Научная статья на тему 'Опережающая подготовка рабочих и специа-листов в инновационной среде как фактор их профессиональной устойчивости и мобильности'

Опережающая подготовка рабочих и специа-листов в инновационной среде как фактор их профессиональной устойчивости и мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАБОТАЮЩИЕ ГРАЖДАНЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ADVANCED TRAINING OF WORKERS AND SPECIALISTS / CONTINUING EDUCATION / ADULT EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / WORKING PEOPLE / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасюк Василий Петрович, Кожевников Олег Леонидович

В статье рассматриваются требования современной экономики к рабочим кадрам, вопросы их опережающей подготовки, потенциала непрерывного образования. Анализируются новшества и подходы к организации профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации работающих граждан или граждан, меняющих работу, находящихся в поиске работы, незанятых граждан трудоспособного возраста. Представлен опыт в данной сфере созданной в Ленинградской области инновационной структуры Центра опережающей профессиональной подготовки «Профстандарт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панасюк Василий Петрович, Кожевников Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TRAINING OF WORKERS AND SPECIALISTS IN INNOVATIVE ENVIRONMENT AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL SUSTAINABILITY AND MOBILITY

The article discusses the requirements of modern economics to working personnel, the issues of their advanced training, the potential of continuing education. Innovations and approaches to the organization of vocational training, retraining and in-service training of working people or people changing jobs, seeking for employment, unemployed people of working age are analyzed. The relevant experience of the innovative structure created in the Leningrad region Profstandart Center for Advanced Professional Training is presented.

Текст научной работы на тему «Опережающая подготовка рабочих и специа-листов в инновационной среде как фактор их профессиональной устойчивости и мобильности»

Непрерывное образование и подготовка специалиста

В.П. Панасюк

(г.Вологда), О.Л. Кожевников

(Ленинградская область)

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МОБИЛЬНОСТИ

ADVANCED TRAINING OF WORKERS AND SPECIALISTS IN INNOVATIVE ENVIRONMENT AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL SUSTAINABILITY AND MOBILITY

В статье рассматриваются требования современной экономики к рабочим кадрам, вопросы их опережающей подготовки, потенциала непрерывного образования. Анализируются новшества и подходы к организации профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации работающих граждан или граждан, меняющих работу, находящихся в поиске работы, незанятых граждан трудоспособного возраста. Представлен опыт в данной сфере созданной в Ленинградской области инновационной структуры - Центра опережающей профессиональной подготовки «Профстандарт».

Ключевые слова: опережающая подготовка рабочих и специалистов; непрерывное образование; образование взрослых; профессиональное обучение; работающие граждане; дополнительное профессиональное образование; дополнительные профессиональные программы.

The article discusses the requirements of modern economics to working personnel, the issues of their advanced training, the potential of continuing education. Innovations and approaches to the organization of vocational training, retraining and in-service training of working people or people changing jobs, seeking for employment, unemployed people of working age are analyzed. The relevant experience of the innovative structure created in the Leningrad region - Profstandart Center for Advanced Professional Training is presented.

Key words: advanced training of workers and specialists; continuing education; adult education; vocational education; working people; additional professional education; additional professional programs.

Происходящие изменения в экономике, социальной сфере, новые реалии на рынке труда, конкуренция и борьба за качественные трудовые ресурсы предъявляют новые требования к системе кадрового обеспечения отраслей народного хозяйства, переподготовки и повышения квалификации работающих граждан.

В версии 2.0 Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного

(экономического) роста, подготовленной Агентством стратегических инициатив в 2019 году, отмечается, что в современных условиях стоит задача «повышения эффективности процессов кадрового обеспечения региональной экономики: развитие кадрового потенциала на долгосрочную перспективу, привлечение и удержание кадровых ресурсов, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, в том чис-

ле в соответствии с мировыми стандартами и требованиями рынка».

При этом стратегия кадрового обеспечения, в числе прочего, должна определять механизмы ее реализации, включая нормативно-правовые, финансово-экономические, инвестиционные, организационно-управленческие инструменты, а также механизмы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования и регулирования рынка труда, в том числе создание специализированных образовательных организаций, центров компетенций, центров опережающей подготовки системы независимой оценки квалификаций [1; 3].

Государство в лице федеральных, региональных органов исполнительной власти с помощью и в партнерстве с подведомственными и уполномоченными структурами, частным бизнесом предпринимает значительные усилия для приращения человеческого капитала, чтобы подготовить кадровую основу для глубокой модернизации экономики, более полно использовать трудовой потенциал граждан предпенсионного и пенсионного возрастов [2].

