УДК 338.984
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРОГРАММОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
И.В. Доможирова, Е.П. Михалева
Предложен методический подход к управлению производственной программой предприятия по производству безалкогольных напитков. Выполнена апробация разработанного подхода на базе ОАО «Компания Росинка».
Ключевые слова: оперативное управление, риски, неопределенность.
Основной целью деятельности коммерческого предприятия является удовлетворение потребностей рынка и максимизация прибыли [1]. Решение данных задач становится реальным при наличии у производителя возможности эффективного оперативного управления и корректировки производственной программы на основе прогнозирования рыночного спроса [3].
При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия возникают рыночные риски, которые без грамотного противодействия им со стороны управляющей подсистемы предприятия приводят к увеличению неопределенности спроса, что, в свою очередь, обеспечивает значительные неточности в прогнозировании объема продаж.
Увеличение неопределенности спроса и возможных ошибок в прогнозировании объема продаж в результате воздействия рыночных рисков приводят к увеличению риска невыполнения заказа клиента, что, в свою, очередь, ведет к потере прибыли. Риск невыполнения заказа клиента предлагается рассчитывать по формуле [2]:
я = ж ■ я + ж • я .
г мг мг кг кг
где Яг - риск невыполнения заказа клиента по ьой товарной позиции, доли;
Ямг Якг - соответственно уровень маркетингового и коммерческого рисков
по ьой товарной позиции, доли; жмг жкг - соответственно вес (важность)
маркетингового и коммерческого рисков по ьой товарной позиции, доли (определяется экспертным методом).
Для определения уровня маркетингового риска (Ямг) предлагается
использовать коэффициент вариации (К), полученный в результате проведения XYZ-анализа, т.е. Ямг = ¥г.
Для оценки коммерческого риска (Якг) предлагается использовать коэффициент выполнения договорных обязательств (Вт), полученный в результате проведения QRS-классификации запасов: як. =1 -Вт.
Для решения задачи снижения риска невыполнения заказа клиента и повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия был разработан дифференцированный подход к оперативному управлению производственной программой, основанный на структуризации готовой продукции. Применение данного подхода для решения указанной задачи позволяет повысить точность прогноза объема продаж для различных групп готовой продукции с учетом предложенной оценки рыночного риска.
Рассмотрим применение предлагаемого дифференцированного подхода для ОАО «Компания Росинка», занимающегося производством безалкогольных напитков.
Анализ эффективности системы управления готовой продукцией на предприятии позволил установить недостатки в подсистеме оперативного управления, к которым относятся: увеличение товарооборачиваемости предприятия в днях в 2015 г., наличие достаточно большого объема неликвидной продукции на складе предприятия, снижение рентабельности продаж, увеличение издержек обращения предприятия. С целью их устранения был использован разработанный подход к оперативному управлению производственной программой промышленного предприятия.
Выполненная структуризация готовой продукции ОАО «Компания Росинка» методами АВС, XYZ, QRS-классификаций позволила выявить 27 групп товарных позиций, которые были занесены в матрицу «доходность/риск невыполнения заказа» (рис.).
Доходность.
%
100 высокая
40
средняя
10
низкая
1 2 а\0 г<312т<317 5 ап 3
4 5 > - ! а:-о
7 д аг„а~ э 9 аАА -й4"
Л., доли
низкий 0Л средний 0,3 высокий
Матрица «доходность/риск невыполнения заказа» для товарных позиций ОАО «Компания Росинка»: Я - риск невыполнения заказа клиентов по 1-ой товарной позиции
Итоги проведения классификации товарных позиций ОАО «Компания Росинка», реализуемых в 2015 г., представлены в таблице 1.
