Научная статья на тему 'Описание комплекса упражнения для укрепления мышц корсета спины при нарушении осанки и остеохондрозе'

Описание комплекса упражнения для укрепления мышц корсета спины при нарушении осанки и остеохондрозе Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1040
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / МЫШЦЫ СПИНЫ / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / ОСТЕОХОНДРОЗ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Волкова Анна Юрьевна, Соломатина Наталья Борисовна, Журавская Наталья Сергеевна

В статье рассматривается актуальная проблема нарушений осанки, которая часто встречаться у детей в школьном возрасте и со временем перетекают в дегенеративно-дистрофическое заболевание межпозвоночных дисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Волкова Анна Юрьевна, Соломатина Наталья Борисовна, Журавская Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание комплекса упражнения для укрепления мышц корсета спины при нарушении осанки и остеохондрозе»

Описание комплекса упражнения для укрепления мышц корсета спины при

нарушении осанки и остеохондрозе

1 2 3

Волкова А. Ю. , Соломатина Н. Б. , Журавская Н. С.

1 Волкова Анна Юрьевна / Volkova Anna Yurievna - магистр адаптивной физической культуры;

2Соломатина Наталья Борисовна /Solomatina Natalya Borisovna - магистр адаптивной физической культуры;

3Журавская Наталья Сергеевна / Zhuravskaya Natalia Sergeevna - профессор медицинских наук, кафедра теории и методики адаптивной физической культуры,

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема нарушений осанки, которая часто встречаться у детей в школьном возрасте и со временем перетекают в дегенеративно-дистрофическое заболевание межпозвоночных дисков.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, мышцы спины, нарушения осанки, остеохондроз.

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, суставов, связок, мышц, их нервных связей; он образует единый комплекс, главной задачей которого является передвижение тела в пространстве. Наибольшую роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы, выпрямляющие позвоночник. Симметрично вдоль позвоночника проходят длиннейшие мышцы спины и выпрямитель позвоночника, которые участвуют в разгибании туловища. К глубоким мышцам туловища также относятся короткие затылочно -позвоночные мышцы; мышцы, поднимающие ребра; подвздошно-реберная мышца; квадратная мышца поясницы, подвздошно-поясничная мышца. Поверхностные мышцы спины: трапециевидная и дельтовидная - подъем, опускание и вращение плеча, большая и малая круглые мышцы вращения предплечья, верхняя и нижняя ромбовидные мышцы, задняя зубчатая мышца, мышца, поднимающая лопатку, широчайшая мышца спины - движения корпуса, большая ягодичная мышца управляет наклонами вперед и выпрямлением, внутренняя и наружная косые мышцы живота - повороты туловища влево, вправо.

В современном мире проблема поддержания правильной осанки у детей становится все более сложной задачей с самого раннего возраста. Осанка: это повседневное положение тела непринужденно стоящего или сидящего человека. Состояние осанки зависит от степени развития спинных мышц «корсета», формы позвоночника. Во время роста у ребенка осанка имеет пластичный характер, она легко поддается изменениям, в этот период времени и происходит множество нарушений осанки, и они приходятся на младший школьный возраст. Это связано с неодновременным развитием суставно-связочного, костного аппаратов и мышечной системы тела ребенка. Кости и мышцы растут в длину, а рефлексы не успевают приспособиться к этим анатомическим изменениям. Дефектная осанка создает почву для проявления заболеваний позвоночника и других органов опорно-двигательного аппарата, приводящих к расстройствам деятельности внутренних органов, общей функциональной слабости, гипотонического состояния всего организма в целом. Впалая грудь или сутулость, пониженная емкость легких, сниженный иммунитет, что приводит к более частым простудным заболеваниям, усталости, слабости. Различают 3 степени нарушения осанки: 1-я степень включает в себя: минимальное изменение тонуса мышц, чуть заметную разницу в симметрии правой и левой части спины. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при постоянных занятиях лечебной гимнастикой. 2 -я степень характеризуется изменениями в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть видны лишь при длительных занятиях лечебной гимнастикой. 3-я степень характеризуется сильными изменениями в межпозвоночных хрящах и костях (дисках) позвоночника, изменения не исправляются лечебной гимнастикой, а требует специального ортопедического лечения с помощью специалистов.

