Научная статья на тему 'ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ПРОМЫШЛЕННОМУ ПРОИЗВОДСТВУ НЕОБХОДИМЫ ВОСТРЕБОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ'

ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ПРОМЫШЛЕННОМУ ПРОИЗВОДСТВУ НЕОБХОДИМЫ ВОСТРЕБОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ И НАУКОЕМКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохно Павел Антонович, Кохно Алина Павловна

Показано, что в современных условиях человеческий капитал приобретает определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ высокотехнологичных и наукоемких промышленных отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс. Выявлены особенности управления человеческим капиталом на предприятиях. Определены необходимые навыки востребованных специалистов, так как сегодня российской промышленности требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие информационно-сетевыми компетенциями, соответствующими требованиям цифровой промышленности и в целом цифровой экономики. Установлены основные компоненты динамической части интеллектуального капитала, включая мотивацию труда персонала предприятия. Особые требования предъявляет цифровая промышленность к руководителям и топ-менеджерам, так как их компетенции в сфере цифровых технологий рассматриваются как ключевой аспект обеспечения эффективной деятельности промышленных предприятий. Повышение качества человеческого капитала обеспечивается за счет развития институциональных форм организации профессионального образования в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED INDUSTRIAL PRODUCTION NEEDED POPULAR SPECIALISTS

The article shows that in modern conditions, human capital acquires a decisive role in achieving the competitive advantages of high-tech and high-tech industrial industries, including the military-industrial complex. The peculiarities of human capital management at enterprises were revealed. At the same time, the necessary skills of sought-after specialists are determined, since today the Russian industry requires highly qualified specialists with information and network competencies that meet the requirements of the digital industry and the digital economy as a whole. The main components of the dynamic part of intellectual capital, including the motivation of the personnel of the enterprise, are identified. Digital industry poses special requirements for executives and top managers, since their competencies in the field of digital technologies are considered as a key aspect of ensuring the effective operation of industrial enterprises. Improving the quality of human capital is ensured through the development of institutional forms of organizing vocational education in the digital economy.

Текст научной работы на тему «ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ПРОМЫШЛЕННОМУ ПРОИЗВОДСТВУ НЕОБХОДИМЫ ВОСТРЕБОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ»

Научная статья УДК 338

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-367-375 NIION: 2003-0059-1/22-201 MOSURED: 77/27-003-2022-01-400

Опережающему промышленному производству необходимы востребованные специалисты

Павел Антонович Кохно1, Алина Павловна Кохно2

12 Автономная некоммерческая организация «Содействие и развитие инноваций

в научно-производственной сфере», Москва, Россия, pavelkohno@mail.ru

Аннотация. Показано, что в современных условиях человеческий капитал приобретает определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ высокотехнологичных и наукоемких промышленных отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс. Выявлены особенности управления человеческим капиталом на предприятиях. Определены необходимые навыки востребованных специалистов, так как сегодня российской промышленности требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие информационно-сетевыми компетенциями, соответствующими требованиям цифровой промышленности и в целом цифровой экономики. Установлены основные компоненты динамической части интеллектуального капитала, включая мотивацию труда персонала предприятия. Особые требования предъявляет цифровая промышленность к руководителям и топ-менеджерам, так как их компетенции в сфере цифровых технологий рассматриваются как ключевой аспект обеспечения эффективной деятельности промышленных предприятий. Повышение качества человеческого капитала обеспечивается за счет развития институциональных форм организации профессионального образования в цифровой экономике.

Ключевые слова: высокотехнологичная и наукоемкая промышленность, человеческий капитал, расширенное воспроизводство, мотивация труда, конкурентные преимущества, эффективное управление, топ-менеджеры, непрерывное образование

Для цитирования: Кохно П. А., Кохно А. П. Опережающему промышленному производству необходимы востребованные специалисты // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 367375. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-367-375.

Original article

Advanced industrial production needed popular specialists

Pavel A. Kokhno1, Alina P. Kokhno2

12 Autonomous nonprofit organization «Assistance and Development of Innovations in the Research

and Production Sphere», Moscow, Russia, pavelkohno@mail.ru

Abstract. The article shows that in modern conditions, human capital acquires a decisive role in achieving the competitive advantages of high-tech and high-tech industrial industries, including the military-industrial complex. The peculiarities of human capital management at enterprises were revealed. At the same time, the necessary skills of sought-after specialists are determined, since today the Russian industry requires highly qualified specialists with information and network competencies that meet the requirements of the digital industry and the digital economy as a whole. The main components of the dynamic part of intellectual capital, including the motivation of the personnel of the enterprise, are identified. Digital industry poses special requirements for executives and top managers, since their competencies in the field of digital technologies are considered as a key aspect of ensuring the effective operation of industrial enterprises. Improving the quality of human capital is ensured through the development of institutional forms of organizing vocational education in the digital economy.

