Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В 9 КЛАССЕ'

ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В 9 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / УРОК / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / CONCISE PRESENTATION / EXPERIMENT / TRAINING / LESSON / STUDENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якоб Г.В.

Данная статья посвящена проблеме обучения написанию сжатого изложения в 9 классе. В статье описаны этапы проведённого эксперимента по обучению написанию сжатого изложения с целью выявления уровня подготовленности обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения. В работе представлены методические разработки заданий по обучению написанию сжатого изложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION AND RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON TEACHING WRITING A CONCISE PRESENTATION IN GRADE 9

This article is devoted to the problem of teaching writing a concise presentation in grade 9. The article describes the stages of an experiment in teaching writing a concise statement in order to identify the level of preparedness of students in grade 9 to write a concise statement. The paper presents the methodological development of assignments for teaching writing a concise presentation.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В 9 КЛАССЕ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Якоб Г.В. студент магистратуры Филиал ОмГПУ в г. Таре Россия, г. Омск

ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В 9 КЛАССЕ

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме обучения написанию сжатого изложения в 9 классе. В статье описаны этапы проведённого эксперимента по обучению написанию сжатого изложения с целью выявления уровня подготовленности обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения. В работе представлены методические разработки заданий по обучению написанию сжатого изложения.

Ключевые слова: сжатое изложение, эксперимент, обучение, урок, обучающийся.

Jacob G. V. graduate student Branch of OmGPU in the city of Tara

Russia, Omsk

DESCRIPTION AND RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON TEACHING WRITING A CONCISE PRESENTATION IN GRADE 9

Annotation: This article is devoted to the problem of teaching writing a concise presentation in grade 9. The article describes the stages of an experiment in teaching writing a concise statement in order to identify the level of preparedness of students in grade 9 to write a concise statement. The paper presents the methodological development of assignments for teaching writing a concise presentation.

Key words: concise presentation, experiment, training, lesson, student.

Экспериментальная работа по обучению написанию сжатого изложения проходила в «Бакшеевская СОШ» Тевризского муниципального района Омской области в рамках производственной практики. В исследовании приняли участие девятиклассники, всего было 5 респондентов (три мальчика и две девочки).

Эксперимент условно можно разделить на три этапа:

- констатирующий (определение начального уровня умений обучающихся);

- формирующий (используя задания констатирующего этапа, при выполнении которых школьники испытывали затруднения, мы составили алгоритм действия, чтобы их результаты улучшились);

- контрольный (итог эксперимента).

Цель эксперимента: выявить уровень подготовленности обучающихся к написанию сжатого изложения, провести обучающий этап эксперимента с целью формирования коммуникативной компетенциии проверить эффективность использованных приемов работы.

Задачи эксперимента:

A) Определить методику для проведения диагностики на констатирующем этапе, выявить первичные результаты.

Б) Разработать и провести уроки написания сжатого изложения.

B) Провести повторную методику и выявить изменение уровня умений обучающихся писать сжатое изложение.

На констатирующем этапе был дан текст и задания к нему. Цель данного этапа: выявить проблемы обучающихся и уровень подготовленности к написанию сжатого изложения. Для достижения данной цели мы использовали пособие «ОГЭ. Практикум по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения» авторов Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка [1] .

Задания для проведения диагностики на начальном этапе

1.Прочитайте исходный текст.

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал читать книги и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке. У арестанта появилась банка с землей. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло, и это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать! Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно -миллиардном повторении, начало происходить и развертываться на глазах у потрясенного узника. Кустик был красив, а вернее сказать — прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумностью, которая не поддается анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он является ее частицей. Арестант в воспоминаниях утверждал, что у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых — вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

(По В. А. Солоухину)

2.Сформулируйте основную тему и идею текста (о чем текст? что хотел сказать автор?).

3.Выделите в тексте микротемы. Сформулируйте основную мысль каждой микротемы.

4. Подчеркните ключевые слова и предложения.

5. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

6. Используя различные способы сжатия, сократите текст.

7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.

8. Проверьте связь между частями изложения; наличие авторского замысла.

9. Проверьте изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

10. Напишите сжатое изложение по тексту.

Работу оценивали по критериям [2]:

_Табл.1. Критерии оценивания задания 1

Критерии Критерии оценивания сжатого изложения Баллы

ИК1 Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы 2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему 1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы 0

ИК2 Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста 2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста 1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность 2

изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

Табл.2. Результаты написания сжатого изложения _на констатирующем этапе

№ ИК1 ИК2 ИК3 Кол-во баллов

2 1 0 3 2 1 0 2 1 0

1 1 2 1 4

2 1 3 1 5

3 1 1 1 3

4 0 0 0 0

5 0 1 0 1

30% 46% 30%

Констатирующий этап показал нам, что обучающиеся допускают ошибки: передают основное содержание, но опускают или добавляют одну микротему (ИК1); не все ученики во всех микротемах используют приемы сжатия текста (ИК2); допускают логические ошибки и имеется нарушение абзацного членения (ИК3).

