Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ФАКТОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ'

ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ФАКТОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / OPERATIONAL EXPERIMENT / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / BRIBERY / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / АЛГОРИТМ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ / AN ALGORITHM OF JOINT ACTION / OPERATION-INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATION-INVESTIGATIVE DIVISIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко Дмитрий Николаевич

В статье проанализировано законодательство России, государств – членов Таможенного союза и ряда стран СНГ – членов Всемирной торговой организации, регламентирующее проведение оперативного эксперимента, направленного на выявление и пресечение взяточничества. На основе проведенного анализа предложено авторское определение оперативного эксперимента и разработан алгоритм совместного проведения этого оперативнорозыскного мероприятия силами оперативно-розыскных подразделений таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоренко Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STING OPERATION AS A MAIN TOOL OF REVEALING AND SUPPRESSING BRIBERY FACTS IN CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA

The article analyzes the legislation of russia, states – members of the Customs union and a number of CiS countries – members of the World trade organization. this kind of legislation regulates the conduct of sting operation and is aimed at revealing and suppressing briberies. Guiding by the results of analysis the author suggests the new definition of the concept «sting operation» and works out the algorithm of joint conduct of operational-investigative measures by search operation-investigative divisions of customs bodies of the Customs union.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ФАКТОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ»

Д. Н. Федоренко

ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ФАКТОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ

В статье проанализировано законодательство России, государств - членов Таможенного союза и ряда стран СНГ - членов Всемирной торговой организации, регламентирующее проведение оперативного эксперимента, направленного на выявление и пресечение взяточничества. На основе проведенного анализа предложено авторское определение оперативного эксперимента и разработан алгоритм совместного проведения этого оперативно-розыскного мероприятия силами оперативно-розыскных подразделений таможенных органов.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативный эксперимент; взяточничество; Таможенный союз; оперативно-розыскные подразделения; взаимодействие; алгоритм совместных действий.

Взяточничество является одним из наиболее опасных «коррупционных» преступлений, так как оно наносит существенный ущерб системе управления как таможенными органами, так и государством в целом, дискредитирует власть в глазах общественности, дезорганизует экономику. Поэтому основные усилия подразделений по противодействию коррупции (далее - ППК) таможенных органов России должны быть направлены на борьбу с данным преступлением. Наиболее эффективным средством для этого являются организация и проведение оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) «оперативный эксперимент» [1-4 и др.].

Анализ работ В. Г. Боброва, А. Ю. Козловского, А. Н. Козырина, Л. Е. Меркуловой, С. И. Захарцева, П. И. Иванова, Е. С. Лапина, М. А. Фомина, А. Н. Ха-ликова, В. В. Черникова, А. Ю. Шумилова и других ученых, а также исследования проблем противодействия коррупции в таможенных органах [5-8] показали, что целесообразно выработать единый межведомственный подход к организации и проведению оперативного эксперимента.

В настоящее время отечественные таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) в условиях Таможенного союза и членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО), что требует качественно нового подхода к организации ОРД и проведению оперативного эксперимента в сложившихся условиях.

Анализ материалов юридической практики и научных трудов показывает, что оперативные эксперименты ППК таможенных органов России в условиях Таможенного союза могут осуществляться как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими национальными правоохранительными органами (спецслужбами) дальнего и ближнего зарубежья.

Проведение оперативного эксперимента в целях противодействия взяточничеству достаточно полно и убедительно отражено в трудах ученых [1-4; 9; 10, с. 63 и др.], однако особое внимание необходимо уделить этапу передачи результатов ОРД, составляющих государственную тайну.

Д. Н. Федоренко

Оперативный эксперимент имеет три стадии организации: подготовитель-

1

ную, основную и заключительную, а инициатором взаимодействия при проведении названного мероприятия на любой из перечисленных стадий могут быть как ППК таможенных органов, так и иные правоохранительные органы России, поэтому организовывать взаимодействие со следственными органами целесообразно на всех стадиях проведения данного ОРМ. Это позволяет правильно сформировать материалы для собирания доказательной базы, строго соблюдая принципы ОРД и уголовного процесса.

