Научная статья на тему 'Оперативный мониторинг подвижного состава и объектов инфраструктуры железной дороги'

Оперативный мониторинг подвижного состава и объектов инфраструктуры железной дороги Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
367
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ЭЛЕКТРОВОЗ / ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ / MONITORING / AUTOMATED SYSTEM / RAILROAD / ELECTRIC LOCOMOTIVE / TRACTION SUBSTATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пляскин А.К., Кейно М.Ю.

Представлены материалы о разработке системы высокоавтоматизированного оперативного мониторинга, которая может использоваться при вождении поездов повышенной массы и длины, в том числе на участках, отличающихся экстремально тяжелыми условиями работы подвижного состава и устройств инфраструктуры железной дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Пляскин А.К., Кейно М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational monitoring of rolling stock and railroad infrastructure objects

The article presents the materials of the Far Eastern State Transport University (FESTU) in the promising areas of developing the automation of operational monitoring of railroads where heavy and long trains are operated, including areas where extremely hard conditions for trains and infrastructure exist.

Текст научной работы на тему «Оперативный мониторинг подвижного состава и объектов инфраструктуры железной дороги»



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Оперативный мониторинг

подвижного состава и объектов инфраструктуры железной дороги

А. К. ПЛЯСКИН, канд. техн. наук, доцент, М. Ю. КЕЙНО, ст. преподаватель, кафедра «Электроподвижный состав», Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Хабаровск)

Для эффективной эксплуатации поездов А^В повышенной массы и длины, особенно в регионах со сложными климатическими НР условиями, необходимо оперативное полу-Л^Вь чение информации о ключевых составляюЩих перевозочного процесса. Перспективным направлением в решении этой проблемы является создание высокоавтоматизированной системы оперативного мониторинга.

Освоение растущих грузопотоков связано с увеличением средней массы поезда, длины состава и числа пар поездов. При этом радикального усиления инфраструктуры железной дороги, тягового и вагонного подвижного состава не происходит. Стремление к достижению максимального экономического эффекта и эксплуатационных показателей в краткосрочной перспективе при минимальных капитальных затратах на обновление инфраструктуры и подвижного состава приводит к стратегическим просчетам и к ускоренному исчерпанию ресурса технических средств, вовлеченных в перевозочный процесс. Сложившаяся в последнее десятилетие ситуация требует решения на качественно новом технологическом уровне.

Железные дороги Дальнего Востока, Восточной Сибири, Сахалина и Якутии функционируют в достаточно тяжелых, а зачастую и экстремальных условиях. Геопространственное развитие железных дорог в этих регионах определяет основные экстремальные факторы: воздействие низких или высоких температур при значительных суточных перепадах, наличие участков с тяжелым профилем и планом пути, наличие сезонных периодов с высокими уровнями осадков, организация работы подвижного состава и эксплуатации технических средств железной дороги на протяженных участках, с высокой степенью неравномерности грузопотоков. В данных условиях железнодорожный путь и искусственные сооружения, устройства тягового электроснабжения, приборы ав-

тоблокировки и рельсовые цепи, локомотивы и вагоны — все эти ключевые компоненты работают в режимах, предельно приближенных к максимальным по их паспортным характеристикам, а зачастую и в запредельных. Это отрицательно сказывается на ресурсе и надежности элементов инфраструктуры железной дороги и подвижного состава.

Линейным решением перечисленных проблем могло бы стать проектирование и прокладка новых трасс железных дорог, разработка новых конструкций пути с увеличенной нагрузкой на ось, усиление инфраструктуры устройств энергоснабжения и автоблокировки, создание более мощных локомотивов и более вместительных вагонов. Но поскольку при грузовых и пассажирских перевозках сегодня предъявляются принципиально различные требования к параметрам пути и автоблокировки, характеристикам вагонов и локомотивов, такое линейное решение представляется затратным и трудно реализуемым с технической точки зрения.

На протяжении последних лет специалисты различных направлений Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) привлекаются для оценки параметров работы подвижного состава и устройств инфраструктуры железной дороги при пропуске длинносоставных и тяжеловесных поездов. В рамках комплексных испытаний, проведенных в 2007-2008 гг. на Дальневосточной железной дороге по заказу ОАО «РЖД», были оценены параметры работы штатных и экспериментальных конструк-

ций пути, обратных рельсовых цепей, локомотивов, устройств электроснабжения и тормозных систем вагонов.

