Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУР МЕНЕДЖЕРОВ ПЯТИ СТРАН'

ОПИСАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУР МЕНЕДЖЕРОВ ПЯТИ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / КРОСС КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОДУЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солопанова О.Ю., Ашурбеков Р.Х., Бойманов И.Ж.

В работе приведены и обсуждены результаты сравнительного исследования культур менеджеров из России, Казахстана, Узбекистана, Германии и США на уровнях мер культурных ценностей и культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION AND DISCUSSION OF RESULTS OF COMPARATIVE STUDY OF CULTURES OF MANAGERS OF FIVE COUNTRIES

In this work results of comparative study of dimensions of cultures of managers of Russia, Kazakhstan, Uzbekistan, Germany and USA at the levels of dimensions of cultural values and cultural values are described and discussed.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУР МЕНЕДЖЕРОВ ПЯТИ СТРАН»

International Journal of Intercultural relations, 1997. Vol. 21. No 1, pp. 149-159.

10. Hofstede, G. Riding the waves of commerce: A test of Trompenaars "Model" of National Culture Differences. International Journal of Intercultural Relations, 1996. 20(2): 189-198.

11. Hofstede, G. Riding the waves: A Rejoinder. International Journal of Intercultural relations, 1997. 21 (2): 287 - 290.

12. Landis, D. & Wasilewski, J. Reflections on 22 years of the International Journal of Intercultural Relations and 23 years in other areas of intercultural practice. International Journal of Intercultural Relations, 1999. 4: 535-574.

13. Lowe, S. In the Kingdom of the Blind, the One-eyed Man is King.

International Journal of Cross Cultural Management, 2001. 1(3): 313-332.

УДК: 338:24:658.3[174.4+316.723]

Солопанова О. Ю., доктор педагогических наук

доцент, профессор кафедра «Дошкольная педагогика и психология» Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар Ашурбеков Р. Х., к.техн.н.

доцент

кафедра «Системы аэронавигации»

Бойманов И. Ж. ассистент

кафедра «Системы аэронавигации» Ташкентский Государственный технический университет

Узбекистан, г. Ташкент

ОПИСАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУР МЕНЕДЖЕРОВ ПЯТИ СТРАН

Аннотация:

В работе приведены и обсуждены результаты сравнительного исследования культур менеджеров из России, Казахстана, Узбекистана, Германии и США на уровнях мер культурных ценностей и культурных ценностей.

Ключевые слова: культура, меры культурных ценностей, количественные значения, менеджмент, кросс культурные исследования, модуль исследования ценностей.

UDC: 338:24:658.3[174.4+316.723]

Solopanova O. Yu., doctor of pedagogical sciences, docent Professor of the « Pre-school pedagogy and psychology» Department

Kuban state university Russia, Krasnodar

Ashurbekov R.X., candidate of technical sciences, docent Docent of the department «Airnavigation systems» Tashkent state technical university named after I. Karimov

Uzbekistan, Tashkent Boimanov I. J.

Assistant of the department «Airnavigation systems» Tashkent state technical university named after I. Karimov

Uzbekistan, Tashkent DESCRIPTION AND DISCUSSION OF RESULTS OF COMPARATIVE STUDY OF CULTURES OF MANAGERS OF FIVE

COUNTRIES

Abstract:

In this work results of comparative study of dimensions of cultures of managers of Russia, Kazakhstan, Uzbekistan, Germany and USA at the levels of dimensions of cultural values and cultural values are described and discussed.

Key words: culture, dimensions of cultural values, quantitative values, management, cross cultural study, values survey module.

Введение. Национальная культура влияет на все аспекты развития экономики страны. Этим и объясняется рост количества исследований по сравнительному изучению национальных культур [1]. Основные этапы сравнительных исследований культур населений стран и регионов перечислены в работе [2]. Изучение результатов 598 научных исследований с охватом ответов более 200000 респондентов выявило, что с помощью мер культурных ценностей можно предсказать многие показатели деятельности организаций включая выполнение работы, пропуски на работе, товарооборот, обязательство перед своей организацией, идентификация, поведение людей, отношение к работе в группе, поиск обратной связи, показ эмоций, устои, поведение [3]. Национальные культурные ценности более сильно связаны с результатами работы менеджеров (чем студентов), старших по возрасту, мужчин и более образованных респондентов [3]. В данной работе приведены и обсуждены результаты сравнительного исследования культур менеджеров из России, Казахстана, Узбекистана, Германии и США.

