ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 378.4 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10097
Опережающая профессиональная подготовка инженеров
Поставленная правительством РФ задача создать передовую экономику, основанную на последних достижениях науки и техники, определяет необходимость формирования опережающего характера образования. Существуют разные точки зрения по сущность опережающего образования и принципиальную возможность его реализации. На наш взгляд, рассмотрение опережающего образования с точки зрения технологических укладов помогает сформулировать логически обоснованную теорию о сущности опережающего образования. Технологический уклад — это совокупность сопряженных производств и технологий, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Каждый уклад в среднем длится 50-60 лет и характеризуется бурным развитием узкого перечня доминирующих отраслей экономики. На текущий момент мы переживаем постепенный закат пятого технологического уклада и переход в шестой. С этой точки зрения опережающее профессиональное образование понимается как подготовка кадров с учетом требований следующего технологического уклада. Поскольку каждый последующий уклад зарождается на основе достижений и в недрах предыдущего, то анализ бурно развивающихся отраслей экономики на завершающей стадии текущего уклада может помочь достаточно достоверно спрогнозировать долгосрочные кадровые потребности компаний через 10-20 лет и на этом основании переориентировать университеты на разработку новых программ обучения с учетом изменений в мировой экономике. Кроме того, были сформу-
И. А. Преснухина
Кандидат филологических наук, доцент, доцент Московского политехнического университета E-mail: pririna@mail.ru
Irina A. Presnukhina
PhD, Associate Professor, Moscow Polytechnic University, Russia
Как цитировать статью: Преснухина И. А. Опережающая профессиональная подготовка инженеров // Ценности и смыслы. 2019. № 6 (64). С. 67-79.
лированы основные элементы опережающего профессионального образования: фундаментальные знания, способность к проектированию и эксплуатации инновационных продуктов и технологий и языковая коммуникация, которая может выступать как катализатор или ингибитор научно-технического прогресса.
Ключевые слова: научно-технологический прогресс, инженерное образование, опережающее образование, технологический уклад, фундаментальные знания, коммуникация, английский язык.
Введение
Одно из первых письменных упоминаний важности языка в мировом развитии человечества можно найти в Библии. Речь идет о знаменитой Вавилонской башне, когда люди решили построить колоссально высокую башню, чтобы вершиной она доставала до неба и дома Господа Бога. Людская гордыня привела Бога в ярость, и в наказание он «наслал» на людской род многоязычие. Как только люди перестали понимать друг друга из-за различий в языке, они не смогли координировать свои действия и строительство эпохального сооружения было приостановлено.
Этот миф наглядно показывает важность языка как средства коммуникации для научно-технического и экономического развития и прогресса человечества. Фактор «одноязычия», другими словами «единого» языка, был одним из решающих в успешной разработке и реализации «дерзкого» научно-технологического проекта по строительству самой высокой башни в мире. И напротив, «многоязычие» привело к разобщенности людей, к нарушению согласованности и координации их действий, что оказалось ключевым фактором, препятствующим научно-технологическому прогрессу человечества.
Обзор литературы
На современном этапе развития нашей страны Президент России сформулировал идею «умной» экономики, которая заключается в создании опережающей научно-технологической базы, способной путем практического внедрения последних достижений вывести страну в мировые экономические лидеры. Поставленная задача может быть решена только при условии, что образование в стране, в первую очередь высшее образование, целью которого является подготовка научно-технических кадров, будет опережающим.
Однако что именно подразумевается учеными под понятием «опере-
жающее образование», пока остается предметом дискуссии. Существует несколько точек зрения.
Одни ученые приравнивают опережающее образование к опережающему обучению, хотя в действительности последнее представляет собой лишь один из методов введения нового материала на занятиях, когда новая тема заранее начинает вводится в виде небольших вкраплений в текущий материал, тем самым подготавливая учащихся к ее освоению.
