Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА / НАЛОЖЕНИЕ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марсаков Илья Сергеевич

Рассмотрены общие аспекты появления и развития термина «оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства» (далее - ОРО) в теории оперативно-розыскной деятельности; определен круг ученых, исследовавших эту категорию; проанализированы их точки зрения относительно данного понятия; выделены основные черты ОРО, отражающие его содержание и сущность; подчеркнуты основные направления ОРО; автором затронуты вопросы об отсутствии отчетливых представлений оперативных сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК) о решаемых задачах ОРО в рамках взаимодействия со следственными органами по расследованию уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд; подробно рассмотрена одна из задач ОРО - установление имущества, на который может быть наложен арест либо подлежащего конфискации, а также выявление и документирование фактов легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по уголовным делам по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд; автором предложен порядок действий для оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК по установлению имущества, подлежащего аресту, а также установлению фактов легализации подозреваемым (обвиняемым) по уголовным делам по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд; сделан вывод, что ОРО должно системно и непрерывно осуществляться на всех основных стадиях уголовного процесса: как на этапе возбуждения уголовного дела, так и на этапе судебного разбирательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марсаков Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL INVESTIGATIVE SUPPORT OF PRELIMINARY INVESTIGATION AND TRIAL OF CORRUPTION CASES IN THE FIELD OF PROCUREMENT

The general aspects of the appearance and development of the term “operational investigative support of preliminary investigation and trial” (hereinafter referred to as ORO) in the theory of operational investigative activity are considered; the circle of scientists who have studied this category is determined; their points of view regarding this concept are analyzed; the main features of ORO reflecting its content and essence are highlighted; the main directions are emphasized ORO; the author raises questions about the lack of clear ideas of the operational staff of the economic security and anti-corruption units (hereinafter referred to as EBiPK) about the tasks of the ORO being solved within the framework of interaction with the investigative authorities to investigate criminal cases of corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs; one of the tasks of the ORO is considered in detail - the establishment of property that can be seized or subject to confiscation, as well as the identification and documentation of the facts of legalization (laundering) of proceeds from crime in criminal cases of corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs; the author proposes a procedure for the operational staff of the EBiPK units to establish the property subject to arrest, as well as to establish the facts of legalization by suspects (accused) in criminal cases for corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs; it is concluded that the ORO should be systematically and continuously carried out at all major stages of the criminal process: both at the stage of initiation of a criminal case and at the stage of trial.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК»

Научная статья

УДК 343.7

http://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-214-220

Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства по делам коррупционной направленности

в сфере закупок

Марсаков Илья Сергеевич

Академия управления МВД России, Москва, Россия, ilya.marsakov.94@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены общие аспекты появления и развития термина «оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства» (далее — ОРО) в теории оперативно-розыскной деятельности; определен круг ученых, исследовавших эту категорию; проанализированы их точки зрения относительно данного понятия; выделены основные черты ОРО, отражающие его содержание и сущность; подчеркнуты основные направления ОРО; автором затронуты вопросы об отсутствии отчетливых представлений оперативных сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) о решаемых задачах ОРО в рамках взаимодействия со следственными органами по расследованию уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд; подробно рассмотрена одна из задач ОРО — установление имущества, на который может быть наложен арест либо подлежащего конфискации, а также выявление и документирование фактов легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по уголовным делам по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд; автором предложен порядок действий для оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК по установлению имущества, подлежащего аресту, а также установлению фактов легализации подозреваемым (обвиняемым) по уголовным делам по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд; сделан вывод, что ОРО должно системно и непрерывно осуществляться на всех основных стадиях уголовного процесса: как на этапе возбуждения уголовного дела, так и на этапе судебного разбирательства.

Ключевые слова: оперативно-розыскное обеспечение, закупки для государственных и муниципальных нужд, преступления коррупционной направленности, материальный ущерб, возмещение ущерба, наложение ареста на имущество

Для цитирования: Марсаков И. С. Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства по делам коррупционной направленности в сфере закупок // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 4 (60). С. 214—220. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-214-220.