В стратегическом документе «12 решений для нового образования», подготовленном в 2018 году Высшей школой экономики, указывается на то, что в России должна быть выстроена новая система технологического образования. Для этого предлагается треть студентов колледжей перевести на программы высшего образования прикладного бакалавриата, а еще треть - на короткие программы (от 1 месяца) получения профессиональных квалификаций в центрах опережающей подготовки.

Отмечается значительное отставание от развитых стран в плане включенности взрослого населения в систему непрерывного образования. В России лишь 17-20% взрослых участвуют в образовании. Это в 2-3 раза ниже, чем в европейских странах, что негативно сказывается не только на производительности труда, но и на материальном положении людей, и на их социальном самочувствии. Предлагается: софинан-сировать курсы непрерывного образования для взрослых; сделать доступной внешнюю

оценку квалификации и навыков; сформировать не менее 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, корпоративных университетов; организовать единую национальную электронную платформу - навигатор образовательных программ и сервисов трудоустройства, в том числе для пенсионеров [4].

Существенным фактором, обусловливающим изменение подходов к кадровой работе, выступает фактор инновационных изменений в структуре, условиях труда. Современные, высокотехнологичные, энерго-и интеллектоемкие рабочие места предъявляют не только более высокие требования к исходному уровню образовательной подготовки, но и последующего систематического обучения, совершенствования.

В числе других факторов изменений на рынке труда в подходах к образовательной подготовке выступают:

- совершенствование структуры экономики, в том числе связанное с изменением соотношений производственной и непроизводственной сфер, приоритетных экспортных отраслей;

- появление новых производств, основанных на цифровых технологиях, позволяющих в значительной мере автоматизировать и замещать рутинные операции, создающих новые, ранее не использовавшиеся конфигурации в построении эргатических систем, требующих от работников дополнительных компетенций;

- изменение возрастной структуры работающих граждан вследствие объективных демографических процессов, законодательного увеличения возраста выхода на пенсию [2].

Ситуация такова, что, если в отношении обучающихся школ, организаций среднего профессионального образования, высшего образования можно каким-то образом корректировать образовательные программы, учитывать новые реалии и требования производства, то в отношении уже работающих граждан или граждан, меняющих по каким-либо причинам работу, находящихся в ее поиске, незанятых граждан трудоспособного возраста ситуация обстоит значи-

тельно сложнее. В последнем случае условные модели «доучивания», «переучивания» попросту либо не работают, либо являются малоэффективными.

Речь идет о том, что в целях обеспечения профессиональной устойчивости и мобильности должны быть найдены, апробированы, адаптированы новые формы и технологии опережающей подготовки рабочих и специалистов в инновационной среде. В данном утверждении ключевым словом выступает слово «опережающая». Представляется, что опережение может и должно реа-лизовываться по целому ряду направлений, связанных не только с владением трудовыми навыками, но и обусловленных условиями, характером, организацией труда: новые профессии и новые функции на производстве.

Феномен «опережение» применительно к подготовке рабочих кадров и специалистов появился относительно недавно как реакция на стремительные изменения в структуре, технологиях, организации производства, формировании нового технологического уклада. В научной, научно-методической литературе данной проблеме уже уделено достаточно много внимания [5; 6; 7; 8; 10; 11]. При этом анализируются не только вопросы и предлагаются инновационные модели, подходы опережающей профессиональной подготовки применительно к различным отраслям и сегментам производства, но и исследуются проблемы сопряжения непрерывного профессионального образования и профессионального использования специалиста, сущность самого феномена «опережающая подготовка».

Логично предположить, что часть из формирующихся в опережающем режиме навыков, компетенций, качеств работника носит универсальный, инвариантный характер по отношению к различным отраслям, видам производств: цифровая грамотность; конкурентоспособность; работа в команде; наставничество; предпринимательские компетенции; культура и качества труда; профессиональная мобильность, проектное управление.

Ориентация на опережение в процессе профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работающих, высвобождающихся, ищущих работу граждан, работников предпенсионного возраста предполагает задействование всего потенциала профессионально-педагогического знания, мирового и отечественного опыта, инновационных идей, подходов, моделей, форм, средств и технологий. Среди них актуальными и перспективными представляются следующие:

- технологии командного обучения, когда его содержание подбирается с учетом особенностей совместно выполняемого труда, учитывает наиболее часто диагностируемые профессиональные дефициты, когда обучение организуется в составе всего производственного коллектива и когда часть занятий может проводиться его представителями;

- технологии горизонтального обучения, когда с одной стороны, обучающий, с другой стороны обучаемый занимают равнозначные позиции в служебно-должност-ной иерархии, но при этом они различаются наличным профессиональным опытом, уровнем профессиональных знаний, владением трудовыми функциями;

- обучение на базе и(или) по программам центров опережающей подготовки (профессиональное обучение, профессиональная переподготовка, повышение квалификации) с включением блоков теоретического и практического обучения, с последующей помощью в трудоустройстве; с ориентацией на запрос и требования конкретного производства;

- обучение на рабочих местах, организуемое силами самого предприятия или производственного участка; проводимое опытным наставником из числа его работников или инструктором; обусловленное изменением технологии производства, техническим перевооружением, изменениями стандартов, требований техники безопасности, охраны труда;

- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста на базе

корпоративных центров, центров образования взрослых на базе профессиональных образовательных организаций, вузов, когда стоит задача расширения и(или) обновления, формирования дополнительных компетенций, подготовки к выполнению обязанностей с другим функционалом, к сдаче испытаний и экзаменов для получения необходимых допусков, сертификатов.

