Научная статья на тему 'Опережающее образование в системе повышения квалификации в формате перспектив'

Опережающее образование в системе повышения квалификации в формате перспектив Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADVANCED EDUCATION / МОДЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCING EDUCATION MODEL IN THE TRAINING SYSTEM / PERSPECTIVE DIRECTIONS OF ADVANCING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Людмила Федоровна

На основе анализа позитивных и негативных факторов в непрерывной подготовке учителей в статье рассматриваются перспективы развития опережающего образования в системе повышения квалификации педагогических кадров. Представлены перспективные направления опережающего образования педагогов и оптимальные модели обучения. Акцентировано внимание на андрагогической модели обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опережающее образование в системе повышения квалификации в формате перспектив»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Advancing education in the system of improvement qualification format prospects

Savinova L. (Russian Federation) Опережающее образование в системе повышения квалификации в формате перспектив Савинова Л. Ф. (Российская Федерация)

Савинова Людмила Федоровна /Savinova Lyudmila — доктор педагогических наук, профессор,

кафедра теории и методики профессионального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, г. Черкесск

Аннотация: на основе анализа позитивных и негативных факторов в непрерывной подготовке учителей в статье рассматриваются перспективы развития опережающего образования в системе повышения квалификации педагогических кадров. Представлены перспективные направления опережающего образования педагогов и оптимальные модели обучения. Акцентировано внимание на андрагогической модели обучения.

Abstract: based on the analysis of positive and negative factors in the continuous training of teachers the article deals with the prospects of advancing education in the system of training pedagogical personnel. The future directions advancing education of teachers and the optimal learning model are presented. The attention is focused on adragogical learning models.

Ключевые слова: опережающее образование, перспективные направления опережающего образования, модели опережающего образования в системе повышения квалификации. Keywords: advanced education, perspective directions of advancing education, advancing education model in the training system.

В новых социально-экономических условиях качественно изменились цели и задачи образования. В ответ на вызов времени известные отечественные учёные в области образования взрослых (М. Т. Громкова, С. И. Змеев, С. Г. Вершловский, В. И. Загвязинский и др.) совершенно правомерно ставят вопрос о приведении в соответствие с требованиями времени качественной подготовки педагогических кадров в системе повышения квалификации. При этом, С. Г. Вершловский совершенно правомерно говорит о том, что речь идёт «не о простом «добавлении» нового подхода к традиционному, а о качественном преобразовании целей, содержания, методов и организации дополнительного профессионального образования педагогических кадров» [1, с. 3]. Как видим, учёный видит решение проблемы в качественном изменении подходов к проектированию содержания курсов повышения квалификации, к выбору модели обучения. Однако такой подход позволит решить лишь некоторые вопросы в повышении профессиональной компетентности педагогов. Наш многолетний опыт работы в системе дополнительного профессионального образования, а также работа в вузе позволяют актуализировать вопрос о том, как подготовить педагога к компетентной деятельности не только в условиях современных реалий, но и в будущем. В данном контексте мы соглашаемся с позицией В. В. Горшковой, что опережающее образование взрослых является ведущей тенденцией, предполагающей «вложения средств как в будущее человека, так и в будущее страны» [2, с. 25]. Прав учёный и в том, что формирование опережающих знаний, с одной стороны, выступает способом гармонизации отношений между обществом, природой и человеком; а с другой стороны, пробуждает внутренний смысл у человека, соединяющего и аккумулирующего задачи раскрытия потенциала человека и являющегося критерием социально-экономического и культурного положения личности [2, с. 28-29].

