Научная статья на тему 'Оперативно-розыскные меры борьбы с организованными преступными группами, оказывающими противодействие раскрытию и расследованию преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок на транспорте'

Оперативно-розыскные меры борьбы с организованными преступными группами, оказывающими противодействие раскрытию и расследованию преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ / ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титов С. М., Титова Е. С., Джикия В. К.

В статье дается характеристика наиболее острых проблем раскрытия и расследования преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок и на основе данных полученных в практической деятельности ОВД, а также результатов научных исследований по теме предлагаются способы решения данных проблем посредством применения оперативно-розыскных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскные меры борьбы с организованными преступными группами, оказывающими противодействие раскрытию и расследованию преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок на транспорте»

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

НА ТРАНСПОРТЕ

СМ. ТИТОВ,

профессор кафедры ОРД ОВД МосУ МВД России, кандидат юридических наук, профессор;

Е.С.ТИТОВА, кандидат юридических наук;

В.К.ДЖИКИЯ, Московское УВД на ВВТ МВД России

Аннотация. В статье дается характеристика наиболее острых проблем раскрытия и расследования преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок и на основе данных полученных в практической деятельности ОВД, а также результатов научных исследований по теме предлагаются способы решения данных проблем посредством применения оперативно-розыскных мер.

Ключевые слова: преступления на транспорте, раскрытие преступлений в сфере перевозок, противодействие расследованию преступлений на транспорте, оперативно розыскные меры.

За последние годы оперативно-розыскная практика по раскрытию преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок на водном, воздушном и железнодорожном транспорте все чаще сталкивается с целенаправленным противодействием со стороны организованных групп (ОГ), которые препятствуют разоблачению действиями своих лидеров в процессе создания ОГ, в ходе организованной преступной деятельности, а также в процессе некриминальной части функционирования такой организованной группы.

Признаками одного из направлений такого противодействия ОРД, которые должны знать оперработники, осуществляющегося посредством коррумпированных связей, является искусственно подогреваемая ажиотажная общественная атмосфера, создаваемая вокруг раскрытия в целом, по поводу личности подозреваемого, а в некоторых случаях — и личности следователя.

Такие факты наблюдались в 21% изученных уголовных дел, возбужденных по фактам преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок на транспорте.

При этом в СМИ регионов, по которым проходят транспортные магистрали, появляются заказные организованными преступными группами (ОПГ) публикации, выпячивающие как отдельные факты, положительно характеризующие подозреваемого, так и вымышленные (или действительно имевшие место)

промахи, ошибки, злоупотребления оперработников и следствия.

Не редки факты целенаправленного распространения слухов о политической подоплеке расследуемого события, организации пикетирования, голодовок людей и незаконных демонстраций. Иногда имеют место организация членами ОПГ протестов представителей движений и партий, выдающих расследование за покушение властей на демократические устои.

Так, при расследовании уголовного дела после ареста трех членов ОПГ на станции Илиха, совершивших подлог документов на экспортный груз, идущий из-за рубежа, и получивших их в замен, по радио, телевидению, в местной печати города прокатилась волна передач, прошли массовые выступления станционных рабочих с требованиями освободить арестованных. Оперработникам и следователю удалось преодолеть это противодействие и привлечь к уголовной ответственности шесть членов ОПГ, которые были осуждены.

Задачей оперработника и следователя в таких случаях является последовательная нейтрализация предпринимаемых этими лицами мер оперативно-розыскного и процессуального характера. Иногда эффективно действуют официальные предупреждения лица, проявляющего активность, и интерес к делу о преступлении, о возможности его допроса в качестве свидетеля по делу, специальные запросы в органы, им

возглавляемые, о предоставлении информации, необходимой для расследования, и пр. В необходимых случаях возможны также «стимулирование» мерами оперативно-розыскного характера длительных командировок такого должностного лица, временное отстранение от дел при помощи предоставления очередного отпуска и т.д.

