Научная статья на тему 'Оперативно-разыскные мероприятия при возникновении чрезвычайных обстоятельств'

Оперативно-разыскные мероприятия при возникновении чрезвычайных обстоятельств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
801
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательство / чрезвычайные обстоятельства / оперативно-разыскная деятельность / оперативно-разыскные мероприятия. / legislation / emergency circumstances / operational-search activity / operational-search activities.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елагин Александр Георгиевич, Киреев Михаил Павлович

В статье рассматривается проведение оперативноразыскных мероприятий правоохранительными органами при возникновении чрезвычайных обстоятельств, отдельные аспекты понятия «чрезвычайные обстоятельства», «оперативно-разыскные мероприятия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елагин Александр Георгиевич, Киреев Михаил Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operative-search activities in the event of an emergency

The article deals with the conduct of operationalsearch activities by law enforcement agencies in the event of emergencies, certain aspects of the concept of «emergency circumstances», «operational search activities».

Текст научной работы на тему «Оперативно-разыскные мероприятия при возникновении чрезвычайных обстоятельств»

УДК 34

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10425

Елагин Александр Георгиевич Alexander G. Elagin

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка Центра командно-штабных учений

Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8)

doctor of sciences (law), professor, professor of management units ensure the protection of public order of the Center of command and staff exercises

Management academy of the Ministry of the interior of the Russian Federation (8 Zoi and Aleksandra Kosmodemyanskih st., Moscow, Russian Federation, 125171)

E-mail: [email protected]

Киреев Михаил Павлович Mikhail P. Kireev

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Центра командно-штабных учений

Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8)

doctor of sciences (law), professor, рrofessor of department the management internal affairs agencies in special conditions of Center for command and staff exercises

Management academy of the Ministry of the interior of the Russian Federation (8 Zoi and Aleksandra Kosmodemyanskih st., Moscow, Russian Federation, 125171)

E-mail: [email protected]

Оперативно-разыскные мероприятия при возникновении чрезвычайных

обстоятельств

Operative-search activities in the event of an emergency

В статье рассматривается проведение оперативно- The article deals with the conduct of operational-

разыскных мероприятий правоохранительными орга- search activities by law enforcement agencies in the

нами при возникновении чрезвычайных обстоятельств, event of emergencies, certain aspects of the concept

отдельные аспекты понятия «чрезвычайные обстоя- of «emergency circumstances», «operational search

тельства», «оперативно-разыскные мероприятия». activities».

Ключевые слова: законодательство, чрезвычайные Keywords: legislation, emergency circumstances, обстоятельства, оперативно-разыскная деятельность, operational-search activity, operational-search activities. оперативно-разыскные мероприятия.

На фоне осложнившегося социального и эко- щих различные сферы жизни (экономическую,

номического диспаритета в российском обще- политическую, социальную, техногенную и т. д.)

стве все более распространенными становятся и затрагивающих целые регионы. Так, напри-

случаи, когда правоохранительным органам при- мер, систематические вооруженные нападения

ходится действовать в условиях, дезорганизую- на полицию, преступления террористической

© Елагин А.Г., Киреев М.П., 2018

направленности являются примерами чрезвычайных обстоятельств на Северном Кавказе, а коррупционная компонента, затронувшая все сферы жизни современной России, позволяет нам говорить о возникших чрезвычайных обстоятельствах в стране в целом.

Обстоятельства, представляющие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, определяются главой 2 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» [1], Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2].

При чрезвычайных обстоятельствах (ЧО), возникающих в социальной сфере вследствие умышленных целенаправленных общественно опасных преступных деяний, основная роль отводится сотрудникам органов внутренних дел, обязанности которых определены в положениях Федерального закона «О полиции» [3].

При ЧО деятельность правоохранительных органов значительно отличается от обычной обстановки, в которой приходилось действовать до ее возникновения: работа сотрудников МВД России перестраивается кардинальным образом, с привлечением дополнительных сил и средств, специальной тактики и действий во взаимодействии с правоохранителями, с войсками Росгвардии [4], войсковыми подразделениями, то есть усилия уполномоченных органов и должностных лиц направляются на выполнение общей цели - раскрытие преступлений, выявление, установление и изобличение лиц, их совершивших.

В условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств одним из действенных механизмов в достижении данной цели выступает оперативно-разыскная деятельность, реализующаяся посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий, то есть системы взаимосвязанных организационных действий для решения конкретных задач. Целью проведения оперативно-разыскных мероприятий при возникновении чрезвычайных обстоятельств является получение оперативной информации, эффективное проведение оперативно-поисковых, оперативно-технических и разведывательных мероприятий [5].