Описание результатов сравнения количественных значений индексов мер культур менеджеров пяти стран и их обсуждение. Согласно методике использования Модуля Исследования Ценностей VSM 2008 [4], количественное значение индекса каждой меры культуры определяется пропорционально сумме различий средних значений величин ответов респондентов на две пары вопросов, которые отражают отношения респондентов к двум парам ценностей обществ, членами которых и являются сами респонденты. Количественные значения восприятий респондентами этих пар ценностей совместно меняются во времени. Количественные

значения мер культур, которые получены в результате выполненного исследования, приведены в работе [5]. Изложение описания и обсуждения осуществлено в той последовательности ценностных мер культур, в какой оно выполнено во многих опубликованных работах включая и работы [2, 4,

5].

Широкая или узкая Дистанция власти. Количественные значения индекса этой меры культуры были вычислены на основе отношений респондентов к таким ценностям и поведенческим установкам, которые связаны с восприятием и отношением респондента к возможности не соглашаться со своим непосредственным руководителем, отношением к созданию такой структуры организации, когда у респондента-работника будут два непосредственных руководителя, стилем принятия решения руководителем и взаимоотношением подчинённого с руководителем [4].

Сравнение количественных значений индексов этой меры культуры показывает, что Дистанция власти для респондентов из России намного шире, чем для респондентов из других четырёх стран. Индекс этой меры культуры для респондентов из Казахстана, больше, чем у респондентов из других трёх стран, а наименьшим индекс этой меры получился для респондентов из США, хотя, между значениями индексов меры культуры для Узбекистана, Германии и США нет больших различий. Ниже отметим те вопросы, ответы на которые стали причиной такого соотношения результатов, или, отношение респондентов к каким ценностям сыграло заметную роль в определении количественных значений индексов этой меры культуры для пяти стран.

Респонденты из России посчитали наименее важным иметь такого руководителя, который будет советоваться с подчинёнными, принимая то или иное решение, связанное с работой подчинённых среди пяти групп респондентов. Казахи восприняли эту ценность как менее важную среди остальных четырёх групп респондентов. Узбеки посчитали такое поведение руководителя наиболее важным среди респондентов из пяти стран. Респонденты из России и Казахстана отнеслись к возможности иметь такого руководителя, которого может уважать подчинённый, как на наименее важную ценность среди респондентов из пяти стран. Американцы и узбеки посчитали этот фактор более важным, чем респонденты из других стран. Россияне указали на самую высокую частоту боязни подчинённых перечить вышестоящему руководству после немцев. В количественных значениях ответов респондентов из остальных трёх стран нет больших различий. Различие количественных значений ответов между этим вопросом и вопросом, который связан с необходимостью избегать любой ценой создания структуры организации, при которой у подчинённого будут два непосредственных руководителя, самое большое у немцев после россиян и самое малое у американцев. В результате величина индекса этой меры культуры у американцев меньше, чем значения индекса этой меры культуры

у респондентов из других четырёх стран. Респонденты из Узбекистана посчитали более важным после россиян, чем респонденты из других стран, избегания такой ситуации, когда у подчинённого два непосредственных руководителя. Американцы отнеслись к этому фактору как на наименее важному. Узбеки также отметили почти одинаковую важность таких факторов, как иметь руководителя, который будет советоваться с подчинёнными, принимая решение о работе подчинённого и иметь руководителя, которого они могли бы уважать.

Индивидуализм или коллективизм. Для определения количественных значений индекса этой меры культуры были использованы отношения респондентов к боязни потери работы, наличии достаточного времени для личной или семейной жизни, уважению выполняемой ими работы их семьями и друзьями, а также выполнению интересной работы самими респондентами [4].

Сравнение количественных значений индексов этой меры культуры для пяти стран показывает, что величина индекса этой меры культуры у американцев намного больше, а коллективизм у казахов гораздо сильнее, чем у респондентов из других стран. Индивидуализм менеджеров из России немного уступают Индивидуализму менеджеров из США. Индивидуализм у узбеков больше, чем у немцев. Причём, количественное значение индекса меры культуры Индивидуализм у немцев является сравнительно близким к количественному значению индекса этой меры культуры для узбеков. Этот показатель у респондентов обоих стран намного больше, чем значение индекса Индивидуализма у казахов. Наиболее значительно на такое соотношение результатов повлияло то, что американцы больше, чем узбеки, немцы, казахи и русские предпочитают иметь достаточного времени для личной и семейной жизни. Для респондентов из России важность этой ценности является наименьшей среди респондентов из пяти стран. Ответы показали, что американцы больше, чем респонденты из других стран предпочитают выполнять интересную работу. Ответы узбеков указывает на то, что данная ценность имеет наименьшую важность для них. Для американцев имеет меньшую значимость после россиян и немцев, чем для казахов и узбеков важность отношения их семей и друзей к их работе. Респонденты из России и Германии посчитали наименее важным отношение их семей и друзей к их работе, и в меньшей степени, чем американцы, они считают важным выполнять интересную работу. Отношение к этим двум ценностям и определило количественное значение индекса этой меры культуры для респондентов из Германии. Узбеки и россияне отнеслись к боязни потерять работу как наименее важному фактору по сравнению с респондентами из других трёх стран. Для немцев, американцев и казахов этот фактор является более важным, чем предыдущим двум группам респондентов.