Keywords: high-tech and science-intensive industry, human capital, extended reproduction, labor motivation, competitive advantages, effective management, top managers, continuing education

For citation: Kokhno P. A., Kokhno A. P. Advanced industrial production needed popular specialists. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):367-375. (In Russ.). https://-doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-367-375.

© Кохно П. А., Кохно А. П., 2022

Для осуществления расширенного воспроизводства современное предприятие вынуждено нести дополнительные издержки на приобретение ресурсов, ранее игравших малозаметную роль. Во-первых, в силу высокой сложности современного производства, приобретая рабочую силу, предприятие в подавляющем большинстве случаев не может ограничиться тем уровнем подготовки специалистов, который обеспечивается системами среднего профессионального и высшего специального образования. В этой связи оно вынуждено нести дополнительные расходы на доведение квалификации работников до необходимого ему уровня путем дополнительной подготовки и последующего периодического повышения их квалификации. Во-вторых, для удержания квалифицированных дополнительно подготовленных за счет средств предприятия специалистов требуется создание соответствующих условий, обеспечивающих заинтересованность работников к труду именно на данном предприятии. Обеспечивается это развитием соответствующих компонентов динамической части интеллектуального капитала, а именно: установлением адекватной системы мотивации труда; формированием социального пакета, включающего элементы, повышающие социальную защищенность работника; созданием условий для развития личностных свойств работников. В-третьих, эффективное современное производство немыслимо без дополнительных затрат на формирование материальных и нематериальных активов, существенно расширяющих представление о средствах производства и предметах труда [1; 2].

Все в большей степени инновационное и конкурентоспособное развитие предприятия зависят от состояния человеческого капитала, идей, знаний, квалификации, опыта взаимодействия с контрагентами, мотивации. В настоящее время производство обходится существенно дешевле, чем ранее. Все возрастающие затраты — это поиск и обработка новых знаний и новой информации, генерация новых идей и их практическая реализация. Поэтому роль и значение человеческого капитала значительно усиливаются. Таким образом, человеческий капитал и возникающие благодаря ему инновации являются основным условием развития предприятия и главным фактором производства. В современных условиях человеческий капитал приобретает определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ высокотехнологич-

ных и наукоемких отраслей оборонно-промышленного комплекса, включая авиационный и ракетно-космический комплексы [3-6]. Серьезное беспокойство у специалистов предприятий, наряду с дефицитом квалифицированных кадров, вызывают нехватка сотрудников с творческими способностями, профессиональное выгорание кадров, низкий уровень мотивации персонала. Как следствие, назрела необходимость в разработке и реализации новых подходов и инструментов для повышения конкурентоспособности человеческого капитала с целью обеспечения инновационного развития космической отрасли. Предприятиям сегодня требуются не безынициативные, покорные работники, а специалисты, способные брать инициативу на себя и успешно решать творческие задачи. Отметим, что важную роль в подготовке и закреплении сотрудников, особенно молодых, на предприятиях оборонных отраслей промышленности играет система мотивации. Необходимо всемерно поддерживать и развивать направленность системы образования, дальнейшего обучения, творческого и карьерного роста на приращение инноваций. Системная, совместная реализация факторов развития человеческого капитала позволит предприятиям отраслей успешно осуществлять инновационную деятельность в условиях возросшей конкуренции.

В условиях жесткой конкурентной борьбы на мировых рынках востребованной продукции и услуг добиваться успеха можно во многом за счет организации эффективного управления человеческим капиталом, основу которого составляет человек, его знания. Поэтому одной из важнейших задач является подготовка, привлечение и закрепление на предприятиях молодых, талантливых специалистов, вчерашних выпускников профильных вузов. Неудивительно, что в государственной программе «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» центральное место отведено подпрограмме «Развитие национального интеллектуального капитала», целью которой являются: «формирование эффективной системы сбалансированного воспроизводства научных, инженерных и предпринимательских кадров и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне» [7].

