текстах церемониала папского двора (в частности, уже в чине Ordo Romanus I) прослеживается определенная система организации пространства апсиды37. В центре глубокой апсиды устанавливался папский трон (кафедра), вдоль дуги апсиды располагался кардинальский синтрон, а на границе апсиды — алтарный престол (алтарное пространство здесь определяется как "sanctuarium"). Наконец, алтарь мог дополнительно ограждаться невысокой алтарной преградой, по другую сторону от которой располагалась зона духовенства, отличная от папских прелатов (т.е. клириков малых чинов: субдиаконы, мини-странты, певчие).

В Ассизи подобное заимствование было непосредственно связано с необходимостью воспроизвести такую внутреннюю планировку церкви, которая отвечала бы принципам папской литургии и, в частности, позволяла служить мессу versus populum38. Вне всякого сомнения, избранная конфигурация элементов апсиды в базилике в Ассизи определила последующую популярность расположения хора в заалтарном пространстве и алтаря на границе апсиды или в зоне трансепта практически во всех церквях францисканцев в Умбрии, входивших в подчинение средневековой кустодии ордена в Ассизи39. Несмотря на то что в провинциальных постройках эта норма транслировалась вне семантики папской архитектуры, а скорее из желания подражать главной базилике ордена, в конечном итоге она оказалась не менее устойчивой и распространенной. Именно на фоне подобного единообразия планировка церкви Сан Франческо в Фолиньо, описанная в «Откровениях», кажется проблематичной и уникальной.

На явное отличие интерьера Сан Франческо в Фолиньо от ум-брийских памятников указывает еще одна конструктивная особенность. Во францисканских церквях Умбрии было принято полиго-

du CESCM, Poitiers, 1-4 septembre 2003 / Éd par C. Arrigno, M.-H. Debiès et al. Turn-hout, 2006. P. 201-217.

37 Blaauw S., de. Origins and Early Developments of the Choir // La place du choeur. Architecture et liturgie du moyen age aux temps modernes / Éd. par S. Frommel, L. Lecomte. Paris, 2012. P. 14.

38 О литургических прототипах базилики Сан Франческо, мобильности папской курии и устройстве алтаря и хора см.: Theis P. Die Oberkirche von S. Francesco in Assisi oder De missa Pontificali // Römische Historische Mitteilungen. 2004. N 46. S. 140-60. Подробнее о влиянии понтификального церемониала на устройство алтарного пространства папских базилик в контексте Ассизи см.: КовальчукЛ.И. Алтарь и алтарное пространство в структуре францисканских церквей в Умбрии // Культура и искусство. 2019. № 12. С. 90-91.

39 CooperD. Op. cit. P. 18-32; Schenkluhn W. Architektur der Bettelorden. S. 56-63.

Рис. 3. Планы францисканских церквей в Умбрии: 1. Сан Франческо в Ассизи 2. Сан Франческо аль Прато в Перудже 3. Сан Фортунато в Тоди (Д. Купер) 4. Санта Кьяра в Ассизи (М. Бигарони) 5. Сан Франческо в Терни 6. Сан Франческо в Гуальдо-Тадино (В. Шенклюн)

нальное устройство апсиды (и, соответственно, хора), т.е. скамейки хора устанавливались вдоль стен (граней) апсиды. Среди крупных умбрийских церквей этого ряда можно перечислить базилики Сан Франческо и Санта Кьяра в Ассизи, церковь Сан Франческо аль Прато в Перудже, а также францисканские храмы в Орвието, Тоди, Спелло, Сансеполькро, Читта-ди-Кастелло (рис. 3).

Полигональные апсиды как вариант развития формы полуциркульной апсиды впервые появляются в гражданской архитектуре восточных провинций Римской империи уже в эпоху поздней антич-

ности (конец III — начало IV в.), а на протяжении IV в. их начинают применять и в строительстве храмовой архитектуры, в том числе в Италии (самые ранние относятся к Трихоре в Конкордии Сад-життарии (ок. 350), базилике в Монастеро (Аквилея, конец IV в.))40. Начиная с V в. типология трехгранной апсиды активно используется в столичной архитектуре Византии (церковь Студийского монастыря, Халкопратийская церковь в Константинополе). Однако поистине популярной эта форма становится в VI в. (Влахернская церковь, церкви св. Полиевкта, свв. Сергия и Вакха, св. Ирины и св. Софии), при этом не только в Константинополе, но и в Италии (Санта Мария Маджоре, Сан Витале, Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне)41.

