Научная статья на тему 'Описание хозяйства в Порецком имении П. И. Мятлевой в середине XIX века (регест статьи Николая Ромера)'

Описание хозяйства в Порецком имении П. И. Мятлевой в середине XIX века (регест статьи Николая Ромера) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
568
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание хозяйства в Порецком имении П. И. Мятлевой в середине XIX века (регест статьи Николая Ромера)»

(Кузьмины дети) + 1 брат (Кирилов сын) + 1 подсоседиик (Чермной); 2) 1 + 1 сын + 1 подсоседиик (Плотник) + 2 сына подсоседника; 3) 1 + 2 сына + 1 подсоседиик + 1 брат подсоседника. Всего в поместье С. Водолеева 3 двора бобыльских, людей в них 18 человек.

«И всего в Кокшаском уезде в митрополичье вотчине в помещиковых деревнях крестьян и бобылей 185 дворов, а людей в них 554 человека».

Источники и примечания

1. 14 АДА. Ф. 1209. Он. 1. Д. 6848. Ч. I. Л. 463 - 531.

2. Царев город - Царепококшайск (ныне Йошкар-Ола).

3. РГАДА. Ф. 1209. Он. 1. Д, 6848. 4.1. Л. 558 - 613 об.

4. Там же. Л. 532 -557..

5. Село Сундырь - е 1856 г. юрод Мариинский Посад.

ДИМИТРИЕВ ВАСИЛИЙ ДИМИТРИЕВИЧ родился в 1924 г. Окончил Чувашский государственным педагогический институт. Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой источниковедения и архивоведения Чувашского университета, заслуженный деятель науки РФ и ЧР. Автор 297 научных работ, в гом числе 23 книг, 14 брошюр, 260 статей, а также 270 газетных статен, 145 статей в «Кратком чувашском энциклопедии» по истории чувашского народа и края, народов Среднего Поволжья.

В.Д. ДИМИТРИНВ

ОПИСАНИЕ ХОЗЯЙСТВА В ПОРЕЦКОМ ИМЕНИИ П.И. МЯТЛЕВОЙ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (Регест статьи Николая Ромера)

О Порецкой вотчине Алатырского уезда XVII - начала XVIII вв. в 2002-2003 гг. нами в двух номерах «Вестника Чувашского университета» опубликована содержательная фактологическая статья [I]. Важные сведения о Порецком имении приведены в нашей монографии «История Чувашии XVIII века» [2]. Желательно ознакомить читателя с состоянием этого передового для того времени крупного имения накануне отмены крепостног о права.

В конце XVIII в. Порецкое имение перешло от Салтыковых Мятлевым. Нам не приходилось заниматься изучением архивных документов по истории Порецкого имения конца XVIII-XIX вв. В 1855 г. управляющий Порецким имением статс-дамы двора Его Императорского Величества Прасковьи Ивановны Мятлевой Николай Ромер опубликовал очень интересную статью о хозяйственном состоянии Порецкого имения, составлявшего в то время це-

лую Порецкую волость [3]. Учитывая, что эта статья не известна не только читателям, но и исследователям истории и экономики Среднего Поволжья, поскольку ее нет в библиотеках Чебоксар, Казани, Саранска и Ульяновска, мы решили опубликовать регест статьи, т.е. сокращенное изложение ее содержания, по выпискам из нее, сделанным нами в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) еще в 60-х гг. XX в.

Общие сведения об экономическом и техническом состоянии организации труда крестьян Порецкого имения. Н. Ромер указывает, что в По-рецкой волости числится 66000 десятин земли, в т.ч. леса 22000 дес., из них 12000 дес. хвойного (ель и сосна), 10000 дес. чернолеса: дуб, липа, береза и другие породы, много естественных лугов. Остальная площадь - пашни. В По-рецком имении в XVIII в. пользовались не казенной, а владельческой десятиной в 3200 кв. сажен. Наверное, и в 1855 г. мерили такой же десятиной.

В волости 6000 душ крестьян, из них 2100 душ оброчных, 1600 тягол, отправляющих барщину на хлебопашестве, остальные работают па заводах и фабриках П.И. Мятлевой.

Полеводство велось по трехпольной системе. «В десяти устроенных хуторах экономической земли пашется по 1,5 дес. в каждом поле». Землю пахали сохами и боронили железными боронами, а новь в лугах для посева трав поднимали двухконными американскими плугами.

