УДК 338.2
ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА Operational analysis as a management analysis tool Л.Н.Пильников, старший преподаватель, А.А.Крохалев, старший преподаватель Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Аннотация
Такая проблема, как управление прибылью с целью повышения экономической эффективности коммерческой и производственной деятельности актуальна для каждого субъекта. Управленческий анализ, который служит для формирования объективного мнения о результатах хозяйственной деятельности за прошедший период, дает полную и точную оценку финансов в этот период, и является инструментом для того, чтобы принимать стратегические решения, которые будут определять дальнейшие перспективы формирования компании, все это помогает аргументировать решения в области управления корпоративной прибылью. Операционный анализ имеет важное место в системе управленческого анализа, его используют в целях развития прогнозной оценки ключевых финансовых элементов для своевременного, а также стратегического принятия административных заключений по повышению экономической эффективности производственной деятельности субъекта хозяйствования.
Ключевые слова: операционный анализ, экономический анализ, предприятие, финансы, система, прибыль, затраты, цена, управление, хозяйственная деятельность, прогноз, производство, продукция, аналитический расчет.
Аnnotation
Such a problem as profit management in order to increase the economic efficiency of commercial and industrial activities is relevant for each entity. Economic analysis, which serves to form an objective opinion on the results of economic activity for the past period, provides a complete and accurate assessment of finances in this period, and is a tool for making strategic decisions that will determine the future prospects of forming a company; all this helps to argue corporate profit management solutions. Operational analysis has an important place in the system of economic analysis, it is used to develop a prognostic assessment of key financial elements for the timely and strategic adoption of administrative conclusions to improve the economic efficiency of the production activities of a business entity.
Key words: operational analysis, economic analysis, enterprise, finance, system, profit, costs, price, management, economic activity, forecast, production, products, analytical calculation.
Операционный анализ также имеет другие названия: «анализ безубыточности», «содействия доходу», «CVP-анализ», и «маржинальный анализ». В Европе методология операционного анализа используется довольно таки часто. На сегодняшний день в аналитической практике содержится много спорных тем, относительно содержания данного анализа, его методологических инструментов, расчета ключевых характеристик, возможностей применения для предприятий в различных секторах, которые производят и продают различные виды продукции.
Такие экономисты и аналитики, как М.С. Абрютина, Р.С. Сайфулин, Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова и А.Д. Шеремет и др. определяли операционный анализ, как один из этапов анализа затрат и себестоимости продукции. Л.В. Донцова, Л.Т. Гиляровская, Н.П. Любушин, Е.А. Сучков, В.Б. Лещева и Н.А. Никифорова и др. определяли операционный анализ, как один из этапов анализа финансовых результатов предприятия. Г.В. Савицкая, В.В. Ковалев, О.В.
Ефимовой, В.М. Власова, И.В. Журакова и др. определяли операционный анализ, как одну из взаимосвязанных областей анализа прибыли предприятия, а Г.В. Шадрина, М.А. Вахрушина и др., как один из инструментов управленческого анализа.
Мы согласны с точкой зрения авторов, которые полагают, что операционный анализ является одним из инструментов управленческого анализа. Аргументировать это можно соответствующими характерными особенностями:
1) Основывается на максимальных значениях и делит общие затраты на изготовление и продажу продукта на переменные и постоянные затраты, что является элементом системы «директ - костинг»;
2) При аналитическом расчете применяются такие характеристики, которые не используются в отечественной практической деятельности финансового анализа предприятия, например, порог рентабельности, валовая маржа, эффект операционного рычага, запас финансовой прочности;
3) Для того, чтобы получить данные, применяются сведения первичного и сводного бухгалтерского учета, данные оперативного учета, нормативно справочная и плановая информация;
4) Аналитическая информация, которая считается более надежной, используется лишь функциональными руководителями, а также менеджерами предприятия;
5) Считается нерегулируемым, исполняется согласно необходимости на нерегулярной основе, в первую очередь в периоды снижения производства, увеличения затрат, уменьшение прибыли, рентабельности, потерь;
6) Проводится в контексте его структурных подразделений, а не только лишь на предприятии в целом, т.е. представляет собой «сегментарный анализ».
Также доказательством того, что операционный анализ является одним из инструментов управленческого анализа будет тот факт, что операционный анализ определяет влияние совокупности таких факторов как: объем выпуска продукции, состав и величина затрат, цена изделия, ассортимент продукции, которые в свою очередь в совокупности влияют на:
- производственное планирование
- финансовое планирование
- оптимизацию ассортимента
- прогнозирование и оценку результатов деятельности;
- ценовую политику (снижение или повышение цены);
- минимальную величина заказа.
Все вышеперечисленное является составляющими элементами управленческого анализа
Операционный анализ - это метод оценки прибыли предприятия, которая достигается путем реализации производственно-хозяйственной деятельности или получения операционной прибыли, а также путем регулирования и роста ее уровня. Анализ систематически отслеживает и анализирует взаимосвязь между изменениями в производстве, общей выручкой от продажи продукта, затратами и прибылью.
Операционный анализ решает множество задач:
• Обнаруживает критические показатели хозяйственной деятельности предприятия
• Составление плана предельного уровня размеров продаж, постоянных, а также переменных затрат
• Установление требуемого размера продаж, с целью получения определенной суммы дохода
• Разработка ценовой политики, установление наибольшего и наименьшего, долговременного, а также кратковременного уровней цены
• Принимая во внимание эластичность спроса, снижение цен рыночной экономики и структуру затрат, подтвердить эффективность решений по каким-либо переменам цен на продукт
• Анализ рисков предприятия для каждого типа продукта, канала распределения, а также общего риска предприятия
• Подтверждение более рационального соответствия между риском и прибыльностью в компании
• Прогноз применения на разном уровне производства (изготовлении)
• Установление по значимости воздействия определенных условий на доход: цена, затраты, реализация продукции
• Прогноз результатов перемены рыночной стоимости, уровня, а также структуры затрат на прибыль
• Составление плана нужных доходов и рентабельности производства, исходя из запаса финансовой устойчивости
• Создание, а также экономическая целесообразность способов оптимизации качества продукта
Благодаря изученным материалам, мы можем сделать вывод, что операционный анализ играет одну из главных ролей и занимает важное место в системе управленческого анализа предприятия. операционный анализ привлекателен тем, что информационной базой для него служат доступные данные о полной выручке и полных расходах предприятия за несколько анализируемых периодов.
Анализ взаимосвязи «затраты — объем производства — прибыль» позволяет решать многие аналитические задачи и служит мощным информационным средством при подготовке управленческих решений.
С помощью данного анализа определяются важные для управления величины: точка безубыточности, показатель безопасности, операционный риск и критический уровень цены реализации.
Библиографический список
1.Зироян Л.В. Понятие, место и роль операционного анализа и методика его применения. Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 5 (69). С. 258-264.
2. Абрютина М.С. Финансовый анализ. Учебное пособие / М.С. Абрютина. - Москва: Дело и сервис, 2017
3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018
4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сай-фулина - Москва: Инфра-М, 2016