Original article

Operational investigative support of preliminary investigation and trial of corruption cases in the field of procurement

llya S. Marsakov

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia Federation, ilya.marsakov.94@mail.ru

Abstract. The general aspects of the appearance and development of the term "operational investigative support of preliminary investigation and trial" (hereinafter referred to as ORO) in the theory of operational investigative activity are considered; the circle of scientists who have studied this category is determined; their points of view regarding this concept are analyzed; the main features of ORO reflecting

© Марсаков И. С., 2022

its content and essence are highlighted; the main directions are emphasized ORO; the author raises questions about the lack of clear ideas of the operational staff of the economic security and anticorruption units (hereinafter referred to as EBiPK) about the tasks of the ORO being solved within the framework of interaction with the investigative authorities to investigate criminal cases of corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs; one of the tasks of the ORO is considered in detail — the establishment of property that can be seized or subject to confiscation, as well as the identification and documentation of the facts of legalization (laundering) of proceeds from crime in criminal cases of corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs; the author proposes a procedure for the operational staff of the EBiPK units to establish the property subject to arrest, as well as to establish the facts of legalization by suspects (accused) in criminal cases for corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs; it is concluded that the ORO should be systematically and continuously carried out at all major stages of the criminal process: both at the stage of initiation of a criminal case and at the stage of trial.

Keywords: operational investigative support, procurement for state and municipal needs, corruption-related crimes, material damage, compensation for damage, seizure of property

For citation: Marsakov I. S. Operational-investigative support of preliminary investigation and judicial proceedings in cases of corruption in the field of procurement. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 4 (60), pp. 214—220. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-214-220.

В современных условиях дефицита бюджета, экономических санкций [1] и сложной геополитической обстановки в мире бюджетная сфера приобретает особую значимость, потому как государством для поддержки экономики, приоритетных направлений деятельности и стабильного функционирования выделяются значительные объемы бюджетных средств.

Объем правительственных ассигнований, многообразие отраслей финансирования представляют бюджетную сферу притягательной для различных лиц, занимающихся совершением преступлений, в том числе коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Специфика механизмов совершения высокоинтеллектуальных преступлений, а к таким, по нашему мнению, относятся и преступления коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, актуализируют вопросы совершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Вышеназванные обстоятельства показывают, что выявить, предупредить, пресечь, раскрыть и расследовать рассматриваемые имплицитные преступления исключительно процессуальными способами невозможно. Согласимся с П. И. Ивановым и А. М. Кустовым, которые справедливо считают, что объективно следователь не в состоянии самостоятельно реализовывать процессуальную работу (предварительное следствие) и направление уголовного дела коррупционной направленности в суд, базируясь главным образом только на

публичных уголовно-процессуальных методах [2]. На наш взгляд, ни что иное как ОРО играет главную роль в противодействии преступлениям данной категории.

Раскрытие подобных преступлений оперативно-розыскными методами представляется нам как процесс, составленный из нескольких взаимозависимых частей, одним из которых является ОРО. Исходя из этого процесс раскрытия не рассматривается только в рамках лишь детерминации лица, имеющего непосредственное отношение к совершению названного вида преступления. По нашему мнению, оперативно-розыскная работа по раскрытию преступлений развивается как на этапе расследования уголовного дела, так и на этапе судебного разбирательства. В этой связи надо отметить, что и следователь, и оперативный сотрудник, глубоко заинтересованы в том, чтобы обвиняемое лицо не было оправдано. Это лишь одно из множества обстоятельств, но, надо заметить, очень важное, которое обусловливает необходимость оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования и на этапе судебного разбирательства.

В общей и специальной литературе отмеченный нами предмет исследован достаточно обстоятельно. Здесь важно упомянуть труды Э. И. Бордиловского, П. И. Иванова, В. К. Зникина, С. Н. Иванова, Г. К. Синилова, В. П. Хомколова и других, которые определили направление для более глубокой разработки рассматриваемой деятельности.

Невзирая на детальную проработку ОРО вышеназванными учеными, данный предмет

научного обсуждения разрешен не в полном объеме. Так, по нашему мнению, в оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) остаются нерешенные вопросы, заключающиеся в отсутствии отчетливых представлений оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК о решаемых задачах ОРО в рамках взаимодействия со следственными органами в ходе расследования уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Отсюда сформулирован запрос на совершенствование указанного вида деятельности.

