Научная статья на тему 'Операционный менеджент в наукоемких производствах'

Операционный менеджент в наукоемких производствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оленикова К. Л., Мисинева И. А.

Изучено значение использования операционного менеджмента в российских и зарубежных предприятиях, проблемы, связанные с внедрением операционного менеджмента в российских компаниях, а также основные функции операционных менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операционный менеджент в наукоемких производствах»

трации квалифицированных кадров [2].

Технопарки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации); которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.

Основными задачами создания технопарков являются [2]:

а) превращение знаний и изобретений в технологии;

б) превращение технологий в коммерческий продукт;

в) передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;

г) формирование и рыночное становление наукоемких фирм;

д) поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Технопарки являются важным элементом современной экономики, позволяющим сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства.

Во-первых, технопарк - это особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.

Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.

В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Таким образом, процесс зарождения и развития технопарков не должен обойти Россию с ее достаточно сложной экономической ситуацией. Одним из способов выхода из сложившегося кризиса является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. В связи с этим технопарки могут сыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.

Мировой опыт организации и деятельности технопарков показывает, что такая форма

• объединения технологических компаний позволяет [1]:

• накапливать научно-технический опыт и потенциал национальных разработчиков;

• добавлять в экономику страны несырьевую долю и развивать промышленность в целом;

• привлекать инвестиции.

С 2011 года в российские технопарки ежегодно инвестируется около 3,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. Примерный объем федеральных инвестиций в 2011-2014 годах составит 13-14 млрд рублей [3].

Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.

Библиографические ссылки

1. Телемеханика. Технопарк [Электронный ресурс]. URL: http://kbr-technopark.rul/

2. Технопарк. Концепция создания и деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.silicon-taiga.ru/article/files/1437_2.pdf.

3. Умное производство. Технопарки - важный элемент современной инновационной экономики / под ред. Э. Павлова [Электронный ресурс]. URL: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1 = 185&group_id_4=58.

© Никитенко А. О., Мисюк Е. А., 2012

УДК 330.101.542

К. Л. Оленикова Научный руководитель - И. А. Мисинева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕНТ В НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВАХ

Изучено значение использования операционного менеджмента в российских и зарубежных предприятиях, проблемы, связанные с внедрением операционного менеджмента в российских компаниях, а также основные функции операционных менеджеров.

Секция «Менеджмент в наукоемких производствах»

На любых зарубежных предприятиях развитие операционной системы на производстве традиционно рассматривается как важнейшая функция управления компанией. Если говорить о нормировании, то 100 % предприятий машиностроения, 93 % текстильной, 88 % пищевой промышленности в США используют его возможности. В Германии, которая, по сути, является «двигателем» европейской индустрии, именно подготовка работ, анализ и организация бизнес-процессов стали основой для построения современного производства, ориентированного на высокое качество и быстрое выполнение заказов. Немецкое качество и скорость обработки и осуществления заказов являются результатом полувековой практики оптимизации производства на базе эффективной системы управления данными [2].

Последнее время экономика России, по наблюдениям специалистов, характеризуется развитием производственной эры. К таким надеждам и прогнозам привел ряд объективных факторов: успехи производственных компаний с западными инвестициями в пищевой и текстильной промышленности; отдельные успехи производственных программ с крупным российским капиталом; концентрация интересов отечественных финансовых групп на производствах и превращение их в ФПГ. Первыми на оптимизацию производственных процессов и структуры обращают внимание компании с западным стилем менеджмента и западными собственниками. У всех отечественных предприятий, которые затевают определенные преобразования в операционной стратегии, есть первая и совершенно конкретная цель - приближение к мировым стандартам, способность и возможность работать с западными партнерами.

