ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОНТРОЛЯ И
ЗАПИСИ ПЕРЕГОВОРОВ
И.В. Мерзликина, магистрант
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-4-106-108
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы оперативно-розыскного обеспечения производства контроля и записи переговоров, проводится анализ положений, закрепленных в статье 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Также рассматриваются проблемные аспекты процессуальной регламентации данного следственного действия. Целью исследования является анализ нормотворче-ской базы производства контроля и записи переговоров. В работе делается вывод о сложности проведения данного следственного действия.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, контроль и запись переговоров, собирание информации, доказательство, прослушивание переговоров.
В современном мире в целях обнаружения, предупреждения и пресечения преступлений правоохранительными органами большое значение играет использование таких процессуальных мер, как контроль и запись переговоров.
Нужно сказать, что электронные средства в сегодняшние дни набирают большую популярность среди населения. Технические возможности совершенствуются, а их использование ежегодно только возрастает. Именно поэтому средства телефонной связи являются одним из популярных средств человеческого общения, который может нести важную информацию при расследовании уголовных дел.
Сущность данного следственного действия регламентирует ст. 186 уголовно-процессуального кодекса РФ (Далее -УПК ФР) [1]. Говоря о правовом значении контроля и записи телефонных переговоров следует отметить, что его можно охарактеризовать как достаточно непривычный способ собирания доказательственной информации. В порядке следственного действия контроль и запись переговоров сегодня используются крайне редко. В первую очередь нужно обратить внимание на техническую сложность проведения данного следственного действия, в связи с чем, его проведение возлагается на специальный круг субъектов (это могут быть
подразделения МВД РФ, ФТС РФ, ФСБ РФ и другие). Обычно эти меры производятся путем прослушивания телефонных переговоров с последующим снятием информации с каналов связи, а также посредством уголовно - процессуальной деятельности следователя.
Важным является тот факт, что при производстве контроля и записи переговоров затрагиваются основные конституционные права и свободы человека и гражданина. Так, согласно ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения [2].
Правовед И.Д. Шатохин в своих трудах, в которых он приводил исследование обращений в Конституционный Суд РФ, отмечал, что «одним из наиболее уязвимых при осуществлении ОРД является право личности на неприкосновенность частной жизни (18,3% жалоб), а в 16% изученных обращений ставилась проблема обеспечения права на тайну телефонных переговоров» [3].
В этой связи порядок проведения этой меры строго регламентирован российским законодательством.
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (Далее - ФЗ «Об ОРД») регламентированы указанные оперативно-розыскные меры (пп. 10, 11 ч. 1 ст. 6) [4].
Прослушивание телефонных переговоров в порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий (Далее - ОРМ) возможно только при подозрении в совершении тяжких и особо тяжких преступлениях. Обычно, полученные сведения используются следователями для выдвижения версий, поскольку зачастую судом признаются недействительными доказательства, полученные посредством проведения ОРМ.
Для того, чтобы судом были признаны результаты прослушивания телефонных переговоров, необходимо соблюсти точный законодательный порядок.
Например, в ФЗ «Об ОРД» предусмотрены случаи, при которых возможно произвести прослушивание с мотивированного постановления органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность (Далее - ОРД). Однако в последующем необходимо уведомить суд. Также следует отметить, что до возбуждения уголовного дела прослушивание телефонных переговоров возможно только посредством проведения ОРМ. В случаях возбуждения в отношении лица уголовного дела, запись переговоров, снятую с мобильной связи сотрудник ОРД должен передать следователю для приобщения в качестве доказательств, а тот, в свою очередь, проверить с позиции относимости и допустимости.
В случаях, когда уголовное дело возбуждено органом дознания, то он также имеет право продолжить проведение ОРМ. Однако это возможно в случае если параллельно с этим им производятся неотложные следственные действия. Далее, после направления уголовного дела в прокуратуру, дознаватель может проводить ОРМ по нему только после разрешения следователя. Как исключение сюда можно отнести случаи, когда по делу не обнаружено лицо, которое подлежит уголовной ответственности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что орган, осуществляющий ОРД по делу, может производить прослушивание телефонных переговоров в соответствии с ФЗ «Об ОРД» только в двух случаях:
- Если лицо, подозреваемое (обвиняемое) не было обнаружено;
- Если проведение ОРД является указанием прокурора или следователя.
Результаты проведенных ОРМ должны предоставляться также в соответствии с УПК РФ и ФЗ «Об ОРД». В случае нарушения положений татей законодательства полученные данные не могут считаться полноценным доказательством.
Нарушения при проведении мероприятий по контролю и записи телефонных переговоров, в порядке ст. 186 УПК РФ, выявляет прокурор, в ведении которого находится данное уголовное дело. Основной задачей прокурора в данном случае будет являться надзор за соблюдением законности действий лиц, осуществляющих данное мероприятие для того, чтобы своевременно устранить допущенные ошибки, которые могут повлечь нарушение прав и свобод граждан. А также на прокурора возлагается задача обеспечить эффективное использование результатов ОРД при доказывании по уголовному делу.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что контроль и запись переговоров является достаточно сложным следственным действием, куда зачастую привлекаются сотрудники, осуществляющие ОРД. Мы выяснили, что сложность его заключается также в том, что для выполнения прослушивания переговоров необходимо использовать сложные технические средства, которые, в свою очередь, требуют специальных технических знаний.
Важным является и тот момент, что проведение прослушивания нарушает конституционные права человека, в связи с чем, при проведении данного следственного действия важно соблюдать законодательные порядок. Например, в ФЗ «Об ОРД» предусмотрены случаи, когда возможно произвести прослушивание телефонных переговоров. Если сотрудники не
будут придерживаться данных положений, Также выяснили, что надзор за соблю-
то это вызовет нарушений прав человека и дением законности проведения контроля и гражданина. В свою очередь, полученная записи телефонных переговоров возлага-информация не будет являться доказатель- ется на прокурора, в ведении которого ством по делу. находится расследуемое уголовное дело.
Библиографический список
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства. - 2001. - № 52. - Ст. 4921.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 4 июля 2020 г.
3. Шатохин И.Д. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности: автореф. канд. юрид. наук. - СПб., 2018. -С. 17.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995года № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства. - 2003. - № 27. - Ст. 2700.
OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE SUPPORT OF PRODUCTION CONTROL
AND RECORDING OF NEGOTIATIONS
I.V. Merzlikina, Graduate Student Belgorod National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. The article deals with the problematic issues of operational and investigative support for the production of control and recording of negotiations, analyzes the provisions enshrined in Article 186 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The problematic aspects of the procedural regulation of this investigative action are also considered. The purpose of the study is to analyze the normative base of production control and recording of negotiations. The paper concludes about the complexity of this investigative action.
Keywords: operational-search activity, operational-search event, control and recording of negotiations, collecting information, proof, listening to negotiations.