В ходе наблюдений было выявлено, что зачастую устройства начинают работать в экстремальных режимах не в процессе пропуска сформированного пакета тяжеловесных поездов, а в периоды, предшествующие или последующие за «окном» опытных поездок. Это объясняется как общей ситуационной обстановкой на участке, так и вариационными сочетаниями внешних факторов. Анализ репрезентативности данных, полученных в ходе нескольких серий опытных поездок, позволил сделать вывод о том, что для объективной и полной оценки критически важных параметров работы ключевых компонентов перевозочного процесса необходим качественно новый подход к организации наблюдений.

Разработанные и используемые учеными университета измерительные приборы и системы обеспечивают высокую степень автоматизации процесса сбора данных в распределенных системах. Они могут служить основой постоянно функционирующей системы оперативного мониторинга параметров работы участка железной дороги.

В настоящее время ведется создание прототипа такой системы и отработка технологических и организационных решений. Все ключевые технологии, необходимые для создания системы оперативного мониторинга, прошли успешную апробацию в 2004-2007 гг. в ходе реализации пилотного проекта.

Пилотный проект

В 2004 г. на электропоезде ЭД1 был установлен автономный контрольно-измерительный телеметрический комплекс на базе оборудования А^а^есЬ, который позволил в масштабе реального времени с использованием веб-интерфейса наблюдать за параметрами работы электропоезда.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

На основе результатов опытной эксплуатации телеметрического комплекса в 2005 г. был создан опытный модуль системы автоматизированного мониторинга локомотива. На электровозе ВЛ-80т № 2087 установили бортовой блок, обеспечивающий сбор данных о работе основного оборудования локомотива и параметрах его движения. Данные не только накапливались, но и передавались на сервер для последующей обработки и анализа. Передача данных по беспроводному каналу осуществлялась в автоматическом режиме при проходе станции Хабаровск-1.

В 2007 г. были начаты работы по созданию комплексной системы мониторинга, позволяющей вести наблюдение над параметрами работы электровоза, тепловоза, путевой машины, пассажирского вагона, а также над работой технологического оборудования в вагоноремонтном депо. Унифицированный объектовый блок этой системы обеспечивает сбор, первичную обработку и передачу данных по различным каналам связи. Помимо высокоскоростных беспроводных соединений блок использует каналы подвижной связи стандартов GSM(GPRS) и CDMA. В 2008 г. была проведена апробация передачи данных с помощью оборудования спутниковой связи систем Globalstar и Thuraya.

В основу системы мониторинга положен принцип использования модульных измерительных устройств, открытой архитектуры и стандартных коммуникационных протоколов. Объектовые блоки построены с использованием оборудования Advantech и National Instruments. Программное обеспечение для сбора измерительной информации разработано в среде LabVIEW. Реализация системы предполагает синтез гетерогенной распределенной среды, обеспечивающей сбор, первичную обработку, накопление и передачу данных в единую базу данных. Накапливаемые данные могут быть подвергнуты различным видам анализа с помощью техник статистической обработки, многомерного анализа (OLAP), интеллектуального анализа данных и поиска знаний (Data Mining). Программной платформой системы служат серверные операционные системы Microsoft Server 2008 и Microsoft SQL Server 2008. Отображение оперативных данных осуществляется с применением геоинформационных систем.

Система мониторинга

Таким образом, технологический задел, наработанный учеными ДВГУПС, позволяет создать систему оперативно-

го мониторинга для экспериментального участка, отличающегося экстремально тяжелыми условиями для работы подвижного состава и устройств инфраструктуры железной дороги.

На Дальневосточной железной дороге для реализации такого проекта в наибольшей степени подходит участок Смоляниново — Находка. Он характеризуется уникальным горным профилем и традиционно является обкаточным полигоном для тягового подвижного состава новых типов и отработки новых технологий вождения поездов.

Эксплуатация системы оперативного мониторинга позволяет в автоматизированном режиме осуществлять сбор и первичный анализ данных о степени реализации паспортной мощности, оперативно получать информацию обо всех случаях сверхнормативных нагрузок и достоверно выявлять причины нештатных ситуаций. На основе анализа накапливаемой информации можно обоснованно принимать решения о допустимости или недопустимости изменения технологии работы участка железной дороги.