Операционный инструментарий, который используется российскими предприятиями, продиктован необходимостью:

1) получения сертификации ISO 9000;

2) высвобождением оборотных средств, замораживающихся неэффективно организованными производством и логистическими процессами;

3) решительных мер вызванных давлением рыночных изменений на конкурентоспособность выпускаемой продукции;

4) реакции на подорожание сырьевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

Однако встает вопрос о том, насколько результативно применение этих инструментов. К сожалению, сертификация ISO 9000 в ряде случаев оказывается лишь простой формальностью, и не сполна реализуется в производственном процессе. Организационные действия, касающиеся уменьшения затрат и себестоимости продукции чаще всего начинаются либо заканчиваются увольнением работников или покупкой нового и продажей старого оборудования. В результате этого страдает производство, и всё объясняется проблемами рынка и плохой работой отдела сбыта. Можно предположить, что ряд этих проблем вызван тем, что в экономической системе и ее институциях на протяжении последних 10 лет не было предусмотрено понятие операционный менеджер. Не инженер-экономист или бухгалтер, а именно операцион-

ный менеджер - человек, принимающий управленческие и организационные решения на производстве. Отсутствие адекватного восприятия и понимания роли менеджеров-производственников перед руководством как класса и отсутствие их самоощущения как ведущих менеджеров компании также ставит целый ряд проблем на пути развития отечественных производств, включая наукоемкие [1].

Операционный менеджер выполняет ряд специфических важных функций, необходимых для развития наукоёмкого производства. К числу таких функций относят: разработка плана производства участка на следующий год (для разработки плана производства участка и определения объема выпуска продукции на следующий год операционному менеджеру необходимо оценить производственную мощность участка. Достичь идеального соответствия между спросом и производственными мощностями, пожалуй, невозможно; задача операционного менеджера заключается в поддержании оптимального баланса как можно дольше); выбор структуры оперирующей системы в процессе ее проектирования либо изменение уже имеющейся структуры в процессе ее функционирования. Целью работы операционного менеджера является максимально эффективное удовлетворение запросов потребителей [3]. За этим скрывается поставка товаров или услуг в нужных количествах и в нужное время с максимальным использованием имеющихся ресурсов. Таким образом, его задачей является достижение баланса между загрузкой производственных мощностей и спросом. Эта задача не столь проста, как кажется на первый взгляд, хотя бы потому, что спрос обычно носит непрогнозируемый характер, а гибкость оборудования далеко не так велика, как хотелось бы. Слишком часто решения операционных менеджеров оказываются совершенно реактивными. Они пытаются удовлетворить запросы маркетинга - как правило, противоречащие друг другу - с помощью имеющихся мощностей. Изменения происходят либо по указанию сверху, либо частично по мере появления фондов, либо как следствие выводов консультантов, но обычно без связного плана и реальной заинтересованности. В результате появляется нечто работающее, но не очень хорошо, и организация продолжает оставаться крайне уязвимой для конкурентов. Специалисты отмечают, что четкая корпоративная политика в отношении автоматизации и труда рабочих, подкрепленная необходимыми ресурсами, значительно упрощает работу операционного менеджера. Однако операционные менеджеры обычно недооценивают возможности, которые открывают эффективные связи с общественностью. Отдел по связям с общественностью должен убедить менеджеров в необходимости освещать в масс-медиа наиболее ценные их достижения. Менеджеры также должны сознавать последствия негативной реакции общественности на деятельность компании. Компании, умеющие устанавливать эффективные связи с общественностью, знают, что отношения с ведущими журналистами и политиками должны основываться на взаимном интересе. Представители компании обязаны иметь репутацию надежного и привлекательного источника информации. На по-

строение таких отношений необходимо время. Сами же работники СМИ предпочитают общаться с операционными менеджерами, а не с представителями агентств по связям с общественностью, ибо желают иметь дело с теми, кто реально делает новости, а не с теми, кому платят за их распространение. Поэтому наукоемким производственным компаниям, в числе других направлений развития, необходимо проведение тренингов для руководителей по технике ведения брифингов и интервью для масс-медиа.

Библиографические ссылки

1. Зинченко С. Операционный менеджмент - миф или реальность? URL: www.up-pro.ru.