При проведении оперативного эксперимента взаимодействие с оперативными подразделениями ФСБ и МВД России может быть организовано по инициативе ППК таможенных органов либо подразделений этих субъектов ОРД. В этом случае возникают закономерные вопросы о санкционировании данного ОРМ, кто выносит постановление на проведение оперативного эксперимента и сколько должно быть постановлений. Кроме того, может сложиться ситуация, когда непосредственно в оперативном эксперименте участвуют оперативные сотрудники одного органа, а другие выполняют вспомогательные функции по обеспечению проведения данного ОРМ.

Полагается, что если непосредственно в совместном оперативном эксперименте участвуют оперативные сотрудники разных ведомств, то необходимо выносить постановления каждому руководителю органа, осуществляющего ОРД, а при необходимости получения судебной санкции - представлять материалы в суд совместно с каждым из этих субъектов ОРД. В рамках совместного плана проведения оперативного эксперимента иногда целесообразно разделить функции оперативных сотрудников каждого ведомства, возложив на одно ведомство, например, само проведение оперативного эксперимента, а на другие - его организационное сопровождение, обеспечение режима конспирации, при необходимости блокирование места проведения ОРМ и т. д.

Постановление о представлении в следственный орган результатов ОРД выносится руководителем органа инициатора ОРМ в том случае, если взаимодействующие подразделения выполняли вспомогательные функции и в документировании результатов ОРД участие не принимали, либо всеми руководителями взаимодействующих органов при активном участии оперативных сотрудников данных органов в оперативном эксперименте. Данными принципами целесообразно руководствоваться и при вынесении постановлений о рассекречивании результатов ОРД. В дальнейшем, после возбуждения уголовного дела, с целью формирования ведомственной отчетности ППК таможенных органов направляют в установленном порядке в вышестоящие подразделения Управления по противодействию коррупции ФТС России специальное сообщение и копию постановления о возбуждении уголовного дела. Аналогичный порядок существует и в ФСБ России. В МВД России учет выявленных преступлений осуществляется на основании статистических карточек установленного образца [11].

1 Как правило, на подготовительной стадии осуществляются планирование, оформление необходимых документов, получение санкций, а при необходимости и организация взаимодействия с другими оперативно-розыскными органами, на основной - действия по определению истинных намерений лица, попавшего в поле зрения ППК, на заключительной - оформление необходимых документов, направление материалов в следственные органы для принятия процессуального решения по существу полученных и задокументированных в процессе ОРМ фактических данных.

В условиях Таможенного союза круг взаимодействующих субъектов в процессе проведения оперативного эксперимента может быть существенно расширен за счет правоохранительных органов государств - членов Таможенного союза.

В Республике Беларусь ОРД осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым оперативные подразделения таможенных органов имеют право проводить оперативные эксперименты. Под оперативным экспериментом при этом понимается искусственное создание обстановки, максимально приближенной к реальности, с целью вызвать определенное событие либо воспроизвести событие или провести определенные опыты в полностью управляемых условиях и под контролем органа, осуществляющего ОРД, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об участии в оперативном эксперименте в целях подтверждения совершения данным лицом противоправных действий, а также предупреждения, выявления, пресечения менее тяжкого преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, общественной безопасности и здоровья населения, тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего нанести вред национальной безопасности. При этом проведение оперативного эксперимента, ограничивающего конституционные права граждан на неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, допускается только с санкции прокурора или его заместителя на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего ОРД (ст. 13).

Следовательно, названное ОРМ может быть проведено только в целях предупреждения, выявления, пресечения менее тяжкого преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, общественной безопасности и здоровья населения, тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего нанести вред национальной безопасности, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и только с санкции прокурора или его заместителя.

Таможенные органы Республики Казахстан являются субъектом ОРД и осуществляют ее на основании Закона Республики Казахстан от 15.09.1994 № 154-Х111 «Об оперативно-розыскной деятельности», который не предусматривает такое ОРМ, как оперативный эксперимент. По нашему мнению, аналогом оперативного эксперимента может выступать ОРМ «применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность», которое рассматривается как «общее»1, а таможенные органы Республики Казахстан правомочны при необходимости применять названное ОРМ.