Данные о засеваемых площадях Н. Ромер приводит средние за 10 лег. Ржи ежегодно засевали до 1500 дес., на десятину высевали 11-12 мер [4] семян. Рожь родилась в 6,5 раза больше веса засеянных семян. Под яровые культуры взмёт земли производили осенью. Овса засевали до 800 дес. На десятину высевали по три четверти [5]. Собирали овса в 5 раз больше высеянного. Ячменем засевали до 500 дес. На десятину высевали 1,5 четверти, собирали урожай в 7,5 раза больше высеянных семян. Гречиху иногда собирали с десятины до 25 четвертей, иног да всё пропадало, ее средняя урожайность за 10 лет - 12 четвертей. Посевы полбы, гороха, льна и конопли производились в небольшом количестве, лишь для домашней необходимости, т.е. товарной продукции этих культур не было. «В экономии родится разною хлеба в десятилетней сложности до 30 тысяч четвертей». У некоторых крестьян хранились урожаи прежних лет.

На гумнах были выстроены каменные и деревянные несгораемые риги с белой топкой, т.е. в них имелись печи с трубой. Хлеб отлично высушивался за 10 часов. «Для обмолочивания хлеба заведены бутеноповские четырехконные молотильные машины, для веянья и просевания его - американские веялки, которые в России еще очень недавно введены в употребление, но уже известны многим хозяевам. Они заведены лишь в 1854 году. По одной веялке, купленной на образец в заведении братьев Бутеноп, все остальные сделаны в имении своими мастерами». Следом автором статьи помещено следующее предложение: «Во многих экономиях в этом краю заведены молотильные машины, на покупку или

устройство которых употреблены значительные суммы денег, тогда как без лих машин довольно легко обойтись, потому что они только служат к облегчению работ женщинам, отправляющим барщину, которые однако ж и без пособия машин могут вымолотить хлеб, находящийся в экономии». Редакция «Трудов Императорского Вольного экономического общества» в примечании к статье высказала свое решительное несогласие с таким взглядом автора.

Далее автор пишет, что в Порецком имении в каждом хуторе заведены сортировки «Арф», которые очень нужны при рассортировке хлеба на посев или для продажи.

Земля в имении удобрялась навозом.

В имении был установлен экономический год с 1 июля до 1 июля следующего календарного года. Крестьяне, выполняющие барщину, были разделены на две половины: одна работала три дня в неделю с понедельника, другая - три дня с четверга. Весной и летом барщинные крестьяне были заняты на полевых работах, осенью - ремонтом и новыми постройками разных экономических заведений, зимой - заготовкой леса. Барщинные крестьяне работали и на производстве кирпича. Дня него в имении были построены четыре кирпичных завода, на которых ежегодно выделывали до 500 тысяч штук кирпича. С 20 октября барщинные крестьяне были заняты молотьбой хлеба, который потом перевозился на водяные мельницы по реке Киря, откуда мука доставлялась на винокуренный завод. Овес не употреблялся для винокурения, он продавался на месте или отправлялся на Порецкую пристань для отгрузки на продажу в Рыбинск или Петербург. В ноябре по первому зимнему пути вывозились дрова для винокуренного завода, которые были вырублены и сложены в лесу в сажени еще весною. Молотьба, возка хлеба на мельницы и винокуренный завод, Порецкую пристань продолжались до апреля, а в апреле вывозили вино с завода на пристань, производились разные постройки и ремонты экономических заведений. В последних числах апреля начинались полевые работы, которые продолжались весь май. В июне выполняли строительные постройки и вырубали дрова для экономических надобностей, которых заготовляли на год до 2500 кв. сажен. В эго время женщины преимущественно занимались прополкой яровых хлебов. В июле - сенокосы и другие работы.

Далее Н. Ромер дает краткие описания селений имения.

В селе Порецком на реке Суре крестьян 2100 душ. Это село - «довольно известное в Симбирской губернии по своей торговле». На Суре - пристань, с которой отправлялись хлеб, поташ и лес. Имение имело свои суда и коноводную машину (вид механизированного судна), на которых отправлялись до Рыбинска на продажу яровой хлеб и вино для поставки по подрядам в разные губернии. В селе в каждую неделю устраиватись большие торги, в сентябре -ярмарка продолжительностью две недели. Товары помещались в специально выстроенных больших корпусах.