Для более досконального понимания сущности и содержания ОРО предварительного расследования уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а также особенностей осуществления данного вида деятельности, необходимо исследовать состояние теоретической разработки этого вопроса. Заслуживают особого внимания работы

A. М. Абрамова, И. А. Климова, В. Ф. Луговика, Е. М. Рябкова, Г. К. Синилова, П. И. Иванова,

B. П. Хомколова, В. К. Зникина, С. Н. Иванова и ряда других авторов [3, с. 92; 4; 5]. Эти представители научного сообщества предложили свое видение сущности и содержания ОРО. При этом следует отметить, что до настоящего времени среди исследователей нет единства мнений по некоторым его положениям. Так, на наш взгляд, особого внимания заслуживают такого рода вопросы, как: какова сущность и содержание ОРО предварительного расследования уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд? С какого этапа уголовного процесса ОРО начинается и на каком этапе заканчивается? Рассмотрение этих вопросов определяет логику дальнейшего построения статьи.

Рассуждая об объеме и содержании ОРО, надо отметить, что ему присущи разнообразные точки зрения. Так, В. П. Хомколов предлагает рассмотреть ОРО как организационную форму, основанную на взаимосвязи и взаимном влиянии следователя и оперативного сотрудника, для объективного и тщательного исследования «преступной картины», а также осуществления оперативными подразделениями в правовом поле всего комплекса мер по снабжению предварительного следствия информацией, для успешного раскрытия, расследования и направления дела в суд [6, с. 82]. По его мнению, ОРО отводится ключевая роль в обеспечении

предварительного следствия оперативными данными до этапа судебного разбирательства. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы, которые также считают, что ОРО зарождается на этапе возбуждения уголовного дела и завершается при направлении его в суд [7, с. 9; 8, с. 5].

Иной точки зрения придерживаются такие представители научного сообщества, как А. М. Абрамов, Э. И. Бордиловский, Е. М. Рябков и другие, считающие, что ОРО может начинаться еще до начала расследования уголовного дела и продолжаться после его окончания [9, с. 15].

В некоторых других работах ОРО рассматривается как сугубо самостоятельная организационно-тактическая форма оперативно-розыскной деятельности, не привязанная к обеспечительным границам предварительного следствия [10, с. 43; 11, с. 134]. Интересную позицию в своей работе изложил Е. С. Дубоносов, который представляет сущность и содержание ОРО, с одной стороны, как использование оперативно-розыскных сил, средств и методов в заранее созданных условиях постоянной профессиональной готовности субъектов раскрытия и расследования преступлений, а с другой, как реализацию в практической деятельности таких условий в каждом конкретном случае раскрытия и расследования преступлений [12, с. 80].

Широкую позицию в рассматриваемых вопросах занимает другой круг исследователей, которые представляют ОРО как организационную модель, главными элементами которой являются действия оперативных сотрудников, их профессиональные знания, умения и навыки [13, с. 46; 14, с. 29]. По нашему мнению, названная выше позиция представляется вполне допустимой применительно к предварительному расследованию уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, совершаемым в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Следует сказать, что в настоящее время в теории ОРД нет единого подхода к дефиниции рассматриваемого вида деятельности. Одни авторы утверждают, что ОРО — это организационная форма, которая обусловливает непосредственно тесное взаимодействие оперативного сотрудника со следователем в ходе предварительного расследования и с судом на этапе судебного разбирательства в целях обеспечения их оперативными данными, имеющими значение для уголовного дела. Другие авторы формулируют ОРО таким образом, что

оно может начинаться еще до начала расследования уголовного дела и продолжаться после его окончания. Некоторые представители оперативно-розыскной науки рассматривают ОРО как исключительный порядок действий оперативных сотрудников, их профессиональные знания, умения и навыки. Однако, по нашему мнению, точки зрения указанных авторов объединяет то, что без оперативно-розыскных сил, средств и методов задачи, поставленные перед оперативными сотрудниками, не имеют под собой никакого смысла без реализации их в практической деятельности. В этой связи нельзя не согласиться со словами Д. И. Беднякова [15, с. 11] и Е. А. Доля [16, с. 5], которые считают, что главенствующую роль в оперативно-розыскной деятельности занимает процедура понимания смысла доказывания в целях решения задач ОРО.