Заметное распространение полигональные апсиды получили в готической архитектуре. В качестве наиболее ранних примеров возведения полигональной апсиды во Франции П. Франкль приводит восточное завершение Верденского собора (ок. 1147), епископскую капеллу (ок. 1155) и две капеллы трансепта в соборе Нотр-Дам в Лане, фланкирующие (первоначально полуциркульную) главную апсиду42. Использование граней в апсиде было обусловлено потребностью в заполнении оконных проемов витражными стеклами, что едва ли доступно при сохранении кривизны стены полуциркульной апсиды, а также стремлением к перекрытию апсиды нервюрным сводом. Наконец, стилистическая и конструктивная ориентация апсиды верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи на французские памятники (прежде всего собор св. Маврикия в Анжере43, часовня Сент-Шапель в Париже44 и готические капеллы епископов45) обусловила дальнейшую распространенность полигональных апсид во францисканских церквях Умбрии.

На фоне всего множества идентичных многогранных апсид особенно примечательно то, что в Фолиньо алтарный выступ получает

40 Graziadei A. Polygonal Apse as a Peculiar Feature of Architecture in Late Antiquity. A Study on the Typologies and the Diffusion Between the Fourth and the Sixth Century // Mediterranea. Quaderni annuali dell'Istituto di Studi sul Mediterraneo Antico. 2019. N 16. P. 49.

41 Ibid. P. 52-53.

42 Frankl P. Gothic Architecture / Revised by P. Crossley. New Haven; London, 2000. P. 74-75.

43 Schenkluhn W. La basilica di San Francesco...P. 124.

44 Основная информация о Сент-Шапель: Ibid. P. 130-134; Bony J. Op. cit. P. 388-391

45 Schenkluhn W. La basilica. P. 144-145. Пример уцелевшей капеллы такого типа обнаруживается в Реймсе, где она возводилась с перерывами в период с 1171 по 1220 г. и, возможно, теми же мастерами, что были заняты в строительстве собора. Cohen M. The Sainte-Chapelle and the Construction ofSacral Monarchy. Royal Architecture in Thirteenth-Century Paris. New York, 2014. P. 135-141.

прямоугольный план. В ХШ-Х1У вв. «прямоугольные» апсиды46 были характерны для францисканского зодчества в Тоскане (например, в церквях Сан Франческо в Пеше, Ареццо, Пизе, Кортоне и др.)47 Францисканская типология прямоугольных в плане алтарных выступов, по-видимому, происходила от планировки цистерцианских церквей, восточное завершение которых зачастую получало аналогичный алтарный объем48. Несмотря на то что такая форма была призвана подчеркивать строгость и отсутствие стремления к эстетизации, во францисканской архитектуре в Италии тип прямоугольного восточного завершения встречается заметно реже и уступает в популярности полигональным в плане апсидам. Единичные примеры использования такой планировки известны по францисканским церквям северных областей Италии, чаще всего провинциальным (в Павии49, Кассине50, Бассано-дель-Граппа51, Домодоссоле52). Еще одной распространенной типологией пространственного деления хора и апсиды во францисканской архитектуре является готический тип деамбулатория с венцом капелл. Например, они появляются в грандиозных церквях францисканцев в Болонье, Пьяченце, Падуе и Неаполе и подражают, прежде всего, памятникам французской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

готики53.

Таким образом, не решенным остается вопрос о причинах столь явного отличия планировки церкви Сан Франческо в Фолиньо, а появление здесь прямоугольной в плане апсиды тем более указывает на расхождение с архитектурной традицией Умбрии, довольно рано

46 О противоречивости термина «прямоугольная апсида» см.: СедовВ.В. О происхождении древнерусских храмов с прямоугольными алтарными выступами // Российская археология. 2019. № 3. С. 40.

47 Bruzelius C. Preaching, Building, and Burying. Friars and the Medieval City. New Haven; London, 2014. P. 64; Schenkluhn W. La basilica di San Francesco... S. 64-65.

48 Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture, 800 to 1200. New Haven; London, 1993. P. 223-237.

49 Romanini A. M. L'architettura gotica in Lombardia. Milano, 1964. Vol. 1. P. 174.

50 Ibid. P. 57-60. Недавно Сильвия Бельтрамо уточнила датировку этого памятника (начало строительства 1230-е гг.), а это означает, что церковь в Кассине относится к одной из самых первых итальянских построек францисканцев. См.: Beltramo S. Nuove ricerce sulle architetture francescane: San Francesco di Cassine e di Alessandria // IV Ciclo di Studi Medievali. Atti del Convengo, 4-5 giugno 2018, Firenze. Arcore, 2018. P. 480-484.

