Научная статья на тему 'ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕДСЕСТРЫ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ, ТРУДНОСТЯХ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВРАЧАМИ'

ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕДСЕСТРЫ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ, ТРУДНОСТЯХ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВРАЧАМИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
592
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННАЯ МЕДСЕСТРА / SURGICAL NURSE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / PROFESSIONAL RELATIONS / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE SURVEY / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / DELEGATION OF POWERS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Дмитриева М.Г.

Исследованы профессиональные взаимоотношения врачей и медсестер на примере клиник Военно-медицинской академии. Представлены результаты опроса врачей и операционных медсестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURGICAL NURSES ABOUT THEIR DIFFICULTIES, RELATIONS TO PHYSICIANS

Professional relations between physicians and nurses have been studied at the Military Medical Academy clinics as an example. The results of a questionnaire survey of physicians and surgical nurses are given.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕДСЕСТРЫ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ, ТРУДНОСТЯХ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВРАЧАМИ»

© М.Г. Дмитриева, 2009

ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕДСЕСТРЫ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ, ТРУДНОСТЯХ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВРАЧАМИ

М.Г. Дмитриева

Санкт-Петербургская военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Исследованы профессиональные взаимоотношения врачей и медсестер на примере клиник Военно-медицинской академии. Представлены результаты опроса врачей и операционных медсестер.

Ключевые слова: операционная медсестра, профессиональные взаимоотношения, анкетирование, делегирование полномочий.

Реформа сестринского дела предусматривает перераспределение обязанностей врачебного и сестринского персонала, переход взаимоотношений между этими профессиональными группами от строгой субординации к сотрудничеству как равноправных партнеров. Операционное дело - сестринская специальность; в основные задачи операционной медсестры входят подготовка к оперативному вмешательству, помощь в ходе операции и предупреждение возможных осложнений. Основой ее деятельности является педантичное выполнение стандартов, выработанных многолетней практикой. В ряде случаев операционная медсестра выступает в роли не только помощника хирурга, но и ассистента.

В рамках проведенного нами исследования профессиональных взаимоотношений врачебного и сестринского персонала были опрошены операционные медсестры клиники урологии и некоторых других клиник Военно-медицинской академии (ВМедА). Получены данные о их рабочем стаже, квалификации, удовлетворенности работой, возможном расширении выполняемых обязанностей, отношении к профессии, социально-бытовых условиях жизни. Анкетировались и оперирующие хирурги.

Особенности деятельности операционной медсестры

Операционная медсестра несет моральную и юридическую ответственность за оснащение операционной всем необходимым, асептику, технологию де-

21-25 лет 26-30 лет 31-35 лет 36-40 лет 41-45 лет 45-50 лет 51-55 лет 56-60 лет

20%

30%

0%

0%

Рис. 1. Возраст опрошенных операционных медсестер

ловых взаимоотношений с хирургом. Она должна быть требовательной в отношении выполнения правил асептики и антисептики, дисциплины, правил внутреннего распорядка всеми находящимися в операционной.

В работе операционного блока едва ли не самое главное - установление доброжелательных, этически корректных взаимоотношений между операционными медсестрами и хирургом. Личная неприязнь, раздражительность, фривольность должны быть исключены.

Еще одна особенность работы операционной медсестры - минимальный контакт с пациентом, но качество медицинской помощи во многом зависит от добросовестности выполнения операционной медсестрой своих обязанностей.

Результаты анкетирования операционных медсестер

Было опрошено 20 операционных медсестер нескольких клиник ВМедА. Вопросы анкеты касались работы по специальности (стаж, квалификационная категория, наличие сертификата), удовлетворенности работой (оплата и условия труда, занятость, отношение к специальности), отношения к расширению своих полномочий, роли в операционной бригаде, социально-бытовыхусловий.

На рис. 1 представлено распределение медсестер по возрасту.

Стаж работы по специальности составлял более 20 лет у 6 (30%) человек, до 3 лет - у 2 (10%), до 5 лет - у 3 (15%), 10-15 лет- у 5 (25%), 15-20 лет - у 1 (5%).

Высшую квалификационную категорию имеют 12 (60%) медсестер, II и I - по 3 (15%), не имеют квалификационной категории 2 (10%) медсестры.

Только 1 из 20 операционных медсестер не имеет сертификата. 19 (95%) опрошенных ответили, что регулярно проходят цикл повышения квалификации.

18 (90%) медсестер имеют базовое среднее медицинское образование, 2 (10%) - высшее. 13 (65%) респондентов пришли в профессию по призванию, 6 (30%) -потому что не поступили в вуз; 1 (5%) из опрошенных указала, что выбрала профессию медсестры, так как в медицинское училище было очень легко поступить. Что касается дополнительного образования, то 10 (50%) респондентов не желают получать какое-либо дополнительное образование; получить другую специализацию хотели бы 5 (25%) медсестер; о получении высшего сестринского образования упомянули 2 (10%) опрошенных; получить высшее медицинское или психологическое об-

разование желала бы 1 (5%) медсестра; о получении немедицинского высшего образования подумывают 2 (10%).

