© Н. А. гурьева, В. И. Орел, О. В Попова, О. В. Орел
ГБОУ ВПО СПбГПМА
Резюме. Оказание медицинской помощи надлежащего качества во многом способствует повышению качества жизни пациентов. В связи с этим понятие надлежащего качества медицинской помощи определяется степенью соответствия оказанной медицинской помощи современным представлениям о ее необходимом уровне и объеме с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного учреждения. Изучение удовлетворенности больных состоянием и качеством оказываемой медицинской помощи является одним из методов оперативного контроля качества организации лечебного процесса, позволяющего принимать управленческие решения по улучшению работы лечебно-профилактического учреждения. В статье представлены данные по изучению мнения пациентов о качестве медицинской помощи как в государственных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), так и в учреждениях, оказывающих платные услуги.
Ключевые слова: оперативный контроль; удовлетворенность пациентов; качество; медицинская помощь.
УДК: 614.2
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОщИ
Качество медицинской помощи определяется выполнением обследования и лечения больного в полном соответствии с видом патологии и категорией медицинского учреждения. Оно не всегда полностью удовлетворяет пациента из-за ограниченных возможностей коррекции реального патологического состояния средствами современной медицины [1]. С учетом этой особенности понятие надлежащего качества медицинской помощи учеными формулируется как соответствие оказанной медицинской помощи современным представлениям о ее необходимом уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного учреждения [2].
Одним из источников социальной информации в период реформирования здравоохранения является изучение удовлетворенности больных состоянием и качеством оказываемой медицинской помощи. Выяснение мнения пациентов является одним из методов оперативного контроля качества организации лечебного процесса, представляющего текущую научно обоснованную информацию, позволяющую принимать современные надежные управленческие решения по улучшению работы лечебно-профилактического учреждения [5].
С учетом рекомендаций ВОЗ в российском здравоохранении было принято наиболее доступное определение качества медицинской помощи — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т. е. его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента его взаимодействием с системой здравоохранения [3, 4].
В 2008 г. Минздравсоцразвития России впервые предложило регионам установить в территориальных программах госгарантий бесплатной медицинской помощи целевые показатели, первый пункт в списке которых — удовлетворенность жителей региона медицинской помощью. Уже в 2009 г. во многих регионах РФ территориальными фондами ОМС и страховыми организациями были разработаны анкеты для опроса пациентов. Результаты анкетирования анализировались по негативным фактам, отмеченным пациентами.
В некоторых стационарах Мурманской области с различными системами финансирования и моделями управления, помимо мониторинга медицинских и экономических индикаторов качества, некоторыми исследователями оценивались такие социальные критерии, как удовлетворенность пациентов качеством организации медицинской помощи и удовлетворенность в целом от контакта с медицинским учреждением. Подобные исследования способствовали выявлению имеющихся недостатков и оценке управленческих решений по совершенствованию деятельности лечебно-профилактических учреждений. Однако, подобные исследования не проводились на уровне первичного звена, то есть в районных больницах, поликлиниках и амбулаториях, разбросанных по Кольскому полуострову и удаленных от областного центра. Кроме того, не найдено публикаций исследований, посвященных оценке качества организации медицинской помощи в частных клиниках.
Материалами для данного изыскания явились анкеты, предложенные для заполнения жителям Североморского района Мурманской
Таблица 1
Структура ответов респондентов по проблемам качества медицинской помощи государственных и частных ЛПУ
Параметры Государственные клиники Частные клиники
абс. % абс. %
Нехватка специалистов 217 36,1 128 21,3
Нехватка среднего медперсонала 91 15,1 78 13,0
Длительное ожидание приема 125 20,8 2 0,39
Низкая обеспеченность современным оборудованием 114 19,0 37 6,1
Низкая квалификация персонала 52 8,6 153 25,5
Высокая стоимость услуг 0 0 133 22,1
Сомнительные моральные качества медработников 1 0,1 69 11,5
области, обращавшихся как в государственные ЛПУ, так и в учреждения, оказывающие платные услуги.
На вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством медицинской помощи, оказываемой в государственных ЛПУ Мурманской области?» положительно ответили 47 % респондентов, 35 % опрошенных не удовлетворены качеством медицинской помощи, 18 % затруднились ответить. Тем же пациентам задавался вопрос об удовлетворенности качеством работы частных клиник. Ответ «Да» прозвучал в 39 %, недовольны 24 %, остальные 37 % пациентов затруднились ответить, причем часть последних никогда не обращалась за помощью в коммерческие ЛПУ Мурманской области.
В таблице № 1 приведены результаты проводимых исследований, где представлена структура ответов респондентов на вопросы анкеты.
При сравнительном анализе работы государственных и частных ЛПУ выявлено, что большинство опрошенных не удовлетворены нехваткой специалистов как в ЛПУ, работающих в системе обязательного медицинского страхования, так и в платных клиниках. Одинаково остро чувствуется нехватка кадров среднего звена во всех исследуемых объектах. Помимо кадровых проблем пациентов, обращающихся в государственные медицинские учреждения, беспокоит длительное ожидание приема и низкая обеспеченность больницы и ее структурных подразделений современным оборудованием, из-за чего больные вынуждены обращаться в частные клиники либо длительное время ожидать проведения многих исследований в клиниках г. Мурманска.
