Алексеева Анна Павловна
Оперативно значимая информация о преступлениях в сфере спорта
В статье рассматривается категория «оперативно значимая информация», определяются требования, предъявляемые к ней. Отмечается, что широкое внедрение принципиально новых средств, каналов связи и передачи данных, а также средств сокрытия информации, защиты и противодействия порождает необходимость разработки специальных методик осуществления доступа к требуемой оперативной информации, важной для выявления и раскрытия преступлений в сфере спорта .
Ключевые слова: оперативно-розыскная информация, преступления в сфере спорта, источники.
Operational significant information about crimes in the field of sports
The article discusses the category of «operational significant information», defines the requirements for it. It is noted that the widespread introduction of fundamentally new means, communication and data transmission channels, as well as means of hiding information, protection and counteraction, necessitates the development of new methods of access to the required operational information, which is important for the detection and disclosure of crimes in the field of sports.
Key words: operational-search information, crimes in the field of sports, sources.
В теории оперативно-розыскной деятельности под информацией понимаются данные, сведения, факты, события, обстоятельства, возникающие в практике противодействия преступности [1, с. 8]. Исходя из этого полагаем, что оперативно значимая информация неизбежно охватывает сведения о правовых, культурологических, экономических и других условиях, учитываемых при изучении оперативной обстановки и организации борьбы с преступностью.
Оперативно-розыскная информация - это «получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью специальных методов и средств фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью» [2, с. 20].
Отличительной особенностью современного периода развития общества является изменение представления о предмете таких наук как криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности. В настоящий момент на первый план постепенно выходят закономерности получения, анализа, использования информации о преступлениях. Ученые-криминалисты делают акцент не на определении правовой природы криминалистики, а на выявлении ее информационной сущности (а это реалии всех
наук нового поколения). Теория оперативно-розыскной деятельности, ориентированная прежде всего на собирание информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, исследование закономерностей механизма совершения преступлений, специфики криминальной среды, обосновывает правовые, организационные, методические, тактические особенности применения оперативно-розыскных сил, средств, методов в целях противодействия совершаемым преступлениям. Соответственно, значимым объединяющим элементом при определении предмета криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности является информация о преступлениях и лицах, их совершивших. Однако, несмотря на то что указанные виды деятельности направлены на решение одной общей задачи, интегрировать их все же не стоит, поскольку достижение единой цели - противодействия преступлениям - реализуется разными средствами и методами.
Изучение направлений деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в сфере спорта является новой областью знаний теории оперативно-розыскной деятельности. Для обоснования необходимости такого исследования стоит использовать достижения и методы, присущие многим наукам криминального цикла, в частности уголовному праву и криминологии. Прежде чем опреде-
45
лять «линию», к которой будет отнесено конкретное преступление в сфере спорта, нужно дать квалификацию совершенному деянию. И здесь реализуется уголовно-правовой элемент, позволяющий установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и заведения дел оперативного учета (п.п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Федеральный закон № 144-ФЗ). Следует определить вариант организации оперативного обслуживания, в том числе круг лиц, подлежащих оперативной разработке или привлечению к конфиденциальному содействию, и т. д. Однако сделать это невозможно без анализа состояния преступности и прогноза изменения криминальной ситуации в будущем, в которых проявляется криминологический элемент. Кроме того, оперативным подразделениям нужно знать, какие следы преступления необходимо искать, как они фиксируются, каким образом осуществляется доказывание конкретного факта совершения преступления, т. е. содержание криминалистического элемента.
Не подвергая детальному анализу все информационные аспекты оперативно-розыскной деятельности, приведем перечень требований, предъявляемых к оперативно-розыскной информации, в том числе необходимой для противодействия преступлениям, совершаемым в сфере спорта:
ценность;
комплексность;
соответствие компетенции оперативных сотрудников уровню поступающей оперативно-розыскной информации.