Большинство российских ученых [2, с. 51; 5, с. 38; 6, с. 300; 7, с. 59; 9; 10; 12, с. 211; 14, с. 21] рассматривает опережающее образование с точки зрения именно профессионального образования. В конце XX века Б. М. Бим-Бад в соответствии с технологическим укладом того времени считал, что задача опережающего образования состоит в подготовке молодого поколения к жизни и труду в информационном обществе, что, по его мнению, подразумевало повышенную ответственность со стороны людей и более гибкую систему образования, способную изменяться в ответ на требования времени. С его точки зрения, опережающее образование — это то образование, которое учит одновременно успешно выполнять свои трудовые функции и быть готовым к вызовам завтрашнего дня [2, с. 51].
С точки зрения А. М. Новикова, образование может быть названо опережающим только тогда, когда развитие общего и профессионального образования является определяющим фактором для развития личности, общества, технологий и производства. В соответствии с этим определением ученый выделяет три принципа в структуре профессионального опережающего образования:
1) принцип опережающего развития личности означает приоритет развития личности по отношению к научно-технологическому прогрессу;
2) принцип опережающего социального заказа состоит в умении заранее предвидеть нужды общества в новых кадрах и удовлетворять их;
3) принцип опережающего профессионального образования с точки зрения производственно-экономических потребностей государства означает удовлетворение запросов промышленности в компетентном персонале [9].
М. Д. Китайгородский, вслед за Б. С. Гершунским, изучает термин «опережающее образование» с точки зрения четырех аспектов содержания самого понятия «образование». Он указывает, что, в зависимости от понимания термина «образование», который может рассматриваться
как одна из высших ценностей, система, процесс или результат, меняется и суть понятия «опережающее образование» [8, с. 5]. Если образование является ценностью, то ценность эта определяется временным периодом актуальности и нужности полученного образования. Рассмотрение опережающего образования как системы приводит ученого к мысли, что в этом случае оно должно быть в русле мировой образовательной системы. Сущность опережающего образования как процесса заключается в том, что в основе образовательных стандартов должны лежать глубокие научные исследования. Поскольку практические результаты функционирования новых образовательных стандартов можно реально оценить в среднем только через пять лет, то они должны разрабатываться с учетом опережения. Образование как результат образовательного процесса может толковаться как достигнутый личный, общественный и государственный потенциал.
Ряд исследователей [3, с. 23; 13, с. 131] рассматривает опережающее образование в самом широком контексте, как необходимое свойство всей системы образования с точки зрения формирования «ноосферного общества будущего», нацеленного на устойчивое мировое развитие.
Следующим наиболее проблемным моментом в теории опережающего профессионального образования является вопрос о том, чему именно и как необходимо «учить» будущих специалистов в той или иной профессиональной области. Как указывают исследователи, прогнозирование научно-технического и экономического вектора развития общества зачастую оказывается ошибочным, поскольку прогноз построен в логике проекций прошлого и настоящего и оставляет молодых специалистов безоружными перед незапланированным будущим [7, с. 61; 11]. Другой проблемой является инертный и консервативный характер самой системы образования: при средней продолжительности обучения в вузе от четырех до семи лет невозможно быстро получить комплексную оценку качества профессионального образования, а эффект от любых системных преобразований будет ощутим только через десять лет. В этой связи многие ученые говорят о необходимости обучать студентов таким компетенциям, которые являются надпредметными, базисными, и давать такие фундаментальные знания, которые имеют «запас прочности, стабильны, инвариантны при многих вариантах стремительно развивающихся технологий» [7, с. 65; 9].
Методы исследования
На наш взгляд, многие из вышеупомянутых дискуссионных вопросов можно разрешить при рассмотрении опережающего профессионального образования через призму технологических укладов.
Термин «уклад» используется для обозначения конкретного типа производственных отношений с особой системой хозяйствования и организацией деятельности его агентов. Исходя из этого, технологический уклад — это совокупность сопряженных производств и технологий, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. На текущий момент учеными было выделено шесть технологических укладов, каждый из которых характеризуется ключевым фактором, который привел к стремительному развитию определенной отрасли экономики. Поскольку бурное научно-технологическое развитие мирового сообщества начинается с первой промышленной революции, то и предлагаемая учеными периодизация, в сжатом виде представленная ниже, берет свое начало с конца XVIII века.