51 Wagner-Rieger R. Zur Typologie italienischer Bettelordenskirchen // Römische Historische Mitteilungen. 1957/58. Bd. 2. S. 296.

52 Romanini A. M. Op. cit. P. 262.

53 Общая информация о памятниках: Schenkluhn W. Architektur. S. 70-80; Ca-dei A. Cori francescani ad ambulacro e cappelle radiali // Storia e cultura a Padova nell'eta di santAntonio. Atti del Convegno internazionale di studi. Padova, Monselice, 1-4 ottobre 1981. P. 467-500.

кристаллизовавшейся уже в первых францисканских постройках. Одна из возможных траекторий решения этой проблемы, как кажется, лежит в области изучения истории региона и его художественной среды. Фолиньо является особенным местом во францисканской топографии и историописании54. Предание сообщает, что несколько раз здесь бывал и сам св. Франциск. На месте небольшой хижины, где останавливался святой, впоследствии возник францисканский конвент55. Монастырь и церковь Сан Франческо в Фолиньо появились в результате сразу нескольких крупных дарений. Францисканская церковь была возведена на месте небольшой романской часовни Сан Маттео, перекрытой каменным крестовым сводом. Большинство исследователей датируют эту постройку концом XI в. Впоследствии она была включена в объем новой церкви как боковая капелла. разрешение на переустройство небольшой церкви Сан Маттео францисканцы получили ок. 1212 г. от приора собора Сан Феличиано и епископа Фолиньо Эгидио дельи Атти ^1254)56. По смерти епископа францисканское владение церковью подтвердил уже граф Фолиньо, Джакомо ди Ридольфо57. Тогда же (1255) папа Александр IV передал братьям близлежащий папский дворец (ра1айпит сипа1е), на месте которого возвели здание конвента58. Предполагается, что строительство основного объема здания церкви завершилось уже к 1256 г.

Нынешний вид церкви Сан Франческо в Фолиньо имеет мало общего со средневековой постройкой. Западный фасад в стиле неоклассицизма был сооружен в 1886 г. в ходе общей перестройки церкви и ее интерьера59. Предположительно, средневековый фасад

54 Radi L. La comunitá dei frati minori convetuali e la chiesa di S. Francesco in Fo-ligno // Il complesso della chiesa e del convento di S. Francesco di Foligno. Nella storia, nell'arte, nella spiritualitá. Atti della giornata di studio. Foligno, 7 giugno 2003 / A cura di E. Menesto. Spoleto, 2004. P. 11-15.

55 Vauchez A. Francis of Assisi. The Life and Afterlife of a Medieval Saint / Transl. by M. F. Cusato. New Haven; London, 2012. P. 62.

56 После перехода Фолиньо на сторону императора Фридриха II в 1243 г. папа Иннокентий IV лишил город епископства. Об управлении диоцеза Фолиньо в это время см.: Ughelli F. Italia Sacra, sive De episcopis Italiae, et insularum adjacetium. T. I. Venetiis, 1717. P. 697-98.

57 Dorio D. Istoria della famiglia Trinci. Foligno, 1638. P. 107.

58 Guerrini P., Latini F. Foligno: dal municipium romano alla civitas medievale. Archaeologia e storia di una cittá umbra. Spoleto, 2012. P. 315.

59 Реставрация и переустройство средневековой церкви по проекту архитектора Андреа Вичи начались в 1796 г., но были прерваны оккупацией города французскими войсками генерала Бонапарта. Современный фасад и интерьер, а также новую кампаниллу церковь получила только в конце XIX в. См.: Busiri Vici A. La chiesa neoclassica dei conventuali di Foligno e le sue vicende // Antichitá viva. 1981. N 20 (2). P. 23.

с треугольным фронтоном был разделен на две части аркатурой с трехлопастными арками и содержал один портал стрельчатых очертаний, а также был декорирован белым мрамором и окном-розой. Оригинальное окно XIII в., снятое с фасада церкви в Фолиньо, впоследствии было установлено над центральным порталом фасада церкви Сан Франческо в Губбио60.