Представим результаты диагностики в диаграмме.

Диаграмма 1. Результаты написания сжатого изложения _на констатирующем этапе

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5

0 н——-1——-1——

ИК1 ИК2 ИК3

На формирующем этапе было проведено 3 урока по работе над изложением.

На первом уроке, который проводился в ноябре, мы провели беседу-опрос по написанию изложения, сделав акцент на требованиях государственной итоговой аттестации.

Беседа-опрос

На современном этапе ОГЭ используются тексты, которые состоят из трех абзацев, каждый из которых содержит микротему. Именно поэтому необходимо передать основную мысль как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Самое главное условие: изложение должно быть не менее 70 слов.

При работе над сжатым изложением необходимо помнить следующее:

1. Внимательно прослушать текст, чтобы понять его смысл.

2. Определить тему текста и идею, то есть, о чем данный текст? чему он учит?

3. Запомнить последовательность событий, рассуждений.

4. Найти ключевые слова.

5. Составить подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

План должен состоять из 3 пунктов:

1. Выделить в абзацах опорные слова и словосочетания;

2. Поставить вопрос к каждому абзацу;

3. Ответить кратко на вопрос.

Помимо этого, обучающийся не должен забывать, что нужно применить один или несколько приемов сжатия текста, в каждой из трех микротем.

Сжатие текста - это процесс преобразования текста, при котором текст заменяется более кратким по объему.

□ Константирующий

Существует три основных приема сжатия текста: исключение, обобщение и замена.

Исключение - это прием компрессии текста, при котором необходимо выделить главное в каждой микротеме, исключить ненужные подробности и элементы избыточности речи, а затем объединить полученные микротемы в текст, сохранив как основную мысль каждой микротемы, так и основную мысль текста в целом.

Исключить из текста можно следующие конструкции:

1. вводные слова;

2. однородные члены предложения;

3. повторы;

4. однотипные примеры;

5. риторические вопросы и восклицания;

6. цитаты;

7. пояснения;

8. рассуждения;

9. описания;

То есть, исключать нужно слова и предложения, которые можно удалить без ущерба для содержания.

Обобщение - это объединение грамматических конструкций. Обобщить можно следующие конструкции:

1. парцеллированные предложения;

2. несколько предложений, которые связаны одной мыслью;

3. части предложений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. конкретные, единичные факты, события, явления.

Замена - это прием, основанный на замещении частного общим, видового понятия родовым, нескольких узких понятий более широким. Замену можно произвести в следующих случаях:

1. заменить однородные члены обобщающим словом;

2. заменить сложное предложение - простым;

3. заменить части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением

4. заменить прямую речь - косвенной;

5. заменить части текста одним предложением;

6. заменить части предложения местоимением и т.д.

При сжатии текста важно помнить, что можно использовать как каждый прием в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

После беседы отрабатывали навыки приемов сжатия текста с помощью упражнений. К примеру:

Упражнения на отработку навыков сжатия текста

1. Сократите данное предложение, исключив слова из ряда однородных членов предложения без ущерба содержания.

Обычно интерес к своей личности, желание понять себя, заняться самосовершенствованием приходит к человеку в юности. (15 слов)

2. Сократите данные предложения, обобщив их содержание в виде одного предложения.

Робототехника развита настолько, что простое нажатие кнопки обеспечивает автоматизированную уборку квартиры. Обед на любой вкус заказывается по дисплею. Для того чтобы сшить себе новое платье, и в ателье ходить не надо: подключился к системе обслуживания и набрал соответствующий код. Домашний робот службы быта снимает мерку, экран дисплея высветит всевозможные фасоны...(50 слов)

3. Сократите количество предложений, исключив то, которое содержит пояснение к предыдущему предложению.

Стереотипность восприятия может помочь нам в общении с людьми, поскольку подскажет, какого поведения следует ожидать от малознакомого человека. Она может помочь прежде всего во взаимодействии с незнакомыми нам людьми или теми, с кем мы не связаны личными отношениями. А вот в неформальном общении, связывающем людей личностными контактами, за пределами официальных отношений, стереотипность чаще всего мешает. (55 слов)

4. Сократите данное предложение, оставив один синоним из ряда однородных членов предложения.

Способный, знающий, полезный для общества человек может страдать от одиночества, а другой - «совершенная пустота» - наслаждается интенсивным общением. (17 слов)

5. Сократите данное предложение, заменив придаточное обстоятельственное деепричастным (- и) оборотом (- ами).