Важны также такие требования, предъявляемые к оперативно-розыскной информации, как оптимальность, полнота, точность, логичность и лаконичность сообщений при максимальной смысловой нагрузке. Их соблюдение позволяет определить объем, достоверность, насыщенность, последовательность, убедительность информации, т. е. ее доказательственное значение. Кроме того, выполнение указанных требований дает возможность накапливать, систематизировать и изучать информационные массивы.
Заметим, что сплошные (беспрерывные) исследования оперативно значимой информации о совершаемых в сфере спорта преступлениях в нашей стране, к сожалению, пока не проводились, хотя данный вид информации относится к социальной информации, специфич-
ной по цели (противодействие преступности) и методам получения, режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применения только заинтересованными работниками [3, с. 671].
Основу оперативно-розыскной информации о преступлениях, совершаемых в сфере спорта, составляют сведения о лицах, предметах, документах, фактах, событиях, явлениях и процессах, получаемые сотрудниками оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, зафиксированные строго в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, которые используются для решения задач, определенных Федеральным законом № 144-ФЗ [4, с. 237-242].
Как правило, главным источником получения информации является анализ результатов проведенной проверки спортивной или связанной с ней организации. Данная процедура законодательно закреплена в п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 144-ФЗ.
Необходимо отметить, что поводом для осуществления проверки спортивной или иной связанной с ней организации выступает наличие данных о нарушении ею законодательства, которое влечет за собой уголовную ответственность. Целью проверки является установление основания для возбуждения уголовного дела -данных, указывающих на признаки преступления. В сфере спорта такие данные могут быть получены сотрудниками полиции из разных источников.
Первый вид - гласные источники. Сотрудники полиции принимают заявления о преступлениях в сфере спорта, оформляют явки с повинной, осуществляют мониторинг сообщений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлениях. Однако основным гласным источником являются сведения, добытые в процессе изучения и анализа деятельности спортивных или обеспечивающих их работу организаций.
Второй вид - негласные источники. Из них сотрудники полиции получают информацию в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также из сообщений лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел.
Кроме перечисленных, к источникам информации о преступлениях в сфере спорта относятся материалы, предоставляемые спор-
46
тивными юрисдикционными органами (они рассматривают случаи совершения дисциплинарных проступков при проведении соревнований, организуемых и/или проводимых федерациями спорта) [5]; сведения, получаемые из медицинских организаций; версии о незаконных тотализаторах при производстве расследования уголовных дел экономической направленности (материалы аудиторских проверок и ревизий букмекерских контор); публикации в средствах массовой информации; сообщения Федеральной налоговой службы Российской Федерации; результаты прокурорских проверок при осуществлении общего надзора.
Проверка органами внутренних дел сообщений о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в спортивных или связанных с ними организациях должна проводиться в срок не более 30 суток, в том числе при производстве документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследования предметов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).
Если речь идет о преступлениях, связанных с нарушением общественного порядка или общественной безопасности на спортивных объектах во время проведения спортивных мероприятий, то в дополнение к таким процедурам, как паспортный контроль, визуальная идентификация, контроль психофизического состояния и другие направления информационного сопровождения прибывающих лиц, необходимо использовать систему автоматизированных алгоритмов выявления возможных злоумышленников и мотивов их деструктивного поведения, механизмов локализации и нейтрализации их преступной деятельности.
До начала спортивных соревнований рекомендуется проводить проверку лиц, заблаговременно прибывших для посещения мероприятия, граждан, купивших именные билеты на игры (например, с использованием паспорта болельщика), а также волонтеров и представителей различных организаций, задействованных в подготовке к спортивным мероприятиям.
Для получения наиболее полных данных необходимо использовать информационные ресурсы оперативных подразделений по противодействию терроризму, экстремизму, контролю за оборотом наркотиков и других служб, привлекаемых к обеспечению безопасности спортивных мероприятий (например, Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной таможенной службы и др.). По каналам Интерпола можно запрашивать данные об иностранных гражданах, прибывающих на массовые спортивные мероприятия в нашу страну.