К конце XIII в. церковь Сан Франческо представляла собой однонефный латинский крест в плане с сильно вынесенным на запад трансептом, была перекрыта двускатной крышей в наосе и крестовым сводом в трансепте и апсиде вместе с прилегающей капеллой Сан Маттео. Центральный неф отделялся от трансепта широкой аркой-диафрагмой. Уже после смерти Анджелы, посредством умножения и пристройки капелл донаторов и знатных горожан, церковь фактически получила дополнительный неф, прилегающий с северной стороны первоначального нефа, а также дополнительный портал. оригинальные деревянные сидения хора не сохранились.

На стенах капеллы Сан Маттео уцелели росписи первых десятилетий Треченто. Часть из них, по-видимому, была выполнена под влиянием мастеров, работавших над росписью и алтарными образами для базилики Сан Франческо в Ассизи (Чимабуэ, Джунта Пизано) и художниками круга Джотто (Пальмерино ди Гвидо, Мастер Распятия церкви Сант Андреа (Спелло))61. Влияние мастерской Джотто ощущается, например, в росписи опорной пилястры, изображающей городского патрона святого Фелициана, особенно это заметно в декоре готического кивория, стоящего над фигурой святого62.

Архитектурный ландшафт Фолиньо в ХШ-Х^ вв. постоянно развивался, а созданные в этом время светские и сакральные постройки преимущественно и сформировали облик средневекового города, сохранившийся до сегодняшнего дня63. Строительство новых коллегиальных церквей и монастырей инициировалось епископами и поддерживалось папами, а впоследствии и правителями рода Тринчи. Впрочем, к 1260-м гг. строительство новых францисканских церквей и монастырей стало повсеместным в центральной Италии и во многом обуславливалось политикой св. Бонавентуры, в 1257 г.

60 Benazzi G. Testimonianze artistiche nella chiesa e nel convento di S. Francesco a Foligno // Il complesso della chiesa... P. 102.

61 Todini F. Un gruppo di affreschi del Trecento a Foligno // Paragone. 1977. N 28 (331). P. 69-70; Benazzi G. Op. cit. P. 105-106.

62 См. фотографии сохранившихся фресок капеллы на сайте фонда Федерико Дзери: http://137.204.24.170/scheda/opera/105662/Anonimo%20umbro%20sec.%20 XIV%2C%20Estasi%20di%20una%20santa (дата обращения: 16.03.2020).

63 См., например, искусствоведческий путеводитель серии "Touring club": Umbria // A cura di Touring Club Italiano. Milano, 2004. P. 378-393.

занявшего пост генерального министра ордена64. По количеству возведенных церквей и монастырей (особенно нищенствующих орденов) город не имел равных среди других городских коммун долины Сполето и по этой же причине оставался центром паломнической (как, впрочем, и торговой) жизни65.

Таких примеров немало. Кроме проекта по расширению церкви Сан Маттео, в конце Треченто в Фолиньо монахами ордена проповедников было начато строительство грандиозной церкви Сан Доменико на месте более ранней часовни. Просторная зальная церковь с трансептом завершалась полигональной апсидой с прорезанными высокими окнами. В 1212 г. уже упоминавшийся епископ Эгидио дельи Атти иниицировал строительство однонефной церкви Сан Клаудио, перекрытой крестовым сводом. Позже она была передана клариссам общины Карпелло (в окрестностях Фолиньо)66. Однонефная церковь Сан Джовании (Профиамма) была возведена в конце XI в., на месте раннехристианской постройки VI в., связанной с легендой и почитанием святого Фелициана. В ХП-ХШ вв. церковь носила коллегиальный статус и контролировалась епископом Фолиньо, несмотря на отдаленное от городского центра расположение.

Интересна ее декорация, появившаяся в XIII в. На фасаде церкви можно увидеть рельеф (рис. 4), созданный скульптором Мастро Филиппо не позднее 1230 г. Предположительно, он изображает папу Григория IX с кодексом в правой руке, а левой рукой попирающего епископским посохом дракона. О том, что перед нами именно фигура понтифика, свидетельствует сразу несколько мотивов. Во-первых, образ восседающего на пораженном драконе папы широко известен, даже во францисканском искусстве. В базилике Сан Франческо в Ассизи папский трон в апсиде покоится на постаменте с рельефной плитой, содержащей скульптуры библейских животных — львов, василисков и драконов. Здесь же, на троне, выгравирована цитата из Псалтири (Пс 90 : 13), буквально описывающая ветхозаветный источник изображенных животных67. Этот

64 Его строительные амбиции были отражены уже в первой энциклике: St. Bonaventure's Writings Concerning the Franciscan Order // Works of Saint Bonaventure / Ed. by D. Monti, G. Marcil, R.J. Karris. New York, 1994. Vol. 5. P. 59-60.