Неготовность системы высшего и дополнительного профессионального образования к опережающему образованию соответственно приводит к некомпетентности педагогов, преподавателей ссузов и вузов к реализации стратегических направлений современного образования. Данную мысль можно проиллюстрировать на конкретных примерах. В начале нового века большинство педагогических кадров оказались не подготовленными к осуществлению личностно-ориентированного, профильного, здоровьесберегающего, информационного и продуктивного образования, а также к внедрению ЕГЭ. В настоящее время аналогичная ситуация складывается с инклюзивным образованием. Об этом совершенно откровенно говорилось на заседаниях Комитета

государственной Думы (2012 г.), «круглого стола», организованного журналом «Педагогика» в Республике Башкортостан (2013 г.) [3, 8]. Перечень таких направлений, которые востребованы в обществе и современном образовании, множество. Это и проектировочная, инновационная, исследовательская, прогностическая деятельность, к которой готов далеко не каждый педагог.

Возникает извечный российский вопрос: «Что делать?». Готовые решения здесь не помогут. Однако «рецепты» у нас существуют везде. В вузе будущим учителям предлагается примерная тематика курсовых и дипломных выпускных работ, в учреждениях повышения квалификации определяется проблематика проектов и научных сообщений, рекомендуются методики использования современных технологий. К сожалению, далеко не каждый преподаватель предлагает даже очень продвинутому студенту самому сформулировать тему выпускной квалификационной работы. В то же время не всегда студент, разработавший какую-то проблему, получает одобрение и похвалу за оригинальную тему, за нетрадиционное научное сообщение. И это происходит в ситуации, когда современное образование нуждается в педагоге с ярко выраженным мотивационным компонентом к инновациям, к нестандартному решению педагогических задач. Этим и объясняется тот факт, что многие педагоги не испытывают потребности в освоении нового. На наш взгляд, решение задачи по развитию аналитических способностей как у будущих, так и у действующих педагогов видится нами в формировании у них личностного отношения к объекту мыслительной деятельности, включая сложную аналитико-прогностическую деятельность по осмыслению сущности значимого педагогического явления и завершая апробацией новшеств в структуре собственной профессиональной деятельности. Что касается системы повышения квалификации, то сегодня как никогда ранее актуальна аргументация С. Г. Вершловского о том, что на этом уровне необходимо учитывать не только явные, но и скрытые, т. е. пока неосознанные или невербализованные запросы и потребности [1, с. 8]. В системе повышения квалификации недостаточно ориентироваться только на запросы и жизненный опыт обучающихся, хотя это и важно, поскольку учёт этого фактора решает сегодняшние задачи. На наш взгляд, обучение в системе повышения квалификации не только выявляет сиюминутные дефициты педагогических кадров, но и способствует развитию у них новых потребностей.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что чем полнее и глубже в системе повышения квалификации педагогических кадров учитываются такие важные андрагогические принципы, как самостоятельность, индивидуализация, развитие образовательных потребностей, тем быстрее она привносит в настоящее некоторые элементы будущего.

Какие направления в повышении квалификации, на наш взгляд, являются перспективными? Некоторые из этих направлений были обозначены выше. Это подготовка педагогов к компетентной деятельности в условиях продуктивного, инновационного, инклюзивного образования. В данном контексте перспективными являются программы «Самопознание», «Саморазвитие», «Формирование у педагогов мотивации к разработке авторских программ, инновационных продуктов профессиональной деятельности».

В научной литературе и педагогической практике довольно часто в качестве дискуссионного обозначена проблема «нового воспитания» в школе XXI века. Как отмечают Н. Е. Щуркова, М. И. Мухин, А. В. Желаннова, «новое воспитание» является социально-педагогическим феноменом, воссозданным в процессе исторического общественного развития и научно-педагогическим переосмыслением состояния дела воспитания молодого поколения в стране [7, с. 7]. Однако опросы с педагогами ряда школ (гимназия № 7 с. Донское Труновского района Ставропольского края и гимназии № 3 г. Карачаевска Карачаево-Черкесской Республики) показали, что педагоги владеют старыми методиками воспитания в виде конструирования воздействия педагога на ребёнка как объект педагогической деятельности. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что теория и практика находится на диаметрально противоположных позициях. Теоретические наработки ведущих учёных в области воспитания не всегда становятся достоянием соответствующих кафедр в институтах повышения квалификации, методических и информационных службах и центрах на уровне муниципалитетов.