В условиях цифровой промышленности, как и в целом цифровой экономики, главным драйвером инновационного развития выступают высокообразованные люди, проживающие в качественных и благоприятных для жизни условиях. Сегодня российской

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

экономике требуются высококвалифицированные специалисты, которые являются носителями человеческого капитала, обладающие информационно-сетевыми компетенциями, соответствующими требованиям цифровой экономики. Нас все больше окружают машины и роботы, но при этом не теряется ценность человеческого контакта. Исследования показали, что помимо требований к цифровым навыкам работников руководители предъявляют высокие требования к таким личностным качествам сотрудников, как творческий подход к решению задач, способность адаптироваться, а также решать сложные проблемы, и, конечно, лидерские качества; т. е., ценится симбиоз технологической подготовки специалистов с организаторскими и личностными способностями [8]. В условиях цифровой промышленности особую ценность приобретают навыки сотрудников, которые не могут быть повторены машинами. Это, как правило, навыки, связанные с продвижением инноваций. Главное направление развития требований к специалистам в условиях цифровой экономики заключается в уходе от общепринятых в настоящее время стандартов. Уже становятся менее значимыми навыки, связанные с четким выполнением однотипных операций, строгое исполнение правил и инструкций. Эта работа лучше выполняется роботами. В современных условиях к человеку предъявляются требования в любых вопросах быть независимым и гибко и оперативно ориентироваться в новых обстоятельствах, принимать положительно любые перемены. Увеличение объемов работы с большими данными в условиях цифровой трансформации стимулируют спрос на специалистов с цифровыми навыками и аналитическим мышлением. В современных условиях очень востребованы специалисты, способные хорошо ориентироваться в цифровой среде, понимающие, как внедрять и использовать новейшие технологии в своей производственной деятельности и просто в повседневной жизнедеятельности.

Весьма актуален спрос на работников инженерной деятельности [9]. Выделяют следующие навыки работников, востребованность которых резко возрастет в будущем: способность критически мыслить и анализировать различную информацию; способность оперативно решать проблемы; способность к самоорганизации и навыки самоорганизации; навыки активного обучения; обладание психологической устойчивостью, стрессоустойчивостью и гибкостью. На

российском рынке труда на ближайшие пять лет сформирован запрос на этих специалистов. При этом востребованность будет в отношении: «специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению; специалистов, умеющих анализировать различные данные и разнородную информацию; разработчиков программного обеспечения и приложений; специалистов в сфере автоматизации производственных процессов; работников-аналитиков по различным вопросам в сфере организации и управления». Промышленные предприятия, которые вкладывали существенные средства в человеческий капитал, в навыки и компетенции своих сотрудников, будут конкурентоспособными на российском и мировом рынках выпускаемой продукции. Цифровая экономика изменяет не только требования к специалистам, но и форматы их работы. Все шире используются нетрадиционные форматы занятости: неполный рабочий день, работа по требованию и тому подобное. Особые требования предъявляет цифровая экономика к руководителям и топ-менеджерам, так как их компетенции в сфере цифровых технологий рассматриваются как ключевой аспект обеспечения эффективной деятельности промышленных предприятий, и они играют важную роль в цифровой трансформации промышленных предприятий. Проведенные исследования показали, что более двух третей топ-менеджеров становятся лидерами при внедрении цифровых технологий. Почти в каждой пятой крупнейшей компании мира введена должность заместителя руководителя, курирующего вопросы внедрения цифровых технологий, отвечающих за эффективность реализации цифровой стратегии предприятия. Высший менеджмент зарубежных компаний в первую очередь укрепляет инновационный потенциал предприятия для получения максимальной выгоды из перспектив внедрения цифровых технологий.

Самые важные навыки руководителей предприятий [10]: креативность, оригинальность и инициативность, аналитическое мышление, активное обучение и стратегический подход к нему, технологический дизайн и программирование, критическое мышление и анализ, эмоциональный интеллект, способность решать комплексные проблемы, лидерство и социальное влияние. Для обеспечения новых требований цифровой экономики к специалистам и руководителям предприятий необходимо организовать подготовку и повышение квалификации специалистов в области цифровых и суперкомпьютерных технологий. При

этом необходима цифровая трансформация и самой системы обучения. Необходимо привлекать к работе по внедрению цифровых технологий таких руководителей, ответственных за разработку бизнес-стратегии предприятия, дизайн, разработку и реализацию программ развития предприятия, а также руководителей по кадрам. Объединение усилий различных профессионалов на начальных этапах цифровой трансформации деятельности промышленного предприятия способствует расширению взглядов руководителей бизнеса на цифровизацию и достижению заявленных целей цифровизации. Руководители и топ-менеджеры должны обсуждать с работниками предприятия проблемы внедрения цифровых технологии, которые трансформируют существующий бизнес и позволяют определить новые направления бизнеса, обусловленные внедрением цифровых технологий.