Нарушение осанки на данный момент занимает одно из лидирующих мест среди патологий физического развития школьников. В то время как у школьного возраста нарушение осанки имеет приобретенный функциональный характер, связанный с ненормированным распределением нагрузки как на занятиях в школе, так и на дополнительных спортивных секциях, у людей в возрасте до 45 лет с остеохондрозом основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности. Таким образом, мы наблюдаем, что одной из причин развития остеохондроза служит нарушение осанки еще в школьном возрасте, а по мере взросления накапливается постоянная перегрузка позвоночника под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур, уменьшаются объём и быстрота движений. Отсутствие двигательной активности мышц постепенно приводит к гиподинамии, она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.

Остеохондроз (от греческих osteon - кость, chondros - хрящ) - это дегенеративно-дистрофическое заболевание межпозвоночных дисков, сопровождающееся биохимическими изменениями ткани позвонков, патология, вытекающая из-за несоблюдения правильной осанки в период формирования физиологических изгибов позвоночника. Происходит нарушение венозного кровотока, что способствует образованию тромбов в венах, связывающих позвонки с дисками. В результате этого вены запустевают и склерозируются,

развиваются дистрофические процессы. Кроме того, постоянное сдавливание дисков позвонками, стянутыми напряжёнными мышцами, также затрудняет кровоток. Сосуды не работают, процесс диффузии затруднён, питательные вещества не поступают, ненужные продукты обмена веществ не выводятся из диска. В России традиционно применяется термин «остеохондроз позвоночника», предложенный Hildebrandt в 1935 г. Он отражает состояние первичного дистрофического очага в межпозвонковом «хряще» и в смежных позвонках.

По данным статистики: люди в возрасте до 45 лет чаще всего ограничивают свою активность из-за постоянных болей в спине и шее, а распространенность хронической боли в спине составляет 26-32 % на 1000 взрослого населения [4]. Патология позвоночника занимает 5 место среди причин госпитализации и 3 место среди причин хирургического лечения. Боли в спине и шее ограничивают жизнедеятельность, снижают качество жизни, изменяют психику и поведение людей. Более чем у половины страдающих остеохондрозом позвоночника имеются признаки хронического эмоционального напряжения [3].

Выше перечисленным нарушениям опорно-двигательного аппарата присущи слабость и дистрофия мышечного корсета спины, для этого мы предлагаем описание комплекса упражнений, который позволит оптимизировать реабилитационные мероприятия для детей с нарушением осанки и больных остеохондрозом, нормализовать трофические процессы туловища, создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника, выработать общую силовую выносливость мышц туловища, а также повысить уровень физической работоспособности.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Общая тренировка мышц опорно-двигательного аппарата это в основном наклоны и повороты в различных направлениях, симметричные и асимметричные упражнения, темп медленный, все движения должны выполняться плавно, не должно быть резкой смены положения. Выполняются они из исходного положения: стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях. После специальных корригирующих упражнений, направленных на развитие мышечных групп спинного корсета, передней брюшной стенки (если мышцы брюшного пресса очень слабы, опасно начинать тренировку с общепринятых упражнений с подъемом ног и туловища из положения, лежа на спине, резкое повышение внутрибрюшного давления может привести к расхождению прямых мышц живота и грыже, нетренированным лучше начать укреплять брюшной пресс с простых упражнений), задней и верхней поверхности бедра, и туловище должно следовать упражнению на расслабление, нормализующее мышечный тонус, ровное дыхание. Это - поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами. Упражнения позволят увеличить прочность костной ткани, будут способствовать более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник.

Физическая реабилитация повышает функциональные резервы и защитные силы организма, нормализуется тонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Литература

1. Абельская И. С., Михайлов, О. А. // Дегенеративные поражения позвоночника и суставов: М-лы конф. / Под ред. А. Н. Михайлова и В. Д. Пилипенко - Мн., 2001. - С. 12-15.

2. Абельская И. С., Михайлов О. А., Баханович О. К., Дмитриева Ж. А. // Новые технологии в медицине: диагностика, лечение и реабилитация: М-лы междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. Т. 2. - Мн., 2002. - С. 38.

3. Попелянский Я. Ю. // Вестн. рентгенологии и радиологии. - 1997. - № 6. - С. 58-63.

4. Гит В. Д. Исцеление позвоночника. - М.: Лабиринт Пресс, 2006. - 256 с.

5. ГорбачевМ. С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. - 8. с 25-28.

6. Каштанова Г. В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста - М.: АРКТИ, 2006. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.