Ориентируясь на инновационные подходы к профессиональному обучению, профессиональной переподготовке и повышению квалификации, вместе с тем необходимо учитывать все те трудности, риски, препятствия, которые могут иметь место, учитывать базовые установки и положения теории образования взрослых.

Б.С. Лисовик, дискутируя о дополнительном профессиональном образовании взрослых (нередко - «возрастных») людей, говорит, что перспективным путём повышения результативности обучения является подготовка безработного под конкретное рабочее место. На его взгляд, работник совместно с потенциальным работодателем смог бы воспользоваться для этого гибкими формами и методами подготовки, переподготовки и повышения квалификации, вплоть до обучения на рабочем месте [9, с. 98].

Таким образом, наличие мощного теоретического задела, самодостаточной нормативной правовой базы, значительной потребности реального сектора экономики в осуществлении профессионального обучения, профессиональной переподготовки, повышения квалификации взрослого работающего, незанятого, ищущего работу, желающего получить новые квалификации населения актуализируют задачу поиска эффективных организационных форм осуществления такой работы.

В Ленинградской области такая форма воплощена в деятельности и программах государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр опережающей профессиональной подготовки «Профстандарт» (далее - Учебный центр), подведомственного Комитету по труду и занятости населения Ленинградской области. Из прошедших об-

учение граждан, более 90 % трудоустроены по полученной профессии.

Центр опережающей профессиональной подготовки «Профстандарт» имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по более чем 60 дополнительным профессиональным образовательным программам, программам профессиональной подготовки и переподготовки, в основном по рабочим профессиям, наиболее востребованным на рынке труда Ленинградской области.

Основными видами деятельности Учебного центра являются:

- организация деятельности в качестве агрегатора и оператора ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс;

- проведение мероприятий по оценке профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс; организация в регионе конкурсов профессионального мастерства;

- реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан возрастной категории «50+» и «60+», находящихся под риском увольнения или испытывающих трудности в поиске работы;

- организация опережающего профессионального обучения работников предприятий, находящихся под угрозой увольнения (в отношении которых проводятся мероприятия по высвобождению, работающих в режиме неполного рабочего времени, находящихся в состоянии простоя по инициативе работодателя), а также работников организаций (предприятий), осуществляющих реструктуризацию и(или) модернизацию производства, в соответствии с инвестиционными проектами, направленными на

импортозамещение, либо, осуществляющих реструктуризацию и(или) модернизацию производства;

- оказание образовательных услуг по повышению квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных организаций профессионального образования;

- регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий;

- подготовка кадров высшей квалификации;

- профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- реализация программ профессионального обучения (программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих, программ повышения квалификации рабочих, служащих);

- реализация дополнительных общеобразовательных программ (дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ); обучение работников предприятий, организаций и учреждений по вопросам охраны труда;

- оказание услуг по психологической поддержке, социальной адаптации граждан.

- разработка новых учебных программ, методических пособий и рекомендаций, форм, интенсивных технологий и методик обучения, внедрение их в практику образовательного процесса.

Учебный центр внесен Министерством труда и социального развития Российской Федерации в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, услуги по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов государственных учреждений и предприятий.

В своей работе Учебный центр использует гибкую систему обучения, позволяющую адаптировать учебные программы к потребностям работодателей. По заявкам

работодателей обучение может осуществляться на территории предприятия, при этом график обучения составляется с учетом рабочего распорядка предприятия. Обучение работников предприятий, организаций и учреждений по вопросам охраны труда проводится на предприятиях без отрыва от производства, в том числе и с применением инновационных образовательных технологий: дистанционное обучение в программе ot47.pro.

С 2013 года Учебный центр проводит профессиональную ориентацию школьников в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

Результатом данной работы явилось то, что в 2017 и 2018 годах при поступлении в государственные профессиональные образовательные организации Ленинградской области количество абитуриентов, желающих получить рабочие профессии, превысило количество плановых бюджетных мест.

В ходе проводимой работы используются инновационные образовательные технологии, включающие дистанционное профориентационное тестирование со стопроцентным охватом обучаемых в рамках программы www.profitest.pro.

