Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Араев Олег Николаевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с содействием граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, и соответствующие мероприятия по раскрытию преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL-SEARCH CHARACTERISTICS ASSISTANCE OF CITIZENS TO BODIES IMPLEMENTING OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

This article examines the issues related to the implementation of assistance by citizens to the bodies engaged in operational-search activities and the corresponding measures to solve crimes.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК: 343.985 DOI 10.53039/2079-4401.2021.6.4.013

ББК: 67.51 © О.Н. Араев, 2021

Научная специальность: 12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Олег Николаевич Араев,

оперуполномоченный УУР ГУ МВД России по Алтайскому краю, магистрант Академии управления МВД России Контакты: ул. Клыкова, д. 134, Элиста, Россия, 358000

E-mail: araev75@rambler.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с содействием граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, и соответствующие мероприятия по раскрытию преступлений.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, преступность, конфиденциальное содействие, оперативные подразделения, содействие граждан

OPERATIONAL-SEARCH CHARACTERISTICS ASSISTANCE OF CITIZENS TO BODIES IMPLEMENTING OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

Oleg N. Araev,

operative of the Criminal Investigation Department of the Main Directorate of the Ministry of the Interior of the Russian Federation for the Altai territory, master's student at the Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Klykova, d. 134, Elista, Russia, 358000

Abstract. This article examines the issues related to the implementation of assistance by citizens to the bodies engaged in operational-search activities and the corresponding measures to solve crimes.

Keywords: operational-search activity, operative investigative bodies, crime, confidential coactivity, operational units, assistance of citizens

Для цитирования: Араев О.Н. Оперативно-разыскная характеристика содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность // Современная наука, 2021. №2 4. С. 69-75. DOI: 10.53039/20794401.2021.6.4.013

Обеспечение общественной безопасности, под которой понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества, в том числе от преступных посягательств, обозначается как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности. В соответствии с этим правоохранительные органы призваны осуществлять комплекс мер, надежно защищающих конституционные права и свободы граждан.

Об опасности преступных проявлений для общества говорится в Концепции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным [1] 20 ноября 2013 г. и действовавшей до 2020 года включительно. В рамках реализации данного документа стратегического планирования осуществлен комплекс мер, направленных

на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, на предупреждение, ликвидацию и минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В результате в сфере борьбы с преступностью наметилась устойчивая позитивная тенденция. За период с 2014 по 2020 год отмечается снижение общего количества зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких уголовно наказуемых деяний. В настоящее время проводится работа, направленная на подготовку проекта Концепции общественной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в которой будут учтены новые вызовы и угрозы общественной безопасности. Для обеспечения реализации вышеуказанной государственной программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1900-79 утвер-

ждена программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», среди целевых индикаторов и показателей которой необходимо выделить «Количество (остаток) не-разысканных без вести пропавших граждан ...» и «Доля тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений».

Важность борьбы с преступностью обусловлена тем, что для нормального функционирования его институтов, обеспечения безопасности как общества в целом, так и конкретных граждан в частности, необходимо своевременно выявлять и ней-трализовывать преступные угрозы. В то же время в случае совершения преступлений необходимо принять незамедлительные меры по установлению причастных к ним лиц для последующего привлечения их к уголовной ответственности, восстановления социальной справедливости и компенсации материального ущерба [1].

Правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел, в компетенцию которых входит борьба с преступностью, располагают широким арсеналом средств и методов для ее реализации. Среди них особое место занимает институт содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (далее - институт содействия), который, несмотря на развитие технических и иных средств получения оперативной информации, не утратил своей актуальности.

При неудовлетворительном состоянии института содействия деятельность оперативных подразделений основывается во многом на удачном стечении обстоятельств и неминуемо скатывается на путь самотека и разбора мелких уголовных дел. В случае же его нормального функционирования оперативные подразделения получают неоценимую помощь при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), а также регулярно получают большой массив точной и своевременной оперативно значимой информации, необходимой для решения задач в части борьбы с преступностью.

Для понимания самого рассматриваемого содействия необходимо определиться с понятием оперативно-разыскной деятельности. Так, согласно сведениям, используемым в открытых источниках, в том числе представленных в сети Интернет, ОРД - это мероприятия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами с целью выявить, пресечь или раскрыть преступление, отыскать скрывающихся и пропавших без вести людей, установить имущество, под-

лежащее конфискации, добыть информацию о событиях и деяниях, опасных для государства [2].