Таким образом, основные специфические требования к трудовым ресурсам инновационных высокотехнологичных промышленных предприятий в условиях цифровой экономики заключаются в следующем: ориентация работников предприятия и руководителей в цифровой среде; умение выполнять работы на стыке профессий; навыки работы с большими данными; персоналу в новых экономических и технологических условиях необходимо быстро ориентироваться в обстоятельствах; работники предприятий и руководители должны быть готовыми переобучаться всю жизнь. Выполнение указанных требований к трудовым ресурсам позволит промышленному предприятию повысить производительности труда, обеспечить эффективную занятость и кадровую поддержку инновационных процессов, что, безусловно, будет способствовать повышению экономической эффективности предприятия.

В условиях формирования цифровой экономики изменение структуры рабочего процесса по скорости опережает происходящие изменения в содержании и методологии освоения профессий и обучении. Поэтому образовательному сообществу необходимо понимать это и искать оперативные и адекватные способы решения возникающих проблем и задач. Среди барьеров во внедрении цифровой экономики несоответствие стратегии развития человеческого капитала стратегии инновационного развития занимает третье место. Цифровые технологии меняют рынок труда, генерируют спрос на новые компетенции. В связи с этим промышленным предприятиям

необходимо анализировать происходящие изменения спроса на кадры при внедрении цифровых технологий. Так искусственный интеллект приводит к высвобождению неквалифицированной рабочей силы, но при этом позволяет расширять фронт работ и формировать потребность в новых кадрах более квалифицированных, умеющих работать в цифровой среде. В последние годы система российского образования пребывает в режиме турбулентности. Источники возмущений образовательной среды имеют экономическую природу — государство ожидает от образовательных организаций новых кадров для экономики знаний; технологическая революция привносит в сферу образования новые цифровые решения; глобальная конкуренция за таланты требует повышения привлекательности российских вузов для российских и иностранных студентов; новые запросы бизнес-сообщества требуют пересмотра компетенций выпускников. Обратим внимание на один из современных устойчивых трендов, который следует признать доминирующим по востребованности интеллектуального труда на производстве — вытеснение автоматизированными системами управления человека из рутинных процессов. Влияние данного тренда основано на группе технологических детерминант, таких как: обработка больших данных, вэб-приложения, интернет вещей, машинное обучение, облачные вычисления, цифровая торговля, дополненная и виртуальная реальность, 3D-печать, человекоподобные роботы и др.

Обращаясь к проблеме использования роботов, следует отметить, что в современном мире не только само слово «робот» уже никого не удивит, но и применение роботов стало повсеместным явлением — от конвейерной упаковки и обезвреживания мин до малоинвазивной хирургии, — а сами роботы преодолели огромную дистанцию от примитивных устройств до сложнейших приборов, наделенных искусственным интеллектом. К 2025 г. оснащенность компаний роботами максимальна в отношении стационарных и промышленных роботов в автомобилестроении, космической сфере, цепочках поставок. Оснащенность воздушными и подводными роботами ожидается в нефтегазовом секторе. В финансовой сфере будут максимально востребованы человекоподобные роботы.

Социально-экономические факторы, меняющие ситуацию на рынке труда, новые формы занятости:

удаленная работа, фриланс, коворкинги; новые экологические требования на пути к зеленой экономике; рост геополитической напряженности; рост внимания потребителей к этике и конфиденциальности; увеличивающаяся продолжительность жизни в развитых странах; стремительный рост доли молодежи в бедных странах; усиление роли женщин в экономике и других сферах; быстрая урбанизация на развивающихся рынках. Все это приводит к резкому уменьшению затрат и дает высокую отдачу не только для предприятия, но и для общества в целом. Компании надеются, что таким образом удастся сохранить и перераспределить почти 50 % работников в результате расширения технологий и автоматизации. В ближайшее пятилетие около 40 % работникам придется переквалифицироваться, а к 2025 г. более 70 % сотрудникам потребуется приобретение новых навыков или улучшение имеющихся.