Анализ международных нормативных актов, регламентирующих межгосударственное сотрудничество в сфере таможенного дела и применение правоохранительными органами ОРД в борьбе с преступностью, показывает, что правовые основания для проведения ОРМ «оперативный эксперимент» или его аналога, а также использования результатов ОРД в уголовном процессе имеются. Они изложены, прежде всего, в ст. 11 Модельного закона СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности» и в ряде международных, в том числе двухсторонних,

1 Общее ОРМ - совокупность связанных единым тактическим, стратегическим замыслом действий органов, осуществляющих ОРД, направленных на решение задач данной деятельности.

2 Все государства - члены Таможенного союза (Россия, Беларусь и Казахстан) являются членами СНГ.

118 -

вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013

д. н. Федоренко

договоров, например в п. 1.4 ст. 1 Протокола о сотрудничестве между таможенными службами государств - участников соглашений о Таможенном союзе в области обеспечения собственной безопасности от 08.12.1998.

Так, в законодательстве, действующем в рамках Таможенного союза, правовые предпосылки для проведения многоэтапного оперативного эксперимента на территориях разных стран имеются, а первичная информация, в том числе заявление о факте вымогательства взятки, может быть получена как уполномоченными органами страны, где планируется первая фаза совершения коррупционного преступления, так и страны, где планируется данное деяние продолжить.

Рассмотрим следующий пример. На территории России некое должностное лицо таможенного органа за определенное вознаграждение собирается осуществить таможенную операцию с нарушением установленного порядка с целью занижения таможенных платежей участника ВэД. Допустим, что в ходе проверки полученной информации стало известно об оплате ему за это пребывания в одном из домов отдыха на территории Республики Беларусь. В этом случае для получения достоверной информации о планируемом преступлении и его документирования в целях использования в уголовном процессе оперативный эксперимент должен быть проведен как на территории России, так и Республики Беларусь.

Руководителем оперативно-розыскного подразделения (далее - ОРП) российского таможенного органа, получившего информацию, проводится анализ поступивших оперативных данных и принимается решение об информировании и организации совместных мероприятий с взаимодействующим субъектом ОРД Республики Беларусь. Далее в установленном порядке направляется запрос с предложением об организации совместного оперативного эксперимента, но в связи с тем, что время на принятие решения может быть ограничено, в запросе целесообразно оговаривать также возможность и способы обмена информацией по линиям закрытой и открытой связи. При получении положительного ответа организуется совместная рабочая встреча и оформляется план проведения оперативного эксперимента с четким разделением функций и задач на каждом его этапе, который утверждается соответствующими руководителями. При необходимости руководители органов, осуществляющих ОРД, могут делегировать некоторые свои права конкретным представителям сторон, участвующим в рабочей встрече.

В целях проведения оперативного эксперимента руководителями взаимодействующих ОРП выносятся постановления о проведении оперативного эксперимента в соответствии с национальными законодательствами, осуществляется документирование переговоров заявителя и должностного лица с целью фиксации факта вымогательства взятки, условий, выдвигаемых вымогателем. Результаты документирования с использованием разрешенных законодательством технических средств оформляются в установленном порядке для дальнейшего использования их в уголовном процессе. После пересечения объектом оперативной заинтересованности госграницы сотрудники взаимодействующих ОРП России и Республики Беларусь продолжают наблюдение и документирование противоправных действий объекта, а при выезде после получения документов об оплате проживания белорусской стороной производится задержание. В дальнейшем по взаимной договоренности принимается совместное решение о конкретном следственном органе, в адрес которого будут направляться результаты ОРД для принятия решения о возбуждении уголовного дела. При этом материалы

в отношении граждан России целесообразно направлять в российские следственные органы, а граждан Республики Беларусь - в белорусские. Каждая из взаимодействующих сторон производит оформление результатов ОРД в соответствии с национальным законодательством, представляет и запрашивает дополнительно необходимые материалы, которые в дальнейшем направляются в соответствующий следственный орган.