Но если ты считаешь себя совершенным и не хочешь меняться, а жаждешь исправления других, то не жалуйся на одиночество. (19 слов)

6. Объедините данные предложения в одно, исключив повтор слов.

Привычные вещи помогут быстрее адаптироваться к новым

обстоятельствам. У многих подростков есть вещи, которые они считают приносящими удачу. (18 слов)

7. Сократите данное предложение, заменив однородные члены обобщающим понятием.

Таким образом проще разобраться в отношениях внутри коллектива и в людях, его составляющих. (1З слов)

8. Сократите данное предложение, заменив придаточные части одной, наиболее общей по смыслу.

Как часто мы досадуем, что не умеем найти к кому - то подход, что кого - то не поняли, невзначай обидели, отдалили от себя или, наоборот, дали повод для слишком фамильярного с собой обращения. (30 слов)

9. Объедините два предложения в одно, исключив вводное слово и обобщив единичные понятия.

Другими словами, нормы этики обеспечивают людям возможность полагаться друг на друга, беречь нервы и время. А это очень важно в

условиях современной жизни с ее напряженным ритмом и значительными нагрузками на психику.

10. Сократите данное предложение, заменив прямую речь косвенной и исключив из нее риторические вопросы и восклицания.

Некоторые, не задумываясь, режут правду - матку, а потом искренне недоумевают: «И чего это он на меня обиделся? Ну что такого я сказал ? Чистую правду! По - нашему, по - простому...» (25 слов)

11. Объедините данные предложения в одно, исключив оценочные выражения.

Этика поведения не рекомендует изображать на лице гамлетовские страсти, особенно по пустякам. В реальной жизни нам нечего слишком уж демонстрировать свои переживания. Лучше попридержать их в себе. (27 слов)

12. Объедините данные предложения в одно, исключив внутренний диалог.

Навстречу идет человек, который вам кажется знакомым, но стопроцентной уверенности у вас нет. Как быть? Здороваться или ненужно? Конечно, здороваться! Поймав взгляд этого человека, кивните ему головой. (28 слов)

13. Сократите данный абзац, исключив одно из второстепенных по смыслу предложений.

Вряд ли найдется человек, который будет всерьез возражать против того, что цветы - это прекрасно! Действительно, ведь цветы - это многообразие эстетически совершенных форм, богатейшая палитра красок и оттенков, тончайший, ни с чем не сравнимый аромат. Цветы - это и залитая солнцем лесная лужайка, и благоухающий вечерний сад, и праздничный букет в руках любимой. Одним словом, цветы - это цветы! (56 слов)

14. Сократите данное предложение, заменив выделенную часть обобщающим понятием.

Единственное, что требуется в данном случае от воспитанного человека - это по возможности заранее известить хозяина о своем приходе, чтобы не свалиться человеку как снег на голову, неожиданно не нарушить его планы, не оторвать от других, может быть, неотложных дел. (39 слов)

На втором уроке, который проводился в январе, обучающимся необходимо прослушать текст «Нравственность», заполнить таблицу 3. и написать сжатое изложение.

Табл.3. Таблица для подготовки к написанию

сжатого изложения

стиль:

тип речи:

тема (о чём текст?):

проблема (вопрос к тексту):

основная мысль (чему учит текст?):

Текст, ключевые слова

Т

Микротемы

Приёмы сжатия текста

2.___

3. ~_

Фрагмент урока

Стиль: публицистический; тип речи: рассуждение; тема (о чём текст?): «Нравственность»; проблема (вопрос к тексту) Что такое нравственность? основная мысль (чему учит текст?) Нравственность - это самостоятельно выбранная человеком система правил, которая определяет его поведение.

Табл.4. Фрагмент урока

Текст, ключевые слова Микротемы Приёмы сжатия текста

1.Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. Нравственность - это система правил поведения личности. В основу этой системы входят важные для человека ценности. Исключение, упрощение, обобщение

2.В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Выбор ценностей определяет характер поступков человека. Нравственность - это самостоятельный выбор человека. Исключение, упрощение

З.Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. (135 слов) Совесть - это единственная сила, которая поможет сделать правильный выбор и обеспечит нравственное поведение человека. Исключение, упрощение

После того, как обучающиеся заполнили таблицу, которая помогла им написать сжатое изложение, мы обратились к критериям оценивания содержания сжатого изложения.

После оценки и устранения ошибок мы дали краткую характеристику типичных речевых ошибок.

Табл.5. Характеристика типичных речевых ошибок

Ошибочный вариант Тип ошибки Правильный вариант

1.Правила манер поведения регулируют поведение человека. Плеоназм, тавтология Правила поведения регулируют поступки человека.

2.Нравственные ценности, они составляют систему правил поведения. Лишнее слово Нравственные ценности составляют систему правил поведения.

3.Человек отталкивается от определённых нравственных ценностей. Стилистически неоправданное употребление слова Человек придерживается определённых нравственных ценностей.