В настоящее время только каждая третья компания имеет, как они сами считают, сформировавшиеся центры компетенций по внедрению цифровых технологий, где аккумулируется опыт цифровой трансформации. Каждая компания индивидуально подходит к формированию структуры и модели работы этого подразделения. Почти в половине случаев центр компетенций входит в состав ИТ-подразделений. Помимо методологической функции, этот центр оказывает технологическую поддержку подразделениям предприятия и управляет проектами внедрения цифровых технологий в управленческие и производственные процессы. У почти 40 % предприятий либо есть директор по инновациям или цифровой экономике (ИТ-технологиям), либо распределяются зоны ответственности среди топ-менеджеров. Дефицит квалифицированных специалистов с навыками и знаниями в цифровой сфере является серьезной проблемой, которая тормозит реализацию проектов цифровой трансформации компаний. Так, для более 60 % респондентов в мире и 56 % в России отсутствие специалистов необходимой квалификации является серьезным барьером. В докладе сообщества «Системная экономическая аналитика ОПК», подготовленном под научно-методическим руководством Института экономических стратегий РАН на основе анализа мнений (опросы, анкетирование, рабочие группы, мозговые штурмы) почти 500 представителей более чем 300 организаций высокотехнологичного комплекса России, отмечается, что предприятия

сегодня испытывают проблему в специалистах по кибербезопасности, защите данных, а также в квалифицированных топ-менеджерах, которые смогут осуществлять развитие бизнеса на базе новых технологий, а также обеспечивать на их основе формирование клиентского портфеля [11].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что формирование нового качества человеческого капитала, который соответствовал бы формирующимся реалиям цифрового общества, а также для непрерывного поддержания его на конкурентоспособном уровне, причем на протяжении трудоспособного периода жизни человека, возможно только в условии системы непрерывного образования (lifelong education). Образовательному сообществу необходимо не просто определить перечень новых профессий, а определить еще вектор их развития или вектор развития новых профессиональных компетенций, а также создать условия для поддержания навыков и знаний человека на протяжении его трудоспособного периода. При этом при организации обучения специалистов для цифровой экономики необходимо обеспечить симбиоз в формировании профессиональных компетенций в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM-компетен-ции) и обеспечения креативного качества человеческого капитала на основе творчества и умения принимать нестандартные решения.

В цифровой экономике возникает трансформация управления человеческим капиталом и используются новые принципы управления, основанные на переходе от иерархического управления к сетевым структурам — децентрализация, сокращение иерархии и введение самоуправления, самоорганизация [12]. Высокотехнологичные промышленные предприятия формируют на базе вузов свои базовые кафедры, центры компетенций, бизнес-инкубаторы. Мобильность кадров промышленных предприятий, расположенных на удалении от основных центров обучения, повышается за счет использования дистанционных форм обучения. Высвобождаемый в ходе внедрения цифровых технологий персонал направляется на переобучение для работы на новых рабочих местах, формируемых новыми возможностями цифровой трансформации. Появляются новые формы занятости, связанные с удаленной работой. Значимым направлением усовершенствования системы генерирования и применения человеческого капи-

тала выступает рост эффективности деятельности институтов сферы образования, изменение форм образовательной деятельности, расширение использования активных и интерактивных форм обучения, поскольку они оказывают большое влияние на качество человеческого капитала.

В сетевых организациях развитие персонала проявляется в том, что отношения между менеджерами и сотрудниками становятся равноправными, основанными на высоком доверии, партнерскими, в сочетании с высокой ответственностью. Кроме того, руководители развивают эмоциональный интеллект, непрерывно заботятся о своих работниках. Появляются новые формы занятости, связанные с удаленной работой. Исследования показали, что 63 % работодателей в организациях пользуются удаленной работой сотрудников. 38 % из тех работодателей считают, что в ближайшие пять лет 11-20 % сотрудников в их организации будут работать удаленно. Одно из условий эффективного управления заключается в возможности учета психологических и социальных составляющих в управлении человеческим капиталом, т. е. должен быть обеспечен учет комплекса организационных и личностных аспектов работников. При этом оптимальному развитию бизнеса способствует понимание того, что социальные и психологические условия работы являются взаимодополняющими. Интернет-технологии трансформируют характер межличностных отношений в обществе (устанавливаются отношения информационного партнерства по определенным информационным интересам), видоизменяются принципы ведения хозяйственной деятельности и взаимосвязи между основными субъектами правоотношений. Основное направление усовершенствования системы генерирования и применения человеческого капитала — это рост эффективности и повышение координации взаимодействия между формальными и неформальными институтами урегулирования сфер образования и рынка высококвалифицированного труда. В «цифровой экономике возникает новый вид» капитала — «социальный капитал сети», который формируется в процессе «интегративно-распределенного сетевого взаимодействия участников глобальных, национальных, корпоративных и социальных сетей». Формой проявления такого капитала являются социальные сети. Регулирование отношений между гражданами в социальных сетях является важнейшей

функцией современного государства. В программе «Цифровая экономика», принятой правительством Российской Федерации в 2017 г., предполагается реформировать систему образования.