«Все живущие в этом селе крестьяне, — пишет автор, - платят оброк, занимаются торговлею или ремеслом, многие из них имеют заводы: кожевен-

ные, литейные, поташные, на которых ежегодно выделывается или продается до 50000 пудов поташа (всех заводов в Порецком считают до семидесяти). Крестьяне преимущественно торгуют: поташом, лесом, кожами, медом, рыбою, мясом. (Упоминавши о мясной торговле, должно сказать несколько слов и торговле гусями. Осенью некоторые торговцы здесь занимаются скупкою и откормкою гусей, которых потом по несколько тысяч штук возят на продажу в Петербург, Москву и Ярославль.)»

В Порецком все улицы и площади имели правильную планировку, все дома были крыты тесом. Имелись четыре церкви, «из которых одну многие считают первою в Симбирской губернии но древности, величине, а также богатству и благолепию внутренней отделки в этой церкви», - отмечает автор. Возможно, из сохранившихся к тому времени церквей эта была древнейшей. Самые первые церкви в тогдашней Симбирской губернии были построены в Курмыше, основанном еще в 1372 г. Указывая, что иждивением общества порецких крестьян пристроена (по-видимому, к той же церкви) недавно большая теплая трапеза, П. Ромер пишет, что «в настоящее время пристраивается прекрасной архитектуры большая колокольня по плану известного архитектора Егорова».

Порецкие крестьяне платили помещице оброк по 30 рублей ассигнациями с души. Но он не по количеству в семье душ, а по состоянию.

В селе были заведены и содержались за счет имения (по выражению автора. «на счет экономии») богадельня и больница на 25 кроватей. В больнице работали доктор, фельдшер и акушерки. Имелось приходское училище, в котором учитель и его помощник обучали 50-60 мальчиков.

На правой стороне Суры располагались входившие в имение села Сиява, Кудеиха, дер. Кожевенная и три выселка. Живущие в них крестьяне выполняли барщину.

В селе Сиява числилось крестьян 650 душ. Здесь были кирпичный завод, скотный двор, две ветряные и одна водяная мельницы, винокуренный завод, на котором производились до 330 тысяч ведер хлебног о вина в год. На 1855 год поставок вина было взято в губернии Симбирскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Тверскую, Новгородскую, Петербург скую более 200 тысяч ведер, на производство («выкурку») которог о требовалось до 25 тысяч четвертей ржи (выше было указано, что в имении ежегодно производилось до 30 тысяч четвертей хлеба). Не было необходимости возить хлеб на Лысковскую пристань, которая расположена в 120 верстах от Порецкого. Винокуренный завод, отмечает автор, сам по себе еще делает значительный доход: одной барды продается ежегодно на две тысячи рублей серебром.

В селе Кудеиха на реке Киря проживало 320 душ крестьян. На реке, выше села, действовали лесопильная мельница на две рамы и круподерка. На пильне распиливался лес на нужды имения. При селе же на реке Кире были возведены две мукомольные мельницы, каждая в шесть поставов. На мель-

ни пах размалывался хлеб: зимою для винокуренных заводов и из платы купцам, летом - крестьянам («на мирщину»).

В дер. Кожевенной в XVIII в. действовала кожевенная фабрика. К 1855 г. здесь была построена суконная фабрика на реке Киря, действующая водою в шесть станов. На фабрике вырабатывали: шленское сукно и преимущественно русское солдатское сукно из шерсти, заготавливаемой в самом имении. Последнее поставлялось по подрядам в казну. Эти сукна вырабатывались с полной отделкой. «Цель владельцев при устройстве этой фабрики было дать занятие дворовым людям, которых в имении считается мужского пола до 400, женского пола до 500 душ. За исключением находящихся в должностях, все остальные работают в фабрике из задельной (т.е. «из заработной». - В.Д.) платы и, прокармливая сами себя, доставляют и владельцам хороший доход. Мальчики и девочки употребляются тоже в работу, сообразную их силам в суконной и устроенной при ней коверной фабриках». Ткач вырабатывает от 5 до 6 рублей, прядильщица - от 3 до 4 рублей, мальчики и девочки - от 1,5 до 2 рублей серебром в месяц. «На фабрике употребляются. -пишет автор, - тоже в работу крестьянские сироты, которые до десятилетнего возраста получают содержание от экономии, и обедневшие и одинокие крестьяне».