Учебный центр проводит интерактивные обучающие семинары по охране труда «Теория безопасного труда» для обучающихся старших классов в образовательных организациях Ленинградской области на базе инновационного передвижного мобильного комплекса Отдельное направление деятельности Учебного центра - обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет.

Учебный центр организует опережающее профессиональное обучение или стажировки в целях приобретения новых профессий и профессиональных навыков работников предприятий, осуществляющих модернизацию или реализующих инвестиционные проекты. Такое опережающее обучение осуществляется непосредственно на предприятиях, без отрыва персонала от производства.

Учебный центр реализует дополнительную образовательную программу «Основы правовых, организационных, социально-экономических знаний, способствующих быстрому включению соотечественников в трудовые и социальные отношения Ленинградской области». В 2017 году заключены договоры на оказание данных услуг, включая бесплатные круглосуточные услуги по консультированию (юридические услуги и услуги психологической помощи).

Образовательная деятельность Учебного центра распространяется не только на Ленинградскую область, но и на другие субъекты Российской Федерации, в частности на Санкт-Петербург, Новгородскую область.

Значительное место в деятельности Учебного центра занимает выполнение государственного заказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области по обучению незанятых пенсионеров основам компьютерной грамотности Также осуществляется повышение квалификации сотрудников социальных служб Ленинградской области по образователь-

ной программе «Социальная геронтология».

В 2017 году Учебным центром разработаны и приобретены мобильные учебно-производственные комплексы для обучения граждан в рамках проведения региональных и межрегиональных конкурсов профессионального мастерства формата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia по компетенциям: сантехника и отопительные системы; парикмахерское искусство и туристская деятельность.

В соответствии с поручением Губернатора Ленинградской области Учебно-методический центр наделён полномочиями Базовой организации по профессиональной ориентации с целью координации профори-ентационной работы для обеспечения экономики Ленинградской области квалифицированными кадрами.

За многолетнюю и эффективную деятельность Учебный центр награждён Почётным дипломом Губернатора Ленинградской области, имеет ряд благодарственных писем от руководителей предприятий Ленинградской области.

Литература

1. Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций» от 3 июля 2016 года № 238. [Электронный ресурс]. URL: http:// /legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03072016-n-238-fz-o/ - (дата обращения 19.03.2019).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 марта 2019 года № 131 «Об утверждении типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, а также по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста». [Электронный ресурс]. URL: http:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319783/ - (дата обращения 19.03.2019).

3. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста (версия 2.0). - Агентство стратегических инициатив.- 2019. [Электронный ресурс]. URL: http:// yandex.ru/search/?lr=2&text= - (дата обращения 19.03.2019).

4. «12 решений для нового образования» (стратегический документ). - Высшая школа экономики. - 2018. [Электронный ресурс]. URL: http:// hse.ru/news/expertise/217884372. html - (дата обращения 19.03.2019).

5. Ваганова Е.В. Опережающая подготовка специалистов в соответствии с прогнозом формирующегося технологического уклада в России // Инноватика - 2015. Сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. - Томск: Общество с ограниченной ответственностью «СТТ», 2015. - С. 632-635.

6. Журавлева М.В., Осипов П.Н., Абдуллин И.Ш. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтехимического комплекса //«Образование и саморазвитие».- 2010.-№ 3(19). - С. 62-67.

7. Зубарева А.А., Моргачева К.П. Опережающая подготовка кадров в нефтегазовых компаниях // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях Отв. Ред.: Н.Н. Пона-рина, С.С. Чернов. - Энгельс: Общество с ограниченной ответственностью «Академия управления», 2016. - С. 111-114.

8. Корчагин Е.А. Опережающее обучение и профессиональная подготовка специалиста: точки соприкосновения//«Казанский педагогический журнал», 2003.- № 1. - С. 31-33.

9. Лисовик Б.С. Серебряный юбилей государственной системы обеспечения занятости россиян // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2016. - № 9. - С. 93-112.

10. Разинкина Е.М. и др. Непрерывная опережающая профессиональная подготовка кадров для горно-металлургической отрасли: проблемы и теоретические основы (монография) / под ред. Е.М. Разинкиной, Е.А. Ильиной. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова, 2010. - 110 с.

11. Румянцев А.В. Исследование сущности и содержания понятий «опережающее образование» и «опережающая подготовка и переобучение кадров» //«Вестник Российской академии естественных наук».- 2010.- № 1. - С. 86-88.

12. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых: монография/ под ред. В.И.Подобеда, А.Е.Марона.- СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 406 с.

13. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Королева Е.Г. Проектирование образовательных маршрутов, содержания, форм и технологий общего и профессионального образования взрослых // Человек и образование. - 2015. - № 1. - С. 184-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.