УДК 336.7
Адова Е.А. студент 4 курса Огородникова Е.П., к.э.н.
доцент
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия, г. Оренбург OPEN BANKING И ПЕРВИЧНЫЙ API-ПОДХОД
Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие Open Banking как возможность третьим сторонам анализировать и использовать данные. Приведен пример создания данной концепции на примере Hellenic Bank
Ключевые слова: Open Banking, API-подход, третьи стороны, клиент.
Adova E.A. student
4th course of PLEKHANOVRussian University of economic Russia, Orenburg Ogorodnikova E.P. candidate of economic Sciencesassociate Professor
PLEKHANOV Russian University of economic Russia, Orenburg BANKING AND PRIMARY OPEN API APPROACH
Abstract: this article deals with the concept of Open Banking as an opportunity for third parties to analyze and use the data. An example of this concept on the example of Hellenic Bank.
Key words: Open Banking, The API approach, third parties, the client.
Сегодня нередко можно услышать такое словосочетание, как open banking. Это новая концепция, которая сформировалась на основе PSD2 и Open Banking Remedy. Это нужно, чтобы повысить качество клиентского обслуживания и дать возможность третьим сторонам использовать и анализировать данные банка. Делается это с помощью API (программнвй интерфейс из набора готовых функций или структур, которые предоставляется приложением или сервисом).[1].
Open Banking является одной из важнейших тем цифровой трансформации, преобразующих банки и формирующих новую экосистему игроков на финансовых рынках.
Open Banking и API несут с собой кардинальные изменения. Между тем как банковский бизнес ведётся сейчас и вёлся 30 лет до этого и тем, каким он будет в будущем - будет большая разница.[3].
Во-первых, это технологии. В традиционной банковской сфере сейчас наблюдается переход к цифровому банкингу. Технологии становятся
доступнее, они развиваются всё быстрее, объединяют всё больше людей.
Во-вторых, клиенты и их потребительский опыт, потому что сегодняшний клиент уже не тот, которым был 15 лет назад. Сегодня клиент -это новый клиент, он предъявляет новые требования, клиентский спрос изменился.
В-третьих, это социальные медиа, которые становятся основным каналом коммуникации. В настоящий момент все пользуются социальными медиа для коммуникации и дистрибуции.
Данное понятие можно рассмотреть на примере Hellenic Bank.
По словам руководителя цифрового банкинга и инноваций Натальи Киприанидес в апреле был сделан первый шаг в open banking проекте, который включал портал разработчиков API, который в свою очередь включал всеобъемлющую документацию и шесть открытых API. И все эти 6 открытых интерфейсов API соответствуют директиве PSD2.[2].
Они являются транзакционными API: есть один API для массовых платежей, он помогает клиентам выполнять массовые платежи; также есть еще один для единых платежей всех типов, чтобы клиенты могли переводить средства внутри банка или в любой другой банк мира. Разумеется, есть API для идентификации и кое-что, что называется отчетностью по счету; это данные клиента, которые будут переноситься в приложение платформы третьих лиц, либо в другую систему или службу.
Теперь, что касается партнерских отношений, то уже есть стратегия, и просто идет подготовка всего необходимого для того, чтобы банк мог обеспечить производственную среду наряду с процессом управления.
Итак, этот процесс управления будет очень похож на то, как если бы вы подтверждали созданное вами приложение в Google Play Store или iTune Store. В таком случае приложение должно пройти этапы рассмотрения и подтверждения. [2].
Был создан комитет по open banking, который будет проводить обзор этих продуктов с помощью третьих лиц для того, чтобы они могли тщательнее пройти через фильтр; процессом будут заниматься профессионалы, поэтому мы можем гарантировать, что продукт будет запущен, либо будет доступен.
Существует еще несколько подходов, которые также объединили маркетплейс таким образом, что на первом этапе маркетплейс будет интегрирован с каналом интернет-банкинга для бизнеса, в результате чего можно будет осуществлять кросс-продажу продуктов сторонних производителей клиентам. Но это было бы дополнением к тому, чтобы взять что-то реальное от третей стороны.[2].
Таким образом, одним из шагов будет утверждение и принятие какого-либо действия третьей стороной, а затем третья сторона сможет поддерживать его любым способом.
Второй шаг подтверждения — это сделать продукт доступным на маркетплейсе банка; это поможет третьей стороне получить прямой доступ к
нашим клиентам, а мы в свою очередь сможем помочь третьей стороне осуществить перекрестную продажу этих продуктов.
Таким образом, все проходит через фильтр, и отбор осуществляется очень внимательно.[2].
Использованные источники:
1. https://rb.ru/longread/chto-takoe-open-banking/ - Rusbase
2. https://cis.smebanking.club/natasha-kiprianidis-henenic-bank-ob-open-banking-i-pervichnom-api-podxode/ - CME Banking Club
3. https://bankinrussia.ru/news/open-banking/ - BankInRussia.ru