Перспективными, по нашему глубокому убеждению, являются также программы по формированию имиджа современного учителя, руководителя образовательного учреждения, которые позволят обучающимся разработать стратегию собственного поведения, овладеть технологиями личного обаяния, культуры достоинства и создания эмоциональной среды общения. Таким образом, каждое перечисленное выше направление профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров имеет право на существование. Однако этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться другими направлениями.

Определение перспективного направления и содержания программы повышения квалификации, безусловно, являются важными атрибутами опережающего образования. В то же время не менее значимыми являются модели обучения. Согласимся с доводами учёных и практиков, что предметно-методическая модель обучения в системе повышения квалификации должна уйти в прошлое. Считаем, что будущее за андрагогической моделью. В русло этой модели хорошо вписываются такие модели

75

профессионального роста педагогов, как модели обучения на рабочем месте (корпоративное обучение). Достоинства этой модели, а также других моделей проанализированы в ряде наших публикаций: «Школа педагога-исследователя как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации», «Современные модели повышения квалификации: опыт, проблемы, перспективы», «Современные модели подготовки педагогов к продуктивному обучению в системе повышения квалификации» и т. д. [4, 5, 6].

Таким образом, педагогические проблемы, связанные с внедрением идей опережающего образования в непрерывную систему подготовки педагогических кадров, мы рассматриваем как специфически важные задачи:

а) личностно значимые для каждого педагога по мотивационной направленности;

б) комплексные по содержанию, моделям обучения и формам подачи материалов в системе повышения квалификации;

в) проблемно-познавательные с опорой на андрагогические принципы обучения педагогов (самостоятельность, опора на профессиональный и жизненный опыт, развитие образовательных потребностей);

г) управленческие с ориентацией на создание федеральных центров или агентств стратегического развития образования в целом и опережающей подготовки педагогических кадров в частности.

Обозначенные задачи не простые, но решаемые. Уверены, что комплексное и оперативное их решение даст положительный результат.

Литература

1. Вершловский С. Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образованию. // Андрагогика постдипломного педагогического образования. / Под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб: СПбАППО, 2007. С. 6-33.

2. Горшкова В. В. Образование взрослых: формат опережения. // Педагогика, 2007. № 10. С. 25-29.

3. Инклюзивное образование: ожидания и реалии. // Педагогика, 2013. № 9. С. 78-108.

4. Савинова Л. Ф. Школа педагога-исследователя как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации. // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение, 2012. № 2. С. 100-106.

5. Савинова Л. Ф. Современные модели подготовки педагогов к продуктивному обучению в системе повышения квалификации. // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение, 2013. № 4. С. 103-110.

6. Савинова Л. Ф. Современные модели повышения квалификации: опыт, проблемы, перспективы. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2013. № 3-4. С. 5-12.

7. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. /Под общ. ред. Н. Е. Щурковой. М.: АРКТИ, 2012. 264 с.

8. Эксклюзив об инклюзиве. // Дефектология, 2012. № 6. С. 3-7.

National outdoor games as a means of formation of value attitude to a healthy lifestyle Ermenova B.1, Baigabylov N.2 (Republic of Kazakhstan) Национальные подвижные игры как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни Ерменова Б. О.1, Байгабылов Н. О.2 (Республика Казахстан)

1 Ерменова Батиля Оралбаевна / Ermenova Batilya — старший преподаватель, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, естественно-математический факультет, Государственный университет им. Шакарима, г. Семей; 2Байгабылов Нурлан Оралбаевич /Baigabylov Nurlan - доктор PhD, кафедра социологии, факультет социальных наук, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Abstract: the article describes the formation of valeological values, to analyze the structure of a healthy lifestyle, the importance of national active games in physical training of students.

Аннотация: в статье рассматривается формирование валеологических ценностей, анализируется структура здорового образа жизни, важность национальных подвижных игр в физической подготовке учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.