Не редки случаи давления на оперработника и следствие через прессу. Оно бывает очень эффективным в том случае, если линейные ОВД не отработали практику и не опережают коррумпированных лиц в подаче общественности официальной информации о преступлении. Оперработник и следователь должны помнить, что усилия ОПГ можно нейтрализовать путем встречного опубликования в официальных региональных изданиях сведений о наиболее важных результатах расследования, но без деталей. Так, оперработник по согласованию со следователем может опубликовать сведения о стоимости изъятых при обыске похищенных денежных средств и ценностей, результатах экспертиз, оперативных и следственных экспериментов, показаний самих подозреваемых. При этом оперработник и следователь должны выбирать наиболее выгодный для целей расследования момент, а также воздерживаться от комментариев. В таких случаях им необходимо уклоняться от устных сообщений и заявлений в прессе, которые можно извратить.

Оперработники могут использовать возможности прессы для дезинформации членов ОПГ о ближайших планах следствия, а также как элемент реализации тактической комбинации или оперативно-розыскной операции в ходе расследования. Например, для побуждения членов ОПГ на более надежное укрытие похищенного, перемещение его в другое место с целью последующего наблюдения и захват подозреваемых с поличным.

Наиболее сложной задачей оперработника и следователя по делам о преступлениях в сфере грузовых и пассажирских перевозок на транспорте является нейтрализация противодействия расследованию со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти и управления. Эти лица, включающиеся в противодействие раскрытию преступлений, имеют длительные и прочные служебные, дружеские связи с ответственными должностными лицами разного регионального уровня и значительные возможности влияния на их мнение. Лица, втягиваемые в противодействие следствию, только в крайнем случае идут на составление каких-либо документов, в которых могут содержаться доказательства противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Поэтому оперработник и следователь должны использовать такой прием блокирования и преодоления противодействия как требование формального документального подтверждения предложений и требований должностных лиц по делу, а также фиксирование таких требований

известными оперативно-розыскными средствами, например проведение необходимых мероприятий оперативно-розыскного характера.

Следует отметить, что наиболее эффективным методом нейтрализации действий коррумпированных лиц из правоохранительных органов является возбуждение процедуры служебной проверки заподозренного в попытках вмешательства в ход раскрытия и расследования либо в отдельных его действиях, объективно нанесших ущерб оперативно-розыскной и следственной работе.

В целях эффективности раскрытия и расследования преступлений на транспорте, совершаемых ОГ, оперработник и следователь должны знать, что признаками такого противодействия является не просто изменение всех показаний или их части в сторону смещения вины подозреваемого свидетелями или потерпевшими, а предоставление сведений, источников доказательств и самих доказательств, кардинально изменяющих юридическую формулу обвинения или исключающую уголовную ответственность.

Оперативно-розыскные меры преодоления такого противодействия раскрытию и расследованию, которые должны применяться линейными ОВД в таких случаях, зависят от причин, подтолкнувших свидетелей и потерпевших на сознательную помощь членам ОПГ. Если это связано с угрозами жизни свидетелей и потерпевших, ситуацию еще можно разрядить путем хотя бы организационно сложных и дорогостоящих средств защиты. Когда ситуация связана с подкупом указанных лиц или с комплексом тех или иных причин, дело неизбежно принимает крайне негативное направление.

Борьбой с такого рода противодействием является, прежде всего, изоляция свидетелей и потерпевших от воздействия на них членов ОПГ. Например, опер-работники могут тайно вывезти указанных лиц с семьями из города, разместить в пансионате, соответствующим образом оформить их отсутствие на работе, взять под охрану имущество и пр. В необходимых случаях можно продемонстрировать реальную возможность обвинения в пособничестве ОПГ, привлечения к ответственности за дачу ложных показаний.

Отмеченная ситуация раскрытия и расследования связана с тем, что во вменяемом подозреваемому факте преступления с самого начала имеются доказательства соучастия подозреваемого в преступлении, совершаемом ОПГ. Эта оперативно-розыскная и следственная ситуация, как правило, вызывает меры противодействия, направленные на достижение следующих целей: выдать этот криминальный акт за преступление, совершенное не ОПГ, а неизвестными лицами, сорганизовавшимися накануне преступления без определенного организатора; спасти основной состав ОПГ путем отсечения разоблаченной его части; «заволокитить» уголовное дело при помощи дав-

ления на оперработника и следствие путем манипуляций с составом следственно-оперативной группы.