4.Человек располагает нравственные ценности в определённой прогрессии. Неправильное употребление иноязычного слова .располагает в определённой иерархии.

5.Совесть определяет, благодаря чего поступки являются безнравственными. Нарушение лексической сочетаемости; ошибка в управлении Совесть определяет, из-за чего поступки человека являются безнравственными.

б.Нравственные ценности определяют проступки человека. Смешение паронимов: поступки - проступки Нравственные ценности определяют поступки человека.

7.Человек выбирает определённые правила поведения человека. Тавтология Человек выбирает определённые правила поведения личности.

На третьем уроке мы отрабатывали навык по делению текста на абзацы. Так как по форме воспроизведения исходного текста изложения делятся на письменные и устные, пол-урока мы работали с письменными текстами, а остальную часть урока - с устными. Для реализации данного урока помог сайт [http://yagramotniy.ru/samoobuchenie/podgotovka-k-oge/izlozhenie-zadanie-1/teksty-i-audiozapisi-izlozhenij-otkrytogo-banka-zadanij-íipi ].

Стоить отметить, что пять уроков на обучение написанию сжатого изложения недостаточно, поэтому на протяжении всего учебного года на уроках мы давали обучающимся упражнения на:

- сжатие текста,

- определение основной мысли,

- деление текста на абзацы,

- определение основной мысли каждой микротемы и т.п.

Использовали методические пособия под редакцией Т.Н. Назарова,

Е.Н. Скрипка [1].

На контрольном этапе, который проводился в мае, обучающимся вновь предлагалось написать изложение, оценка проводилась по той же системе, что и на констатирующем этапе исследования.

Сделав анализ результатов контрольной работы по написанию сжатого изложения, мы пришли к выводу, что наша работа по обучению сжатому изложению и коррекции ошибок показала положительные результаты в совершенствовании речевых умений.

Повысился процент по критерию ИК1 с 30% до 60%, некоторые обучающиеся научились точно передавать основное содержание

прослушанного текста, отражая все важные для его восприятия микротемы, также отмечается улучшение по критерию ИК2 с 46% до 67%.

Экзаменуемые научились использовать приемы сжатия текста, и важно отметить, что проделанная работа по развитию умения передавать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения текста способствовала увеличению показателей с 30% до 50%.

Ученики научились правильно делить текст на абзацы, два ученика получили максимальный балл по критерию ИК3.

Представим результаты диагностики в диаграмме.

Диаграмма 2. Результаты написания сжатого изложения _на контрольном этапе

ИК1 ИК2 ИК3

Обработка результатов написания изложения обучающихся была осуществлена по тем же критериям, что и на диагностическом этапе, то есть на основе критериев оценивания выполнения задания 1 основного государственного экзамена.

Для того чтобы учесть динамику результатов по критериям, заявленным на констатирующем и контрольном этапах, была составлена сравнительная диаграмма, отражающая качество выполнения задания.

Представим результаты диагностики в диаграмме.

Диаграмма 3. Динамика результатов написания сжатого изложения на _констатирующем и контрольном этапе

ИК1 ИК2 ИК3

Результаты, которые мы получили на контрольном этапе, позволяют сделать вывод, что после проведённых уроков в 9 классе по обучению написания сжатого изложения с введением дополнительной работы, у учеников повысился уровень подготовки к такому виду речевого упражнения.

Таким образом, основываясь на данных контрольного этапа, можно с уверенностью сказать, что разработанная система подготовки к сжатому изложению эффективна и может быть использована в обучении.

Использованные источники:

1. ОГЭ. Практикум по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. - М. : Издательство «Экзамен», 2017. - 110, [2] с. (Серия «ОГЭ. Практикум»).

2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по русскому языку: [сайт]. - URL: http://www. fipi.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Степанова, Л. С. Готовимся к новому формату экзамена в 9 классе / Л. С. Степанова // Русский язык в школе. - 2007. - №3. - С. 16-19.

4. Степанова, Л. С., Цыбулько, И. П. Методические рекомендации для экспертов по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений / Л. С. Степанова, И. П. Цыбулько. - Москва : Федеральный институт педагогических измерений. - 2016. - 85 с.

5. Шмелёв, А. Д., Флоренская Э. А., Савчук Л. О., Кустова Г.И., Шмелёва Е. Я. Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Под ред. А. Д. Шмелёва. - Москва: Вентара-Граф, 2015. ISBN 978-5-360-06059-8.

6. Шмелёв, А. Д., Флоренская Э. А., Савчук Л. О., Кустова Г.И., Митюрёв С. Н., Шмелёва Е. Я. Русский язык: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Под ред. А. Д. Шмелёва. - Москва: Вентара-Граф, 2015. ISBN 978-5-360-06059-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.