На вопросы, касающиеся условий труда и удовлетворенности работой, получены следующие ответы. 18 (90%) медсестер отметили, что заняты на 1,5 ставки, 2 (10%) занимают 1 ставку. Удовлетворительной оплату труда считают только 3 (15%), неудовлетворительной -7 (35%); ответ «не очень» удовлетворены оплатой дали 10 (50%) респондентов. Из 20 опрошенных 9 (45%) указали, что их устраивают условия труда; 10 (50%) ими не совсем довольны и 1 (5%) недовольна.

В ходе анкетирования был отмечен ряд трудностей, препятствующих, по мнению опрошенных, более качественному выполнению работы (рис. 2).

Никто из медсестер не указал на сложности во взаимоотношениях с врачебным персоналом. 1 (5%) опрошенная отметила отсутствие необходимых ставок младшего медицинского персонала. Наиболее часто указывались следующие трудности:

• большая нагрузка - 14 (70%);

• недоукомплектованность штата - 14 (70%);

• недостаточное количество младшего медицинского персонала - 14 (70%);

• плохое материально-техническое обеспечение рабочего места - 11 (55%);

• плохая организация труда - 10 (50%);

• отсутствие компьютеризации рабочего места- 9 (45%).

Значительно меньше затрудняют работу операционных медсестер следующие обстоятельства:

• отсутствие стимулов в работе - 2 (10%);

• недостаток опыта - 1 (5%);

• недостаток знаний - 1 (5%);

• сложные взаимоотношения с коллегами - 1 (5%).

Анализ участия медсестры в подготовке к операции показал, что только 2 (10%) из них готовят инструментарий, аппаратуру и шовный материал самостоятельно. 7 (35%) опрошенных сначала уточняют у

врача ход и особенности вмешательства, а потом с учетом полученной информации готовятся к работе. 11 (55%) медсестер готовят типовой набор инструментов, аппаратуры и шовного материала, затем уточняют у врача, будут ли какие-нибудь изменения в ходе оперативного вмешательства и, исходя из полученных данных, корректируют подготовленные материалы.

При поступлении пациента в операционную его общее состояние и состояние его кожных покровов всегда оценивают 12 (60%) респондентов, иногда -7 (35%); 1 (5%) опрошенная не обращает на это внимания.

I IПлохое материально-техническое оснащение рабочего места

□ Отсутствие компьютеризации рабочего места I I Недостаток опыта

I I Недостаток знаний

Большая загрузка I I Плохая организация труда

□ Недоукомплектованность штата

□ Недостаточное количество младшего медицинского персонала

■ Сложные взаимоотношения с коллегами Сложные взаимоотношения с врачами

■ Отсутствие стимулов в работе Другие

Рис. 2. Отмеченные трудности

Что-то слышал . 50%

Нет — 35%

Да — ^ 15%

Рис. 3. Информированность врачей об изменениях в сестринском деле

16

14

12

10

8

6

11

I I Низкая заработная плата I I Большая нагрузка I I Синдром эмоционального

выгорания I IНедоукомплектованность штатов I I Плохое материально-техническое

оснащение рабочего места I I Плохая организация труда I I Нежелание повышать

квалификацию □ Личностные качества

Рис. 4. Факторы, негативно влияющие на работу операционных медсестер (мнения врачей)

Результаты анкетирования врачей

В анкетировании участвовали 20 врачей-урологов клиники урологии ВМедА. Вопросы анкеты касались их возраста, стажа, занимаемой должности на кафедре, информированности о современных взглядах на деятельность медсестры, мнения о расширении ее полномочий. Задавались также вопросы об удовлетворенности работой операционных медсестер, факторах, негативно влияющих на их деятельность. Некоторые вопросы у медсестер и врачей были одинаковы, сравнение ответов будет представлено ниже. К огромному сожалению, довольно большое число врачей от участия в исследовании отказались, мотивируя это чрезмерной занятостью.

В анкетировании участвовали врачи в возрасте до 40 лет: 12 (60%) - в возрасте 20-29 лет и 8 (40%) - 30-39 лет.

На рис. 3 представлены результаты оценки информированности врачей об изменениях в сестринском деле. Имеют представление об изменениях 3 (15%) врача, что-то слышали об этом 10 (50%), ничего не знают 7 (35%).

Против передачи части своих функций медсестрам были 11 (55%) врачей, затруднился ответить на этот вопрос 1 (5%), положительно отнеслись к такой перспективе 8 (40%).

На вопрос о возможности повышения качества медицинской помощи, связанной с разработкой и внедрением новых стандартов деятельности медсестер, положительно ответили 3 (15%) респондента; ответ «возможно» дали 9 (45%) человек; затруднились с ответом 3 (15%); сомневаются - 5 (25%).