Обозревая содержательную часть ОРО, принимая во внимание мнения упомянутых ученых, мы пришли к выводу, что данная деятельность решает следующие основные задачи:

— выявление оперативным путем дополнительных эпизодов в рамках расследования уголовного дела;

— нейтрализация противодействия криминальной среды расследованию уголовных дел;

— установление имущества, на которое может быть наложен арест либо подлежит конфи-скации,а также выявление и документирование фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Авторы выделяют и другие задачи ОРО [17], но, наш взгляд, указанные задачи являются первостепенными и генеральными, и не могут быть упущены как следователем при расследовании уголовного дела, так и оперативными сотрудниками подразделений ЭБиПК, обеспечивающими данную деятельность.

Вместе с тем в рамках нашего исследования мы попытаемся раскрыть более подробно (насколько это возможно в формате данной статьи) третью выделенную нами задачу через призму преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Расставленные нами акценты в рассмотрении представленных задач сделаны не случайно. Так, Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) осуществляются мероприятия по совершенствованию оперативно-служебной деятельности в целях возмещения ущерба, причиненного преступлениями. В рамках реализации

государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности» одной из задач государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенной в том числе в соответствии с национальными целями, является повышение эффективности предварительного следствия, обеспечивающего увеличение доли возмещенного ущерба от фактически причиненного [18]. Здесь же необходимо добавить, что в целях достижения высоких результатов в оперативно-служебной деятельности увеличение доли возмещенного ущерба от преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, является одним из ведущих критериев системы ведомственной оценки.

В подтверждение актуальности исследуемой задачи ОРО стоит выделить, что за последние несколько лет (2019—2021) в директивных документах МВД России особое значение уделялось повышению эффективности работы оперативных подразделений во взаимодействии со следственными органами по возмещению ущерба, причиненного экономическими и коррупционными преступлениями. Данная задача остается приоритетной и в настоящее время.

Не так давно Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 202-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [19] в абзац пятый статьи 2 внесены изменения, изложенные в следующей редакции: «Установление имущества, необходимого для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий, или имущества, подлежащего конфискации». Таким образом, данная правовая норма расширила спектр задач ОРД.

Приводя ведомственные статистические данные, следует сказать, что за 2021 год установленная сумма причиненного материального ущерба по уголовным делам, возбужденным по преступлениям экономической направленности, выявленным подразделениями ЭБиПК, составила 78,7 млрд рублей, а сумма возмещенного материального ущерба — 343,4 млрд рублей. [20].

Анализируя приведенные показатели, можно сделать вывод, что действия оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК во взаимосвязи со следственными органами в данном аспекте достаточно эффективны, но все же требуют совершенствования.

Необходимо подчеркнуть, что в механизмах совершаемых преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд появляются новые методы их сокрытия, маскировки, конспирации, меняются способы вывода денежных средств, отмывания преступных доходов с использованием цифровой валюты, офшоров, всевозможных современных электронных платежных систем, криптообменников и т. д. Такая повестка нам говорит о необходимости разработки алгоритма действий оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК в целях повышения продуктивности рассматриваемой задачи ОРО.

Исходя из анализа уголовных дел, материалов доследственных проверок, мы предлагаем следующий порядок действий оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК, связанный с установлением имущества, на которое может быть наложен арест либо подлежит конфискации, а также выявлением и документированием фактов легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем по преступлениям коррупционной направленности, совершаемых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. Получить и провести детальный анализ выписок по расчетным счетам проверяемой организации с целью выявления сомнительных финансовых операций или сделок, их частоту, контрагентов, сумм операций, реквизитов как плательщика, так и получателя денежных средств, назначения платежа, суммы остатков по счету на начало и на конец периода.

2. По всем сомнительным операциям провести встречные проверки у контрагентов с целью выявления реальных и фиктивных финансово-хозяйственно взаимоотношений.

3. Установить и опросить лиц, на которых были зарегистрированы организации, а также лиц, которые фактически осуществляли проведение незаконных финансовых операций и являлись так называемыми «выгодоприобретателями».

