Научная статья на тему 'Оперирование идентичностью: культурно-исторические и социально-технологические истоки экстремизма'

Оперирование идентичностью: культурно-исторические и социально-технологические истоки экстремизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ЭКСТРЕМИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цифанова Ирина Владимировна

В работе предпринимается попытка сформулировать сущность, логику и определить причины латентного экстремизма методами и средствами философии. Обращение к наработкам социальной психологии позволило проанализировать модель манипуляции идентичностями и разработать стратегию противодействия различным проявлениям террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATION IDENTITY: CULTURAL-HISTORICAL AND SOCIO-TECHNOLOGICAL ORIGINS OF EXTREMISM

In the present work attempts to formulate the essence, logic and determine causes of latent extremism and methods of philosophy. Appeal to the practices of social psychology allowed us to perform model manipulation of identities and develop a strategy for countering the various manifestations of terrorist activity.

Текст научной работы на тему «Оперирование идентичностью: культурно-исторические и социально-технологические истоки экстремизма»

13.3. ОПЕРИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Цифанова Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин

Место работы: Ставропольский государственный педагогический институт

tsifanova@yandex.ru

Аннотация: в работе предпринимается попытка сформулировать сущность, логику и определить причины латентного экстремизма методами и средствами философии. Обращение к наработкам социальной психологии позволило проанализировать модель манипуляции идентичностями и разработать стратегию противодействия различным проявлениям террористической деятельности.

Ключевые слова: манипуляция идентичностью, историческая память, социальные структуры, экстремистское мышление.

OPERATION IDENTITY: CULTURAL-HISTORICAL AND SOCIO-TECHNOLOGICAL ORIGINS OF EXTREMISM

Tsifanova Irina V., PhD in history, associate Professor of the Department of theory and teaching methods of historical and philological disciplines

Place of employment: Stavropol state pedagogical Institute

tsifanova@yandex.ru

Abstract: in the present work attempts to formulate the essence, logic and determine causes of latent extremism and methods of philosophy. Appeal to the practices of social psychology allowed us to perform model manipulation of identities and develop a strategy for countering the various manifestations of terrorist activity.

Keywords: manipulation of identity, historical memory and social structure of extremist thinking.

Радикальные изменения в жизни человека и общества последних десятилетий повлекли перемены в механизмах социального функционирования идентичности, а также в процессе индивидуальной и коллективной самоидентификации. Кризисное состояние современных обществ является одновременно и причиной, и следствием кризиса в отношении его членов к собственной идентичности, позволяет по новому посмотреть на традиционные социально-философские схемы детерминации социальных структур и институтов историческим сознанием и исторической памятью этих обществ.

Нельзя относить какую - либо идентичность к разряду объективных или, тем более, неотъемлемых черт ее носителя. Скорее она - результат социального взаимодействия с другими индивидами, хотя этот результат и должен пройти «обработку» и закрепление во внутреннем мире человека, его сознании и самосознании. За наличие идентичности и ее содержание в конечном итоге «отвечает» индивид, потому что только он может включить ее в число собственных убеждений. Хотя он и не выдумывает собственную идентичность произвольно, но необходимость внутреннего согласия с предложенным в ходе социального взаимодействия вариантом важна и необходима. Поэтому для того, чтобы обладать идентичностью, необходимо обладать субъектностью, то есть разумом, волей, свободой и способностью выбирать, перебирать, соглашаться или отвергать поступающие извне предложения. Таким образом, идентифицируя себя с каким-то значением, человек соотносит себя с ним и соглашается отождествить это значение с самим собою.

Но сегодня во всем мире на первый план начинают выходить совсем другие процессы - массовая миграция, глобализация, создание единого информационного пространства, углубляющаяся экономическая и политиче-

ская взаимозависимость породили эффекты соединения в едином социальном поле разнородных образований. Проблема усугубляется формированием международного права и надгосударственных структур, что с одной стороны способствует социальной интеграции, а с другой - приводит к росту напряженности. Социальные практики представителей разных цивилизаций, религий и этносов создают все большее число проблем друг другу. И все потому, что общества модерна и традиционные общества устроены по-разному, имеют различные режимы инстиуционализации, легитимации, интеграции, социального контроля и др. В том числе, отличаются они и по способам формирования идентичности.

Многие ученые считают, что идентичность как раз и является центральным пунктом, управляющим участием индивида в функционировании традиции. Действительно, только осознание себя в качестве русского, поляка, немца или японца заставляет его чтить традиции и обычаи. Историческое сознание побуждает делать что-то, что без соответствующей идентификации показалось бы совершенно бессмысленным и рассматривалось бы как пустая трата сил и времени.

