Научная статья на тему 'Оперетта Г. В. Свиридова «Огоньки» в контексте авторского стиля'

Оперетта Г. В. Свиридова «Огоньки» в контексте авторского стиля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1485
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВИРИДОВ / ОПЕРЕТТА / СТИЛЬ / ДРАМАТУРГИЯ / СИМВОЛИКА / ЦИТАТА / РЕВОЛЮЦИЯ / ЭПОХА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Предоляк Анна Анатольевна

В статье анализируется оперетта Г.В. Свиридова «Огоньки». Автором определяются особенности стиля раннего творчества композитора, выявляются причины, по которым музыкально-сценическая сфера не получила дальнейшего развития в творчестве Свиридова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оперетта Г. В. Свиридова «Огоньки» в контексте авторского стиля»

Литература

1. Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994. 304 с.

2. Денисов А.В. Музыкальные цитаты. Справочник. СПб., Композитор Санкт-Петербург, 2013. 224 с.

References

1. Ivashkin A. Besedy s Alfredom Shnitke[ Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, 1994. 304 p.

2. Denisov A. Muzykal'nye citaty [Musical quotations]. Directory. SPb., Composer Saint Petersburg, 2013. 224 p.

УДК 78.071.1:782.8 А.А. ПРЕДОЛЯК

ОПЕРЕТТА Г.В. СВИРИДОВА «ОГОНЬКИ» В КОНТЕКСТЕ АВТОРСКОГО СТИЛЯ

Предоляк Анна Анатольевна, кандидат искусствоведения, преподаватель Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова (Краснодар, ул. Октябрьская, д. 25а), доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств, aapkras@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется оперетта Г.В. Свиридова «Огоньки». Автором определяются особенности стиля раннего творчества композитора, выявляются причины, по которым музыкально-сценическая сфера не получила дальнейшего развития в творчестве Свиридова.

Ключевые слова: Свиридов, оперетта, стиль, драматургия, символика, цитата, революция, эпоха.

UDC 78.071.1:782.8 A. A. PREDOLYAK

G. SVIRIDOV'S OPERETTA «LITTLE LIGHTS» IN THE CONTEXT OF AUTHOR'S STYLE

Predolyac Anna Anatolyevna, PhD (art), teacher of the Krasnodar musical College N.A. Rimsky-Korsakov (Krasnodar, Oktyabrskaya str., 25A), associate Professor of Krasnodar state University of culture and arts, aapkras@mail.ru

Abstract. The article analyzes operetta "Little Lights" by G. Sviridov. This piece of music brings out the problem of the composer's early style. The reasons for the absence of further musical and stage development in Sviridov's work are discovered.

Kewwords: Sviridov, operetta, style, dramaturgy, symbology, quote, revolution, époque

Музыкальный театр Георгия Свиридова уникален. Он соответствует духу времени композитора, а сегодня представляет историческую память, запечатленную в партитурах и кинофильмах. Жанр музыкальной комедии занимает в творческой биографии маэстро определенное место. По количеству их немного. Известны по крайней мере две: «Раскинулось море широко» (1943 год) и «Огоньки» (1951 год).

Если о вокально-хоровых и инструментальных сочинениях Свиридова написано много историко-аналитических работ, то музыкально-театральные произведения остались практически без внимания. Причин этому может быть несколько. Выделим по крайней мере три:

1. Немногочисленность данных сочинений;

2. Музыкальные комедии написаны в ранний период творчества, когда Свиридов находился в поиске своего индивидуального стиля и испытывал влияние уже состоявшихся в то время композиторов;

3. Выбранная тематика музыкально-сценических произведений.

Первое обращение к жанру оперетты и музыкальной комедии состоялось в 1939 году, когда молодой Свиридов попытался написать комедию «Настоящий жених» на либретто

№ 1 (60), 2016

М. Левитина, рукопись которой не сохранилась.

Второе обращение к данному жанру состоялось в 1943 году в осажденном Ленинграде. Свиридов написал музыкальную комедию «Раскинулось море широко» по пьесе В. Азарова, В. Вишневского и А. Крона, посвященную жизни и борьбе балтийских моряков. В работе над комедией композитору, как писал А. Сохор, «надо было учитывать специфику жанра, не утяжелять спектакля и в то же время передать пафос пьесы, не опошляя ни малейшим образом ее героев, столь непривычных для оперетты» [1, с. 37].

