УДК 316.34
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-21
О. С. Кошевой, С. Г. Фролов
ОПЕРАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Аннотация.
Актуальность и цели. В настоящее время органам местного самоуправления передано значительное количество государственных полномочий, кроме того, за муниципалитетами также закреплен большой спектр вопросов местного значения, требующих мер управленческого воздействия и применения технологии принятия решений, начальным этапом которого является диагностика социальной системы с целью выявления существующих в системе проблем. Задача разработки оперативной диагностики социальной сферы является актуальной, особенно для муниципальных образований. Цель работы - разработка методики оперативной диагностики социальной сферы муниципального района.
Материалы и методы. Использованы информационные ресурсы базы данных показателей муниципальных образований единого интернет-портала Рос-стата. При построении типологических групп муниципальных образований использовались методы иерархического кластерного анализа.
Результаты. Данная методика позволяет оперативно диагностировать социальную сферу муниципального района по интересующим исследователя показателям.
Выводы. Представлены примеры оперативной диагностики ряда муниципальных районов Пензенской области по следующим показателям: среднемесячной начисленной заработной плате, жилищному строительству и бытовому обслуживанию населения.
Ключевые слова: социальная сфера, муниципальный район, типология, показатели.
O. S. Koshevoy, S. G. Frolov
OPERATIONAL DIAGNOSTICS OF MUNICIPAL DISTRICT'S SOCIAL SPHERE
Abstract.
Background. At the present time, local governments are delegated a large number of state powers. Moreover, municipalities cover a wide range of issues requiring managerial measures and application of decision-making techniques. The initial stage of management and decision-making is social system examination aimed at exposure of existing system problems. The task to develop methods of operational examination of the social sphere is of particular relevance for municipal governance. The aim of this work is to develop techniques of operational diagnostics of the social sphere of municipal districts.
Materials and methods. The authors used informations from the database on municipalities of the unified web portal of Rosstat. When building typological groups of municipalities the researchers used methods of hierarchical cluster analysis.
Results. The present methodology allows to promptly examine a social sphere of a municipal district regarding indicators of interest.
Conclusions. The work offers examples of operational examination of a number of municipal districts of Penza region regarding the follwoing indicators: average monthly gross wages, housing construction and household services .
Key words: social services, municipal district, typology, indicators.
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление [1].
Наиболее полно сущность социальной сферы раскрывается путем включения в ее состав следующих компонентов: образование; здравоохранение; физкультура и спорт; туризм; социальная поддержка населения; жилищное и коммунальное обслуживание; бытовое обслуживание населения; кино и телевидение; экологическая безопасность; страхование жизни и здоровья; общественные организации и фонды; защита прав человека; религиозная деятельность.
Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы [2].
Состояние социальной сферы характеризуется значительным количеством разнообразных, зачастую взаимосвязанных факторов. Например, в документе «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанном в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Минэкономики России, семь разделов, охватывающих 39 показателей. И это касается только оценки уровня жизни населения. Если же рассматривать всю совокупность индикаторов социальной сферы, то размерность задачи может увеличиться до 200. В этом информационном поле построить замкнутую, асимптотически сходящуюся методику достаточно сложно [3].
Оценка социальной сферы не региона в целом, а конкретных муниципальных образований как территорий компактного проживания населения, производственной деятельности, мест пользования инфраструктурой - задача более сложная в связи с отсутствием информационной базы. Зачастую ее объем является недостаточным для проведения комплексных аналитических работ о социально-экономическом развитии. При этом на уровне муниципальных районов и городских округов минимальная информация еще формируется в рамках Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р [4], а уже по городским и сельским поселениям - по остаточному принципу.
Исходя из вышеизложенного, построить обобщенную методику диагностики социальной сферы любого муниципального образования не представляется возможным. Поэтому предлагается опробовать методику, исходя из наличия максимального набора данных в доступных информационных ресурсах Росстата по наиболее крупным муниципальным образованиям - муниципальным районам. Городские округа рассматриваться не будут в силу минимального количества и существенных отличий от муниципальных районов.
Общая структура муниципальных образований Пензенской области представлена в табл. 1.