Первый технологический уклад (1785-1835) был основан на использовании энергии воды в прядильных машинах, которые существенно увеличили производительность труда в текстильной промышленности и начали процесс механизации труда, создается поточное производство. Второй технологический уклад (1830-1890) связан с ускоренным развитием железнодорожного и водного транспорта, а также промышленного производства на основе паровых машин и двигателей. Третий уклад (1880-1940) характеризуется открытиями в области электрической энергии и химии, что приводит к выдвижению на первый план тяжелого машиностроения, металлургии, химической и электротехнической промышленности. Радиосвязь, телеграф, автомобили становятся повседневными и общедоступными. Базис четвертого технологического уклада (1930-1990) составляют такие ключевые факторы, как конвейер, двигатель внутреннего сгорания, телефонная связь и нефтехимическое производство. С началом пятого технологического уклада (1985-2035) современное общество переживает переходной период, ключевыми отраслями которого являются информационные технологии, микроэлектроника, биотехнология, инновационные материалы и источники энергии. По сравнению с предыдущими укладами массового выпуска продукции происходит все большая индивидуализация производства, которое становится более гибким.
Как отмечает С. Ю. Глазьев, между укладами существует преемственность, поскольку каждый последующий уклад зарождается в недрах предшествующего, сначала в виде открытий, потом в виде развития инновационных продуктов и технологий. С точки зрения ученого, общим между текущим и будущим укладами являются информационные технологии, в основе которых лежат знания об элементарных структурах материи и алгоритмах работы с данными, полученными в результате проведения фундаментальных исследований. Разница будет заключаться только в глубине понимания законов природы и объемах обработки информации. Анализ текущего научно-технического прогресса в качестве ключевых факторов следующего уклада выделяет те отрасли, которые в настоящее время растут с неимоверной скоростью. К ним относятся: биотехнологии, наноматериалы, искусственный интеллект, применение информационных технологий в сфере образования и создания сетевых сообществ. При этом главная задача шестого технологического уклада будет состоять в создании менее энергоемких и материалоемких производственных процессов, а также материалов и организмов с конкретными требуемыми характеристиками [4].
Стоит отметить, что становление каждого технологического уклада происходит в результате поступательного развития науки и техники, фундаментальных научных открытий, которые находят свое дальнейшее применение в прикладных исследованиях, а затем превращаются в новые производственные технологии, орудия производства или товары народного потребления. Такая эстафета научных достижений зачастую носит межнациональный характер и может быть растянута по времени и пространстве: научный прорыв ученого в одной стране может инициировать ряд прикладных исследований в другом географическом регионе, что в результате позволит специалистам третьей страны разработать необходимые технологии для практической реализации новых идей и знаний.
Все это подводит нас к мысли о том, что, рассматривая технологические уклады, ученые обычно говорят о научных открытиях, ключевых технологиях и отраслях промышленности, забывая упомянуть самое главное звено, которое обеспечивает поступательный характер научно-технического прогресса. Имеется в виду языковая коммуникация. Язык является тем важным инструментом, который определяет скорость и эффективность эстафеты передачи новых научно-технологических знаний и достижений в мировом научном сообществе. Наличие единого «языкового кода»
позволяет ученым всех стран свободно обмениваться своими научными разработками и идеями, а также получить доступ ко всему корпусу научных знаний. Кроме того, это способствует разработке общей терминологической базы, которая устранила бы проблему различного толкования понятий, наличия нескольких синонимических терминов, неправильного перевода научных терминов или их толкования при переводе на свой национальный язык. Отсутствие такого кода, как мы видим в мифе о Вавилонской башне, способно не просто замедлить развитие общества, а свести его к нулю. В этой связи языковая коммуникация в целях профессионального общения рассматривается нами как необходимое условие перехода от одного технологического уклада к следующему.