65 Sensi M. Foligno all'incrocio delle strade // Angele de Foligno: Le dossier. P. 280-284; Czortek A. Frati Minori e comuni nell'Umbria del Duecento // I Francescani e la politica. Atti del Convengo internazionale di studio, Palermo, 3-7 Dicembre 2002 / A cura di A. Musco. Palermo, 2007. P. 239.

66 Sensi M. Le clarisse a Foligno nel secolo XIII // Collectanea Franciscana. 1977. N 47. P. 358.

67 Super aspidem et basiliscum amulabis et conculcabis leonem et draconem (Ps 90 : 13).

Рис. 4. Фолиньо, церковь Сан Джованни Профи-амма, рельеф западного фасада (фото: http://www. luoghidelsilenzio.it/umbria/03_abbazie/03_spoletino_ folignate/00084/index.htm)

же мотив присутствует и в фасадной пластике базилики в Ассизи (рельеф карниза), но уже вне образности царя Давида. Фантастические животные (впрочем, скорее, как часть апокалиптической символики) присутствуют и в рельефах западного фасада собора Сан Руфино (Ассизи), работа над которым велась одновременно строительству Сан Франческо (ок. 1228) и, вероятно, стилистически близкими мастерами68. Во-вторых, известно скульптурное изображение папы непосредственно в декоре фасада, тоже в Ассизи. Существует гипотеза, что две фигуры орлов на фасаде базилики могли символизировать папу Григория IX и императора Фридриха Штауфена. В подтверждение такого взгляда приводится политика брата Илии Кортонского, руководившего строительством базилики, но симпатизировавшего Фридриху II. Кроме того, орел помещен на гербе семьи Конти ди Сеньи, к которой принадлежал Григорий IX (до понтификата Уголино ди Сеньи)69.

Этого, как кажется, достаточно, чтобы увидеть в рельефе в Сан Джованни Профиамма изображение понтифика. Но всегда ли папское присутствие в городе было столь желанно? На протяжении

68 Cristoferi F. La facciata // La Cattedrale di San Rufino in Assisi / A cura di F. Santi. Milano, 1999. P. 99.

69 Однако такая атрибуция проблематична, поскольку к 1228 г. конфликт между папой и императором уже не раз приводил к низложению последнего. См.: Michaels D.T. Prophecy in Stone: The Exterior Facade of the Basilica of St. Francis in Assisi // The Art of the Franciscan Order / Ed. by W.R. Cook. Leiden; Boston, 2005. P. 84-85.

всего XIII в. город постоянно менял свои политические симпатии, становясь то на сторону папства, то, напротив, пытаясь воевать и соперничать с соседними гвельфами. Несколько десятилетий подряд город являлся центром гвельфской партии во главе с графами семейства Антиньяно70. Известно, что в 1253 г. между Перуджей и Фолиньо началась изнурительная война, которая завершилась не в пользу города св. Анджелы71. Впрочем, уже в XIV столетии, в эпоху правления семейства Тринчи (1310-1439) и теперь при поддержке могущественной Перуджи, город пережил расцвет культуры и достиг немалого политического влияния во всей долине Сполето и контролировал большинство территорий юга Умбрии.

Может быть, социально-политическая переменчивость Фолиньо позволила францисканским строителям избежать конформности в копировании планировки Сан Франческо в Ассизи. Во всяком случае, в Фолиньо едва ли прослеживается тенденция к слепому копированию планировки базилики в Ассизи. Кроме того, францисканцы, получая особые привилегии от папы, так или иначе оставались в оппозиции по отношению к имперскому правлению. Так, например, в 1230-х гг. они были изгнаны из диоцезов Сицилийского королевства, и вплоть до завоеваний Карла I Анжуйского (1266) францисканское присутствие на юге Италии строго регулировалось, прежде всего имперским клиром72. В житии папы Григория IX (1227-1241), вошедшем в сборник "Liber Censuum" кардинала Чен-ция, сохранилось интересное описание Фолиньо: «город вероотступников, колыбель ереси, рассада предательства и клоака всяческой неверности»73. Видя столь претенциозную характеристику Фолиньо, следует помнить, что папа Григорий был не просто официальным покровителем францисканцев и близким другом самого святого Франциска, но еще и с большим трепетом относился к Ассизи и построенной здесь базилике Сан Франческо74. С такого ракурса полемика в архитектурной программе францисканцев в Фолиньо становится более понятна.