Таким образом, согласно разработанному алгоритму действий ППК таможенных органов России и ОРП государств - членов Таможенного союза и с действующему международному и национальному законодательству в целях выявления фактов взяточничества возможны проведение ОРМ «оперативный эксперимент» и его аналога, а также завершение совместных усилий по пресечению данного коррупционного преступления возбуждением уголовного дела.

Использованные источники

1. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. А. Ю. Шумилова. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2012.

2. Козловский А. Ю. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

3. Козловский А. Ю. Организация борьбы со взяточничеством подразделениями таможенных органов России по противодействию коррупции // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 3. С. 22-28.

4. Симонов Н. Е. Актуальные вопросы обеспечения собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

5. Федоренко Д. Н. Нормативное правовое регулирование деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 53-61.

6. Федоренко Д. Н. О противодействии коррупции в таможенных органах России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию и формирования Евразийского экономического пространства // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 12: в 2 т. М.: Юрист, 2012. Т. 2. С. 425-429.

7. Федоренко Д. Н. К вопросу о совершенствовании правовых основ противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Механизмы противодействия коррупции в правоохранительных органах: отечественный и зарубежный опыт: материалы круглых столов 13-15.07.2010 г. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. С. 100-108.

8. Федоренко Д. Н. К вопросу о повышении эффективности противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Модернизация таможенного дела - актуальная задача современного развития ФТС России: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22.10.2010 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 263-268.

9. Козловский А. Ю. К вопросу о проведении оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации // Поиск: сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 9. М.: РИО РТА, 2008. С. 15-47.

вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013

Л. В. Бахурова

10. Карагодин В. Н. Оперативный эксперимент как средство проверки информации о готовящейся передаче взятки // Российский следователь. 2011. № 8.

11. Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/ 353/399 «О едином учете преступлений».

Л. В. Бахурова

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ эКСПОРТЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

В статье рассматриваются особенности управления рисками при осуществлении таможенного контроля в отношении экспортных объемов нефти и нефтепродуктов. Основное внимание уделяется вопросу управления рисками при применении процедуры временного периодического таможенного декларирования.

Ключевые слова: система управления рисками; экспорт; энергетические ресурсы; нефть; нефтепродукты; временное периодическое таможенное декларирование.

Российская Федерация является одним из крупнейших в мире экспортеров энергоносителей. В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2030 года» экспорт энергоресурсов в перспективе до 2030 г. останется одним из главных факторов роста российской экономики [1].

Основная доля денежных средств, перечисляемых в бюджет государства Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России), приходится на таможенные платежи, полученные от экспорта энергоносителей. В 2011 г. объем указанных поступлений составил более 52% доходной части федерального бюджета, 59% из них приходится на таможенные платежи, полученные от экспорта энергоносителей.

Основополагающее значение таможенных платежей, полученных от экспорта энергоносителей, в процессе формирования доходной части федерального бюджета РФ (около 30%) обусловливает необходимость осуществления эффективного таможенного контроля в отношении экспортных объемов энергоносителей, основанного на принципе выборочности.

На территории РФ полномочиями осуществлять таможенные операции и проводить таможенный контроль в отношении энергоносителей, перемещаемых через границу РФ и таможенную границу Таможенного союза, наделен специализированный таможенный орган - Центральная энергетическая таможня (далее -ЦЭТ). Регионом деятельности ЦЭТ является вся территория России.

В 2012 г. в доходную часть федерального бюджета РФ Центральной энергетической таможней перечислено 3,95 трлн. руб. (60% от общей суммы перечислений ФТС России), что на 12% превышает аналогичный показатель 2011 г. [2]. Среди экспортируемых энергоносителей наиболее востребованными являются: сырая нефть (52%), природный газ (19%), нефтепродукты (мазут - 14%, дизельное топливо - 10%, бензин автомобильный - 0,5%).

вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.