В 2020 году исполнилась четверть века с того момента, когда Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») впервые в истории осуществлено целостное правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности [3]. Данный закон, принятый Государственной Думой Российской Федерации 5 июля 1995 года, отменил принятый Верховным Советом РСФСР 13 марта 1992 года Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Предшествовавший закон впервые на законодательном уровне определял правовые и организационные начала рассматриваемого вида правоохранительной деятельности государства. До 1992 года организация и тактика ОРД регламентировались подзаконными ведомственными нормативными правовыми актами. Использование возможностей рассматриваемой деятельности по борьбе с преступностью было предусмотрено ч. 1 ст. 118 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, в соответствии с которой на органы дознания возлагалось принятие необходимых оперативно-разыскных и иных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших [4].

Оперативно-разыскная деятельность является не стадией уголовного судопроизводства (уголовного процесса), а самостоятельным видом деятельности оперативных подразделений исполнительных органов государственной власти Российской Федерации. Основная особенность данной деятельности заключается в использовании компетентными государственными органами и их должностными лицами преимущественно негласных возможностей в целях реализации конкретных задач.

Правовую основу ОРД составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

другие федеральные законы и законы Российской Федерации, имеющие отношение к регламентации ОРД;

иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Основные положения правовой основы содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, указаны в главе 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (специальная глава, содержащая две статьи (ст. 17 и ст. 18), в которых важное место отводится социальной и правовой защите граждан, содействующих проведению ОРД).

Правовую основу рассматриваемого института содействия также составляют другие федеральные законы, к которым следует отнести законы, регулирующие общественные отношения, возникающие и действующие в сфере ОРД, а именно Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральный закон «О полиции». К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти как составной части правовой основы рассматриваемого содействия можно отнести:

указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 года № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»);

постановления Правительства Российской Федерации (от 4 сентября 1995 года № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», от 1 июля 1996 года № 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности»);

нормативные акты органов, осуществляющих ОРД, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий.

В целях формирования положительного восприятия населением отдельных положений ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ведомственные нормативные правовые акты рекомендуют постоянно нацеливать личный состав оперативных подразделений на поиск дополнительных источников получения оперативной информации, через средства массовой информации регулярно осуществлять соответствующую разъяснительную работу, в том числе о законных правах граждан на оказание добровольного (гласного, анонимного, на возмездной и безвозмездной основе) содействия оперативным подразделениям, в частности ОВД, в борьбе с преступностью, о предусмотренных федеральным законом гарантиях по обеспечению по их желанию конфиденциальности оказываемого содействия [5].

Необходимо отметить, что сведения об организации и тактике содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, относятся к категории сведений, составляющих государственную тайну, в связи с чем некоторые нормативные акты ведомственного характера издаются с соответствующими грифами ограниченного доступа к информации, и доступ к ним имеют соответствующие сотрудники и руководители оперативных подразделений, а также должностные лица государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за ОРД, при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Органы, осуществляющие ОРД, являются составной частью субъектов ОРД, а именно оперативные подразделения нижеперечисленных федеральных органов исполнительной власти, которым в соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляется право на осуществление ОРД:

органов внутренних дел Российской Федерации;

органов федеральной службы безопасности Российской Федерации;

федеральных органов государственной охраны Российской Федерации;

таможенных органов Российской Федерации; службы внешней разведки Российской Федерации;

федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

Приведенный перечень государственных органов, осуществляющих ОРД, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом (ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Перечень оперативных подразделений, непосредственно осуществляющих ОРД, а также их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители вышеуказанных государственных органов [6].

Оперативные подразделения, в свою очередь, делятся на осуществляющие ОРД в полном объеме, включая работу с лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе, а также на осуществляющие ОРД в ограниченном объеме, определяемом спецификой соответствующего подразделения.

В органах внутренних дел Российской Федерации перечень оперативных подразделений определяет Министр внутренних дел. В настоящее время ОРД в полиции в полном объеме осуществляют следующие подразделения: уголовного розыска;

экономической безопасности и противодействия коррупции;

по противодействию экстремизму; обеспечения собственной безопасности; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и др. [7].

В органах ФСБ ОРД реализуют ее территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы.

В структуре Государственного таможенного комитета также функционируют оперативные подразделения, осуществляющие борьбу с таможенными преступлениями.

Органами внешней разведки ОРД осуществляется только в целях их собственной безопасности.

В Министерстве юстиции Российской Федерации ОРД осуществляется оперативными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системы. ОРД в системе исполнения наказания осуществляют оперативные подразделения, подразделения безопасности и подразделения по оперативно-техническим мероприятиям.

В практическом плане приведенный анализ законодательных актов, регулирующих ОРД по борьбе с преступностью, состоит в том, что оперативно-разыскные силы, средства и методы, используемые оперативными подразделениями субъектов ОРД, в настоящее время должны быть направлены на создание максимально эффективной системы

противодействия преступности путем предупреждения и раскрытия наиболее опасных преступлений, на активизацию борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, незаконной миграцией, организованной преступностью и другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Специфика ОРД заключается в том, что основная часть ОРМ, являющихся средством сбора оперативно-разыскной информации, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» носит негласный характер. Своеобразны и источники информации в процессе ОРД.