Нормы современного общества обусловлены сведением общечеловеческих ценностей к универсальному всеобщему эквиваленту, что в результате приводит к стандартизации и упрощению самовыражения личности. Одним из условий актуализации собственной идентичности является присутствие личности или определенной группы лиц в условиях периферийной социальной группы по отношению к доминантному сообществу.

Польские переселенцы, оказавшиеся в условиях миноритарной группы северокавказского общества середины XIX века, смогли не только сохранить этническую самобытность в виде приверженности и отстаивания

Цифанова И. В.

ОПЕРИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЭКСТРЕМИЗМА

католической религии, родного языка, национальных традиций, но и сохранить и развить понятийное, образное и ценностное измерение ментального образования - идентичность [Цифанова, 2007]. Данный фактор позволил полякам создать собственный социальный институт - диаспору Полония, способствующую их успешной интеграции в окружающий социум. Сохранение собственной индивидиуальности польских переселенцев позволило избежать возникновения уродливых проявлений агрессии.

В философии и социологии [Гудков, 2004; Козырев, 2008] длительное время имеет распространение дихотомия «свои и чужие». В исследовании Л. Д. Гудкова [Гудков, 2004] выделены типы врагов и детально охарактеризован образ «чужого». Формулируются и причины возникновения вражды с различных точек зрения.

На наш взгляд создание образа врага продиктовано не только интересами доминирующей социальной группы, но прежде всего уровнем сформированности самоидентификации человека, способностью сохранять приверженность общечеловеческим ценностям. В настоящее время широкое распространение получил особый тип «чужого» - террорист. Среди исторических событий XIX века неоднократно имели место действия террористического характера: покушения на носителей политической власти и их сановников. Религиозная или этническая окраска современных террористических актов направлена на обычных людей и зависит от того насколько широк резонанс ценностей, который переживает исполнитель насильственного действия. Искусственное нивелирование ценности чужой жизни лишь способствует расширению диапазона резонанса. Одной из основных характеристик личности становится упрощение и стандартизация индивидуальности, возрастание значимости презентационного компонента собственной личности через социальные сети. Главным и, пожалуй, естественным концептом современного мира является стремление обычных людей доминировать и завоевывать новые пространства. Все это обезличивает конкретного человека и лишает его возможности следовать традициям, ценностям, заключенным в понятие идентичности.

Моделируется и повсеместно насаждается новая ценностная картина мира на основе духовных приоритетов противостоящих ценностям привычного земного мира, способствующая развитию догматизма, фанатичности и подчинению служения «великой идее».

Действие всегда вызывает противодействие, и исследование темы исторического прошлого встречается с темой изучения социального настоящего самым непосредственным образом. В условиях постиндустриального общества заметно уменьшается влияние общественных институтов на формирование идентичности личности.

Широкое распространение различных форм экстремистских организаций террористической направленности, как в отдельных регионах Российской Федерации, так и за её пределами приобретает тенденцию активного воспроизводства. Подобная деятельность наблюдается в сфере информационной, идеологической, психологической, ресурсной взаимосвязанности экстремистских групп с террористическими организациями.

Именно подрастающее поколение, как наиболее незащищенная часть общества РФ сегодня оказалась под угрозой вовлечения в деятельность организаций, являющихся предметом нашего исследования.

В научной литературе юридического, психолого-

юридического и философского направлений чаще всего обращаются к составляющим правосознания людей, потенциально относимых к категории террористов. Психологическую базу этой области сознания составляют взгляды, идеи, представления, чувства, эмоции, переживания в отношении правовых и социальных явлений. Каждый человек, несомненно, является носителем определённых элементов идентичности. Однако ряд угрозобразующих факторов оказывает бифуркальное воздействие на формирование национальной идентичности молодежи, основанной на определённых критериях.

Оперирование идентичностью в информационном обществе активизируется в последнее десятилетие через социальные сети. Практически неконтролируемая деятельность исламистских организаций в социальных сетях, а также несформированное критическое мышление молодых людей, выстраивающих коммуникацию дистанционно позволяет находить потенциальных субъектов для вербовки.

Агрессивная пропаганда, которая проводится сегодня через современные информационные средства и технологии в отношении молодежи должна быть остановлена при помощи мер педагогического, правого характера.