Принципиальным моментом является автоматизация поисковых процедур получения сведений из открытых источников - Интернета и электронных средств массовой информации. Особое внимание следует обратить на увеличивающиеся и постоянно обновляющиеся данные, размещаемые в многочисленных социальных сетях [6, с. 109-115]. Здесь требуется применение методов компьютерной разведки для извлечения информации из «закрытых» сегментов Интернета, просмотра сайтов и блогов участников протестных движений (от спортивных фанатов до антиглобалистов, использующих спортивные мероприятия в своих целях).
Информация, определяющая личностные качества, интересы, преступные возможности и направление противоправных устремлений объектов оперативного внимания, может быть получена на основании анализа их окружения, связей, сетевых коммуникаций с сообщниками, идейными сподвижниками или партнерами по незаконному бизнесу.
Поскольку оперативно-розыскные мероприятия в Интернете и контроль каналов передачи данных входят в прерогативу специальных подразделений, исследования, направленные на обеспечение безопасности крупнейших международных мероприятий, требуют постоянных и скоординированных усилий различных субъектов правоохранительных структур и служб безопасности.
Таким образом, собираемый оперативными подразделениями комплекс оперативно значимой информации о возможных, готовящихся, совершаемых и совершенных в сфере спорта преступлениях позволяет быстро реагировать на потенциальные угрозы, нивелировать усилия преступников, обеспечивать безопасность спортивных мероприятий, спортсменов,зрителей, лиц, задействованных в их проведении.
47
1. Веселый В.З., Кутушев В.Г. Система информирования партийных, советских, государственных органов и общественных организаций по вопросам обеспечения правопорядка в городе, районе. Управление горрайорганами внутренних дел и линейными органами транспортной милиции: курс лекций / под ред. Д.В. Гребельского. М., 1976. Вып. 20.
2. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация. Теоретические основы информационно-прогностического обеспечения оперативно-розыскной и профилактической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью / под ред. А. С. Овчинского, В. С. Овчинского. М., 2000.
3. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского. М., 2004.
4. Телепнев П.Ф. Понятие оперативно-розыскной информации // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / сост.: А.В. Тарасов, П.Ф. Телепнев. СПб., 2016.
5. Дисциплинарный регламент Российского футбольного союза от 28 июня 2013 г. №151/4. Раздел 3 // Российский футбольный союз. ийи http://www.rfs.ru/rfs/documents/strategies/ (дата обращения: 17.08.2019).
6. Осипенко А.Л. Реализация положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2017. № 3.
1. Vesely V.Z., Kutushev V.G. System of informing party, Soviet, state bodies and public organizations on law enforcement in the city, district. Management of city bodies of internal Affairs and linear bodies of transport militia: course of lectures / ed. by D.V. Grebelsky. Moscow, 1976. Vol. 20.
2. Ovchinsky S.S. Operational and investigative information. Theoretical bases of information and prognostic support of operational-search and preventive activity of law-enforcement bodies on fight against organized crime / ed. by A.S. Ovchinsky, V.S. Ovchinsky. Moscow, 2000.
3. Operatively-search activity: textbook. 2nd ed., rev. and augm. / ed. by K.K. Goryainov, V.S. Ovchinsky. Moscow, 2004.
4. Telepnev P.F. Concept of operational and investigative information // Law enforcement activities of internal Affairs bodies in the context of modern scientific research: proc. of the Intern. sci. and pract. conf. / comp.: A.V. Tarasov, P.F. Telepnev. St. Petersburg, 2016.
5. Disciplinary regulations of the Russian football Union d.d. June 28, 2013. № 151/4. Section 3 // Russian football Union. URL: http://www.rfs.ru/rfs/documents/strategies/ (date of access: 17.08.2019).
6. Osipenko A.L. The implementation of the information security doctrine of the Russian Federation in the implementation of operative-search activity // Vestnik of Voronezh Institute of MIA Russia. 2017. № 3.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Алексеева Анна Павловна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.P. Alekseeva, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Criminal Law of the Educational-scientific Complex on Preliminary Investigation in the in the Internal Affairs Bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
48