Непосредственное осуществление ОРД связано с использованием соответствующих сил, средств и методов. В контексте рассматриваемого вопроса отметим, что к силам ОРД относятся оперативные подразделения, должностные лица оперативных подразделений, которые непосредственно организуют и осуществляют ОРД, а также граждане, привлекаемые к проведению ОРМ на конфиденциальной основе. Методы ОРД - это выработанные практикой ОРД специальные приемы выявления и изучения лиц, занимающихся преступной деятельностью или причастных к совершению преступлений, а также выявления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и предупреждения преступлений. Выделяется один из методов - агентурный метод, предполагающий получение оперативно-разыскной информации и решение задач ОРД путем использования возможностей отдельных лиц на конфиденциальной основе. Без участия и помощи населения успешная борьба с преступностью немыслима. Ценность оперативного сотрудника полиции определяется ценностью лиц, оказывающих ему конфиденциальное содействие.

Главной целью использования содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, т.е. их негласных возможностей, является борьба с общеуголовной преступностью, а именно - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении ОРМ при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий. Содействие включает в себя сбор и получение оперативно-разыскной информации, представляющей для органов внутренних дел оперативный интерес, действия по использованию добытых сведений для подготовки и проведения ОРМ.

Негласные возможности позволяют своевременно выявлять преступные намерения отдельных лиц и преступных группировок, предотвращать замышляемые и подготавливаемые преступления, раскрывать замаскированные преступления и преступления, совершенные в условиях неочевидности.

Для достижения указанной цели лица, оказывающие содействие, под руководством оперативных сотрудников решают разнообразные частные оперативно-тактические задачи, что в конечном счете сводится к решению задач, закрепленных в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Если в прошлом негласное сотрудничество граждан с оперативными подразделениями ОВД осуществлялось на основе закрытых ведомственных актов МВД России, то сейчас право органов, осуществляющих ОРД, на привлечение граждан к такой форме содействия и право граждан на это закреплены в ст.ст. 6, 15, 17, 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1]. Таким образом, закон признает социальную необходимость и значимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность [8]. Согласно ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» лица с их согласия могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД.

Значительную часть разведывательно-поисковых данных о противоправной деятельности преступных организаций и сообществ оперативные сотрудники получают от негласных сотрудников. Оперативно-значимая информация, получаемая в процессе осуществления ОРД, бывает различной по объему, диапазону применения, противоречивой, неполной, с учетом числа и особенностей ее первоисточников.

Если оперативная информация, поступившая от конфидентов, не подтверждается из других источников, либо если таковых не имеется вовсе, а искомые сведения представляют для раскрытия преступления существенный интерес, имеет смысл провести дополнительные оперативные мероприятия по ее проверке.

Желаемого эффекта от проведения ОРМ с участием конфидентов можно достичь лишь в тех случаях, когда обеспечивается зашифровка как ОРМ, так и их участников.

Основная особенность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, заключается в использовании компетентными государственными органами и их должностными лицами преи-

мущественно негласных возможностей в целях реализации конкретных задач. Единственным вполне надежным средством, обеспечивающим осведомленность оперативного подразделения, являются конфиденты. Конфиденты (негласные сотрудники различных категорий) - важнейшая и совершенно незаменимая составляющая сил ОРД. Без конфидентов ОРД как таковая перестает существовать. Именно использование конфидентов придает ОРД качество, отличающее ее от других видов юридической деятельности.

Федеральным законом «О полиции» (п. 34 ст. 13) предусмотрено, что полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе.

Проверенным методом решения наиболее сложных задач выявления, предупреждения и раскрытия наиболее тяжких преступлений является содействие граждан органам, осуществляющим ОРД. Указанная норма закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел (оперативным подразделениям) в решении задач по борьбе с преступностью [9]. Правовой основой ОРД признается социальная необходимость и значимость такого сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органа внутренних дел (оперативного подразделения). Таким образом, реализация данного права возможна только при обоюдном согласии. Без такого участия и такой помощи населения борьба с преступностью не представляется возможной.

В частности, в ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены общие положения: понятие и сущность содействия лиц органам, осуществляющим ОРД, их обязанности (сохранять в тайне ставшие известными сведения, не предоставлять ложную информацию, условия заключения контракта с содействующими лицами, запрет на использование конфиденциального содействия по контракту лиц определенных категорий (депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и др.). В свою очередь, ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», регламентирующая социальную и правовую защиту лиц, осуществляющих ОРД, например, сведения о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе,

OPEN Q ACCESS

относит к государственной тайне. Они могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом.