Таким образом, все вышеизложенное приводит нас к мысли о том, что в основе научно-технологического развития общества лежат фундаментальные знания и открытия, способность ученых и инженеров проектировать и эксплуатировать инновационные продукты и технологии и, наконец, языковая коммуникация. В основе современного уровня научно-технологического прогресса лежат фундаментальные знания из всех естественных наук, без которых невозможно сделать ни одно серьезное научное открытие. В настоящее время только глубокая теоретическая подготовка может стать базисом для последующих прорывных научных достижений [1; 15, с. 209]. В то же время всеобъемлющая теоретическая база не является гарантом научных открытий. Без пытливости ума и склонности к саморазвитию, самопознанию и продуктивной деятельности однажды полученные знания превратятся в устаревающий балласт. Языковая коммуникация, в свою очередь, является тем цементом, который «склеивает» все элементы научно-технического прогресса в единое целое, начиная от формулирования гипотезы и заканчивая внедрением новых технологий или выпуском конечного продукта.
Результаты исследования
Рассмотрение опережающего профессионального образования инженеров в контексте технологических укладов помогает дать ответы на многие из поставленных ранее вопросов.
Во-первых, нами было сформулировано определение опережающего образования с точки зрения теории технологических укладов. Опережающее образование — это образование, содержание которого разработано путем предвидения и прогнозирования перспективных
требований следующего технологического уклада к личности и к обществу в целом. Оно должно формировать профессиональные кадры, которые были бы готовы к открытиям в новых направлениях и способны реализовать задачи и требования нового технологического уклада.
Во-вторых, поскольку каждый следующий технологический уклад зарождается в недрах предыдущего, то анализ текущего состояния научно-технического прогресса может помочь разработать более точный прогноз относительно востребованных отраслей экономики и, как следствие, профессий в будущем. Как отмечалось выше, ядром шестого технологического уклада станут биотехнологии, наноматериалы, искусственный интеллект, глобальные информационные сети, компьютерное образование, что потребует все большего количества специалистов именно в этих сферах профессиональной деятельности, а значит, и номенклатура специальностей, которые студенты осваивают в высших учебных заведениях, должна начать отражать эти изменения.
В-третьих, учитывая, что каждый технологический уклад длится в среднем 50-60 лет, и эра шестого уклада еще на наступила, то своевременное изменение структуры преподаваемых специальностей в вузах может существенно ускорить научно-техническое развитие нашей страны. Конечно, в этом случае необходима государственная поддержка компаний, работающих в этих областях, или создание государственных предприятий, которые, с одной стороны, обеспечили бы рабочими местами молодых специалистов соответствующих направлений подготовки, а с другой стороны, способствовали бы развитию экономики в векторе, обозначенном в Указе Президента от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Еще один важным моментом был вопрос о содержании опережающего образования. На наш взгляд, независимо от выбранной специализации, в результате получения профессионального образования в вузе любой инженер должен:
1) иметь глубокие фундаментальные знания в области естественных наук, которые станут прочным фундаментом будущей профессиональной деятельности;
2) иметь способность проектировать и эксплуатировать инновационные технологии и продукты;
3) владеть навыками общения, уметь четко и понятно выражать свои мысли.
Другими словами, в опережающую подготовку будущих инженеров должны входить те же составляющие, которые лежат в основе научно-технического прогресса, которые рассматривались раньше.
В современных условиях очевидно, что языковая коммуникация, а именно способность выражать свои мысли доступно, четко и ясно, становится таким же важным качеством любого специалиста, такой же профессиональной компетенцией, как и иные профессиональные компетенции. [16; 17, с. 1; 18]. Это во многом объясняется тем, что некоторые из обязанностей инженера перешли из области управления и обслуживания машин (которые благодаря ЧПУ нуждаются в минимальном контроле со стороны человека) в сферу общения, когда инженеры задействованы в процесс проектирования изделий, разработки технологий для их производства и реализацию производственного процесса. Все эти стадии сопровождаются плотным общением с потенциальными инвесторами, заказчиками, коллегами и подчиненными.