В Российской Федерации разработаны и осуществляются национальные проекты по двенадцати направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Обновление содержания образовательных программ и технологий обучения по специальностям, востребованным для цифровой экономики. Повышение квалификации преподавателей вузов в области ИТ. Разработка модульных образовательных программ по повышению ИТ компетенций, использование дистанционных форм обучения. Разработка новых образовательных программ в соответствии с перечнем новых компетенций для цифровой экономики. Развитие инфраструктуры обучающих центров: открытие центров компетенций, мега-университетов, бизнес-инкубаторов на базе вузов, привлечение зарубежных вузов и корпораций. Развитие академической мобильности для обучающих по специальностям, востребованным цифровой экономикой. Одним из этих 12 проектов является проект «Образование». Это обусловлено многими факторами: социальными, экономическими, технологическими и т. д. Одной из отличительных тенденций современного общества является тот факт, что материальных продуктов производится меньше, чем знания. Потребность в знании как социально-значимом продукте стремительно растет. Появление продуктов инновационных технологий в обыденной жизни, адаптация сверхновых технологий под повседневные потребности общества предъявляют к знанию и возможностям его социальной реализации новые требования. Производство нового знания (которое при использовании становится инновацией) является основой экономического и социального развития любого государства, обеспокоенного стабильностью своего существования в будущем. Производство качественного инновационного знания зависит, прежде всего, от уровня образованности населения и качества образования.

Согласно исследованиям, которые периодически проводит ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) на 2021 г., индекс уровня

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

образованности был выше 0,9 у таких стран, как Германия, Австралия, Швеция, Великобритания. Россия по индексу образованности занимает в рейтинге тридцать третье место с показателем 0,832 (Беларусь — 0,837, США — 0,899). Ближайшими соседями России в рейтинге является Греция (0,833) и Лихтенштейн (0,827). Образованность населения развитых стран характеризуется высокими показателями: около 50 % населения имеют высшее или не законченное высшее образование. (В РФ — 33,7 %, согласно переписи населения 2010 г.) Правительство США взяло на себя обязательства еще при жизни нынешнего поколения довести показатель людей с высшим образованием в стране до 90 %.

Правительство РФ осознает важность инновационного знания и образования для развития и поддержания социальной и экономической стабильности государства в эпоху цифровизации, в том числе, для развития национальной экономики. Тот факт, что проект «Образование» включен в двенадцать основных национальных проектов, установленных Указом Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», так же доказывает признание важности образования как основного источника инновационного знания для стратегического развития России. Знания начинают играть определяющую роль не только в повышении эффективности производственных процессов, но и во всех социально-значимых процессах, происходящих в обществе. В настоящее время на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: 85 % в США, 89 % в Великобритании, 90 % в Японии. Развитие инноваций и инновационных технологий требует специалистов, которые могли бы создавать такие технологии и потребителей, которые ими успешно пользуются. Следовательно, образовательный процесс, как основной способ формирования и развития знания у индивидов, должен иметь способность адаптироваться под изменяющиеся потребности и запросы общества.

Глобализация вносит схожие изменения в протекание социально-значимых процессов во многих странах мира, в том числе, в проблемы демографии. Демография, в свою очередь, влияет на развитие национальной системы образования. Демографические сдвиги вызывают необходимость расширенного раз-

вития STEM-образования и применения адаптированных программ. Снижение рождаемости в развитых станах мира — это тенденция, которая не обошла стороной ни Америку, ни Россию, что формирует необходимость изменения социального стереотипа. Так, в США, в связи со снижением численности молодых поколений (снижение рождаемости), в последнее время действует программа по привлечению девушек в STEM. Исторически инженерные науки изучали и проявляли к ним склонность мальчики. В недалеком будущем высокотехнологичные рабочие места составят основу долгосрочной занятости и экономического развития. Использовать потенциал женской половины населения — это насущная необходимость современного общества, а не только модная тема преодоления социальной и профессиональной дискриминации женщин, борьба за социальное равенство и т. п.