При этом задержанные, подозреваемые в совершении преступления, дают показания по делу только по фактам, касающимся их лично. Когда же оперработнику или следователю известно, что в преступлении участвовало 2—3 человека, а арестован только один подозреваемый, то используется версия о ситуационном характере преступления, совершенного малознакомыми между собой людьми. Следует отметить, что задачами оперработника и следователя в данном случае наряду с добросовестным расследованием факта преступления на транспорте являются: выявление доказательств группового, а затем и организованного характера этого преступления; организация оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и процессуальной фиксации всех явно криминальных и иных связей подозреваемого; выявление среди некоторых на участке, обслуживаемом ЛУВД (ЛОВД), преступлений, аналогичных расследуемому по характеру, методам подготовки, способу совершения и сокрытия следов хищения; проверка причастности к этим преступлениям как самого подозреваемого, так и выявленных лиц его криминального окружения и пр. Если данные хищения спланированы и осуществлены ОПГ, то вполне возможно, что возникнут какие-то данные об этом, будут зафиксированные доказательства.

Находясь в поле зрения оперработника и следствия, члены ОПГ также могут дать улики поведения, указать на места нахождения источников доказательств, места сокрытия похищенного и пр.

В этой ситуации необходимо быстрое включение в процесс следствия квалифицированного адвоката — защитника, с которым якобы заключили договор родственники подозреваемого. На самом деле адвокат может быть из тех, которые хотя и не имеют прямого отношения к ОПГ (практике известны и случаи членства квалифицированных юристов, адвокатов в них), но в случае необходимости привлекаются ОПГ к освобождению от уголовной ответственности своих членов любыми средствами за большие гонорары.

Оперработнику нелишне знать и признаки непроцессуальной заинтересованности адвоката в исходе уголовного дела, а уж факты оказания им мер противодействия раскрытию и расследованию требуют особого внимания со стороны оперативного состава и следствия. Необходимо знать, что ходатайства защитника, документы, подлежащие приобщению к делу, принимаются следователем только в официальной письменной форме с отметками на двух экземплярах даты и времени получения. При этом, как показывает практика, могут быть требования следователя о развернутом правовом фактическом обосновании их законности и причастности к делу. В случае требования защитником письменных или устных ответов на его заявления и ходатайства необходимо иметь в виду, что такие

действия зачастую носят разведывательный характер, имеют цель выявить осведомленность оперработника и следователя о тех или иных фактах, состоянии следствия, чтобы получить информацию о результатах оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проведенных в отсутствие адвоката, и пр.

В этом случае оперработник и следователь должны помнить, что одной из мер сохранения следствием информации является сокрытие части содержания протоколов следственных действий, не подлежащих, по мнению следователя, разглашению.

Следователь может использовать интерес ОПГ к непосредственной и косвенной оперативно-розыскной и следственной информации в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий для намеренной утечки сведений, дезинформации членов ОПГ, направленной на выявление ее состава, совершенных преступлений, мест хранения похищенного и др.

Оперработникам нужно помнить, что признаками принадлежности задержанных крупной ОПГ является их высокая техническая оснащенность, хорошая информированность о предмете преступления, финансовом положении жертвы; четкая продуманность и организационная подготовленность преступления.

В такой ситуации противодействие раскрытию и расследованию направлено на исключение возможности выявления основной части ОПГ, локализацию провала путем представления следователю доказательств против арестованных, подозреваемых в совершении преступлений на транспорте. В этом случае выяснению истинных обстоятельств криминальной деятельности ОПГ, как правило, препятствует и поведение подозреваемых, которые не заинтересованы в раскрытии их причастности к преступной организации и ее деятельности. При этом противодействие раскрытию и расследованию преступлений сопровождается значительной материальной поддержкой подозреваемых и их семей, которые, не зная об истинных намерениях лидеров ОПГ, чувствуют моральную ответственность перед ними.