Из основных недостатков коммерческих медицинских учреждений большинство пациентов выделяют высокую стоимость услуг. Четверть опрошенных сомневаются в квалифицированности персонала и моральных качествах сотрудников платных клиник. Наряду с этим многие респонденты все же отмечают нехватку частных ЛПУ.
выводы
1. Проводимое сравнение показателей качества направлено на побуждение пациентов, клиницистов и других заинтересованных групп использовать информацию о качестве медицинской помощи в целях улучшения работы. К примеру, эта методика может использоваться в рамках одной больницы, принимающей участие в программе сбора и сравнения данных, а также как на добровольной, так и на обязательной основе в ряд больниц определенной территориальной принадлежности для сбора, документирования и обобщения данных.
2. Анализ ответов респондентов о качестве оказания медицинских услуг частными ЛПУ позволит чиновникам здравоохранения контролировать деятельность данных клиник с целью предотвращения появления на рынке медицинских услуг недобросовестных предпринимателей.
3. Некоторые сравнительные данные теперь доступны общественности, так что и пациенты могут способствовать принятию мер по улучшению качества обслуживания.
4. Оценка мнения пациентов как одного из индикаторов качества организации медицинской помощи должна являться базой для принятия управленческих решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амозова A. И., Кунгуров Н. В., Зильберберг Н. В. Роль социальных индикаторов качества в комплексной оценке уровня оказания специализированной медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля // Дальневосточный вестник дерматовенерологии - 2009. - № 3. -С. 29-31.
2. Котова Г. Н., Нечаева Е. Н., Гучек П. А, Карасева Л. И. Социологическая оценка качества медицинской помощи // Здравоохранение Российской Федерации. - 2001. - № 4. - С. 22-26.
оригинальные статьи
43
3. Полунина Н. В., Доронкина М. В., Попов В. В. Медико-организационные новации в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений // Российский медицинский журнал. - 2005. - № 6. - С. 48-49.
4. Подушкина И. В., Зубков В. М., Курносое А. В., Петров В. Н. Качество медицинской помощи и возможности использования методологии медико-социальных исследований в его оценке//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2009. - № 1 (13). - С. 53-61.
5. Ямлиханов Г. Т. Удовлетворенность пациентов -значимая характеристика качества медицинской помощи населению Республики Башкортостан // Проблемы управления здравоохранением. -2008. - № 3 (42).- С. 17-26.
MEDICAL AID MANAGMENT ON-LINE OUALITY CONTROL
Guryeva N. A, Orel V. I., Popova O. V, Orel O. V.
♦ Resume. Infant mortality is leading in the mortality rate of children aged 0-14. Infant mortality is one of the most important characteristics of demographic situation , so its decrease is a priority of the policy of the state.
The paper presents an analysis of infant mortality in a region of the North-West of Russia, Vologda Region. The regional peculiarities of the infant mortality rate revealed are to be taken into account when purposeful medical organizational measures are developed in order to reduce child mortality in the region.
♦ Key words: infant mortality; regional peculiarities; priorities.
♦ Информация об авторах
Гурьева Наталья Алексеевна - доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК И ПП СПбГПМА. ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: [email protected].
Орел Василий Иванович - з. д. н., д. м. н., профессор заведующий кафедрой социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК И ПП СПбГПМА. ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: [email protected].
Попова Ольга Валерьевна - аспирант кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК И ПП СПбГПМА. ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: [email protected].
Орел Олег Васильевич - доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП Санкт-Петербургская Государственная педиатрическая медицинская академия. 194100 Санкт-Петербург, Литовская, д. 2. Е-таН: [email protected].
Guryeva Natalya Alekseevna — PhD in medicine, ass. Professor of the Dpt of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Saint-Petersburg State Pediatric Medical Academy. 194100, St.Petersburg, Litovskaya street, 2. E-mail: [email protected].
Orel Vasily Ivanovich — honored Scientist of RF, doctor of Medical Sciences, full professor, Head of the Dpt of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Saint-Petersburg State Pediatric Medical Academy. 194100, St.Petersburg, Litovskaya street, 2. E-mail: [email protected].
Popova Olga Valerevna — postgraduate of the Dpt of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Saint-Petersburg State Pediatric Medical Academy. 194100, St.Petersburg, Litovskaya street, 2. E-mail: [email protected].
Orel Oleg Vasileyevich - associate professor St.-Petersburg State Pediatric Medical Academy, Department of Social Pediatrics and Public Health Care Organization of Advanced and Professional Training Faculty. Litovskaya St., 2, St.-Petersburg, Russia 194100. E-mail: [email protected].
♦ педиатр
том III № 1 2012
ISSN 2079-7850