70 Sensi M. Op. cit. P. 271-278.

71 Bartoli Langeli A. I documenti sulla Guerra tra Perugia e Foligno del 1253-54 // Bollettino della Deputazione di storia patria per l'Umbria. 1972. N 69. P. 3-5.

72 Bruzelius C. Op. cit. P. 36-38.

73 "Fulginum civitatem apostatricem, primordium scismatis, proditionis plan-tarium, totius infidelitatis detestande sentinam". Vita Gregorii IX pape // Le Liber censuum remanié sous Grégoire IX et Innocent IV / Éd. par P. Fabre, L. Duchesne. T. 2. Paris, 1905. P. 21. Предположительно, житие Григория IX было составлено папским камерарием в период с 1239 по 1240 г. и включено в состав Liber Censuum между 1254 и 1265 гг.

74 Theis P. Op. cit. S. 128-131.

Как было показано, планировка зоны пресвитерия церкви Сан Франческо Фолиньо, весьма однозначно реконструируемая из текста «Откровений», представляет собой пример уникальной схемы расположения алтаря и хора, что, впрочем, нелишним было бы подтвердить техническими средствами75. Это отличие очевидно на фоне подчеркнутого единообразия в расположении элементов интерьера умбрийских церквей францисканцев, появившихся в XIII в. Однако причины, которые могли обусловить подобное расхождение, определить сложнее, хотя нежелание или отход от трансляции иконографии базилики ордена в Ассизи и, соответственно, распространенной планировки хора, показательно само по себе.

References

Acosta- Garcia P. Shouting at the Angels: Visual Experience in Angela ofFoligno's Memoriale // МШеаШа.2(Л4. КГ 17. P. П5-137.

Bataille G. Vnutrenniy opyt [Inn er Experience] / Trans. and comm. by S.L. Fokin.Uaint Petersburg: Aksioma, Mifril, 1337. 336 p.

Beltramo S. Nuove ricerce sulle architetture francescane: San Francesco di Cas-sine e di Alessandria // IV Ckh <di Studi Medievali. Atti del Convengo, 4-5 giugm 2018, Firenze. Ar co re: EBS Е&гюш, 2018. P. 480-490.

Bisogni F. Liconografia рeïla beata Angeta fa Foligno // Sante e beateumbre ню ilXIIIe ilXIV secolo. Chiara d'Assisi Agnese dAssi3i, Margherita da Cortona, Angela da Foligno, Chiara da Montefalrn, Macgherita da città рг Castello: mostra konografica. Foligno: Edizioni dsll'Arquata,1386. P. 123-186.

Blaauw S., de . The Lateran a99 Vatimn Altar Disposition in Medieval Roman Church Interiors: A Cose ofModek in (Church Planning// Cinquante années с1'études médiévales. À la confluene de ms disciplines. Actes du Colloque à l'o cca3ion du cinquantenaire du CESCM, Poitiers, 1-4 septembre 2003 / É d par C. Arrigni, M.-H. Debiès et al.Turnho^: Brep ols, 2006. P. 201-217.

Blaauw S., d e. (Origins and Early Developments o_2 the Choir // La place du choeur. Architecture et litmgie du moye9 age aux tempe mode4nes / Éd.parS. ftom-mel, L. Lecomte. Paris: Picard, 2012. P. 25-32.

Bony J. French GothicArchitecture of the 12th and 13th Centuries. Berkeley; Fos Angeles; London: University of California Pnss, 1383. 623 p.

Bruzelius C. Preaching, BuiMing, and Burying. Friars and the Medieval City. New Havens London:Yale UniverAity Press, 2014. 256 p.

Busir i Vici A. La chiesa neoclnssica dei conventuali di Foligno e le suevicende // Antichità viva. 130. № 20 (o). P. 2l-26.

75 Как, например: Giles L. Medieval Architecture and Technology: Using GPR to Reconstruct the Choir Screen at Santa Chiara in Naples // Journal of Medieval Art and Architecture. 2019. Vol. 4 (4). P. 123-160.

Cadei A. Cori francescani ad ambulacro e cappelle radiali // Storia e cultura a Padova nell'etä di sant'Antonio. Atti d el Ctnvegne internazitnale di stf di. Pa-dova, Monselice, 1-4 ottobce 1981. R 4^500.