Кроме вышеуказанных, на реках Киря, Сиява и Кормола были построены еще три водяных мельницы, которые отдавались от имения в арендное содержание.

На левой стороне Суры, в степной половине имения, были расположены шесть сел и два выселка. Жившие в них крестьяне также находились на барщине.

Село Семеновское на реке Мене. нем крестьян 800 душ. Через него проложена почтовая дорога из Симбирска в Курмыш. Здесь еженедельно бывают торги. Здесь имелись, по выражению автора, «экономические заведения»: кирпичный завод, овчарня (в одну тысячу голов испанской породы), конный завод в 200 голов. «Главный промысел крестьян в этом селе: делание полозьев, ободьев, колес и извоз».

Села Дурасовка и Выползово. При последнем устроили скотный двор имения в сто голов крупных русских коров. Крестьяне занимались преимущественно хлебопашеством и извозом.

Села Кочетовка, Красное и Болтинки (в первом - 500 душ, во втором- 350 душ, в третьем - 400 душ крестьян). В последнем бывали еженедельные торги. При каждом из этих сел были заведены овчарни имения, в которых содержалось 5000 голов овец испанской породы. С овцы получали 4.5 фунта немытой шерсти.

Крестьяне имения держали коров, овец, много свиней. «Барышники скупают гурты свиней, откармливают их зимою на барде, возят потом на продажу в Москву». Многие из крестьян занимались пчеловодством. В огромных

лесах имения ими было заведено 100 пчельников. В селах имелись пожарные грубы.

Крестьянские девушки были освобождены от барщины. Но владельцы имения считали это злом. Поэтому в Порецком имении «каждая девушка с двадцатилетнего возраста, до выхода своего замуж, обязана за себя плати ть пять рублей серебром ежегодного оброка».

Управление имением. Имение было разделено на пять частей, каждой из которых заведовал бурмистр, независимый один от другого: бурмистр села Порецкое ведал оброчными крестьянами, остальные - барщинными. В их ведении находились хуторские старосты. Функционировало семь вотчинных контор. Кроме них были конторы винокуренного и конского заводов, суконной и коверной фабрик. Все эти конторы находились под ведомством Порец-кой главной волостной конторы, куда каждая представляла особо свои отчеты. Волостной конторой заведовал управляющий имением. При нем служил помощник управляющего. Дела по конторе исправляли конторщик, кассир и писари. Для удобного ведения делопроизводства главная контора была разделена на три стола: в первый стол поступали отчеты из вотчинных контор, во второй - из заводских, в третий - отчеты по оброчным и арендным статьям: за мельницы, озера, луга, землю, торговые площади и пр. Порецкая волостная контора отчитывалась перед Главной петербургской конторой, куда представлялись отчеты из всех имений господ Мятлевых.

H. Ромер заканчивает свою статью словами: «Порецкое имение по количеству душ доставляет почти двойной доход против тех соседних имений, где хозяйство основано на одном хлебопашестве».

Примечания

I. Димитриев В Д. Порецкая вотчина Ллатырского уезда в XVII - начале XVIII веков ,7 Вести. Чуваш, ун-та. 2002. № 1. С. 11-26: 2003. № I. С. 3-39.

2. Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века. 2-е ичд. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. С. 56-58, 70, 93, 11 1-І 14, 117, 124. 128, 130. 206-208, 218, 229-230. 231, 235. 239, 244, 246, 248. 259. 262. 276, 299, 413. 414, 425, 503-504.

3. Ромер Николай. Описание хозяйства в Порецком имении статс-дамы двора Ід о Императорского Величества Прасковьи Ивановны Мятлевой (Симбирской губернии Ллатырского и Курмышского уездов) // Труды Императорского Вольного жономичсского общества. СПб., 1855. Т. I. Февраль. С. 72-86.

4. Мера - мера сыпучих тел, здесь, по-видимому, означает- пудовку (около одного пуда).

5. Чет верть - мера сыпучих тел, в первой половине XVIII в. вмешала 8 пудов ржи. овса - несколько меньше, гороха - несколько больше 8 пудов (в пуде - 16.38 кг). Во второй половине XVIII-X1X вв.. наряду с четвертью в 8 пудов ржи. употребляли четверть ржи в 9 пудов.

ДИМИТРИЕВ ВАСИЛИЙ ДИМИТРИЕВИЧ. См. с. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.