ОПГ в это время может навести оперработников и следствие, свидетелей и потерпевших на версию об ограничении состава группы, участвовавшей в совершении преступления, только задержанными. В это время данная группа уничтожает следы, свидетельствующие о связи задержанных с основной ее частью и с ее преступной деятельностью в сфере грузовых и пассажирских перевозок на транспорте.

Оперработник и следователь в ходе раскрытия и расследования преступления выявляют факты принадлежности изъятых предметов и вещей: в числе похищенных в ходе завладения багажом пассажиров ценностями, грузом с участием других членов ОПГ (например, автомобиль с перебитыми номерами), использовавшихся в процессе хищения других лиц ОПГ; полученных в качестве материального вознаграждения за участие в преступлении.

Эти задачи могут быть решены как оперативно-розыскными мерами, так и следственными методами.

К средствам противодействия раскрытию и расследованию преступлений также можно отнести «заволокичивание» уголовного дела о преступлении в сфере грузовых и пассажирских перевозок на водном, воздушном и железнодорожном транспорте. Нужно помнить, что к признакам организации такого противодействия относятся: эффективные процессуальные действия защитника, последовательно уничтожающего доказательства, на которых строится обвинение; регулярные отставания следствия с реализацией необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; утечка важной для следствия информации; низкое качество следствия в целом; неоднократная передача уголовного дела от одного следователя к другому одинаково невысокого уровня подготовки; затягивание организации следственно-оперативной группы, которая нужна для нормальной работы по раскрытию и расследованию преступления; вмешательство в ход рас-

следования лиц, непосредственно не отвечающих за его результаты, и др.

Описанные средства и методы противодействия следствию являются одним из самых опасных для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых ОПГ в сфере грузовых и пассажирских перевозок на водном, воздушном и железнодорожном транспорте, так как фактически лишают уголовное дело судебной перспективы. На наш взгляд и по мнению более чем 50% оперативных и следственных работников на транспорте, в такой ситуации пресечение мер противодействия раскрытию и расследованию преступлений и обеспечение следственной и судебной перспективы по означенным уголовным делам возможно только путем отстранения от работы по раскрытию и расследованию местных оперативных и следственных работников, принятия уголовного дела к производству следственно-оперативной группой другого оперативного и следственного подразделения при ЛУВД (ЛОВД) в порту и на станциях.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЙДЕРСТВУ

В РОССИИ

А.Ю. ФЕДОРОВ,

начальник кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России, капитан милиции,

кандидат юридических наук

Аннотация. Научная статья посвящена проблеме неправомерных захватов собственности (рейдерству) в России. Проанализированы понятие, динамика, закономерности развития рейдерства, обоснована актуальность разработки мер по противодействию этому явлению.

Ключевые слова: захват собственности, рейдерство, общественная опасность, экономическая безопасность, организованная преступность, коррупция.

ZEITGEIST OF DEVELOPMENT OF MEASURES TO COMBAT RAIDS IN RUSSIA

A.U. FYEDOROV,

the Ural Law College of the Ministry of the Internal Affairs of Russia

The Summary. Scientific article is devoted to the problem of illegal seizure of property (raids) in Russia. In the article the term, dynamics, regularity of development of raids are analysed а^ zeitgeist of development of measures to combat this phenomenon is based.

Key words: seizure of property, raids, public danger, economic security, organized crime, corruption.

В России криминальный бизнес рейдеров измеряется миллиардами долларов, нанося огромный ущерб промышленным предприятиям и экономическому росту страны1. Распространение неправомерных захватов (враждебных поглощений, недобросовестных перехватов корпоративного контроля) стало тенденцией последнего десятилетия в экономике России2.

В самих криминальных операциях (речь идет о целой индустрии) по недружественному поглощению собственности обычно задействованы непосредственно или опосредованно многие лица, в том числе должностные, разные предпринимательские структуры, контролирующие правоохранительные и судебные органы, а также криминалитет. Зачастую эта скоор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.