2. Чейз Р. Б., Эквилайн Н. Дж., Якобс Р. Ф. Производственный и операционный менеджмент. 8-е изд. ; пер. с англ. М. : Вильямс, 2004. 704 с.

3. Стерлигова А. Н., Фель А. В. Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2009. 187 с.

© Оленикова К. Л., 2012

УДК 669.713.7

Е. В. Плывч, М. М. Наботова Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Рассматриваются различные взгляды на развитие космических исследований в России и на мировом уровне, а также перспективы применения достижений в области космических исследований в различных сферах человеческой деятельности.

1. Тенденция коммерциализации космоса [1].

Первым официальным стартом коммерциализации освоения космоса стало появление программы COTS (Commertial Orbital Transportation Services) 18 января 2006 года- предоставлении тендера на самостоятельную разработку собственных ракет, космических кораблей и предоставления НАСА услуги «такси» в снабжении и обеспечении нужд МКС. По тендеру фирма SpaceX испытала в космическом полете свою собственную ракету Фалькон-9 и грузопассажирский корабль Dragon, Орби-тал создал носитель Taurus II и грузовой космический корабль Cygnus (Созвездие Лебедя).

Перспективы: в 2012 году в рамках проекта «Морской старт» может быть запущено до четырех ракет-носителей «Зенит-3SL» с коммерческой полезной нагрузкой; новый спутник «Ломоносов», получивший название в честь 300-летия основателя МГУ, будет изучать космические лучи, долетающих из глубин Вселенной до атмосферы Земли;. первый суборбитальный полет корабля SpaceShipTwo к нижней границе космоса с пассажирами, который может состояться в 2012 году. Туристический полет будет продолжаться около 150 минут, включая пятиминутное нахождение в невесомости.

2. Новые информационные системы, гаджеты, разнообразные электронные приборы; спутники [2].

На орбите успешно работают космические аппараты нового поколения США, Италии, Германии, Канады и Японии, России, Китая, Кореи. За период космической деятельности 1957-2010 гг. Россия запустила 3 479 КА, из них успешно выведено на орбиту 3250. Надежность успешного запуска отдельного спутника в России равна 93.4%. Реальная орбитальная группировка спутников гражданского, двойного и военного назначения России по состоянию на 31.12.2010 года включала 74 КА. Средний срок активного существования (САС) российских КА в 90-е прошлого века

достиг исторического максимума. Однако в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения среднего САС спутников, соответственно и значительное сокращение орбитальной группировки (ОГ) России.

З.Освоение космического пространства Солнечной системы [2].

На 2013 год российские учёные запланировали на Луне посадку АМС «Луна-Ресурс/1». Станция должна вывести на орбиту Луны индийский спутник «Чанд-райян-2» и спустить на её поверхность индийский луноход. В США в 2013 году планируется запуск зонда, который будет исследовать атмосферу Луны, а также высадка на Луне человекоподобных роботов. Япония заявила о планах к 2020 году обзавестись собственной лунной базой.

На поверхности Марса продолжает успешно работать американский марсоход Opportunity. В 2013 году США планируют запуск зонда MAVEN. НАСА продолжает свою программу исследований планеты Сатурн и её спутников с использованием запущенного в 1997 года КА Cassini. В 2005 года к Меркурию запущена АМС Messenger, которая движется, используя гравитационные силы Земли, Венеры, Меркурия и передает информацию о типе поверхности планеты, ее химическом составе. Россия в 2016-2018 годах намерена отправить несколько исследовательских миссий к Венере. В настоящее время на орбите Венеры трудится АМС Venus Express Евросоюза.

4. Создание новых систем жизнеобеспечения, получение энергии и добыча полезных ископаемых в космосе [1].

Наиболее перспективным в плане энергообеспечения считается изотоп гелия-3, обнаруженный на Луне в огромных количествах в 1970 году.

Еще одним важнейшим энергоресурсом, обнаруженным на Луне, является вода. Космическое скани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.