Россия имеет свой уникальный опыт инженерного, математического и естественно-научного образования, свои признанные научные школы [13]. Однако, сегодня необходимо взять лучшее из современных методик STEM, чтобы не отстать в мировой экономической гонке, занять свою нишу в индустрии 4.0, строящуюся как и STEM на стыке различных направлений. Применение STEM технологий российской высшей школой помогает развитию и раскрытию потенциала национальных научных школ для удовлетворения потребностей современного общества и интеграции инновационного знания. Представляет интерес система нейро-сетевого образования. Эта система предполагает подготовку кадров на основе использования нейрокогнитивных механизмов приобретения и усвоения новых знаний. При этом предполагается использование нейрокомпью-терных интерфейсов, гибридного интеллекта, а также элементов как виртуальной, так и дополненной реальности.

Повышение качества человеческого капитала обеспечивается за счет развития институциональных форм организации профессионального образования в цифровой экономике. Мета университеты могут выступить как новая технологическая платформа цифровой экономики. Трансформация модели организации управления человеческим капиталом в условиях цифровой экономики может осуществляться в форме заключения контрактов жизненного цикла обучения, проведения массовых открытых онлайн кур-

сов, а также заключения «умных контрактов» на обучение. Эти тенденции находят отражение в образовательных стандартах по всем направлениям подготовки, при этом стандарты являются компетент-ностно ориентированными. Изменяются формы образовательной деятельности, расширяется использование активных и интерактивных форм, так как они имеют значительный потенциал для формирования цифровых умений и навыков у обучаемых.

Использование в образовательных процессах в университетах дистанционных технологий создаст объективные предпосылки для высвобождения площадей на территории своих кампусов, разгрузки своего кадрового состава, снижения аудиторной нагрузки профессорско-преподавательского состава, при этом не уменьшая размеры материальных поощрений. Использование дистанционных образовательных технологий будет содействовать стиранию географических границ. Однако применение дистанционных образовательных технологий потребует полной перестройки бизнес-процессов образовательной организации. А для этого потребуются значительные затраты финансовых ресурсов и радикальные организационные преобразования.

Следовательно, внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может выступить фактором неоднозначного трансформирования системы высшего образования: произойдет рост доступности высшего образования и снижение его стоимости. Предполагается, что в России количество специалистов с высшим образованием в области информационно-телекоммуникационных технологий будет с 2024 г. увеличиваться на 120 тыс. человек ежегодно. Вузы, техникумы и колледжи каждый год будут выпускать еще по 800 тыс. специалистов в области ИТ. В том числе благодаря этому доля населения, обладающего цифровыми навыками, вырастет до 40 %. При трансформации системы управления человеческим капиталом в условиях цифровой экономики изменяется и механизм управления человеческим капиталом, который рассматривается как составная (наиболее активная) часть системы управления [14; 15].

Список источников

1. Воропанова И. Н. Организационные технологии развития и использования интеллектуального капитала предприятия как ключевого фактора модернизации экономики: дисс. ... докт. экон. наук. М., 2012.

2. Кохно П. А., Кохно А. П. Человек в интеллектуальном производстве // Человек и труд. 2011. № 1. С.56-62.

3. Бондаренко А. В., Кохно П. А. Стратегическая промышленность: моногр. М. : Граница, 2020.

4. Бондаренко А. В., Кохно П. А. Оценка стратегических возможностей авиационной промышленности в области самолетостроения и вертолетострое-ния // Бюллетень транспортной информации. 2020. № 6. С. 22-29.

5. Кохно П. А., Кохно А. П. Высокотехнологичная промышленность в условиях цифровой трансформации // Общество и экономика. 2020. № 1. С. 66-80.

6. Голубчиков С. В., Кохно П. А. Ракетно-космическая техника России на рынке мировых космических услуг // Вестник воздушно-космической обороны. 2018. № 2. С. 7-14.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

8. Слепов В. А. Промышленность востребованной продукции: моногр. / Кохно П. А., Кохно А. П., Слепов В. А.; отв. ред. П. А. Кохно. М. : Граница, 2021.

9. Ситников С. Е. Менеджмент и экономика индустриализации: моногр. / Кохно П. А., Кохно А. П., Ситников С. Е.; отв. ред. П. А. Кохно; науч. ред. А. П. Кохно. М. : Граница, 2021.

10. Дюндик Е. П. Императивы руководящего менеджмента: моногр. / Кохно П. А., Кохно А. П., Дюн-дик Е. П.; отв. ред. П. А. Кохно. М. : Граница, 2021.