Мужественность или женственность. Для определения

количественных значений индекса этой меры культуры были использованы отношения респондентов к таким ценностям как предпочтение работы с приятными для совместной деятельности людьми, получение признания за хорошо выполненную работу, важность проживания в желаемом районе и иметь возможности продвижения по службе [5].

Количественное значение индекса этой меры культуры у казахов оказалось немного выше, чем у немцев и американцев. Значения индекса этой меры культуры у этих трех стран немного выше, чем у респондентов из России. А величина индекса этой меры культуры для узбеков является наименьшим среди респондентов из пяти стран.

Американцы отнеслись к имению возможности продвижения по службе как к наиболее предпочитаемому фактору среди респондентов из пяти стран. Казахи отметили наименьшую важность после россиян, чем респонденты из других трех стран, таких факторов как наличие приятных для совместной работы людей и проживание в желаемом районе. Эти отношения и повлияли на то, что индекс этой меры культуры у казахов выше среди респондентов из пяти стран. Значение индекса этой меры культуры у респондентов из Узбекистана гораздо меньше, чем значения этого индекса для других стран. Причинами этого послужило то, что респонденты из Узбекистана отметили меньшую важность после россиян таких факторов, как получение признания для хорошо выполненной работы и возможности продвижения по службе, чем респонденты из других стран. Кроме этого, узбеки указали на наибольшую важность, чем респонденты из других стран, наличию приятных для совместной работы людей и проживанию в желаемом районе. На отношение респондентов из Узбекистана к возможности продвижения по службе, возможно, повлияло среднее значение возраста респондентов. Если с помощью корректировки влияния разницы в возрасте осуществить уменьшение величины индекса этой меры, отрыв в различии между значениями величин индекса для узбеков и респондентов из других стран стало бы меньше. Но и после этой корректировки величина индекса осталась бы значительно меньшей для узбеков, по сравнению с величинами индексов для респондентов из других четырёх стран.

Высокая или низкая степень Избегания неопределённостей. При определении количественных значений индекса этой меры культуры были использованы ценности и ответы на вопросы, которые связаны с описанием респондентами состояния своего здоровья в эти дни; насколько часто респондент нервничает или испытывает напряжение; степень согласия респондента с утверждением о том, что можно быть хорошим менеджером, не имея точного ответа на каждый вопрос, который могут задать подчинённые; убеждения о том, что правила, принятые в организации, нарушать нельзя, даже если работник считает, что нарушение правил действует в наилучших интересах организации [5].

Количественное значение индекса меры культуры Избегание

неопределённостей у американцев - наименьшее, а у узбеков - наибольшее среди респондентов из пяти стран. Индекс этой меры культуры менеджеров России меньше, чем у узбеков и больше чем у немцев. А величина индексов этой меры культуры у казахов и немцев находится примерно посередине значений индексов для американцев и узбеков.

Такому соотношению количественных значений индексов этой меры культуры для респондентов из пяти стран послужило то, что американцы наиболее оптимистично, а россияне наиболее пессимистично, чем другие группы респондентов, описали состояние своего здоровья. Кроме этого, американцы посчитали, что они нервничают или испытывают напряжение меньше, чем респонденты из других стран, а узбеки - наоборот, указали на то, что больше, чем респонденты из других стран нервничают или испытывают напряжение. Американцы согласны больше, чем другие группы респондентов с тем, что можно быть хорошим менеджером, не имея точного ответа на каждый вопрос, которого могут задать подчинённые, которые связаны с работой подчинённого, а узбеки согласны с этим в меньшей степени, чем американцы, немцы, казахи и россияне. Причём, россияне согласны с этим утверждением меньше, чем казахи и немцы. Американцы согласны меньше, чем респонденты из других стран с утверждением о том, что правила, принятые в организации, нарушать нельзя, даже если работник считает, что нарушение правил действует в наилучших интересах организации, а узбеки согласны с этим утверждением в наибольшей степени. Немцы также в большей степени, чем американцы, казахи и русские, согласны с последним утверждением. Причиной этому может быть принятое у немцев строгое соблюдение законов и правил, которое стало отличительной особенностью их "ментальной программы" по сравнению с "ментальными программами" многих других народов.