1951 год - Свиридов создает музыкальную комедию «Огоньки» на либретто Л. Захарова и С. Полоцкого. Она стала одной из самых крупных работ прикладного характера. И снова выбор пал на нехарактерную для жанра оперетты тему - тему революции. Интересен и тот факт, что Свиридов также впервые обратился в своем творчестве к теме революции, «если не считать его довоенных обработок русских революционных песен» [1, с. 54].

Сюжет. Действие происходит на заводской окраине Петербурга в предреволюционные годы. Татьяна Ивановна Мальцева - учительница пения и ее муж Андрей Самойлов - токарь, пытаются поднять восстание. Татьяна Ивановна организовала кружок пения, где обучает рабочих не только пению, но и революционным песням, другими словами, формирует революционный «дух» рабочего народа. Ее муж входит в доверие к Якову Ильичу Богомолову - содержателю чайной «Эльдорадо». Богомолов вместе с Гнутым - надзирателем, догадываются, что готовится восстание. Объединившись, они начинают искать руководителя восстания Нечая и следить за Татьяной Ивановной. На самом деле под именем Нечая скрывается Андрей Самойлов.

Другая пара - Шурка и Катя - улавливают настроения, происходящие на заводской окраине. Шурка спасает Татьяну Ивановну от нападения, организованного его дядей Богомоловым. Катя, влюбленная в Шурку, распространяет листовки, призывающие к восстанию.

Татьяну Ивановну все-таки арестовывают, но за неимением доказательств отпускают. В это время на заставе рабочие, под впечатлением распространенных листовок, практически готовы к восстанию. Татьяна Ивановна и Андрей призывают Шурку выполнить свой долг и повести за собой людей. Шурка долго не решается, так как мечется между своим дядей (Богомоловым) и Татьяной Ивановной. Стимулом для подвига послужило оскорбление Татьяны Ивановны Гнутым и Богомоловым. Шурка ударяет Гнутого, его арестовывают, в это время рабочие поднимают восстание на заставе.

Оперетта заканчивается освобождением Шурки, который вместе с Андреем отправляется «против ветра» поднимать восстания в других городах.

Образно-символический ряд. Стоит сказать о самом начале первого действия музыкальной комедии. В клавире Свиридов дает пояснение: «Фабричная окраина. Справа - ворота завода. Слева - вход в чайную «Эльдорадо». Вдали - на пустыре - карусель. Несколько продавцов торгуют вафлями, пирожками, воздушными шарами и другим товаром. Тут же -шарманщик со своей подругой и озорничающий мальчишка» [2, с. 7]. Так композитор сразу вводит символический ряд в действие оперетты. Он связан с тремя основными понятиями: эльдорадо, карусель и шарманщик. В ходе развития действия символика данных понятий постепенно проясняется зрителю. Посмотрим, что эти понятия символизируют.

Эльдорадо - с испанского языка означает «золотой». Имеет несколько значений:

- мифическое государство, страна золота и драгоценных камней;

- образное выражение, означающее быстрое обогащение;

- страна сказочных чудес;

- увеселительные местечки, рестораны, сады и т.д.

В «Огоньках» Эльдорадо - это главный символ, понимаемый каждым по-своему. Для Богомолова - это достаток, «рай», дореволюционная Россия. Для Кати - это образ, который она находит в книге на ярмарке: «Бежим, прекрасная Регина! - сказал атаман, - туда, где царит справедливость, где нет угнетенных и бедных, в волшебную страну «Эльдорадо»!» [2, с. 19]. Для всей оперетты в целом это сверхобраз - символ высшей справедливости, мечты, свободы и достатка.

Карусель также в «Огоньках» имеет несколько значений:

- место гулянья;

- люди, предметы, которые движутся по кругу друг за другом;

- с точки зрения оперной драматургии, быстрая и непрерывная смена действий или круговорот событий.