При этом для современного специалиста знание только родного языка становится недостаточным. В сложившихся современных условиях превалирования английского языка в ситуациях межнационального общения, на международных научных конференциях, форумах и выставках, обязательного дублирования технической документации по экспортному оборудованию становится очевидным, что в число коммуникативных навыков инженеров обязательно должно входить знание английского языка как основного средства международной коммуникации в сфере науки и техники [19, с. 62; 20, с. 91].
Только в совокупности рассмотренные выше элементы являются тем базисом, на котором можно построить опережающее инженерное образование в высшей школе с целью обеспечения планомерного и наименее безболезненного перехода общества и государства в следующий технологический уклад.
Заключение
Рассмотрение теории опережающего образования с точки зрения технологических укладов помогает решить несколько дискуссионных вопросов. Анализ логики научно-технического развития общества помогает выявить основные элементы, которые должны лечь в основу любого инженерного образования и которые являются залогом его опережающего характера. Прогнозирование будущего развития экономики
на основе анализа текущих прорывных областей науки и технологий помогает более четко определить ядро и ключевые индустрии следующего технологического уклада, подсказывая тенденции на рынке труда на следующие 30-40 лет. Это достаточный временной отрезок, в течение которого можно перестроить структуру предлагаемых к овладению инженерных специальностей. Бюджетное финансирование отдельных специальностей также может направить поток абитуриентов в нужное для страны русло, тем самым подготовив специалистов в тех отраслях, которые, по мнению государства, будут способствовать прорывному научно-технологическому развитию страны, обеспечив ей лидерство в следующем технологическом укладе и стабильное экономическое развитие.
Литература
1. Багдасарьян В. Э. Борьба за будущее российского образования: глобализа-торы против сторонников национальной традиции // Блог Багдасаряна Вардана Эрнестовича [Электронный ресурс]. URL: http://vbagdasaryan.ru/borba-za-budushhee-rossiyskogo-obrazovaniya-globalizatoryi-protiv-storonnikov-natsionalnoy-traditsii (дата обращения: 08.07.2019).
2. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. 1988. № 2. С. 51-55.
3. Водопьянов П. А., Бурак П. М. Приоритеты и новые мировоззренческие ориентации глобального, ноосферного и конвергентного образования // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1, № 2. С. 21-27.
4. Глазьев С. Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века // Глазьев.ру [Электронный ресурс]. URL: https://glazev.ru/ articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka (дата обращения: 15.06.2019).
5. Ефремов А. П. Опережающее обучение и опережающее образование // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2012. № 19 (273), вып. 26. С. 38-43.
6. Журавлева М. В. Формирование готовности обучающихся к инновационной деятельности и опережающему образованию в условиях национального исследовательского технологического университета // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 18. С. 300-302.
7. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. С. 54-74. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2018-1-54-74.
8. Китайгородский М. Д. Опережающее образование. Аспектный подход // Наука и школа. 2007. № 6. С. 3-5.
9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Структура системной теории развития профессионального образования // Сайт академика РАО Новикова А. М. [Электронный ресурс]. URL: http://anovikov.ru/artikle/str_sys.htm (дата обращения: 30.06.2019).
10. Новиков П. Н. Теоретические основы опережающего профессиональ-
ного образования: дис. ... докт. пед. наук // disserCat: электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/ teoreticheskie-osnovy-operezhayushchego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.06.2019).
11. Соколов В. И. K вопросу о предмете исследования опережающего и открытого образования взрослых // Человек и образование. 2009. № 1. С. 140146 [Электронный ресурс]. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/paper-in-html_ Chi0-2009-1_p140-146_SokolovVI.htm (дата обращения: 01.07.2019).
12. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Опережающее образование: опыт реализации // Инженерная педагогика. М., 2015. С. 210-221.
13. Урсул А. Д. На пути к опережающему образованию // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 3 (31). С. 130-133.
14. Федоров В. А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: мат-лы 20-й Всерос. науч.-практ. конф. 2015. С. 21-25.