Долгосрочная или краткосрочная временная ориентация. Для определения количественных значений индекса этой меры культуры были использованы ценности, которые связаны со степенью различия поведения респондента дома и на работе, с соотношением частоты использования накопления и получения денег в долг при покупке того, чего респондент действительно желает купить, со степенью согласия респондента с тем, что в обществе, где он живёт, должны чтить героев из прошлого, и что постоянные усилия являются верным путём к достижению результатов.

Сравнительный анализ количественных значений индекса этой меры культуры для респондентов из пяти стран показывает, что немцы ориентированы более долгосрочно во времени, чем узбеки, казахи, американцы и россияне. А ориентированность во времени у узбеков дольше, чем у казахов, американцев и россиян. У представителей Казахстана ориентированность во времени короче, чем этот показатель у других четырех групп респондентов. Для Германии это объясняется тем, что страна является "государством всеобщего благосостояния" и планирование на

длительные периоды во времени широко используется организациями, которые участвуют в международном бизнесе. Для Узбекистана это объясняется в первую очередь традицией накопления богатства в течение многих лет для планирования и обеспечения будущего своих детей и их семей. Узбеки рассматривают каждое отдельное взаимоотношение в последовательности взаимоотношений взаимосвязанной. Уровень развития машиностроительной промышленности Германии намного опережает уровни развития этой отрасли экономики во многих других странах мира. Цикл планирования, организации и выпуска готовой продукции в этой отрасли занимает более длительный период времени по сравнению с циклами производства продуктов и услуг во многих других отраслях. Это также поддерживает то, что немцы ориентированы на более длительный период во времени, чем многие другие народы. Немцы больше, чем другие четыре группы респондентов предпочитают использовать накопленные деньги для того, чтобы купить того, чего действительно хотят приобрести. А казахи чаще, чем респонденты из других стран, предпочитают брать в долг. Согласно обычаям казахов, в таких мероприятиях как свадьбы и юбилеи, которые они организовывают, их родственники приносят ценные подарки согласно своим статусам в родственных и других взаимосвязях. Этот обмен подарками также можно рассматривать как долг, так как получатель этих подарков со временем в свою очередь вернёт таким же образом подарки согласно традициям. Хотя такие же традиции взаимопомощи существует и среди узбеков, отношение к этому у казахов жёстче или строже, чем у узбеков. Различия в поведении на работе и дома как у русских и американцев, так и у узбеков меньше, чем этот показатель у казахов и немцев. Одним из полезных факторов для объяснения такого поведения немцев является то, что менеджеры Германии и Казахстана на работе относятся к своим подчинённым жестче и требовательнее, чем менеджеры многих других народов. Немцы в меньшей степени согласны с тем, что они должны чтить героев своих обществ из прошлого, и, что, постоянные усилия являются верным путём для достижения результатов среди респондентов из пяти стран. Американцы и россияне согласны с тем, что они должны чтить своих героев из прошлого, но в меньшей степени, чем респонденты из Узбекистана и Казахстана. Узбеки больше чем россияне, казахи и американцы согласны с тем, что постоянные усилия являются верным путём к достижению результатов.

Потворство желаниям или сдержанность. При определении количественных значений индекса этой меры культуры были использованы ценности, которые связаны с умеренностью, наличием свободного времени для развлечений, представлениями о том, насколько часто препятствуют другие люди или обстоятельства делать то, что респонденты действительно хотят делать, и насколько счастливым считает себя респондент [4].

Результаты сравнения количественных значений индексов мер культур для пяти стран показывает, что у американцев Потворство желаниям намного сильнее, чем у немцев, казахов, узбеков и россиян. Причём, индекс этой меры культуры является наименьшим для России. Россияне и узбеки отличаются большей сдержанностью при удовлетворении своих потребностей, чем другие группы респондентов. Потворство желаниям респондентов из стран Запада (США и Германия) отличается меньшей сдержанностью, чем эта мера культуры у респондентов из России, Казахстана и Узбекистана.