Таблица 1
Итоги проведения классификации товарных позиций для ОАО «Компания Росинка»
Группа товаров в соответствии с матрицей «доходность/риск невыполнения заказа» Количество товарных позиций, попавших в группу Место товарной позиции в матрице «доходность/риск невыполнения заказа», номер квадранта Итого товарных позиций, попавших в квадрант
АXQ 1 1 3
АYQ 2
АХБ 1
АYR 1 2 4
А/Я 1
А/Б 1
АZQ 8 3
А/Я 1 11
А/Б 2
ВXQ 1 4 2
ВYQ 1
ВYQ 6
ВХЯ 1 5 10
ВYR 1
В/Я 2
ВZQ 3
В/Я 1 6 6
В/Б 2
СXQ 1 7 2
СХЯ 1
СYQ 1 8 2
СYR 1
СYR 1
СZQ 3 9 7
С/Я 3
Анализ выполненной классификации товарных позиций (таблица 1) позволяет сделать вывод о том, что наибольшее их количество попало в квадрант 3 матрицы «доходность/риск невыполнения заказа» (группы AZQ, Л/Я, Л/Б). Согласно результатам выполненной систематизации высоким риском невыполнения заказа клиента характеризуются 23% всех товарных позиций ОАО «Компания Росинка».
Учитывая результаты выполненных расчетов, для товарных позиций предприятия были предложены следующие оперативные управленческие решения, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Управленческие решения по оперативному управлению различными
группами готовой продукции
Товарная позиция Группа товаров Квадрант матрицы Оперативное управленческое решение
а7 а15 а1б а28 а33 а41 а43 AXQ, AYQ, BXQ, BYQ, CXQ, CXR 1, 4, 7 Отделом маркетинга предприятия принято решение использовать при прогнозировании величины спроса по данным товарным позициям метод скользящей средней
«12 а17 а18 а19 а23 а25 а 27 а29 а31 а32 а34 а3б а37 а39 AYR, AZR, BXR, BYQ, BYR, BZR, CYQ, CYR 2, 5, 8 Отделом маркетинга предприятия принято решение об использовании для данных товарных позиций разработанной методики прогнозирования спроса для сезонных товаров
а10 AXS 2 Отделом маркетинга предприятия принято решение о смене поставщика по данной товарной позиции
а1 - а6 а8 а9 а 11 , а13, «14, а20 - а22 а24 «26 «30 AZQ, AZR, AZS, BZQ, BZR, BZS 3, 6 Отделом маркетинга предприятия принято решение при прогнозировании величины спроса для данных товарных позиций использовать разработанную многофакторную регрессионную модель спроса
а46 а 47 CZQ, CZR 9 Руководством предприятия принято решение об исключении данных товарных позиций из ассортимента
а38 «40 а42 а44 «45 CZQ, CZR, CYR 9 Руководством предприятия по данным товарным позициям принято решение о том, чтобы запас не создавать, а работать под заказ клиента
Для товарных позиций, попавших в матрице «доходность/риск невыполнения заказа» в квадранты 3 и 6 была использована разработанная многофакторная регрессионная модель спроса.
Для товарных позиций, попавших в квадранты 2, 5 и 8 матрицы «доходность/риск невыполнения заказа», было уточнено наличие фактора сезонности спроса. С этой целью был проанализирован график продаж данных товарных позиций за последние 3 года. Для товаров с выявленными сезонными колебаниями спроса для расчета объема продаж использована разработанная методика с использованием индексов сезонности.
Для товарных позиций, попавших в квадранты 1, 4, 7 матрицы «доходность/риск невыполнения заказа», объем продаж был рассчитан по методу простой скользящей средней.
Товарные позиции а4б (газированный Фрутмотив (мохито-клубника) 0,5 л), а47 (холодный чай «Китайский завар» (зеленый чай с цитрусовыми) 0,5 л), относящиеся к квадранту 9, являются неликвидными, т.к. по данным товарным позициям отсутствуют продажи в течение последних шести месяцев. Эти товары необходимо исключить из ассортимента, так как они «замораживают» оборотный капитал предприятия.