В научной юридической литературе понятие «оперативно-разыскное мероприятие» до сегодняшнего дня носит дискуссионный характер. Данную дефиницию раскрывает целый ряд ученых: О.В. Фирсов, К.К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сур-

ков, А.Е. Чечетин, А.Н. Халиков, А.Ю. Шумилов и др. [6, с. 200; 7, с. 168; 8, с. 139; 9, с. 21; 10, с. 6].

Большинство ученых, позиции которых мы разделяем, определяют оперативно-разыскное мероприятие как действия, комплекс скоординированных действий, форму осуществления оперативно-разыскной деятельности негласными и гласными средствами в целях выявления, раскрытия и расследования преступлений.

В связи с этим, по нашему мнению, для устранения научной полемики по вопросу дефиниции «оперативно-разыскное мероприятие» целесообразно ее законодательно закрепить.

Авторы статьи не избежали участия в дискуссии, предлагая следующее определение: оперативно-разыскное мероприятие - это комплекс действий, осуществляемых специальными субъектами оперативно-разыскной деятельности гласными и негласными способами в соответствии с законодательством и правовыми принципами в целях предупреждения, выявления, раскрытия преступных деяний.

Пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет события или действия, создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, как основание для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Данная работа представляет собой особый вид юридической деятельности и носит правовой характер. На нее распространяются основные положения уголовной политики, изложенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [11].

Закрепляя в статьях 1, 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обязанность оперативных подразделений «выявлять и устанавливать» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, законодатель подчеркивает значимость для выполнения указанных задач именно негласных методов раскрытия преступлений, имеющихся у оперативных служб. В современных криминогенных условиях, когда в России ежегодно регистрируется от двух до трех миллионов преступлений, преступления зачастую носят замаскированный, изощренный характер, заранее планируются, в связи с чем акцент законодателя на использовании негласных методов становится понятным. Как свидетельствует практика, оперативными сотрудниками в ходе проведения оперативных мероприятий в большей степени применяются в комплексе все их указанные формы, отмеченные в статье 6 Фе-

дерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», как правило, негласно, но они могут осуществляться и гласно, то есть открыто.

По нашему мнению, проведение оперативно-разыскных мероприятий, если подходить к этой деятельности с позиций рациональных методов познания, представляет собой особый вид решения сложных мыслительно-действенных задач. При их решении оперативные работники сталкиваются не только с недостаточностью, а иногда и с противоречивостью информации, с элементами внезапности и другими особенностями, присущими оперативно-разыскной деятельности. В частности, опосредствованное получение информации через специальный аппарат требует применения специальных методов ее анализа и оценки, сопоставления с информацией, полученной от других источников.

По нашему мнению, проведение оперативно-разыскных мероприятий при возникновении чрезвычайных обстоятельств относится к тем немногим видам правоприменительной практики, к которым в полной мере применимо понятие борьбы, предполагающей действие и противодействие. Раскрывая сущность противодействия, которое в сфере борьбы с преступностью нередко принимает самые разнообразные формы, проведение оперативно-разыскных мероприятий мы рассматриваем как систему приемов и методов, при помощи которых обеспечивается их наиболее целесообразное и эффективное осуществление.

Нам представляется, что оперативно-разыскные меры при чрезвычайных обстоятельствах, из числа перечисленных в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», должны применяться в зависимости от чрезвычайных условий, послуживших конкретными чрезвычайными обстоятельствами.

Криминальные чрезвычайные условия, присущие той или иной отдельной группе правонарушений, отличаются от конкретных чрезвычайных обстоятельств, при которых они были совершены. Соответственно, при массовых беспорядках они характеризуются одними признаками, при попытках насильственного изменения конституционного строя - другими, при эпидемиях, эпизоотиях - третьими и т. д.

Так, например, при массовых беспорядках, получивших в современных условиях наибольшее распространение, оперативные службы посредством оперативно-разыскных мероприятий выявляют характеристики толпы и личности от-

дельных субъектов, возможности их вооружения, объекты нападения толпы и т. д.