15. Шитов С. Б. Инженерное образование современности (социально-философский взгляд) // Вестник научных конференций. 2016. № 1-5 (5). С. 208-209.
16. BradfordL. 6 soft skills technical employees need to thrive // Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/laurencebradford/2017/08/26/6-soft-skills-technical-employees-need-to-thrive/#20c6be9a6b1d (дата обращения: 08.07.2019).
17. Campbell A. Th. A phenomenological study of business graduates' employment experiences in the changing economy // Journal for Labour Market Research. 2018. Vol. 52, No. 4. DOI: 10.1186/s12651-018-0238-8.
18. Fernandez-Sanz L., Villalba M. T., Medina J. M., et al. A study on the key Soft skills for successful participation of students in multinational engineering education // International Journal of Engineering Education. 2017. No. 33 (6B) [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/321534626 (дата обращения: 03.07.2019).
19. Nor Y. Kh., Supyan H., Nor F. Competencies of English for academic purposes educators at engineering universities: a conceptual framework // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30, No. 30. P. 62-69. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.icmrp.10.
20. RiemerM. J. English and communication skills for the global engineer // Global Journal of Engineering Education. 2002. Vol. 6, No. 1. P. 91-100 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/246071114 (дата обращения: 15.06.2019).
ADVANCE PROFESSIONAL TRAINING FOR ENGINEERS
The goal set by the Russian Federation government to establish an advanced economy based on the forefront of the modern research in science and technology determines the necessity to develop advancing education. There are various opinions on the essence of the advancing education and the possibility itself to realize this approach. In our opinion the consideration of the advancing education from the prospective of innovation waves can help
to elaborate a logically consistent theory of advancing education. Innovation wave is a group of the interrelated productions and technologies, being at the same technical level and developing synchronically. On average each innovation wave lasts for approximately 50-60 years and is characterized by dramatic development of a limited list of dominant industries. At the moment we are experiencing a gradual decline of the fifth innovation wave and transition into the sixth one. Regarding all that the advancing tertiary education may be determined as training the specialists able to meet the requirements of the next innovation wave. Since every next wave is based on the achievements of the existing one, the analysis of the most rapidly growing industries can help to forecast the long-run needs of the labour market for the near 10-20 years with a rather high probability and based on these facts to reorient Universities into developing new education programs in order to meet future economic changes. Besides there have been defined the key elements of the advancing professional education. They are fundamental knowledge, abilities to design and employ innovative products and technologies, and verbal communication, which can serve as a catalyst or inhibitor of the scientific and technological progress.
Keywords: scientific and technological progress, engineering education, advancing education, innovation waves, fundamental knowledge, communication, the English language.
References
• Bagdasaryan V. E. Bor'ba za budushchee rossijskogo obrazovaniya: globalizatory pro-tiv storonnikov nacional'noj tradicii // Blog Bagdasaryana Vardana Ernestovicha [Elektronnyj resurs]. URL: http://vbagdasaryan.ru/borba-za-budushhee-rossiyskogo-obrazovaniya-globalizatoryi-protiv-storonnikov-natsionalnoy-traditsii (data obrash-cheniya: 08.07.2019). [In Rus].
• Bim-Bad B. M. Operezhayushchee obrazovanie: teoriya i praktika // Sovetskaya peda-gogika. 1988. № 2. S. 51-55. [In Rus].
• BradfordL. 6 soft skills technical employees need to thrive // Forbes [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.forbes.com/sites/laurencebradford/2017/08/26/6-soft-skills-techni-cal-employees-need-to-thrive/#20c6be9a6b1d (data obrashcheniya: 08.07.2019).
• Campbell A. Th. A phenomenological study of business graduates' employment experiences in the changing economy // Journal for Labour Market Research. 2018. Vol. 52, No. 4. DOI: 10.1186/s12651-018-0238-8.
• Fedorov V. A. Operezhayushchee professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: aspekt nauchnogo obespecheniya // Innovacii v professional'nom i professional'no-ped-agogicheskom obrazovanii: mat-ly 20-j Vseros. nauch.-prakt. konf. 2015. S. 21-25. [In Rus].