Этому результату способствовало то, что по данным ответов респондентов из Германии и США получилось, что они подтвердили меньшую значимость умеренности в поведении, а узбеки и казахи присвоили большую важность этой ценности. Причём, немцы и американцы присвоили меньшую значимость, а казахи - наибольшую. Американцы указали на то, что им наиболее важно иметь больше свободного времени для развлечений, а узбеки и россияне указали обратное - что им менее, чем респондентам из других стран важен этот фактор. Кроме этого, американцы, немцы и россияне считают, что им немного меньше, чем узбекам и казахам препятствуют другие люди или обстоятельства делать то, что они действительно хотят делать. Узбеки и казахи считают себя счастливыми людьми, больше, чем другие три группы респондентов, а россияне и немцы считают себя менее счастливыми среди пяти групп респондентов.

Монументализм или скромность. При определении количественных значений индекса этой меры культуры использовались следующие ценности: скромность, щедрость к другим людям, гордость быть гражданином своей страны, а также важность религии в жизни респондента [4].

Результаты сравнения количественных значений индексов этой наименее известной меры культуры показывает, что Монументализм у респондентов из США имеет самое высокое значение, а у респондентов из Германии самое низкое значение среди респондентов из пяти стран. У узбеков этот показатель достаточно высокий, он больше чем у казахов и россиян, но меньше, чем у американцев. На эти факты заметно повлияло то, что респонденты из США посчитали менее важным быть скромным и более важным быть щедрым к другим людям, чем респонденты из других четырёх стран. Американцы больше, чем казахи, русские и немцы, и немного меньше, чем узбеки гордятся быть гражданами своей страны. А респонденты из Германии меньше, чем респонденты из других четырёх стран, гордятся тем, что они являются гражданами своей страны. Они отводят религии в их жизни самую незначительную роль среди респондентов из пяти стран. Причиной этому могут служить тот факт, что планирование на достаточно длительный период, соблюдение закона и стремление к обеспечению прозрачности экономики у немцев лучше осуществляется, чем у других народов, что уменьшает роль религии в их жизни. Ориентированность на

соблюдение правил также влияет на это. Казахи и россияне считают важность быть щедрым к другим людям меньшей, чем узбеки и американцы. Узбеки считают скромность более важной, чем немцы, казахи, россияне и американцы. Они больше других гордятся быть гражданами своей страны. Важность религии в своей жизни узбеки признают большей, чем казахи, американцы, россияне и немцы.

Заключение. Результаты данного исследования, которые приведены и обсуждены как на уровне мер культур, так и ценностей культуры, полезны для научных работников, преподавателей и для практико-ориентированных специалистов в сферах международного менеджмента, бизнеса, маркетинга, коммуникаций, кросс культурной психологии, социологии и других родственных сфер. Результаты, которые получены в данной работе в процессе сравнительного анализа культур менеджеров России, Казахстана, Узбекистана, Германии и США, могут быть использованы для проведения сравнительных анализов культур этих стран с культурами других стран, информация о количественных значениях индексов мер культур которых, определены и приведены с использованием методик известных авторов.

Использованные источники:

1. С. П. Мясоедов, Л. Г. Борисова. (2016) Кросс культурный менеджмент. Учебник для бакалавриата и магистратуры. 3-е издание. Москва. Юрайт. 314 стр.

2. M. Majidi, R. Kh. Ashurbekov, A. Altalyeva, S. Kowalski. Western and Central Eurasian Cultural Differences: Germany, Kazakhstan, USA and Uzbekistan. Organizational Cultures: An International Journal. 2015. Volume 14, Issue 3-4. pp. 1-20.

3. Taras, V., Kirkman, B. L., & Steel, P. Examining the Impact of Culture's Consequences: A Three-Decade, Multi-Level, Meta-Analytic Review of Hofstede's ^toral Value Dimensions. Journal of Applied Psychology, 2010, 95(3), 405-439.

4. VSM 08. Value Survey Module 2008. Manual by Geert Hofstede, Gert Jan Hofstede, M. Minkov and Henk Vinken. http://www.geerthofstede.nl/vsm-08/.

5. Ковальски С., Ашурбеков Р. Х., Сапарниязова О. К., Саидов С. А. у. Определение мер культуры менеджеров России. Материалы III Международной научно-практической конференции "Менеджмент в сфере культуры и медиакоммуникаций: инновационные подходы и технологии". Санкт-Петербургский Государственный институт кино и телевидения. 21 -22 марта. 2016. - стр. 121-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.