Значителен вклад такой системы в повышение безопасности движения поездов. Кроме того, она играет важнейшую роль на участках высокоскоростного движения. Ряд происшествий последних лет и месяцев наглядно показал, насколько важно для предотвращения схода подвижного состава обеспечить оперативный обмен информацией о текущих параметрах инфраструктуры железной дороги. Как известно, в сложных системах время получения объективной информации и принятия решения является критически важным параметром.

Представляется целесообразным организовать непрерывную регистрацию основных параметров работы устройств с целью накопления объективной информации. Это позволит осуществлять всестороннюю оценку работы участка железной дороги в различных организационных и климатических условиях пропуска поездов.

Одной из основных проблем, ограничивающей возможности традиционных методов исследования параметров работы устройств при пропуске тяжеловесных поездов, является отсутствие единого механизма синхронизации измерительных данных, получаемых на стационарных и подвижных, территориально удаленных объектах. Разработанная в ДВГУПС технология позволяет обеспечить запись данных в распределенной системе с синхроимпульсами каждые 200 мс.

Предполагается, что на контролируемых объектах устанавливаются автоматизированные системы сбора данных, подключенные к сетевым каналам передачи данных и обеспечивающие их сбор, накопление и обработку на группе серверов. Каждая система непрерывно, без участия оператора, измеряет, анализирует и передает важнейшие показатели контролируемого объекта. Все собранные данные помещаются в локальный сервер базы данных и затем, в соответствии с установленными приоритетами, передаются на центральный сервер.

Реализация пилотного проекта системы мониторинга включает в себя установку следующих подсистем.

В хозяйстве пути устанавливается автономный путевой блок регистрации, обеспечивающий запись таких параметров, как:

• продольные силы в рельсе;

• вертикальная и поперечная нагрузка на рельсы;

• уширение рельсовой колеи;

• износ и деформации элементов пути.

В локомотивном хозяйстве должна работать бортовая измерительная система, контролирующая:

• напряжение на токоприемнике и ток тягового трансформатора;

• токи и напряжения тяговых двигателей;

• обороты колесных пар;

• подсыпку песка;

• параметры движения локомотива по GPS/ГЛОНАСС;

• давление воздуха в тормозной магистрали и тормозных цилиндрах локомотива;

• давление воздуха в токоприемнике и главном выключателе.

В хозяйстве автоматики и телемеханики на нескольких промежуточных точках одного перегона следует установить измерительные блоки распределенной системы сбора данных, которая обеспечивала бы регистрацию:

• токов по дроссель-трансформаторам;

• напряжения на искровых промежутках;

• уровня и качества сигналов АЛСН в рельсовых цепях.

В хозяйстве электроснабжения на тяговой подстанции должен работать стационарный измерительный комплекс, подключенный к единой информационной сети и обеспечивающий синхронную запись таких показателей, как:

• напряжение на фидерах подстанций;

• токи по фидерам подстанций;

-Q-

в-

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рис. 1. Общая структура системы сбора данных

Рис. 2. Отображение оперативной информации об электровозе

• ток фидера воздушного отсоса;

• напряжение на шинах СЦБ;

• температура трансформаторов.

Общая структура системы сбора данных приведена на рис. 1.

В 2010 г. в рамках пилотного проекта были запущены в эксплуатацию подсистемы автоматизированного мониторинга для системы электроснабжения и локомотивного хозяйства.

Работающий на тяговой подстанции Анисимовка модуль системы мониторинга непрерывно передает информацию о режимах работы и нагрузках на оборудование тяговой подстанции. Такая информация, отражаясь на веб-интерфейсе, позволяет в полной мере контролировать данные параметры.

На электровозе 2ЭС5К № 119 был установлен бортовой комплекс системы мониторинга. Кроме задач телеизмерений бортовой контроллер выполняет обработку получаемых от измерительной системы данных. Реализация алгоритмов экспресс-анализа позволяет выявить не только превышения установленных лимитов по какому-либо параметру, но и нештатные ситуации в работе оборудования.

Успешная реализация системы оперативного мониторинга для экспериментального участка открывает дорогу внедрению высокоавтоматизированных измерительных систем оперативного мониторинга.

-е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.