4. Провести оперативно-розыскное мероприятие «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в офисах установленных фирм, местах жительства проверяемых, банках, иных кредитно-финансовых учреждениях, страховых компаниях, транспортных организациях, а также в предприятиях, с которыми осуществлялись хозяйственные операции.

5. Получить сведения из Росфинмонито-ринга путем проведения ОРМ «Наведение

справок» в отношении исследуемой организации для осуществления финансового расследования, с целью получения всей имеющейся информации о сомнительных сделках, связанных с хищением, легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем, возможных фактах вывода денежных средств за границу, приобретения крупных объектов недвижимости, в том числе и за рубежом, зарегистрированных на их имя, а также наличия аффилированных организаций (юридических и физических лиц). Необходимо подчеркнуть, что сведения, предоставляемые Росфинмониторингом, важны как на этапе проведения ОРМ, так и на этапе расследования уголовного дела.

6. Истребовать сведения из министерств и ведомств с целью установления и последующего ареста движимого и недвижимого имущества (банковские учреждения, Гостехнадзор, Росгвардия, УГИБДД МВД России, Росреестр, Федеральная налоговая служба и т. д.) проверяемой организации, а также физических и юридических лиц, представляющих оперативный и следственный интерес.

7. При необходимости провести независимую оценку приобретенного незаконным путем имущества.

8. Назначить и провести ОРМ «Исследование предметов и документов» с целью документального исследования финансово-хозяйственной деятельности организации с привлечением сотрудников отдела документальных исследований ЭБиПК.

9. Провести анализ полученной информации, установить признаки состава преступления, провести оперативное совещание со следственными органами с целью получения рекомендации о сборе дополнительных сведений, необходимых для квалификации соответствующей статьи.

Указанный порядок действий оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК, безусловно, является неисчерпывающим, ибо могут проводиться и иные оперативно-розыскные мероприятия исходя из конкретной оперативно-следственной ситуации.

Подводя итог, можно констатировать, что в теории ОРД существуют множество подходов к понятию и содержанию ОРО. Вместе с тем приходим к выводу, что ОРО должно системно и непрерывно осуществляться на всех основных стадиях уголовного процесса: как на этапе возбуждения уголовного дела, так и на этапе судебного разбирательства.

Список источников

1. Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации: постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-СФ. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/403465246/ (дата обращения: 27.10.2022).

2. Иванов П. И., Кустов А. М. Оперативно-розыскное сопровождение расследование уголовных дел и использование при этом результатов ОРД (организационно — тактический аспект) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4 (40). С. 135—140.

3. Хомколов В. П. Правовые и организационно-тактические вопросы оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя по установлению лица, совершившего преступление: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984.

4. Рябков Е. М. Правовые организационные и тактические вопросы оперативно-розыскного обеспечения предварительного следствия по преступлениям, совершенным группой лиц: дис. . канд. юрид. наук. М., 1990.

5. Зникин В. К. Научные основы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 84—85.

6. Хомколов В. П. Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел в системе уголовной юстиций. Теоретические и прикладные проблемы: монография. Домодедово, 1992.

7. Богданов Б. Е. Оперативно-розыскное обеспечение расследования хищений социалистического имущества, должностных и хозяйственных преступлений. Академия МВД СССР М., 1982.

8. Решетов Г. М. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними (на примере Северо-Западного региона): автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2008.

9. Карагодин В. Н. Основы криминалистического учения о преодолении противодействия расследованию: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1992.

10. Хомколов В. П., Миронычев М. И. Организация и тактика предупреждения, раскрытия преступлений, совершенных организованными преступными сообществами, и оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства по ним. Домодедово, 1995.

11. Глушков А. И. Методология оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 1.

12. Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / под ред. Г К. Сини-лова. 2-е изд., перераб. и доп. Юрайт. М., 2011.

13. Иванов С. Н. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования групповых преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.

14. Гаджиев В. Э. Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства по делам и кражах скота (по материалам Сибирского федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.

15. Бедняков Д. И. Не процессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991.

16. Доля Е. А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996.