В музыкальной комедии все начинается с площади, предназначенной для гуляния. На протяжении всей оперетты люди движутся по кругу: с завода в чайную «Эльдорадо» Богомолова, затем на площадь. В конце первого действия номера с 9 по 12 действительно «проносятся» как на карусели.

№ 9 - «Карусель»,

№ 10 - Русский танец,

№ 11 - Танец циркачей,

№ 12 - Финал первого действия, в котором происходит арест Татьяны Ивановны [2, с. 28-76].

Все четыре номера выстроены по принципу дивертисмента, идут без перерыва, айасса. Темп от номера к номеру ускоряется. Круговорот событий приводит к аресту. Тональная драматургия также выстроена по принципу «карусельной круговерти», можно сказать, что композитор использует принцип тональной симметрии: Ля мажор - Ми мажор - Ля-бемоль мажор - Фа мажор - Си-бемоль мажор - Фа мажор - Ля мажор. Получается символический бег по кругу. Постепенно круговерть приводит к аресту Шурки в финале второго действия оперетты. Вновь утверждается тональность относительно тона «ля» - ля минор.

Шарманщик - это символ уходящей старой России, образ, сочетающий в себе бродячего певца, «заклинателя». В оперетте шарманщик появляется дважды. Первый раз он «заклинает» народ на счастье, которое можно купить за деньги. Второй раз - «заклинает» на любовь Шурку и Катю. Если в первый раз наигрыш шарманщика похож на куплеты-страдания, то второй раз песня шарманщика синтезирует в себе интонации городского романса и былинный склад стиха.

Пример 1. Песенка Шарманщика.

Не скоро

В оперетте появляются такие символы, как верба, сокол, дуб, елочка, огоньки. Каждый из них несет свою смысловую нагрузку, иносказательность. Иносказательность скрыта, например, в словах Андрея в «Мелодраме», когда он рассказывает Шурке и Кате историю про друга.

Но самым показательным символом являются огоньки. Толкование им дает Татьяна Ивановна. Под «огоньками» подразумеваются обычные люди, которые подобно маленьким огонькам, вырастающим в большой огонь, становятся вершителями судьбы своей страны. «В чудесное время расходимся. Из искорки разгорается пламя. Вырос большой огонь из маленьких огоньков и пылает в Баку, в Поти, в Одессе, в Тифлисе, в Батуме, в Киеве. Так пусть же сильней дует ветер и раздувает огонь!» [2, с. 174] - этими словами Андрей заканчивает действие музыкальной комедии.

Композиция. Оперетта включает в себя увертюру и три действия. Причем существует примечание композитора, что действие музыкальной комедии можно закончить на втором действии, но по желанию можно играть и все три. В финале спектакля исполняется либо «Песня о заставе», либо «Марш».

Драматургия. Можно вывести несколько драматургических линий:

- конфликт старой и новой России (Богомолов, Гнутый - с одной стороны, и Шурка, Андрей, Татьяна, Катя - с другой);

- любовная линия: Татьяна Ивановна и Андрей, Шурка и Катя;

- линия внутреннего плана - готовность народа к восстанию.

Все три линии тесно переплетены между собой. Свиридов мастерски сочетает принципы жанра оперетты с этапами драматургического развития оперного спектакля.

1. Увертюра, которой открывается музыкальная комедия, содержит в себе основные лейтинтонации:

- фанфара, которая зазвучит в № 9 «Карусель»; Пример 2. а)

- танцевальность и маршевость;

- интонации песни «Смело, друзья, не теряйте», которая появляется в оперетте несколько раз и звучит в финале второго действия. Этот мотив позже применил Д.Д. Шостакович как цитату в финале симфонии № 11.

Пример 3.

а) фрагмент из увертюры оперетты

б) фрагмент из Симфонии № 11 Д. Шостаковича

2. В драматургии оперетты композитор применил прием «крещендо»: разрастание действия от ареста Татьяны Ивановны к аресту Шурки и к восстанию народных масс.

3. В оперетте присутствуют две генеральных кульминации: арест Татьяны Ивановны в финале первого действия и арест Шурки в конце второго действия. Присутствует и лирическая кульминация главных героев Татьяны и Андрея (в партитуре это № 18 - Дуэт Татьяны и Андрея).

