ОПЕРАЦИЯ «ЛИКВИДАЦИЯ»
В.С. ПРОШАКОВА
С чего начать?...
При ликвидации организации всегда возникает ряд вопросов, связанных с этим процессом, - юридических, экономических, бухгалтерских. Все они взаимосвязаны, и рассматривать их следует комплексно, с учетом требований законодательных и нормативных актов гражданского права и бухгалтерского учета, существующих методик анализа финансово-хозяйственной деятельности и оценки ее результатов.
Бухгалтер на предприятии - это один из немногих специалистов, который отвечает за правильность применения на практике законодательных актов. Помимо стандартов бухгалтерского учета он обязан знать налоговое и трудовое законодательство, Гражданский кодекс и многое другое, тщательно и скрупулезно изучать все нововведения. Особенно сложно бухгалтеру на предприятиях, где нет юридических и экономических служб.
Основными нормативными документами, устанавливающими порядок ликвидации юридических лиц, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон «Об акционерных обществах». Для бухгалтера важно подготовиться к данному процессу, который состоит в составлении промежуточного и ликвидационного балансов, расчета с работниками и с бюджетом по налогам, а также, по возможности, со всеми дебиторами и кредиторами. Если документы оформлены верно, то и операции по ликвидации будут учтены верно.
Ликвидация является способом прекращения деятельности юридического лица. В отличие от реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица «влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» [1]. Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Обычно это общее собрание участников или акционеров, решение которого оформляется протоколом.
Ликвидация государственного учреждения созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) производится по решению органа осуществляющего государственное управление этим учреждением. В Сахалинской области ликвидация областного государственного учреждения производится по решению администрации Сахалинской области по представлению соответствующего отраслевого областного государственного органа, осуществляющего государственное управление в сфере деятельности областного государственного учреждения. Например, решение о ликвидации может быть принято по представлению одного из областных департаментов.
1. Ликвидация областного государственного унитарного предприятия производится по решению Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области по согласованию с соответствующим отраслевым областным государственным органом, осуществляющим государственное управление в сфере деятельности ликвидируемого предприятия с учетом мнения соответствующих органов местного самоуправления по месту регистрации предприятия [8].
В принудительном порядке ликвидация осуществляется по решению суда. Требование о ликвидации организации может быть предъявлено в суд государственным органом, например, налоговым или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Порядок ликвидации организации установлен статьями 62-65 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].
Основанием для принятия решения о добровольной ликвидации может быть истечение срока, на который создавалось юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создавалось, потеря интереса со стороны участников к деятельности организации, отрицательный результат деятельности организации, неудовлетворенность учредителей ходом работы, низкая прибыльность, недостаточный уровень выплачиваемых дивидендов. Так, например, при разработке новых месторождений нефти и газа может быть создана организация для подготовки специалистов по эксплуатации нефтегазового оборудования сроком на 5 лет, которая будет добровольно ликвидирована по истечении срока, на который она создавалась. Для подготовки трассы под строительство трубопровода может быть создана организация, которая по окончании намеченных работ будет добровольно ликвидирована в связи с достижением цели, ради которой она создавалась. Это касается юридических лиц, в содержании устава которых указана основная цель их создания и установлен период действия юридического лица (5 лет, 8 лет, 10 лет и т.д.).
В течение трех дней необходимо письменно уведомить налоговую инспекцию о ликвидации организации [2]. Отношения с налоговыми органами на предприятии поддерживаются работниками бухгалтерии, следовательно, составление и передача в межрайонную налоговую инспекцию сообщения о ликвидации и реорганизации, вменяются им в обязанность. К сообщению прилагается копия решения собрания, либо государственного органа принявшего решение о ликвидации юридического лица. Срок в три дня начинается со дня принятия решения о ликвидации и исчисляется в календарных днях.
Форма уведомления N С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации» приведена в приказе ФНС РФ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации» [6]. К сообщению прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя (рис.1).