Именно на основе негласности, применения иных мер защиты базируется эффективность действий и безопасность конфидентов. Только оперативным подразделениям разрешено устанавливать правоотношения с лицами на условиях конфиденциальности, которая обеспечивается специальной законодательной и ведомственной нормативной правовой регламентацией, подробно регулирующей практически все действия, составляющие ее содержание. Это обстоятельство указывает на самостоятельный характер данного вида деятельности. Законодатель особо отметил, что только отдельные лица могут быть привлечены к подготовке и проведению ОРМ. Это означает, что привлечение к негласному сотрудничеству происходит сугубо индивидуально. Единственным основанием привлечения лица к содействию или сотрудничеству является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и задач ОРД. По желанию лица его содействие оперативно-разыскному органу может носить как конфиденциальный, так и гласный характер. Для получения согласия любого лица на конфиденциальное содействие оперативное подразделение (оперативный сотрудник) не вправе использовать психологическое или физическое насилие.

Конфиденциальность (от лат. Confidential) -доверие, свойство, предполагающее сохранение чего-либо в тайне от посторонних. В ОРД это специфическое конспиративное (секретное) правовое правоотношение между двумя сторонами - оперативным подразделением и гражданином, давшим согласие на сотрудничество. Конфиденциальность характеризуется наличием определенных прав и обязанностей у обеих сторон, а также ответственности.

Таким образом, понятия «конспирация» и «конфиденциальность содействия органам внутренних дел» не только базируются на понятии тайны, но и становятся взаимосвязанными через общие с государством задачи по борьбе с преступностью и обеспечением прав и свобод отдельно взятого гражданина. Конфиденциальность, следовательно, соблюдение конспирации необходимо обеспечивать не столько в силу желания конфидента, сколько четкого указания на это законодателя. Чувство самосохранения диктует ему необходимость в любом случае стремиться к содержанию в тайне суще-

ствующих между ним и оперативным подразделением отношений.

Принцип конспирации означает и особый порядок получения, оформления и хранения оперативной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебной документацией. ОРД, включающая в себя конфиденциальное содействие граждан, казалось бы, в 1995 г. (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») и в 2011 г. (ФЗ «О полиции») получила законодательную регламентацию и перестала быть предметом идеологических и догматических спекуляций. Но данные законы всего лишь делегируют субъектам ОРД право ведомственного регулирования многообразных организационно-тактических и методических вопросов ОРД, носящих конспиративный характер. При этом ни ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ни ФЗ «О полиции», ни ведомственные нормативные правовые акты, определяя правовой статус лица, оказывающего конфиденциальное содействие, не содержат конкретных правовых механизмов, касающихся обеспечения гарантий большинства обязательств государства по правовой и социальной защите [1].

Решение затронутых проблем требует продолжения дискуссии и дальнейших исследований, однако их учет в практике оперативными подразделениями, как представляется, будет полезным.

В современных условиях, несмотря на постоянно повышающийся оперативно-технический потенциал оперативных подразделений ОВД, содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, является основным инструментом в раскрытии замаскированных и латентных, в том числе серийных преступлений. Как показывает практика, у государства фактически нет иного эффективного средства контроля состояния преступности в стране. Поэтому совершенствование института содействия граждан в целом, планомерное создание высококвалифицированного аппарата конфидентов, способного раскрывать тяжкие и особо тяжкие преступления, являются основополагающими направлениями в деятельности оперативных подразделений ОВД.

Необходимость содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, их непосредственное нахождение в криминальной среде обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря негласной, конспиративной деятельности граждан в криминальной среде становится возможным получе-

ние сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Необходимость использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, не вызывает сомнений. В то же время современные условия борьбы с преступностью предъявляют повышенные требования к лицам, оказывающим конфиденциальное содействие ОВД.

Литература:

1. Рудой А.В. Содействие граждан оперативным подразделениям как основа оперативно-розыскной деятельности // Вестник экономической безопасности, 2016. № 4.

2. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. Москва: ИНФРА-М, 2004.

3. Рудой А.В. Нормативное правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность // Вестник Московского университета МВД России, 2016. № 7.

4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель-

ности»: научно-практический комментарий / под ред. А.С. Бахты. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ДГСК МВД России, 2014.

5. Хазов Е.Н., Богданов А.В. Анонимное содействие граждан в решении задач ОРД (проблемы, суждения, пути решения) // Вестник Московского университета МВД России, 2009. № 5.

6. Владимиров С.И. К вопросу о дефиниции «Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел» // Актуальные проблемы российского права, 2017. № 6 (79).

7. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // Российская газета. № 177. 03.08.2012.

8. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под общ. ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. - Москва: ЦОКР МВД России, 2009.

9. Шхагапсоева З.Л. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник. - Краснодар: Краснодарский университет, 2016.

л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.