11. К цифре готов. Оценка адаптивности высокотехнологичного комплекса России к реалиям цифровой экономики. ИНЭС, М., 2018. С. 19-22.

12. Артемьев А. А. Компьютерная экономика: моногр. / Кохно П. А., Кохно А. П., Артемьев А. А.; отв. ред. П. А. Кохно. Тверь : ООО «Центр научных и образовательных технологий», 2018.

13. Карпов С. А. Математические и программные средства цифровой экономики: моногр. / Кох-но П. А., Кохно А. П., Карпов С. А.; отв. ред. П. А. Кох-но. М. : Граница, 2019.

14. Дюндик Е. П., Кохно П. А. Кадровый потенциал — главный императив для реализации программ оборонно-промышленного комплекса // Вестник ФГУП «ВНИИ «Центр». 2021. № 2. С. 76-85.

15. Артемьев А. А. Исследования. Разработки. Инновации: моногр. / П. А. Кохно, А. П. Кохно, А. А. Артемьев; отв. ред. П. А. Кохно. Тверь : Тверской государственный университет, 2021.

References

1. Voropanova I. N. Organizational technologies for the development and use of intellectual capital of an enterprise as a key factor in the modernization of the economy: diss. ... doct. ekon. nauk. M., 2012.

2. Kohno P. A., Kohno A. P. Man in intellectual production // Man and Labor. 2011. No. 1. Р. 56-62.

3. Bondarenko A. V., Kohno P. A. Strategic industry: monogr. M. : Border, 2020.

4. Bondarenko A. V., Kohno P. A. Evaluation of strategic capabilities of the aviation industry in the field of aircraft and helicopter construction // Bulletin of Transport Information. 2020. No. 6. Р. 22-29.

5. Kohno P. A., Kohno A. P. High-tech industry in the conditions of digital transformation // Society and economy. 2020. No. 1. Р. 66-80.

6. Golubchikov S. V., Kohno P. A. Rocket and space technology of Russia on the market of world space services // Bulletin of Aerospace Defense. 2018. No. 2. Р. 7-14.

7. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 377 dated March 29, 2019 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Scientific and Technological Development of the Russian Federation».

8. Slepov V. A. Industry popular products: monograph. / Kohno P. A., Kohno A. P., Slepov V. A.; resp. edited by P. A. Kohno. M. : Boundary, 2021.

9. Sitnikov S. E. Management and economy of industrialization: monograph. / Kohno P. A., Kohno A. P., Sitnikov S. E.; ed. edited by P. A. Kohno; nauch. edited by A. P. Kohno. M. : Boundary, 2021.

10. Dundic E. P. Imperatives governing management: monograph. / Kohno P. A., Kohno A. P., Dundic E. P.; resp. edited by P. A. Kohno. M. : Boundary, 2021.

11. I'm ready for the figure. Assessment of the adaptability of Russia's high-tech complex to the realities of the digital economy. INES, M., 2018. P. 19-22.

12. Artemyev A. A. Computer Economy: monograph / Kohno P. A., Kohno A. P., Artemyev A. A.; ed. by P. A. Kohno. Tver : LLC «Center for Scientific and Educational Technologies», 2018.

13. Karpov S. A. Mathematical and software tools of the digital economy: monogr. / Kohno P. A., Kohno A. P., Karpov S. A.; ed. P. A. Kohno. M. : Border, 2019.

14. Dundik E. P., Kohno P. A. Personnel potential is the main imperative for the implementation of programs of the military-industrial complex // Bulletin of FSUE VNII «Center». 2021. No. 2. P. 76-85.

15. Artemyev A. A. Research. Developments. Innovations: monogr. / P. A. Kohno, A. P. Kohno, A. A. Artemyev; ed. by P. A. Kohno. Tver : Tver State University, 2021.

Информация об авторах

П. А. Кохно — заместитель директора по науке Автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере», доктор экономических наук, профессор;

А. П. Кохно — научный консультант Автономной некоммерческой организации «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере», кандидат экономических наук.

Information about the authors

P. A. Kohno — Deputy Director for Science of the Autonomous Non-profit Organization «Promotion and Development of Innovations in the scientific and industrial sphere», Doctor of Economic Sciences, Professor;

A. P. Kohno — Scientific Consultant of the Autonomous Non-profit Organization «Promotion and Development of Innovations in the Scientific and industrial sphere», Candidate of Economic Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.07.2021; одобрена после рецензирования 06.12.2021; принята к публикации 27.12.2021.

The article was submitted 19.07.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 27.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.