Так если, после регистрации ООО, учредителем, которого являлось физическое лицо, при проверке органами местного самоуправления паспортных данных учредителя установлен факт их фальсификации (физического лица по месту жительства и созданного ООО по указанному юридическому адресу не оказалось), это является основанием для предъявления в суд иска о принудительной ликвидации общества. В другом случае
в связи с нарушением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, несоблюдением установленных экономических нормативов, непредставлением отчетности, проведением рискованной кредитной политики, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, и неисполнением предписаний Банк России отозвал у Московского акционерного банка лицензию на совершение банковских операций. Банк России в лице Главного управления по г. Москве обратился в суд с иском о ликвидации кредитной организации в судебном порядке.
Возможны ситуации, когда нарушения закона, допущенные организацией, могут быть устранены. Например, в случае нарушения сроков оплаты уставного капитала органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о ликвидации предприятия. Суд может предложить ответчику принять меры по устранению нарушения путем изменения состава учредителей, размеров их вкладов и прочее. В случае неприведения учредительных документов в соответствие с законодательством, по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридическое лицо, может быть ликвидировано в судебном порядке. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба [7].
Кроме того, существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет ее ликвидацию. Если число участников ООО или ЗАО превышает 50 человек, общество подлежит преобразованию в ОАО в течение года. По истечении этого срока общество подлежит ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. При неполной оплате уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества. Акционерное общество обязано принять решение о своей ликвидации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала. ООО подлежит ликвидации, если стоимость чистых активов окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала Полное товарищество ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. [1, 3, 4].
Юридическое лицо ликвидируется, если решением суда оно признано банкротом. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, является Федеральная налоговая служба [7].
Способы и основания ликвидации юридических лиц могут быть представлены схемой (рис. 2).
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации, разрабатывают план проведения необходимых мероприятий. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица [1 ].
Утверждено Приказом ФНС России от 17.01.2008 № ММ-3-09/11 Форма № С-09-4
(число) (месяц /прописью/) (год)
(наименование налогового органа по месту нахождения организации и его код)
СООБЩЕНИЕ
О РЕОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация_______________________________________________________________________
(полное наименование организации в соответствии с учредительными документами)
огрн |||||||||||||
ИНН/КПП ||||||||||| |||||||||
сообщает о _ _
принятом решении: о реорганизации _ о ликвидации _ (нужное отметить знаком «V»)
форма реорганизации
Копии документов, подтверждающих принятие решения о реорганизации (ликвидации), на ________ листах прилагаются.
Руководитель организации (законный, уполномоченный представитель организации):
(подпись) (Ф.И.О.) (телефон)
М.П.
Рис. 1. Форма уведомления «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации»
ЭКОНОМИКА
Ликвидационная комиссия помещает в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридического лица, объявление об его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Публикация такого объявления в рекламной газете не может рассматриваться как выполнение требований ГК РФ, поскольку сведения о ликвидации юридических лиц публикуются в специально предназначенных для этих целей изданиях. Таким изданием для обеспечения публикации сведений о государственной регистрации юридических лиц» является журнал «Вестник государственной регистрации» [5].
В Москве редакция журнала располагается по адресу Нахимовский проспект 32 офис 1300 ООО «Информационное агентство «ВАЛААМ». В Южно-Сахалинске представительство журнала (код 6502) осуществляет ООО «Лекс» по адресу: улица Хабаровская 47.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2005.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2005.
3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 01.01.1996 г. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ // Собр. законодательства. 16.02.1998 г. № 7. Ст. 785.
5. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. В.П. Мозорлина, М.Н. Малейной. М., 2004.
6. Приказ ФНС РФ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации» от 17.01.2008 г. № мМ-3-09/11@ // Рос.газета. 22.02.2008 г. № 39.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 № 506 // Собр. законодательства. 04.10.2004. № 40. Ст. 3961.
8. Закон Сахалинской области «Об управлении областной государственной собственностью» от 2 июля 1999 г. № 8а // pravo.levonevsky.org
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 7 • 2008