Организация и проведение оперативно-разыскных мероприятий, являющихся в условиях режима постоянными, систематическими неотъемлемыми действиями по пресечению террористической опасности, контртеррористической операции. Это связано с тем, что с 90-х годов прошлого столетия Республики Северного Кавказа остаются центром террористической активности, дестабилизирующим жизнедеятельность всей страны. Вместе с тем, нельзя не отметить проблемные аспекты проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов на Северном Кавказе, имеющиеся существенные затруднения, вызванные противоречиями социальных традиций, обычаев и правовых норм. De jure в деятельности правоохранителей доминирует правовая норма, а de facto - социальные или моральные нормы. Кроме того, менталитет жителей Северного Кавказа, детерминированный исторически сложившимися традициями и обычаями, адатами (неписаными законами), а в целом - правовым нигилизмом, отличается высокой эмоциональностью, самостоятельностью, осуждением трусости и предательства.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий при ЧО на должном уровне крайне проблематично, так как осложняется рядом специфических факторов. Работа оперативных подразделений направлена не только на решение задач по предотвращению или раскрытию конкретного преступления, а на целостную нормализацию жизнеобеспечения, недопущения повторного возникновения негативных обстоятельств, что также является характеристикой одной из особенностей проводимых оперативно-разыскных мероприятий при чрезвычайных обстоятельствах.

Тем не менее оперативно-разыскные мероприятия предполагают, во-первых, получение первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес; во-вторых, ее проверку, принятие решения о ее использовании; в-третьих, фиксацию полученной и проверенной оперативно-разыскной информации и ее использование в целях раскрытия или предупреждения правонарушений.

Так, например, в практике оперативных сотрудников в целях получения информации в ходе проведения оперативных мероприятий в большей степени применяются: опрос как форма беседы (общения) - открытый или с соблю-

дением мер конспирации; наведение справок, то есть получение необходимых для решения задач ОРД данных от предприятий, организаций, органов власти, общественных организаций, граждан. Однако при наведении справок следует иметь в виду установленные законодательством Российской Федерации специальные режимы сбора, хранения и распространения. Например, информация, касающаяся тайны предварительного следствия (ст. УПК РФ, 137 УК РФ), банковской тайны и тайны вкладов (ст. 857 ГК РФ, ст. 183 УК РФ, ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»), медицинской тайны (ст. 61 и ч. 3 ст. 35 Основ законодательства об охране здоровья граждан) и др.

Однако подобная информация может быть получена как с элементами конспирации, так и открыто. Критерий формы проведения оперативно-разыскного мероприятия (гласно или негласно) определяется не только сотрудником оперативного подразделения, но и с учетом условий, обстоятельств и цели мероприятий.

Нам представляется, что в случае проведения гласного ОРМ к числу оперативно-разыскных мероприятий его относить нет необходимости, поскольку не имеет места сокрытие факта проведения ОРМ, лиц, его осуществляющих.

Наиболее значимым и существенным оперативным мероприятием при чрезвычайных обстоятельствах, по нашему мнению, являются:

- наблюдение, представляющее целенаправленное, систематическое, непосредственное визуальное или опосредованное (с использованием оперативно-технических средств) восприятие и фиксацию значимых для ОРД явлений, событий, фактов, процессов;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовой корреспонденции;

- прослушивание телефонных переговоров людей, причастных к условиям возникновения чрезвычайных обстоятельств. Следует отметить, что при возникновении чрезвычайных обстоятельств [12] допускается ограничение прав и свобод человека. По нашему мнению, допустимое ограничение прав и свобод граждан - это вынужденное, необходимое, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства. Правомерность ограничений признается и в международных актах на определенных основаниях и с благими целями [13-15].

Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается и ча-

стью 3 статьи 55, статьями 19, 23, 55, 74, 79 и 133 Конституции РФ, что обусловлено целями защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К конституционным основам института ограничения прав и свобод относятся также положения части 1 статьи 56 Конституции РФ, регулирующей режим чрезвычайного положения, с указанием пределов срока их действия и только в соответствии с федеральным конституционным законом, в то время как ограничения по части 3 статьи 55 Конституции РФ могут вводиться федеральным законом без каких-либо правовых ограничений, то есть без указания сроков и пределов такого ограничения.

Высказываемые по этому вопросу в юридической литературе позиции являются раз-нополярными, свидетельствующими о наличии различных подходов к этой проблеме. Представляется справедливой точка зрения С.Н. Бабурина, который вполне обоснованно указал, что «в отличие от подхода к чрезвычайному положению, Конституция не содержит для территорий военного положения каких-либо изъятий в ограничении прав и свобод» [16]. Точка зрения обоснована тем, что в статье 87 Конституции РФ, устанавливающей основания объявления Президентом РФ военного положения, не содержится прямого упоминания о возможности ограничения при этом прав и свобод граждан, как это, например, непосредственно закреплено в статье 56 Конституции РФ для чрезвычайного положения.