Пример 4.

4. Сквозной тип драматургии сочетается с номерным.

5. Свиридов создал образы-портреты через жанр песни, подобрав каждому из героев соответствующую интонацию. В оперетте присутствуют лейтмотивы главных героев.

6. Тональный план музыкальной комедии заложен в увертюре.

По мнению Сохора, «оперетта Свиридова - настоящая энциклопедия музыкального быта русских дореволюционных рабочих» [1, с. 56]. «Песня главных героев «Чем ночь тяжелей грозовая» - это «боевой гимн-марш»... «Песня о соколе» и «Город фабричный» близки лирико-эпическим песням... «Застава» и «Огоньки» - вальсовым песенкам рабочего поселка. Молодые рабочие Шурка и Катя поют простодушные песенки «О шариках» и «Дуб и елочка» в духе городской песни-вальса или польки» [1, с. 56]. Уличный быт заводской окраины большого города показан посредством частушки, протяжной песни, плясовой песни, марша и галопа, а

также наигрыша шарманщика. Свиридов, отказавшись от прямого цитирования народных и революционных песен, воссоздал их круг интонаций и жанровую самобытность.

Впервые оперетта была поставлена в Киеве, в 1952 году. Затем ее ставили в разных городах России. Шла она с большим успехом. В 1968 году был создан телевизионный фильм, который начинается со вступления к третьему действию. Режиссер сознательно сместил акценты, чтобы закончить фильм на втором действии, когда арест Шурки сопоставляется с документальной хроникой революции 1905 года. Этот драматургический ход был данью времени, в котором жили и творили такие выдающиеся мастера, как Г.В. Свиридов.

Таким образом, Свиридов по-своему трактовал жанр оперетты. «Огоньки» были определены им как музыкальная комедия в 3 действиях и 4 картинах. Впервые была применена революционная тематика, показаны серьезные исторические процессы в данном жанре. «Решая данную задачу, Свиридов обнаружил отличное знание материала и ощущение его стиля. Отказавшись от метода цитат, композитор точно воспроизвел характерные признаки соответствующих песенных и танцевальных жанров в собственных темах» [1, с. 56]. Музыкальный стиль Свиридова уже в столь раннем произведении являет слушателю свою самобытность и неповторимость. Мелодические и гармонические приемы в оперетте найдут свое применение практически во всем творчестве композитора. Образно-символический ряд оперетты и ее драматургия сочетают несколько конфликтных линий, главная из которых - конфликт старой и новой России, что не теряет своей актуальности и в наши дни.

Литература:

1. Сохор А.Н. Георгий Свиридов. М.: Советский композитор, 1972. 320 с.

2. Свиридов Г.В. Огоньки [Ноты]. М.: Издательство «Музыка», 1971. 175 с.

References:

1. A. Sohor. G. Sviridov. M.: Soviet Composer, 1972. 320 pages.

2. G. Sviridov "Little Lights" [notes]. M.: "Music" Publishing, 1971. 175 pages.

УДК 78 Е.Б. ХАВЛИНА

ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОСТИ В ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

ВАЛЕРИЯ ГАВРИЛИНА

Хавлина Елена Борисовна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), старший преподаватель кафедры дирижирования академическим хором, havlina@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена выявлению феномена театральности композиторского мышления, проявившегося через новую трактовку хора В. Гаврилиным в симфонии-действе «Перезвоны» и вокально-симфонической поэме «Военные письма».

Ключевые слова: стиль, театральность, жанровый синтез, хор, драматургия.

UDC 78 ELENA HAVLINA

THE PHENOMENON OF THEATRICALITY IN THE CHORAL WORKS

OF VALERY GAVRILIN

Havlina Elena Borisovna, the graduate of Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, 40 years of Victory str., 33), senior lecturer of the Department of conducting academic choir, havlina@bk.ru

Abstract. The article is devoted to revealing the phenomenon of theatrical composer V. Gavrilin thinking, manifested through a new interpretation of the chorus in the symphony-action of «Chimes» and vocal-symphonic poem «War Letters».

Keywords: style, theatrical, genre synthesis, choir, drama.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.