• Fernandez-SanzL., Villalba M. T., Medina J. M., et al. A study on the key Soft skills for suc-
cessful participation of students in multinational engineering education // International Journal of Engineering Education. 2017. No. 33 (6B) [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.researchgate.net/publication/321534626 (data obrashcheniya: 03.07.2019).
• Glaz'evS. Yu. Velikayacifrovayarevolyuciya: vyzovyiperspektivydlyaekonomikiXXIveka// Glaz'ev.ru [Elektronnyj resurs]. URL: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-ve-likaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka (data obrashcheniya: 15.06.2019). [In Rus].
• Efremov A. P. Operezhayushchee obuchenie i operezhayushchee obrazovanie // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Kul'turologiya. 2012. № 19 (273), vyp. 26. S. 38-43. [In Rus].
• Kislov A. G. Ot operezhayushchego k transprofessional'nomu obrazovaniyu // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20, № 1. S. 54-74. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74. [In Rus].
• Kitajgorodskij M. D. Operezhayushchee obrazovanie. Aspektnyj podhod // Nauka i shko-la. 2007. № 6. S. 3-5. [In Rus].
• Nor Y. Kh., Supyan H., Nor F. Competencies of English for academic purposes educators at engineering universities: a conceptual framework // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30, No. 30. P. 62-69. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.icmrp.10.
• Novikov A. M., NovikovD. A. Struktura sistemnoj teorii razvitiya professional'nogo ob-razovaniya // Sajt akademika RAO Novikova A. M. [Elektronnyj resurs]. URL: http:// anovikov.ru/artikle/str_sys.htm (data obrashcheniya: 30.06.2019). [In Rus].
• Novikov P. N. Teoreticheskie osnovy operezhayushchego professional'nogo obrazovani-ya: dis. ... dokt. ped. nauk // disserCat: elektronnaya biblioteka dissertacij [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-operezhayush-chego-professionalnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 21.06.2019). [In Rus].
• Riemer M. J. English and communication skills for the global engineer // Global Journal of Engineering Education. 2002. Vol. 6, No. 1. P. 91-100 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/246071114 (data obrashcheniya: 15.06.2019).
• Shitov S. B. Inzhenernoe obrazovanie sovremennosti (social'no-filosofskij vzglyad) // Vestnik nauchnyh konferencij. 2016. № 1-5 (5). S. 208-209. [In Rus].
• Sokolov V. I. K voprosu o predmete issledovaniya operezhayushchego i otkrytogo ob-razovaniya vzroslyh // Chelovek i obrazovanie. 2009. № 1. S. 140-146 [Elektronnyj resurs]. URL: http://obrazovanie21 .narod.ru/paper-in-html_ChiO-2009-1_p140-146_ SokolovVI.htm (data obrashcheniya: 01.07.2019). [In Rus].
• Strongin R. G., ChuprunovE. V. Operezhayushchee obrazovanie: opyt realizacii // Inzhenernaya pedagogika. M., 2015. S. 210-221. [In Rus].
• Ursul A. D. Na puti k operezhayushchemu obrazovaniyu // Vestnik Chelyabinskoj gosu-darstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. 2012. № 3 (31). S. 130-133. [In Rus].
• Vodopyanov P. A, BurakP.M. Prioritety i novye mirovozzrencheskie orientacii global'nogo, noosfernogo i konvergentnogo obrazovaniya // Vysshee tekhnicheskoe obrazovanie. 2017. T. 1, № 2. S. 21-27. [In Rus].
• Zhuravleva M. V. Formirovanie gotovnosti obuchayushchihsya k innovacionnoj deyatel'nosti i operezhayushchemu obrazovaniyu v usloviyah nacional'nogo issledovatel'skogo tekhnologicheskogo universiteta // Vestnik Kazanskogo tekhno-logicheskogo universiteta. 2012. T. 15, № 18. S. 300-302. [In Rus].