Вместе с тем, несмотря на вышеизложенное, вопрос все еще остается дискуссионным и требует дополнительных исследований.

Как мы видим, чрезвычайное обстоятельство - это всегда негативное событие, вызванное массовыми беспорядками и приводящее к гибели людей или угрозе их жизни и здоровью, материальному ущербу юридическим лицам, гражданам и окружающей природной среде на определенной территории.

Эффективное проведение оперативно-разыскных мероприятий при возникновении чрезвычайных обстоятельств направлено на предупреждение нарушений общественного порядка, обеспечение нормальной жизнедеятельности населения (предупредительные и запретительные меры); выявление правонарушений; обеспечение гарантий прав граждан и организаций; критерии ответственности субъектов, вступающих в правоотношения.

Примечания

Notes

1. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Российская газета. 2001. 2 июня.

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Российская газета. 1994. 24 декабря.

3. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. 8 февраля.

4. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 41, ст. 5802.

5. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Российская газета. 1995. 18 августа.

6. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий. М., 1997.

7. Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие. М.: Норма; ИНФРА-М., 2011.

8. Халиков А.Н. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. М., 2007.

9. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий. М., 2006.

10. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: учебно-практическое пособие: в 2 кн. Кн. 2: Оперативно-розыскные мероприятия и меры. М., 2008.

11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Российская газета. 2009. 19 мая.

12. О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 г № 35-ФЗ // Российская газета. 2006. 10 марта.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 (в ред. ФЗ РФ от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ) // Российская газета. 2006. 29 июля.

14. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

15. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) // Ведомости Верховного Совета СССР 1976. № 17, ст. 291.

16. Бабурин С.Н. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. № 1.

1. On the state of emergency: the federal constitutional law of the Russian Federation of May 30, 2001 no. 3-FKZ. Rossiyskaya gazeta, 2001, June 2. (In Russ.)

2. On the protection of the population and territories from natural and man-made emergency situations: federal law of the Russian Federation of December 21, 1994 no. 68-FZ. Rossiyskaya gazeta, 1994, December 24. (In Russ.)

3. On the police: federal law of February 7, 2011, no. 3-FZ. Rossiyskaya gazeta, 2011, February 8. (In Russ.)

4. On the Federal service of troops of the national guard of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of September 30, 2016 no. 510. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 41, art. 5802. (In Russ.)

5. On the operational-search activity: federal law of August, 1995 no. 144-FZ (as amended on 06.07.2016). Rossiyskaya gazeta, 1995. August 18. (In Russ.)

6. Goryainov K.K., Kvasha Yu.F., Surkov K.V. Federal law «On operative-search activity»: commentary. Moscow, 1997. (In Russ.)

7. Firsov O.V. Legal foundations of operational-search activities: textbook allowance. Moscow: Norma; INFRA-M Pabl., 2011. (In Russ.)

8. Khalikov A.N. Legal foundations of operative-search activity: lecture course. Moscow, 2007. (In Russ.)

9. Chechetin A.E. Actual problems of the theory of operational-search measures. Moscow, 2006. (In Russ.)

10. Shumilov A.Yu. Operative-search activity: questions and answers: educational-practical guide: in 2 books. Book. 2: Operative-search activities and measures. Moscow, 2008. (In Russ.)

11. On the National security strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation no. 683 of December 31, 2015. Rossiyskaya gazeta, 2009, May 19. (In Russ.)

12. On counteracting terrorism: federal law of March 6, 2006, no. 35-FZ. Rossiyskaya gazeta, 2006, March 10. (In Russ.)

13. On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal law «On ratification of the Council of Europe Convention on the prevention of terrorism» and the Federal law «On countering terrorism»: federal law of July 27, 2006 no. 153-FZ (in the ed. of the Federal law of June 5, 2007 no. 87-FZ). Rossiyskaya gazeta, 2006, July 29. (In Russ.)

14. Universal declaration of human rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948). Rossiyskaya gazeta, 1998, December 10. (In Russ.)

15. International covenant on civil and political rights (adopted by General Assembly resolution 2200 A (XXI) of December 16, 1966). Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR, 1976, no. 17, art. 291. (In Russ.)

16. Baburin S.N. The Constitution of the Russian Federation on the foundations and limits of restrictions on the rights and freedoms of man and the citizen. Legislation and economics, 2005, no. 1. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.