Многонациональный состав населения нашего государства и в особенности пограничных территорий априори несет в себе флуктуальный характер осознания молодежью принадлежности к тому или иному этносу. Однако, в целом у молодых людей, как правило, отсутствует осознание и понимание принадлежности к единому российскому этностилю.

Манипулирование общественным мнением происходит также через средства массовой информации. Широко трактуемая через СМИ деятельность исламистских организаций, запрещенных на территории РФ, выполняет прямо противоположную функцию. Вместо разъяснения реальных проблем, с которыми сталкиваются люди, оказавшиеся в числе данных организаций, происходит подтекстное широкое рекламирование их деятельности, привлекающие в ряды этих организаций новых участников мужского и женского пола.

Основным угрозообразующим фактором распространения запрещенных исламистских организаций на территории Российской Федерации является отсутствие единой общенациональной идеи, позволившей молодежи дать отпор насаждаемым извне экстремистским ценностям. Формирование и популяризация понятий в области национальных, религиозных, культурных особенностей в области общенациональной идеи позволит сформировать личность, обладающую устойчивой гражданской идентичностью и способной противостоять идеологии экстремистского толка.

Разрешение рассматриваемой проблемы может быть найдено на основе применения междисциплинарной парадигмы и обращения к наработкам социальной психологии, в частности к исследованиям Т. Шибутани, который предложил экспериментальную модель определения идентичности. При этом он понимает идентичность как сложную иерархическую систему, имеющую и субординационные, и координационные связи и образующую структуры, состоящие из идентичностей. Простой эксперимент, в ходе которого его участникам предлагалось назвать свои идентичности по порядку, позволял выстроить иерархию, в которой индивиды сообщали, что именно они считают более приоритетным: идентичность сына или спортсмена, этническую

идентичность или профессиональную, культурную или конфессиональную. И хотя социологический и социально-психологический подходы определяют эти локальные идентичности как роли или статусы, но для хорошего исполнения роли необходимо идентифицировать себя с нею на основании легитимного обладания соответствующим статусом. «Хотя представление человека о самом себе, бесспорно, ассоциируется с его телом, оно не является прямым отражением того, что он делает. Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении, конструируется путем избирательного восприятия и воображения. ... В нашем обществе признается неразрывная связь между комплексом переживаний и данным телом» [Шибутани, 1969. С. 183]. Я-концепция становится результатом личного опыта, полученного в период вхождения в малую социальную группу и пребывания в ней.

Философское определение идентичности предполагает интеграцию всех частнонаучных концептуализа-ций в единое образование. Причем гарантом смыслового единства выступает применение философской рефлексии не только к контекстам употребления этого слова в частнонаучных дискурсах, но и к самим условиям междисциплинарной концептуализации некоего антропологического феномена. В этом случае идентичность выступает не как психологический и не как социальный феномен, а как модус человеческой экзистенции [Хайдеггер, 1997. С. 37-39]. Вот почему нельзя определить идентичность личности в категориях сознания или самосознания, нельзя также свести к результатам межиндивидуальных или внутригрупповых взаимодействий. Необходимо рассмотреть идентичность как бытийный феномен, который не может быть определен иначе, чем через свою причастность к главным характеристикам человеческого бытия, таким как случайность и конечность.

Таким образом, идентичность можно определить как

соотнесенность человеческого бытия с самим собой, отмечающаяся в факте осознания этой соотнесенности. Идентичность раскрывается в размышлении над вопросом «кто я?» и выступает как результат ответа на этот вопрос. Под идентичностью в строго философском смысле понимается не простое соответствие, а соответствие, стремящееся к совершенству, близкое к нему. И основной вопрос, возникающий при попытке определить социально-философское содержание феномена идентичности связан с решением онтологического выбора между онтологией универсального и онтологией уникального. Если мы придерживаемся онтологии универсального, то мы с неизбежностью определяем идентичность как формальное равенство, а во втором случае идентичность выступает мерой инди-видуации. Но онтология уникального означает выбор в пользу культуроцентризма, тогда как онтологический универсализм присущ исключительно социоцентризму. В отечественной науке это называется оппозицией формационного и цивилизационного подходов, хотя данная терминология и не совсем удачна.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87%.

Список литературы:

1. Гудков Л. Идеологема «врага»// Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

2. Козырев Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях/ Социс. 2008. №1. С.50-69

3. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Биби-хина. Харьков: «Фолио», 2003.

4. Цифанова И. В. Польские переселенцы на Северном Кавказе в XIX веке: особенности процесса адаптации. Монография. Ставрополь: Мир данных, 2007.

5. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.