Для остальных позиций, попавших в квадрант 9: а38 (Фрутмотив (ягодный микс) 0,5 л), а40 (Фрутмотив (яблоко) 1,5 л), а42 (холодный чай «Персидский завар» (белый чай с персиком) 0,5 л), а44 (газированный Фрутмотив (грейпфрут-малина) 1,5 л), а45 (холодный чай «Цейлонский за-вар» (черный чай с малиной) 0,5 л), запас целесообразно не создавать, а работать под заказ клиента.
При работе с запасами позиции а10 (Биомиксфреш (вишня) 0,5 л) необходимо сменить поставщика, так как спрос на данную товарную позицию регулярен, однако наблюдаются частые сбои в поставках.
По результатам расчета прогнозных значений объемов продаж по различным товарным позициям, для каждой из них была рассчитана величина создаваемого текущего объема готовой продукции (Зтек) на складе с учётом временной стоимости денег.
Так, в результате расчетов были определены оптимальные размеры текущего объема готовой продукции:
- для товарной позиции а7 (питьевая вода «Липецкая Артезианская» 5 л) = 83,018 тыс. ед.;
- для товарной позиции а14 (Биомиксфреш (тропические фрукты) 0,5 л) = 2,298 тыс. ед.;
- для товарной позиции а27 (газированный Фрутмотив (мохито) 0,5 л) = 10,745 тыс. ед.
Производство очередной партии товара необходимо осуществлять при условии достижения им уровня страхового запаса продукции.
После определения момента начала производства были рассчитаны оптимальные объемы производства для предприятия с учётом временной стоимости денег на основе разработанной математической модели.
В результате выполненных расчетов было получено, что в мае 2015 г. необходимо произвести:
- а7 ( питьевая вода «Липецкая Артезианская» 5 л) - 70,937 тыс. ед.;
- а14 (Биомиксфреш (тропические фрукты) 0,5 л) - 2,298 тыс. ед.;
- а 27 (газированный Фрутмотив (мохито) 0,5 л) - 0,716 тыс. ед.
Очередность производства товарных позиций осуществляется, исходя из их доходности для предприятия.
Для расчета экономического эффекта от реализации подхода к оперативному управлению производственной программой предприятия был
выполнен факторный анализ влияния изменения размера готовой продукции на финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.
Разработанный подход к оперативному управлению производственной программой промышленного предприятия позволил руководству ОАО «Компания Росинка» добиться снижения товарооборачиваемости на 14,11 дней за счёт изменения размера готовой продукции. Общее снижение товарооборачиваемости при использовании разработанного подхода составило 34,82 дня.
Использование разработанного подхода к оперативному управлению производственной программой промышленного предприятия позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений.
Список литературы
1. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник/ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева. - М. [и др.]: Питер, 2010. - 573 с.
2. Михалева Е.П., Доможирова И.В. Учет рыночных рисков в деятельности организации в условиях неопределенности внешней среды // Научно-информационный журнал «Наука и экономика». 2012. №2(10). С. 46 - 49.
3. Мурахтанова, Н. М. Оперативное управление производством: электронный учебник / Н. В. Александрова, Е. А. Боргардт, Н. В. Зубкова, М. О. Искосков, И. В. Краснопевцева, Е. Г. Смышляева, Т. А. Сюзева, О. М. Сярдова, И. Н. Фирсова, Л. Л. Чумаков, Е. М. Шевлякова, Н. М. Мурахтано-ва.Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2014. 332 с.
4. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 544 с.
5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 416 с.
Доможирова Ирина Владимировна, асс., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Михалева Елена Петровна, канд. техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
OPERATIONAL MANAGEMENT OF PRODUCTION SOFTWARE MANUFACTURING
ENTERPRISE SOFT DRINKS
I.V. Domozhirova, E.P. Mikhaleva
An approach to the management of the production program of the enterprise for the production of soft drinks. Performed under-developed testing range on the basis of OJSC "Company Rosinka".
Keywords: operational management, risk, uncertainty.
Domozhirova Irina Vladimirovna, assistant, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Mikhaleva Elena Petrovna, candidate of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula State University