10 (50%) врачей полностью удовлетворены работой операционных медсестер и столько же - частично удовлетворены.

По мнению врачей, наиболее негативно на качество работы операционных медсестер влияют (рис. 4):

• низкая заработная плата - 16 (80%);

• большая нагрузка - 12 (60%);

• недоукомплектованность штатов - 9 (45%);

• синдром эмоционального выгорания - 5 (25%);

• плохая организация труда - 5 (25%);

• личностные качества - 3 (15%);

• плохое материально-техническое оснащение рабочего места - 2 (10%);

• нежелание повышать квалификацию - 1 (5%).

14 врачей из 20 (70%) считают, что операционная медсестра может уточнить распоряжение оперирующего врача, если у нее возникли сомнения по этому поводу, 1 (5%) затруднился ответить и 5 (25%) сочли данное действие невозможным.

Ответы на вопрос: «Может ли операционная медсестра дать разъяснения по поводу оперативного вмешательства в случае возникновения у пациента вопросов?» распределились следующим образом:

• да, вполне: врачи - 2 (10%); медсестры - 1 (5%);

• нет, на все вопросы должен отвечать врач: врачи - 17 (85%); медсестры - 8 (40%);

• в зависимости от ситуации: врачи - 1 (5%); медсестры - 11 (55%).

Варианты ответов на вопрос: «Как Вы считаете, может ли операционная медсестра обучать молодых специалистов-врачей правильно обрабатывать руки перед операцией, надевать стерильный халат и перчатки, обрабатывать и ограничивать операционное поле, объяснять им правила соблюдения асептики и антисептики?»:

• да, может: врачи - 17 (85%); медсестры - 19 (95%);

• затрудняюсь ответить: врачи - 1 (5%); медсестры - 0;

• нет, это не ее обязанности: врачи - 2 (10%); медсестра - 1 (5%).

На вопрос: «Какую помощь при необходимости в процессе работы может оказать операционная медсестра?» были получены следующие ответы:

• обработка операционного поля: врачи - 9 (45%); медсестры - 14 (70%);

• наложение послеоперационной повязки: врачи - 13 (65%); медсестры - 16 (80%);

• ассистирование в ходе оперативного вмешательства: врачи - 7 (35%); медсестры - 16 (80%);

• наложение швов на рану; врачи - 1 (5%); медсестры - 7 (35%);

• медсестра не должна выполнять врачебные манипуляции: врачи - 3 (15%); медсестры - 3 (15%).

На вопрос: «Как, по-вашему, должны ли врачи при планировании операционного дня учитывать наличие трудовых и материальных ресурсов для обеспечения запланированного числа вмешательств?», все операционные медсестры дали ответ «да»; ответы врачей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

4

3

2

0

распределились таким образом: да - 17 (85%); затрудняюсь ответить - 1 (5%); нет - 2 (10%).

На вопрос о роли операционной медсестры в составе хирургической бригады получены следующие варианты ответов:

• полноправный член хирургической бригады: врачи - 15 (75%); медсестры - 17 (85%);

• беспрекословный исполнитель распоряжений оперирующего хирурга: врачи - 3 (15%); медсестры - 3 (15%);

• полноправный член хирургической бригады, но при этом беспрекословный исполнитель распоряжений хирурга: врачи - 2 (10%).

Сравнение ответов на некоторые вопросы показало, что операционные медсестры смелее относятся к расширению своих полномочий и готовы к этому.

Концепция организации работы среднего медицинского персонала, согласно которой у медсестер будет больше самостоятельности, касается в той или иной мере всех сестринских специальностей. Каких-либо радикальных перемен в стандартах работы операционных медсестер, вероятно, не будет - эта сфера сестринской деятельности жестко регламентирована существующими стандартами, операционная медсестра изначально выполняет роль помощника врача. Но и она может принять на себя часть вра-

чебных функций, позволяя врачам больше времени уделять непосредственно лечебному процессу.

Операционное дело - специальность очень узкая и специфичная, но в ней есть потенциал для преобразований в условиях пересмотра деятельности медсестер в целом.

Взаимоотношения врачебного и сестринского персонала в клинике урологии ВМедА можно назвать партнерскими; врач и медсестра здесь взаимодополняют друг друга, их конечная цель - высококачественное оказание медицинской помощи пациентам.

SURGICAL NURSES ABOUT THEIR DIFFICULTIES, RELATIONS TO PHYSICIANS

M.G. Dmitriyeva

I.M. Mechnikov Saint Petersburg State Medical Academy

Professional relations between physicians and nurses have been studied at the Military Medical Academy clinics as an example. The results of a questionnaire survey of physicians and surgical nurses are given.

Key words: surgical nurse, professional relations, questionnaire survey, delegation of powers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.