Таблица 1
Общая структура муниципальных образований Пензенской области по состоянию на 01.01.2016
Наименование показателя Муниципальные образования
всего в том числе
муниципальные районы городские округа городские округа с внутригородским делением внутригородские районы внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения городские поселения сельские поселения
Наличие муниципальных образований, единиц 325 27 3 24 271
Исходя их существенного отличия муниципальных образований по площади территорий, населению, характеристикам местности осуществления диагностики, на первом этапе целесообразно произвести типологию муниципалитетов по выбранным критериям и далее в пределах выбранной типологической группы осуществлять диагностику социальной сферы.
В качестве объекта исследования выбраны 27 муниципальных районов.
Типология муниципальных районов выполнена с использованием инструментов кластерного анализа. В результате классификации установлено [5]:
- оптимальное число кластеров - семь;
- первый кластер - муниципальные районы: Башмаковский, Белинский, Колышлейский, Мокшанский;
- второй кластер - муниципальные районы: Спасский, Бековский, Вадинский, Иссинский, Камешкирский, Лопатинский, Малосердобинский, Наровчатский, Неверкинский, Пачелмский, Тамалинский;
- третий кластер - один муниципальный район (Бессоновский);
- четвертый кластер - муниципальные районы: Городищенский, Кузнецкий, Никольский;
- пятый кластер - муниципальные районы: Земетчинский, Лунинский, Сосновобрский, Шемышейский;
- шестой кластер - муниципальные районы: Каменский, Нижнеломов-ский, Сердобский;
- седьмой кластер - один муниципальный район (Пензенский).
Из представленной классификации видно, что наибольшее число муниципальных районов (11 из 27) сосредоточено во втором кластере. Это обстоятельство свидетельствует о том, что данные муниципальные районы определяют облик Пензенского региона как по территории, так и по населению и лесистости территории.
Два муниципальных района (Бессоновский и Пензенский) представляют собой отдельные кластеры, не объединившиеся с другими районами. Это можно объяснить спецификой данных муниципальных районов. Так, в частности, оба района являются территориями, примыкающими к городу Пензе, что обусловливает специфику социально-экономического положения данных районов в общей структуре муниципальных районов Пензенской области.
В качестве инструментального средства для оперативной диагностики социальной сферы муниципального района выбираем информационный ресурс «Показатели муниципальных образований», представленный на Едином интернет-портале Росстата [6]. Далее выбираем Пензенскую область и интересующую нас статистическую информацию, расположенную в соответствующей папке (рис. 1).
Рис. 1. Структура базы данных муниципальных образований
Далее в пределах определенных ранее типологических групп формируем статистическую информацию по тем или иным направлениям деятельности муниципального района. Преобразуем статистическую информацию в графический вид и, производя визуальное сравнение показателя по муниципальным районам выбранной типологической группы, формируем диагностический отчет о состоянии социальной системы по выбранному показателю.
В качестве примера оперативной диагностики социальной сферы рассмотрим некоторые из показателей социальной среды муниципальных районов, находящихся в шестом кластере. Это районы: Каменский, Нижнеломов-ский, Сердобский.
Динамика изменения среднемесячной заработной платы представлена на рис. 2.
|-Каменский Нижнеломовскмй ш ш "Сердобский
24000
J 22000
S 20000 £ 18000 5 16000 i 14000 | 12000 а- 10000
2013 2014 2015
Года
Рис. 2. Динамика заработной платы
Из рис. 2 видно, что по такому важнейшему показателю социальной среды, как заработная плата, рассматриваемые муниципальные районы находятся примерно в одинаковом положении. Чуть лучше ситуация с заработной платой наблюдается в Нижнеломовском муниципальном районе.
Следующий диагностируемый показатель - это состояние жилищного строительства. На рис. 3 представлена динамика строительства жилых домов.
^^^^Каменский - — Нижнеломовский ш ш Сердобский
16000 п-
" = 14000
2 ш
§: 1 12000
3 | 10000
^ а-
I | 8000
§ | 6000
| 4000
£ I 2000
с о
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Года
Рис. 3. Динамика строительства жилых домов
Из рис. 3 видно, что в Каменском и Нижнеломовском муниципальных районах ситуация со строительством жилых домов примерно одинакова. Хуже обстоит дело в Сердобском муниципальном районе. Что касается индивидуального строительства (рис. 4), то ситуация со строительством индивидуальных домов в исследуемых муниципальных районах к 2015 г. выравнивалась и стала примерно одинаковой.