Collen ¡VI. The Sainte-Chapelle and the Construction rf Saecal Monarchy. Rryal Architecture on Uric ternth-Centucy liacis. New York;: Cambr idge University Press, 2014. 400 p.

Il complesso della chien e del convento po S. Francesco di Foligno. Nella storia, Cellarte, nella spiritualité. Atti della gmcnata di studio. Foligno, 7 2ifgno 2003 / A cura di E. Menestö. Spoleto: Fondazione CiSAM,2004. 139 p.

Couant IC.J. Cauolingian and Romanesque Architecture, 800 to 1200. New Haven;London: Yalm University Press, 1993. 524 p.

Cooper I} Franciscan Chok Enclosure and the Function of Double-Sided Alterpieces in Pre-Tridentine UmbriC // oournal ef the Warburg and Courtauld Institutes. 2001.N 64. P. 1-54.

Cristoferi E Ln faaciata //La Cattedrale di üan Rufino in Assisi / A cura F S^iti. Milano: Siivma Editoriale, 1999. R 92-1VF.

Czoctek A.. Fraft' Minori e com uni nell'Umbr ia del Duecento // I Francescani e la politica. Atti del Convengo intecnazionale di studio, Palermo, 3-7 dicembce 2002 / A. Musco, a cura di. Palermo: Biblioteca fcancescana, 2007. P. 237-270.

Dal visibile aU'indicibile: croeifissi ed espeConza mistica in Angela da daligno C A cura di M. Bassettà, B. ToseanOi rpoleto: Fondazione CIS AM, 2t12.0d2 p.

Dalamn J. Angèle de Foligno a-t-elle existé? // Alla Signorina. Mélanges offerts a Noëlle de la Blachardière. 1994. N 204. P. 59-F7.

Frankl P. Gofhie Urchitectura / Revised by P. Ccossley. New Haven; London: Hale Un^versi^ Prass, ^0^0. 4h8 p.

Gardnen J. Some FranciscanAltars ofthe 13th anh 14th Centuried // our Vun-hhingPast. StudiN rn Medieval Art Liturgy and Metrology Presented to Christopher Hohler i Ed. by A. Borg, a. Martindale. OxfordS BriCiuh Acodaelogioal Ropoctsi 1981. P. 2^S>-13>ÎÎ.

Giles L. MedkvalArchitecture and Technology: Using GPR to Reconstruct the Choir Screen at Santa Chiam in Naples // Journal of Medieval Art and Arihitecture. 2009. Vol. 4 (4). p. 123-160.

Draziadei A. Polygonal .Apse as a Peculiar Feaaure of ArchAecture in Late Antiqrity A dudy on the Typologies and the Diffusion beoween the Fourth and the Sixth Century // Medite rranea. Quadeeni annuali dell'Istituto di Stud M sul Mediter-ranso Antico. F019. Vol. 16. P. 47-74.

Guerrini P., Latini F. FoHgno: dal municipeum romano alla civitas mediedale: Archteologia e s toria d iun0 città um bra. Spoleto: Fondazione CISAM, 2012. 424 p.

Gavalchuk L.I. Altar' i altarnoya proftrhnstvo v strukture fmntsiskanskikh tsenkvey v Umbrii [The Altar and the Altar Space in tde Stcuctore of Frenciscan Churo0ts in Umbria] // KuFtura i hkussMo. 2019. № 12. R 88-99.

Kovalchuk L.P Altarnyye pregrady v ital'yanskikh tserkvyakh rannikh fran-tsiskantsev [Altar Barrierc in the Italian Churches of the Early Franciscanst /i1 Aktual'nyye problem)/ teorii i istorii iskuusstva: sh nauch. statey [Topical Issues of the Theory and History o3 Arts: A Collection of Articles]. Issue 9 / Ed. by

A.V. Zakharova,S .V. Mal'tseva, E.Yu. Stanyukovich-Denisova. Saint Petersburg: NP-Print, 20 19. P. 513-5241.

II Libro di .Angela da Foligno e lesue traduzioni / A cura di A . Bartolomen Momagnioli, M. Vedova. Spoleto : Fondazione CISAM, 2019. 182 p.

Makowski EE. Canon Law and Cloisteced Women: Periculoso and Its Commentators, 1298-1545. Washington, D.C.: The Catholic University 2° America Press, 1990. 149 p.

Mazzoni C Feminism, Abjection,Transgression: Angela ofFolign o and the Twentieth C°ntury // Mystics Quarterly. 1991. N 10 (2). P. 61-00.