17. Дубоносов Е. С. К вопросу о развитии учения об оперативно-розыскном обеспечении расследования преступлений. Н. Новгород, 2015. С. 103—104.

18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 345 (ред. от 3 февраля

2021 г). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.10.2022).

19. О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: федеральный закон от 28 июня

2022 года № 202-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_420331/ (дата обращения: 05.11.2022).

20. URL: https://10.5.0.16/csi/Hles/content/start/ books/text/txt495_202112.101.txt (дата обращения: 11.11.2022)

References

1. On the use of the Armed Forces of the Russian Federation outside the Territory of the Russian Federation: resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation no. 35-SF of February 22, 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/403465246/ (accessed 27.10.2022). (In Russ.)

2. Ivanov P. I., Kustov A. M. Operational search support investigation of criminal cases and the use of the results of the ORD (organizational and tactical aspect). Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 4 (40), pp. 135—140. (In Russ.)

3. Khomkolov V. P. Legal and organizational and tactical issues of operational and investigative support for the investigator's activities to identify persons who committed a crime. Dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 1984. (In Russ.)

4. Ryabkov E. M. Legal organizational and tactical issues of operational and investigative support of the preliminary investigation of crimes committed by a group of persons. Dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 1990. (In Russ.)

5. Znikin V. K. Scientific foundations of operational investigative support for the disclosure and investiga-

tion of crimes. Dissertation... doctor of legal sciences. N. Novgorod, 2006. Pp. 84—85. (In Russ.)

6. Khomkolov V. P. Operational-investigative apparatus of internal affairs bodies in the system of criminal justice. Theoretical and applied problems: monograph. Domodedovo, 1992. (In Russ.)

7. Bogdanov B. E. Operational and investigative support for the investigation of theft of socialist property, official and economic crimes. Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. Moscow, 1982. (In Russ.)

8. Reshetov G. M. Operational search support for the disclosure and investigation of crimes committed by minors (on the example of the North-Western region). Author's abstract... candidate of legal sciences. St. Petersburg, 2008. (In Russ.)

9. Karagodin V. N. Fundamentals of criminalistic teaching on overcoming counteraction to investigation. Dissertation... candidate of legal sciences. Yekaterinburg, 1992. (In Russ.)

10. Khomkolov V. P., Mironychev M. I. Organization and tactics of prevention, disclosure of crimes committed by organized criminal communities, and operational investigative support of criminal proceedings on them. Domodedovo, 1995. (In Russ.)

11. Glushkov A. I. Methodology of operational investigative support of criminal proceedings. Legal policy and legal life, 2006, no. 1, 134 p. (In Russ.)

12. Dubonosov E. S. Fundamentals of operational investigative activity. Textbook edited by G. K. Sinilov, 2nd edition, revised and expanded. Moscow, 2011. (In Russ.)

13. Ivanov S. N. Operational investigative support for the disclosure and investigation of group crimes. Dissertation... doctor of legal sciences. Moscow, 2001. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Gadzhiev V. E. Operational investigative support of criminal proceedings in cases of cattle thefts (based on materials of the Siberian Federal District). Dissertation... candidate of legal sciences. Saratov, 2012. (In Russ.)

15. Bednyakov D. I. Non-procedural information and investigation of crimes. Moscow, 1991. (In Russ.)

16. Share E. A. Use in proving the results of operational investigative activities. Moscow, 1996. (In Russ.)

17. Dubonosov E. S. On the development of the doctrine of operational investigative support of crime investigation. Nizhny Novgorod, 2015, pp. 103—104. (In Russ.)

18. On the approval of the State Program of the Russian Federation "Ensuring Public Order and countering crime": decree of the Government of the Russian Federation no. 345 of April 15, 2014 (ed. of March 2, 2021). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 08.10.2022). (In Russ.)

19. On Amendments to Articles 2 and 11 of the federal law "On Operational Investigative Activities": federal law no. 202-FZ of June 28, 2022. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420331/ (accessed 05.11.2022). (In Russ.)

20. URL: https://10.5.0.16/csi/files/content/start/books/ text/txt495_202112.101.txt (accessed 11.11.2022). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 30.10.2022; одобрена после рецензирования 30.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.

The article was submitted 30.10.2022; approved after reviewing 30.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.