^^^^Каменский Нижнеломовский ш ш Сердобский 14000 -
е 12000 -
£ й 10000 -
с °
| " 8000 -
¡5 6000 -
5 1 4000 -
с 2000 -0 -
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Года
Рис. 4. Динамика индивидуального строительства
На рис. 5 представлена динамика изменения числа объектов бытового обслуживания населения муниципальных районов в пределах исследуемой типологической группы.
Рис. 5. Динамика объектов бытового обслуживания населения
Из рис. 5 видно, что Нижнеломовский и Сердобский муниципальные районы существенно, практически в два раза, отстают по исследуемому показателю от Каменского района, что предполагает тщательное изучение причин сложившейся ситуации и, возможно, принятие соответствующего управленческого решения как со стороны федеральной власти, так и местного самоуправления.
Действуя аналогично, можно исследовать все совокупности показателей социальной среды, находящиеся в базе данных муниципальных образований, выявить проблемы и наметить пути их решения.
Библиографический список
1. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М. : Книжный мир, 2003. - 895 с.
2. Маркин, В. В. Консалтинг в социальной сфере. Юнита 1. Основы управления социальной сферой : рабочий учебник / В. В. Маркин, О. С. Кошевой, О. В. Осташков. - М. : Современная гуманитарная академия, 2007. - 102 с.
3. Симчера, В. М. Методы многомерного анализа статистических данных : учеб. пособие / В. М. Симчера. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 400 с.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р // СПС «Гарант».
5. Кошевой, О. С. Типология муниципальных районов Пензенской области как первый этап диагностики их социально-экономического положения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 14-15 апреля 2017 г.) / О. С. Кошевой ; под ред. В. И. Будиной, А. Н. Опекунова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2017.
6. Единый Интернет-портал Росстата. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/ (дата обращения: 31.01.2017).
References
1. Borisov A. B. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [The great economic dictionary]. Moscow: Knizhnyy mir, 2003, 895 p.
2. Markin V. V., Koshevoy O. S., Ostashkov O. V. Konsalting v sotsial'noy sfere. Yunita 1. Osnovy upravleniya sotsial'noy sferoy: rabochiy uchebnik [Consulting in social sphere. Unit 1. Social sphere management foundations: manual]. Moscow: Sovremennaya gumanitarnaya akademiya, 2007, 102 p.
3. Simchera V. M. Metody mnogomernogo analiza statisticheskikh dannykh: ucheb. poso-bie [Methods of multidimensional statistical data analysis: teaching aid]. Moscow: Finansy i statistika, 2008, 400 p.
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 6 maya 2008 g. № 671-r [Ordinance of the RF Government from 6th May 2008 № 671-r]. RRS "Garant".
5. Koshevoy O. S. Tipologiya munitsipal'nykh rayonov Penzenskoy oblasti kakpervyy etap diagnostiki ikh sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 14-15 aprelya 2017 g.) [Typology of municipal district of Penza region as the first stage of their socioeconomic status examination: proceedings of the International scientific and practical conference (Penza, 14th-15th April 2017)]. Penza: Izd-vo PGU, 2017.
6. Edinyy Internet-portalRosstata [Rosstat uniform web-portal]. Available at: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/ (accessed Jan. 31, 2017).
Кошевой Олег Сергеевич доктор технических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Koshevoy Oleg Sergeevich Doctor of engineering sciences, professor, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Фролов Сергей Геннадьевич начальник отдела, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Россия, г. Пенза, ул. Пушкина, 28)
Frolov Sergei Gennadievich Head of department, Penza territorial branch of the Federal State Statistics Service (28 Pushkina street, Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 316.34 Кошевой, О. С.
Оперативная диагностика социальной сферы муниципального района / О. С. Кошевой, С. Г. Фролов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 2 (42). -С. 214-220. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-2-21