Michaels D.T. Prophecy in Stone: The Exterior Facade of the Basilica of St. Francis in Assisi // The Art of the Franciscan Order / W.R. Cook, ed. Leiden; Bos-ton:Brill, 2005. P. 0C-94.

Moone y C. M. The Authorial Role of Brother A. in the Composition of Angela Foligno's Revelaticns // CmeaAve Women in Mrdieval and Early Modern Italy: a Telгgoous a Cd Artistic Renatssancs a Ed. by E.A. Matter, J.W. Coakley. Philadelphia: University ofPennsylvania Press, 199-4. P. 34-63.

Ro maArn A.M. ILarchitetturagotioo in Lombardia. Vol. 1. Milano: C esehina, 1964. 526 p.

echenkluhn W. Arc4ite5aur der Bettelorden. Die Baukunst der Dnminikaner und Franziskaner in Europa. D armstadt: WiIsensohaítli che Buchgesellschaft, 2000. 296 S.

Schenkluhn W. La basiliea di San Francesco in Assisi: Ecclesia specialis. La visione di papa Zregorio IX di un rinnovamentodelld Chiesa / Mad. di C. Bolleri. Milnno: B iblioteca Francescana, 1991. 256 p.

Sedov V.V. O proisChozhdenii drevneruss5o5h Chramov s pryamougal'nymi altarnymi vystupami [On the Origin of Old Russian Churches with Rectangular Mltar Protrusions] H RoseiysCaya arCheologiya. 2019. № 3. P. 40-49.

Sensi M. Le clarisrc a FoHgno nel secoloXIH// CIllectanFa FrInciscana. 1900. N 40c P F49-363.

Sinding-Larsen S. Iconography and Ritual. A Study of Analytical Perspectives. New York: Co lumbia University Pre ss, 1984. 210 p.

Stagel E. Zhitiye sester obiteli Toss [Lives of the Nuns of Töss] / Prep. by M.Yu. Reutin. Moscow: Ladomir; Nauka, 2019. 600 p.

Strözynski M. The Composition of the Instructiones of St. Angela of Foligno // Collectanea Franciscana. 2018. N 88. P. 180-215.

Theis P. Die OberCirche von S. Francesco in Assisi oder De missa Pontificali // RömischeHistorisrheMitteilunFen' 2004:. N 46. S. 125-164.

TkachevE.V. Kanonizatsiya [Canonization] // Pravoslnvnaya entsiClopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 30. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravo-slavnaya entsiklopediva", 2012f F. 2269-0559.

Todini f. Un gouppo di affreschi del Trecrnto a Foligno // Paragone. 1900. N 28 (331). P.69-04.

Tomkinson D.V. Angela of Foligno's Spiral Pattern of Prayer // Franciscans at Prayer / Ed. by T.J. Johnson. Leiden; Boston: Brill, 2000. P. 195-220.

Toporova A.V. Religioznaya, zhizn' srednevekovoy Italii v zerkale literatury [Religious Life of Modioval Italy in the Mirror of Literature]. Mo scow: Tsentr gumanitarnykh initeiativ, a018. 192 p.

Umbria // A cura Pi Touring Club It aliano. Milano: Touring Club Italiano, 2004. 700 p>.

\tauc]loz A. Francis efAssiei. The Life 8nd Afterlife off a M8d ievol Saint / Transl. by M.f. Cusato.New Haven; LI ondon: Yale University Press, PO^^lf p.

Vedova M. Esperienzo e do/trino: Il Memoriole di Angela do Foligno. Roma. Istituto Otorico dei Cappuccini, 2009. 39I p.

Vinogradov A.Yu., Zakharova A.V., Chernoglazov D.A. Khram Svyotoy Sofii Konstontinopol'skoy v svete vizontiyskikh istochnikov [The Church ohOaint Oophia ol Constantinople in Light ol Byzantine Sources]. Oaint Petersburg: Pushkinskiy dom, 2018. 486 p.

Wagner-Rieger R. Zur Typologie italienischer Bettelordenskirchen // Römische Historische Mitteilungen. 19I7/19I8. Bd. 2. 0. 266-298.

Webb R. The Aesthetic of Sacred Space. Narrative, Metaphor and Motion in Ekphrosis of Church Buildings // Dumbarton Oaks Papers. 1999. N Ig. P. I9-74.

nocTyrona b pegaKSoro 12 Mat 2020 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.